Термин хало эффект в психологии впервые использовал. Эффект ореола в психологии. Причины возникновения эффекта ореола

«Эффект ореола» является распространенным явлением в человеческом социуме. Он представляет собой составление поверхностного мнения об определенном человеке. По разным причинам мы не вдаемся в подробности исследования внутреннего мира другого индивидуума, и, составив о нем определенное мнение по первому впечатлению, придерживаемся его долгое время.

Особенности проявления

«Эффект ореола» еще называют навешиванием ярлыков. Мы составляем определенное мнение о другом человеке, руководствуясь собственной интуицией и эмоциональными ощущениями. Если индивидуум в чем-нибудь помог или оказал большую услугу, то он автоматически переходит в разряд «хороших», если же с ним связана неприятная ситуация, то в разряд «плохих».

Мы видим человека только с одной стороны, но практически любая личность является многогранной и интересной, и способна проявлять себя с разных ракурсов. Например, случайно узнаете, что человек, который помог по работе, является настоящим садистом и тираном в семье, и бьет свою жену и детей. Сначала сложно будет в это поверить, но когда данные подтвердятся, то вы постараетесь оправдать его. Первое впечатление о личности всегда является одним из самых сильных и его, потом, достаточно сложно изменить.

Эффект ореола может быть двух видов:

  • положительным;
  • отрицательным.

Как часто мы можем судить об индивидууме, воспринимая его только с одной стороны. Это характерно, для политических деятелей, звезд телеэкрана и т.п., мы мало знаем о них, и судим только по тому образу, который они создают на экране. Но он может значительно отличаться от действительности. Этот факт приводит к крайним проявлениям, которые можно охарактеризовать фанатизмом. Особенно это распространено среди подростков и молодежи.

Но данное психологическое явление может привести не только к обожествлению личности, но и к гонениям на нее. Этим часто пользуются многие политические деятели, создавая «эффект толпы» и превращая личность или группу личностей в «негодяев» и «изгоев».

«Эффект ореола» часто применяют обманщики и мошенники. Они знают о том, что при определенных обстоятельствах человек не будет вдаваться в подробности и воспримет ложь за чистую монету. Чаще всего они любят играть на страхе или на неожиданности. Пока жертва пребывает в состоянии стресса или эйфории, они получают все, что нужно, и исчезают в неизвестном направлении.

Один из ярких примеров мошенничества описан в литературном произведении Н.В. Гоголя «Ревизор». Находясь в ожидании приезда проверяющего, люди охотно принимают заезжего проходимца за нагрянувшего контролера.

Такое явление, как «эффект ореола», по сути, является одним из психологических эффектов. На их основе люди делают определенные умозаключения об особенностях личности. Они довольно устойчивы и могут быть использованы для разных индивидуумов, превращаясь в некое подобие психологического переноса. Например, все женщины плохо водят машину и часто попадают в аварии. Это убеждение позволяет считать, что все дамы не умеют управлять автомобилем. Однако, как показывает практика, это далеко не так.

Данное психологическое явление является производным для возникновения , когда люди, зная о том, что принимают карамельки вместо лекарства, убеждены в том, что вылечатся.

Причины возникновения

Данное психологическое явление может возникнуть при следующих условиях:

  • недостатка времени

Каждый человек представляет собой отдельный мир со своими привычками, достоинствами и недостатками. В большинстве случаев, люди ориентируются на первое впечатление о человеке, не вдаваясь в особенности его личности. На это просто не хватает времени, поскольку в век современной глобализации люди постоянно куда-то спешат и стараются . Возникает постоянный цейтнот. Каждый занят только собой, и ему нет дела до других индивидуумов. Люди ожидают, что кто-то ворвется в их жизнь и увидит всю скрытую глубину души, чем активно и пользуются разного рода мошенники.

  • в условиях необходимости обработки большого количества информации

«Эффект ореола» очень распространенное явление для работников отдела кадров и различных приемных комиссий. В силу особенностей профессии, этим людям регулярно приходится общаться с большим количеством различных личностей и отбирать их по определенным критериям. В данном случае, такое психологическое явление помогает в трудовой деятельности, создавая обобщающие образы различных индивидуумов в памяти. Это облегчает работу и позволяет эффективнее формировать кадровый состав и, тем самым, осуществлять трудовую деятельность более качественно.

Например, специалист по кадрам, основываясь на своем собственном опыте, не будет отправлять человека с математическим складом ума и замкнутым характером в отдел маркетинга или наоборот.

  • поверхностное отношение к другому человеку

Иногда, «навешивание ярлыков» негативно сказывается в процессе общения с другими людьми. Приписывание индивидуумам несуществующих качеств, осуждение, пренебрежительное отношение или обожествление – все это «побочные результаты» поверхностного отношения к другой личности.

Особенно, данный факт касается звезд шоу-бизнеса. Сам смысл их работы заключается в том, чтобы внушать телеаудитории определенное мнение о себе, создавая некий ореол славы вокруг себя. Часто бывает так, что демонстрируемые качества личности на самом деле ему не присущи. Например, человек говорит о милосердии и всепрощении, а сам со злостью пинает собаку на улице и брезгливо смотрит на нищих.

Поверхностное оценивание другого человека рождает в подростковой и молодежной среде фанатское движение. Оно построено на обожествлении своего кумира через тот образ, который он старается донести в СМИ. Реальные же качества личности, нивелируются или превращаются в тренд, например, наркомания, беспорядочные половые связи, праздная жизнь и т.п.

  • стереотипное мышление

Люди часто становятся заложниками стереотипов, например, все блондинки глупые или все люди на западе живут хорошо. Однако, реальности это далеко не так. Мы ожидаем, что люди будут вести себя в соответствии с нашими соображениями, только часто бывает наоборот. Например, отъявленный дворовый хулиган и отморозок, которому прямая дорога в тюрьму, проявляет незаурядные математические способности и становится со временем большим ученым.

  • яркая, эксцентричная личность

Благодаря своему эпатажному поведению, индивидуум добивается того, что его начинают воспринимать через созданный им образ. Со временем, для человека это превращается в настоящую проблему. Когда он пытался стать кем-то другим, он не думал о том, что это не надолго, и жить в придуманном образе невозможно.

Однако, созданный «эффект ореола» помогает прославиться и хорошо заработать, и просто необходим людям творческих профессий. Также нужно учесть тот момент, что данное психологическое явление работает в обе стороны. Ярким примером может послужить создание «образа врага» в политике или травля определенной личности в среде подростков.

Субъективизм присутствует в той или иной степени в каждой личности. На основе прожитого нами уникально опыта, мы можем составлять определенное для себя мнение о том или ином человеке. У каждого индивидуума оно будет свое, так как, сколько людей, столько и мнений.

Положительные и отрицательные моменты

Данное психологическое явление имеет свои плюсы и минусы. Среди положительных моментов можно выделить следующие:

  • позволяет быстро оценивать основные качества личности другого человека

Помогает при общении с большим количеством людей и при публичных выступлениях. Этот позволяет подстроиться под собеседника и сделать диалог более конструктивным. Активно используется для подбора персонала, а также в творческой среде.

  • помогает в такого рода деятельности, как реклама и шоу-бизнес

В этом случае, «эффект ореола» просто необходим. Это помогает развитию карьеры и финансовому обогащению личности.

Среди минусов можно выделить:

  • поверхностное оценивание

Это может привести к промахам в кадровой работе и общении с людьми в целом. Ярко выраженный снобизм и навешивание ярлыков, создают отталкивающий эффект и вызывают проблемы в общении.

  • неэффективное управление

Невнимательный руководитель может упустить настоящего профессионала своего дела из-за поверхностного суждения о человеке. Например, если личность имеет скромный характер и непрезентабельную внешность, то на нее навешивается ярлык аутсайдера. Хотя, при определенных условиях, индивидуум мог бы выполнять работу целого отдела один.

  • конфликтные ситуации

Пренебрежительное отношение к другому человеку способствует возникновению неприязни. Определив на основе своего жизненного опыта какие-то базовые критерии его личности, начинаете к нему относиться соответствующим образом. Например, грубо разговариваете с продавцом, полагая, что это присущая всем работникам торговли манера общения. Однако, тем самым, можете сильно обидеть другого человека, и создать конфликтную ситуацию.

В наш век информации и ускорения темпа жизни, интерес к личности каждого отдельного человека начинает постепенно утрачиваться. Обществу достаточно первого впечатления, которое производит индивидуум, чтобы понять «все» о нем. Однако, это далеко не так. Существует масса причин, по которым мы не замечаем личности друг в друге, к ним можно отнести дефицит времени, хроническую усталость, стереотипы, крайний индивидуализм, эгоцентризм и др.

Эффект ореола (Halo Effect, гало-эффект, нимбовая ошибка) — хорошо изученный социально-психологический феномен: суждение о поступках и личных качествах человека на основе общего восприятия этого человека при отсутствии информации о мотивах данного поступка. Другими словами, эффект ореола — это перенос своих чувств по поводу одного личностного атрибута индивида на другие, никак с ним не связанные.

Например, высокий и/или красивый человек будет подсознательно массово восприниматься как умный и надежный, хотя нет ни малейшего логического основания полагать, что рост или внешность как-либо коррелируют с умом и честностью. ;)

Термин «эффект ореола» (он же «нимбовая ошибка», Halo Error) был впервые употреблен в описании результатов опытов по практической психологии Эдвардом Торндайком (Edward Thorndike) в 1920 г. в статье «Постоянная ошибка в психологических оценках» (A Constant Error in Psychological Ratings). Путем эмпирических исследований Торндайк обнаружил, что когда участников экспериментов просили оценить какого-то человека, они переносили одну его отрицательную характеристику на все черты личности в совокупности.

Эффект ореола работает «в обе стороны», т. е. как в положительном, так и в отрицательном направлениях:

  • Если вам нравится один аспект чего-то (человека, бренда, международной организации и т. д.), то вы будете иметь предрасположенность к положительной оценке всего явления или объекта.
  • Соответственно, одна отрицательная черта аналогично проецируется на весь образ в целом.

Отрицательный Halo Effect иногда называют «эффектом дьявола», но это звучит уж чересчур метафорично, излишне литературно, так что серьезные психологи советуют применять обозначение «эффект ореола» и для положительных и отрицательных проявлений этого феномена.

Почему «нимб» или «ореол»?

Слово «Halo» в рассматриваемом термине используется по аналогии с известной религиозно-художественной концепцией — нимбами или ореолами, парящими над головами христианских святых на многочисленных картинах Средневековья и Ренессанса.

При взгляде на картину зрителю кажется, что лицо святой или святого купается в небесном райском свете, исходящем от нимба над головой. Другими словами, вы переносите свое мнение, сложившееся под влиянием всего одной видимой характеристики (освещен «божественным светом») на всю личность изображенного персонажа.

И разумеется, термин никак не связан с популярной видеоигрой «Halo». :)

Где истоки эффекта ореола?

Эффект ореола провоцирует к вынесению поспешных решений, потому что мы довольствуемся всего одним аспектом личности человека (или дизайна Landing Page, например) для того, чтобы якобы «узнать» все другие его аспекты.

В эпоху пещерных людей в подобных поспешных умозаключениях заключалась некая неоспоримая суровая правда: если человек вырос высоким, значит, он ел много мяса, поэтому, вероятно, он хороший охотник с детства и происходит из семьи хороших охотников — к его советам нужно прислушаться. Человек с красивым, гладким, не покрытым шрамами и оспинами лицом — то есть не понесший увечий в боях, умеющий избегать укусов животных и насекомых, равно как и страшных заболеваний — отлично подходит в качестве ролевой модели для своих соплеменников.

Древние люди, способные принимать быстрые решения, выжили, дали потомство, стали нашими предками — в отличие от медленно соображавших бедняг, думавших над своими проблемами часами. Все мы потомки тех, кто выносил свое суждение после первого взгляда, отсюда и наша унаследованная тенденция — делать быстрые (чрезмерно быстрые!) выводы как результат обобщения, базирующегося на совсем малом количестве данных.

Целевые страницы и сайты тоже подвергаются воздействию эффекта ореола

Halo Effect проявляет свое влияние на бизнесы, бренды, географические регионы, продукты, услуги, каналы доставки и каналы коммуникации так же, как и на наши суждения по поводу других людей.

Если пользователю понравится один аспект вашего лендинга или сайта, то он с большой долей вероятности в перспективе будет симпатизировать вашему офферу и бренду в целом. Наоборот, если пользователь после визита на ваш веб-ресурс приобретет резко отрицательный опыт, то он сочтет, что к нему столь же недружественна компания в совокупности, и откажется от самой мысли о повторном посещении. В таком случае даже последующий тотальный редизайн сайта не сможет развеять мрачные ожидания потенциальных клиентов, порожденные их предыдущим печальным опытом.

Вот типичный часто наблюдаемый пример: посетители по плохому юзабилити навигации интернет-магазина берутся судить об общем качестве сайта, а затем проецируют свое умозаключение на бренд в целом. Пользователь вслух такого, скорее всего, не произносит, но если бы мы могли озвучить его мысли, то услышали бы что-то вроде этого: «Ничего себе! Этот сайт действительно плохо сделан. Значит, этой компании нет дела до своего online магазина и, видимо, так же они относятся и к своим клиентам. Я ничего не куплю у них».

Обратите внимание, что каждый шаг в этой цепи умозаключений выглядит вполне логичным, однако окончательный не вытекает из первоначального наблюдения: вполне может случиться так, что вы купите превосходный продукт в online магазине с из рук вон плохо реализованным дизайном. На самом же деле пользователи просто пропускают эту цепочку псевдологичных рассуждений. Эффект ореола тут работает как короткое замыкание, напрямую связывая первое впечатление и заключительный вывод, что позволяет людям с первого взгляда выносить суждения глобального масштаба.

Похожая картина наблюдается в том случае, если процедура создания аккаунта на каком-нибудь SaaS-ресурсе напоминает собой неразрешимую головоломку — тогда неудачный опыт пользователя бросает тень на весь сервис целиком.

В исследовании 2002 года участникам задавали вопрос, как они оценивают визуальную привлекательность группы сайтов. Сайты, получившие высокие рейтинги визуальной привлекательности, затем были подвергнуты тестам на юзабилити. В среднем в более чем в 50% случаев юзабилити таких ресурсов было признано неудовлетворительным. Однако общий рейтинг удовлетворенности участников оставался высоким.

Из данной серии экспериментов следует вывод: красивый веб-дизайн производит эффект на весь пользовательский опыт, который респонденты ассоциируют с брендом.

Во многих случаях частный признак, который посетитель будет использовать для оценки целого объекта, даже не то что лучше всего решает какую-то пользовательскую проблему, а просто базируется на субъективном мнении и личных предубеждениях. Например, вы спрашиваете кого-то, легко ли ему пользоваться вашим online магазином, а в ответ получаете: «Да, он красивый». Но это отнюдь не означает, что великолепный веб-дизайн непременно соответствует хорошему юзабилити, поскольку судить о красоте смело берется каждый, а вот аргументированный ответ об удобстве пользования получить гораздо сложней.

Эффект ореола - это влияние первого впечатления о человеке (преимущественно его внешних данных и манеры общения) на наше к нему отношение в дальнейшем. Например, если сложившийся образ человека положительный, то при дальнейшем взаимодействии с ним, мы будем отыскивать в нем только положительные черты, не замечая его недостатков. Если, напротив, человек на первый взгляд, вызывает у нас негатив, то, каким бы он не был замечательным, мы будем замечать только его недостатки. Этот эффект проявляется, в основном, при оценке людей незнакомых, общение с которыми происходит редко. При более частом общении с этим человеком, со временем, эффект ореола исчезает, и отношение к нему меняется, т.е мы видим уже и его положительные, и отрицательные стороны.

Эффект ореола отлично демонстрируют голливудские звезды. Они ведь представляются нам очень привлекательными, и на этом фоне нам кажется, что они ещё и умны, и добры, и вообще очень положительны. Мы находимся под этим впечатлением, пока не сталкиваемся с фактами, опровергающими это. Тоже самое касается и политиков. Каждый старается казаться лучше в глазах народа, и люди, естественно, их так и воспринимают. Если политик умеет грамотно себя преподать, это увеличивает его шансы на народное признание. Ведь он хороший, значит ему надо верить.

В 1977 году Нисбетт и Уилсон проводили интересное исследование, касающееся мнения студентов о преподавателях. Студенты были разделены на две группы, которые собирались смотреть два разных видео одного и того же преподавателя. Одна группа смотрела видео, где преподаватель ведет урок в очень теплой и дружественной манере. Второй группе досталось видео, где этот же преподаватель был груб и резок. После этого каждую группу студентов просили оценить преподавателя по внешности, манерам, акценту и т.д. В соответствии с эффектом ореола, студенты, которые видели преподавателя в положительном варианте, оценили его как привлекательного, с хорошими манерами. Удивительно то, что студенты абсолютно не могли объяснить, почему они дают более положительную оценку преподавателю, даже посмотрев потом второе видео. Ну и, соответственно, вторая группа студентов, которая видела его грубияном, даже увидев его в положительном воплощении, осталась при своем мнении.

Эффект ореола само по себе увлекательное и, в настоящее время, хорошо известное явление в деловом мире. По данным "Репутация маркетинга" книга Джона Маркони “Классика Harvard” в два раза дороже точно такой же книги, но без одобрения Гарварда. То же самое в индустрии моды. На простые джинсы можно надуть гораздо большую цену, если представить их от имени известного модельера. Эксперимент показывает, что, хотя мы понимаем эффект ореола интеллектуально, мы часто не знаем, когда это происходит в действительности. Это делает его таким “полезным” эффектом для торговцев и политиков. И даже когда в ходе эксперимента оказывается, что мы судим о человеке по первому впечатлению, мы все равно пытаемся отрицать это.

Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь существует поговорка «Встречают по одежке». Законом предшествования активно пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять на зрителей.

Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в отношении объекта. Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и т.д.

Противоположностью эффекта первого впечатления является эффект ореола. Его также называют эффектом нимба или галла-эффектом. Он уже рассматривает сформировавшееся мнение об объекте, человеке или явлении после знакомства с ним. Если мы видим положительную репутацию, то будем приписывать и другие хорошие качества. Необязательно, что эти качества потом проявятся, но эффект ореола будет делать свою работу. Причем если о человеке сложилось негативное мнение, то приписываться будут отрицательные качества, а положительные будут игнорироваться.

Эффект ореола - это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример - это «Ревизор». Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие персонажи вовсе этого не замечали. Как и не замечали того, что Хлестаков совершенно не выглядит как ревизор.

Существует несколько условий, которые вызывают эффект ореола в психологии:


  • недостаток времени. У человека нет времени полностью ознакомиться с объектом, тщательно взвесить все за и против, подробно рассмотреть особенности характера и черты личности другого человека.

  • поток информации. Часто у людей просто нет возможности разбираться с каждым, особенно при больших потоках информации, частых знакомствах.

  • отсутствие значимости. Не всегда люди придают большое значение окружающим. Поэтому мнение может быть смутным, больше походить на ореол.

  • стереотипное мнение. Если большая группа людей одинаково высказывается о другом человеке, то мнение может быть навязано их отношением, а не реальным впечатлением и собственными доводами.

  • яркость отдельной черты. Это может быть черта внешности или характера, но если она является неординарной, то будет оказывать влияние на общее впечатление. Обычно яркой чертой является не личность, а внешность.

Мы обладаем одной особенностью - мыслим ложными аналогиями. Это и есть психологическая основа эффекта ореола. Существуют примеры эффекта ореола, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Они могут часто привести к заблуждениям.

Эффект зачётки

Как уже говорилось выше, студенты часто работают на зачетку, чтобы потом преподаватели завышали им оценки. Реальная работа ведется только на первом-втором курсе, потом студент начинает меньше внимания уделять учебе и даже пропускать занятия. Но эффект ореола означает, что преподаватели будут оценивать таких учеников выше. Если студент прилежно занимался у одного преподавателя на протяжении года, то он будет неосознанно завышать ему оценку, даже если реальные знания не на высоте. Более того, многие преподаватели стараются вытянуть в прошлом хороших учеников, если те показывают крайне низкий уровень знаний. С хорошей зачеткой можно получить «отлично», даже если ответ не тянет и на тройку.

Рядом и вместе

Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих объектов. Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей - талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом гордости. Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» — это еще не означает «вместе».

Успех во всем

Если человек отличается особыми успехами в одной области, то это не значит, то он будет добиваться высот и в других сферах. Хотя многие люди подвержены этому заблуждению. Стоит помнить, что мы не можем быть успешными во всех сферах. Некоторые области требуют прямо противоположных достижений. Например, суровое отношение и жесткость на работе не может соотноситься с мягкостью и нежностью в семье. Хотя многие люди стараются показать свою успешность во всех областях. Например, Арнольд Шварценеггер, будучи успешным актером, решил попробовать себя на политическом поприще. Кстати, этот стереотип чаще всего появляется в политической сфере.

Влияние первого слова

Первооткрывателем этого эффекта называли Йозефа Геббельса. Он утверждал, что человек, который сказал первое слово, всегда будет считаться правым. Этот феномен был подтвержден многими психологами. Они выяснили, что если кандидат во время предвыборной гонки сможет убедительно сказать электорату, что он победит, он действительно в большинстве случаев побеждает. Все дело в завоевании массового сознания. Исследования проводились учеными Йельского университета, а также это открытие сделали К. Ховланд, Н. Джанис и Л.Доуб. По их мнению, если человек первым смог донести свою позицию до людей, обойдя соперников, то его деятельность будет более успешной. Феномен объясняется невозможностью проверить полученную информацию. Если мы слышим от разных политиков определенные обещания, то поверим скорее первому, чем последующим. И такое мнение будет нелегко изменить.

Эффект часто используется для снижения репутации конкурентов. Если на противника польются нелицеприятные факты, то люди могут навязать ему несуществующие грехи. Их аргументация будет непробиваемой: «Оправдывается - значит, виноват». Даже если обвинение было доказано всего на 10%, а опровержение доказано на 100%, люди все равно будут верить первому. Эти слова историки приписывают Гитлеру. Более того, человек, выставляющий обвинения, всегда будет немного выше в сознании людей, чем его жертва.

Как воздействовать на эффект ореола?

Ответ на этот вопрос дает Фил Розенцвейг, которому принадлежит книга «Эффект ореола». Он утверждает, что с этой психологической особенностью можно бороться и даже разрушить неверное впечатление или мнение. Автор представляет множество примеров, которые являются доказательством его слов. Хотя эти примеры показывают, что так называемый человек с нимбом, который создает вокруг себя эффект ореола, не способен повлиять на ситуацию. Изменения происходит из-за психологического состояния субъекта.

Ураган Катрина, нанесший огромный урон экономике США, унесший множество жизней, стал причиной падения популярности Джорджа Буша. Критике также подверглась и его экономическая политика. Но после 11 сентября популярность выросла, вместе с удовлетворением экономической политикой. После терактов американцы стали видеть в Буше защитника, отсюда повышение репутации. Но люди не могут оценивать ситуацию с разных аспектов. Для них не бывает полумер, президент может быть только плохим или только хорошим.

Также можно взять пример с 2008 года. Тогда во всех странах бушевал финансовый кризис. И многие крупные компании получали письма с негативными отзывами о своей продукции. Отзывы были написаны старыми и проверенными клиентами, которые долгое время пользовались услугами компаний. Это связано со стрессовой ситуацией. Из-за кризиса люди стали замечать мелочи и более остро их воспринимали. Эта реакция описана в социальной психологии. Она является настолько мощной, что повлиять и изменить ее нельзя.

Гало-эффект (или эффект ореола) - это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. Другими словами, ошибочное первое впечатление. Преувеличение качеств как положительных, так и отрицательных.

Определение гало-эффекта

Гало-эффект мир психологии определяет как склонность давать более высокую оценку личности, характеристикам и качествам человека, если его находят привлекательным. То есть формируется предвзятое мнение и суждение. Чувства доминируют над разумной оценкой. Если человек красивый или симпатичный, создается мнимое ощущение, что и внутренний мир, и качества визави соответствуют внешней оценке.

Гало-эффект хорошо описывает русская поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». Или другой пример. Например, у человека высокий рейтинг благодаря каким-то отдельным качествам. И это уже создает тенденцию преувеличивать и все остальные. Иными словами, создается ошибочное мнение о человеке в целом.

Условия, при которых возникает гало-эффект

Эффект гало может привести как к преувеличению личностных качеств человека, так и к предубеждению по отношению к нему. Для возникновения этих ощущений необходимы несколько условий:

  • нехватка времени;
  • неординарность и яркость личности человека;
  • чрезмерное обилие информации;
  • стереотип восприятия;
  • незначительность личности человека.

Эффект гало в психологии

Суть эффекта гало в психологии заключается в том, что суждения одного человека о другом или о каком-то процессе могут быть ошибочны или не всегда точны. Например, из-за недостоверной или обрывочной информации.

То есть человек, обладающий какими-то сведениями о компании, может «забежать вперед» и сделать далеко идущий вывод. Хотя из имеющейся информации этого напрямую не следует.

Другой пример: первое впечатление о человеке (лицо, одежда и т. д.) может повлиять на оценку его остальных качеств (характера, отношения к работе и т. д.). То есть если он понравился внешне, то автоматически продолжается его оценка в положительном направлении. Хотя про остальные качества человека еще не известно. А могло сложиться изначально неблагоприятное мнение. Тогда оно проецируется и на все его другие качества, хотя они могут быть положительными.

История эффекта гало

Термин "эффект гало" появился в 1920 году. Его впервые применил Эдвард Трондайк. Он провел эксперимент, в котором просил оценить качества его подчиненных. Целью исследования было - определить, как мнение об одном влияет на характеристику в целом. Оказалось, что высокая оценка некоторых качеств человека положительно проецируется на остальные. И наоборот.

Исследования этого феномена продолжились. Было обнаружено, что привлекательность - один из важных факторов. И на фоне ее считается, что человек обладает и внутренней красотой. В подтверждение были проведены исследования, где в экспериментах участвовали подсудимые. Оказалось, что если человек симпатичен внешне, то присяжные больше склонны верить ему, чем прокурору.

Гало-эффект - сильное психологическое оружие

Исследования также показали, что, несмотря на внешнюю привлекательность человека, люди все же склонны допускать, что он может оказаться тщеславным, нечестным, жестоким и т. д. Например, видя в рекламе красивых моделей, которые якобы молодеют «на глазах» от какого-то средства, у людей возникает недоверие.

Но их можно убедить, что перед ними - преступник. Если показать человека с отталкивающей внешностью. Или, наоборот, маньяк может долго избегать наказания, если он красив и добр к окружающим. В этом случае симпатию к нему люди перенесут на его личность в целом. И никто даже не подумает, что за внешней оболочкой скрывается убийца.

На что влияет гало-эффект в школе

Гало-эффект может сильно повлиять на жизнь ребенка. Например, когда у учителя складывается ложное впечатление при оценке школьников или студентов. Видя чью-то инициативу и способности в каких-то предметах, преподаватель может дать задание, которое для ребенка окажется непосильным. То есть объективную оценку учитель дает намного позднее. Эффект гало иногда влияет на «рейтинг» одобрения, порицания или на неправильное распределение учащихся по группам.

На что влияет гало-эффект на работе

На работе из-за эффекта гало может возникнуть предвзятость руководителя при оценке личности, результатов труда или производительности человека. Обычно оценка работника производится по каким-то выборочным качествам, но не в целом. Это отчетливо просматривается в анкетах, на собеседованиях, в аттестациях.

Работнику иногда не хватает знаний. Но если у него есть способность схватывать на лету и быстро учиться, успешно выполнять некоторые задания, руководитель может дать завышенную оценку. Хоть это и не будет соответствовать действительности. А негативное восприятие работника может послужить поводом для увольнения, несмотря на то, что это высококвалифицированный сотрудник.

Как применяется гало-эффект в психологии?

Гало-эффект успешно применяется в психологии. К примеру, если преподаватель приятен и доброжелателен в общении, то учащиеся оценивают его в целом как привлекательного и симпатичного человека. Благодаря этому автоматически сглаживаются могущие возникнуть негативные ситуации. Грамотное применение эффекта ореола (halo effect) может стать сильным оружием. Причем практически в любой сфере: рекламе, политике, торговле и т. д. Шпионы - один из ярких примеров.

В рекламе гало-эффект применяется для продвижения товаров и услуг. Например, известная личность, которой симпатизирует большинство, предлагает или одобряет какие-либо продукты. Тогда положительная оценка этого человека потенциальными покупателями может распространиться и на предлагаемые товары. То есть мнение о самом человеке переносится на рекламный продукт.

В политике, на выборах, опять же имеет место гало-эффект. В предвыборных кампаниях речи готовятся заранее. Ораторы показывают себя с положительной стороны, стараясь понравиться. И люди, оценив эту его способность, считают, что кандидат и в целом такой же хороший человек. В результате отдают за него голос. Но стоит задуматься. Ведь у этого оратора есть и много других личностных качеств, которые остались без должной оценки. Но они, как правило, в расчет не принимаются. Это и есть эффект гало.

Он успешно применяется на автомобильном рынке. Например, выпущены спортивные автомобили. Впоследствии с ними будет ассоциироваться бренд компании. Маркетологи создают ореол нужных им мыслей, делая акцент на современной технологической оснащенности, профессионализме сотрудников, отличном качестве и т. д. В результате даже обычные автомобили этой марки будут раскупаться в больших количествах.

Основная схема гало-эффекта

Схема воздействия гало-эффекта - когда применяется восприятие, запускаемое при неравенстве в интеллектуальной, социальной и других областях. У людей есть склонность переоценивать некоторые качества превосходящего их человека даже по одному существенному параметру. Если слабый и болезненный человек встречает сильного и здорового, он воспринимает его умным, красивым, добрым и т. д. При этом существует возможность, что в действительности первый переоценивает второго, причем достаточно сильно. Качества этого человека часто оказываются совсем не такими, какими являются на самом деле.

«О книге по обложке не судят» — эта старинная пословица как нельзя лучше подходит для того чтобы понять что такое эффект ореола или гало-эффект. Давно замечено, что люди очень часто складывают общее мнение о вещи, событии или человеке исходя из только одного свойства или качества. Например, людей с привлекательной внешностью считают более умными и наоборот. Как же использовать эффект ореола для достижения своих целей.

Описание и исследования эффекта ореола.

Про действие эффекта ореола давно известно и многие люди активно используют этот инструмент для достижения своих целей. Для начала нужно сказать, что действие гало-эффекта оказывает влияние в тех сферах, в которых человек не разбирается. То есть если вы разбираетесь в автомобилях, то вы никогда не переоцените стоимость авто глядя на его дизайн. Но если у вас нет таких познаний, то вас будет несложно ввести в заблуждение. Поэтому эффект ореола применять в тех ситуациях когда клиент не в состоянии самостоятельно произвести оценку.

Первым более менее серьёзным исследованием доказывающим состоятельность эффекта ореола принято считать эксперимент Нисбетта и Уолсона проведенным в 1970 году. Ранее про гало эффект просто говорили, но научных подтверждений не было. Эксперимент заключался в следующем: две группы студентов, просмотрели видео лекцию одного и того же профессора, видео записи отличались тем что в одной преподаватель старался показаться дружелюбным и мягким, в другой холодным, авторитарным. При этом преподаватель говорил и выглядел в обоих случаях одинаково. Но студенты первой группы нашли его более привлекательным физически, при этом студенты говорили, что стиль преподавания никак не повлиял на оценку преподавателя.

Последующие исследования подтверждали существование эффекта ореола, но люди не понимают, что они находятся под воздействием данного эффекта. Поэтому гало эффект активно применяется в , менеджменте и политике.

Эффект ореола в продажах и маркетинге.

Эффект ореола – это большой помощник всех кто занимается продажами, прежде всего потому что за счет этого инструмента можно существенно увеличить свою результативность. Пожалуй наибольшее распространение гало эффект получил в маркетинге и рекламе. Для наглядности рассмотрим основные примеры:

  1. За известный бренд люди готовы платить в разы больше, даже с учетом того что товар не отличается. У крупных производителей, как правило, есть несколько брендов, и цена товара отличается, но при этом товар делается на одном заводе. Например: компания владеет премиальным брендом AEG и экономичным Zanussi.
  2. Использование в рекламе известных личностей. Известный человек может изменить отношение к бренду, не зря все известные спортсмены снимаются в рекламе.
  3. Внешний вид товара значительно поднимает его стоимость. Это касается как товара, так и упаковки, например под никому не известным брендом борк (BORK) продают элитную дорогую технику. Хотя у этой фирмы нет заводов и вообще это яркий пример .
  4. Авто производители выпускают дорогие имидживые спорт кары которые становятся мечтой для многих людей только для того чтобы этот образ перекинулся на весь бренд.
  5. Качественный продукт создаёт впечатление надёжности о всей компании.

Это лишь некоторые примеры того как используется эффект ореола в продажах, если подытожить, то можно сказать что за эффектом ореола можно скрыть все недостатки продукта и компании. Ярким примером являются представители , которые всегда хорошо выглядят и просто светятся, когда рассказывают о том какой классный у них продукт. В этом опыт МЛМ компаний незаменим, он позволяет понять — .

Эффект ореола в продажах.

Своеобразный эффект ореола часто встречается среди продавцов при суждении о покупателях. Как правило, он выражен в том, что продавец оценивает покупателя по вторичным признакам и делает не правильный выбор поведения. Когда в магазин заходит пожилой человек, который ещё и плохо одет продавец, сразу делает вывод что это пенсионер, у которого нет денег и ему нет смысла предлагать что то дорогое, это далеко не всегда так. И наоборот, часто хорошо одетый человек кажется состоятельным, но по факту у него не так много финансов.

Продавцу очень важно не поддаваться на стереотипы и делать покупателей только исходя из их потребностей. А для этого .

Эффект ореола в менеджменте и бизнесе.

«Сначала студент работает на зачетку, потом зачетка работает на студента» — эта студенческая присказка очень хорошо отображает действительность. Человек и его имя часто накладывают отпечаток на все его дела. Известные футбольные тренера заработав имя за счет громких достижений, могут пользоваться им бесконечно долго и даже в случае провалов, всё равно будут высоко цениться. На рынке замечено, что акции российских государственных компаний, начинают расти в цене после публичных выступлений Путина.

Про это нужно помнить, когда вы принимаете человека на работу, ваше мнение может сложиться из-за каких-то незначительных моментов: внешнего вида кандидата, достижений на предыдущей работе и т.п. Всё это может привести к ошибкам. И наоборот, если вам нужно себя проявить зачастую, достаточно просто показать «красивую картинку» и за ней спрятать свои недостатки.