В дороге некрасов читать анализ. Некрасов "В дороге": анализ стихотворения (1 вариант). Образы и символы

Литература 19 века носила революционный характер. Писатели и поэты издавали произведения о нелегкой крестьянской судьбе. Они как носители передовых революционных идей мечтали о равенстве сословий, К счастью, в том же 19 веке крестьяне стали свободными.

В этой статье мы рассмотрим стихотворение Некрасова «В дороге». Это одно из многочисленных произведений автора о жизни крестьян.

Творчество Некрасова

Николай Алексеевич был сыном дворянина, который угнетал своих крепостных. С детства он наблюдал за печальной судьбой крестьян. Он был против крепостного права. Все его творчество посвящено изображению жизни крестьян, их тяжелой участи.

Детство, семья, окружение оказали на его литературную деятельность сильное влияние. Его отец был тираном и угнетал мать Николая Алексеевича. Это отразилось в творчестве Некрасова. Он писал о нелегкой женской доле.

Наблюдая за жизнью низов, сострадая им, поэт издавал произведения, описывающие несправедливость этой жизни. Он был чуток к человеческой боли, имел революционные взгляды.

Одно из его ранних произведений - «В дороге». В нем автор также затронул тему крестьянской участи. Какой ее изобразил в своем стихотворении Некрасов («В дороге»), анализ покажет.

Для начала мы изложим произведение.

Произведение начинается с обращения барина к ямщику. Он говорит, что ему скучно, просит разогнать его тоску какой-нибудь историей. Например, о рекрутском наборе, разлуке или небылице, о том, что ямщик видал в своей жизни. На что тот отвечает, что ему самому невесело, и начинает рассказывать о своей молодой жене.

Она воспитывалась в барской семье. Там она училась шить, вязать, получала научные знания, читала, играла на музыкальном инструменте, научилась хорошим манерам. Одевалась она в атлас, ела разных вкусностей вдоволь. Словом, жила она вместе с барышней, как дворянская дочь.

Так описывает героиню-крестьянку в своем стихотворении Некрасов «В дороге». Далее сюжет меняется. Ямщик рассказывает, что барышня вышла замуж, ее отец умер. После этого зятек отправил крестьянку-белоручку в село, родное место. Там ее выдали замуж за ямщика. Крестьянская девушка, жившая по-барски, не умела ни косить, ни коров доить. С трудом таскала дрова и воду, шла на барщину. Ямщику было больно смотреть на ее страдания. Девушка украдкой ревела из-за такой перемены в жизни. «Погубили ее господа», - говорит ямщик.

Его супруга, будучи крестьянкой, читает книги, смотрит на какой-то портрет. Своего сына также обучает грамоте, ухаживает за ним, моет, стрижет, не дает бить.

Ямщик делится своей бедой. Говорит, что жена его, Груша, совсем исхудала, бледна, ничего не хочет есть, сама еле ходит. Боится, что так она скоро погибнет. Хотя он признается, что не мучил ее тяжелой работой, одевал, кормил. Старался не бранить и не бить.

Барин говорит ямщику, что тот его скуку разогнал.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Произведение - диалог двух абсолютно разных людей: барина и ямщика. Они из противоположных сословий. Их думы, внутренний мир разнятся. Барин скучает. В его жизни все гладко. Ямщику не до веселья. У него горе: жена погибает. Барин просит разогнать его скуку. Для него веселье - это истории о том, как люди разлучаются. Беды низших сословий его не трогают, наоборот, они его забавляют.

Ямщик рассказывает о том, как его жена хоть и росла с барышнями, но так и осталась крестьянкой. Она жила в другой среде, но, оказавшись ненужной, была отправлена обратно.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, как относились помещики к крестьянам. Их не интересовали чувства, беды простых людей. Трагедия крестьянки Груши не взволновала барина. Она лишь разогнала его тоску.

Выразительные средства в произведении

Некрасов «В дороге» написал с использованием просторечных слов: "девка", "бабенка", "мужик" и прочие. Таким образом автор делает свое произведение натуралистичным. Для изложения он использовал диалог, чтобы лучше раскрыть сущность героев через их слова.

Заключение

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показал нам равнодушие помещиков к судьбе крепостных. Герой произведения, ямщик, не понимает, отчего погибает его супруга. Дело не столько в том, что у крестьянки Груши появились новые обязанности и изменился быт. Скорее всего, она страдала от того, что ее человеческое достоинство было унижено. Она поняла, что, находясь во власти помещиков, не она решает свою судьбу, с ней никто не считается. И как бы близка она ни была с дворянской семьей, от нее в любой момент могут избавиться, ведь она всего лишь крепостная.

В новой среде она словно чужая. Ее супруг не способен понять ее, разделить с ней интересы. Она вышла замуж не по любви, за человека, которого не знала. Она погибает от одиночества и несправедливой участи.

Основная масса стихотворных работ Николая Алексеевича посвящена жизни простого народа, тяжелой крестьянской судьбе. Автору была знакома ситуация, которая царили в обществе низших слоев населения – голод, безработица, отсутствие жилья, ненадежность завтрашнего дня.

В давние времена рабочие крестьяне считались по душам. Они приравнивались к рогатому скоту. Очень редко случались ситуации, когда простые деревенские девушки становились женами дворян. И то, такой союз Некрасов считал совершенно не прочным.

Также, Николай Алексеевич знает случаи, когда владельцы усадьбы делали своих крестьян равными в правах, а потом, снова опускали их к рабскому преклонению. Ох, и тяжелой была судьба простого человека!

В связи с такими эмоциями и переживаниями, Некрасов создает стихотворение «В дороге».

Особенностью данной работы является наличие в тексте диалога. Он делает рифмованные строки динамичными, живыми, жизненными.

В роли барина предстает сам поэт. Он просит ямшика поведать ему интересную историю, развеселить или спеть песню. Однако извозчику не хочется веселиться. Его мысли овеяны переживаниями за свою супругу. Она стала жертвой барской снисходительности. Будучи маленькой, его жена дружила с барской дочерью, росла в тепле, в заботе, училась грамоте, опрятно одевалась, владела рукоделием. Однако когда девочки выросли, дочь барина уехала в Петербург с молодым женихом, а отец ее – владелец усадьбы, помер. Вот и перешло наследство к расчетливому и бездушному зятю. Он отправил Грушу в деревню. Однако девушке была совершенно не знакома тяжкая работа в поле, она не могла ухаживать за скотом, не могла держать свое хозяйство. А к тому же, новый барин велел ей выйти замуж за крестьянского мужика. Именно ним и стал ямщик.

Поведал извозчик, как тяжело его супруге справится с теми делами, которые обрушиваются на ее плечи. Она пытается воспитать сыночка, как маленького барина. И грамоте его учит, и чисто одевает, и расчесываться заставляет. Только вот какая доля ожидает этого пацаненка? Какое у него будущее? От таких переживаний, вся измучалась, исхудала и побледнела Груша. Так дело и до могилы дойдет. После этого, ямщик пытаясь разогнать свою скуку, ощутил состояние полной безысходности.

С помощью этого стихотворения, Николай Алексеевич еще раз пытается показать истинное положение крестьянина, его сущность. Простой человек был лишь очередной игрушкой для своего господина. И владельцы крепостных никогда не задумывались о том, как тяжело приходится тем обычным людям.

«В дороге» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения - жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Жанр

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова