Защита от конкурентной разведки. Фундаментальные исследования. Как осуществляется конкурентная разведка в интернете

Конкурентная (коммерческая, бизнес) разведка - проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, Также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции.

По мнению специалистов службу конкурентной разведки нужно четко отделять от службы безопасности предприятия, так как сферой деятельности и объектами разведывательной разработки коммерческой разведки компании являются исключительно внешние риски, возможности и угрозы, влияющие на возможности достижения компанией намеченных ею стратегических целей. Риски и возможности, исследуемые системой коммерческой разведки организации, имеют исключительно рыночный характер и в большей мере относятся к будущей конъюнктуре рынка и рыночным условиям, которые должны сложиться в будущем, то есть на момент временного горизонта (будущих) запланированных целей бизнеса компании и отсроченных от текущего состояния на какой-то временной отрезок. В тоже время сферой деятельности и объектами исследований службы безопасности, как правило, являются внешние и внутренние риски и угрозы текущей деятельности компании, имеющие криминальный характер и нарушающие нормальную повседневную деятельность компании. Еще одной сферой активной разработки службы безопасности является активность конкурентного окружения, связанная с недобросовестной конкуренцией и прямо посягающая на нормальную деятельность компании, а также лояльность и добросовестность партнеров, сотрудников и прочих участников, влияющих на деловую активность компании.

Можно выделить следующие функции конкурентной разведки:

– изучение деятельности конкурентов и конкурентной среды;
– проверка надежности деловых партнеров;
– сбор информации в сети Интернет и мониторинг СМИ;
– исследование и оценка рынков или целых регионов (совместно с другими отделами, например, маркетинговым);
– прогнозирование изменения ситуации на рынке и действий конкурентов;
– выявление новых или потенциальных конкурентов;
– оказания помощи руководству в процессе перенимания положительного опыта других компаний;
– оказание помощи специалистам других отделов в оценке перспектив приобретения или открытия нового бизнеса;
– получение информации законным путем и анализ новых технологий, продуктов или процессов которые могут существенно повлиять на бизнес компании;
– выявление слабых сторон конкурентов;
– совместно со службой безопасности выявлять потенциальные источники утечки конфиденциальной информации внутри компании.

В чем главная цель такого вида деятельности как конкурентная разведка

Цели конкурентной разведки разняться от направления применения усилий - менеджмент, маркетинг, PR, HR и т.д. Понимание стратегического предназначения конкурентной разведки заключается в необходимости обеспечивать постоянное соответствие между стратегией компании на данный момент (зачастую принятой раз и навсегда), действиями, с помощью которых она реализуется, и состоянием постоянно меняющегося внешнего мира. Это означает, что лица, принимающие решение в компании, должны в любой момент времени быть обеспечены актуальными, достоверными и своевременными данными о положении компании по отношению к внешней среде».

Итак, сущность конкурентной разведки заключается в сборе и анализе информации, которая является полезной для бизнеса компании, на которую работает данная служба коммерческой разведки. По сути, у бизнес-разведки такие же задачи, как и у государственной спецслужбы - выявить опасность или наоборот перспективу, оценить информацию и известить руководство о результатах или самим принять меры, если есть такая возможность.

Бизнес-разведка и промышленный шпионаж

Хотя по мнению многих людей, конкурентная разведка и промышленный шпионаж тождественны, на самом деле это не так. Ведь, несмотря на то, что цели этих видов деятельности часто совпадают (добыча максимально полной и достоверной информации о деятельности конкурентов), их методы разнятся.

Промышленный шпионаж - форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды. То есть в основе промышленного шпионажа как вида деятельности лежит добывание и последующее использование коммерческой или служебной тайны. Вот в этом и заключается отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа: конкурентная разведка - это деятельность в рамках правового поля, а промышленные шпионы «работают» за рамками этого поля.

Специалисты в области промышленного шпионажа в основном пользуются такими методами, как: подкуп или шантаж лиц, имеющих доступ к секретной информации; кража различных носителей с интересующими сведеньями; внедрение агента в конкурирующую фирму с целью получить информацию, которая является коммерческой или банковской тайной; осуществление незаконного доступа к коммерчески значимой информации с помощью использования технических средств (прослушивание телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т.п.). Эти деяния нарушают огромное количество статей уголовного кодекса.

Если говорить несколько упрощенно, то противоправное деяние «промышленный шпионаж» направлено против объекта «коммерческая тайна» (главное добыть нужную информацию), при этом могут нарушаться различные права и интересы физических и юридических лиц, такие как: право на безопасность (угрозы), право на личную жизнь (шантаж), авторские права, право на конфиденциальность информации. В свете этого нужно определиться с понятием «коммерческая тайна», но есть небольшая сложность: в различных законодательных актах даются формулировки, которые отличаются друг от друга. Коммерческая тайна характеризуется такой совокупностью признаков: информация является секретной, является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которой она относится; в связи с тем, что является секретной, она имеет коммерческую ценность. Он дает такое понятие коммерческой тайны - это информация, которая является полезной и не является общеизвестной обществу. Она имеет действительную или коммерческую ценность, с которой можно иметь прибыль и для защиты которой владелец принимает меры во всех сферах жизни и деятельности». Таким образом, можно сказать, что деятельность промышленного шпионажа направлена на добычу информации, которая не является общедоступной и охраняется законом.

Между тем, в отличие от адептов промышленного шпионажа, сотрудники служб бизнес-разведок пользуются преимущественно открытыми источниками информации из СМИ, Интернета, анализом рейтинговых агентств и т.п. На Западе те, кто занимаются коммерческой разведкой, давно поняли, что единственный способ работать долго и эффективно - «дружить с законом». Грубо говоря, коммерческие разведчики могут использовать все методы и способы сбора и обработки информации, которые не противоречат законодательству. Главное оружие конкурентной разведки - качественный сбор, систематизация и, главное, анализ информации, а не слежка, подкупы и незаконные хакерские взломы. И в этом нет ничего удивительного: даже для государственных спецслужб, на современном этапе сбор информации из открытых источников является первостепенным. К примеру, в конце ХХ века ЦРУ США обнародовало данные, в соответствии с которыми 85% всей информации об СССР получили из открытых и вполне легальных источников - советских газет и журналов, атласов и справочников, анализа выступлений советских руководителей по радио и телевидению, документов конференций, симпозиумов, пленумов и съездов. Последние советское правительство само переводило на 100 языков мира и тиражировало для общественного внимания миллионами экземпляров. Для анализа всего этого «моря» информации в ЦРУ работали тысячи аналитиков вполне мирных профессий: экономисты, географы, социологи, психологи, лингвисты, этнографы, статистики, кибернетики и даже геронтологи. А ведь тогда не было Интернета.

По мнению большинства экспертов информационно-аналитической сферы, часть информации, которую можно получить при использовании лишь открытых источников, составляет 90–95%. Под «открытыми источниками» специалисты конкурентной разведки подразумевают абсолютно все возможности добыть необходимые сведения, не требующие совершения действий, прямо нарушающих закон, или общепринятые этические нормы ведения бизнеса (последнее обычно чревато репутационными рисками, которые будут намного ощутимее, чем полученный информационный результат). На мой личный взгляд, ситуация осложняется тем, что, зачастую, оставшиеся 5% и содержат ту самую изюминку, которая составляет конкурентное преимущество компании на рынке. Поэтому методики конкурентной разведки используются вначале сбора этих 95% информации, чтобы затем воспользоваться нередко единственной возможностью задать тот вопрос, ответ на который и «завершит мозаику».

Казалось бы, если 90% информации можно «добыть» используя открытые источники, значит, в конкурентной разведке первостепенен анализ. Наверное, можно сказать и так, ибо количество имеющихся и доступных данных возрастает с каждым днем и необходимо владеть эффективными алгоритмами работы для того, чтобы управлять масштабными информационными потоками, очищать их от «информационного мусора» и находить «золотые крупицы» стратегически важных сведений.

Однако, с другой стороны, это все равно, что спросить: «А у машины главное - колеса?». Конечно, ведь без них она не сможет ехать. Но она также не сможет нормально передвигаться и без двигателя или руля. Скорее всего, речь нужно вести о комплексном подходе. Тем более, что в нынешних условиях ограниченных ресурсов, конкурентный разведчик должен быть «…и швец, и жнец, и на дуде игрец.»

По поводу использования новых методов в разведке уже достаточно сложно придумать что-то новое. Комплект методов и приемов только дотачивается, в условиях требования нового времени.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: с учетом развития информационной составляющей общества, аналитики все больше будут вытеснять «Джеймсов Бондов» в государственных разведках, а в коммерческих - и подавно. Сама же конкурентная разведка (впрочем, как, к сожалению, и промышленный шпионаж) будет существовать столько, сколько будет существовать предпринимательская деятельность, поскольку коммерция - это попытка предвидеть будущее. А конкурентная разведка – служба, которая призвана предвидеть это будущее.

Конкурентная разведка или «Бенчмаркинг» — это постоянное изучение лучшего в практике конкурентов, сравнение компании с созданной эталонной моделью бизнеса.

Конкурентная разведка изучает компании с различных сторон:
— Маркетинговая, сбытовая, рекламная стратегии компаний-конкурентов
— Оценка доли рынка
— Объемы производства
— Объемы продаж: месяц/год
— Система логистики, транспортных потоков, работа склада
— Ассортимент, цены выпускаемой/продаваемой продукции
— Базы данных клиентов
— Кадровая политика, микроклимат в коллективе
— Другие вопросы, интересующие Заказчика

— Определение конкурентоспособности компании на рынке
— Выявление слабых и сильных сторон
— Выявление наилучших приемов работы для компаний данного типа
— Разработка новых маркетинговых стратегий
— Разработка новых инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов

Методы наиболее часто применяемые в процессе проведения конкурентной разведки:

— Экспертные, личные, телефонные интервью по разрабатываемым сценариям с конкурентами, крупными потребителями (b2b)
— Кабинетные исследования – изучение информации в открытом доступе на информационных порталах, отраслевых сайтах, статистических источниках
— Метод «тайный покупатель»(«таинственный покупатель», Mystery shopping) – оценка качества сервиса компании под видом покупателя по заранее разработанному сценарию
— Наблюдение – изучение поведения конкурентов в обычных для них условиях

Сбор информации происходит только в соответствие с законодательством РФ:
ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
ФЗ «О коммерческой тайне»
ФЗ «О средствах массовой информации»
ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности»
ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»
ФЗ «О бюро кредитных историй»
ФЗ «О государственной тайне» и др.

ИК «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» НЕ оказывает услуги по конкурентной разведке для иностранных компаний или российских компаний — «дочек» иностранных компаний!!!

А ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКЕ?

Какие ассоциации вызывает у вас слово «разведка»:

Мужчины в темных очках с высоко поднятыми воротниками и непроницаемыми лицами, тайные квартиры,коды, шифры, перестрелки, гонки на автомобилях. Одним словом, весь набор штампов,созданных кинематографом…А что мы знаем о разведке коммерческой?

Об этой малоизвестной, но важной сфере деловой жизни, корреспондент ««КП» — Тула» беседовал с директором тульского детективного агентства ООО «Гран-Консалтинг», лицензированным частным детективом Дмитрием Борисовичем ЛОБОВЫМ.

Дмитрий Борисович, разумеется, первый вопрос: что же такое коммерческая разведка? Расскажите, пожалуйста.

— Прежде всего, не надо бояться самого слова «разведка». По большому счету — это всего лишь один из способов получения знаний. Главное, чтобы методы добычи этих знаний были негласными, невидимыми и, конечно же, законными.

Если говорит кратко, коммерческая разведка-это негласное получение чужих ценных знаний, накопленных другими людьми о рисках в предпринимательской деятельности и о способах их предупреждения. Такие знания позволяют очень существенно сэкономить на собственных коммерческих исследованиях и успешно вести бизнес,избегая ошибок других предпринимателей.

Законна ли коммерческая разведка?

Сегодня вопрос о запрещении использования разведывательных и контрразведывательных технологий в бизнесе может поставить только очень недалекий человек. Существует идеология, и даже философия коммерческой разведки. Любой предприниматель, который желает добиться успеха, собирает минимальные сведения о своих конкурентах. Либо самостоятельно, либо с помощью своих менеджеров. Как показывает практика, бизнесмены, которые пренебрегают разведкой, чаще всего становятся жертвами аферистов, мошенников, недобросовестных конкурентов, а подчас и собственных сотрудников. А вот собирать и продавать такую информацию на профессиональной основе может только частный детектив, которому законом «о частной детективной и охранной деятельности в РФ», дано такое право.

Какие услуги на законных основаниях может предоставить частный детектив?

— Для проведения сыска и защиты прав и свобод в предпринимательской деятельности законом разрешен целый ряд услуг. Это – изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или не надежных деловых партнеров. Кроме того, частный детектив имеет право на установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а так же разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

При необходимости может выяснить биографические или какие- либо другие данные, характеризующие личность конкретного человека при заключении с ним трудового или иного контракта. Этого более чем достаточно для проведения коммерческой разведки.

Дмитрий Борисович, кто, помимо детектива, имеет право на законном основании заниматься частной коммерческой разведкой?

Никто. Только частный детектив- человек, получивший в установленном порядке лицензию на осуществление этого вида деятельности. Любая служба безопасности, не имеющая в своем штате частного детектива, остается вне закона. Однако, лиц незаконно промышляющих сбором информации, сегодня предостаточно. Зачастую они маскируются под самыми разнообразными вывесками. Например, под видом специалистов по мониторингу коммерческих рисков или консалтинговых исследователей.

Какими методами частному детективу разрешено осуществлять сбор разведданных?

— Для начала необходимо сказать, что детективу запрещено в своей деятельности использовать оперативно- розыскные мероприятия.

Законом разрешен устный опрос граждан и должностных лиц, изучение предметов и документов. Можно производить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, а так же проводить наблюдение.

Естественно, есть и другие методы, не запрещенные законом. Например, закупка товаров конкурента, постоянное присутствие на выставках, конференциях и т.п., на которых можно свободно пользоваться фотоаппаратом. Есть и другой способ сбора доступной информации: посещать предприятие, проводить длительные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивать дополнительную информацию и т.д. и т.п.

Частный Детектив не может не быть хорошим актером и психологом. При всем при том, сегодня он оснащен не хуже чем сотрудники многих спецслужб. В арсенале современного частного детектива имеются автотранспорт, современнейшая цифровая техника, средства связи и даже система глобальной спутниковой навигации, которую можно использовать для контроля перемещения транспорта и персонала какой либо фирмы в режиме реального времени.

Но, поврете, повседневная жизнь детектива гораздо прозаичнее, чем лихо закрученный сюжет детективного романа.

Вы ставите рядом коммерческую разведку и безопасность. Почему?

Согласитесь, что осторожность не повредит в любом деле. А начинается она с профессионального внимания к опасным мелочам, за которыми стоят серьезные проблемы. Ошибки одних оборачиваются прибылью других. И когда в деловых кругах говорят, что знание-это сила, подразумеваются далеко не те знания, которые можно получить в школе. Потребность в качественной информации для бизнесмена- это буквально вопрос жизни и смерти.

Раздел 2. Понятие конкурентной разведки

Будь то сбыт продукции, финансовая ситуация на конкретном предприятии или приватные сведения о руководителях свежеиспеченной фирмы — это и много другое необходимо знать, прежде чем открыть кошелек. Ни в одном бизнес-плане, пресс-релизе и других открытых источниках информации вы не найдете таких данных. Любая скрываемая служебная информация, имеющая отношение к делу, представляет собою потенциальное поле деятельности экономической разведки. Разумный выход в такой ситуации — это обращение к специалисту, частному детективу.

Заканчивая разговор, хочется напомнить, что в экономической конкуренции победа не акт, а процесс. Поэтому в конкурентной борьбе вечных победителей не существует.

Записала Марина Полянская.

Конкурентная разведка

Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр. CI) - сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции.

История конкурентной разведки

Использование разведки в деятельности бизнеса началось отнюдь не в конце XX столетия. Если способность анализировать и делать выводы рассматривать как неотъемлемую часть функций головного мозга, поднявшую человека над животным миром, то следует также признать, что человек применяет эту способность абсолютно во всех отраслях своей жизни. Поэтому бизнес - это всего лишь одна из многих сфер применения разведки. Как в прошлом, так и сейчас предприниматели не всегда достигали в бизнесе идеальных результатов. Однако можно уверенно заявить, что предприниматели, опиравшиеся на разведку, всегда оказывались более успешными, нежели те, кто этого не делал.

Первые шаги конкурентной разведки были неразрывно связаны с промышленным шпионажем. Стоимость подобных мероприятий была очень высока, поэтому проводили их либо государства, либо частные компании по поручению государства.

Тем не менее, и в те давние времена были исключения из правил.

Датой появления первой документально подтвержденной конкурентной разведки принято считать конец XIV века. Тогда Дом Фуггеров в германском Аугсбурге впервые в мире стал использовать элементы конкурентной разведки организованно и на постоянной основе. Фуггеры распространяли среди своих ключевых сотрудников на местах так называемый «новостной манускрипт».

Вы точно человек?

Этот документ содержал целенаправленно отобранную и проанализированную коммерческую и политическую информацию, поступавшую из всех пунктов, входивших в зону интересов компании, и позволял принимать управленческие решения. Специалисты считают, что именно это позволило Фуггерам занять лидирующее положение в ключевых отраслях промышленности. Впоследствии Фуггеры создали первый в Европе банковский дом.

К более позднему периоду относится немного ярких примеров, которые можно отнести к конкурентной разведке в её современном понимании. Американские авторы пишут, что Ротшильды в конце XVIII века располагали двумястами агентами. Результаты деятельности этой сети были предоставлены в распоряжение правительства Англии, воевавшей против Наполеона. Благодаря своим информаторам и их контакту с правительственными и военными структурами, Натан Ротшильд узнал о поражении Наполеона первым в Лондоне. Ротшильды владели этой информацией монопольно очень недолго, но этого было достаточно, чтобы они взяли под свой контроль самое передовое в технологическом плане направление того времени - текстильную промышленность.

Других примеров, хотя бы отдаленно относящихся к конкурентной разведке, в литературе не встречается. Всецело царил промышленный шпионаж во всех известных сегодня формах, кроме, разве что, компьютерных преступлений.

По данным американского автора Герберта Мейера, в период между двумя мировыми войнами с помощью таких методов, как ценовая война, протекционизм со стороны государства, незаконное копирование технологий японская текстильная промышленность победила своих британских и американских конкурентов. Японское государство дошло даже до того, что компенсировало своим фирмам и предприятиям высокие таможенные пошлины.

Промышленный шпионаж был и остается «коньком» японского прогресса. Это была, по мнению ряда экспертов, единственная возможность шагнуть из изоляции и феодализма в технологическое общество. Например, современная история компании Сони (Sony) берет начало от американского электропроигрывателя довоенного изготовления.

По мере развития современных технологий удельный вес промышленного шпионажа в работе японских компаний резко сокращается за счет увеличения доли конкурентной разведки. Эта тенденция - отхода от промышленного шпионажа и преобладания конкурентной разведки в работе компаний - наблюдается сегодня во всем мире.

Конкурентная разведка в её сегодняшнем виде получила сильный импульс развития в середине 1980-х годов. Родоначальником конкурентной разведки современного периода считается компания Ксерокс (Xerox), столкнувшаяся с конкуренцией со стороны японских производителей. Это была война насмерть, поскольку японцы вышли на американский рынок с розничными ценами ниже себестоимости Ксерокса.

Но Ксерокс, благодаря своему японскому филиалу, создал систему работы, которую сегодня называют бенчмаркингом, а затем адаптировал и применил к миру бизнеса разведывательные технологии в максимально возможном объёме. Его примеру последовали другие крупные американские компании. Через несколько лет конкурентная разведка стала применяться в Европе, а затем и во всем мире. Этот период можно считать окончательным выделением конкурентной разведки в отдельное направление деятельности.

Сегодняшнее развитие технологий - прежде всего, связи и компьютеров - сделало полноценную разведку технически и финансово доступной для крупных, средних и даже для малых компаний. Вот почему конкурентная разведка сегодня столь стремительно распространяется во всех отраслях и на всех уровнях экономики.

Информационно-аналитическая деятельность консалтинговых фирм и подразделений конкурентной разведки в компаниях все больше основывается на современных информационных технологиях, принимает на вооружение самые последние достижения в области искусственного интеллекта. При удачном сочетании этих технологий с наработками в области психологии, с оглядкой на законодательство, получается успешная служба конкурентной разведки.

К началу 1990-х годов сформировались международные и национальные общества профессионалов конкурентной разведки, которые за счет выпуска периодических изданий, проведения конференций и тренингов позволили организовать обмен опытом между специалистами. Наиболее известны в мире такие общества как SCIP со штаб-квартирой в США и Competia со штаб-квартирой в Канаде. В России существует Российское общество профессионалов конкурентной разведки РОПКР и Сообщество Практиков Конкурентной разведки (СПКР). На Украине сообщество профессионалов конкурентной разведки представлено Харьковской областной общественной организацией «Общество аналитиков и профессионалов конкурентной разведки». Российское общество профессионалов конкурентной разведки (РОПКР) и Харьковская областная общественная организация «ОБЩЕСТВО АНАЛИТИКОВ И ПРОФЕССИОНАЛОВ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ» являются партнёрами.

В настоящее время правильно организованная конкурентная разведка не ограничивается изучением конкурентнов, а проводит работу в отношении всей среды, в которой живёт предприятие. В частности, изучается политическая и законодательная обстановка, кадровые перемещения людей, чья деятельность может оказать влияние на компанию, эксперты, способные проконсультировать по тому или иному специальному вопросу, новые технологии, собственные клиенты и поставщики компании.

Российская история развития конкурентной разведки ближе к американской модели, чем к европейской, поскольку в конкурентной разведке в России и в США велик процент бывших сотрудников спецслужб. В европейских странах преобладают выходцы из бизнеса. Однако Россия по состоянию на конец 2005 года находится в самом начале развития конкурентной разведки, портрет российского специалиста конкурентной разведки меняется и сегодня он всё больше приближается к европейскому. Такому превращению способствует появление курсов подготовки специалистов из числа сотрудников компаний, имеющих бизнес-опыт и/или бизнес-образование.

Успехи конкурентной разведки оказались настолько очевидными, что государственные разведки в свою очередь приняли на вооружение методы работы с открытыми источниками информации, отточенные специалистами КР. Правда, если для конкурентной разведки эти методы оказались жизненно важными, то для государственных разведок они выполняют вспомогательные функции.

Государственные предприятия и учреждения сегодня также используют такие методы конкурентной разведки как системы работы с открытыми источниками информации.

Конкурентная разведка и мировой рынок

На мировом рынке конкуренция за ресурсы и рыночные доли, необходимые бизнесу, проходит напряженно, а порой принимает и жестокие формы.

В борьбе за выживание (неважно, идет речь об экономическом выживании или любом другом) шансы на успех имеет тот, кто грамотно использует разведку в своей деятельности. Конкуренция в мире растёт и конкурентная разведка при её эффективном применении может стать решающим фактором, способным привести к успеху даже компанию, которой грозило разорение.

Цели и задачи конкурентной разведки

Конкурентная разведка решает следующие задачи:
Информационное обеспечение процесса выработки управленческих решений как на стратегическом, так и на тактическом уровне.
«Система раннего предупреждения», то есть насколько возможно раннее привлечение внимание лиц, принимающих решения, к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу.
Выявление благоприятных для бизнеса возможностей.
Выявление (совместно со службой безопасности) попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации компании.
Управление рисками с целью обеспечить эффективное реагирование компании на быстрые изменения окружающей среды.

Приведенные выше задачи конкурентной разведки являются ключевыми для компании, они служат достижению фундаментальной цели существования подразделения конкурентной разведки - обеспечить в компании чувство защищенности вследствие осознания того факта, что судьба предприятия находится в его собственных руках и что фирма не станет внезапно жертвой обстоятельств, либо чьих-то враждебных действий.

Примеры применения конкурентной разведки

Включение в организационную структуру не может быть оправдано только абстрактными целями разведки. Служба конкурентной разведки должна доказывать свою значимость, внося вклад в финансовый результат деятельности компании.

Деятельность разведки может выражаться и конкретными, в том числе финансовыми, показателями. Приведем несколько примеров, когда конкурентная разведка может сыграть ключевую роль в жизни предприятия:
Опережение конкурентов в тендерах.
Оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей при инвестициях.
Опережение шагов в конкурентов в рамках маркетинговых кампаний с помощью продуманных упреждающих действий, выработанных на основе данных, предоставленных конкурентной разведкой.
Получение выгод от слияний и поглощений. Как правило, возможности слияний и поглощений выявляются конкурентной разведкой и, если бы не её работа, они могли бы остаться незамеченными.

Это особенно важно в высокотехнологичных отраслях.

Обновлено: 11.03.2015

Конкурентная разведка: ТОП-5 полезных и бесплатных сервисов

Анализ конкурентов — необходимое условие для развития любого ресурса, особенно если вы намерены идти на шаг впереди или, как минимум, не отставать. В принципе, разработка любой стратегии должна начинаться с исследования рынка, конкурентов и их методов продвижения. Тем более что проанализировать конкурентов в своей нише можно с помощью простых и бесплатных инструментов с довольно мощным функционалом.

1.

Конкурентная разведка: применять или бояться?

Site-Auditor: изучаем поисковую выдачу «Яндекс» и Google

Site-Auditor — бесплатная утилита, при помощи которой вы можете быстро собрать данные для анализа интересующего вас сайта в поисковиках, включая позиции по сформированному списку запросов (самостоятельно или через Wordstat.yandex.ru). Также можно провести экспресс-аудит сайта конкурента и узнать данные об уровне его оптимизации: количество проиндексированных страниц, установленные системы статистики, тИЦ, PR и т.п.

Также Site-Auditor можно использовать для проверки SEO-продвижения своего сайта и для того, чтобы регулярно отслеживать динамику изменений позиций.

2. Spyword: исследуем конкурентов в поиске «Яндекс» и Google

Чтобы выяснить, как продвигают свои ресурсы ваши конкуренты, воспользуйтесь сервисами Spywords.ru, Advse.ru, Advodka.ru, Adtrends.ru. Многие маркетологи отдают предпочтение spywords.ru, так как этот сервис позволяет собрать больше полезной информации и имеет ограниченную бесплатную версию. Не смотря на то, что выдаваемые данные не являются абсолютными, так как вычисляются с помощью определенного алгоритма, Spywords.ru будет вам очень полезен, если необходимо узнать:

— динамику различных показателей (количество запросов, бюджет на контекст и т.д.) по времени;

— сезонность или постоянный бюджет ваших конкурентов на контекстную рекламу и т.д.


3. Similarweb: сравниваем трафик

Similarweb — сервис, с помощью которого можно легко проанализировать источники трафика любого сайта и их типы, а также сравнить свой трафик c конкурентами.

Используя сервис, вы можете проанализировать:

— трафик на сайт за последний месяц и изменение его динамики за прошедшие полгода;

— поведенческие факторы: показатель отказов, глубина просмотра и среднее время, проведенное пользователем на сайте;

— источники трафика за последние 3 месяца и соотношение их типов: прямого, поискового, реферального и т.д.;

— узнать список сайтов, на которые заходили ваши посетители;

— выявить наиболее похожие на ваш ресурс сайты.


4. Google.com/trends и Wordstat.yandex.ru: изучаем тренды и анализируем спрос

Сервисы «Тренды» Google и «Яндекс» — еще одни отличные инструменты для исследования, которые покажут динамику и историю запросов в конкретной стране или по всему миру.

Благодаря этим сервисам вы можете отслеживать динамику популярности ваших конкурентов. Все, что для этого нужно — проверить тренды по названиям конкурентов на русском и английском языке. Если шкала на графике растет, значит, этот бренд набирает известность среди онлайн-аудитории.

5. Подпишитесь на ваших конкурентов

Напоследок, самый простой способ быть в курсе всех событий, изменений и новинок своих конкурентов — подписаться на их новости, рассылки и группы в социальных сетях.

Применяя вышеописанные онлайн-инструменты конкурентной разведки, вы лучше изучите интересы аудитории, станете на шаг вперед конкурентов и наверняка найдете возможности, которые еще не используете в своем бизнесе.

1

Настоящая статья посвящена практическому применению технологий и инструментов конкурентной разведки в Интернете. В ходе исследования подробно рассмотрена классификация средств поиска информации в Интернете, которые могут быть применены в целях повышения конкурентоспособности различных организаций. В результате подробного анализа определены основные инструменты конкурентной разведки в Интернете и приведено их распределение по группам. Правильная подборка таких инструментов способствует формированию универсальной системы, позволяющей не только оценить конкурентоспособность организации на текущий момент, но и получить адекватную оценку положения организаций-конкурентов на рынке. Кроме того, такая система позволяет своевременно реагировать на быстроизменяющиеся условия функционирования. Таким образом, система конкурентной разведки, использующая Интернет, должна быть настроена на специфику деятельности компании, а также должна включать в себя гибкие механизмы поиска, оперативной доставки данных и качественной оценки информации.

информация

Интернет

деловая разведка

конкурентная разведка

конкуренция

конкурентоспособность

1. Аверченков В.И. Мониторинг и системный анализ информации в сети Интернет: монография [электронный ресурс] / В.И. Аверченков, С.М. Рощин. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 160 с.

2. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – C. 25.

3. Васюкова С.А. Экономическая разведка и контрразведка – элементы современной рыночной экономики // Научная сессия МИФИ. – 2010. – Т.3. – С. 177–178.

4. Мартич А. Через знания – к звездам // Управление компанией. – 2001. – № 5. – http://management.web-standart.net/ article0$id!13211.htm.

5. LotusSoftware от IBM предлагает новое решение для систем управления знаниями. – http://www.ibm.com/ru/news/nfolder/ 31_10_01_02.html (дата запроса 20.04.2015).

6. Divnenko Z.A., Maslov D.G. Analysis of the categories «competition» and «competitive intelligence» as enhancing factors of enterprises’ competitiveness / Z.A. Divnenko, D.G. Maslov // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2015. – № 1 (13). – C. 8–12.

Современные потребности в деловой разведке и контрразведке, обеспечении специфических аспектов безопасности бизнеса обусловили развитие целой отрасли. Новые экономические отношения в России заставляют участников данного бурного процесса формировать эффективные стратегии развития.

В основном полезная информация разведывательного характера добывается из секретных источников, на практике же это далеко не так. Иногда до 95 % информации можно почерпнуть из открытых источников, надо лишь грамотно организовать их изучение.

Как и в любой другой деятельности, эффективность экономической (конкурентной) разведки определяется по схеме «затраты - эффект». Для разведдеятельности можно назвать три вида эффекта:

1) прибыль;

2) экономия средств;

3) предотвращение материального и морального ущерба.

Иногда при небольших затратах и высокой оперативности можно добиться значительных результатов, предотвратив финансовые и моральные потери предприятия. Можно привести пример, как, заплатив около 500 долларов и затратив всего три недели, сотрудники службы безопасности одного американского предприятия, предотвратили потери в размере 450 тысяч долларов . В справке, подготовленной сотрудниками после произведенной разведки, была дана рекомендация по отказу сотрудничества с фирмой, предложившей выгодную, казалось бы, сделку, по следующим причинам:

Фирма существует всего полгода;

Зарегистрирована по «купленному» юридическому адресу, на который зарегистрировано множество других фирм;

Руководство фирмы раньше занималось совершенно другим родом деятельности и понесло значительные убытки;

Ранее предлагаемых сделок фирма никогда не проводила;

Штат насчитывает всего два человека и занимает довольно скромный офис в маленьком городке и т.д. .

Система конкурентной разведки предприятия дает своеобразный мультипликативный эффект, совмещая интересы обеспечения экономической безопасности предприятия с решением вопросов маркетинга, поскольку на ее основе вырабатывается эффективная экономическая политика предприятия.

Информация - самый дорогой товар в мире. Государства создают официальные структуры с целью обеспечения своевременного получения и хранения информации, предприятия ощущают потребность в современных технологиях анализа информации, постоянном обновлении программных средств обеспечения безопасности и в максимальной интеграции всей системы анализа, обработки и применения постоянно обновляющейся информации различного рода .

Уровень конкурентоспособности предприятия во многом обеспечивается хорошо организованной системой сбора деловой информации, которая ложится в основу принятия управленческих решений, стратегического планирования, проведения маркетинговых исследований и PR-компаний.

Конкурентная разведка - важнейший инструмент минимизации рисков и обеспечения прибылей, поскольку в определенном смысле это система «раннего предупреждения» о намерениях конкурентов, возможных поворотах и изменениях на рынке, возможных результатах воздействия политических технологий на предпринимательскую деятельность .

Большим подспорьем для эффективной системы повышения конкурентоспособности организации является создание единого интегрированного банка данных с использованием современных компьютерных технологий, где накапливается вся информация, поступающая из открытых и конфиденциальных источников.

Вследствие стремительного развития глобальной сети Интернет и усиления его влияния на деятельность предприятий и организаций, увеличение количества информационных ресурсов именно конкурентная разведка в Интернете стала важнейшей функцией современного менеджмента и главным условием динамичного развития бизнеса.

Знание принципов конкурентной разведки в Интернете и практическое применение специальных поисковых машин необходимы в работе любого предприятия.

Существующие средства поиска информации в Интернете можно условно разделить на несколько групп:

Каталоги;

Информационно-поисковые системы;

Метапоисковые системы;

Системы мониторинга и контент-анализа;

Экстракторы объектов, событий и фактов;

Системы управления знаниями (DataMining, TextMining);

Специализированные системы конкурентной разведки.

Каталог - это иерархическая система, обеспечивающая классификацию информации. Каталоги работают не с индексами, а с описаниями ресурсов Интернета. Они наполняются Web-мастерами или специальными редакторами, которые просматривают информационные ресурсы Сети. Типичным примером использования каталога является необходимость нахождения в сети Интернет группы информационных ресурсов на определенную недостаточно узкую тематику, например сайтов, предоставляющих контактную информацию организаций. Наиболее развитыми каталогами на сегодняшний день являются Yahoo!, OpenDirectory, Яndex.

Информационно-поисковая система (ИПС) - это система, обеспечивающая отбор, индексирование и поиск информации на основе индекса. Поисковые системы следует применять, если требуется найти информацию по специфичным вопросам или для обеспечения полноты охвата ресурсов. Примером применения при поиске информационно-поисковых систем могут являться требования найти сайт конкретной организации или дать ответ на какой-либо вопрос. Лидирующими среди ИПС являются Google, Яndex, MSN и другие.

Метапоисковые системы - это надстройки над поисковыми системами и электронным каталогами, которые не имеют собственной базы данных (индекса) и при поиске по поисковому предписанию пользователя самостоятельно формируют запросы для нескольких внешних средствпоиска, а затем анализируют полученные результаты и выдают список ссылок в порядке, определяемом соотношением рейтингов ответа сразу по нескольким средствам поиска .

Наиболее значимые метапоисковые системы - MetaCrawler и MetaBot.ru. Их главное достоинство заключается в умении рассылать вводимые в них запросы по другим системам, а затем суммировать результаты. Этим гарантируется «объективность» и «полнота» полученных результатов, однако, учитывая различия в подходах к обработке терминов разными системами, результат может оказаться не всегда релевантным запросу. Метапоисковые системы наиболее эффективны на начальных этапах поиска информации. Они помогают локализовать средства поиска, в которых присутствуют сведения об искомой пользователем информации.

Системы мониторинга и контент-анализа обеспечивают регулярный поиск и «скачивание» информации по заданным темам и с заданных сайтов, а также анализ содержания полученных документов. Такие системы в основном обладают развитым языком запросов, что позволяет существенно детализировать и конкретизировать запросы по сравнению с обычными поисковыми системами. Также такие системы хранят в своих базах данных полные тексты исходных документов, что обеспечивает сохранность этих документов во времени и возможность их обработки и контент-анализа как в текущем времени, так и в перспективе. Существенным преимуществом таких систем является то, что сложные запросы, состоящие из десятков или сотен поисковых слов и выражений, однажды составленные аналитиком-знатоком предметной области, могут быть сохранены в виде каталогизированного запроса или рубрики и в дальнейшем вызываться автоматически или вручную из сохраненного списка для проведения поиска или контент-анализа.

Если мониторинговые системы могут выделять из информационного потока поставленные на мониторинг известные объекты, то экстракторы объектов, событий и фактов умеют выделять из потока информации неизвестные ранее объекты, события или факты, которые соответствуют определенному заранее заданному типу.

Системы управления знаниями предназначены для автоматического анализа и нахождения взаимосвязей между документами, людьми и информацией в пределах всей организации .

Под управлением знаниями понимается совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности организации .

Данные системы умеют выявлять новые знания и закономерности. Например, система может самостоятельно, без участия человека, сделать вывод о факте знакомства между людьми, основываясь на имеющихся в системе данных об окончании ими одной и той же школы и одного итого же класса в одном и том же населенном пункте. Примерами систем управления знаниями являются KnowledgeDiscoverySystem и SharePointPortalServer.

Специализированные системы для конкурентной разведки могут включать в себя одно или несколько из перечисленных выше поисковых средств, специально «заточенных» под эти специфические задачи. Кроме того, потребности конкурентной разведки предполагают в качестве источников информации кроме полнотекстовых документов из Интернет, еще и доступные в Сети базы данных, собственные, принадлежащие структуре, документы, таблицы и базы данных, а также формализованные и неформализованные документы и БД, добытые из других источников.

К специализированным системам относятся системы, осуществляющие поиск :

Файлов (например, FileSearch.ru, Files.ru;

Новостей в электронных СМИ (например, Яndex Новости, Moreover);

Товаров в определенных типах магазинов (в книжных или компьютерных) (например, Яndex Товары, Торг.ru);

Людей (например, Люди в Сети, Белые страницы России, Yahoo! PeopleSearch;

Информации в музыкальных архивах (например, MP3Search);

Картинок (например, Яndex Картинки, Google Поиск изображений);

В каталогах региональных ресурсов (например, Яndex Регионы, Брянский Weblist Емеля и др).

Проанализировав основные инструменты конкурентной разведки в Сети Интернет, можно выделить следующие группы:

1. Инструменты для отслеживания упоминаний (Google Alerts, SocialMention, Marketing Grader).

3. Анализ и мониторинг ключевых слов (Competitive Research & Keyword Research Gadget, Google Keyword Planner, Monitor Backlinks, SEMRush, SpyFu, The Search Monitor, iSpionage).

6. Проверка ссылочной массы, обратных ссылок и ликбилдинг (Majestic SEO, Ontolo, LinkProspector, OpenSiteExplorer).

7. Универсальные инструменты (SimplyMeasured).

Правильно подобранные инструменты конкурентной разведки в сети Интернет формируют универсальную систему, которая позволит руководству компании оперативно реагировать на изменения ситуации на рынках, оценивать риски и возможности, прогнозировать их и, как следствие - принимать правильные управленческие решения.

Основная цель систем конкурентной разведки - информационное обеспечение перехода от традиционного интуитивного принятия решений на основе недостаточной информации к управлению, основанному на достоверных прогнозах и знаниях.

Согласно циклу обработки информации в классической схеме информационного разведцикла рассматриваемая нами система должна самостоятельно или с участием оператора обеспечивать:

Выбор тематики и направлений развединтереса (целеуказание);

Выбор источников информации (сайты, блоги, форумы и т.д.);

Автоматический поиск и скачивание информации по заданным направлениям мониторинга и указанным источникам по запланированному расписанию (планирование и сбор данных);

Обработку собранных данных и превращение их в информацию;

Контент-анализ и синтез информации - превращение ее в знания;

Своевременную доставку информации к конечным потребителям.

Безусловно, система конкурентной разведки, использующая Интернет как один из источников информации, должна настраиваться под специфику деятельности компании, а также должна включать в себя соответствующую классификацию, гибкие механизмы поиска, оперативной доставки данных и качественной оценки информации.

В последнее время арсенал методов конкурентной разведки существенно обогатился, что позволяет в случае необходимости проводить комплексный сравнительный анализ показателей деятельности и бизнес-процессов с выбранным конкурентом в целях совершенствования работы управляющей компании. Информация о результатах чужих прикладных и фундаментальных исследований позволяет сэкономить собственные силы и средства и сосредоточить все внимание на производстве и маркетинге. Дальнейшее развитие научно-технического процесса, увеличение потока патентов и ужесточение конкуренции как «войны всех против всех» делает развитие системы конкурентной разведки все более актуальным.

Современные подходы к изучению сущности и методов конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатываются и реализуются на практике различные способы достижения лидерства предприятий на рынке. Данные аспекты теории конкуренции могут представить интерес для российских компаний, находящихся на этапе укрепления своих позиций на мировом и региональных рынках.

Рецензенты:

Винничек Л.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Организация и информатизация производства», Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, г. Пенза;

Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика, организация и управление производством», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Маслов Д.Г., Тусков А.А., Дивненко З.А., Юдина Е.С. КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА В ИНТЕРНЕТЕ: ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5-3. – С. 631-634;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38312 (дата обращения: 18.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Практически любой бизнес работает в условиях конкуренции. Считается, что наличие — это хорошо как для бизнеса, так и для их клиентов, т.к. постоянно подстегивает к развитию. Чтобы организация эффективно работала на рынке, важно обеспечить ее надлежащей информацией о конкурентах, партнерах и так далее. Для этих целей используется конкурентная разведка.

Что такое конкурентная разведка

Конкурентная разведка — это сбор информации для эффективного принятия решений организации. Цель конкурентной разведки — повысить конкурентоспособность и эффективность организации или ее отдельных подразделений. Встречаются также понятия бизнес-разведка, деловая разведка, маркетинг, и другие. На английском это понятие принято обозначать как Competitive Intelligence (CI).

Конкурентная разведка может использоваться для изучения лучших практик от конкурентов. Что делают ваши коллеги по цеху в других организациях, какие продукты они готовят к выводу на рынок? Какие будут цены и маркетинговые акции? Наличие такой информации может помочь вашей организации действовать эффективнее.

Причем, исследование контрагентов проводится не только в рамках конкурирующих организаций, но также и в отношении партнеров. Изучение репутации нового клиента, проверка контрагентов — это нормальная практика в бизнесе. Это важный шаг, чтобы не потерять деньги с фирмой-однодневкой.

Деловая разведка может производиться с использованием разных каналов информации. Вы можете, к примеру, выступить в качестве тайного покупателя и узнать цены ваших конкурентов. Возможен сбор информации из открытых источников — интернет, корпоративный сайт, социальная сеть, блог на youtube и так далее.

Конкурентная разведка решает задачи:

  • поиска благоприятных возможностей на рынке;
  • анализ возможных рисков и угроз для бизнеса и принятие контрмер;
  • сбор информации для эффективного принятия решений.

Коммерческая разведка может быть тактической (оперативной) или может носить стратегический характер.

Деловая (конкурентная разведка) использует законные способы сбора информации и соответствует этическим нормам.

Есть тонкая грань между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем. Конкурентная разведка — легальна, а промышленный шпионаж — не законен и не этичен.

Конкурентная разведка при найме персонала

Конкурентная разведка — это по сути аналитическая работа менеджера. Принимая любое коммерческое решение, предприниматель должен взвешивать все за и против. И, к примеру, при найме персонала — наводить о нем справки от коллег на рынке. А на самом собеседовании узнавать информацию у потенциального сотрудника о компаниях, в которых он работает или раньше работал.

Прежде чем говорить о конкурентной разведке, следует дать определение деловой разведки. Необходимо формально разделить термины «деловая разведка» (бизнес-разведка) и «конкурентная разведка». Предметом деловой разведки является внешнее окружение предприятия — деловая и политическая конъюнктура, законодательство, распределение сфер влияния, в том числе конкуренты. Предметом конкурентной разведки являются реальные и потенциальные конкуренты.

Деловая разведка

Деловая разведка — непрерывный сбор, анализ и передача по назначению в пределах своего предприятия информации о конкурентах, окружающей деловой среде, персоналиях. Цель деловой разведки - получение конкурентных преимуществ за счет полученной информации при принятии управленческих решений. Деловая разведка имеет два направления : стратегическая (или макроэкономическая) и оперативная (или микроэкономическая) разведка. Стратегическая деловая разведка — сбор и анализ информации о процессах в экономике, политике, технологиях. Оперативная деловая разведка — сбор информации для принятия управленческих решений по текущим проблемам предприятия.

Работу службы деловой разведки можно условно разделить на две составляющие:

  • систематический сбор информации, например, о конъюнктуре рынка, макро- и микроэкономических тенденциях, новых товарах и др.;
  • выполнение специальных разовых запросов в интересах отдельных служб: аналитические обзоры, поиск информации в СМИ, финансовые оценки других предприятий, экономические показатели и др.

Согласно действующему законодательству противоправным является сбор информации о частном лице. Сбор информации о частном лице возможен только с его согласия, сбор информации о фирме не запрещен.

Конкурентная разведка

Конкурентная разведка — сбор и анализ информации о конкурентах и деловой конкурентной среде с целью формирования и достижения конкурентных преимуществ путем использования полученного в результате знания для принятия эффективных и качественных стратегических и важных тактических решений в бизнесе. В материалах Международного общества профессионалов конкурентной разведки (англ.Society of Competitive Intelligence - SCIP) приводится следующее определение понятия «конкурентная разведка». Это законный способ сбора и анализа информации, позволяющий судить о возможностях, намерениях, уязвимости бизнес-конкурентов. Информация собирается с использованием источников и исследований, подготовленных с соблюдением этических норм.

Российское Общество профессионалов конкурентной разведки формулирует данное понятие так. Это новая стратегическая инициатива в , нацеленная на все в мире бизнеса, что значимо для способности компании конкурировать. В ходе конкурентной разведки изучают не только конкурентов (прямых, косвенных и потенциальных), но и клиентов — дилеров и дистрибьюторов, технологии, продукцию, а также деловую среду. Цель конкурентной разведки — глубокое понимание бизнеса в целом и отдельных его частей.

Конкурентная разведка — это целенаправленная, постоянная система сбора, обработки, анализа конкурентных сведений и использования полученной объективной информации о деловой среде, а также о ресурсах, уязвимых элементах, намерениях конкурентов. Она действует в рамках существующего законодательства и этических норм, направлена на минимизацию возможных рисков, получение преимуществ в организации бизнеса и дополнительной прибыли. Как видим, здесь акцент сделан на получении информации о конкурентах в рамках нормативно-правового поля.

Конкурентная разведка включает в себя всю сферу тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, применение которой приносит экономические выгоды. Такая трактовка означает, что указанный вид деятельности объединяет в себе все возможные способы получения информации о конкурентах (в том числе с нарушением принципов честной конкуренции).

Конкурентная разведка занимается законным сбором информации о конкурентах, отличается от промышленного шпионажа. Отличие состоит в том, что источники информации для конкурентной разведки всегда «открыты» и общедоступны, хотя и не все они опубликованы или выставлены на всеобщее обозрение. К ключевым неопубликованным источникам относится любой, кто был в контакте с конкурентом. Сюда входят собственные сотрудники организации, покупатели и поставщики, а также сами конкуренты и эксперты в нужной отрасли бизнеса. Конкурентная разведка должна осуществляться в рамках действующего законодательства с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа). Собираемая целевая информация о конкурентах может находиться как в открытом для всех заинтересованных пользователей доступе, так и носить конфиденциальный характер. По различным оценкам специалистов, занимающихся сбором конкурентной информации, 80-95% нужной информации является открытой и общественно доступной. Поэтому применение в конкурентной разведке незаконных и неэтичных методов сбора информации не является необходимым.

Конкурентная разведка может рассматриваться как часть управления знаниями, которое включает в себя информацию из внешней среды предприятия и об этой внешней среде.

Одним из ключевых источников для получения конкурентной информации является сама компания, проводящая исследование. Внутренние источники: торговые представители, которые постоянно контактируют с покупателями и могут выяснить, что делают конкуренты; работники отделов развития и аналитики, способные обнаружить новые патенты или прочитать о новых исследованиях в газетах, относящихся к развитию конкурента; сотрудники отдела снабжения, способные узнать что-то от поставщика, который обслуживает в том числе и конкурента.

Вторичные источники информации: Интернет, корпоративные сайты, доклады и обзоры, предоставляемые для конференций.

Цели конкурентной разведки:

1. Определение истинной стратегии конкурентов для корректировки собственной стратегии. Истинная стратегия сравнительно редко совпадает с той стратегией, которая сформулирована в миссии предприятия. Знание этой информации позволит ему определить целесообразность использования ее в будущем.

2. Определение потенциала конкурентов (их сильных и слабых сторон) для корректировки собственной стратегии. Знание того, что действительно хорошо делают конкуренты, предостерегает от соревнования с ними в этом направлении и предполагает принятие решения о перенесении усилий на другое направление. Информация о слабых сторонах конкурента необходима для его дискредитации, особенно если это подается как конкурентное преимущество.

3. Определение организационных, финансовых, технических и других способов обеспечения конкурентных преимуществ для целей возможного копирования или нейтрализации. Использование новой технологии при производстве продукции более высокого качества и с меньшими затратами может составлять существенное конкурентное преимущество. Эта технология чаще всего поддается копированию и тиражированию, благодаря чему указанное конкурентное преимущество может быть обесценено (нейтрализовано).

4. Оценка общей емкости рынка через сумму долей конкурентов для оценки состояния отрасли. Изменение общей емкости рынка позволяет понять правильность собственных действий: если емкость рынка растет, а объем продаж фирмы остается неизменным, значит, что- то делается неэффективно и конкуренты отвоевывают потенциально нашу долю целевого рынка. Если емкость рынка сокращается, а объем продаж не изменен, значит, в относительном выражении он растет и фирма все делает правильно. Самый простой способ определения гарантированной емкости рынка — это суммирование фактических объемов продаж всех участников рынка.

5. Оценка степени выгодности условий сотрудничества с теми или иными поставщиками и покупателями. Знание условий поставок или продаж помогает достоверно определить собственное место в системе рыночных отношений с поставщиками ресурсов. Таким образом, основной целью конкурентной разведки является получение в итоге тех или иных видов конкурентных преимуществ перед конкурентами. При этом всегда надо учитывать, что противодействие конкуренту предпочтительнее копирования его преимуществ, поскольку стратегия «опережать» в долгосрочной перспективе экономически значительно выгоднее стратегии «догонять».

6. Создание благоприятных условий для того, чтобы принимаемые стали оптимально структурированными, опирающимися на более полное знание своего бизнеса, отрасли, рынка, делового окружения и конкурентной среды.

Цели создания службы конкурентной разведки:

  • раннее выявление скрытых и явных угроз организации со стороны конкурентов;
  • поиск новых возможностей;
  • формирование и усиление .

Задачи конкурентной разведки:

  • определение товаров конкурентов с уникальными потребительскими свойствами;
  • установление реализуемой конкурентом ценовой политики (это особенно важно при участии в тендерных открытых торгах конкурентов);
  • определение методов продвижения на рынок товаров (методы дистрибуции, организация продаж могут быть скопированы, а основные и дополнительные каналы сбыта — отвоеваны). Наиболее удачные схемы оплаты торговых представителей, системы скидок и вознаграждений, малоизвестные каналы сбыта, новые рынки, перспективность которых доказана на средства маркетингового отдела конкурентов, — все это является предметом особого интереса;
  • определение перечня наиболее существенных недостатков конкурента. (Эта информация может служить основой для пропаганды собственных преимуществ на основе использования приема противопоставления.);
  • установление условий сотрудничества конкурентов с поставщиками ресурсов (знание уровней цен, отсрочек платежа, размера товарного кредитования и иных условий сотрудничества даст возможность добиться для себя условий не хуже, чем у конкурентов);
  • установление структуры постоянной клиентской базы (покупателей) и условий сотрудничества с ними (эти сведения — основа для выработки на предприятии мер по привлечению покупателей на свою сторону);
  • выявление источников текущего финансирования конкурента. Масштабы использования отражают запас финансовой устойчивости конкурента;
  • определение уровня рентабельности отдельных видов деятельности или товаров. Эффективность деятельности конкурентов позволяет проводить сравнительный анализ для улучшения собственных показателей, а также показывает границы возможностей конкурирования.
  • выявление перспективных планов технического развития конкурентов. выявление новых технических решений, технологий и изобретений (позволяет или копировать их, или противостоять появлению на целевом рынке).

Задачи службы конкурентной разведки:

  • сбор информации о конкурентах (их рыночных долях, стратегиях, планах, взаимодействиях с партнерами, поставщиками, потребителями) на регулярной основе;
  • анализ потока собранных данных;
  • своевременное информирование лиц в компании, которые принимают управленческие решения;
  • улучшение организации отношений с партнерами;
  • обеспечение доступа к информации всех сотрудников, имеющих на то разрешение.

Принципы организации системы конкурентной разведки согласно мнению крупного американского специалиста в области конкурентной разведки В. Плэтта:

  • целевой направленности. Четкая и однозначно трактуемая постановка целей сбора и анализа информации при конкурентной разведке;
  • полноты. Необходимость сбора нужной информации из любых доступных специалисту источников:
  • достоверности. Определение степени достоверности полученной разведывательной информации;
  • прогнозируемости. Возможность определения тенденций развития.

По мнению В.В. Царева этот перечень принципов необходимо дополнить следующими:

  • постоянства: конкурентная разведка должна осуществляться на постоянной основе, что позволит создать банк данных о программах, мероприятиях, реализованных тем или иным конкурентом из стратегической группы;
  • изменяемости: специалисты по конкурентной разведке должны выявлять различные изменения, происходящие среди главных конкурентов, а также в макросреде;
  • разумной достаточности: объем собираемой многообразной информации не должен быть чрезмерным, сбор так называемой нецелевой информации должен быть минимизирован;
  • общности: применение одинаково понятного терминологического аппарата;
  • доступности: использование всех доступных информационных источников, в том числе для перепроверки информации, раскрытие содержания полученных данных, их сопоставление с данными прошлых лет или других компаний;
  • познаваемости: установление причин и следствий исследуемых явлений;
  • учета особенностей: учет национальных, социальных, экологических и иных особенностей;
  • наступательности : принимаемые предприятием ответные решения на реализуемые конкурентами программы, мероприятия должны носить преимущественно наступательный характер;
  • своевременности: целевая информация об основных конкурентах должна предоставляться руководящему составу предприятия и ведущим менеджерам своевременно;
  • уменьшающейся ценности (полезности): имеется в виду феномен падения со временем ценности (актуальности) собранной информации о конкурентах. Поэтому она должна постоянно актуализироваться.

Организация работы службы конкурентной разведки:

  • оперативная — подготовка краткой справки на конкретного
  • конкурента;
  • долгосрочная — подготовка и проведение полного цикла исследований;
  • ситуационная — поиск решения определенной проблемы;
  • аналитическая — анализ полученных данных.

Изучение конкурента может быть построено следующим образом:

  • сбор в своих базах данных всей имеющейся информации о конкуренте;
  • выяснение у конкурента (обзвон) данных о предоставляемых услугах, реализуемой продукции и условиях реализации их, наличии лицензии и типе используемого оборудования;
  • выявление клиентов конкурента (возможно по телефонным справочникам), определение их отраслевой принадлежности;
  • выяснение мнения клиентов о работе конкурента (обзвон, беседы с клиентами конкурента);
  • посещение офиса конкурента под предлогом приобретения услуг. После посещения анализируется собранная информация (о размере компании, ее возможностях).

Оригинальный перевод статьи Алана Симпсона, чья компания осуществляла проекты более чем в 60 странах мира. Он являлся советником администрации Вице-президента и министра обороны США, военных и разведывательных ведомств. В настоящее время специализируется на поддержке крупнейших мировых туроператоров.

Есть достаточно много определений корпоративной разведки, различающихся в зависимости от ее функций и роли в системе управления компанией. Очень часто эти определения зависят от тех людей, которые их дают, а соответственно, от их бизнес-интересов. Например, от стремления получить ту или иную зону возможностей и ответственности для департамента корпоративной разведки внутри компании.

В общем и целом, конкурентная разведка ориентирована, прежде всего, на рынок, и в конечном счете, на продажи. В то же время, айтишники, финансисты склоняются к бизнес-разведке или интеллектуальному анализу данных. Соответственно, они пытаются извлечь максимум из ранее полученных данных и стремятся, образно выражаясь «выжать каждую каплю крови» уже имеющихся клиентов. Если конкурентная разведка ориентирована в большей мере на будущее и рынок, то бизнес-разведка или бизнес-аналитика в большей степени опирается на прошлое и уже накопленную, в том числе в режиме реального времени, имеющуюся в компании информацию.

Так что же такое корпоративная разведка и как она соотносится с другими видами разведки, используемыми в бизнесе? Корпоративная разведка является общим зонтиком для всех видов разведки, используемой в бизнесе. При этом корпоративная разведка ориентирована, прежде всего, на руководство и соответственно на решение стратегических и вытекающих из них тактических задач корпорации.

Я предпочитаю использовать термин «корпоративная разведка», как «зонтик» для всех видов разведки на предприятии по следующим обстоятельствам. Совет Директоров должен знать не только о конкурентах, продукции, но и клиентах. Они должны быть ориентированы не только на рынок, но и в полной мере понимать политическую и законодательную среду, в которой корпорация работает. Политическая разведка для современного бизнеса является таким же важным фактором, как и рыночная разведка. Поэтому необходимо более широкое определение разведки, чем конкурентная, а именно – корпоративная.

Политическая разведка простирается от Организации Объединенных Наций вплоть до графства, и даже местного совета. Политическая разведка корпорации занимается лоббистскими группами и группами влияния, которые во всех странах влияют на решения «за» или «против» интересов корпорации. Многие огромные проекты были сорваны из-за возражений таких групп, и не обязательно на государственном, а даже на местном уровне. Для корпораций, действующих в различных регионах, различных странах это чрезвычайно важно. Многие большие планы испарились в тумане войн, неопределенности и противодействия групп влияния. Для корпораций, которые ведут проекты, особенно, рассчитанные на продолжительное время, необходимо постоянно вести разведку в отношении групп влияния и ключевых личностей, от которых в значительной степени зависит исполнение корпоративных планов. Они должны выявлять и устанавливать тех политиков, администраторов, представителей других властных и административных групп и особенно за кулисами, которые могут помешать или напротив способствовать реализации планов корпораций. Это далеко выходит за пределы компетенции конкурентной разведки, которая со своего рождения ориентирована на рынок и рыночные методы.

Конкурентная разведка на многих предприятиях ориентирована на конкурентов и рыночные тенденции. Бизнес-разведка зачастую просто превращается в обработку данных, превращение их в сведения с целью найти упущенные возможности. Не зря основой бизнес-разведки является data mining. Бизнес-разведка также как горные работы состоит в просеивании огромных груд руды в поисках вкраплений золота, в случае корпораций, наиболее ценной, обеспечивающей знания об упущенных возможностях, информации. И конкурентная, и бизнес-разведка чрезвычайно важны. Но в современном сложном мире они приобретают ценность лишь в структуре более широкого контекста, а именно, корпоративной разведки.

В сегодняшнем бизнес-мире не все вопросы решаются на рынке. Это не нарушение закона, а вполне законные процедуры современного сложного мира, где бизнес взаимодействует с политикой, администраторами и группами влияния. Именно они в значительной степени могут предопределить конечные результаты работы корпорации. Причем это не всегда связано с конкурсным отбором или интеллектуальным анализом данных. Соответствующие данные, вероятно, не могут быть получены на основе открытых интернет-источников или при помощи тех или иных сервисов или компьютерных программ. Корпорация своими силами должна реагировать опережающим путем, действовать не только в рыночной сфере, но и других экономических сферах, где сильно влияние властных структур, административных методов, юридических процедур и т.п.

Конкурентная разведка должна отслеживать рыночное поле, следить за участием конкурентов в подобных проектах, быть способной к опережающему реагированию. Она должна давать экономическую канву, которая дополняется политической разведкой, в которую уходят разведка в отношении политиков, административных структур, групп влияния, команд воздействия и т.п.

Поскольку задачи корпоративной разведки носят комплексный характер и крайне сложны, они должны быть институциализированы внутри корпорации. Если этого не происходит, то зачастую это приводит к неудачам разведки. С первых дней моей работы, я понимаю, что совершенно бессмысленно создавать нейтральную консультативную структуру внутри компании. Решение состоит в создании структуры корпоративной разведки внутри компании. Не единожды без создания такой структуры я был обвинен в том, что я не командный игрок и мои советы не вписываются в подход уже действующих отделов маркетинга, продаж, R&D. Иногда после моего ухода компании разорялись или поглощались. Во многих случаях это произошло из-за того, что они не уделяли внимания вопросам корпоративной разведки, а прислушивались к разведданным групп маркетинга и PR.

В результате я понял уже в начале 70-х годов, что именно служба корпоративной разведки необходима для корпораций. Особенно это важно в сегодняшней промышленности США, руководимой в основном лицами, имеющими дипломы МВА, но не имеющими ни малейшего представления о реальном бизнес-мире. Они используют разные умные слова и сбор разведывательной информации, чтобы доказать свою правоту. Эти люди обычно трудоголики, беспредельно верящие в компьютеры, командную работу и бесконечные видео и телефонные конференции.

Они упускают очевидное, из-за отсутствия реального бизнес-опыта и нежелания видеть мир как он есть, а не как их научили. Они гробят свои компании.

Мир становится все более опасным, да чего скрывать, «грязным» местом, где корыстные интересы давно обогнали логику и призывы к общественному благу. В этих условиях только корпоративная разведка, как общий «зонтик», объединяющий конкурентную (рыночную) разведку, политическую разведку и бизнес-разведку, позволит выжить и развиваться корпорации.

Это конечно занимает время и требует денег. Фактически для крупных и тем более крупнейших корпораций, отделы корпоративной разведки по оснащенности, кадровому составу и уровню работы не должны уступать уровню национальных спецсужб. Но если это не решить, то вы однажды не избежите неизвестной внешней угрозы.

P.S. Фактически в данной статье один из наиболее известных специалистов в области государственной и корпоративной разведки указывает на то, что в современном мире юридически законная бизнес-деятельность уже достаточно давно не сводится к чисто рыночным механизмам, а предполагает законное участие в экономической жизни групп влияния, политических сил, применение административных методов, процедур согласительной экономики, в т.ч. базирующихся на досудебных и судебных правовых нормах. Еще 20 лет назад об этом писал гениальный российский экономист, член-корреспондент АН СССР, академик Российской академии наук В.Яременко, отмечая, что наряду с рыночными во всех современных экономиках существуют и не рыночные, но абсолютно легитимные уклады. Соответственно, мышление только в рамках рынка, конкуренции и т.п. является уже недостаточным для решения корпоративных задач.

Особенностью последнего периода стало то, что в силу тенденций технологического развития, перемен в структуре экономики, ситуации в финансово-экономической сфере, сдвигов в политической системе и законодательных правилах, то, что раньше было верно для крупных и транснациональных корпораций становится достаточно быстро императивом для среднего и даже небольшого бизнеса, особенно в высокотехнологической сфере.