Жанр произведения ель рукавом мне тропинку завесила. Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…. Структурный анализ стихотворения

Текст стихотворения Фета “Ель рукавом мне тропинка завесила” был написан в 1891 году. Произведение принадлежит к поздней лирике поэта и косвенно отражает чувства к полячке Марии Лазич. Несмотря на то, что Афанасий Афанасиевч был против публикации стихов, посвященных, трагически погибшей при пожаре, возлюбленной, оно было опубликовано в “Вечерних огнях” – сборнике стихов. При его создании поэт использовал яркие эпитеты: рог – “взывающий”, глашатай – “медный”, листы – “мертвые”, а странник – “бедный”. Композиционно стих включает 3 строфы по четыре строки. В первой строфе лирический герой предстоит перед поэтом в заснеженном лесу и, скорее всего, он углубился в собственные мысли и заблудился, так как ему “Шумно, и жутко, и грустно, и весело.”. Во второй строфе он неожиданно слышит “Тонко взывающий рог”, и эти звуки напоминают ему о любимой” – об этом можно узнать из последних двух строчек третьей строфы.

Файл может быть использован как дополнение к урокам литературы в старших классах.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.

Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.

К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.

Анализ стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Стихотворение посвященное теме осени. Оно описывает лирического героя, совершающего прогулку по теряющему листья лесу. Дополнительно здесь присутствует тема одиночества. Герой чувствует себя неуютно до того момента, как слышит звук охотничьего рога. Это напоминает ему о присутствии других людей в лесу и осень перестает казаться ему такой печальной.
Как в других произведениях, для синтаксиса Фета здесь характерны короткие простые предложения. В большинстве случаев они повествовательные, но также имеется и несколько восклицательных.
Также стихотворение имеет следующие характеристики:
Стихотворный размер - четырехстопный дактиль;
Наиболее популярные средства художественной выразительности - это эпитеты ("мертвые листы", "странника бедного"), олицетворения ("ель...завесила", ", метафоры (рог называется "глашатаем медным");
Рифма точная.

Афанасий Фет известен среди прочих поэтов 19 века как создатель пейзажной лирики. Он создал множество произведений, описывающих красоту русской природы в разное время года. При этом большая часть его стихотворений посвящена осени.

Особенности пейзажной лирики Фета

Поэтический дар Фета сформировался, во многом, под влиянием романтизма. Этим обусловлены особенности его лирического героя. Даже когда поэт описывает самые простые явления (ночь, снегопад или листопад, осеннее небо и т.д.), его герой как будто познаёт таинство природы и ее скрытый смысл.

Помимо этого для пейзажной лирики Фета характерна и тема свободы. Часто его лирический герой познаёт собственное начало через общение с окружающим миром и ощущает свою независимость в тот момент, когда созерцает природу.

Наиболее важная стилистическая черта лирики - это простота. Фет не использует сложные образы или большое количество средств выразительности. Язык его легок и понятен, но при этом создает полный эффект присутствия (читатель может увидеть картину, которую хотел перед его взглядом нарисовать поэт). Это позволяет увидеть в стихотворениях Фета черты импрессионизма.

Анализ стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила..."

Стихотворение посвященное теме осени. Оно описывает лирического героя, совершающего прогулку по теряющему листья лесу. Дополнительно здесь присутствует тема одиночества. Герой чувствует себя неуютно до того момента, как слышит звук охотничьего рога. Это напоминает ему о присутствии других людей в лесу и осень перестает казаться ему такой печальной.

Как в других произведениях, для синтаксиса Фета здесь характерны короткие простые предложения. В большинстве случаев они повествовательные, но также имеется и несколько восклицательных.

Также стихотворение имеет следующие характеристики:

  • Стихотворный размер - четырехстопный дактиль;
  • Наиболее популярные средства художественной выразительности - это эпитеты ("мертвые листы", "странника бедного"), олицетворения ("ель...завесила", ", метафоры (рог называется "глашатаем медным");
  • Рифма точная.

После смерти Фета, многие писатели и поэты, знающие его, увидели намек на то, что Фет в этом стихотворении упоминал свою погибшую возлюбленную Марию Лазич. В свое время он не женился на ней из-за того, что ее семья была разорена. А потом она погибла в пожаре, и Фет винил в этом себя. В этом стихотворении он описывает лес, в котором ему неуютно, плохо и страшно, но одновременно он чувствует, что что-то его завораживает в нем. Он слышит зов "глашатая медного", и ему сладостен этот звук. Он якобы встречает бедного странника (Марию Лазич) и очень ему рад. Этим он хочет сказать, что он готов лишиться своей жизни только ради того, чтобы встретиться в Марией, и он готов к этому.

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .

Стихотворение А. А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила… " написано в 1891 году.

Произведение состоит из трех строф, написанных катреном. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность.

Перед нами произведение о поздней осени, о красоте природы и тех чувствах, впечатлениях, которые вызывает унылая осенняя картина. Самые противоречивые чувства переполняют поэта:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость.

Душевная жизнь героя, его чувства оказываются на первом плане стихотворения. А. А. Фет говорит о смятении "странника бедного", ведь "кругом всё гудёт и колышется…". О чем думает и переживает путник? Что приводит его сюда столь глубокой и сумрачной осенью? Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает "странника". Но вот приходит неожиданное спасение:

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

А. А. Фет использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты ("глашатая медного", "странника бедного") , олицетворения ("Ель рукавом мне тропинку завесила", "мертвые… листы", "странника бедного нежно приветствуешь ты") , с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину. Звуковой фон стихотворения создается с помощью повторяющихся сонорных звуков "р", "л", "н", "м", что позволяет нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.

Для А. А. Фета осень - пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.