Страницы истории XIX века. Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страницы истории XIX века « Вопросы по теме страницы истории 19 века

Урок по теме: "Страницы истории XIX века"

Цели :

    Познакомить с реформами Александра II.

    Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке,развивать интерес к истории.

    Воспитывать патриотизм, уважение к истории

Оборудование:

    лента времени,

    портрет Александра II,

  • карточки с именами знаменитых людей,

    компьютер,

    проектор,

    слайд-программа.

Тип урока: усвоение новый знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

Перед нами книга «История России. 19 век». (Приложение 1 (слайд 1))

На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.

Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?

19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

    о новом царе;

    о ряде его реформ;

    о некоторых изобретениях 19 века.

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Задания все выполнять.

У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2 )

Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный).

Что написано? (имена знаменитых людей)

На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

    сражались с французскими войсками.

    Кутузов был учеником Суворова.

    у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия Запись на доске
Про день Бородина!

Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

Расскажите о Бородинском сражении, используя схему.

Бородинское сражение.

22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.

Весь день стороны готовились к сражению.

Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.

В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.

И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.

По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.

Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».

III. Изучение нового материала.

1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

ЕкатеринаII

А.В. Суворов

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1 (Слайд 3))

Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4 )

Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1 (слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)

Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

Кого и от чего он освободил?

Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

Слово проверяющему: как справились с заданием.

Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

Какой была жизнь крестьян?

От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

А) Позорный и унизительный порядок.

Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

На доске появляется:

Реформы - отмена крепостного права

Александра II

(портрет)

IV. Физкультминутка.

Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

А остальные года? (Да).

Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)

(Приложение 1 (Слайды 9-13)).

    Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая рука вверху, рывки руками

    Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой

    Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки

    Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны

    Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание

С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

V. Изучение нового.

1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города , быстро стало расти городское население.

Что явилось главной причиной роста городского населения?

(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

Появлялись заводы:

    Механический (Приложение 1 (Слайд 15))

    машиностроительный

    металлообрабатывающий

    стекольный

    цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).

Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения . Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет) , гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

Возникло более 700 наименований газет и журналов.

Были созданы земства – местные выборные органы.

- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

Строились новые железные дороги . (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей)).

Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

Почему строительство ж/д имело большое значение?

    Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

    – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

    Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

    – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

(Приложение 1 (Слайд 19– паровозы, вагоны)).

Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

На доске появляется:

Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II) , построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

VI. Закрепление изученного.

Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

Игра «Домино»

Генералиссимус

Александр II

освободитель

Первая железная дорога

Екатерина II

Отмена крепостного права

Отечественная война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов

Как называли Александра II?

Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

Когда крепостные получили свободу?

Какое значение это имело?

VII. Итог урока. Домашнее задание.

Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

Выставление оценок.

Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный

ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

ЕкатеринаII

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

Генералиссимус

Александр II

освободитель

Первая железная дорога

Екатерина II

Отмена крепостного права

Отечественная война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов

Слайд 2

После отечественной войны 1812 года, когда народ с оружием в руках поднялся на защиту Родины, многие надеялись на освобождение крепостных крестьян.

Слайд 3

Обсудите в парах

  • Какой была жизнь крестьян в то время?
  • Мирились ли крестьяне с такой жизнью?
  • Что такое крепостное право?
  • Слайд 4

    Крепостное право –это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.

    Слайд 5

    Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Крестьян, прикреплённых к помещичьей земле, называли крепостными.

    Слайд 6

    Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Их продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

    Слайд 7

    Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчи-тать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

    Слайд 8

    В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.

    Слайд 9

    Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли самостоятельно вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл как царь-освободитель.

    Слайд 10

    Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

    Слайд 11

    С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр Второй провёл важные реформы.

    Его царствование было прогрессивным для России.

    Слайд 12

    За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов.

    Слайд 13

    В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.

    Слайд 14

    В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.

    Слайд 15

    • Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25.
    • Отслуживший 25 лет солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет.
    • Солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье.
  • Слайд 16

    Получило развитие образование.

    Одних народных училищ при Александре Втором возникло почти 20 тысяч, а женских учебных заведений – до 300 тысяч.

    Слайд 17

    Работа по учебнику

    Прочитайте текст на с.124-125 учебника.

    Какие технические новшества появились в XIX веке?

  • Слайд 18

    Технические новшества XIX века

    • Электрическое освещение
    • Трамваи
    • Конная железная дорога
    • Лифты
    • Телефоны
  • 1. Декабристы.
    2.Освобождение крестьян.
    3. Петербург и Москва.

    1. Декабристы.

    После Отечественной войны 1812 года в России многие надеялись на перемены. Крестьяне, защищавшие страну от врагов, мечтали об освобождении от подневольного труда.

    Офицеры-дворяне, участвовавшие в Отечественной войны 1812, выступали за посвященную Россию, свободную от царского произвола и крепостничества. В России создавались тайные организации будущих декабристов.

    14 декабря 1825 года (поэтому их назвали декабристами ) в Санкт-Петербурге члены одного из тайных обществ вывели на Сенатской площадь войска. Однако выступление никто не поддержал. К вечеру восстание было разгромлено. Декабристы были первыми русскими революционерами. Суду был предан 121 декабрист, их ждала суровая кара.

    2.Освобождение крестьян.

    Крепостное право – законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.

    Количество «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали) у помещика определяло его богатство. Помещики делали со своими крепостными крестьянами всё, что хотели. Помещики могли продавать их, обменять даже на собаку, проиграть в карты. Они полагали на них тяжелейшие работы, секли — иной раз до смерти.

    Среди крепостных крестьян были и замечательные художники, музыканты, скульпторы. Трудно сосчитать, сколько талантов погибло в неволе.


    Прошло много лет после восстания декабристов , прежде чем крепостные крестьяне получили свободу. В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.

    Отныне все жители России могли сами устраивать свою жизнь. Однако по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

    В русскую историю Александр II вошёл как царь-освободитель.

    3. Петербург и Москва.

    После освобождения, крестьяне устремились в города на заработки. Население городов росло, возникало много новых фабрик и заводов. В Петербурге были построены Путиловский и Балтийский заводы. В Москве текстильные мануфактуры — Трехгорная и Даниловская — производили замечательные ткани. В центре Москвы и Петербурга появлялись здания банков, универсальных магазинов, театров, музеев.
    Рядом с заводами и фабриками строились казармы для рабочих, в которых городская беднота снимали «углы» и «койки». Не всем было по карману иметь свою комнатушку.

    Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25. Получило развитие образование. Возникали новые народные училища и женские учебные заведения.

    4. Технические новшества XIX века.

    В Москве и Петербурге менялся городской быт. Улицы освещались вначале керосиновыми светильниками, а позднее и газовыми. В конце 19 века появилось электрическое освещение.

    Со второй половины XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это имело огромное значение для успешного развития хозяйства страны. В конце века началось строительство Транссибирской магистрали. Она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

    Изменился и городской транспорт: в Петербурге и Москве появилась конная железная дорога (конка).


    Александр II

    Александр II известен прежде всего тем, что при нём было отменено крепостное право. На протяжении многих столетий оно являлось существенным тормозом развития страны. В течение нескольких лет работала комиссия, которая составляла закон об освобождении крестьян от крепостничества. 1861 год стал поворотным моментом в развитии России. Крестьяне перестали быть собственностью помещиков, их нельзя было покупать, дарить, продавать. Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договоры, приобретать имущество, вести судебные дела.
    Отмена крепостного права вызвала необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было проведено много железных дорог, связавших между собой крупные города. Открывались школы для начального образования, что было очень важно для неграмотного сельского населения.
    Была проведена реформа в армии, заменившая рекрутский набор (25-летняя служба) всеобщей воинской повинностью. Срок службы был сокращен до 6 лет (и 9 лет в запасе).
    Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено в начале XIX века кораблями "Надежда" и "Нева" под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За время экспедиции они изучили острова Тихого океана, Сахалин, Камчатку, побывали в Китае и Японии.
    23 марта 1876 года произошла демонстрация "электрической свечи" русского электротехника Яблочкова во Франции. Парижские и лондонские газеты и журналы, рассказывая о чудесном изобретении Яблочкова, восторженно писали: "Свет приходит к нам с Севера - из России!", "Россия - родина света". К 1880 году творческим гением другого русского электротехника, Александра Николаевича Лодыгина, была создана электрическая лампа накаливания.

    Установить последовательность событий

    На контурной карте:
    а) обведи границы Российской империи;
    б) обозначь красным кружком столицу Российской империи;
    в) покажи цветной линией Транссибирскую магистраль на участке от Екатеринбурга до Владивостока.

    Могло ли такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь
    его знаком «-».

    1) В конце XIX века в Политехническом музее можно было увидеть электрическую лампочку
    --- 2) В 1825 году между Москвой и Екатеринбургом была проложена железная дорога. (утверждение не верно, так как железная дорога между Москвой и Екатеринбургом была проложена намного позднее)
    3) В 1852 году жители Твери ездили в Петербург и Москву по железной дороге.

    Запиши цифрами:
    а) век - 100 лет;
    б) половина века - 50 лет;
    в) четверть века - 25 лет.

    К какому отрезку века относятся эти годы? Обрати внимание! 25 лет составляют половину от 50 лет, а это значит, что дата, которая относится к первой или последней четверти века, будет в то же время соответствовать первой или второй половине века.

    Вторая половина XVIII (18) века

    1790

    Задача: Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.

    Цели :

    1. Познакомить с реформами Александра II.
    2. Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке.
    3. Развивать интерес к истории.

    Оборудование:

    • кроссворд,
    • лента времени,
    • портрет Александра II,
    • домино,
    • карточки с именами знаменитых людей,
    • компьютер,
    • проектор,
    • слайд-программа.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    Перед нами книга «История России. 19 век». (Приложение 1 (слайд 1))

    На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.

    Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?

    19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

    Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

    • о новом царе;
    • о ряде его реформ;
    • о некоторых изобретениях 19 века.

    Хотите об этом узнать?

    Тогда постарайтесь скорее

    Задания все выполнять.

    У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)

    Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный).

    Что написано? (имена знаменитых людей)

    На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

    Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

    • сражались с французскими войсками.
    • Кутузов был учеником Суворова.
    • у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

    Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

    У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

    Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!

    Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

    (Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

    Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))

    Пока ребята рассказывают, 3 человека будут разгадывать кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово. (Раздать индивидуально кроссворды. (Приложение 3))

    Бородинское сражение.

    22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.

    Весь день стороны готовились к сражению.

    Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.

    В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.

    И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.

    По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.

    Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».

    Проверка кроссвордов (ключевое слово поможет чуть позже)

    III. Изучение нового материала.

    1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

    На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

    Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1 (Слайд 3))

    Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4)

    Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1 (слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)

    Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

    2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

    Кого и от чего он освободил?

    Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

    Слово проверяющему: как справились с заданием.

    Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

    Какой была жизнь крестьян?

    От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

    Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

    Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

    А) Позорный и унизительный порядок.

    Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

    В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

    Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

    На доске появляется:

    Реформы - отмена крепостного права

    Александра II

    (портрет)

    IV. Физкультминутка.

    Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

    На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

    Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

    А остальные года? (Да).

    Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)

    (Приложение 1 (Слайды 9-13)).

    • Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая рука вверху, рывки руками
    • Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой
    • Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки
    • Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны
    • Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание

    С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

    V. Изучение нового.

    1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

    Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

    В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

    2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города , быстро стало расти городское население.

    Что явилось главной причиной роста городского населения?

    (Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

    Появлялись заводы:

    • Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
    • машиностроительный
    • металлообрабатывающий
    • стекольный
    • цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

    текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

    фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).

    Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения . Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет) , гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

    Возникло более 700 наименований газет и журналов.

    Были созданы земства – местные выборные органы.

    - Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

    Строились новые железные дороги . (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

    (1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

    Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей)).

    Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

    Почему строительство ж/д имело большое значение?

    • - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
    • – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
    • - Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
    • – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

    (Приложение 1 (Слайд 19– паровозы, вагоны)).

    Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

    Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

    На доске появляется:

    Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

    На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II) , построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

    VI. Закрепление изученного.

    Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

    Игра «Домино»

    Как называли Александра II?

    Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

    Когда крепостные получили свободу?

    Какое значение это имело?

    VII. Итог урока. Домашнее задание.

    Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

    Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

    Выставление оценок.