А с пушкин деревня рядом. «Деревня», анализ стихотворения Александра Пушкина. Какое впечатление производят эти места

«Деревня» Александр Пушкин

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой - я променял порочный двор Цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья. Я твой - люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда... Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободною душой закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе И не завидывать судьбе Злодея иль глупца - в величии неправом. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединеньи величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне, И ваши творческие думы В душевной зреют глубине. Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив . Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства. Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть . Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить» . Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления...
Так, стихотворение “Деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “...но мысль ужасная...”) представляет собой идиллию, в то время как вторая - политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.
Деревня для лирического героя - это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. Образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, - несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить сердца...” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права.
Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “...насильственной лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.
Размер стихотворения - шестистопный ямб. Рифма - как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:

Приветствую тебя, пустынный уголок (женская),
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская),
Где льется дней моих невидимый поток (ж.)
На лоне счастья и забвенья (м.)

(перекрестная рифма а-б-а-б).

Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят
(кольцевая рифма а-б-б-а).

Делится на определенные этапы. Эти этапы объединены между собой темами, возникшими в раннее время становления писателя. На формирование художественного сознания великого поэта, драматурга и критика повлияло общение с известными литераторами и декабристами, а также западноевропейская литература и русский фольклор.

Стихотворение «Деревня» отражает его вдохновленные размышления второго творческого этапа, когда он окончил лицей, вел активную общественную и политическую жизнь и пребывал в ссылках. В этот период особенно остро писателя волновала необходимость принимать реформы, которые, по его мнению, смогли бы повлиять на изменения самодержавного устройства России.

План анализа

Чтобы провести анализ стихотворения необходимо придерживаться определенного плана, который может включать в себя:

  1. Историю создания произведения, его тему и идею.
  2. Стихотворный размер.
  3. Композицию.
  4. Лирическое «я».
  5. Изобразительно-выразительные средства.

История создания

Пушкин с раннего возраста ощущал несправедливость. Его мысли и убеждения часто подкреплялись свободолюбием, общением со своими лицейскими друзьями и постепенно складывающимися прочными взглядами на жизнь, которые и утвердились в основе мировоззрения писателя. В основном это было признание высшей ценности свободы. Поэт считал самодержавную власть жестокой тиранией, а первым несправедливым препятствием в жизни людей - крепостное право.

Стихотворение было написано в тяжелый творческий период поэта. В 1819 году после ссылки, находясь под домашним арестом в селе Михайловское, в этом произведении он открыто заявил о крепостничестве, превращающем часть населения великой страны в рабов.

Его основная идея - необходимость отменить крепостное право . Пушкин хотел акцентировать внимание читателя на несправедливое и жестокое отношении к народу путем противопоставления, разделив стихотворение как бы на две части. Такое убеждение поэта окончательно утвердилось от общения с И. С. Тургеневым , который готовил записки для Александра I об отмене крепостного права.

Александр I узнал о том, что народу предоставляется возможность читать запрещенные стихотворения декабристов и поручил князю Васильчикову прекратить распространение их стихов. Адъютант Васильчикова Чаадаев послал для рассмотрения Александру I «Деревню», но он не нашел предлога для наказания поэта и повелел отблагодарить Пушкина за светлые и добрые чувства в его произведении.

Стихотворения написано в жанре элегии, однако, во второй части произведения есть элементы гражданской лирики. Пушкин описывает пейзаж села Михайловское (например, «озер… равнины» - Маленец и Кучане ), он наполняет свое творение чувствами и противопоставляет красоту тихого поэтического уголка «роскошным пирам» в столичной суете.

На первый взгляд, читатель отмечает положительные моменты и не подозревает о том, что картина патриархальной идиллии может быть нарушена. На фоне гармонии и великолепии природы можно отметить только удовольствие от собственного труда поэта, он утешен и вдохновлен, творит и отдыхает от волнений и забот столичной жизни, показывая как душа его лирического героя открыта для постижения истины.

Во второй части стихотворения автор нарушает сложившуюся гармонию, и его спокойное размышление наводит его на мысли о том, что спрятано в этой картине благополучия, которую он описывал. Поэт и сам осознает , что идиллия основана на беззаконии и несправедливой власти помещиков, что является произволом по отношению к крестьянам.

Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» написано «высоким стилем». Пушкин применяет торжественные слова и выражения («оракулы веков», «внемля», «роптанью»). Особая выразительность отмечается в использовании заглавной буквы, таким способом поэт передает его высокое значение («Закон», «Владельца», «Судьбой»).

Поэтический стиль Пушкина меняется резко , как и ритм стихотворения, а также ямб, который ранее плавно колебался (шесть стоп с паузой и более - цезура - далее до пяти-четырех стоп), а потом стал звучать совершенно иначе (за «длинной» строчкой шестистопного ямба идут относительно шесть «коротких» строк). Строка «нo мысль ужасная здесь душу омрачает» подводит читателя к мысли, что идиллия несет в себе иную картину жителей деревни. Он говорит о том, что крестьяне несвободны, и их судьба им не принадлежит.

Автор ясно показывает противопоставление и сменяет плавные и нежные образы в первой части («праздная воля», «лоно счастья и забвенья») на язвительные и жесткие образы во второй части («мысль ужасная», «невежества убийственный позор» ). Кроме этого, во второй части стихотворения меняются поэтические формулы, а не принцип их использования. Среди привычных поэтических оборотов заметна сатирическая картина мира, которая так же условна, как образы поэта.

Структурный анализ произведения позволяет заключить , что применима следующая литературная техника:

  1. Шестистопный ямб, который чередуется с четырехстопным ямбом;
  2. Мужская рифма в 1-й и 3-ей строках чередуется с женской рифмой во 2-й и 4-ой строках;
  3. Присутствуют изобразительно-выразительные средства;
  4. Художественные средства отражены в противоречивых частях стихотворения.

Лирический герой

В первой части произведения А. С. Пушкина «Деревня» лирический герой выступает романтиком, у него тонко организованная душа и ярко выраженная способность чувствовать великолепие жизни, во второй части - отражается лирическое «я», где поэт резко преображается и романтик становится политическим деятелем, понимающим недостатки монархического строя родной страны. Достаточно примечателен и образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» , которые живут за счет «рабства тощего» .

Герой произведения глубоко сожалеет о том, что он не в силах «сердца тревожить», поэтому никак не может повлиять на произвол в стране. Его мечта - посмотреть на «зарю свободы» , чтобы помещики перестали присваивать «и собственность, и время земледельца».

Стихотворный размер и композиция

Произведение А. С. Пушкина «Деревня» представлено читателям в форме ораторского выступления. Автор высказывает не только свои идеи и мысли, но и мнение прогрессивных людей. Повествование начинается с описания идиллии и обращения к деревенским красотам, которое соответствует ораторской речи. Мысли в выбранном стиле поэта одинаково выстраивают вторую и третью строфы. Такой же прием используется и во второй части стихотворения.

Наличие вопросительных и восклицательных предложений тоже определено ораторским стилем. Автор неспроста применил подобное композиционное построение: стихотворение «Деревня» - это призыв не только в содержании, но и в форме. Можно сказать, что Пушкин открыто выступил с требованием устранить возникшую столетия назад несправедливость.

Истолковывая «Деревню», обращаются прежде всего к заключенной в ней политической идее. Антикрепостническая направленность стихотворения служит убедительным примером несомненного свободолюбия молодого Пушкина. Однако, сосредоточиваясь на политической идее, часто проходят мимо того бесспорного факта, что она подчинена широким раздумьям Пушкина о своем призвании, о поэтическом служении, о влиянии жизни на искусство и искусства на жизнь.

Центральный образ в стихотворении - образ поэта, размышляющего о своей участи и о своем даровании. Но поэт не отгорожен от жизненных тревог и волнений. Он откликается на них и в то же время испытывает на себе их прямое воздействие. И свою поэтическую судьбу решительно связывает с долей народа, с исканиями передовых людей своего времени. Ни в коей мере не отвергая антикрепостническую нацеленность «Деревни», нельзя не видеть, что восприятие стихотворения лишь в качестве политической декларации сужает его смысл.

История написания

«Деревня» написана Пушкиным в июле 1819 года. В ту пору Пушкин был молод. Он недавно окончил Лицей и поселился в Петербурге. Среди его друзей и знакомых - поэты и свободолюбцы, недовольные самодержавием и крепостным состоянием. Они жаждут перемен и хотят приблизить желанный час вольности. Общение с ними заражает Пушкина. В 1818-1819 годах поэт пишет сатирические «Сказки» («Ура! в Россию скачет…»), «К Чаадаеву», эпиграммы «На Стурдзу» («Холоп венчанного солдата» и «Вкруг Стурдзы я хожу…»), ему приписываются эпиграммы «Двум Александрам Павловичам» и «На Аракчеева». В круг этих вольнолюбивых стихотворений входит и знаменитая «Деревня».

Лирический образ деревни

Название стихотворения, как и его первые строки, настраивает на идиллический лад. В европейской поэзии деревня обычно идеализировалась, изображалась цветущим раем, приютом вдохновения, творчества, дружбы, любви, островком независимости. Эта традиция уходила в седую древность. В эпоху античности возникла буколическая, или пасторальная (оба слова означают «пастушеская»), лирика. В ней воспевались красоты природы, прелести мирной сельской жизни, счастливое уединение вдали от суетной, полной корыстных соблазнов городской цивилизации. На этой почве сложился жанр идиллии - стихотворного или прозаического произведения, в котором писатели восхищались безмятежным деревенским бытом и добрыми нравами его обитателей. Идиллии были популярны и среди русских поэтов. Идиллические мотивы часто проникали в элегии, послания. В литературе нового времени благостное представление о деревне, будто бы не знающей Социальных и других конфликтов, нищеты, рабства, было уже поколеблено. Решительный удар по нему нанес Радищев своим «Путешествием из Петербурга в Москву». Дворянская интеллигенция уже смутно начала понимать, что неволя городов связана с крепостничеством деревень, что духовное рабство дворян не находится в стороне от подневольного положения крестьян, потому что сословие, угнетающее другое сословие, само оказывается несвободным. И все-таки идиллическое восприятие деревни было стойким: по контрасту с городом она казалась уголком свободы, душевной чистоты, поэтических мечтаний.

Деревня привлекает Пушкина. Он понимает высокие чувства поэтов, которым в сельском одиночестве вольнее дышится и живется. В стихотворении возникает условный образ идиллического лирика, и Пушкину этот образ близок и дорог. Здесь впервые, может быть, звучит лирический мотив единства труда и вдохновения как залога полноценной творческой жизни, к которой он устремлен и свет которой в дальнейшем будет озарять всю его поэтическую судьбу. Со времени «Деревни» этот союз будет приравнен Пушкиным к понятию счастья. Туда, в укромный уголок, он будет тщетно рваться впоследствии из Петербурга, от двора, от преследующей его злобной придворной черни, чтобы вольно отдаться труду и вдохновению.

Тема добровольного бегства из душного света («Я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья…») в «Деревне» весома и значима. Недаром Пушкин дважды повторяет, словно заклинание: «Я твой…» Картины природы, созерцаемые поэтом, казалось бы, подкрепляют умиротворенное настроение.

Сельский вид, радуя взор, обещает плодотворное будущее и располагает к высоким размышлениям. Однако идиллия не становится целью пушкинского изображения: природа, сельская тишина, «довольство», «труд» и «праздность вольная» побуждают поэта к поискам смысла жизни, вселяют в него возвышенные переживания.

Юный идиллик обретает черты поэта-философа и прямо обращается к великим деятелям человечества, чьим «творческим думам» он особенно чутко внимает «в уединеньи величавом»:

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

Так рождаются две центральные строфы, в которых Пушкин доверчиво открывает свой задушевный идеал истинного поэта. Он чувствует себя не отшельником в глуши, трусливо бежавшим от треволнений жизни, а художником-мыслителем, который осваивает многообразные впечатления действительности и передовые идеи века. Он остро переживает потребность прикоснуться ко всей полноте бытия, дающей пищу труду и вдохновенью, нераздельных для него с познанием и провозглашением истины.

Анализ стихотворения «Деревня»

Идиллическое изображение деревенской жизни не становится поэтическим предметом «Деревни» и даже двух ее первых строф. Из темы сельского одиночества и разрыва с городской цивилизацией прорастает новая тема - творческого труда, высокого вдохновения, заполняющего деревенский досуг:

Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
Й ваши творческие думы
В душевной зреют глубине!

Поставленные в центре две строфы («Я здесь, от суетных оков освобожденный…» и «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») образуют идейный фокус стихотворения и выражают подлинные мечты Пушкина. Он вовсе не хочет остаться поэтом-идилликом, певцом сельского уединенья. Его волнуют общественные настроения и влекут не суетные поиски славы и не одно лишь любование прекрасной природой, но искание истины и смысла бытия. Развитие лирической темы, заданной в начале стихотворения, совершается как бы через ее усвоение и расширение, а отчасти и отрицание. Из тесных, узких рамок буколической лирики Пушкин вырывается на широкий простор лирики философской и гражданской. Соответственно меняется и условный образ поэта - элегик уступает место деятельному философу и гражданину, каким Пушкину представляется настоящий творец и каким он мыслит себя.

Однако мечта поэта омрачена зрелищем рабства, а его душевное спокойствие - «необходимое», как он скажет впоследствии, «условие прекрасного» - разрушено. Начало последней строфы:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает…

противопоставлено двум центральным строфам. «Мысль ужасная» сковывает вольный полет воображения и творческое вдохновение. Ход пушкинской мысли очевиден: причина краха возвышенных надежд заключена в не зависящих от поэта обстоятельствах. Свободному творчеству нет простора там, где поругана вольность, где царствует «невежества губительный позор». Философско-гражданская тема стихотворения Пушкина «Деревня» перерастает в тему политическую. Идиллические и философские мотивы срастаются с гражданской проповедью. Пока страдают люди, сердце поэта не может быть спокойно, ибо его душа уязвлена грубым презрением к «закону». Как гражданина и гуманиста, «друга человечества», Пушкина охватывает гнев и боль при виде рабства. Картины невежества и насилия рождают грозные инвективы последней строфы. Идиллическое настроение исчезло.

Выражение «друг человечества», возможно, содержало намек на гордое прозвище Марата - «друг народа», но, скорее всего, в нем заключен более общий гуманистический смысл.

Идиллии нет в жизни, а следовательно, не должно быть и в искусстве. Острые противоречия жизни не располагают и к возвышенным философским мечтаниям о непреходящих ценностях бытия. Казалось бы, страшная современность, отторгнув у поэта спокойствие, способность ощущать полноту бытия и охладив творческий жар, пробудила в его чуткой душе «витийства… дар». Ведь Пушкин негодует, обличает, в его речи слышны громкие, ораторские интонации. Но почему же тогда в словах «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» звучит явное сожаление о том, что его стихи неспособны взволновать людей? Почему свой поэтический «жар» он называет теперь «бесплодным» и с горечью вопрошает:

Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне в удел витийства грозный дар?

Приведенные строки возвращают память ко всему предыдущему тексту. Вспомним, что деревенское уединение располагало к размышлениям, что здесь поэт учился «в истине блаженство находить» и в нем рождался «жар» вдохновенного труда и уже созревали «творческие думы». Но зрелище рабства погасило огонь мысли, и он не дал ощутимых результатов, стал «бесплодным». В последней Строфе Пушкин не только обличает «дикое барство» - ему горько за напрасные, тщетные усилия горящего поэтического труда. Картины произвола нарушили душевное равновесие поэта, гармонию между вдохновением и трудом. И вместе с тем Пушкин не может не откликнуться на страдания людей и даже готов посвятить себя борьбе с деспотизмом, лишь бы уничтожить его. Однако в Пушкине живет и острое сознание своеобразия присущего ему поэтического дарования, и свойственное ему представление о поэзии, и понимание того, что искусство, вскрывая жизненные противоречия и способствуя их осмыслению, все-таки не отменяет и не разрешает их.

Сатирическое негодование и гражданская проповедь, по убеждению поэта,- не единственная задача творчества. К тому же Пушкин не чувствует себя исключительно граждански тенденциозным поэтом и не замыкает свою лирику рамками гражданских тем и мотивов или пасторальных песнопений. Поэзия в представлении Пушкина шире, полнозвучнее, рогаче одного лишь созерцательного наслаждения деревенскими видами или чисто гражданских обличений. Пройдет несколько лет, и Пушкин скажет по поводу рылеевской антитезы «Я не поэт, а гражданин»: «…Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом; если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою». Вместе с тем он будет решительно возражать против исключения из поэзии и сатиры, и шутки, и веселого, и трогательного, и мечтательного. Поэтическому творчеству равно подвластны и суровая гражданственность, и блаженное умиротворение, и орлиный полет мысли, и непосредственная чувственная прелесть бытия. Ему доступна и одическая торжественность, и меланхолическая задумчивость, и идиллическая наивность, и элегическая жалоба, и горькая насмешка, и озорная улыбка.

Этот всеобъемлющий взгляд на поэзию, почва которой - действительность, а цель - истина жизни, складывается уже в ранних произведениях, и «Деревня» служит несомненным тому свидетельством. Вот почему Пушкину внятны и дороги и мирные песни сельской тишины, и страстная гражданская речь. Образ поэта, рисующийся его крылатому воображению, многогранен. Пушкин не отдает особенного предпочтения ни голосу поэта-идиллика, ни голосу поэта-обличителя. Его идеал - поэт-философ, поэт-гуманист. Б. В. Томашевский в своей прекрасной книге «Пушкин» писал о «Деревне»: «Значительным является то, что соединение этих слов («труд и вдохновенье») появляется в стихотворении, посвященном политической теме». Однако в данном случае точнее было бы сказать иначе: значительно то, что политическая тема органично вплетается в стихотворение, посвященное творческому самоопределению. В «Деревне» она выступает частью поэтического раздумья о собственном призвании, об исключительной жажде творчества, о неистребимом порыве к истине. Пушкин ждет разрешения социальных противоречий не от поэзии. Он надеется на восстановление «закона» «сверху»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя…

Он верит, что если будет устранен общественный конфликт, то наступит процветание отечества, излечатся душевные раны, нанесенные его оскорбленному чувству человечности, и раздвинутся широкие перспективы творчества. И надо оценить высокой мерой эту максималистскую и святую гражданскую одержимость Пушкина. В отличие от представлений Рылеева и других поэтов-декабристов, поэтический идеал Пушкина состоит не в изъятии тех или иных, прежде всего интимных мотивов из лирики. Пушкин обращен к широкому и свободному отображению действительности, не скованному какими-либо заранее налагаемыми ограничениями, исключающими из сферы поэзии те или другие мотивы и жанры. Пушкинская лирика не отвергает ни элегических, ни гражданских настроений.

Отстаивая право поэта на многообразие жизненных впечатлений, Пушкин не склонен ни к одностороннему предпочтению только элегической или только тенденциозно-риторической лирики, ни к их унижению или запрету. Вот почему образ поэта, созданный Пушкиным в двух средних строфах «Деревни», не тождествен ни поэту-идиллику, ни поэту-гражданину, хотя у него много с ними родственных черт. Поэт-идиллик и поэт-гражданин - неотъемлемые грани облика поэта-гуманиста, поэта-философа, «друга человечества».

Свойственная стихотворению «Деревня» устремленность к полноте и к истине отображения бытия предопределила «всемирную отзывчивость» Пушкина и общечеловеческий гуманистический пафос его творчества, несводимый к какой-либо строго очерченной доктрине, социальному или философскому учению. Личность и поэзия Пушкина с юных его лет проникнуты возросшим на реальной, земной почве жизнелюбивым и мудрым гуманизмом.

«И над отечеством Свободы просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! .. » и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег». Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение.
Прочитаем его.
Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает:
О, если б голос мой умел сердца тревожить
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.