Чем заканчивается история древней греции. Упадок Древней Греции. Наука и знания

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

Греция находится на полуострове — земле, с трех сторон окру-женной Средиземным морем. Берега полуострова неровные. Далеко в море выдаются мысы , разде-ленные небольшими заливами — бухтами . Вокруг много остро-вов. Каждый грек с рождения видел море и не боялся его.

Бедность природ-ных ресурсов, недостаток плодородных земель определяли невысо-кий уровень жизни людей и побуждала их к поиску и освоению новых территорий, к развитию торговли, ремесленного производ-ства, совершенствованию продуктивных видов сельскохозяйствен-ных культур .

Море

Одним из важнейших природных факторов, оказавших влияние на развитие греческой истории и культуры, являлось море, с кото-рым была тесно связана жизнь большинства государств Греции. В Греции нет больших рек, удобных для плавания, поэтому море служило глав-ной дорогой древним грекам. Мо-ре заставляло греков активно развивать кораблестроение, рыбо-ловство, строить портовые сооружения. Корабли древних греков плавали от острова к остро-ву, от бухты к бухте, перевозя людей и грузы. Греки основали множество городов-колоний на островах и берегах Средиземного моря, а также на берегах Черного и Азовского морей .

Горы

Ещё одной важной особен-ностью природной среды Греции были многочисленные горы , через кото-рые нелегко проложить дороги. Они занимали значительную часть территории Древней Греции, разделяя соседние области и препятствуя образованию крупных государств.

Греки не были коренными жителями Балканского полуострова . Их предки пришли туда, вероятно, с севера — территории бассейна реки Дунай. Переселение происходило двумя основными волнами.

Первую — в конце 3-го тыс. до н. э. — составили греки-ахейцы, кото-рые во 2-м тыс. до н. э. создали государства, известные нам по ми-фам, историческим преданиям, археологическим материалам и па-мятникам древнейшего греческого письма.

Вторая волна пересе-ленцев пришла примерно через тысячу лет — в конце XIII — XII в. до н. э. — также с севера Балканского полуострова. Она состояла из греков-дорийцев, родственных ахейцам , но находившихся на более низком уровне развития — у них не было государственности, горо-дов, письменности. Под влиянием этого переселения сформирова-лось несколько групп греческих племён и несколько диалектов древнегреческого языка . Со временем образовалась единая древне-греческая народность.

  • Эгейская цивилизация , Крито-микенский период (конец III тыс. — XI в. до н. э.)
    • Минойская цивилизация на острове Крит (XXX-XII вв. до н. э.)
    • Элладская цивилизация на Балканском полуострове (XXX-XII вв. до н. э.)
    • Кикладская цивилизация (XXI-XIII вв. до н. э.)
    • Микенская цивилизация (XVI-XI вв. до н. э.).
  • Полисный период (XI-IV вв. до н. э.)
    • Тёмные века, или гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.)
    • Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)
    • Классический период (V-IV вв. до н. э.)
  • Эллинистический период (IV в. — 146 гг. до н. э.)

Тёмные века (гомеровский период)

На протяжении гомеровского периода, который именуют также «тёмными веками» (XI-IX вв. до н. э.) Греция пребывала в положении кризиса. О Греции этого времени повествуют по-эмы гениального поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» (см. Гомеровский вопрос ), являющиеся выдающимися произведениями мировой эпической литературы.

Архаический период

Вторичное вступление Греции в цивилизацию состоялось в архаическомпериоде древнегреческой истории (VIII-VI вв. до н. э.). Это время интенсивного развития страны, в ходе которо-го сформировался многочисленный слой крестьян и ремесленни-ков — мелких собственников, сумевших путём длительной борьбы со знатью добиться для себя политических и гражданских прав. Этот слой рядовых граждан — демос — начал играть в политической жизни всё более значимую роль. Формировались государства, в ко-торых под влиянием борьбы демоса с потомственной аристокра-тией закладывались демократические институты и традиции. Сло-жился характерный для античности общественно-экономический уклад, при котором преобладали мелкие крестьянские и ремеслен-ные хозяйства: они были основаны на труде самого хозяина и его домочадцев с привлечением труда рабов и в меньшей степени — на-ёмных работников.

Из-за нехватки плодородной земли, роста безземельного населе-ния, а также в связи с развитием ремесленного производства и тор-говли греки стали активно колонизировать побережье Средиземно-го и Чёрного морей. В результате на берегах Средиземноморья появилось множество новых самостоятельных государств, которые столетиями успешно развивались и способствовали распростране-нию греческой культуры среди племён скифов , сарматов, фракий-цев и кельтов .

Классический период

Быт и жизнь в Древней Греции

Занятия

Пока древнегреческие мужчины работали, ходили за покупками или встречались с друзьями, женщины оставались дома. Они проводили большую часть времени в гинекее. Женщины управляли всем хозяйством, заботились о детях и наблюдали за рабами, ткали шерсть и декоративные ткани, которыми украшали стены.

Одежда

Древнегреческие женщины носили одежду, которая называется хитон. На мужчинах был накинут длинный плащ — гиматий.

Еда

Обедали древние греки в андроне — гостиной для пиров. Рабы подавали еду . Среди еды у древних греков пользовались популярностью зажаренные осьминоги, жареный кабан, ячменный хлеб. Вино обычно смешивали с водой.

Дом

В домах, принадлежащим богатым древнегреческим семьям крыша была покрыта керамической черепицей. Кухня, андрон, ванная комната (с керамической ванной) находились на первом этаже. На втором — спальни и гинекей — женская часть дома. В центре дома был мощеный внутренний двор. Над ним располагался деревянный балкон. Во дворе был колодец и алтарь, возле которого семья каждое утро встречалась во время молитв.

Образование в Древней Греции

Мальчики из богатых древнегреческих семей начинали учиться в школе, когда им исполнялось семь лет. Их обучали чтению, письму, математике, музыке, поэзии, гимнастике и танцу. Древнегреческие девочки оставались дома, и их воспитанием занимались матери.

Путешествия в Древней Греции

Олимпийские игры

В Древней Греции популярным для мужчин времяпрепровождением было занятие гимнастикой. По всей стране проводились состязания. Наиболее значительными были Олимпийские игры. Они проходили раз в четыре года в Олимпии и были частью празднества в честь Зевса, верховного бога.

Основными спортивными видами на Олимпийских играх были бег, прыжки, кулачный бой, борьба, конные скачки, состязание на колесницах, метание диска и копья. В одном состязании мужчины должны были бежать в бронзовом шлеме, поножах и с тяжелым щитом.

Древнегреческий театр

В мировой истории первые великие пьесы были созданы древними греками. Они исполнялись в угоду богам во время религиозных празднеств. Эти праздники длились несколько дней, и лучшей пьесе присуждался приз.

Во время представления пьесы греческие актеры надевали раскрашенные маски, которые должны были отражать характер персонажа. Кран использовался для того, чтобы актеры, играющие роль богов, могли летать по воздуху. Все актеры были мужчинами, некоторые из них переодеты в женскую одежду.

На стене за сценой были нарисованы декорации для исполняемой пьесы. Перед сценой находилась круглая арена, называемая орхестрой. На ней группа актеров — так называемый хор — исполняла гимны и танцевала, поясняя происходящее на сцене. Возле орхестры располагался алтарь, который служит для жертвоприношений Дионису, богу вина и веселья. Судьи сидели впереди, на особых местах, а публика — на каменных скамьях, установленных на склоне холма. Материал с сайта

Наука в Древней Греции

География

Границы Ойкумены все время расширялись, мир был велик и раз-нообразен. Надо было осмыслить, что же представляет собой Земля, в разных частях которой побывали греческие ученые, торговцы, моряки и воины. В Древней Греции география стала наукой. Знания о земле рождались из наблюдений, из опыта путешествий, из сравнений новых явлений и географических объектов. Древнегреческие ученые дали географические описания всего известного им мира, составили карты , которыми люди пользовались в течение сотен лет. Древние греки правильно определили форму и раз-меры Земли.

Геродот

Отцом географии называют греческого ученого Геродота. Он по-дробно описал природу и жизнь народов тех мест, но которым пу-тешествовал в V веке до новой эры, собирал рассказы других путе-шественников. Геродот описал земли скифов, живших к северу от Черного моря, на нынешней территории южной России и Украи-ны. Великие реки Днепр , Дон и другие текли к морю через скиф-ские степи — бескрайние равнины , покрытые травами. Там пасли свои стада скифы-скотоводы, а севернее жили скифы-земледель-цы. С тех времен сохранились в степи курганы — холмы, насыпан-ные над могилами скифских вождей.

Эратосфен

Птолемей

Птолемей в труде, названном «География», описал как надо составлять карты, пере-числил названия около 8000 рек, гор, городов и других географи-ческих объектов.

Аристотель

Путешествуя, люди наблюдали, как меняются продолжительность дня и ночи, высота солнца на небе, погода . Древние греки правильно определили, что чем выше поднимается солнце на небе, тем более жаркая стоит погода. Греческое слово «климат» переводится как «уклон», угол, под которым сол-нечные лучи падают на землю. Аристотель выделил в пределах зем-ного шара один жаркий тепловой пояс , два умеренных, благоприят-ных для жизни, и два холодных пояса.

Астрономия

Греки думали, что Земля похо-жа на выпуклый диск или на щит воина. Посреди Земли находится Средиземное море, со всех сторон окруженное сушей, а вокруг всей суши течет огромная река Океан .

Но уже в V веке до н.э. древнегре-ческий ученый Пифагор высказал мысль о том, что Земля имеет фор-му шара. Другой греческий уче-ный, Аристотель, через сто лет су-мел доказать это, наблюдая тень от Земли на Луне во время лунного затмения . Тень была круглой, а значит, ее отбрасывала круглая Земля. Древнегреческий ученый Эратосфен первым сумел измерить радиус Земли.

Картинки (фото, рисунки)

  • Древняя Греция
  • Кносский дворец
  • Дельфины. Фреска из Кносского дворца
  • Троя. Реконструкция
  • Гомер
  • Званый обед в андроне (гостиной для пиров)
  • Дом, принадлежащий богатой греческой семье
  • Женщины в гинекее, где они проводили большую часть времени
  • Роспись на вазе: мальчик учится читать
  • Дискобол
  • Конные скачки
  • Атлет со шлемом, щитом и в поножах

История древней Греции кратко - это краткое содержание (описание, сообщение о древней цивилизации) эпохи всего большого раздела Древней Греции (а именно о население, религии, мифах древней Греции, о во йнах, о городах, о правителях и т.д., о чем вы можете прочитать чуть ниже )

  • Раздел - I - Описание о Древней Греции
  • Раздел - 2 - Природа и население древней Греции
  • Раздел - 3 - Мифы и религия древней Греции
  • Раздел - 4 - Греческие города-государства в VI веке до н.э
  • Раздел - 5 - Греко-персидские войны кратко
  • Раздел - 6 - Рабы в древней Греции
  • Раздел - 7 - Возвышение Афин в V веке до н. э
  • Раздел - 8 - Быт древних греков
  • Раздел - 9 - Античный театр древней Греции
  • Раздел - 10 - Античное искусство и наука древней Греции
  • Раздел - 11 - Держава Александра Македонского
  • Раздел - 12 - Древняя Эллада

Огромную роль в становлении человеческой цивилизации играет история Древней Греции, кратко о которой пойдет речь в этой статье. На сегодняшний день трудно встретить человека, ничего не знающего о древнегреческой культуре и истории. Именно это государство стало основоположником европейских ценностей, касающихся политики, философии, литературы и многого другого.



Если посмотреть на карту Древней Греции , то можно увидеть, что расположена она на юге Балканского полуострова. Граничила Греция с такими государствами, как Иллирия и Македония . Со временем ее территории увеличивались благодаря колонизации.

Для того, чтобы кратко рассмотреть историю Древней Греции, исследователи подразделяют ее на определенные периоды.





Про религию

Объединяющим звеном в древнегреческой культуре являлась религия. Главенствующее место занимал бог Зевс , являющийся царем всех остальных богов, а также людей. Местом обитания богов греки считали священную гору, называемую Олимп , где помимо Зевса обитали еще 11 божественных существ .

Это Гера, супруга Зевса - богиня семейного очага,

Бог Посейдон - покровитель водной стихии, морей и океанов.

У главного бога были сестры - богиня плодородия, которую звали Деметра, и Гестия , покровительствующая домашнему быту. Дочерью Зевса была Афина, воинствующая покровительница мудрости, а также ремесла.

Также, кроме Афины,войне покровительствовал бог Арес . Богиня Артемида поначалу покровительствовала земледелию, но потом стала почитаться как богиня, ответственная за беременных женщин и целомудрие. Её брат, Аполлон у древних греков выполняет роль бога солнца. Он покровительствовал медицине , образованию, искусству.

Что касается Гермеса, то изначально он считался покровителем скотоводства, но потом стал почитаться как бог вестник. Одна из дочерей Зевса - Афродита , была рождена из морской пены, чтобы стать богиней любви и красоты.

Древние греки представляли своих божественных покровителей в человеческом образе, причем им были свойственны человеческие черты поведения и характера. Богам были известны человеческие чувства, желания, и они даже имели свои пороки.

Мифология


Олимпийские игры

До наших времен сохранилась древнегреческая традиция - Олимпийские игры .

  • Эти крупнейшие спортивные состязания поначалу зародились как часть религиозного культа, во время их проведения устраивали различные церемонии поклонения богам.
  • Первый день был полностью посвящен обряду жертвоприношения также, как и в последний день игр, когда награждали победителей.
  • Традиция проведения Олимпийских игр началась как обычные местные соревнования, позже эта традиция стала общегреческой. Одним из видов спорта, придуманный древними греками, является пятиборье.

В Древней Греции этот вид спорта был изобретен с целью выявить самого сильного атлета .

Пятиборье включало в себя бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.


  • Во время проведения состязаний прекращались войны.
  • Игры запретили в 394 году нашей эры, во времена римского господства. Император Феодосий I насильственным путем насаждал христианскую веру, и потому запретил Олимпийские игры, как пережиток язычества.
  • Лишь в XIX веке традиция Олимпийских игр восстановилась, и они стали самыми знаменитыми и престижными соревнованиями во всем мире.

КУЛЬТУРА

О искусстве

  • Очень важную роль в развитии общемировой культуры сыграло искусство Древней Греции.

  • Акрополь, самая защищенная часть города, всегда находился на возвышении, и служил местом, где концентрировалась местная власть - как городская, так и религиозная.
  • Для строительства храмов использовали желтый известняк и белый мрамор. Отличительной особенностью древнегреческой архитектуры являются колонны - неотъемлемая часть у любой постройки.
  • Храмы, как правило, окружал один или два ряда колонн.
  • Расцвет древнегреческой архитектуры пришелся на классический период.
  • Во времена эллинистической эпохи больше внимания стали уделять строительству не храмовых сооружений, а прогулочных площадок, амфитеатров, дворцов и зданий спортивного назначения.

Скульптура

  • Также неотъемлемой частью древнегреческого искусства является скульптура .
  • Она в ходе течения времени подвергалась некоторым изменениям.

  • Во времена классической эпохи были популярны изображения богов.
  • Они выглядели как обычные люди - физически развитые, сильные, красивые, но при этом не имели каких-либо недостатков, присущих людям. Одежду не изображали, было принято показывать обнаженное тело, всю его красоту. В эпоху эллинизма скульптурные изображения стали более пышными и преувеличенными.

Живопись


  • Существовало два способа росписи ваз - краснофигурная и чернофигурная . При чернофигурной с помощью черного лака рисовали изображения людей и животных, иглой прорисовывая детали.

Театр

  • В Древней Греции был распространен театр.
  • Он появился во время празднований, посвященных богу виноделия - Дионису.
  • С театральным искусством тесно связаны музыка и литература. Театральное искусство греков, соединившись с литературой, стало представлять собой отдельное направление культуры.

  • Самые известные из них - Софокл, Эсхилл, Эфпирид. Актерами могли быть только мужчины , играя в спектакле, они использовали маски. Театр имел большое значение в жизни людей тех времен - для этого строились специальные здания.
  • Самое большое из них могло вместить более тысячи человек - например, театр Диониса в Афинах. Показ театрализованных представлений являлся неотъемлемой частью любого празднества.

Наука

  • Древняя Греция также известна своими научными знаниями , важное место в которых занимает античная философия.
  • Древнегреческие философы занимались вопросами, касающихся происхождения человека и Вселенной.

  • Его учитель философии - знаменитый Сократ. Также древнегреческая философия подарила миру Аристотеля - знаменитейшего философа во всем мире.

Древнегреческая культура выработала идеал человека - предполагалось гармоничный союз физической и духовной красоты.

Именно на это и было нацелено образование в Древней Греции.

Внимание уделялось не только преподаванию научных знаний, но и физкультуре.

Обучали сыновей свободных граждан с семилетнего возраста. Первым этапом было обучение в низшей школе, где ребята изучали базовые предметы.

Переходя на вторую ступень, в список научных дисциплин добавлялась астрономия с философией.

Мальчики в возрасте с 12 до 16 лет занимались физическим воспитанием в гимнастических школах - палестрах.

Спарта

  • Имело свои особенности воспитание и образование детей в Спарте.
  • Каждый спартанец в возрасте от 8 до 20 лет должен был в обязательном порядке получить школьное образование.

  • В целом, спартанское воспитание было достаточно суровым, государство напрямую участвовало в формировании личности - воспитывались физические навыки.
  • Ребят учили охоте, военному делу, танцам, была физкультура. Умственному развитию особенного значения не придавали - это было личным делом каждого человека.
  • Именно в Спарте появились первые гоплиты - пешие воины.

Общественно политическая жизнь

  • Что касается общественно-политической жизни, то наивысшим органом государственной власти являлось народное собрание, получившее в Древней Греции название «экклесия».
  • В его работе могли участвовать мужчины, свободные и достигшие 20-летнего возраста.
  • Своими полномочиями экклесия охватывала не только законодательную, но также исполнительную и судебную ветви власти.

  • Также одним из властных органов был ареопаг. В эпоху родоплеменных отношений он представлял собой совет старейшин. Впоследствии функции ареопага стали ограничиваться преимущественно судебной функцией.
  • В Древней Греции имело место такое явление, как залоговый кредит.
  • В качестве залога оставляли, как правило, земельные угодия. В знак того, что земля заложена, там устанавливался долговой камень. Его убирали после погашения задолженности.
  • Если человек не успевал заплатить долг, его обращали в рабство и конфисковывали все имущество.
  • Афинский правитель Солон отменил эту практику, освободив граждан от долговых обязательств.
  • Камни были убраны, проданным в рабство должникам - возвращена свобода. В дальнейшем такое явление, как самозаклад должника, был запрещен.

Деньги

  • Древние греки использовали деньги .
  • До наших дней сохранилось большое количество разнообразных монет Древней Греции, представляющих интерес не только для историков, но и для нумизматов.
  • Тяга греков к прекрасному отразилась в их костюме, который менялся на протяжении веков.
  • Но во все времена у одежды Древней Греции была особенность - она никогда не сшивалась.
  • В качестве заключения следует отметить, что данная статья - лишь краткое описание всей истории Древней Греции.
  • История этого государства - один из самых интересных разделов всей истории древнего мира.

Еще одна версия по краткой истории древней Греции

Древняя Греция и по сей день способна вызывать большой интерес многих ученых мира. Немецкий философ, поэт внес важный вклад в изучение культуры Древней Греции.В своих заметках он писал о том, что в Греции того времени сосуществовали 2 начала: дионисийское(т.е дикое, стихийное) и аполлоновское(т.е гармоничное) . Сначала всю теорию Фридрих Ницше ни кто не воспринимал в серьез, а сам он считался изгоем в ученых кругах.

Мировые ученые видели в Древней Греции лишь аполлоновское начало. Но сегодня правота Фридрих Ницше не вызывает ни каких сомнений. Стоит начать с наиболее ранних эпох Древней Греции. Этот период носит название как крито-микенский . На острове под названием Крит и в Микенах возникли страны, которые во многом были похожи на восточные деспотии. Они по своей сути не имели ничего общего с той Древней Греции, какую мы с вами привыкли себе представлять, с ее великими городами-государствами.

Все наши знания о данной эпохе очень сильно ограничены. Долгий период времени эгейская письменность (произошла от Эгейского моря) оставалась полностью нерасшифрованной. До наших дней дошло большое количество материальных памятников данной культуры, но они в свою очередь мало что могли рассказать о том времени. Лишь в середине двадцатого столетия, исследователь из Англии, Вентрис сумел все же расшифровать это письмо. Сегодня мы с вами знаем культуру того времени немного больше.

Уже тогда многие люди почитали Зевса. Широко был распространены в Древней Греции различные культы: культ животных, культ двойной секиры, щита, культ деревьев, камней, и солнца. Главными характеристиками крито-микенского времени считаются наличие «дворцовой культуры», довольно жесткая централизация военно-политической, религиозной, а так же хозяйственной сфер жизни. В тот период формировались могучие, укрепленные дворцы-цитадели.

Дворцы эти были очень больших размеров. В них обязательно входили места для административных и культовых целей, а так же кладовые. Многочисленные здания, в которых проходила вся жизнь дворца, постоянно требовали контроля и заботы. В крито-микенский период огромное значение приобретает бюрократический персонал. Во главе этих дворцов стоял царь-жрец, основная задача которого была хранить и поддерживать священный порядок. Вблизи основывались общинные поселения. В обязанности царя входила функция верховного военачальника, который постоянно обеспечивал защиту всех своих поселений. Второй этап становления древнегреческой культуры начинается с упадка Крита и Микен. Мощнейшее землетрясение привело к гибели цивилизации на Крите.

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.