Здание Форт Бойярд (Fort Boyard). История. Кто скрывается под маской старца Фура? Сколько человек принимают участие в съемках

В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора , что расположен в устье реки Шаранта. Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей — проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.

Таким образом, перед королем и его приближенными возникла проблема сохранности судоверфи. Между двумя островами, расположенными около устья Шаранты — Эксом и Олероном — находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр» . Но, как известно, невозможно построить прочный дом на песке. Что уж говорить о крепости! Тем не менее, инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке подобной крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение: «Государь, проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте» . Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.

В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс , что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.

Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.

Поскольку песчаное основание косы Боярд не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На третий год строительства становится ясно, что тяжелые каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок. Сизифов труд — вот как можно охарактеризовать эту работу. Но мало того — жестокие бури зимы 1807 - 1808 гг., причинившие немало бед и жителям побережья, разрушают почти готовые первые два слоя насыпи. «Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции — англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.

Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта. В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.

Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора . К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале. Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов — отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.

Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую часть этого срока приходятся непосредственно строительные работы.

Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.

Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен. Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30.

Но, как оказалось, не все было гладко и в другом — форт страдает от постоянно бушующих штормов: большие волны, ударяясь об стены, разрушают казематы и сдвигают орудия. В 1886 году был построен специальный волнорез, для ослабления ударной силы волн.

К концу Второй Империи на форте как на охранительной крепости окончательно ставится крест. Место гарнизона форта занимают заключённые, форт превращается в тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, пленённые во время войны 1870 года. Их сменили политические заключённые Коммуны. Всего в форте содержалось около 300 заключённых.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.

Опустевший форт Боярд стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…

Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте — в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.

Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками. Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.

Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр — он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.

А в 1961 году было принято решение выставить форт Боярд в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое — бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.

Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение — все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редко наведывался в свои владения, поэтому форт Боярд продолжал пустовать.

Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир — в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений » с двумя звёздами французского кинематографа — Аленом Делоном и Лино Вентурой.

После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах — на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами» , автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан — именно он, открывший для себя форт Боярд во время просмотра «Искателей приключений » и предложил использовать крепость для съёмок.

Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры» .

Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать — ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста. Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан , заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Боярд и занялся реализацией своего проекта.

Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.

И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Боярд» . Началась новая эра истории форта — теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.



("Фор Буаяр"); иногда транслитерируется как Байярд , Бойярд или Боярд ) - каменный форт , расположенный у атлантического побережья Франции в проливе Антьош , между островами Иль-д’Экс и Олерон (). Строительство началось в 1801 году и закончилось в 1857 году . В 1990-е годы форт приобрел широкую известность благодаря проведению в нём одноименной телеигры .

История строительства [ | ]

Первое предложение о постройке форта на этом месте появилось ещё в 1666 году , после сооружения военных верфей в городе Рошфор (фр. Rochefort ). Для защиты верфи от возможного нападения британского флота были построены две береговые батареи, однако блокировать пролив они не могли - дальнобойность артиллерийских орудий в то время была весьма малой, а расстояние между двумя смежными островами - слишком большим. Форт, построенный посередине пролива, вместе с береговыми батареями мог бы блокировать проход к верфям, создавая перед кораблями противника «огневой барьер». Однако легендарный инженер-фортификатор Себастьян Ле Претр де Вобан , которому Людовик XIV предложил возглавить строительство, отказался, возразив королю: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте» .

К идее постройки форта вернулись в начале XIX века. К тому моменту строительные технологии уже позволяли сооружение подобной крепости, а необходимость в ней оставалась весьма насущной - внешняя политика Наполеона I сильно осложнила взаимоотношения Франции с Великобританией. Строительство форта было начато в 1801 году на уже существовавшей в проливе песчаной отмели, от названия которой и произошло название самого форта.

При строительстве фундаментов форта каменные блоки устанавливались непосредственно на морское дно. Вскоре строители столкнулись с серьёзными техническими трудностями - каменные блоки уходили в грунт под собственным весом, перекашивались и разъезжались. В итоге в 1809 году строительство крепости было приостановлено и возобновилось лишь в 1837 году , во время правления Луи-Филиппа I , когда отношения с Великобританией вновь стали весьма напряжёнными.

Сооружение форта оказалось «долгостроем» - крепость была завершена только к 1857 году . Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным - форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Гарнизон Бойяра состоял из 250 человек. Но к моменту завершения строительства форта крепость стала ненужной. За 50 с лишним лет, прошедших с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в новопостроенном форте отпала, однако он остался в ведении Военного ведомства Франции и впоследствии использовался как тюрьма, не участвуя в боевых действиях.

Дальнейшая история крепости [ | ]

Форт Бойяр. Вид с моря.

Форт Бойяр. Спутниковая фотография

В 1989 году начинается реконструкция Бойяра. В 25 метрах от него сооружена платформа для причала судов (старый фортовый пирс был давно разрушен). Форт был полностью очищен от огромного слоя гуано (толщиной 50 см). Оборудованы оба зала для одноимённой телеигры . В 1996 году восстановлены и артиллерийские платформы. Однако форт по-прежнему подвергался вредным воздействиям с моря. Поэтому в 1998 году производятся дополнительные реставрационные работы. Полностью очищаются внешние стены и завершается герметизация террасы. Завершающим этапом явилось восстановление центрального двора зимой -2004 годов .

Устройство форта [ | ]

Форт Бойяр имеет три главных уровня. На всех трёх уровнях расположены балконы, коридоры и кельи . Таких келий в форте более 70. Названы они так из-за небольшого размера и минимального убранства. В XIX веке в кельях обитал гарнизон форта, а также там хранилось оружие и запасы. В настоящее время в кельях находятся механизмы, использующиеся во время игр, а также техническое оборудование, необходимое для проведения телеигры. На крыше форта обычно проходит состязание канатоходцев, также над последним уровнем форта расположена небольшая башня, служившая обзорным пунктом.

29 Март, 2013 - 10:31

Форт был построен для защиты берегов от неприятеля, но строительство затянулось - он стал не нужен. Затем был определен под тюрьму, но почти не использовался. Форт обрел вторую жизнь, когда в его камерах стали снимать популярное телешоу "Форт Боярд". За годы съемок игры в стенах Форта побывали граждане 30 стран, а саму программу транслировали более 70 стран.

Строительство форта началось в 1801 году на уже существовавшей в проливе песчаной отмели, от названия которой и произошло название самой крепости.

При строительстве фундаментов форта каменные блоки устанавливались прямо на морское дно. Вскоре строители столкнулись с серьёзными техническими трудностями: каменные блоки уходили в грунт под собственным весом и разъезжались. В итоге в 1809 году строительство крепости было приостановлено. Возобновилось оно лишь в 1837 году, во время правления Луи-Филиппа I, когда отношения с Великобританией стали напряженными и французским берегам была необходима защита с моря.

Сооружение форта оказалось "долгостроем" - крепость была завершена только к 1857 году. Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным - форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Однако за время, которое прошло с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в форте отпала.

Позже его начали использовать как тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, пленённые во время войны 1870 года. Их сменили политические заключённые Коммуны. Всего в форте содержалось около 300 заключённых.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго. В 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял военно-морской флот. Таким образом, форт Боярд всё-таки получил статус военного объекта и являлся таковым вплоть до 1913 года, пока военные окончательно не оставили крепость.

Позже форт был выставлен на торги. Основная борьба развернулась между дантистом из Аворье Эриком Эртом и председателем общества друзей форта Боярд. Первый заплатил 28 тысяч франков (на три тысячи больше, чем его соперник) и приобрел Форт в свою собственность. Однако он не имел средств для восстановления Боярда, который все больше и больше приходил в упадок от природного воздействия. В 1979 году Эрт выставил его на продажу за 1,2 миллиона франков. Но цена была велика, и форд так и не нашел своего владельца.

Позже, после череды сменившихся владельцев, интерес к форту Боярд проявляет продюсер телевизионных игр Жак Антуан, который подыскивает площадку для своего нового шоу. В 1989 году он покупает форт. В этом же году начинается реконструкция Боярда, которая окончательно завершается лишь к 2004 году.

Вскоре в крепости снимают первый выпуск телеигры "Ключи от Форта Боярд". Началась новая эра истории форта - теперь уже закрытого для посещений и живущего особенной жизнью.

В 1989 году начинается реконструкция Боярда. В форте были оборудованы два зала для одноименной телеигры. В 1996 году восстановлены и артиллерийские платформы. В 1998 году производятся дополнительные реставрационные работы: очищаются внешние стены и завершается герметизация террасы. Завершающим этапом явилось восстановление центрального двора зимой 2003-2004 годов.

Один из владельцев форта Эрик Аэрт согласился продать его за 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего продюсер Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Боярда.

Начинается его реконструкция. Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Боярда был очищен от слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за много лет, а также от 700 кубометров каменных обломков.

Известно, что самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.

Сам зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, потом её показывают подбегающей ко входу в зал Совета.

Справка:
Годы строительства: с 1801 по 1857
Архитектор: неизвестен
Назначение: форт, тюрьма, киноплощадка

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон , «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Логотип телеигры «Ключи от форта Байяр» в 1992-1994 годах.

Логотип телеигры «Форт Байяр» 2003-2008 годах.

Цель игры - охота за сокровищами форта. В игре принимает участие команда из 6 игроков, выступающая в пользу какой-либо общественной организации (ассоциации). Игровой процесс состоит из 5 этапов.

Первый этап - Испытания

За 45 минут команда должна добыть 7 ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые в этом сезоне делятся на несколько условных категорий:

  • Традиционные испытания в кельях. За время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой, игрок (в некоторых испытаниях - два или три игрока) должен справиться с предложенным заданием и успеть покинуть келью с ключом. В том случае, если ему не удаётся выйти до истечения времени, участник становится пленником и препровождается Лябулем в тюремную камеру в подземелье форта.
  • Испытания-приключения. В этих конкурсах, проводящихся преимущественно вне келий и ранее предназначенных исключительно для получения подсказок, игроку необходимо за отведённое время (отсчёт которого ведётся виртуальным таймером, невидимым для непосредственных участников игры) добыть код от ящика с ключом внутри. В случае превышения временного лимита ключ внутри ящика становится недоступным. В этой разновидности испытаний игроки не могут попасть в плен. Игроков, как и в традиционных испытаниях, может быть более одного.
  • Визуальная загадка Старца Фура. Это испытание, пришедшее на смену традиционным интеллектуальным поединкам игроков с мудрецом форта, проводится в так называемой интерактивной келье . В отличие от прежних сезонов, игрок не вступает в живой контакт со Старцем - древний обитатель общается с участником в стиле своеобразного «телемоста» через огромный настенный экран. На этом же экране игроку демонстрируется некий трёхмерный анимационный ролик, после просмотра которого Старец задаёт игроку вопрос по увиденному, и, в случае правильного ответа, активирует механизм, выдающий ключ. Если игрок ошибается, он имеет право на ещё одну попытку ответить на вопрос - уже по другому ролику. Строгого ограничения по времени испытание не имеет, угроза попасть в плен отсутствует.

Второй этап - Судебный Зал

Команда, лишившаяся по ходу испытаний одного или нескольких игроков, а также команда, не собравшая необходимые 7 ключей, отправляется к Судебному Залу форта на встречу с новым персонажем - Белой Судьёй Бланш. При дефиците ключей команда получает недостающие, однако в обмен выбранные самой командой игроки (количество которых равняется количеству выданных Судьёй ключей) отправляются внутрь Судебного Зала, для прохождения особых конкурсов. Ставкой в этих конкурсах является свобода игроков - выполнив предложенное задание (максимум за 3 попытки), участник получает право вернуться к остальной команде; в случае поражения он становится пленником и отправляется в тюрьму до самого конца передачи. Уже находящиеся в тюрьме пленники также играют на свою свободу - победа в конкурсе даёт им возможность присоединиться к остальной команде, поражение отправляет обратно в карцеры.

Третий этап - Приключения

За 25 минут члены команды должны поучаствовать в нескольких приключениях и попытаться выиграть как можно больше патронов с подсказками. На каждое приключение отводится определённое количество времени, по истечении которого подсказка либо самоуничтожается, либо становится недоступной. Особое приключение, присутствующее в каждой передаче и пришедшее на смену обычной загадке Старца Фура - «Заброшенная будка». Как и во время решения визуальной загадки во время испытаний, игрок общается с мудрецом форта не напрямую, а при помощи дистанционного средства связи - на этот раз обычного проводного телефона. Игроку, находящемуся в тесной телефонной кабине, с потолка которой сыплются насекомые, необходимо дать правильный ответ на загадку Старца, после чего он посредством пневмопочты получит награду в виде патрона с подсказкой.

Смотровая башня форта Байяр.

Изначально у команды есть ровно 3 минуты на вынос золотых монет из Сокровищницы. Во время Совета Теней они могут попытаться увеличить это время (максимум до 3 минут 45 секунд). В этапе участвуют 3 игрока, выбранные новым председательствующим Совета - Старцем Фура. Традиционные дуэли Мэтров игроки проходят поочерёдно. Перед началом дуэли каждый из вошедших в Зал участников должен сделать ставку на исход предстоящего состязания - поставить на кон 10, 20 или 15 секунд. В случае победы поставленное количество секунд будет добавлено к общему времени на Сокровищницу, в случае поражения - вычтено из него.

Пятый этап - Сокровищница

В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот - что послужит сигналом укротительнице тигров Фелиндре загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотых монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет. В случае поражения, каковы бы ни были его причины, команда получает утешительный приз в размере 3000 евро.

Синопсис правил игры 1990-2012 годов

Сезон Количество игр Необходимое число ключей Хронометраж Освобождение пленников Время для сокровищницы Бонус Получение недостающих ключей Получение дополнительных подсказок
1990 15 от 1 до 18 50:00 (60:00 в последних шести играх) Загадка Старца Фура 2:00 Прыжок на эластичных канатах - -
1991 17 дневных и 10 ночных 7 65:00 (70:00 в ночных играх) Автоматически 3:00 - Каменный мешок -
1992 13 дневных и 4 ночные 7 70:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1993 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1994 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1995 10 7 80:00 Ратман - Каменный мешок -
1996 12 дневных и 6 ночных 7 80:00 (85:00 в ночных) Ратман 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1997 12 дневных и 4 ночные 7 (6 в основных испытаниях и 1 в испытании с тиграми) 85:00 Автоматически 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1998 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
1999 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
2000 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2001 10 7 85:00 Связка ключей Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2002 10 7 85:00 Связка ключей 1:40 + 0:35 за победу на Совете - Каменный мешок -
2003 7 Совет Теней 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2004 9 двухдневных (вечер-ночь-утро) и 1 дневная 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:10 за победу на Совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2005 10 двухдневных (вечер-ночь-утро) 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:20 за победу на Совете (после освобождения пленников) - Пленник -
2006 от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Зал отпечатков - Обмен подсказок на ключи -
2007 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Криптограмма Обмен подсказок на ключи -
2008 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Цветовой код Обмен подсказок на ключи -
2009 10 дневных с окончанием ночью от 5 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 10/20/30 секунд за победу на Совете (по выбору) или - 0:15 за проигрыш на Совете Зал дуэлей Пленник При наличии 8-ми и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ
2010 7 больше, чем у соперника 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет 3:30 секунд - Эстафета -
2011 7 7 Зал Суда 3:00 +10/15/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -
2012 11 7 45:00 на испытания и 25:00 на приключения Зал Суда 3:00 +10/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -

Правила игры с двумя командами

В таких странах, как Россия, Швеция, Болгария, Сербия и Турция, проводились сезоны с играми, в которых участвовали две команды. За основу правил берутся правила русской версии игры Форта Боярд 2006.

  • В игре участвуют две команды, что позволяет проводить испытания и приключения в форме дуэлей, в которых нет строгого ограничения по времени. Для того, чтобы определить, кто первым начнёт игру, по одному игроку от каждой команды участвует в некоей дуэли.
  • В испытаниях-дуэлях отсутствует ограничение по времени, и ключ достаётся той команде, чей игрок быстрее справится с заданием. Команда, собравшая больше ключей, первой входит в Сокровищницу Форта. Если ей удалось собрать шесть ключей досрочно, этап испытаний завершается автоматически.
  • В приключениях остаётся ограничение по времени, и в дуэли оба игрока рискуют в случае неудачи остаться без подсказки вообще. Число приключений без учёта загадки Фура сократилось до трёх.
  • В игре отсутствует возможность попасть в плен: не справившегося с заданием игрока освобождает Лябуль, и тот присоединяется к команде чуть позже.
  • В отгадывании загадок старца Фура участвуют игроки обеих команд (это также дуэль). Если игрок отвечает правильно, то он получает ключ, а в случае ошибки ключ достаётся автоматически его сопернику. В некоторых случаях, если никто из игроков не ответил, ключ не достаётся никому. В случае с подсказками старца посещают по очереди игроки каждой из команд, и он загадывает одну и ту же загадку, ответ на которую и есть подсказка.
  • После этапа приключений команды могут разыграть дополнительную подсказку, участвуя в мини-играх Мэтров Теней. Команда, у которой меньше ключей, всегда начинает игру первой.
  • Перед началом финального этапа команды должны определить, будут ли они приносить игроков в жертву. В некоторых случаях ведущий может предоставить им 30 секунд на вскрытие одной капсулы с подсказкой.
  • У обеих команд есть суммарно 4 минуты на то, чтобы открыть решётку сокровищницы, составить ключевое слово и вынести золото из Форта. Если первая команда не угадала слово, у второй остаётся возможность составить его верно и собрать золото Форта. Но если ошибается и вторая команда, то побеждает автоматически первая.
  • Если команда не успевает выбраться из Сокровищницы, то ведущий при помощи стоп-крана блокирует решётку и не выпускает тигров, но вместе с тем команда терпит поражение и теряет все собранное золото, а победителями в этом случае становятся их соперники, но без золота. Котелок с золотом проваливается в решётку, которая открывается при случае невыхода одной из команд из сокровищницы вовремя.

«Форт Байяр» в мире

Список стран, показывавших выпуски

Страны по количеству сезонов / производства (по состоянию на 2012 год): 1 сезон: Армения, Южная Корея, Испания, Грузия, Венгрия, Италия (только пилотная серия), Швейцария, Украина 2 сезона: Аргентина, Финляндия, Израиль, Ливан, Польша, Сербия, Словакия 3 сезона: Болгария, Турция, США 4 сезона: Германия, Нидерланды 5 сезонов: Греция 6 сезонов: Алжир, Бельгия, Россия Более 6 сезонов: Великобритания (8 сезонов), Норвегия (8 сезонов), Канада (9 сезонов) Более 10 сезонов: Дания (11 сезонов), Швеция (14 сезонов) Более 20 сезонов: Франция (23 сезонов)

Кроме французской версии игры снимались национальные. Всего в форте побывали граждане 30 стран. А всего «Форт Байяр» показали свыше 70 стран. В 2004 году вышел тысячный выпуск игры (с учётом всех национальных версий). Из-за большой стоимости каждого выпуска «Форта Байяр» многие страны начинали показывать переведённые французские серии, а затем уже свои. Некоторые показывали только переведённые. Ниже приведены страны и даты показа.

Страны 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Азербайджан
Алжир
Аргентина
Армения
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Грузия
Дания
Израиль
Испания
Италия
Канада
Ливан
Нидерланды
Норвегия
Польша
Россия
Сербия
Словакия
США
Турция
Украина
Финляндия
Франция
Чехия
Швеция
Швейцария
Южная Корея
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Переведённые выпуски других стран Национальные версии Повтор национальных версий Турнир «Три нации» - Болгария / Сербия / Турция Совместные игры США / Великобритания с участием подростков

Ведущие национальных версий

  • Мохамед Реда и Самира Зитуни
  • Рубен Джагинян и Тина Канделаки
  • Крис ван ден Дюпрель и Дагмар Дикенс
  • Димитар Павлов/ Иван Евтович/ Эврим Акын
  • Лесли Грэнтхем и Мелинда Мессенджер (1998-2001), Крис Эллисон и Джоди Пэнфолд (2003)
  • Лора Хэмильтон/ Джино Седжерс (2011)
  • Андраш Визи и Жужа Демчак
  • Райнер Шёне и Рита Вернер (1990), Александр Мацца и Стивен Гэтьен (2000-2001)
  • Христос Ферентинос и Орсула Пападаку
  • Томас Мюгинд (1993-2000) и Камиллас Сакс Боструп (1993-1995)/Камилла Грегерсен (1995-1997), Камилла Оттесен (1997-2000, 2009-2010) и Петер Шмейхель (2009-2010)
  • Аки Авни и Сигал Шахамон
  • Ги Монгрен и Мари-Солей Туга (1994–1997)/Сильви Бернье (1998)
  • Герард Экдом и Арт Роойаккерс
  • Йон Михелет и Лизе Нилльсен (1993), Стеффен Тангстад (1994), Нильс Оле Офтебро (1995-1995, 1999-2000) и Элиза Роттеруд (2000), Даниэль Франк (2010-2011) и Йенни Скавлан (2010)/Хенриетт Льен (2011)
  • Роберт Гонера и Катажина Глинка
  • Леонид Парфёнов и Елена Ханга (1998), Сергей Брилёв и Анастасия Чернобровина (2002), Леонид Ярмольник (2003-2004, 2006)
  • Григорий Гладий и Вита Смачелюк
  • Мерья Лариваара и Кари-Пекка Тойвонен (2010)
  • Эрик Бликс и Анне Барлинд (1990), Грю Форселл и Хенрик Йонссон (2000), Хокон Сёдерберг и Линда Нюберг (2000), Ганс Фален и Кристин Касперссен (2003-2005), Гунде Сван (1992-1998, 2010-н.в.) и Кайо Шекони (1995-1997)/Агнетта Сёдин (1992-1994, 1998, 2010-н.в.)

Персонажи французских игр

Ведущий французской версии телеигры Оливье Мин возле входа в Сокровищницу, 2007 год

Андре Буше (Проводник Паспарту) в июле 2009 года

Персонажи 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Ведущие
Патрис Лаффон
Жан-Пьер Кастальди
Оливье Мин
Соведущие
Мари Талон
Софи Даван
Валери Паскаль
Сандрин Домингез
Сара Лелюш
Анн-Гаэль Риччио
Проводники
Паспарту (Андре Буше)
Пастам (Ален Прево)
Пасмюрай (Антони Лябор)
Персонажи Испытаний
Старец Фура (Ян Ле Гак)
Пенелопа
Силач Форта
Фокусник (Жиль Артюр)
Безумный профессор
Повар
Пират Жаба
Электрическая женщина
Наяда
Гимнастка
Китаец
Леди Бу
Светлячок
Персонажи Приключений
Ариадна (Жеральдин Байяр)
Продавец Подсказок
Рыбак
Тюремные надзиратели
Сюмо (Рамон Кавмэн)
Лябуль (Ив Маршессо)
Совет
Мастера Игры
Мастера Времени
Мэтры Теней
Персонажи Бонусных Игр
Дикарка
Цыганка
Светящаяся
Белая Судья
Прочие персонажи
Укротитель Майкл
Фелиндра (Моник Анжон)
Укротитель Мажор
пёс Самсон
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
  • Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480

Форт Байяр (Boyard с французского произносится bojar; иногда транслитерируется как Байярд, Бойярд или Боярд) - каменный форт, расположенный у атлантического побережья Франции в проливе Антиош, между островами Иль-д’Экс и Олерон. Строительство началось в 1801 году и закончилось в 1857 году.

Первое предложение о постройке форта на этом месте появилось ещё в 1666 году, после сооружения военных верфей в городе Рошфор. Для защиты верфи от возможного нападения британского флота были построены две береговые батареи, однако блокировать пролив они не могли - дальнобойность артиллерийских орудий в то время была весьма малой, а расстояние между двумя смежными островами - слишком большим.

Форт, построенный посередине пролива, вместе с береговыми батареями мог бы блокировать проход к верфям, создавая перед кораблями противника «огневой барьер». Однако легендарный инженер-фортификатор Себастьян Ле Претр де Вобан, которому Людовик XIV предложил возглавить строительство, отказался, возразив королю: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте».

К идее постройки форта вернулись в начале XIX века. К тому моменту строительные технологии уже позволяли сооружение подобной крепости, а необходимость в ней оставалась весьма насущной - внешняя политика Наполеона I сильно осложнила взаимоотношения Франции с Великобританией. Строительство форта было начато в 1801 году на уже существовавшей в проливе песчаной отмели, от названия которой и произошло название самого форта.

При строительстве фундаментов форта каменные блоки устанавливались непосредственно на морское дно. Вскоре строители столкнулись с серьёзными техническими трудностями - каменные блоки уходили в грунт под собственным весом, перекашивались и разъезжались. В итоге в 1809 году строительство крепости было приостановлено и возобновилось лишь в 1837 году, во время правления Луи-Филиппа I, когда отношения с Великобританией вновь стали весьма напряженными.

Сооружение форта оказалось «долгостроем» - крепость была завершена только к 1857 году. Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным - форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Гарнизон Байяра состоял из 250 человек. Однако к моменту завершения строительства форта оказалось, что крепость в общем уже не нужна.

За 50 с лишним лет, прошедших с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в новопостроенном форте отпала, однако он остался в ведении Военного ведомства Франции и в течение следующего полувека использовался практически по прямому назначению, хотя и не участвовал в боевых действиях.

В 1913 году Форт выходит из ведения армии, его орудия распродаются. Во время Второй мировой войны немцы использовали Байяр для учебных стрельб, чем нанесли ему большой ущерб. В течение последующих 20 лет Форт оставался в полном запустении и постепенно разрушался от воздействия моря, ветра и морских птиц. 28 мая 1962 года форт Байяр был выставлен на аукцион при начальной цене 7,5 тысяч франков. Основная борьба развернулась между дантистом из Аворье Эриком Эртом и председателем общества друзей форта Байяр.

Эрт заплатил 28 тысяч франков (на три тысячи больше, чем его соперник) и приобрел Форт в свою собственность. Однако он не имел средств для восстановления Байяра, который все больше и больше приходил в упадок не только от природного воздействия, но и многочисленных туристов, буквально разбирающих Форт на сувениры.

В 1979 году Эрт решает избавиться от Байяра. Он выставляет его на продажу за 1,2 млн франков. Единственным заинтересованным в покупке Форта в то время являлась лишь ассоциация «Помешавшиеся на море», которая хотела сделать его местом проведения встреч артистов и экологов. Однако предложенная владельцем цена была для ассоциации слишком велика.

Начиная с 1980 года некоторый интерес к форту Байяр проявляет телевидение. В частности, Филипп Де Дьелевель, ведущий популярной программы «Охота на сокровища», в одном из выпусков которой герой должен найти табакерку Наполеона, спрятанную в Форте. В том же году торговая палата Рошфора получает предложение реконструировать Байяр. Никого, однако, заинтересовать восстановлением Форта не удается. Проект приостановлен. В 1989 году Эрик Эрт перепродает форт Байяр за 1,5 млн франков продюсеру телевизионных игр Жаку Антуану, который подыскивает площадку для своего нового шоу.

В 1989 году начинается реконструкция Байяра. Форт был полностью очищен от огромного слоя гуано (толщиной 50 см). Оборудованы оба зала для одноименной телеигры. В 1996 году восстановлены и артиллерийские платформы. Однако Форт по-прежнему подвергался вредным воздействиям с моря. Поэтому в 1998 году производятся дополнительные реставрационные работы. Завершающим этапом явилось восстановление центрального двора зимой 2003-2004 годов.

В 1994 году игра под названием »Форт Байяр» появилась на канале НТВ. Телеканал несколько лет транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), а также переведённые национальные версии Норвегии, Канады и Великобритании. С 2002 по 2006 годы шоу выходило на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».

Интересные факты об игре «Форт Боярд»:
Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.

Гонг, в который бьёт каждую игру Лябуль, изготовлен из дерева, поэтому звук накладывается во время монтажа.

Крупнейший в своё время сайт fortboyard.de немецкого поклонника игры Форт Боярд, обладающий огромным количеством информации, прекратил обновления в 2002. Новый сайт был создан в 2004, но на нём до сих пор ничего нет.

Александр Горбунов из Нижнего Тагила задавал вопрос о продолжении Форта Боярд в России целых три раза в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в 2008-2009 годах Сергею Брилёву, Леониду Ярмольнику (ведущим российских версий) и Дмитрию Губерниеву (участнику одной из игр). И никто не знал, будет ли следующий сезон или нет.

Музыку к игре написал Поль Кулак (Paul Koulak) и она так и называется «Ключи от Форта Баярд» (Les Cles De Fort Boyard)
Среди Мастеров Игры были (или есть) женщины (или одна). Это легко определить по рукам одного из Мастеров.

Сам Зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что Зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, а уже потом её показывают подбегающей ко входу в Зал Совета.

спасибо coolfacts.ru