Техники консультирования


Значительное место в системе подготовки специалистов занимают практические, лабораторные, индивидуальные занятия, консультации и коллоквиумы. Главная их задача - закрепление, перевод в долговременную память теоретических знаний, формирование умений и навыков по той или иной учебной дисциплины, овладение аппаратом научных исследований.

Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентами в соответствии сформулированных задач. Эта форма занятий проводится в лабораториях и аудиториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой.

Практическое занятие должно быть хорошо подготовлено. Преподаватель, которому поручено эти занятия, по согласованию с лектором учебной дисциплины заблаговременно готовит необходимый методический материал - тесты для выявления уровня овладения студентами соответствующими теоретическими положениями, набор заданий различной степени сложности для решения их студентами.

Структура практического занятия: проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов; постановка преподавателем общей проблемы и ее обсуждение с участием студентов; решение задач с их обсуждением; решение контрольных задач; их проверка и оценка. Полученные студентом по отдельные практические занятия оценки учитываются при выставлении итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Количество часов на практические занятия с отдельной дисциплины определена учебным планом. Перечень тем практических занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины. Количество студентов на практическом занятии не должна превышать половины академической группы.

В процессе проведения практических занятий используются различные методы обучения. Поскольку главной задачей этого вида учебной работы является формирование умений и навыков, ведущее место должно отводиться различным упражнениям (подготовительным, пробным, по образцу, тренировочным, творческим, практическим, графическим, устным, письменным, профессиональным, техническим таин.).

Практические занятия должны отвечать таким требованиям:

1.Забезпечення понимание студентами необходимости владения базовыми теоретическими знаниями.

2.Усвідомлення необходимости выработки умений и навыков, которые имеют профессиональную направленность.

3. обеспечение оптимальных условий для формирования умений и навыков (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных).

4.Навчання студентов рациональных методов овладения умениями и навыками.

5.Забезпечення самостоятельной деятельности каждого студента.

6.Дотримання систематичности и логической последовательности в формировании умений и навыков студентов.

7.Розробка задач для практических занятий с четкой профессиональной направленностью.

8.Широке включения в систему практических занятий заданий творческого характера.

9.Систематичний контроль выполнения студентами практических задач.

10. Постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.

Следует отказаться от практики, когда практические занятия имеют коллективный характер: один студент выполняет задание на доске, а другие работают на своих рабочих местах. Необходимо идти более целесообразным и эффективным путем: преподаватель должен четко определить задачи, ознакомить студентов с методами самостоятельной деятельности, помочь им осознать алгоритм действий. И далее необходимо организовать самостоятельную работу каждого студента.

Лабораторное занятие (лат. labor - труд) - форма учебного занятия, за которого студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практической проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой вычислительной техникой, овладевают методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Проведение лабораторных занятий требует хорошо подготовленных, специально оборудованных учебных лабораторий с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные установки, макеты и т.д.). Иногда лабораторные занятия целесообразно проводить непосредственно на производстве, в условиях реальной профессиональной среды (на заводе, в поле, в научно-исследовательском институте, в школе).

Структура лабораторного занятия: проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнения ее задач, подготовка индивидуального отчета о проделанной работе и защиту его перед преподавателем. Выполнение лабораторной работы оценивается преподавателем. Итоговые оценки за выполнение лабораторных работ учитываются при определении итоговой семестровой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Планы, технологию и методику проведения лабораторных работ разрабатывают соответствующие кафедры. Количество часов на лабораторные занятия по отдельной дисциплине определяется учебным планом. Перечень тем лабораторных занятий определены рабочей учебной программой дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий не допускается. Количество студентов на лабораторном занятии не должна превышать половины академической группы. Каждый студент должен самостоятельно выполнить все лабораторные работы и оформить их результаты.

В процессе организации и проведения лабораторных работ преподавателю необходимо акцентировать внимание на следующих моментах: содержательность лабораторных занятий; обеспечение лабораторий, кабинетов новейшим оборудованием, которое соответствует технологиям современного производства; материалами, реактивами, приборами, аппаратами; обеспечение самостоятельности студентов в ходе выполнения лабораторных работ; соблюдение правил техники безопасности; обучение студентов методам выполнения этого вида работ.

Индивидуальное учебное занятие проводится с отдельными студентами с целью повышения уровня их подготовки и раскрытия потенциальных творческих способностей. Этот вид занятий организуется по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента.

Формы, виды, объем, методы проведения индивидуальных учебных занятий, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Индивидуальные учебные занятия могут проводиться с одной, нескольких дисциплин или с определенной части дисциплины.

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) - форма учебного занятия, предусматривающий предоставление студентам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путем ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. По направленности она должна направляться на помощь студентам в овладении методикой темы или раздела, а также методами самостоятельной учебной работы. Количество часов на консультации определяется учебными планами и индивидуальными планами преподавателей. Консультации проводят преподаватели, которые читают соответствующий учебный курс, по графику, который устанавливает кафедра по согласованию с деканатами. Преподаватели могут предоставлять консультации группам студентов или отдельным студентам.

Важное место в организации учебной работы студентов принадлежит коллоквиума. Коллоквиум (лат. colloguium - разговор, беседа) - это вид учебной работы, что предполагает выяснение уровня усвоения студентами знаний, овладение умениями и навыками с отдельной темы или раздела. На коллоквиум преподаватель приглашает внеучебное время группу студентов и в процессе собеседования выясняет уровень усвоения материала. Это позволяет вносить коррективы в лекционный курс и практические занятия.

В практику учебной работе высших учебных заведений постепенно внедряется тьюторское вид работы со студентами. Тьютор (лат. tutor , англ. tutor - наблюдаю, забочусь) - это педагог-наставник, опекун, который руководит небольшой группой студентов, помогает им в учебе, следит за их учебной деятельностью, руководит профессиональной подготовкой. Тьюторские занятия возникли в колледжах и университетах Великобритании (Оксфордском, Кембриджском) и в университетах США (Гарвардском, Бристольском).

В отечественных высших учебных заведениях система тьюторства применяется мало. Она практикуется в основном в консерваториях, театральных ВУЗОВ, где профессиональная подготовка по основной специальности (вокал, режиссура) осуществляется под руководством конкретного преподавателя на протяжении всего периода обучения. В ходе присоединения национальной системы образования к Болонскому процессу, вхождение в европейское образовательное пространство система тьюторства широко применяться в высшей школе.

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Кобиляцький 7.7. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. - JL: Изд-во ЛГУ, 1970.

Учебный процесс в высшей педагогической школе / Под ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУім. М. Драгоманова, 2001.

Низамов РА. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань, 1975.

Рогинский В.М. Азбука педагогического творчества. - М.: Высш. шк., 1990.

Слепкань 3. Научные основы педагогического процесса в высшей школе. - К., 2000.

Шуркова М . Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

· целесообразности и целеустремленности . Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу;

· добровольности и ненавязчивости . Клиент впра­ве в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффек­тивность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта;

· методической грамотности и компетентности . Консультант должен обладать ши­рокой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.

Консультирование имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов . Основные из них:

1) выявление причин, побудивших клиента к получению консультации;

2) анализ, оценка и диагностика проблемы;

3) формулировку проблемы и определение целей консуль­тации;

4) установление стратегии и плана действий;

5) осуществление соответствующих действий;

6) оценку результатов консультации и выводы.

Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения клиента.

Одним из оснований для классификации консультатив­ного воздействия является пространственная организация консультаций . С этой точки зрения выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистанционное («заочное»). Для кон­тактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, между ними происходит беседа. Дистан ционный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из ее форм является интервью. Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы:

· прежде всего, кон­сультант решает проблему установления контакта во взаимопонимании с клиентом. Представляясь кли­енту, консультант разъясняет свои профессиональные воз­можности;

· затем начинается процесс сбора информации о клиенте и определение его проблем. Консультант излагает одну проверенную факта­ми гипотезу и уясняет возможности клиента в решении этой проблемы;

· на следующем этапе интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, при этом важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознани­ем собственных возможностей в этой ситуации. С клиен­том обсуждаются различные варианты решения его про­блемы, создаются условия для выбора им альтернатив;

· на завершающем этапе интервью консультант обобща­ет результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. Интервью заканчива­ется своеобразным домашним заданием по закреплению установок на изменение поведения клиента. Консультант может предложить клиенту «проиграть» ситуацию, схожую с его проблемой, и затем обсудить его ошибки и ограничения в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению его мыслей и действий в реальной жизни.

Специфическим видом консультативной деятельности является дистанционное консультирование , которое позволяет многим гражданам получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Особенностью телефонного консультирования являет­ся принцип анонимности, который формирует у клиента фантазийный образ консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал вос­приятия. Значение приобретает не только сам текст сооб­щения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжи­тельность молчания. Основные же приемы и методики теле­фонного консультирования совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Своеобразной формой дистанционного консультирова­ния является консультирование по переписке , которое применяется в тех случаях, когда телефон­ное консультирование затруднено из-за отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, а также из-за его нежелания встретиться с социальным консультантом. Для отдельных категорий населения (заклю­ченных, отбывающих наказание) консультирование по пе­реписке является единственной возможностью получить жизненно важный совет.

В рамках консультирования можно выделить такие виды: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, консуль­тирование по вопросам занятости населения, корректиру­ющее консультирование специалистов (супервизорство) и др. Рассмотрим их подробнее.

В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возрас­та и инвалидов» (1995 г.) в стране стали создаваться спе­циальные социально-консультативные службы. Такие от­деления функционируют при многих муниципальных цен­трах социального обслуживания. Работники отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультатив­ной помощи, работают с семьями, в которых живут граж­дане пожилого возраста и инвалиды, организуют их досуг. Они оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обуче­ния, профессиональной ориентации и трудоустройства инва­лидов, занимаются профилактикой различного рода соци­ально-психологических отклонений.

Консультативная беседа с пожилым человеком индивидуальна.


С первых минут бесе­ды социальному работнику нужно проявить доброжелательность и спокойствие. Обращаться к клиенту следует ува­жительно, по имени и отчеству. В ходе беседы очень важно показать клиенту свою заинтересо­ванность в его проблемах, проявить желание помочь. Люди пожилого возраста бывают забывчивыми, мни­тельными, что требует от социального работника не толь­ко понимания, но и особого терпения.

Важнейшим направлением консуль­тирования является семейное консультирование . Оно ох­ватывает спектр проблем, таких, как взаимоотношения между супругами и их родителями, детьми и родите­лями. В нашей стране начи­нают функционировать психолого-педагогические консуль­тационные центры, опыт которых свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений.

Приемы работы консуль­танта с детьми и родителями могут быть разными в зави­симости от индивидуально-личностных особенностей кли­ентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. К та­ким правилам можно отнести:

· обязательное наполнение родительской жалобы конкретным содержанием путем получения от роди­телей подробного описания поведенческой ситуации;

· использование принципов «стереоскопичности» взгляда на ситуацию, то есть фиксации этого взгляда как субъек­тивно, с позиций членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

· совместное с родителями выдвижение консультантом гипотезы об истории развития «отрицательного» качества у ребенка и возможных путях его преодоления.

Особым видом консультативной дея­тельности является консультирование по вопросам заня­тости населения . В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам нашей стра­ны предоставлено право на бесплатную консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, воз­можности профессионального обучения.

Консультативный процесс по проблемам занятости на­селения включает в себя несколько этапов. Безработ­ный сначала попадает к диспетчеру, который осуществля­ет первичную консультацию. В его обязанности входит: получить информацию у клиента о цели обращения в службу занятости населения; предложить клиенту ознакомиться с информацией, расположенной в информационном зале; ознакомиться с доку­ментами клиента; направить его к со­ответствующему специалисту-консультанту. Если первичная ин­формация для клиента оказывается недостаточной, то он направляется на более обстоятельную информационную беседу, которая продолжается до 30 минут. В ходе ее про­ведения консультант предоставляет клиенту информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они име­ются, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Важным этапом консультативной работы по вопросам занятости является профессиональное консультирование. В ходе его проведе­ния изучаются профессиональные интересы клиента, вы­являются психологические и психофизические особеннос­ти личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиента сфере деятельности, направле­нию профессионального обучения. Личностная психологическая консультация необ­ходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессими­стическим настроением и плохим самочувствием.

Профессиональное консультирование завершается вы­бором профессии и направлением клиента к консультанту по трудо­устройству, который, используя имеющий­ся компьютерный банк данных по вакансиям, осуществ­ляет поиск подходящей работы для обратившегося граж­данина. Он выдает направления на работу и осуществляет кон­троль за своевременной явкой безработного к работодателю. К функциональным обязанностям консультанта по трудо­устройству относится выявление причин отказа предприя­тий и организаций в приеме на работу граждан, направ­ленных службой занятости, а также причин личного отка­за граждан от предложенной им работы. При необходимости безра­ботный направляется к профконсультанту для выбора нового вида дея­тельности или осуществления профессиональной перепод­готовки.

Новым направлением консультативной деятельности в России явля­ется супервизорство . Супервизор – это консультант-пси­холог, оказывающий помощь специалистам социальной сферы (врачам, учителям и др.), взаимодействующий с ними. Принципы супервизии могут при­меняться в работе социальных педагогов при их консуль­тировании учителей по вопросам разрешения конфликт­ных ситуаций в отношениях с учащимися. Вероятно, на­стало время и в наших медицинских учреждениях иметь социальных психологов, выполняющих функции суперви­зоров.

В настоящее время особенно велика потребность в услугах социального работника, что обусловлено отсутствием стабиль­ности в обществе, причем по многим направлениям. Люди обращаются за посреднической помощью по экономическим, административным, трудовым, юридичес­ким, бытовым и другим вопросам.

В программе реабилитационных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее

взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.

Возможно консультирование несовершеннолетних, стремящихся самостоятельно справиться с проблемой.

Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Основной целью консультирования является оказание помо­ щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

При проведении консультирования важно придерживаться та­ких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включеность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.

Консультирование осуществляется разными способами в за­висимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.

Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.

1.Знакомство, начало беседы.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

Воздействие. Простейший способ воздействия. задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,

4. Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма - телефонное консультирование (телефон доверия - ТД) Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия.

Своеобразной формой дистанционного консультирования яв­ ляется консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи.

летнего требует использования определенных санкций к нему са­ мому или к лицам, занятым его воспитанием;

Координация отношений ребенка с первичным коллективом; - оздоровление;

Психопрофилактика.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учиты-вать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психо­

логических, профессиональных, социальных). Степень ее эффек­ тивности определяется уровнем социализации клиента, его спо­

собностью адаптироваться в обществе.

Технология социальной реабилитации. Реабилитация и коррекция.

Реабилитация – это система мер, имеющая своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе.

Социально – педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции, способствующая интеграции ребенка в обществе и на овладении необходимых умений и навыков, соц ролей и правил поведения в обществе.

Существуют мед, психологические, соц-пед, пед, профессиональные и бытовые виды реабилитации.

Соц-пед реабилитация включает в себя 3 основных этапа:

· Диагностики (направлена на определения уровня развития эмоц-познават сферы ребенка, на сформированность качеств личности, его соц ролей и профессиональных интересов)

· Создание и реализация реабилитационной программы (реабилитационная программа создается индивидуально и включает следующие элементы: цель, задачи, средства, методы, этапы деятельности)

· Постреабилитационная защита ребенка

· В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятельности используется процедура реабилитации и коррекции.

В структуре социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов ресоциализацию, коррекцию, реабилитацию, социальный патронаж.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребен-ка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку пе­ дагогических позиций учителей, родителей, которая должна спо­

собствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих кон­ фликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном разви­ тии подростка.

Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функ­ ции:

Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до по­

явления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

Компенсирующую, заключающуюся в формировании у под­ ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток ус­

пехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);

Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его

поступкам;

Исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, при­

мер и т.д.)1.

Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Реабилитация может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реаби­

литации имеет длительный характер. Организованная реабилита­ ция ставит своей целью сократить сроки восстановления соци­ альной нормы, повысить качество самостоятельной работы лич­

ности за счет профессиональной помощи. Постановление о необ­ ходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специ­

альная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает ин­ дивидуальная комплексная программа реабилитации.

индивидуальная комплексная реабили­ тация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.

Технологическая последовательность консультативного процесса предполагает следующие этапы (по Р. Кочюнасу):

  • 1. Исследование проблем. На этой стадии социальный педагог, осуществляющий консультацию, устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.
  • 2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает на способы их разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
  • 3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
  • 4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта клиента и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия.
  • 5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Специалист помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
  • 6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе со специалистом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Успешность профессионального взаимодействия во многом зависит от того, удастся ли социальному педагогу избежать в процессе общения с клиентом широко распространенных в консультативной практике ошибок. К наиболее частым ошибкам консультирования относятся:

  • совет – предложение клиенту готового решения его проблем. Советы редко принимаются, так как предполагается превосходство советчика, которое лишает человека возможности взять на себя ответственность за принятое решение;
  • анализ или интерпретация – объяснение клиенту, что же на самом деле представляет собой его проблема, почему он чувствует ситуацию как проблемную и т.д. Такая интерпретация нередко создает новую проблему, ведет к оправданиям, порождающим защитные реакции, требуя информации, которой клиент часто не имеет;
  • логическое убеждение – использование последовательности вопросов, имеющих логичные ответы, направляющие клиента, который испытывает сильные эмоциональные переживания, к решению. Клиент чувствует, что вопросами его загоняют в ловушку;
  • наставления и резонерство – объяснение клиенту, которое начинается со слов "надо бы...", "следовало бы...". Это порождает защитные реакции у клиента, чувство вины (если принимается) и чувство обиды (если отвергается им);
  • угрозы – намеки или прямое заявление, что клиент испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение. Все это порождает враждебность и обиду.

Зачастую социально-психологическую проблему клиента сложно решить в ходе взаимодействия лишь с ним одним. В практике социально-педагогической деятельности значительное место занимают технологии, активизирующие ресурсы так называемого ближайшего (сетевого) окружения клиента.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

для преподавателей детских школ искусств

«Консультация как метод обучения»

Подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Гузяева Людмила Петровна

г. Ульяновск

Аннотация

С 01 сентября 2013 года школы приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Впервые в учебные планы дополнительных образовательных программ введены часы консультаций. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения индивидуальных и групповых консультаций, их значение для обучающихся детских школ искусств. Моя работа может быть рассмотрена, как вспомогательный методический материал для преподавателей в организации проведения консультаций.

1.Введение………………………………………………………………………3

3.Характеристика основных форм консультаций………………………….4-5

5.Заключение………………………………………………………………….7-8

6.Документальное оформление консультативных часов…………………….8

7.Список использованной литературы………………………………………..8

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) – форма учебного занятия, предусматривающая предоставление ученикам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путём ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. Количество часов на консультации строго определено учебными планами. Консультации проводят преподаватели, которые ведут соответствующий учебный предмет, по графику, разработанному школой с учётом мнения структурных подразделений.

У части преподавателей существует мнение, что консультация ничем не отличается от урочной системы, поэтому не требует особой подготовки. Я думаю, что с приобретением опыта проведения консультаций в детских школах искусств, отношение к консультациям изменится. Преподаватели путём собственных проб и наработок придут к выводу, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки учащихся, как к промежуточной и итоговой аттестации, так и к конкурсной и концертной деятельности.

Цели и задачи разработки методических рекомендаций

Основная цель работы:

    обеспечение преподавателей школы методическими рекомендациями проведения консультаций с учащимися по предметам дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Задачи работы:

    предложить преподавателям школы формы и методы проведения консультаций;

    доказать преподавателям значимость консультаций в учебном процессе.

Характеристика основных форм и видов консультаций

Консультации , как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учениками, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций – восполнение пробелов в знаниях учеников. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приёмы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания.

В школе искусств консультации, как правило, проводятся в индивидуальной и групповой форме. Это определяется учебным планом по специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации и провести соответственно графику учебного процесса.

Индивидуальные и групповые консультации по ФГТ проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.

В методической литературе встречаются следующие виды консультаций:

  • пресс-конференция;

    программированная консультация;

    дискуссия.

Детские школы искусств только начинают разработку видов учебных консультаций. Поэтому я рекомендую использовать традиционные, но проверенные виды учебной деятельности:

    углубление знаний, умений и навыков на практическом материале;

    совершенствование имеющихся умений и навыков;

    закрепление полученных знаний;

    комбинированный (сочетание различных видов);

    обобщение и систематизация полученных знаний.

Рекомендации по проведению индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации в основном проводятся предметам музыкального исполнительства. Индивидуальная консультация проводится в форме индивидуального занятия с учеником и позволяет в большей степени приблизить занятие к практическим интересам ученика. На индивидуальной консультации ученик получает рекомендации в зависимости от цели консультации: это могут быть рекомендации по исполнению конкретного произведения, подготовки домашнего задания, конкурсной или концертной подготовки.

Главная задача индивидуальной консультации – помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с исполнением произведения.

Индивидуальную консультацию можно условно подразделить на:

    диагностическую;

    коррекционную;

    справочно-информационную.

Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.

В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ученике и только потом говорить о проблемах.

Групповые консультации, как правило, проводятся по предметам теории и истории музыки, оркестровому и хоровому классу.
Для проведения групповой консультации важно правильно выбрать тему. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый ученик мог, не стесняясь, задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.

Во время консультации, обучающиеся отвечая на поставленные вопросы, актуализируют полученные знания, и преподаватель видит проблемы, которые требуют немедленной корректировки.

Общее для консультаций:

    в ходе консультации неуместно сравнивать учеников друг с другом, желательно говорить об общих успехах и недостатках;

    консультация должна дать обучающимся реальные рекомендации;

    консультация должна быть перспективной и способствовать реальным улучшениям в знаниях обучающихся.

Заключение

В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам обучающихся с учётом степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.

У обучающихся всегда будут появляться непонятные для них вопросы. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для учеников в учебном процессе играют как вспомогательную, так и самостоятельную роль.

В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций.

В результате проведения консультаций мы достигаем следующие результаты:

    убеждение учащихся в необходимости обучения;

    возбуждение интереса к конкретной дисциплине;

    активизацию познавательной деятельности;

    снимаем вопросы, выявляем ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвращаем неправильное применение его на практике;

    закрепление полученных знаний и совершенствование умений, их практическое применение;

    применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).

Таким образом, консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.

Документальное оформление консультативных часов

В Детской школе искусств № 8 Г. Ульяновска, где я работаю, разработано Положение по оформлению консультативных часов, которые оформляются следующим образом:

    общий объём консультационных часов, согласно учебному плану, закладывается в тарификацию в виде фактических часов на учебный год;

    составляется график проведения консультаций;

    преподаватели оформляются журнал консультативных часов в виде вкладыша к журналу;

    я, как заместитель директора по учебной работе и ответственный за оформление табелей на зарплату, ежемесячно отслеживаю выполнение графика.

Подробная информация по оформлению консультативных часов дана на сайте ИРОСКИ,2014.

Список использованной литературы

1.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.

2.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997.

3.Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.

5.Хуторской А.В. Современная дидактика, – СПБ, Патер, 2001.

6.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, – М.: УМЦ, 1997 .