Тренировочный вариант 15 по физике егэ

Физика. Подготовка к ОГЭ-2016. 15 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год. Под ред. Монастырского Л.М.

Р. на Д.: 2016. - 3 68 с.

Новое учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к ОГЭ по физике за курс основной общеобразовательной школы в 2016 году. Книга содержит: 15 вариантов учебно-тренировочных тестов, составленных по спецификации и демоверсии ОГЭ на 2016 год, и ответы к ним; теоретический материал для подготовки к ОГЭ по физике: краткие справочные данные, основные физические понятия и законы и т.д.; материалы для повторения за 7-9 классы: тематические тесты по основным разделам физики за курс основной школы, рубежные и итоговые контрольные работы и ответы к ним; методические рекомендации для учащихся. Издание адресовано девятиклассникам, готовящимся к ОГЭ по физике, учителям и методистам. Задания могут быть использованы педагогами для составления собственных контрольных работ и проведения текущего контроля обученности. Книга может быть полезна родителям для проверки готовности ребёнка к экзамену.

Формат: pdf

Размер: 5,5 Мб

Смотреть, скачать: 14 .12.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Легион" (см. примечание)

Оглавление
От авторов 7
Глава I. Теоретический материал для подготовки к ОГЭ 9
§ 1. Содержание основных образовательных программ по физике 9
§ 2. Основные физические понятия, величины и законы 12
§ 3. Краткие справочные данные 23
Глава II. Материал для повторения за 7 класс 25
§ 1. Физика и физические методы изучения природы 25
1.1. Физические величины. Измерение физических величин 25
§ 2. Первоначальные сведения о строении вещества 29
2.1. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Агрегатные состояния вещества 29
§ 3. Взаимодействие тел 31
3.1. Скорость. Расчёт пути и времени 31
3.2. Плотность вещества 33
3.3. Закон Гука 35
3.4. Контрольная работа 37
§ 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 45
4.1. Давление газа и жидкости 45
4.2. Сообщающиеся сосуды 47
4.3. Архимедова сила 49
4.4. Контрольная работа 53
§ 5. Работа и мощность. Энергия 60
5.1. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Потенциальная и кинетическая энергии 60
5.2. Контрольная работа 62
§ 6. Итоговая контрольная работа за 7 класс 69
Глава III. Материал для повторения за 8 класс 76
§ 1. Тепловые явления 76
1.1. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении 76
1.2. Контрольная работа 78
1.3. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления 84
1.4. Кипение, парообразование и конденсация 86
1.5. Контрольная работа 89
§ 2. Электрические явления 96
2.1. Составление схем атомов различных элементов 96
2.2. Закон Ома для участка цепи 97
2.3. Электрический ток. Соединение проводников 99
2.4. Контрольная работа 102
§ 3. Электромагнитные явления 110
3.1. Контрольная работа 110
§ 4. Итоговая контрольная работа за 8 класс 118
Глава IV. Материал для повторения за 9 класс 125
§ 1. Механика 125
1.1. Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка. Система отсчёта. Траектория. Путь 125
1.2. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения 127
1.3. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение 131
1.4. Контрольная работа 135
1.5. Явление инерции. Масса тела. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Законы Ньютона 144
1.6. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения 146
1.7. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость 148
1.8. Силы в природе. Сила упругости. Силы трения 149
1.9. Импульс. Закон сохранения импульса 152
1.10. Контрольная работа 155
1.11. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел 165
1.12. Закон сохранения механической энергии 166
1.13. Контрольная работа 169
1.14. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Превращение энергии при колебательном движении 177
1.15. Механические волны. Длина волны. Звук 179
1.16. Контрольная работа 181
§ 2. Электромагнитное поле 189
2.1. Магнитное поле. Направление линий поля. Обнаружение магнитного поля. Индукция магнитного поля 189
2.2. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Генератор переменного тока. Экологические проблемы, связанные с тепловыми электростанциями 191
2.3. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света 194
2.4. Контрольная работа 195
§ 3. Строение атома и атомного ядра 203
3.1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома 203
3.2. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях 205
3.3. Контрольная работа 208
§ 4. Итоговая контрольная работа за 9 класс 213
Глава V. Ответы к главам II-IV 220
Глава VI. Подготовка к ОГЭ. Тренировочные варианты 230
§ 1. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по форме ОГЭ 230
§ 2. Варианты учебно-тренировочных тестов ОГЭ 233
Инструкция по выполнению работы 233
Вариант № 1 234
Вариант № 2 243
Вариант № 3 252
Вариант № 4 261
Вариант №5 270
Вариант № 6 280
Вариант № 7 289
Вариант № 8 297
Вариант № 9 305
Вариант № 10 315
Вариант № 11 324
Вариант № 12 332
Вариант № 13 340
Вариант № 14 348
Вариант № 15 356
Ответы к вариантам 365

Цель данного пособия не только и не столько подготовить к ОГЭ, хотя с этой задачей оно замечательно справится, но и помочь в изучении курса физики основной школы.
Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе имеет важное значение в подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, а также в формировании их общего мировоззрения. В ходе усвоения физических знаний закладываются основы научного мировоззрения - могучего орудия в творческой деятельности человека, а это предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни.
Повышение общего уровня образования крайне важно для расширения общего кругозора выпускников да и всего общества в целом. Кроме того, физика в школе является самым подходящим предметом для развития у ребят рационального мышления, и очень важную роль в этом играет эксперимент.
Чтобы лучше знать законы природы, надо изучать и понимать физические явления. Чтобы изобретать и открывать что-то новое, необходимо знать физику. Физика - это жизнь, а знание основных её законов позволяет объяснить, например, почему санки катятся вниз сами, а на горку их надо поднимать.

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам
при выполнении работы.

Инструкция по выполнению работы
Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3 часа 55
минут (235 минут). Работа состоит из двух частей, включающих в себя 31
задание.
В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 24–26 ответом является целое число или
конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа в тексте работы,
а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк ответа № 1.
Единицы измерения физических величин писать не нужно.
Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21 и 23 является последовательность
двух цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.

Ответом к заданию 13 является слово. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк
ответов № 1.
Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа. Ответ запишите в поле
ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу,
не разделяя числа пробелом, в бланк ответов № 1.
Ответ к заданиям 27–32 включает в себя подробное описание всего хода
выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Десятичные приставки
Наименование
гига
мега
кило
гекто
деци

Обозначение
Г
М
к
г
д

Множитель
109
106
103
102
10-1

Наименование
санти
милли
микро
нано
пико

Константы
число π
ускорение свободного падения на Земле
гравитационная постоянная
универсальная газовая постоянная
постоянная Больцмана
постоянная Авогадро
скорость света в вакууме
коэффициент пропорциональности в законе Кулона
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд)
постоянная Планка
Соотношение между различными единицами
температура
атомная единица массы
1 атомная единица массы эквивалента
1 электронвольт
Масса частиц
электрона
протона
нейтрона

Обозначение

Множитель

С
м
мк
н
п

10-2
10-3
10-6
10-9
10-12

π=3,14
g = 10 м/с2
G = 6,7·10-11 H·м2/кг2
R = 8,31 Дж/(моль·К)
k = 1,38·10-23 Дж/К
NA = 6·1023 моль-1
с = 3·108 м/с
9·109 Н

0 К = -273 °С
1 а.е.м. 1,66 10-27 кг
931 МэВ
1 эВ

.
.
м.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180326

Единый государственный экзамен
по ФИЗИКЕ

Тренировочный вариант №15 от 26.03.2018

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, число или последовательность цифр или чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

Плотность подсолнечного масла 900 кг/м³
воды 1000 кг/м³ алюминия 2700 кг/м³
древесины (сосна) 400 кг/м³ железа 7800 кг/м³
керосина 800 кг/м³ ртути 13600 кг/м³
Удельная теплоёмкость
воды 4,2 10³ Дж/(кг К) алюминия 900 Дж/(кг К)
льда 2,1 10³ Дж/(кг К) меди 380 Дж/(кг К)
железа 460 Дж/(кг К) чугуна 800 Дж/(кг К)
свинца 130 Дж/(кг К)
Удельная теплота
парообразования воды 2,3 · 106 Дж/К
плавления свинца 2,5 · 104 Дж/К
плавления льда 3,3 · 105 Дж/К

Координаты движущихся вдоль одной прямой тел А и В изменяются со
временем, как показано на рисунке. Чему равна скорость тела А относительно тела В?

Нормальные условия: давление – 105 Па, температура – 0 °С
Молярная масса
азота
28 10-3 кг/моль
аргона
40 10-3 кг/моль
водорода
2 10-3 кг/моль
воздуха
29 10-3 кг/моль
воды
18 10-3 кг/моль

Гелия
кислорода
лития
неона
углекислого газа

4 10-3 кг/моль
32 10-3 кг/моль
6 10-3 кг/моль
20 10-3 кг/моль
44 10-3 кг/моль
Ответ: _______________ м/с
2

Две планеты с одинаковыми массами обращаются по круговым орбитам
вокруг звезды. Сила притяжения к этой звезде первой планеты больше, чем
у второй планеты, в 4 раза. Найдите отношение R1/R2 радиусов их орбит?
Ответ: _______________

Равномерно поднимая веревку, человек достал ведро с водой из колодца
глубиной 10 м. Масса ведра 1,5 кг, масса воды в ведре 10 кг. Какую работу
он при этом совершил? Массой веревки пренебречь.
Ответ: _______________ Дж

© 2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Коробейников Дмитрий Александрович

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim15
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180326

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Брусок массой 2 кг погрузили в воду, закрепив его на нити так, чтобы он не
касался дна сосуда с водой. Нить натягивается с силой 13 Н. Каков объем
данного бруска?

Тренировочный вариант №15 от 26.03.2018

Два тела – А и В – движутся по прямой вдоль оси Ox. На рисунке приведены графики зависимости координаты каждого тела от времени.

Выберете два верных утверждения о характере движения тел.

Работа двигателя ракеты

1) Интервал между моментами прохождения телом В начала координат составляет 6 с.
2) Тело А двигалось равноускоренно, а тело В равнозамедленно.
3) Проекция ускорения тела В на ось Ох положительна.
4) Скорость тела А в момент времени 4 с равна 20 м/с.
5) В тот момент, когда скорость тела В была равно нулю, расстояние
от него до тела А составляло 15 м.

Ракета, находящаяся в межпланетном пространстве, набирает скорость в два этапа, занимающие одинаковое время: на первом разгон
производится из состояния покоя до скорости 420 км/ч, на втором –
скорость увеличивается от 420 до 840 км/ч. Как при переходе от первого этапа ко второму изменяются работа двигателя ракеты и ускорение ракеты? Изменением массы топлива пренебречь.

1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменится

Ответ: _____________________ л
5

© 2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Коробейников Дмитрий Александрович

Ускорение ракеты

Установите соответствие между зависимостью проекции скорости тела от
времени (все величины вырежны в СИ) и зависимостью координаты этого
тела от времени.


буквами.

СКОРОСТЬ
1)
2)
3)
4)

А) vx = 3
Б) vx = –2 + t

КООРДИНАТА
x = 5 – 3t
x = 1 – 2t + 0,5t2
x = 2 + 3t
x = 2t + t2

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim15
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180326

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Тренировочный вариант №15 от 26.03.2018

Идеальный газ оказывает на стенки сосуда давление 0,4 Па при
концентрации молекул газа в кубическом сантиметре 4 1014 см-3 и массе
молекулы 3 10-27 кг. Рассчитайте среднюю квадратичную скорость
движения молекул, выраженную в м/с.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
ОБЪЕМ ГАЗА

ПЛОТНОСТЬ ГАЗА

Ответ: ________________ м/с

При адиабатическом расширении идеального двухатомного газа в
количестве 2 моль его температура изменилась на 10 К. Какую работу
совершил газ? Ответ округлите до целых.
Ответ: _________________ Дж

В 4 м3 воздуха при температуре 289 К находится 40,8 г водяного пара. Найдите относительную влажность воздуха, если плотность насыщенного водяного пара при этой температуре равна 13,6 г/м3.

№ состояния

Ответ: _________ %

На графике зависимости давления p от абсолютной температуры T изображен процесс перехода идеального одноатомного газа из состояния 1 в состояние 2. Количество вещества остается постоянным. Какие изменения
происходили в этом процессе с объемом и плотностью газа?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменится

При изучении процессов, происходящих с гелием, ученик занёс в таблицу
результаты измерения температуры и давления одного и того же количества газа в различных равновесных состояниях. Какие два из утверждений,
приведённых ниже, соответствуют результатам этих опытов? Газ считать
идеальным.

Два тонких длинных прямых проводника с током
расположены параллельно друг другу. Определите
направление (относительно рисунка)
силы
Ампера, действующей со стороны проводника 2 на
проводник 1.
Отв т з пишит
ово (ов
наблюдателю, вниз, веерх.

И): вправо, влево, от наблюдателя, к

Ответ: ___________.
© 2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Коробейников Дмитрий Александрович

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim15
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180326

Единый государственный экзамен, 2018 г.

На рисунке представлен участок электрической цепи. Каково отношение
количеств теплоты Q1/Q2, выделившихся на резисторах R1 и R2 за одно и то
же время?

Тренировочный вариант №15 от 26.03.2018

В таблице приведена зависимость между расстоянием от линзы до
предмета d и от линзы до изображения f. (Расстояние f считается
отрицательным, если изображение мнимое.)

Выберите два верных суждения.
1) Фокусное расстояние линзы 20 см. Линза рассеивающая.
2) Фокусное расстояние линзы 15 см. Линза рассеивающая.
3) Все изображения предмета увеличенные.
4) Оптическая сила линзы 5 дптр. Линза собирающая.
5) Все изображения получены по одну сторону линзы.

Ответ: ______________

На рисунке начерчена схема соединения нескольких конденсаторов. При
разомкнутом ключе общая электроемкость цепи равна 3 нФ, при замкнутом
– 4 нФ. Найдите электроемкость конденсатора Cx..

17
Ответ: ______________ нФ

Плоский воздушный конденсатор емкостью С подключили к источнику
тока. Как изменится емкость конденсатора и напряжение между его
обкладками, если, отключив конденсатор от источника тока, заполнить
пространство между его обкладками диэлектриком?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Емкость конденсатора

© 2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Коробейников Дмитрий Александрович

Напряжение между
обкладками конденсатора

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim15
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180326

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Пучок света переходит из воды в воздух. Частота световой волны – ν, длина
световой волны в воде – λ, показатель преломления воды относительно
воздуха – n. Установите соответствие между физическими величинами и
формулами, по которым их можно рассчитать.

Тренировочный вариант №15 от 26.03.2018

На рисунке представлен график изменения массы радиоактивного изотопа
с течением времени. Чему равен период полураспада этого изотопа?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А.) скорость света в воздухе

Б.) скорость света в воде

Ответ: _______ мес.

Как изменяется с ростом массового числа изотопов одного и того же элемента число протонов и число нейтронов в ядре атома?

4)
Ответ:

В цепочке радиоактивных превращений после четырех β-распадов и нескольких α-распадов ядро тяжелого элемента превращается в устойчивое
ядро, порядковый номер которого на 10 меньше первоначального. Насколько меньше исходного становится массовое число получившегося ядра?

Установите соответствие между физическими величинами и характером их изменения.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А.) число протонов в
ядре
Б.) число нейтронов в
ядре

ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется

Ответ: ______________ а.е.м.

© 2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Коробейников Дмитрий Александрович

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim15
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180326

Единый государственный экзамен, 2018 г.

На рисунке показана шкала универсального прибора, измеряющего величину атмосферного давления, температуру и влажность.

Тренировочный вариант №15 от 26.03.2018

Необходимо провести эксперимент по исследованию зависимости сопротивления образца от его линейных размеров (длины). Доступны для использования пять проводников; данные об их длине, диаметр и материале,
из которого они состоят, приведены в таблице.
Какие два из доступных проводников нужно выбрать, чтобы провести этот
эксперимент?

проводника
1
2
3
4
5

Снимите показания барометра с учетом погрешности измерений. Примите,
что погрешность измерения данного барометра равна цене деления его
шкалы.

Длина проводника,
см
100
100
100
200
200

Диаметр проводника,
мм
0,5
1,0
1,0
0,5
1,0

Материал
алюминий
алюминий
медь
медь
алюминий

В ответ запишите номера выбранных проводников.

Ответ: (____±_____) гПа.
В бланк ответов № 1 перенесите только числа, не разделяя их пробелом или другим знаком.

© 2018 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Составитель: Коробейников Дмитрий Александрович

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim15
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 180326

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Проанализируйте схему солнечной системы и выберете два верных утверждения о её планетах (на схеме они обозначены цифрами).

Тренировочный вариант №15 от 26.03.2018

На дифракционную решетку падают лучи под прямым углом. Найдите наибольший порядок k максимума. Решетка имеет 100 штрихов на 1 мм, длина
волны падающего света – 650 нм.
Ответ: _______

Заряженная частица движется в магнитном поле по окружности радиусом
4 см со скоростью 106 м/с. Индукция магнитного поля равна 0,6 Тл. Найдите заряд частицы, если её энергия равна 19,2·10–16 Дж.
Ответ: _______ ·10–19 Кл
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

1)
2)
3)
4)
5)

Планетой 2 является Венера.
Планета 5 относится к планетам земной группы.
Планета 3 имеет спутник.
Планета 5 не имеет спутников.
Атмосфера планеты 1 состоит, в основном, из углекислого газа.
Ответ:

Для записи ответов на задания 28–32 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ
№ 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т. д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
28

Часть 2
Ответом к заданиям 25–27 является число. Запишите это число в
поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номер

Физика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2016. 15 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебное пособие. / Л. М. Монастырский, А. С. Богатин, В. Н. Богатина, Ю. А. Игнатова, Г. С. Безуглова, М. В. Нечепуренко. - Ростов-на-Дону, 2016. - 368 с. - (ОГЭ).
Новое учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к ОГЭ по физике за курс основной общеобразовательной школы в 2016 году. Книга содержит:
- 15 вариантов учебно-тренировочных тестов, составленных по спецификации и демоверсии ОГЭ на 2016 год, и ответы к ним;
- теоретический материал для подготовки к ОГЭ по физике: краткие справочные данные, основные физические понятия и законы и т. д.;
- материалы для повторения за 7-9 классы: тематические тесты по основным разделам физики за курс основной школы, рубежные и итоговые контрольные работы и ответы к ним;
- методические рекомендации для учащихся.
Издание адресовано девятиклассникам, готовящимся ОГЭ по физике, учителям и методистам. Задания могут быть использованы педагогами для составления собственных контрольных работ и проведения текущего контроля обученности. Книга может быть полезна родителям для проверки готовности ребёнка к экзамену.
Оглавление
От авторов………………………………………………………………………………………………….7
Глава I. Теоретический материал для подготовки к ОГЭ…………….9
§ 1. Содержание основных образовательных программ
по физике……………………………………………………………………………………….9
§ 2. Основные физические понятия, величины и законы…………….12
§ 3. Краткие справочные данные……………………………………………………..23
Глава II. Материал для повторения за 7 класс………………………………….25
§ 1. Физика и физические методы изучения природы………………….25
1.1. Физические величины. Измерение физических величин - 25
§ 2. Первоначальные сведения о строении вещества……………………29
2.1. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Агрегатные состояния вещества………………………………………………..29
§ 3. Взаимодействие тел……………………………………………………………………..31
3.1. Скорость. Расчёт пути и времени………………………………………………31
3.2. Плотность вещества……………………………………………………………………33
3.3. Закон Гука……………………………………………………………………………………..35
3.4. Контрольная работа ………………………………………………………………37
§ 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов………………………………45
4.1. Давление газа и жидкости …………………………………………………………45
4.2. Сообщающиеся сосуды………………………………………………………………47
4.3. Архимедова сила …………………………………………………………………………4
4.4. Контрольная работа ………………………………………………………………53
§ 5. Работа и мощность. Энергия……………………………………………………..60
5.1. Механическая работа. Мощность. Простые
механизмы. Потенциальная и кинетическая энергии…………….60
5.2. Контрольная работа ………………………………………………………………62
§ 6. Итоговая контрольная работа за 7 класс………………………………..69
Глава III. Материал для повторения за 8 класс……………….. 76
§ 1. Тепловые явления…………………………………………………………………………76
1.1. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при
охлаждении ………………………………………………………………………………….76
1.2. Контрольная работа ………………………………………………………………78
1.3. График плавления и отвердевания кристаллических
тел. Удельная теплота плавления………………………………………………84
1.4. Кипение, парообразование и конденсация………………………………86
1.5. Контрольная работа ………………………………………………………………89
§ 2. Электрические явления………………………………………………………………96
2.1. Составление схем атомов различных элементов……………………96
2.2. Закон Ома для участка цепи……………………………………………………….97
2.3. Электрический ток. Соединение проводников……………………….99
2.4. Контрольная работа ………………………………………………………………102
§ 3. Электромагнитные явления……………………………………………………….110
3.1. Контрольная работа ………………………………………………………………110
§4. Итоговая контрольная работа за 8 класс………………………………..118
Глава IV. Материал для повторения за 9 класс………………..125
§ 1. Механика……………………………………………………………………………………….125
1.1. Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка. Система отсчёта. Траектория. Путь…………………………………………………………………………..125

1.2. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения ………………………………127
1.3. Прямолинейное равноускоренное движение:
мгновенная скорость, ускорение, перемещение……………………..131
1.4. Контрольная работа ………………………………………………………………135
1.5. Явление инерции. Масса тела. Взаимодействие тел.
Сила. Правило сложения сил. Законы Ньютона……………………144
1.6. Равномерное движение по окружности. Период и
частота обращения……………………………………………………………………….146
1.7. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники
Земли. Вес тела. Невесомость ………………………………………………….148
1.8. Силы в природе. Сила упругости. Силы трения……………………..149
1.9. Импульс. Закон сохранения импульса ……………………………………152
1.10. Контрольная работа…………………………………………………………….155
1.11. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел ………165
1.12. Закон сохранения механической энергии……………… 166
1.13. Контрольная работа…………………………….. 169
1.14. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Превращение энергии при колебательном движении……177
1.15. Механические волны. Длина волны. Звук ……………. 179
1.16. Контрольная работа…………………………….. 181
§ 2. Электромагнитное поле……………………………… 189
2.1. Магнитное поле. Направление линий поля. Обнаружение магнитного поля. Индукция
магнитного поля ……………………………………. 189
2.2. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Генератор переменного тока. Экологические
проблемы, связанные с тепловыми электростанциями…… 191
2.3. Электромагнитное поле. Электромагнитные
волны. Электромагнитная природа света………………. 194
2.4. Контрольная работа ……………………………… 195
§ 3. Строение атома и атомного ядра………………………203
3.1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома…………….203
3.2. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при
ядерных реакциях……………………………………205
3.3. Контрольная работа ………………………………208
§ 4. Итоговая контрольная работа за 9 класс……………….213
Глава V. Ответы к главам II-IV…………………………….220
Глава VI. Подготовка к ОГЭ. Тренировочные варианты……….230
§ 1. Характеристика структуры и содержания
экзаменационной работы по форме ОГЭ……………….230
§ 2. Варианты учебно-тренировочных тестов ОГЭ ………….233
Инструкция по выполнению работы …………………..233
Вариант № 1………………………………………..23х1
Вариант № 2………………………………………..243
Вариант № 3………………………………………..252
Вариант № 4………………………………………..261
Вариант № 5………………………………………..270
Вариант № 6………………………………………..280
Вариант № 7………………………………………..289
Вариант № 8………………………………………..297
Вариант № 9………………………………………..305
Вариант № 10 ………………………………………315
Вариант № 11 ………………………………………324
Вариант № 12 ………………………………………332
Вариант № 13 ………………………………………340
Вариант № 14 ………………………………………348
Вариант № 15 ………………………………………356
Ответы к вариантам………………………………….365

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 031601


Единый государственный экзамен
по ФИЗИКЕ

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3 часа

55 минут (235 минут). Работа состоит из двух частей, включающих в себя

31 задание.

В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 24–26 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк ответа № 1. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21 и 23 является

последовательность двух цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте

работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу без пробелов,

запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.

Ответом к заданию 13 является слово. Ответ запишите в поле ответа в

тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк

ответов № 1.

Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу, не разделяя числа пробелом, в бланк ответов № 1.

Ответ к заданиям 27–31 включает в себя подробное описание всего хода выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и

запишите его полное решение.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый

калькулятор.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

Константы

ускорение свободного падения на Земле

гравитационная постоянная

универсальная газовая постоянная

постоянная Больцмана

постоянная Авогадро

скорость света в вакууме

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

модуль заряда электрона

(элементарный электрический заряд)

постоянная Планка

G = 6,7·10 -11 H·м 2 /кг 2

R = 8,31 Дж/(моль·К)

k = 1,38·10 -23 Дж/К

N A = 6·10 23 моль -1

с = 3·10 8 м/с

Масса частиц

электрона

нейтрона

Удельная теплоёмкость

воды 4,2∙10³ Дж/(кг∙К) алюминия 900 Дж/(кг∙К)

льда 2,1∙10³ Дж/(кг∙К) меди 380 Дж/(кг∙К)

железа 460 Дж/(кг∙К) чугуна 800 Дж/(кг∙К)

свинца 130 Дж/(кг∙К)

Удельная теплота

парообразования воды Дж/К

плавления свинца Дж/К

плавления льда Дж/К

Нормальные условия: давление - Па, температура – 0 °С

Молярная масса

водорода

28∙ кг/моль

40∙ кг/моль

2∙ кг/моль

29∙ кг/моль

18∙ кг/моль

кислорода

углекислого газа

4∙ кг/моль

32∙ кг/моль

6∙ кг/моль

20∙ кг/моль

44∙ кг/моль

Часть 1

Ответами к заданиям 1–23 являются слово, число или последовательность цифр или чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.


Жесткость одной пружины 20 Н/м, другой – 40 Н/м. Пружины соединили последовательно. Найдите жесткость этого соединения.

Ответ: _______________________Н/м


Какую длину имеет математический маятник с периодом колебаний 2 с?

Ответ: ______________ м.


На рисунке дан график зависимости координаты тела от времени.

Выберите 2 верных утверждения.

1) ускорение тела равно 3 см/с 2

2) период колебаний тела 0.25 с

3) частота колебаний тела 0.25 Гц

4) период колебаний тела 2 с

5) амплитуда колебаний тела 3 см

6) амплитуда колебаний тела 6 см


В школьной лаборатории изучают колебания пружинного маятника при различных значениях массы маятника. Если увеличить массу маятника, то как изменятся: частота его колебаний и период изменения его потенциальной энергии?

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Ответ: ____________


В каких условиях происходят гармонические колебания материальной точки по прямой и движение тела, брошенного под углом к горизонту?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж, и при этом внешние силы совершили над ним работу 100 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?

Ответ: _________________ Дж


На рисунке показан график зависи­мости давления некоторой массы идеального газа от температуры при постоянном объеме. Какой температуре соответствует точка А?

Ответ: _________ 0 С


Давление идеального газа при постоянной концентрации его молекул уменьшилось в 2 раза. Выберите два верных утверждения.

1) Температура газа увеличилась в 2 раза.

2) Объем газа остается неизменным

3) Температура газа уменьшилась в 2 раза.

4) Объем газа увеличился в 2 раза.

5) Количество молекул газа увеличилось в 2 раза


В процессе сжатия 1 моль разрежённого гелия его внутренняя энергия всё время остаётся неизменной. Как изменяются при этом температура гелия и его давле­ние?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

    увеличивается

    уменьшается

    не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.


На рисунке показан участок цепи, по которому течет постоянный ток. Отношение тепловой мощности, выделяющейся на левом резисторе, к мощности, выделяющейся на правом, равно

Ответ: __________


Угол падения света на горизон­тальное плоское зеркало равен 30 0 . Чему будет равен угол отражения света, если повернуть зеркало на 10° так, как показа­но на рисунке?

Ответ: ________ 0



К источнику тока присоединен резистор. Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в ней и напряжение на клеммах источника тока, если последовательно к имеющемуся резистору подсоединить еще два таких же?

    увеличивается

    уменьшается

    не изменяется

1 8


Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) импульс фотона 1) hν/c

Б) длина волны фотона 3) hc/E

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Электромагнитная волна преломляется на границе раздела воздуха и воды. Как изменяются при переходе из воздуха в воду следующие характеристики электромагнитной волны: частота волны и скорость ее распространения?

    увеличивается

    уменьшается

    не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой фи­зической величины. Цифры в ответе могут повторяться.


Луч оранжевого света преломляется на границе раз­дела двух сред, как показано на рисунке. Измерения показали, что углы α и β соответственно равны

arcsin 0,5 и arcsin 0,6. Определите отношениепоказателей преломления этих сред

Ответ: ____

Часть 2


В кастрюлю с 2 л воды температурой 25 0 С долили 3 л кипятка температурой 100 0 С. Какова будет температура после установления теплового равновесия? Теплообменом с окружающей средой и теплоемкостью кастрюли не учитывайте.

Ответ: ______ 0 С.


В цилиндре, закрытом подвижным поршнем, находится идеальный газ. На рисунке показано изменение внутренней энергии U газа и передаваемое ему количество теплоты Q. Опишите изменение объема газа при переходе его из состояния 1-2, а затем в состояние 3. Укажите физические закономерности, которые вы использовали для объяснения.


1 моль идеального одноатомного газа сначала охладили, а затем нагрели до первоначальной температуры 300 К, увеличив объем газа в 3 раза (см. рису­нок). Какое количество теплоты отдал газ на участке 1-2?


Электромагнитное излучение с длиной волны 3.3*10 -7 м используется для нагревания воды массой 1 кг. Сколько времени потребуется для нагревания воды на 10 0 С, если источник за 1 с излучает 10 20 фотонов? Считать, что излучение полностью поглощается водой.

Регистрация на бесплатные Онлайн курсы по физике: http://fizikaonline.ru/ege/ (базовый блок)

http://fizikaonline.ru/ege/pro/ (С часть, 24-31)