Брошенные военные объекты ссср. Заброшенные объекты ссср, поражающие воображение. Ракетная база в Словакии

На территории бывшего СССР можно обнаружить большое количество заброшенных объектов, напоминающих нам о величии Советского Союза. Военные объекты, техника, заводы, подводные лодки и космические корабли оказались никому ненужными, а потому судьба их сложилась не лучшим образом. Давайте взглянем на наследие СССР времен холодной войны, которое встречается в России и странах ближнего зарубежья.

Заброшенный коллайдер. Протвино, Московская область.

Аральск-7, остров Возрождения. Город-призрак, где по слухам испытывали биологическое оружие. Полностью автономный город был срочно покинут в начале 90-х.

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга (РЛС Дуга, Припять, Украина) – создана для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет. Строительство было закончено в 1985 году вблизи Чернобыльской АЭС.

РЛС Дуга имела циклопические размеры! Высота – 140 м, длина – 500 м. Для строительства было использовано 200 тыс. тонн металла. Станция не стояла на боевом дежурстве и не прошла испытаний.

Кольская сверхглубокая скважина (Мурманская область)- самая глубокая в мире. Ее глубина составляет 12 262 метра; диаметр верхней части - 92 см, диаметр нижней части - 21,5 см. (Архивное фото 1974 года).

Кольская сверхглубокая скважина. Так объект выглядит в наши дни. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев). Была построена, как аналог американскому проекту HAARP на Аляске, в конце 80-х.

Киевский завод электротранспорта имеет длинную историю. Открытие состоялось 1-го мая 1906 года. На фото: Цех завода в 80-х годах.

В течение 1974 – 1985 гг. с конвейера ежегодно сходило около сотни новых грузовых троллейбусов КТГ. А так Киевский завод электротранспорта выглядит в наши дни.

АЭС в Щелкино. Крымских секретных (и не очень) заброшенных объектов много, ведь полуостров был рубежом обороны на юге СССР и Российской империи. Эта АЭС, например, должна была снабжать электроэнергией весь Крым.

Начали строить станцию в 1974 году, а в 1987 году, после Чернобыльской трагедии стройку заморозили. Станция уже успела к тому времени занять место в книге рекордов Гиннесса как самый дорогой ядерный реактор в мире.

Объект №221, Крым – это по-настоящему секретный объект. На фото здание-муляж, которое прячет под землей цепь бункеров. Опасаясь ядерного удара руководство СССР построило бункер для Запасного командного пункта.

Тоннели объекта №221 (Крым). Кроме КП, под землю должны были эвакуироваться в случае ядерной угрозы 10 тысяч человек – офицеры и их семьи.

Крымский бункер забросили в 1992 году. По некоторым данным, он был готов на 90%.

Объект 825 ГТС - подземная база подводных лодок в Балаклаве. Секретный военный объект времен холодной войны. Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась.

Объект Объект 825 ГТС располагается в горе Таврос и является сооружением первой категории защиты (прямое попадание атомной бомбы 100 кт).

Противоатомные двери Объекта 825.

В это сложно поверить, но существуют целые кладбища техники, оставленной по разным причинам еще во времена СССР. На фото: Техника участвовавшая в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС. Знакомая картина для фанатов S.T.A.L.K.E.R.

Эта печальная картина на фото – заброшенный ангар рядом с космодромом Байконур в Казахстане. Несколько лет назад ангар посетил фотограф Ральф Миребс. Собранные космические челноки Изделие 1.02 "Буран-2" - ответ СССР американским Шаттлам.

В 1988 году космический челнок Буран (изделие 1.01) совершил автоматический полет в космос. В 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 Буран был разрушен.

Распад СССР и рост бюджетных сокращений вынудил сократить и космическую программу.

Космические корабли так и остались застывшими во времени.

Здание не назовешь разрушенным, несмотря на плачевное состояние.

Так ангар выглядит снаружи.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 Лунь - советский убийца авианосцев, как называли его в США. И это было недалеко от истины. Экраноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путем нанесения ракетного удара.

Лунь благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Лунь прошел большой путь от начала разработок в 70-х до передачи в опытную эксплуатацию в 1990 году. А уже в 1991 году эксплуатация была завершена.

Вот так экраноплан выглядит в наши дни. Он был законсервирован в доке в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Амдерма, РЛС Лена-М. Поселок на берегу Карского моря в советское время был центром крупнейшей военной инфраструктуры в Арктике. Здесь были установлены крупные установки радиолокации базировалась истребительная авиация.

Амдерма, пункт управления радиолокационным комплексом.

Амдерма. Шары радиопрозрачных укрытий для мобильных РЛС.

А это уже Подмосковье, наши дни. Целый арсенал военной техники, брошенной в лесу.

Подобная картина, как утверждают, не такая уж и редкость в нашей стране. Целые военные базы стоят полностью заброшенные.

Скрунда – когда-то секретная военная часть СССР – целый город Латвии стоит заброшенный. Подобных призраков много по всему бывшему союзу.

Заброшенный Восьмой цех завода Дагдизель в городе Каспийск. Испытательная станция морского оружия, которая была сдана в эксплуатацию в 1939 году. Находится на расстоянии 2,7 км от берега.

При желании на просторах бывшего СССР можно найти и заброшенные самолеты. Этот, например, недалеко от аэропорта в Риге.

Да что там самолеты! Целые аэродромы стоят бесхозные. Вот, например, в городе Воздвиженка, Приморский край.

Аэропорт, Воздвиженка, Приморский край.

Заброшенные самолеты, Воздвиженка, Приморский край.

Ракетный комплекс Р-12 Двина (Поставы). Комплекс построен в 1964 году и до 1994 года стоял на вооружении. Один из объектов времен холодной войны.

По некоторым данным, этот снимок был сделан за день до гибели К-159 во время транспортировки на утилизацию.

Подводные лодки проекта 613 - серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951-1957 годах.

После развала СССР молодым государствам отошли в наследство множество некогда мощных военных и научных объектов. Наиболее опасные и секретные объекты были срочно законсервированы и эвакуированы, а многие другие просто брошены. Они остались ржаветь: ведь экономика большинства новоиспечённых государств просто не могла потянуть их содержание, они оказались никому не нужны. Сейчас некоторые из них представляют собой своего рода мекку для сталкеров, «туристические» объекты, посещение которых сопряжено с немалым риском.

«Обитель зла»: сверхсекретный комплекс на острове Возрождения в Аральском море

Во времена СССР на острове посреди Аральского моря был расположен комплекс военных биоинженерных институтов, занимавшихся разработкой и испытанием биологического оружия. Это был объект такой степени секретности, что большинство сотрудников из тех, что были задействованы в инфраструктуре обслуживания полигона, просто не знали, где именно они работают. На самом острове располагались корпуса и лаборатории института, виварии, склады оборудования. В городке для исследователей и военных были созданы весьма комфортные условия для проживания в условиях полной автономности. Остров тщательно охранялся военными на суше и на море.

В 1992 году весь объект был срочно законсервирован и оставлен всеми обитателями, включая охрану объекта. Некоторое время он оставался «городом-призраком», пока его не разведали мародеры, на протяжении более 10 лет вывозившие с острова все, что там было брошено. Судьба секретных разработок, ведшихся на острове и их результатов – культур смертельных микроорганизмов – до сих пор остается тайной.

Сверхмощный «Русский дятел»: РЛС «Дуга», Припять

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга – это радиолокационная станция, созданная в СССР для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет по стартовым вспышкам (основанное на отражении излучений ионосферой). Это гигантское сооружение возводилось в течение 5 лет и было закончено в 1985 году. Циклопическая антенна высотой 150 метров и длиной 800 потребляла огромное количество электроэнергии, поэтому была построена вблизи Чернобыльской АЭС.

За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук) станция получила название Russian Woodpecker (Русский Дятел). Установка строилась на века и могла бы успешно функционировать и по сей день, но в реальности РЛС «Дуга» проработала меньше года. Объект прекратил свою работу после взрыва ЧАЭС.

Подводное убежище субмарин: Балаклава, Крым

Как утверждают знающие люди - эта сверхсекретная база подводных лодок была перевалочным пунктом, где субмарины, в том числе и атомные, ремонтировались, заправлялись и пополняли боеприпасы. Это был гигантский построенный на века комплекс, способный выдержать ядерный удар, под его сводами могли разместиться одновременно до 14 подводных судов. Эту военную базу построили в 1961 и забросили в 1993 году, после чего ее разобрали по винтикам местные жители. В 2002 году было принято решение на руинах базы устроить музейный комплекс, но дальше слов пока дело не пошло. Впрочем, местные диггеры охотно водят туда всех желающих.

«Зона» в латвийских лесах: ракетная шахта «Двина», Кекава, Латвия

Совсем недалеко от столицы Латвии в лесу находятся остатки ракетного комплекса «Двина». Построенный в 1964 году объект состоял из 4 пусковых шахт глубиной около 35 метров и подземных бункеров. Значительная часть помещений в настоящее время затоплена, и посещение пусковой установки без опытного гида-сталкера не рекомендуется. Также представляют опасность и остатки ядовитого ракетного топлива – гептила, по некоторым сведениям, остающиеся в недрах пусковых шахт.

«Затерянный мир» в Подмосковье: Лопатинский фосфоритный рудник

Лопатинское месторождение фосфоритов в 90 км от Москвы было самым крупным в Европе. В 30-е годы прошлого века его начали активно разрабатывать открытым способом. На Лопатинском карьере использовались все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и экскаваторы, шагающие «приставным» шагом. Это была гигантская разработка с собственной железной дорогой. После 1993 года месторождение прикрыли, бросив там всю дорогостоящую импортную спецтехнику.

Добыча фосфоритов привела к появлению невероятного «неземного» ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров в большинстве своем затоплены. Они перемежаются высокими песчаными грядами, переходящими в плоские, как стол, песчаные поля, черные, белые и красноватые барханы, сосновые леса с правильными рядами посаженных сосен. Гигантские экскаваторы – «абзетцеры» напоминают корабли пришельцев, ржавеющие на песках под открытым небом. Все это делает Лопатинские карьеры своеобразным природно-техногенным «заповедником», местом все более оживленного паломничества туристов.

«Колодец в ад»: Кольская сверхглубокая скважина, Мурманская область

Кольская сверхглубокая скважина - самая глубокая в мире. Её глубина составляет 12 262 метра. Находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярный. Скважина пробурена в северо-восточной части Балтийского щита исключительно с научно-исследовательскими целями в том месте, где нижняя граница земной коры подходит близко к поверхности Земли. В лучшие годы на Кольской сверхглубокой скважине работало 16 исследовательских лабораторий, их курировал лично министр геологии СССР.

На скважине было сделано много интереснейших открытий, например, то, что жизнь на Земле возникла, оказывается, на 1,5 миллиарда лет раньше, чем предполагалось. На глубинах, где считалось, что нет, и не может быть органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов – возраст глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

По состоянию на 2010 год скважина законсервирована и постепенно разрушается. Стоимость восстановления - около ста миллионов рублей. С Кольской сверхглубокой скважиной связано множество неправдоподобных легенд о «колодце в ад» со дна которого слышатся крики грешников, и буры оплавляет адское пламя.

«Русский HAARP» — многофункциональный радиокомплекс «Сура»

В конце 1970-х годов в рамках геофизических исследований возле города Васильсурска Нижегородской области построили многофункциональный радиокомплекс «Сура» для воздействия на ионосферу Земли мощным КВ радиоизлучением. В состав комплекса «Сура», помимо антенн, радаров и радиопередатчиков, входят лабораторный комплекс, хозяйственный блок, специализированная трансформаторная электроподстанция. Засекреченная некогда станция, на которой и сегодня проводится ряд важных исследований, представляет собой основательно проржавевший и потрепанный, но все же не заброшенный окончательно объект. Одним из важных направлений исследований, проводившихся на комплексе – это разработка способов защиты работы техники и средств связи от ионных возмущений в атмосфере разной природы.

В настоящее время станция работает всего лишь 100 часов в год, в то время как на знаменитом американском объекте HAARP эксперименты проводятся по 2000 часов за тот же период. Нижегородскому радиофизическому институту не хватает денег на электроэнергию – за один день работы оборудование полигона лишает комплекс месячного бюджета. Комплексу грозит не только безденежье, но и разворовывание имущества. За отсутствием должной охраны, на территорию станции то и дело пробираются «охотники» за металлолом.

«Нефтяные камни» — морской город нефтедобытчиков, Азербайджан

Это поселение на эстакадах, стоящих прямо в Каспийском море занесено в Книгу рекордов Гиннесса как старейшие в мире нефтяные платформы. Оно было построено в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг Черных Камней - каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Поселок разрастался, и в период расцвета включал электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, парк с деревьями, хлебозавод, цех по производству лимонада и даже мечеть со штатным муллой.

Протяжённость эстакадных улиц и переулков морского города достигает 350 километров. Постоянного населения в городе не было, а в составе вахтовой смены там проживали до 2000 человек. Период упадка Нефтяных камней начался с появлением более дешевой сибирской нефти, которая сделала морскую добычу нерентабельной. Однако морской городок все же не стал городом-призраком, в начале 2000 годов там начали капитальные ремонтные работы и даже начали закладку новых скважин.

Несостоявшийся коллайдер: заброшенный ускоритель элементарных частиц, Протвино, Московская область

В конце 80-х в Советском Союзе была запланирована постройка огромного ускорителя элементарных частиц. Подмосковный научный центр Протвино - города физиков-ядерщиков — в те годы был мощным комплексом физических институтов, куда приезжали ученые со всего мира. Был построен кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров. Он и сейчас находится возле Протвино. В уже готовый тоннель ускорителя даже начали завозить аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался не смонтированным.

Институты города Протвино поддерживают удовлетворительное состояние этого тоннеля – пустого темного кольца под землей. Там работает система освещения, есть действующая ветка узкоколейки. Предлагались всякие коммерческие проекты вроде подземного парка развлечений или даже фермы по выращиванию грибов. Однако ученые пока не отдают этот объект – возможно, надеются на лучшее.

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?

Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт - субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)

()

  • November 18th, 2018 , 12:22 pm

Приветствую читателей!
Сегодня у меня в блоге несколько неожиданный материал. Дело в том, что я очень люблю почти любые технические музеи и достаточно часто их посещаю, но редко решаю обозреть в блоге или вообще где-либо, потому что музеем мало кого можно удивить (особенно известным и популярным). Разве что музей какой-то совсем необычный (например, как ) или сильно меня впечатливший ( во Владивостоке, в Санкт-Петербурег или красинцовский в Тульской области)

Сегодняшний репортаж - другой. Сегодня я хочу показать изнутри один из экспонатов музея ВМФ в московском Тушино, в который почему-то не пускают посетителей. Как вы уже могли догадаться из заголовка, речь пойдёт об экраноплане А-90 "Орлёнок"
Прежде я однажды уже публиковала , на момент посещения спрятанного в одном из цехов нижегородского завода "Волга". С тех пор, увы, Спасатель так и не стал музеем, ровно как и не покинул закрытую территорию судостроительного предприятия.
А что же с "Орлёнком", который с 2007 года находится в московском музее ВМФ? Что мешает музею добавить возможность осмотра этого прекрасного агрегата в программу развлечений для туристов наряду с посещением подлодки? Казалось бы, давно построен мостик к двери, - но экраноплан закрыт для посетителей. Может быть, дело в плохой внутренней сохранности? - ведь этот Орлёнок, будучи одним из пяти выпущенных экземпляров (и всего двух сохранившихся на сегодняшний день), до своего появления в Москве достаточно длительное время лежал без дела где-то в Каспийске, как сейчас там лежит прекрасная Лунь (того же проекта, что Спасатель, но боевая).
Единственный способ узнать, как чувствует себя Орлёнок изнутри, - зайти внутрь, отодвинув перегородку, установленную поперёк мостика, и открыв дверь ручкой от балкона, пока охрана не видит (примечание: описаны обстоятельства входа на момент осмотра некоторое время назад, - всё могло поменяться). Надеюсь, когда-нибудь охранники простят меня за это ужасное преступление, ведь любопытство - не порок?
Под катом - результат посещения.

()

  • May 16th, 2018 , 03:49 pm

Всем доброго времени суток!
Сегодня прогуляемся по пустующим этажам корпусов бывшей Академии РВСН (Ракетных Войск Стратегического Назначения), находившейся в самом сердце нашей столицы, буквально в нескольких шагах от Кремля - сразу за парком "Зарядье", на набережной Москвы-реки.
Два или три года тому назад академия была переведена в Балашиху , где её было решено разместить на базе Военно-технического университета Министерства Обороны. Участок земли перешёл во владения города, после чего вместе со всеми зданиями был выставлен на аукцион с рядом условий. В частности, от будущего инвестора требовалось сохранить и реставрировать все постройки на территории, а также открыть её для посетителей. В бывших корпусах Академии предполагается разместить гостиницу, апартаменты и торговые площади, а также связать получившийся комплекс с парком "Зарядье".
С экономической точки зрения место предельно жирное и для бизнеса подходит гораздо лучше, чем для обучения высшего военного состава... Как бы то ни было, с момента переезда ракетчиков здания академии оказались отключены от электроснабжения и отопления и, по сути, брошены. На углу разместился городок строителей "Зарядья", территорию взяли под вялую охрану несколькими ЧОПовцами.

()

Подписывайтесь на мой инстаграм, там свежие фотки появляются в первую очередь:) https://instagram.com/lanasator

  • May 3rd, 2018 , 06:13 pm

Приветствую всех вернувшихся с майских праздников живыми:)
Вот, тоже вернулась и готова порадовать читателей фотками с некоторого количества необычных европейских заброшенных объектов.
В частности, сегодня предлагаю взглянуть снаружи и изнутри на подземные авиабазы.

На этот раз на многих фотках будут силуэты людей - по большей части, для передачи представления о масштабах сооружений.
В связи с тем, что Яндекс решил закрыть проект своих "Фоток", попробую в качестве нового хостинга Фликр - надеюсь, хоть этот не помрёт:)

()


Подписывайтесь на мой инстаграм! https://instagram.com/lanasator
  • September 20th, 2017 , 11:50 am

Каждому рассказывали стандартную историю Золушки с хэппи-эндом и безо всякой морали, но сегодня у меня для вас совершенно другая сказка.

Никаких хрустальных туфелек и принцев, готовых тратить время на поиски, - только суровая современность!

()

  • February 6th, 2017 , 04:55 pm

На днях в сообществе проскочила инфа, что вот-вот окажется забаянено весьма красивое и необычное место - заброшенный исследовательский стенд. Йуные сталкеры собрались устроить там "сходку" и зачем-то с фотками и описанием анонсировали это событие аж за три недели.
Ну а дальше - кто-то смог сам найти по этим вводным данным, кому-то оказалось проще спросить по знакомым, а кто-то и вовсе бывал возле этого объекта прежде, но недостаточно уделил ему внимание... В общем, как бы то ни было, в минувшие выходные на объект отправились любители истории и ценители эстетики, стремясь опередить не только дестрой-отряды, но и друг друга:)

Объект оказался весьма достойным, хоть и изрядно потрёпанным жизнью... Комплекс построек включал в себя пару исследовательских установок с прилагающимися к ним агрегатами. Одна из установок - аэродинамическая труба - визуально напоминает огромного дракона. Насыщенно прожив 50 лет и промучавшись еще с десяток после застоя 90-х, он умер, оставив ценителям свой эстетически прекрасный и посредственно охраняемый труп:)

()

  • October 27th, 2016 , 10:33 am

По факту наличия некоторого количества свободного времени, решила чуть-чуть взбодрить - вдруг ими кто-нибудь хоть иногда пользуется:)
Поставила себе задачу добавить к фотоотчётам метки года съёмки.
Так как даже самой иногда бывает любопытно вспомнить, что в каком году посещали-фоткали. Особенно в контексте повторных визитов.
Пока что сделана лишь часть, но в планах дойти до самых первых постов - и даже грохнуть те, в которых фотки невосстановимо пропали, а то чо они висят. Ну и по возможности восстановить фотки, где слетел хостинг, но сами картинки остались на компе. Хотя это не скоро.

И вот нашелся у меня относительно недавно написанный фотопост про тленные бункеры в , которые довелось увидеть аж в январе 2009 года - семь с половиной лет они лежали на жестком диске, хотя в них ничерта секретного - просто тлен, который лень было выложить.
Никаких зеркалок и RAW - только jpg на мыльницу, но зато со штатива!
Помню, что мой восторг от этих заброшек тогда был едва ли не сильнее, чем нынешние впечатления от небаянных и крутых действующих объектов.

(

Советский союз был огромной державой с такими же масштабными проектами в самых разных отраслях. К сожалению, история так сложилась, что далеко не каждый из этих проектов был осуществлен.
Но случалось и такое, что уже реализованный проект и казалось такой перспективный проект, оказывался не нужен и приходил со временем в упадок. В этом обзоре о 13 загадочных, пугающих, а местами откровенно жутких мест на территории бывшего СССР.

1. Шар под Дубной

Защитный купол, который случайно уронили.
В лесу под Дубной, что в России, может быть найден огромный полый шар диаметром примерно 18 метров. Найти его самим будет солоновато, но местные жители всегда с охотой расскажут, как добраться до местной «достопримечательности». С высоты птичьего полета, шар можно принять за НЛО, однако в действительности это диэлектрический колпак для параболической антенны космической связи. Перевозили колпак вертолетами, однако во время транспортировки лопнул трос. Вывозить купол оказалось слишком проблематичным мероприятием. Сделан он к слову, из стеклопластика сотовой структуры. В нем многократно усиливается любой шум и издается мощное эхо.

2. Ховринская больница



Забавно, но корпуса напоминают знак биологической угрозы.
Одиннадцатиэтажная заброшенная, недостроенная больница в Москве. Традиционно попадает во всевозможные не официальные рейтинги самых страшных мест планеты. Строить многопрофильную больницу начали в 80-е годы. Она была рассчитана на 1 300 коек. Остановили строительство через 5 лет, когда все корпуса уже были возведены. По иронии судьбы, все последующие десятилетия ховринская больница не спасает, а калечит и отнимает жизни. Здесь уже давно «прописались» бомжи, наркоманы и любители острых ощущений. Несчастные случаи на территории больные – печальная данность.

3. Крымская АЭС


Полностью разворована.
Недостроенная атомная станция, которая расположена недалеко от города Щёлкино. Первые проектные расчеты были сделаны еще в 1964 году. Началось строительство в 1975 году. Предполагалось, что данная АЭС обеспечит электроэнергией весь полуостров Крым. Она также должна была стать отправной точкой, для дальнейшего развития промышленности в этих местах. Первый реактор планировалось запустить в 1989 году, стройка шла без каких-либо отклонений. Однако пошатнувшаяся экономика СССР, вместе с трагедией на Чернобыльской АЭС поставили крест на крымском проекте. На тот момент на станцию потратили более 500 млн советских рублей, а на складах было материалов и оснащения еще на 250 млн советских рублей. Все это было разворовано в последующие годы. Стоит добавить, что крымская АЭС попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая дорогая электростанция данного типа.

4. Балаклава



Сегодня этот объект могут посетить все желающие.
В 2003 году, впервые за 46 лет своего существования, база подводных лодок Балаклава впервые предстала на всеобщее обозрение. Сегодня это исключительно туристический объект, а некогда базы была одним из самых секретных объектов Советского союза. В огромном подземном комплексе находились подводные лодки. База могла выдержать ядерную атаку мощнейшими зарядами и строилась на случай атомной войны. База состоит из водного канала, сухого дока, многочисленных складов разного профиля и корпусов для военнослужащих. Закрыт объект был в 1994 году, после того, как с него вывели последнюю подводную лодку. Долгие годы гордость советского союза просто разворовывалась.

5. Объект 221



Запасной центр командования сегодня заброшен и разворован.
Недалеко от Севастополя, помимо уже упомянутой базы для ремонта подводных лодок, можно найти еще один, некогда секретный объект Советского союза. Речь идет о бункере – объект 221. У его было много названий, однако за всеми ними скрывался запасной командный пункт черноморского флота. Найти объект можно под деревней Морозовкой. Это был настоящий подземный город. Строить его начали в 1977 году. Объект лежит на глубине 200 метров, где расположено 4 этажа корпусов. Общаяплощадь подземной части комплекса – 17 тысяч кв.м. На сегодняшний день объект полностью разграблен и разорен.

6. Атомный маяк на мысе Анива


Уникальный маяк стоит без дела и почти полностью разворован мародерами.
На Сахалине можно найти мыс Анива, где расположен уникальный атомный маяк. Маяк имеет высоту девятиэтажного дома. Раньше в нем могло дежурить до 12 человек. На сегодняшний день, этот некогда уникальный комплекс, полностью разграблен мародерами и не функционирует.

7. Ракетный комплекс «Двина»


Советское наследие залито водой.
Крах советского союза «подарил» бывшим республикам огромный арсенал самого разного оружия, в том числе и пусковые шахты. Так, под столицей Латвии, в лесах, можно найти некогда уникальный, секретный пусковой комплекс «Двина». Построен он в 1964 году. Это огромный комплекс, состоящий из бункеров и пусковых шахт, большая часть которых на сегодняшний день затоплена. Посещать комплекс крайне не рекомендуется из-за остатков там чрезвычайно ядовитого ракетного топлива.

8. Цех №8 завода «Дагдизель»



Это не форт Боярд, это, некогда, супер секретный цех.
В Каспийске, что в Дагестане, можно найти уникальный заводской цех, построенный прямо на воде. Относился цех к заводу «Дагдизель». Строили его для испытания морских видов вооружений, в частности разнообразных торпед и ракет. Завод был уникальным для СССР. Строили его на котловане объемом 530 тысяч кубометров, который выкопали при помощи специальных снарядов. В него был установлен «массив», на который позже опустили цельнометаллическую 14-метровую конструкцию. Общая площадь построенного цеха превышает 5 тысяч кв.м. Станция была оборудована для постоянного проживания и работы. Однако к середине 60-х годов XX века проект свернули за ненадобностью из-за слишком быстро меняющихся тенденций в области проектировки оружия. С тех самых пор здание заброшено и постепенно разрушается Каспийским морем.

9. Лопатинский фосфаритный рудник



Рудник почти остановлен, разворован и заброшен.
Недалеко от города Вокресенск, что в Московской области, можно без особого труда найти огромный рудник по добыче фосфаритов. Это месторождение является уникальным в Европе и самым крупным. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века. На многочисленных карьерах работали все виды многоковшовых экскаваторов: гусеничные, рельсовые и шагающие. У рельсовых экскаваторов было специальное оборудование для передвижения рельс. С 90-х годов рудник фактически заброшен, карьеры залиты водой, а дорогостоящая спецтехника просто гниет под открытым небом.

10. Станция изучения ионосферы



Сегодня этот научный объект посещают только сталкеры.
В Змееве, районом городе в Харьковской области Украины можно найти уникальную станцию изучения ионосферы. Построена она была почти перед самым развалом СССР. Она была прямым аналогом американского проект «Харп», что развернут на Аляске и успешно действует по сей день. Советский комплекс состоял из нескольких антенных полей и одной гигантской параболической антенны с диаметром в 25 метров. К сожалению после развала союза, станция оказалась никому не нужна. Сегодня невероятно дорогое научное оборудование просто гниет или разворовывается сталкерами и охотниками за цветными металлами.

11. «Северная корона»



Самая зловещая гостиница.
Первоначально гостиница «Северная корона» носила название «Петроградская». Строить ее начали в 1988 году. Славится гостиница не своей красотой, а огромным количеством несчастных случаев во время строительства. Не добавило комплексу популярности и то, что в его стенах от сердечного приступа скончался митрополит Иоанн, сразу после освещения здания.

12. Ускоритель элементарных частиц



В СССР мог быть свой коллайдер.
В СССР мог быть свой адронный коллайдер. Уникальный комплекс начали строить в Московской области, в Протвино в конце 80-х годов. Как не трудно догадаться развал СССР фактически поставил крест на научном проекте. Для коллайдера уже был полностью готов 21-километровый тоннель. На объект даже начали завозить оборудование. Работы продолжались и после, однако очень вяло. Финансирование буквально хватало только на освещение приходящих в негодность тоннелей.

13. «Нефтяные камни»


Настоящий город на воде.
В Азербайджане можно найти настоящий морской город. Речь идет о так называемых «нефтяных камнях». Появился он после того, как советские геологи в 40-х годах XX века нашли в Каспийском море огромные залежи нефти. Благодаря развитию добычи появился целый город на насыпях и металлических эстакадах. Прямо на воде строились электростанции, больницы, девятиэтажные дома и многое другое! Всего на воде было около 200 платформ с жителями. Общий километраж улиц составил 350 км. Однако появившаяся позже дешевая сибирская нефть поставила крест на местной добыче, и город пришел в упадок.

На территории части располагаются гаражи для военной техники, несколько технических сооружений, склад. Все сооружения пусты и заброшены. Через забор от части находится заброшенная котельная и погреба для хранения продуктов. Местами свалены ящики от противогазов. На стене одного из зданий выцарапаны сотни названий городов. Следует опасаться охранника, КПП которого расположено поблизости от погребов. В случае запала, он спускает на вас свору...

Здание с гаражами представляет собой ряд боксов с воротами, половина из которых - закрыты. Рядом имеется холл, в котором сохранилась мебель и много различных документов. Так-же по-соседству располагается небольшая заправка для автомобилей «Урал», которые и стояли в гаражах. В холле есть подвал, но он затоплен.

Заброшенные немецкие береговые укрепления в Пиллау, довольно хорошо спрятанные от посторонних глаз за огромным количеством кустов акации и зарослей. Прибрежный укрепрайон в районе Кёнигсбергского Пролива около города Пиллау был возведен приблизительно в середине 1930-х годов XX века. Использовался объект по назначению минимум до 2000 года, что можно определить по автографам солдат, служивших здесь. Часть проходов и комнат в подземных...

Редюит-блокгауз был построен, как и бастион Грольман в середине 19-го века, сам редюит-блокгауз вынесен за линию укреплений бастиона, и его задачей была защита и прикрытие моста через ров к бастиону. Редюит-блокгауз представляет из себя двухэтажное здание с закруглённой фронтальной стенкой. С первого этажа отходят три противоминные галереи (через несколько метров обвалены), лестница на второй этаж не сохранилась. Справа находится современная...

Здание столовой калининградского военного авиационно-технического училища. Построено приблизительно в 1970х годах. Здание имеет два этажа и подвал. Выход на крышу затруднён из-за отсутствия лестниц. В столовой был лифт для продуктов и лифт для людей. Состояние на февраль 2019 года неплохое, объект не охраняется, но рядом находится ОМОН.

Пенемюнде во все времена своего существования считался местом уединенным, окрестности заросли густыми лесами. Уединенность и стала одной из причин, по которой Пенемюнде еще до начала Второй мировой войны, в 1937 г., стал полигоном («Пенемюнде-Запад») и исследовательским центром («Пенемюнде-Восток») ракетной техники. Были и другие причины, по которым для этой цели был избран именно Пенемюнде: возможность подвозить материалы морем и близость к...

На основании директивы Генерального штаба от 9 ноября 1954 года в Калуге был сформирован 10-й отдельный батальон радиопомех. Он создавался на базе 764-го Псковского отдельного учебного радиобатальона. 11 апреля 1991 года по приказу Министерства обороны СССР батальон был выведен в состав Краснознаменного Белорусского военного округа с местом дислокации в Борисове. С 1992 года он располагается на территории военного городка Лядищи. С 2007...

На этом объекте вы можете увидеть сразу две реликвии флота - подводную лодку Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и плавучий док ПД-16, в котором она находится с 1992 (!) года, построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с 1945. Док примечателен тем, что был заложен в 1938 году, но достраивался уже после начала Великой отечественной войны, а затем, в военные годы, вёл насыщенную жизнь, производя ремонт десятков подлодок, эсминцев,...