Солоху считают ведьмой соседки-старухи за «хитрости и сметливость». Солоха – это самый яркий образ повести «Ночь перед Рождеством

Образ Солохи — расчетливой и хитрой женщины, Николай Васильевич Гоголь стремился высмеять в своем произведении «Ночь перед Рождеством».

«Ночь перед Рождеством» образ Солохи

Солоха — мать кузнеца Вакулы, отличается своей хитростью, лицемерностью, она делает подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам. Она в своих мечтах уже размышляла, как все там будет, когда она будет полноправной хозяйкой. Писатель изобразил Солоху в тесном переплетении с реальностью и фантастикой: она в произведении может быть и бойкой, ловкой деревенской бабой и разъезжать на помеле, как ведьма, которая заигрывает и с дьяком, и с чертом. Ей завидуют сельские женщины.

Солоха очень лицемерная, но в то же время она красивая и обаятельная. Даже вера ее в Бога и та, понарошку, это видно из устроенных ею посиделок во время самого строго поста в Рождественский сочельник, а это считалось большим грехом. Показана героиня в двух мирах (и ведьма, и мать Вакулы). Она не создает страшного впечатления о себе, так как в обычной жизни это очень добрая, умеющая причаровать самых степенных и богатых казаков села и даже самого черта, женщина. Эта любвеобильная и дородная, совсем не молодая героин повести показана писателем, как отрицательный персонаж. Она, как и черт превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые человек не может. Лукавая насмешка видится в образе Солохи, созданном великим писателем. В ней он хотел показать разные людские пороки, такие, как: измена, жадность, корысть и обман.­ Читатель видит, что все, что есть плохого в человеке, как правило, обнаружится в конце концов,­ и он в результате становится смешным для всех и выглядит очень глупо.


Цель: · выявить роль фантастических персонажей в произведении, смысл противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определить художественную идею повести; · развивать устную речь учащихся в ходе составления рассказа о герое и выразительного чтения; · воспитывать интерес к личности и творчеству Н. В.Гоголя. Оборудование: Мультимедийная презентация; фрагменты мультипликационного и художественного фильмов; отрывки их оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Слово учителя. Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы. 2. Просмотр фрагмента мультфильма (начало повести) о ведьме и чёрте. 3. Образ Солохи. - Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звёзды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам всё его имущество). - Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычных женщин, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на неё, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её суть). - Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Остаётся не вполне ясным, настоящая ль ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха - ведьма: «Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму»). - В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи? (Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение). 4. Образ чёрта. - Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»? (Нет, поскольку он во всём похож на человека: «…спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживал за ведьмой совсем как человек: «… подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду». Гоголь восклицает: «Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть чёрта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» Чёрт предстаёт перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни). - Почему чёрт поклялся отмстить кузнецу? (Вакула - художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта - со смешной или уродливой стороны - значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт - ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.) - Почему Вакула оказался сильнее чёрта? 5. Слово учителя. Такой взгляд на чёрта - чёрт глупый, бедный, безобидный - взгляд фольклорный, народный. В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом - охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички». - Что ещё помогло герою одолеть чёрта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула - человек верующий? (Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого. За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо»). 6. Образ Пузатого Пацюка. - Что мы узнаём о прошлом Пацюка? - Какова внешность Пацюка? - Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк? 7. Сообщение подготовленного ученика об Идолище Поганом. Поганое Идолище - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них Илья Муромец убил "шляпою земли греческой" Поганое Идолище, "отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную", и тем спас от него Киев (по другим - Царьград). Поганое Идолище, называемое также "нечестивым", "некрещеным", "проклятым татарином", "проклятым", "обжорой" и сравниваемое с Тугарином Змиевичем, говорит о себе: Хлеба я кушаю по печи, И мяса я ем по целому стягу, И пива я пью по три яндовы (до 40 ведер). По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши Поповича - Голова у него с пивной котел, А глазищи у проклятого с пивны чаши, А носище быв колена стрела, В плечах косая сажень, А туловье будто куча сена несметная. Лошадь его ведут 20 человек. - Чем отличается герой Гоголя от Идолища? (Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались в Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все…узнали, что он знахарь»). - Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка? - Как изображена нечиста сила (ведьма, чёрт, колдун) в повести? (Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно). 8. Фантастическое и реальное в повести. Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «… всё бы таки посоветоваться с ними». - Чего больше в описании полёта Вакулы - фантастического или реального? (Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы). - Где начинается сказка для Вакулы? (Волшебное, сказочное - это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула - Петербург.) 9. Слово учителя. В повести два мира - реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселённого «духами». Столица в ночной иллюминации - далёкое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядит огненными очами. В «Ночи…» впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении. Позднее именно таким очень часто будет Петербург и у самого Гоголя, и у многих русских писателей и поэтов. - Выразительное чтение от слов «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ…» до слов «Выноси меня отсюда скорее». (Можно заменить просмотром фрагмента из художественного фильма). - О чём пришли просить запорожцы?




Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

«Гоголь Шинель» - Цель урока: Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.). Фантастика в повести. Ограбление. План изучения темы: В.Г.Белинский. Рефлексия. Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания. Вывод: Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель».

«Гоголь жизнь и творчество» - Восстановите последовательность написания произведений. Где родился Н.В.Гоголь? Васильевка Большие Сорочинцы Новгород Петербург. Ответы. Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки»? «Мёртвые души» «Арабески» «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Ревизор» «Миргород». В.Г.Белинский А.С.Пушкин И.С.Тургенев.

«Мёртвые души история создания» - Помещики. История создания. П Боклевский. Птица Тройка Коровин. В 1849г. появился чешский перевод К. Гавличка-Боровского. Плюшкин П. Боклевский. Капитан Копейкин П.Боклёвский. Мертвые души. Чиновники и дамы губернского города N. П. Боклёвский. Ноздрёв. Плюшкин. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.

«Гоголь Ночь перед Рождеством» - Оксана своенравная и легкомысленная. «Ночь перед Рождеством» похожа на сказку. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело. Повествование ведется от лица рассказчика – Рудого Панька. Тогда капризная красавица обещала выйти за кузнеца замуж. Книга "Вечера на хуторе близ Диканьки".

«Гоголь Мёртвые души» - В любое общество Ноздрёв вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. …Главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Настасья Петровна Коробочка. Плюшкин у сундука. Памятники и бюсты Н.В.Гоголю установлены в разных городах. Губернатор. Могила писателя. Плюшкин. Собакевич. Невский проспект.

«Уроки Гоголь Ревизор» - Тема бинарного урока по литературе и праву (8 класс): Бинарный урок. Особенности бинарного урока: «Власть и общество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 19 января 2011 года. Для чего нужны бинарные уроки по праву в сочетании с другими гуманитарными науками: БИНАРНЫЙ УРОК – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.

Подробное решение Страница 262-292стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014

1. Как вы объясните название повести?

События в повести Гоголя происходят в ночь перед Рождеством – большим религиозным праздником. С давних времен народ приписывает этой ночи всякие чудесные и сказочные происшествия, считается, что в эту ночь даже можно увидеть сказочных героев.

2. Что необычного происходит в повести «Ночь перед Рождеством»?

Кузнец Вакула сталкивается с бесом и заставляет его помочь в добыче красных черевичек для его возлюбленной Оксаны. Кроме этого черт крадет луну, Солоха ведет с ним беседы, Вакула попадает на прием к императрице во дворец.

3. Какие эпизоды вызвали у вас смех и почему?

Все произведение проникнуто юмором. Особенно заставляют улыбнутся эпизоды с Вакулой и бесом, происшествие с Чубом в доме Солохи, рассказ про Пузатого Пацюка и др.

4. Кто из героев понравился или привлёк ваше внимание? Чем?

Очень понравился кузнец Вакула. Он настоящий народный герой – не побоялся черта, смог добиться своей цели.

РАЗБИРАЕМСЯ В КОМПОЗИЦИИ

1. Пересмотрите всё произведение, выделите в нём крупные части, озаглавьте их (парная работа).

1 часть. Черт и месяц.

2 часть. Оксана и Вакула.

3 часть. Приключения у Салохи.

4 часть Вакула покидает село.

5 часть. Плененный бес.

6 часть Путешествие в Санкт-Петербург.

2. Назовите эпизоды, которые вы считаете важными в развитии действия. Обоснуйте своё мнение.

Оксана говорит Вакуле, что выйдет за него, если только он принесет ей черевички с ноги самой царицы. (это побудило кузнеца к действию.) Так же важным является эпизод у Салохи и путаница с мешками калядовщиков. (так черт оказался у кузнеца). Встреча черта и Вакулы. Их путешествие в столицу.(без черта не состоялась бы встреча Вакулы во дворце).

3. Обратите внимание, как меняется место действия (улица-хата; хутор-Петербург; земля-небо).

Вначале автор описывает зимнюю ночь и Диканьку с ее заснеженными улицами. Затем действие переходит в хату Чуба, где хорошится Оксана. Потом действие переносится на улицы хутора. Вакула на улице встречается с чертом, они отправляются в Петербург по небу.

4. Проследите сюжетные линии: Солоха и её гости; Оксана и Вакула. Какие эпизоды вы можете определить как кульминацию и развязку? Какова роль колядующих девушек и парубков в развитии сюжета?

Рассмотрим линию Солоха - Чуб. Завязка: Солоха сажает гостей по очереди в мешки. Кульминация - это обнаружение Чуба, дьяка, а затем головы. Развязка - в восклицании Солохи. как она всех одурачила. В мини-сюжете Вакула - черт завязка: Вакула взваливает мешок с чертом на плечи и идет к Пацюку Кульминация - обнаружение черта, которого кузнец заставляет лететь в Санкт-Петербург. Развязка наступает, когда кузнец бьет черта хворостиной (после возвращения из столицы). Эпилог: картина в церкви, нарисованная кузнецом (финал повести). В сюжетной линии Вакула - Оксана завязкой является просьба Оксаны привезти ей черевики от царицы. Кульминация - Вакула добыл черевики. Развязка: Оксана соглашается выйти за него замуж.

Фон действия повести составляют народные сцены. Весёлые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, «на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник». Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклореВ «Ночи...» показаны положительные, с народной точки зрения, герои - душевно чистые, простые и цельные люди.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Как рассказчик относится к своим героям? Что помогает это понять?

Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник - дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже чёрт изображаются юмористически.

2. Проследите за поведением одного из героев, составьте рассказ о нём, используя авторские выражения.

Оксане «не было ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту, только и речей было, что про неё...». Она была самолюбивой, гордой и эгоистичной, к тому же капризной, как все красавицы: «Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным».

Красавица иногда часами стояла, наряжаясь и жеманясь, разглядывая свое отражение в зеркале, не могла налюбоваться, да еще и хвалила себя вслух: «Что людям вздумалось говорить, будто я хороша? - говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. - Лгут люди, я совсем не хороша». Оксана разглядывала свои черные брови и очи, свой вздернутый носик, - так ли они хороши, что «равных им нет на свете»? Хороши ли ее черные косы? «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!» - восхищалась красавица и мечтала, как будет любоваться ею муж.

Оксана была гордая и заносчивая, она сначала не хотела обращать внимания на то, как ласково разговаривает с ней Вакула и с какой любовью он на нее смотрит. Девушка поставила условие: если кузнец Вакула принесет ей черевички, которые носит царица, то она тот же час выйдет за него замуж. А Вакула, услышав такое, решил, что капризная красавица совсем его не любит, а только смеется над ним. «Ну, Бог с ней! - решил он. - Будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться...» Но образ Оксаны, ее веселый смех не покидали кузнеца.

Когда до Оксаны дошли вести, что кузнец утонул, она смутилась, она и верила и не верила, всю ночь не могла уснуть... «и к утру влюбилась по уши в кузнеца». Все-таки она была обыкновенной, чуткой, хорошо воспитанной украинской девушкой, которая видела себя в будущем женой любящего мужа и хорошей хозяйкой. Наутро в церкви «Оксана стояла как будто не своя... На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение, слезы дрожали на глазах...» Когда же кузнец вернулся и подошел к ней, «взял ее за руку: красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше».

3. Как сочетаются реальные и фантастические события в повести? Каковы в ней отношения между людьми и «нечистой силой»? Как удалось Вакуле одолеть чёрта?

События в повести происходят в предпраздничную ночь, когда возможны чудеса и волшебство, когда парни и девушки в украинских деревнях берут мешки побольше и с песнями и шутками ходят по дворам – колядуют, желают добра и счастья. И настроение у автора, которым он щедро делится со своими читателями, праздничное, веселое.

Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создаётся в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой.

Народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но всё поневоле принимаешь за быль. Это можно подтвердить многими сценами из «Ночи...». Вот, например, ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом», то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру»). Чёрт и ведьма Солоха - бойкая, общительная казачка - показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.

4. Почему в повести много простонародных слов, выражений? Найдите украинизмы (слова из украинского языка). Объясните их роль в произведении.

а) Одежда украинца:

Свитка - верхняя одежда без рукавов;

Жупан - теплая верхняя одежда.

б) Пища украинца:

Цибуля - лук;

Галушки - кушанье в виде вареных кусков теста, замешанных на молоке или свином сале;

Кавуны - арбузы;

Кухоль сировцу - глиняный кувшин с кислым квасом;

в) Окружающий его мир:

Баштан - огород в поле, в степи (не при доме), где разводят арбузы и дыни;

Курень - временный приют в поле, в лесу, а у запорожцев - хата;

Левада - огороженный луг или пастбище;

Гумно - место, где молотили зерно;

Хутор - дом со скотным двором, огородом, садом;

Дерн - верхний травяной слой земли.

г) Предметы обихода:

Люлька - трубка для курения табака;

Рожок - емкость для хранения табака;

Хустка - кусок холста;

Сопилка - духовой народный музыкальный инструмент;

Кухва - чан, кадка, бочка

д) Занятия запорожцев:

Волостной писарь - писарь в крае (в волости);

Чумаковать - заниматься извозом;

Казачок - народный украинский танец;

Гетман - начальник казацкого войска.

5. Перечитайте описания природы и определите их роль в повести.

В повести Н.В. Гоголь вдохновенно изобразил чудесную украинскую природу. Она прекрасна, таинственна, фантастична. Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля¬нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1. Какое настроение преобладает в повести?

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха.

2. В произведении много комических (смешных) сцен, происшествий, выражений. Определите, в чём заключается их комизм, каким способом они создаются Гоголем: преувеличением, неожиданностью поступков, мыслей героев, несообразностью жизненных явлений и пр.?

Много ко¬мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? - Дегтем лучше! - сказал голова». Юмо¬ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда¬честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился.

3. Составьте характеристику одного из героев, используя цитаты из текста (план: портрет, особенности речи, поступки, их мотивы, отношение автора к герою, ваша оценка).

Молодой кузнец Вакула - веселый и ответственный, нежный и сильный, хозяйственный и легкий на подъем парубок. Кроме то¬го, что он отличный мастер своего дела, он еще и знат¬ный на всю округу художник. Не зря «там еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома». Вакулой были разрисованы все миски, которые име¬лись в деревне. А еще он рисовал картины на религи¬озные темы и образа святых. Особенно людям полюби-лась одна картина, нарисованная на церковной стене. На ней Вакула изобразил святого Петра в день Страш¬ного суда. Святой, с ключами в руках, изгонял из ада злого духа, и «испуганный черт метался во все сторо¬ны, предчувствуя свою погибель, а заключенные преж¬де грешники били и гоняли его кнутами, поленами…». Именно за эту картину Вакула попал в немилость к черту, который на протяжении всей повести пытает¬ся отомстить молодому кузнецу.

он помогает матери вести хозяйство, пользуется заслуженным уважением в селе, однако полностью счастливым человеком его не назовешь, ведь любит Вакула гордую и своенравную красавицу Оксану. Ради нее кузнецу даже сам черт - не враг. Ухватив нечистого за хвост и погоняя святыми словами, крестами и молитвами, Вакула мчится в Петербург, к царице, за подарком для своей капризной ненаглядной. Своей скромностью и простотой он до того очаровывает царицу, что она по просьбе кузнеца дарит ему свои любимые черевички. Так, благодаря решительности, находчивости, силе своей любви Вакула выполняет задание, которое вначале кажется совершенно невыполнимым капризом легкомысленной девушки.

Настойчивость и упорство Вакулы, его многочисленные достоинства, его любовь и верность все-таки не оставили равнодушной красавицу Оксану. Она жалеет, что была так неласкова и сурова в отношениях с ним, и понимает, что тоже влюблена.

Так же он понравился нам, как открытый, честный, добрый и мужчественный человек.

4. Каков результат рождественских приключений гоголевских героев? В чём, по-вашему, главный смысл повести «Ночь перед Рождеством»? (Обратите внимание на поведение Вакулы, на его отношения с чёртом, на концовку повести.)

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки - показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула - наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

5. Чем близка эта повесть произведениям устного народного творчества?

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина - кузнеца Вакулы с чёртом - врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели.

6. Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского: «Гоголь не пишет, а рисует...»? Обоснуйте свою точку зрения.

С мнеием согласны полностью. Гоголь настолько ярко рисует событие на хуторе, что кажется, что ты сам видишь, как происходят события: смеешься над чертом, любуешься Оксаной, переживаешь за Вакулу. Герои повести как наяву встают перед глазами.

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

Подготовьте устный или письменный отзыв об иллюстрации А. Лаптева, помещенной в тексте, к повести Гоголя.

Иллюстрация Лаптева к повести Гоголя «Ночь перед Рождестовом» нам очень понравилась. Здесь автор с юмором отразил эпизод, когда Вакула-кузнец оседлал черта и отправился на нем в Петербург за черевичками для своей возлюбленной Оксаны.

Автор изобразил месяц в виде живого существа, который с удивлением смотрит, как кузнец едет на черте. Лицо самого Вакулы мы не видим, но видно, как черт прочно схвачен им и готов выполнять все указания своего седока.

Они мчаться по ночному звездному небу, Вакула подгоняет черта, он хочет скорее попасть в Петербург, чтобы наконец воссоединиться с Оксаной.

Иллюстрация хорошо отражает данный эпизод, автор постарался создать его в юмористическом плане, так как вся повесть Гоголя проникнута добрым народным юмором и смехом.

Цель:

· выявить роль фантастических персонажей в произведении, смысл противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определить художественную идею повести;

· развивать устную речь учащихся в ходе составления рассказа о герое и выразительного чтения;

· воспитывать интерес к личности и творчеству Н. В.Гоголя.

Оборудование: Мультимедийная презентация; фрагменты мультипликационного и художественного фильмов; отрывки их оперы Н. А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

1. Слово учителя.

Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы.

2. Просмотр фрагмента мультфильма (начало повести) о ведьме и чёрте.

3. Образ Солохи.

Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звёзды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам всё его имущество).

Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычных женщин, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на неё, принарядившуюся, думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её суть).

Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Остаётся не вполне ясным, настоящая ль ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха – ведьма: «Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму»).

В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи? (Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение).

4. Образ чёрта.

Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»? (Нет, поскольку он во всём похож на человека: «…спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживал за ведьмой совсем как человек: «… подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду».

Гоголь восклицает: «Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть чёрта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!»

Чёрт предстаёт перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни).

Почему чёрт поклялся отмстить кузнецу? (Вакула – художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта – со смешной или уродливой стороны – значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт – ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.)

Почему Вакула оказался сильнее чёрта?

5. Слово учителя.

Такой взгляд на чёрта – чёрт глупый, бедный, безобидный – взгляд фольклорный, народный.

В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом – охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички».

Что ещё помогло герою одолеть чёрта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула – человек верующий? (Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого.

За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо»).

6. Образ Пузатого Пацюка.

Что мы узнаём о прошлом Пацюка?

Какова внешность Пацюка?

Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк?

7. Сообщение подготовленного ученика об Идолище Поганом.

Поганое Идолище - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них убил "шляпою земли греческой" Поганое Идолище, "отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную", и тем спас от него Киев (по другим - Царьград). Поганое Идолище, называемое также "нечестивым", "некрещеным", "проклятым татарином", "проклятым", "обжорой" и сравниваемое с Тугарином Змиевичем, говорит о себе:

Хлеба я кушаю по печи,

И мяса я ем по целому стягу,

И пива я пью по три яндовы (до 40 ведер).

По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши Поповича -

Голова у него с пивной котел,

А глазищи у проклятого с пивны чаши,

А носище быв колена стрела,

В плечах косая сажень,

А туловье будто куча сена несметная.

Лошадь его ведут 20 человек.

Чем отличается Гоголя от Идолища? (Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались в Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все…узнали, что он знахарь»).

Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка?

Как изображена нечиста сила (ведьма, чёрт, колдун) в повести? (Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно).

8. Фантастическое и реальное в повести. Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «…всё бы таки посоветоваться с ними».

Чего больше в описании полёта Вакулы – фантастического или реального? (Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы).

Где начинается сказка для Вакулы? (Волшебное, сказочное – это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула – Петербург.)

9. Слово учителя.

В повести два мира – реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселённого «духами». Столица в ночной иллюминации – далёкое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядит огненными очами. В «Ночи…» впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении. Позднее именно таким очень часто будет Петербург и у самого Гоголя, и у многих русских писателей и поэтов.

Выразительное чтение от слов «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ…» до слов «Выноси меня отсюда скорее». (Можно заменить просмотром фрагмента из художественного фильма).

О чём пришли просить запорожцы? (Запорожцы приехали просить государыню сохранить Запорожскую Сечь).

Была ли выполнена просьба запорожцев? (Просьба была отклонена. Российская императрица Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» 5 августа 1775 г.)

Почему Гоголь не показывает этот исторический момент?