Тадж-Махал: история любви, воспетая в камне. Великие пары: Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет «королем мира» впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам (будущую Мумтаз Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Кто-то считает, что красавица была бедной девушкой, но на самом деле «луналикая дева» имела знатное происхождение, являясь дочерью главного министра королевства. Ожидание свадьбы заняло долгие пять лет, церемония откладывалась по ряду причин.

Во-первых, принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана) предназначалась в жены персидская принцесса, ну, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамам не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так «родилась» Мумтаз Махал (значение имени: «Украшение Дворца»).

К слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация случится гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов перенять бразды правления у своего отца, потому что не был старшим среди многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако император всегда выделял Хурамма среди других детей и даже нарек его Шахом Джаханом, что в переводе означало «Властитель Мира». Принц Хуррам пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.



Считается, что к трону Хуррама привела случайность. Однако историки предполагают, что коварный принц подстроил смерть своего старшего брата и смог взойти на престол, сменив на посту старого и больного Джаханжира. Все это время преданная супруга Мумтаз Махал была верной соратницей и компаньонкой мужа, сопровождала царевича в военных походах, помогала советом в государственных делах. Современники утверждают, что Шах Джахан не обращал никакого внимания на остальных жен и наложниц, пока его супруга была жива. Мумтаз не только была хорошей женой, но и стала матерью для 13 детей Джахана. Не смотря на частые роды и тяготы походной жизни, верная супруга была всегда рядом со своим властителем.



Итак, лишь 1628 году Шах Джахан стал Императором огромного королевства. Историки отмечают, что его царствование принесло огромную пользу для государства. В этот период империя Моголов крепла и богатела, а основным принципом, характеризующим политику правления Джахана, стала фраза: «Если и есть рай на Земле, то он находится здесь».

Однако древняя восточная поговорка гласит «Сладость удовольствия не бывает без горечи….» Спустя три года, после восшествия на престол Хуррам был вынужден отправиться в новый военный поход, на этот раз путь лежал в Бурханпур для того, чтобы подавить восстание и навести порядок во взбунтовавшейся провинции. Мумтаз Махал как обычно решила последовать за мужем, не смотря на то, что находилась на сносях.


Именно в Бурханпуре королева родила своего 14-ого ребенка, спустя несколько дней после родов ослабевшая женщина умерла. Причиной тому стала инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых беременностей организм женщины. В то время Мумтаз было всего 36 лет.

Придание гласит, что убитый горем Шах Джахан поклялся умирающей жене, что создаст для нее мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. Правитель сдержал свое слово – после смерти жены единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы.

Первоначально могила Мумтаз находилась Бурханпуре, и лишь спустя какое-то время останки доставили в Агру и захоронили недалеко от быстрой реки Ямуна. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет.

Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя возможно, отделочные работы продолжались вплоть до 1652 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. В общей сложности над Тадж-Махалом трудились не менее двадцати тысяч человек. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии.



Считается, что даже Шах-Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.

Отметим, что усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской архитектуры, поэтому имеет некую схожесть с мечетью. На это указывают: минареты, купола, стрельчатые пологие арки, арабская вязь и растительный орнамент на стенах и фасаде здания. Тадж-Махал воздвигнут на квадратной платформе (186 на 186 футов) с четырьмя усеченными углами. Таким образом, мавзолей имеет форму неправильного восьмиугольника.

Как уже и говорилось выше, при создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии. Основной материал для строительства - белый мрамор, его доставляли на специальных повозках из месторождения, находящегося в 320 км. от Агры.



Центральный купол мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и поднимается ввысь на 213 футов (74 метра). Его окружают четыре купола меньших размеров, а чуть дальше высятся четыре изящных тонких минарета, которые, словно часовые, охраняют покои Мумтаз от незваных гостей. Примечательно, что башни возведены под углом, они немного отклонены назад – это вовсе не огрех в проектировке, а продуманная деталь. Такое положение минаретов спасло бы усыпальницу от разрушения при землетрясении. Кстати, не чудо ли, что Тадж-Махал ни разу не был сильно поврежден из-за сильных подземных толчков, столь частых в этой сейсмически активной зоне?
Вся поверхность Тадж-Махала (как внутри, так и снаружи) украшена резьбой и инкрустирована полудрагоценными камнями, такими как агат, яшма, бирюза, малахит, сердолик. А над каждой аркой, ведущей в усыпальницу, вырезаны цитаты из Корна, чьи затейливые завитки-узоры, придают еще большую прелесть усыпальнице. Кроме того, большая часть стен и панелей внутри мавзолея изукрашена затейливым мусульманским орнаментом.

В центре мавзолея, лежат останки императрицы и Шаха Джахана. Кенотафы (ложные гробницы) окружены мраморной изгородью, которая искусно декорирована ажурным орнаментом и самоцветами. В тех гробницах, что расположены в погребальной камере на самом деле нет тел, они захоронены в склепах под ними. Находясь внутри усыпальницы, так легко представить себе как некогда убитый горем правитель проливал слезы над могилой жены. И в те далекие времена лучи солнца также как и сейчас озаряли саркофаг Мумтаз, и исходящий свет ласкал лицо и руки скорбящего мужа, словно нежные прикосновения пальцев его возлюбленной королевны. Лишь голос муллы, читающего суры из Корана, гулко отдаваясь эхом, рассекал тишину, тишину и покой, нашедшей здесь последнее пристанище «луналикой девы»….



Мавзолей Тадж-Махал - это часть огромного комплекса, состоящего из главных ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад. Сюда же входит мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота, украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных на строительство Тадж–Махала.

Тадж-Махал стоит в самом конце этого комплекса, на берегу реки Ямуны. В настоящее время он потерял часть былого великолепия - вандалы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из набегов неприятеля были украдены серебряные ворота, безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен … Однако Индийское правительство старается поддерживать памятник в достойном состоянии. Так же этот объект занесен в список культурно-исторических ценностей мира и охраняется ЮНЕСКО. Интересно, что для реставрации стен до сих пор используют старинное индийское косметическое средство, приготовленное на основе извести и молока. Эту «маску» наносят на мраморные стены здания, что позволяет отбелить их очистить от загрязнений.
Достойное обрамление Тадж-Махалу – великолепный парк, который имеет четкую планировку. Возможно, именно здесь приложили свои умения приглашенные европейские мастера. В центре огромного сада расположен бассейн, разделяющий комплекс на четыре части, которые, в свою очередь, также делятся на равные секции. Весь комплекс на две половины делит оросительный канал, протянувшийся через всю территорию сада. К минаретам Тадж-Махала ведут дорожки, выложенные плиткой.

Таким образом, сад повторяет причудливый стиль самого Тадж-Махала, где каждая деталь необычная и гармонична, но при этом подчиняется общей симметрии.


Жемчужина Индии – Тадж Махал… Сейчас, спустя много веков он остается по-прежнему прекрасным. Днем, молочно белые мраморные стены улавливают лучи яркого солнца и сами будто излучают свет, ночью – мавзолей источает лиловое сияние, а ранним утром он уже имеет розовый, словно перламутровый, окрас. Мавзолей отражается в спокойных водах реки Ямуна, загадочно сияет в утренней дымке и издалека, кажется, что Тадж-Махал парит над землей, устремляясь ввысь, к небесам. Поэт Рабиндранат Тагор сказал о Тадж-Махале: «Пусть великолепие алмаза, рубина, жемчуга исчезнет как магическое мерцание от радуги, только пусть одна слеза – Тадж-Махал ярко сияет на щеке времени…».

10 июля 2018, в 15:02

Моголы завоевали Индию еще в XVI столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. Шах-Джахан, потомок Чингисхана, был выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Он был третьим сыном императора Джахангира, правил в Индии в первой половине XVII века. В 1612 году, будучи еще принцем, он взял себе третью жену — девятнадцатилетнюю Арджуманад Бану Бегам, племянницу любимой супруги императора, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.

После смерти Джахангира наследник провозгласил себя в Агре императором, приняв тронное имя Шах-Джахан.

У Шах-Джахана, как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но любимой женой его была Арджуманад. Еще во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана Джахангир дал ей имя Мумтаз Махал, что означает «Украшение дворца». Шах так сильно любил свою избранницу, что не мог расстаться с ней ни на час. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. В 25 лет Мумтаз Махал родила третьего сына — Аурангзеба, — который стал впоследствии великим правителем.

Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14 ребенка. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Ей было 38 лет, шаху — 39. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством. Перед смертью она просила мужа никогда больше не жениться и построить в ее память мавзолей.

Остаток жизни шах посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию — силы его чувств. Мавзолей назвали Тадж-Махал. На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Из-за жары (Агра — самый жаркий город в Индии), пар, исходящий от земли создает иллюзию, что дворец парит над землей, как душа прекрасной Мумтаз.

Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. По задумке Шах-Джахана напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки, должен был стоять построенный из черного мрамора его собственный мавзолей. Влюбленных соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов — символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. Мавзолей был делом жизни императора — он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал Аурангзеб, третий сын Шах-Джахана и Мумтаз Махал, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик. Он расправился с братьями и в 1658 году захватил власть. Потом он разогнал зодчих и камнерезов, а отца заточил в собственных покоях — угловой башне крепости. Бывшему императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил отражение минаретов Тадж-Махала: через много лет заточения старик наполовину ослеп и почти ничего не видел вдали. Он умер в 1666 году в возрасте 74 лет.

Прах императора по воле Аурангзеба был перенесен в Тадж-Махал ночью и захоронен без почестей.

Аурангзеб создал мощную, внушавшую ужас соседям державу: его слово было законом, ему повиновались сотни тысяч свирепых конников, по его приказу с лица земли исчезали целые города, при нем государство достигло наибольшей протяженности и могущества. Смерть почти 90-летнего Аурангзеба привела к междоусобию его сыновей и внуков и распаду государства. Сейчас его не помнит никто. Память о его матери, воплощенная отцом в прекрасный мавзолей, пережила века и восхищает народы мира.

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

У этой легенды о любви есть надежное историческое доказательство её подлинности, каковым является гениальный шедевр архитектуры, увековечивший эту любовь. За столетия существования архитектурного ансамбля, расположенного на берегу реки, огромная его тяжесть ни на один сантиметр не продавила слабый грунт, как бы доказывая тем самым существование вечной любви.

Началась эта история в 1592 году, с рождением у падишаха Джахангира третьего сына, названного Хуррамом и ставшего впоследствии пятым по счету правителем династиий Великих Моголов. Династия правила государством, включавщим территории современных Индии, Пакистана и части Афганистана. Основателем же её был прапрадед царевича Хуррама, император Бабур, прославивишийся не только военными и государственными успехами, но и написанными на тюркском языке литературными произведениями, наиболее известным из которых является его автобиография Бабур-наме.Бабур был прямым потомком великого тюрко-монгольского завоевателя и полководца Тимура или как его называли на персидский манер Тамерлана. Тимур хоть и не происходил из рода Чингис-хана, но претендовал на восстановление его империи и во многом преуспел в этом, создав на просторах евразийского континента обширное государство, с развитыми по тем временам системой управления, культурой, градостроительством и наукой.

Царевич Хуррам, в полном соответствии со своей родословной, уже в молодости проявил военные способности, успешно возглавив войско, направленное на подчинение области Мевар. Также успешными были и последующие военные кампании в Деккане и Кангре. Успехи усилили генетическую тягу к власти молодого принца. В 1622 году шахзаде Хуррам восстал против собственного отца, Джахангира, и его жены Нур Джахан, правившей империей за его спиной. Восстание было подавлено, но шах Джахангир простил сына. Милость и благородство отца спасло Хурраму не только жизнь, но и позволили ему стать наследником престола после смерти падишаха. В 1628 году, уже под именем Шах Джахана,(перс. «повелитель мира»), Хуррам становится абсолютным правителем империи Великих Моголов.

Первыми же его действиями в качестве монарха были умерщвления всех возможных соперников, включая родных братьев. Так поступали многие монархи того времени, особенно на Востоке, где не было жестких принципов унаследования высшей власти, что зачастую приводило к братоубийственным и кровопролитным войнам, а порою и распадам государств. Период правления Шаха Джахана, длившийся 30 лет, признается золотой эпохой империи Великих Моголов, после которой и начался ее спад. При этом, правление Шаха Джахана, не ознаменовалось крупными военными достижениями и завоеваниями. Напротив, ему зачастую вменяются военные неудачи против Севефидской Персии и потери части территорий.

Правление Шаха Джахана нельзя назвать либеральным правлением. Будучи тюрками по происхождению и находясь во главе индийской страны, Великие Моголы добровольно переняли персидскую культуру. Это создало возможность сочетания сразу трёх великих культур: индийской, тюркской и персидской. Терпимость, проявляемая мусульманскими правителями Индии позволяла мирно сосуществовать как двум самым крупным религиям империи, индуизму и исламу, так и другим. Но Шах Джахан, несмотря на индийское происхождение своей матери, вёл политику притеснения всех немусульманских религий, разрушая их храмы и применяя другие ограничения. Это не мешало ему привлекать на различные государственные службы представителей самых разных религиозных слоев. Возможно, именно благодаря этому Шах Джахану удалось оставить после себя такое количество великолепных архитектурных сооружений, являющихся примерами сочетания индуистской декоративности и мусульманской строгости. Главной же жемчужиной этого наследия по праву считается шедевр мировой архитектуры, который связывают с самым сильным чувством всей жизни Шаха Джахана-чувством его любви к Мумтаз Махал, начавшейся с первой минуты их знакомства и закончившейся егосмертью.

Знакомство и помолвка тогда еще царевича Хуррама со своей будущей женой, носившей имя Арджуманад Бану Бегам вначале выглядело как обычная для правящих домов знакомство по расчету. Ведь девочка была племянницей самой Нур Джахан, фактической правительницей империи. Но вспыхнувашая любовь с первого взгляда между принцем Хуррамом и его невестой превратила этот стандартный для тех времен и обстоятельств брак в легендарную историю любви. Многие источники свидетельствуют о необычайной красоте девушки, происходящей из знатной персидской семьи. Именно эта красота могла стать причиной имени Мумтаз Махал, (перс. «украшение дворца»), которое дал будущей жене своего сына шах Джахангир. Для Шаха Джахана его жена, Мумтаз Махал, значила очень многое. Она сопровождала его во всех военных походах, и когда он был еще царевичем, и после, и даже когда была беременной. Она родила ему 14 детей за 18 лет совместной жизни, в т. ч. следующего правителя империи-Аурангзеба. Но в отличии от своей тёти, Нур Джахан, Мумтаз Махал не пыталась стать советником или управлять своим мужем, она просто была его надежной и главной поддержкой во всём.

Но при всем этом, Шах Джахан, оставался типичным мужчиной своего времени и положения. Мумтаз Махал была его горячо любимой, но не единственной женой. Она жила в гареме и жила по законам гарема. Охраняемые евнухами, все жены падишаха были надежно спрятаны от посторонних глаз, наблюдая за дворцом только из-за шторок. Традиии дворца предполагали подарки от различных вельмож женам падишаха. В гареме была строгая иерархия и доходы женщин гарема различались в зависимости от их иерархичекого положения. Накопленные средства женщины вкладывали в торговлю, строительстве и т. п. , увеличивая таким образом свои состояния. Не была исключением и Мумтаз Махал, создавшая достаточное крупное состояние.

Неизвестно сколько могла бы длиться любовная идиллия в отношениях Шаха Джахана и Мумтаз Махал, но судьба приготовила им жестокий удар. Мумтаз Махал умерла в 1631 году в возрасте 38 лет после родов 14-го по счету ребенка, пробыв всего три года женой падишаха. Легенда гласит, что убитый горем правитель пообещал на смертном одре жены увековечить их любовь.

Долгих двадцать лет, 20.000 рабочих, 1.000 слонов и огромное количество строительного материала понадобилось Шаху Джахану, чтобы исполнить свое обещение. Комплекс-мавзолей Тадж Махал, (перс. «венец дворцов»), построенный в столице империи, Агре, лучшими архитекторами и мастерами своего времени, признается одним из современных чудес света. Единственной ассиметричной частью этого шедевра является зал, где расположены гробницы, ибо Шах Джахан предусмотрел в самом центре только место для усыпальницы своей любимой жены, а его собственная гробница была пристроена сбоку уже позже, после его смерти в возрасте 74 лет. Оставшийся на долгие годы без своей любви, а в последние годы жизни лишенный со стороны собственного сына и своего царства и даже свободы, Шах Джахан таким образом получил возможность пусть и символического, но все же воссоединения с женщиной всей своей жизни.

) - в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана .

Биография

Она была дочерью известного сановника падишаха Джахангира визиря Абдул Хасана Асаф-хана . Имя Мумтаз-Махал своей невестке дал отец Шах-Джахана Джахангир во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение дворца».

Дети Мумтаз-Махал

  1. Хуралнисса Бегам (1613-1616)
  2. Джаханара Бегам (1614-1681)
  3. Падшахзаде Дара Шикох (1615-1659)
  4. Шахзаде Мухаммад Султан Шах Шуджа Бахадур (1616-1660)
  5. Рошанара Бегам (1617-1671)
  6. Падишах Мухйи уд-Дин Мухаммад Аурангзеб (1618-1707)
  7. Шахзаде Султан Умид Бахш (1619-1622)
  8. Сурайя Бану Бегам (1621-1628)
  9. Шахзаде Сын (1622)
  10. Шахзаде Султан Мурад Бахш (1624-1661)
  11. Шахзаде Султан Луфталла (1626-1628)
  12. Шахзаде Султан Даулат Афза (1628 - 1629)
  13. Хуснара Бегам (1630)
  14. Гаухара Бегам (1631-1707)

Напишите отзыв о статье "Мумтаз-Махал"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мумтаз-Махал

* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...