Записки охотника история создания презентация. Презентация на тему «Записки Охотника» И.С. Тургенев. Крестьянская реформа в России

Описание:

Презентация описывает биографию И.С. Тургенева, знакомит аудиторию с циклом его произведений «Записки охотника».

Материал подготовила ученица десятого класса для демонстрации на уроке литературы в рамках школьной программы. Рассматриваются этапы становления и развитие творчества писателя, повлиявшие на него внешние факторы, оценки критиков, современников и простых читателей его произведений. Для визуализации материала, автор дополнил описание изображениями Тургенева в разные периоды жизни, и его возлюбленной.

Цель презентации – раскрыть ученикам личность автора, познакомить с его литературным стилем и вкладом в русскую классическую литературу. Изучая данный материал, школьники обогащают свой внутренний культурный и духовный мир. Аудитория узнает о творчестве Тургенева, о важности его вклада в сокровищницу русской литературы, познакомятся с произведением «Записки охотника».

Презентация состоит из следующих разделов:

  • Краткая биография Тургенева.
  • Первые произведения.
  • Любовь Тургенева – Полина Виардо.
  • Цикл рассказов «Записки охотника».
  • Белинский о Тургеневе.

Категория:

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 28 Февраля 2013 г.
  • Слайды: 7 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 28 Февраля 2013 г.
  • Размер презентации: 740 Кб
  • Тип файла презентации: .rar
  • Скачана: 1396 раз
  • Последний раз скачана: 19 Сентября 2019 г., в 20:47
  • Просмотров: 6098 просмотров
«Записки охотника» - это цикл из 25 небольших рассказов, в которых ярко и живописно представлена жизнь мелкого дворянства и простого народа середины XIX века. Основано повествование на впечатлениях, полученных самим писателем, и рассказах людей, встреченных им во время охотничьих скитаний.

Рассмотрим в статье самые популярные рассказы, которые часто называют очерками, и которые наиболее ярко характеризуют весь цикл «Записки охотника».

Сравнивая две губернии, Калужскую и Орловскую, автор приходит к выводу, что они разнятся не только красотами природы и разнообразием зверя, на которого можно охотиться, но и людьми, их внешним видом, характером, помыслами. Знакомство с помещиком Полутыкиным, который пригласил охотника остановиться в своих владениях для совместной охоты, привело автора в дом мужика Хоря. Именно там и происходит встреча с двумя такими разными людьми, как Хорь и Калиныч.

Хорь - зажиточный, суровый, сутуловатый мужик. Он живет в крепком осиновом доме на болотах. Много лет назад дом его отца сгорел и тот выпросил у помещика возможность жить подальше, на болотах. При этом сговорились об уплате оброка. С тех пор большая и крепкая семья Хоря там и обитает.

Калиныч - веселый, высокий, улыбчивый, с легким нравом, безамбициозный человек. По выходным и праздникам занимается торговлей. Без него, немного странный, но страстный охотник, помещик Полутыкин ни разу не выходил на охоту. За всю жизнь Калиныч так и не построил себе жилья, не завел семьи.

Будучи настолько разными, Хорь и Калиныч - закадычные друзья. Автор с удивительной точностью, до мелочей прорисовывает все особенности их характеров. Они с удовольствием проводят время вместе. За три дня, проведенных у Хоря, охотник успел привыкнуть к ним и покидал их с неохотой.

В один из дней автор собрался на охоту с Ермолаем - крепостным соседа, который постоянно попадал в передряги, хотя и выпутывался из них целым и невредимым, и не был пригоден ни к какой работе. Поскольку главной обязанностью мужика стала доставка дичи к помещичьему столу, он прекрасно знал окрестности.

Проведя день в березовой роще, герои приняли решение переночевать на мельнице. Хозяева разрешили расположиться на сеновале, под навесом на улице. Среди ночи автор проснулся от тихого шепота. Прислушавшись, понял, что мельничиха Арина рассказывает Ермолаю про свою жизнь. Была она горничной у графини Зверковой, которая отличалась жестоким характером и особым требованием к тому, чтобы служанки ее были незамужними. Отслужив 10 лет, Арина стала просить, чтобы отпустили ее замуж за Петра, лакея. Девушке отказали. А через время выяснилось, что Арина беременна. За что девушку остригли, сослали в деревню и выдали за мельника. Ребенок ее погиб. Петра же отправили в армию.

Прекрасным августовским днем охота проходила недалеко от реки Исты. Уставший и измученный охотник решил отдохнуть в тени деревьев недалеко от родника с красивым названием Малиновая вода. Рассказ идет о судьбе трех мужиков.

Степушка, неизвестно откуда появившийся человек, которого никто ни о чем не спрашивал, а сам он предпочитать молчать. Жил он у Митрофана, садовника, помогал тому по хозяйству взамен получая только еду.

Михайло Савельевич, по прозвищу Туман, был вольноотпущенным и долгое время служил дворецким у разорившегося графа на постоялом дворе; ярко и красочно описывал Туман пиры, которые закатывал граф.

Появившийся в разгар беседы крестьянин Влас рассказал, что ходил в Москву к барину, просил его снизить сумму оброка; раньше оброк вносил сын Власа, который недавно умер, на что барин рассердился и выгнал бедолагу.

А что делать теперь, крестьянин не знал, потому как взять с него было нечего. Помолчав полчаса, спутники разошлись.

Рассказ составлен со слов уездного лекаря, который поведал о том, как много лет назад вызвали его к больной, проживавшей в семье бедной вдовы, достаточно далеко от города. Доктор увидел, что несмотря на болезнь, девушка очень красива. Ночью он не смог уснуть и большую часть времени провел у постели больной.

Испытав расположение к семье девушки, члены которой хоть и были небогаты, отличались начитанностью и образованностью, доктор решил остаться. Мать и сестры больной с благодарностью это приняли, так как видели, что Александра верит доктору и выполняет все его указания. Но с каждым днем девушке становилось все хуже, а по разбитым непогодой дорогам не поступали своевременно лекарства.

Перед смертью Александра открылась доктору, призналась ему в любви и объявила матери о помолвке. Три последних ночи они провели вместе, после чего девушка умерла. Позже доктор женился на дочери зажиточного купца, но она оказалась ленивой и злой.

Мой сосед Радилов

Однажды, охотясь в одном из запущенных садов Орловской губернии, автор с Ермолаем познакомились с помещиком Радиловым, который пригласил их на обед. За столом присутствовали: мать помещика, маленькая печальная старушка, разорившийся приживала Федор Михеич и сестра покойной жены Радилова, Ольга. Во время обеда велась непринужденная беседа, но было заметно, что помещик и его золовка наблюдают друг за другом.

Посетив Радилова через неделю, охотник узнал, что помещик вместе с Ольгой уехали, оставив старушку мать в одиночестве и печали.

Однодворец Овсянников

С пожилым дворянином Овсянниковым автор познакомился у помещика Радилова. В свои 70 лет Овсянников заслужил репутацию умного, образованного и достойного человека. Беседы с ним отличались глубоким смыслом. Особенно по нраву автору были рассуждения однодворца по поводу сравнения современных нравов и устоев екатерининских времен. При этом к однозначному заключению стороны беседы никогда не приходили. Раньше было больше бесправия более слабых перед зажиточными и сильными, однако и жилось тише и спокойнее.

Современные идеи гуманизма и равноправия, продвигаемые «передовыми людьми», такими, как племянник Овсянникова Митя, пугают и смущают пожилого дворянина, поскольку пустых разговоров много, а конкретных действий никто не предпринимает.

Однажды автору предложили охоту на уток, на озере, возле большой деревни Льгов. Охота на заросшем озере была богатой, но доставать добычу стало затруднительно. Поэтому было принято решение взять лодку. Во время охоты автор знакомится с двумя интересными людьми:

Вольноотпущенный, по имени Владимир, отличался грамотностью, начитанностью, ранее он служил камердинером и даже учился музыке;

Пожилой крестьянин Сучок, поменявший за свою долгую жизнь множество хозяев и работ.

Во время работы прохудившаяся лодка Сучка начинает тонуть. Только к вечеру уставшим охотникам удается выбраться из озера.

Бежин луг

Во время охоты на тетерева в Тульской губернии автор немного заблудился. С наступлением ночи он вышел на луг, в народе носившем название Бежин. Здесь охотник встречает группу крестьянских мальчишек, которые пасли лошадей. Устроившись у костра, ребятишки заводят разговоры о всякой нечисти, водившейся в округе.

Детские рассказы велись о домовом, якобы поселившемся на местной фабрике; загадочной русалке, которая зазывала к себе плотника Гаврилу; о говорящем белом барашке, живущем на могиле утопленника, которого видел псарь Ермила и многом другом. Каждый старался рассказать что-то необычное и загадочное. Разговор о нечисти длился почти до рассвета.

Касьян с Красивой мечи

Возвращаясь с охоты, кучер с автором встречают похоронную процессию. Понимая, что это плохой знак, кучер поспешил обогнать процессию, однако, у телеги сломалась ось. В поисках новой оси автор следует в Юдины выселки, где и встречается с карликом Касьяном, переселенцем из Красивой Мечи, которого в народе считали юродивым, однако часто обращались к нему за лечением травами. Жил он с приемной девочкой Аленушкой, любил природу.

Ось заменили, охоту продолжили, однако безуспешно. Как объяснил Касьян, это он животных отвел от охотника.

Бурмистр

Наутро вместе решили ехать в Шипиловку, которая находилась недалеко от Рябово, где автор должен был охотиться. Там помещик с гордостью показывал имение, дом и окрестности. Пока не приехал бурмистр Сафрон, который стал жаловаться на увеличение поборов, небольшое количество земли.

Вывод

Главная мысль всего сборника «Записок охотника» - это желание показать жизнь разных слоёв общества, его культуру, стремления, нравственность, высокогуманность. Рассказы дают полную картину жизни помещиков и их крестьян, что делает произведения Тургенева не только литературными, но и историческими шедеврами.

ПРОЕКТ по литературе:

Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

6 класс

2015-2016 учебный год

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», - писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева - не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки - вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, - говорит лесник, - да чаю у меня нету...» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», - рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь...

Разорены... Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...» Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети - околевай все...»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это - развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.

Герасим - главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке - Муму.

Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

Слайд 1

ПРОЕКТ учащихся 6 класса
МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа» Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А.

Слайд 2

Словесные и живописные портреты крестьян
По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника»

Слайд 3

Слайд 4

Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь - мудрый хозяин - удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он - артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

Слайд 11

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей - завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, - простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

Слайд 12

« Певцы »
Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

Слайд 13

« Бежин луг »
Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века. Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

Слайд 14

Слайд 15

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША, КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ.КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША,

Слайд 16

Слайд 17

Лицо ИЛЮШИ
« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана. Тщательно стягивала его опрятную черную свитку».

Слайд 18

КОСТЯ -
« мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие. Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать,для чего на языке, -на его языке, по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.»

Слайд 19

ФЕДЯ
«…был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.»

Слайд 20

У Павлуши
« волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»

Слайд 21

Слайд 22

« Бирюк »
«Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»

Слайд 23

И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.
Бирюк-угрюмый.,мрачный, нелюдимый, одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти, не ради наживы, а от безысходности, тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием. Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает, что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность.

Слайд 24

В рассказе « БУРМИСТР» (1847)

описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов - бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную.

Слайд 25

Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. « Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.

Cлайд 1

Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника» Выполнила: ученица 10 класса Шишенина Светлана

Cлайд 2

Краткая биография Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Cлайд 3

Первые произведения В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. В 1843 г. Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку. В том же году публикуется поэма Тургенева «Параша», а чуть позже – сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни. Вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию безденежье» (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

Cлайд 4

Любовь Тургенева В 1843 году Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическую драму "Месяц в деревне" (1855). В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, (по окончании франко-прусской войны). Полина Виардо

Cлайд 5

«Записки охотника» При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника» исключительную роль сыграла его дружба с Белинским. Она длилась около пяти лет, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Все усилия Белинского в последний период его жизни были направлены на то, что бы объединить писателей, продолжавших гоголевские традиции обличения самодержавного строя. Рассказы Тургенева явились как бы ответом на призыв Белинского проникнуться сочувствием к угнетенному народу, показать безнравственность рабства, мешавшего прорасти «плодовитому зерну русской жизни». Увлечение Тургенева охотой очень способствовало его литературной деятельности. В Спасском они прожил до глубокой осени, занимаясь исключительно охотой, не вспоминая о литературе. Занятие охотой сблизило писателя с народом, открыло перед ним картины деревенской жизни. Заглядывая в глухие деревеньки Тургенев пристально всматривался в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывал народную речь. После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург.

Cлайд 6

Охота помогала ему глубоко проникать в сокровенные тайны природы. Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так изобильны, что материала ему хватило на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе. Рассказ, написанный им для первого номера «Современник», назывался «Хорь и Калиныч». В литературных кругах и у читателей «Хорь и Калиныч» вызвал единодушное одобрение и сразу же высоко поднял автора в общем мнении. Стало ясно, что Тургенев вступил на свою настоящую дорогу.

Cлайд 7

О том, как ценил Белинский «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы за 1847 год, где он писал: «Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. «Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника, за ним «Бурмистр», а после «Однодворец Овсянников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы Тургенев написал еще хоть целые тома таких рассказов». Такого богатства и разнообразия «типажа» русская литература до книги Тургенева еще не знала. В поле зрения прежних писателей лишь изредка попадали женщины-крестьянки и деревенские дети. Рассказами «Свидание», «Ермолай и мельничиха», «Бежин луг» и «Живые мощи» Тургенев восполнил и этот пробел.