Социальные изменения и социальная стабильность. Стабильность социально-экономического развития административно-территориальных образований

Введение

Российский регион - это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются проблемы экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития регионов.

К социально-экономическим системам относят мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей.

Теория устойчивости социально-экономических систем

Будучи производной от некоторых других ветвей знания (кибернетики, теории систем и др.), вобрала в себя ряд междисциплинарных категорий. Среди них «система», которая характеризуется иерархией организованных подсистем, движением отдельных частей и, в совокупности, развитием, наличием или недостатком ресурсов развития. Важным понятием является «структура», под которой понимают части одной системы, определенным образом вступающие во взаимоотношения. В каждой системе имеется потенциал (ресурс, капитал), способствующий ее развитию. Развитием называют изменения, происходящие в системе, принимающие структурную, качественно-количественную форму, либо это изменения, отражающие характер функционирования. Социально-экономическая система способна эволюционизировать из одного вида в другой, в частности в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если невозможно продолжить развитие без невозобновляемых ресурсов.

Устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от технической, физической устойчивости. Поскольку главной характеристикой в ней выступает не некоторое равновесное состояние и способность возвращаться к нему в случае возмущающих воздействий, или сохранение заданной траектории движения в случае противодействующих сил, а способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своего положительного изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, невозобновляемых ресурсов.

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития , основными из которых являются:



1. улучшение качества жизни;

2. гарантированное здоровье людей;

3. удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

4. борьба с бедностью;

5. рациональные структуры производства и потребления;

6. рациональное природопользование;

7. сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя;

8. обеспечение экологической безопасности;

9. устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);глобальное партнерство.

В теории устойчивого развития можно выделить несколько подходов к оценке устойчивости социально-экономических систем. В качестве первого подхода можно определить методику расчета показателя "Истинных накоплений (Genuine saving)", разработанного исследователями Всемирного Банка для оценки устойчивости экономики. Он определяет благосостояние страны в более широком плане, чем национальные счета. Цель показателя - представить «стоимость чистого изменения в целом спектре активов, которые важны для развития: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и иностранные активы». Коррекция валовых внутренних сбережений производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DRNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS=(GDS-CFC)+EDE-DRNR-DME.



Подход Genuine Saving имеет преимущества над многими другими типами национальных расчетов, поскольку дает странам единые, ясные, позитивные или негативные цифры. Постоянные отрицательные результаты могут быть интерпретированы как факт того, что страна идет по неустойчивому пути, что повлечет негативные эффекты в долгосрочной перспективе.

Следующий подход к оценке устойчивости предложен Йельским и Колумбийским Университетом для Всемирного Экономического Форума в Давосе - Расчет индекса устойчивости Окружающей Среды - Environmental Sustainability Index . Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый индикатор определяется усреднением 2-5 переменных, всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, поскольку отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. В «десятку» наиболее устойчивых стран вошли Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания и США.

Заслуживает внимания методика расчета Индекса устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare ), рассчитанный в 1989 г. Коббом и Дэли (США) и представленный европейским странам (Германии в 1991г., Великобритании в 1994 г., Австрии, Шотландии, Дании и Нидерландам). Он представляет собой размер ВВП на душу населения, скорректированный на сумму затрат на социально-экономические и экологические факторы. Разработка этого индекса - это попытка построения агрегированного монетарного индекса, напрямую сравнимая со стандартами национальных счетов с учетом важных моментов, которые отрицаются в других методах из-за их высокой агрегированности. При расчете ISEW учитываются такие переменные как стоимость загрязнения воды, воздуха, шумового загрязнения, потеря сельскохозяйственных земель, компенсации будущим поколениям за потерю невозобновляемых источников энергии и т.д.

В ряде стран, таких как США, Великобритания, Дания, Португалия и других, для оценки устойчивости социально-экономических систем используется целая система показателей-индикаторов. Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития была разработана Комиссией по устойчивому развитию ООН (UN CSD) в 1996 г. Были выделены четыре области: социальная, экономическая, экологическая и институциональная. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме: давление, состояние, реакция. Первоначальный список включал 134 индикатора, затем этот список был уменьшен до 60 и добавилась классификация по темам.

Широкое признание в мире получила системаэкологических индикаторов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Модель ОЭСР выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает политикам и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения этих проблем.

Обилие терминов, описывающих понятие «устойчивого развития», при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей. Начавшаяся в середине 90-х годов в России мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий. При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований – АТО не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится «эгоистичная» модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

Кроме того, существенной проблемой обеспечения устойчивого развития является то, что источником действий, влияющих на развитие региона, является множество разных субъектов, принимающих управленческие решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов – федеральные и региональные органы власти, другие регионы, муниципальные образования, корпорации, общественные организации и др. Политика устойчивого регионального развития не может предписывать этим субъектам общую линию поведения. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона.

Обеспечение устойчивого развития региональных социально-экономических систем следует рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи. Принципы, на основе которых должен развиваться подход к устойчивому развитию региональных систем, включают:

обоснованный характер изменений в социально-экономических отношениях;

соблюдение интересов всех субъектов региональных отношений;

непротиворечивое решение экологических, социальных и экономических проблем в регионе.

Для успешного решения задачи устойчивого развития региона необходимо выделение ключевых факторов и обязательных условий их применения.

Ключевые факторы определяют потенциал социально-экономического развития региона, включая: наличие и состояние фактора трудовых ресурсов (ресурс знаний и квалификации, невовлеченный трудовой ресурс, неоцененный и неиспользуемый ресурс и т.д.); группу факторов природных ресурсов (которая также содержит оцененные и вовлеченные в оборот ресурсы, неиспользуемые и неоцененные ресурсы); группу факторов производственных ресурсов и т.д.

Однако реальное использование и превращение ключевых факторов в результат деятельности во многом зависит от условий, в числе которых выступают: политическая стабильность, законодательная и нормативно-правовая система, криминальная ситуация, уровень бюрократизации и административных барьеров в предпринимательстве, стабильность финансовой системы, налоговая и кредитная системы, конкурентоспособность продукции и т.д.

Повышение устойчивого развития региональных социально-экономических систем во многом связано с повышением эффективности использования экономического потенциала региона. Так, факторы повышения эффективности использования ресурсов приводят к изменению их количества и качества. Научно-производственные факторы могут обеспечить эффективность использования природных ресурсов. Трудовые факторы позволяют обеспечить повышение эффективности производства. В свою очередь финансовые факторы позволяют повысить эффективность использования природных ресурсов за счет активизации трудового потенциала.

В обеспечении устойчивого развития региональных социально-экономических систем России можно выделить ряд стратегических направлений: инерционный, эволюционный, мобилизационный.

Инерционность развития исторически сложившихся производительных сил региона является основой устойчивости экономических систем регионов.

Эволюционность означает постепенность и тщательную обоснованность перемен, накопления факторов и результатов изменений.

Мобилизационность показывает необходимость концентрации ресурсов и потенциалов на ключевых направлениях социально-экономического развития.

Применительно к России анализ практики и экономическая оценка потенциала регионов свидетельствуют о необходимости сочетания этих направлений для обеспечения их устойчивого социально-экономического развития.

Заключение

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию - сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Список использованной литературы

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.2012 г.

2. Рыбнов Е. И.Управление изменениями в организации для сохранения ее экономической устойчивости / Е. И. Рыбнов, М. А. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 4 (13). – С 24.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. – 2013. – 572 с.

4. Морковкин Д.Е. Проблемы обеспечения устойчивого промышленного развития региона в условиях экономической нестабильности // Материалы 11-й Международной межвузовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией» 26-28 ноября 2009 г. - М.: ВГНА Минфина России, 2010. - С. 269-271.

5. Растворцева С.Н., Фаузер В.В., Каракчиев А.А., Залевский В.А. Социально-экономические основы инновационного развития региона / Отв. ред. С.Н. Растворцева, В.В. Фаузер. – М.: Экон-Информ, 2014. – 126 с.

Динамичность социально-экономических систем, включающая стадии роста и стагнации, определяют значимость характеристики «устойчивость развития» территории как результата качества и результативности управления административно-территориальными образованиями. Оценка устойчивости как элемента системного определения результативности управления необходима как для ретроспективного анализа, так и для планирования программ развития территорий.

Известно множество толкований терминов стабильности, устойчивости, равновесия, используемых для физических, экономических и других систем. Их разнообразие затрудняет оценки адекватности применяемых методов и моделей их количественного измерения и, соответственно, управления этими явлениями в социально-экономической сфере.

Некоторые из определений приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Различия в понятиях стабильности и устойчивости

Источник

Толкование

Социологический

словарь 18 "’

Стабильность является показателем того, в какой мере устойчивы и постоянны те причины, благодаря которым достигнут именно этот результат.

Социальная стабильность - непрерывность существования социальных и культурных моделей внутри общности или общества в целом без внезапных и резких изменений в каждом из главных сегментов этих моделей.

Устойчивость системы - свойство системы возвращаться к исходному состоянию после прекращения воздействия, которое вывело ее из этого состояния. У живых систем проявляется в их способности приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Стабильность и устойчивость - понятия, ассоциирующиеся с выражениями «стабильная неустойчивость» и «устойчивая нестабильность». Определяют состояние динамического равновесия.

Устойчивость - постоянное пребывание в одном состоянии.

Устойчивое развитие - сохранение равновесного состояния в течение длительного периода, достигаемое исключением мер, способных вывести развитие объекта из состояния динамического равновесия. Устойчивым признается развитие производственных объектов, не приводящее ни к неприемлемым для экономики непрогнозируемым скачкам объемов производства, ни к ломке гармонии природной среды. Устойчивое развитие, удовлетворяя потребности сегодняшнего дня, не ущемляет возможности будущих поколений

Толковый словарь

Стабильный (нем. 81аЫ1

Устойчивый - не подверженный колебаниям, стойкий

Н.Тимчук 199

Устойчивость территориальной системы - неизменность ее поведения до возникновения новых целевых установок.

Важнейший признак устойчивости заключается в «длительном сохранении условий для воспроизводства потенциала территории в режиме сбалансированности и социальной ориентации»

B. К.Петров,

Устойчивое развитие региона - такое состояние, когда население имеет возможности реально улучшать свое жизнеобеспечение, ощущать гарантии стабильности, уверенность за будущее своих детей

Основными характеристиками устойчивого развития являются надежность экономической конструкции региональных систем, адаптивность и эластичность регионального воспроизводства, когда наличествуют естественные вариации спроса и когда нет резких колебаний социально-экономических процессов

М.В.Глазырин 1У4

Модель устойчивости СЭР строится на принципах целостности, вариантности, примата экономической безопасности, преодоления кризиса и др.

Шевелева Р.Н.‘ УЬ

Устойчивость - длительное сохранение условий для воспроизводства потенциала региона (его социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной и др.составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации

Мибтахова М.Э..

Панасюк М.В.-

Стабильность социально-экономической системы как устойчиво негативное либо устойчиво позитивное колебание индикатора социально-экономического развития вдоль линии тренда (основной тенденции)

Чептыковцев

Устойчивость социально-экономической системы представлена в виде экономико-математической модели, представляющей собой катастрофу сборки

Лось В.А., Урсул

Устойчивое развитие - экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем

Татаркин А.И.,

Львов Д.С., Куклин

Устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Данилов-Данильян

Устойчивое развитие имеет и происхождение, и содержание по преимуществу экологическое.

Луссе А.В.-

Приводит четыре варианта перевода термина «устойчивость развития»:

  • 1) это термины «stability» и «stabilization»
  • (стабильность, стабилизация), применяемые при характеристике социально-экономической ста-
  • 194 Глазырин М.В. Производственно-социальные комплексы регионов и управление ими. М., Новгород, 1997. -С.77-79
  • 195 Шевелева Р.Н. К вопросу совершенствования методов оценки региональной устойчивости и регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №41. - С.42-51
  • 196 Мифтахова М.Э., Панасюк М.В. Вейвлет-анализ динамики региональной системы. // Ученые записки Казанского государственного университета. Т.151, кн. 1. - 2009. - С.247-262
  • 197 Чертыковцев В.К. Эконометрический метод исследования устойчивости социально-экономических систем // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2009. - №58. - С. 129-133
  • 198 Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. - М.: Агар, 2000.-С. 16
  • 199 Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: Изд-во Урал.университета, 1999
  • 200 Данилов-Данильян В.И. Состояние окружающей среды в Российской Федерации и перспективы устойчивого развития // Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  • 21 Луссе А.В. Конкурентоспособность экономики в условиях устойчивого и неустойчивого развития. Автореф. дисс. ... канд. экой. наук. - СПб., 1999. - С. 19.

бильности и стабильности экономического развития;

  • 2) это классический термин «equilibrium» (равновесие), применяемый в микро- и макроэкономическом анализе для характеристики спроса и предложения, динамического равновесия и устойчивого эффективного развития, а также «steady state» (устойчивое состояние, состояние стационарной устойчивости), введенный Р.Солоу;
  • 3) это термин «sustainable development» -устойчивое развитие, применяемый для характеристики типа экономического развития, обеспечивающего экологическую безопасность, воспроизводимость ограниченных ресурсов и качество экономического роста (справедливое распределение доходов) предложения;
  • 4) это термин «sustained positive economic growth» (устойчивый экономический рост), применяемый при характеристике динамического равновесия и устойчивого эффективного развития.

Понятия устойчивость и стабильность зачастую используются как синонимы с физической точки зрения, если выделить два вида устойчивости: резидентная устойчивость (стабильность) - способность оставаться в устойчивом (равновесном) состоянии под нагрузкой, и упругая устойчивость (собственно устойчивость) - способность быстро восстанавливаться при снятии нагрузки.

Общепринятого определения понятия «устойчивое развитие общественных систем» в настоящее время нет. Но поскольку все более остро общество ощущает нехватку природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации, постольку наиболее распространено следующее определение устойчивого развития: это развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Именно таким образом определила устойчивое развитие Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд) в докладе «Наше общее будущее»(1987; русский перевод 1989" 02). Концепция стабильного развития переносит акцент с количественных параметров развития на качественные, учитывая взаимосвязи между человеком, обществом и природой.

Предпосылкой стабильного развития человеческого общества является экологическая стабильность, т.е. способность экосистемы возвращаться в исходное состояние после снятия внешнего воздействия, выведшего ее из равновесия и сохранять свою структуру и функциональные свойства при воздействии на нее внешних факторов. Иными словами, это сохране- ние ненарушенных хозяйственной деятельностью человека естественных экосистем и восстановление нарушенных в необходимом для существования человечества объеме. Как экологическая, так и экономическая стабильность представляет собой в конечном счете социальную проблему; и то, и другое подразумевает переход к социально стабильному развитию .

Многообразие определений при отсутствии их классификации по объектам привели к формированию ряда специфических понятий устойчивости и стабильности общественного развития («устойчивость региона», «устойчивое развитие», «стабильность социально-экономического развития» и др.). Известно свыше 60 определений устойчивого развития, каждое из которых вносит свой вклад в конкретизацию этого термина. Распространено понимание устойчивого стабильного развития, но этот подход противоречит пониманию стабильности, не является синонимом устойчивости. Эти понятия неадекватны, т.к. стабильность развития определяется динамикой показателей, а не индикаторами ее статистического состояния (система может иметь стабильно неустойчивое положение) . При анализе устойчивости и стабильности социально-экономических систем важно учитывать их качество. Социальная стабильность, например, может трактоваться как состояние стагнации административно-территориального образования (не наблюдается резких изменений в графике развития, нулевые или низкие темпы роста, социальная напряженность, низкое качество экологии, высокий уровень преступности и др.). Уровень развития этого образования должен быть признан низким. Мы не анализируем подобное состояние территорий, поскольку управление социально-экономическим развитием - это своевременность и эффективность проводимых преобразований в экономической и социальной сфере, удовлетворенность населения этими реформами и качеством жизни в целом. Устойчивое развитие экономики предполагает положительные значения роста экономики. Устойчивый рост экономики лежит в основе устойчивого развития общества. Под экономическим ростом обычно понимают изменения экономической деятельности общества, тенденции основных элементов и индикаторов, их характеризующих (объем производства, цены, занятость, доходы и т.п.). Свое выражение рост находит в увеличении валового регионального продукта, возрастании национального богатства.

Проблема устойчивого развития территорий РФ впервые была поставлена в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 №440. Были утверждены следующие критерии обоснования управленческих решений и результатов устойчивого развития:

  • - никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если вызываемый ей ущерб превышает получаемую выгоду;
  • - ущерб окружающей среде должен быть минимально возможным с учетом экономических и социальных факторов.

При этом устойчивое развитие должно обеспечивать безопасность России в экономическом, социальном, оборонном, экологическом и других сферах. К сожалению, этот Указ остался декларацией и не получил практической реализации в планах и программах социально-экономического развития страны. Теоретически принципы устойчивого социально-экономического развития находят определенное отражение в стратегиях развития отдельных регионов . Проблема устойчивости развития административно-территориальных образований РФ в настоящее время не исследована теоретически и практически не отражается в планах и управленческих решениях органов МСУ.

Понятие стабильного развития нельзя ограничивать лишь его социально-экономическими, экологическими или иными аспектами. Объективным может считаться лишь расширенное его толкование, например, как стабильное сбалансированное социально-экономическое развитие, не разрушающее окружающую среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Далее в качестве объекта исследования устойчивости и стабильности социально-экономического развития используется, прежде всего, регион как субъект Федерации, но разработанные методы оценки стабильности развития могут быть распространены и на другие административно-территориальные образования.

Стабильность и устойчивость социально-экономического развития) означают равновесие элементов социально-экономической системы, сохраняющееся определенный период времени. Но при этом равновесие не означает застой системы, наоборот, стабильность мы понимаем как стабильность развития социально-экономической системы, аналогично устойчивость есть устойчивость развития системы. Стабильно плохое состояние, либо долговременно сохраняющееся статическое состояние объекта исследования не является целью управления. Региональный менеджмент должен быть направлен на обеспечение стабильного, устойчивого роста, улучшение качественных и количественных характеристик уровня жизни населения. Не считая целесообразным выражать термин стабильности через устойчивость, и наоборот, а также, показав многообразие подходов к их определению, мы предлагаем считать их синонимами при оценке качества развития. Авторы данного тезиса не претендуют на его однозначность и допускают критику в адрес этой точки зрения, но, очевидно, что устойчивый рост и устойчивое развитие не противоречит стабильному росту и развитию, а их деление с позиции более узкого или широкого толкования процесса развития не является с позиций регионального управления принципиальным.

Что же касается понятия «экономическое развитие», то в литературе также существует множество его толкований, наблюдается чрезвычайно широкое употребление данного термина. Л. Бальцерович 20 ’, Г. Мюр-даль , Д. Кард и А. Крюгер связывают экономическое развитие с возрастанием благосостояния, доходов на душу населения, улучшением качества жизни, повышением степени удовлетворения главных потребностей всех членов общества. Д. Лукьяненко, А.М. Подпоручик, Л.Л. Антонюк акцентируют внимание на наиболее общих закономерностях экономического развития: его циклическом характере, связи с прогрессом и ростом, эволюцией и экспансией. Р. Нуреев , С. Энке, Г. Арндт делают акцент на комплексном, многомерном характере этого процесса, который включает в себя глубокие изменения в технических, экономических, социальных отношениях, политической, институциональной сферах, в области инфраструктуры, технологий, образования, а также в доминировании главных факторов производства: капитала, природных ресурсов, труда.

Выделяют также историко-философский аспект проблемы экономического развития (Б. Шаванс, А. Назаретян, В. Бранский), который трактуется как закономерное и многоразовое повторение (поочередность) порядка и хаоса в русле социальной синергетики или как процесс исторической обусловленности развития на основе революционных и эволюционных изменений.

Распространение термина «устойчивое экономическое развитие» свидетельствует о необходимости усиления внимания к качественным характеристикам, стоящим за экономической динамикой. В этом случае, по мнению Х.К. Рамперсада , к устойчивому экономическому развитию следует отнести нелинейный (скачкообразный и прерывистый) процесс нарастания сложности при переходе от одного качественного состояния к другому, так же как смену типов экономического роста.

Нельзя не согласиться с тем, что в условиях постиндустриального развития «устойчивый рост экономики означает четко выраженный вектор роста в пределах определенных колебаний в его темпах, имеющих положительное значение. Это дискретная величина, которая за определенный период времени переходит в устойчивое развитие. Устойчивое развитие сопровождается периодическими определенными перерывами в росте экономики, но вектор движения экономики за достаточно длительный период времени, несмотря на нулевые и отрицательные девиации, будет иметь в целом положительную направленность».

Необходимость разработки авторского определения продиктована несогласованностью известных экономической науке дефиниций. Каждое из них затрагивает, преимущественно, лишь конкретную сферу деятельности общества, но не дает полной характеристики. В дальнейшем под стабильным (устойчивым) социально-экономическим развитием региона нами будет пониматься совокупность характеристик, включаемых в следующее комплексное определение:

  • - это систематическое, долговременное и массовое улучшение количественных и качественных параметров жизнедеятельности социально-экономической системы региона на основе революционных и эволюционных изменений;
  • - это сбалансированное развитие, которое не приводит к разрушению экологической системы региона, но в то же время, удовлетворяет потребности населения региона без ущерба будущих поколений;
  • - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий социально-экономический потенциал;
  • - это развитие «продолжающееся», допускающее отрицательные и нулевые значения темпов роста экономики, но за длительный период времени имеющее положительную направленность;
  • - динамика развития социально-экономической системы постоянно характеризуется приближением или удалением ее от состояния равновесия. В связи с тем что любая социально-экономическая система является открытой, она подвержена влиянию внешней среды, следовательно, состояние равновесия в данной системе носит относительный и временный характер.

Категория устойчивости социально-экономической системы связана с понятием «адаптируемости», сущность которой состоит в «... способности системы к поглощению внешних возбуждений без резко выраженных последствии для ее поведения в переходном или установившемся состоянии» . Абсолютизация устойчивости системы имеет негативные последствия для ее развития, т.к. чрезмерная адаптация к изменениям столь же опасна, как и неспособность к таковой. Поэтому процесс развития системы характеризуется наличием сложной взаимосвязи между явлениями устойчивости и изменчивости. Если изменение параметров региональной социально-экономической системы происходит в определенных пределах, то система способна адаптироваться. Если же изменение превышает возможности ее адаптивного развития, то теряется устойчивость системы.

Способность системы компенсировать возмущения определенного вида говорит об ее адаптивности к возмущениям такого рода без потери устойчивости.

В условиях воздействия негативно влияющих факторов, сохранению равновесия может способствовать запас устойчивости системы, который может быть в любой момент без дополнительных затрат вовлечен в деятельность системы. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться, называют состоянием устойчивого равновесия. Оно обеспечивает стабильно высокий результат функционирования.

Стабильность может характеризоваться непрерывным изменением наблюдаемого параметра в определенных пределах. Стабильность региональной социально-экономической системы можно считать стабильным, если в процессе ее функционировании в условиях воздействия возмущений показатель безопасности не будет выходить за пределы некоторой области, ограниченной требуемым значением этого показателя. Сложность управления стабильностью в этом случае состоит в том, как этот показатель безопасности определить количественно и как задать требуемые границы его значений.

Но устойчивость региональной социально-экономической системы нельзя определять в условиях принуждения всех ее элементов к функционированию в заранее заданном режиме. Рано или поздно такая искусственно созданная устойчивость системы нарушается и возникает дисфункция системных элементов. Естественная устойчивость региональной системы подразумевает такую структуризацию и взаимодействие элементов, при которой их согласованное функционирование осуществляется за счет внутренней способности к самоорганизации.

Рост устойчивости региональной социально-экономической системы в ряде случаев достигается повышением сложности систем. Сравнительно более устойчивой является система, содержащая большее количество элементов, если увеличение их числа не приводит к уменьшению структурной устойчивости системы. В общем случае устойчивость системы зависит не только от количества ее элементов, но и от способов их соче-

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, академическое значение. Стабильность экономической, политической, социальной жизни современное российского общества – это то, чего ждут россияне уже около десятка лет. В такой ситуации возникает даже представление о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей. В действительности же социальная стабильность не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неизменность является, как правило, признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге – к нестабильности.

В научном социологическом смысле социальная стабильность – это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых. Она складывается из трех уровней: 1) внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ); 2) стабильности взаимосвязей и взаимодействий социальных систем между собой; 3) стабильность всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность. Последняя будет включать в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т.д. стабильность на уровне всего общества. Стабильное общество – это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющий его стабильность, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности, в любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Нестабильность – изменения в социальной структуре, функциях или процессах, которые деформируют эту систему и ведут и угрожают ее целостности. В реальности нестабильность является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций, деформаций.

Если правящие группы не принимают мер по контролю нестабильности, или эти меры недостаточно адекватны, то нестабильность углубляется и расширяется. Стадии:. 1) деформация отдельных структур, функций или процессов внутри социальной системы, а так же отдельные нарушения межсистемных связей. 2) общая нестабильность социальной системы, существенно нарушается ее целостность, еще возможно восстановление системы в прежнем качестве. 3) Катастрофа – разрушение данной социальной системы как таковой, возврат к прежнему состоянию уже невозможен. (далее распад или переход в принципиально новое качество – трансформация феодальных систем и институтов в Японии в капиталистические).


Про пункт 2. При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными ИСПИ РАН, заключающийся в определении предельно-критичесикх, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в 7-ми важнейших сферах жизнедеятельности общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические взаимоотношения, обороноспособность. Социальная сфера содержит 4 показателя: 1. Соотношение доходов 10% самых богатых и бедных. Предельно-кртическиое значение 10:1, у нас 16:1. 2. Доля населения, живущая за чертой бедности. Предел 10%. 3. Соотношение минимальной и средней з/п. предел – 1:3. 4. Уровень безработицы. Предел – 8-10%.

Из состояния этих показателей вытекает социальнае напряженность. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени.

Социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов. Исчезает лишь тогда, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан. Проявляясь на социально-психологическом и поведенческом уровне, она тесно связана с динамикой общественного мнения и общественных настроений.

2 способа решения социального конфликта: решить социальную проблему или противоречие; избежать инцидента.

Источники социального напряжения:

· экономические (напр., невыплата з.п. шахтерам, учителям, врачам и т.д.)

· политические (смена правящей партии, приход к власти харизматического лидера)

· ценностные (вероисповедание, идеология)

Источники социального напряжения:

1. внешние (относительно страны – внешнеполитические внешнеэкономические и ценностные конфликты)

2. внутренние (конфликты, исходящие от причин внутри страны)

В основе социального напряжения всегда лежит социальное неравенство.


26. Социальная мобильность, ее виды и формы.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003. С. §3.2

Социальная мобильность – перемещение индивидов или групп с одного уровня (слоя) на другой в системе социальной стратификации.

Социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.

Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.

В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные)и природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.

Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. В целом можно сказать, что нестабильность системы -- это разрушение или по крайней мере нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.

С социологической точки зрения социальная стабильность -- не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.

В социологическом смысле социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Она складывается из трех уровней:

§ внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.);

§ стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

§ стабильности всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность.

Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество -- это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества. Соответственно, нестабильность также вызвана обществом и имеет способность устаиваться в течение длительного периода, а также иметь губительные последствия для всех слоев и строев социума. Во избежание ситуаций различной нестабильности я введу термин «социальная безопасность», и расскажу немного более подробно об этой теме.

Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Безопасность - социальная норма современного общества. Появление темы «безопасности» в горизонтах социологии нестабильности вызвано рядом обстоятельств. И среди них необходимо прежде всего выделить тесную связь и взаимообусловленность проблем обеспечения стабильного развития, социальных порядков общества и сохранения безопасности России. Далее немного раскроем тему социальной безопасности как ячейку в стабильном сосуществовании в нашей стране, и факторы, которые влияют на нее.

Социальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз. Ее объекты - все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни народа, которые регулируются национальной и социальной политикой. И в этом плане социальная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Как мы все помним, до недавнего времени в социальной политике отсутствовала стратегия социального развития. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокая социальная дифференциация населения, региональная диспропорция в уровне жизни, снижение качества образования и здравоохранения, а также общего уровня духовности и культуры в нашем обществе. И, наконец, во весь рост обозначилась демографическая проблема.

Как известно, в 2005 году появились приоритетные национальные проекты, которые положили начало стратегическому повороту в социальной политике и послужили основой для формирования социальной стратегии в России. Важность этих проектов в том, что они были ориентированы на человека, на необходимость первоочередного решения проблем его образования, его здоровья, его благосостояния.

Для выработки принципов достижения долговременных целей социального развития, которые были провозглашены на известном заседании Госсовета Владимиром Путиным, были определены задачи выстраивания социально-экономической политики как политики управления будущим. И в этом плане необходимо, чтобы концепция социально-экономического развития нашей страны стала стратегией безопасного и устойчивого социального развития, направленного на совершенствование социальных отношений, обеспечение равных возможностей и социальной консолидации.

Это требует серьезных финансовых ресурсов и решения достаточно сложной задачи реализации двух взаимосвязанных, но вместе с тем разновекторных направлений - спроса на равенство и спроса на эффективность. Это требует, в свою очередь, одновременного накопления социальной мобильности и социальной справедливости внутри рыночной экономики, соответствующих уровню и темпу развития общества.

В этом плане социальная безопасность является ключевой гарантией сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал. Для ее обеспечения нужны принятие и выполнение высоких социальных обязательств государства в рамках комплексной системы социальных стандартов.

Новая социальная политика требует постоянного создания и расширения для общества и для каждого гражданина инфраструктуры новых возможностей для самореализации, саморазвития собственных инвестиций граждан в свое будущее и будущее своей семьи. Это нужно осознать всем - и власти, и обществу, и каждому гражданину. Хотя на сегодняшний день существует и накапливается очевидный недостаток подобных возможностей, дефицит профессиональных инструментов: сберегать, страховать, накапливать и вкладывать.

Необходимость решения стратегических задач социального развития требует просчитанных, эффективных и обсужденных с обществом новых принципов финансирования социальной сферы, четкого представления о перспективах ее отдельных направлений, перестройки и повышенной ответственности правительства.

С этой целью, как мы знаем, Минэкономразвития был разработан проект Концепции социально-экономического развития до 2020 года, в котором недостаточно акцентируется внимание на преодолении дифференциации российского общества по качеству и уровню жизни, не предусматриваются обоснованные механизмы сокращения имущественных, территориальных, информационных и иных разрывов между слоями населения, расширения прав и свобод нуждающихся. В доработанном варианте концепции недостаточно обоснована политика доходов, жилищная политика, стандарты отнесения к среднему классу и возможности достижения его доли 50-60 % в общей численности населения страны.

Я считаю, что надо исходить из совершенно другой парадигмы: из признания равной значимости для общества социальной и экономической политики. Это принципиальное положение, которое присутствует в социальных системах тех цивилизованных стран, где во многом решены проблемы социального обеспечения граждан, где приняты социальные стандарты.

Человеческое творчество - слишком сложный феномен, чтобы редуцировать его лишь к социальным и культурным условиям. Но и игнорировать влияние этих условий на творчество нельзя, поскольку они имеют большое значение, представляя собой среду, под воздействием которой находится любая человеческая деятельность.

    Понятие и виды социальных изменений.

    Структура и механизмы социальных изменений.

    Факторы социальных изменений.

    Социальное развитие и социальный прогресс.

    Социальная стабильность .

1 . Социальные изменения – это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться: на уровне межличностных отношений; на уровне организаций и институтов, на уровне малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях.

Выделяются четыре вида социальных изменений.

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах социокультурных ценностей и др. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов, социальных организаций и др.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы или процессуальные социальные изменения. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это - отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.

3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.

4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным.

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Вместе с тем следует иметь в виду, что соотношение социальных изменений с другими изменениями - культурными, экономическими и т.д. - имеет весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не ведут автоматически к изменениям в других сферах.

2. По характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы - эволюционные и революционные. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств или элементов. Они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционными по своему характеру могут быть все четыре описанных выше вида изменений - структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные. В случае сознательной организации эволюционные изменения приобретают, как правило, вид социальных реформ. Но они могут быть и сугубо стихийным процессом.

Эволюционные изменения отличаются специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система. Сам же процесс накопления, в свою очередь, может быть разделён на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация - это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Отбор - осуществляющийся стихийно или сознательно процесс, посредством которого в системе сохраняются одни элементы нового и отбраковываются другие.

Инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным - продуктные, технологические и др.

В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяются следующие элементы: а) само новшество; б) новаторы, т.е. те, кто его создает; в) распространители; г) оцениватели, восприемники.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что они - в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому что они - не частные, а общие или даже всеобщие изменения и, наконец, в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.

Циклические социальные изменения представляют собой более сложную форму социальных изменений, по существу включающую эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, в этом случае имеются в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Известно, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме.

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется далеко не простой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Особое внимание специалистов привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, в частности, теории длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д. Кондратьев К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. В основе механизма длинных волн разные авторы называют: процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, смену поколений людей, долговременную динамику нормы прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и социальный, исторический и социально-психологический. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) - это периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 25-50 лет. Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран.

3. Можно утверждать, что источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений общества. К последним можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, партий, наций, целых государств.

Особо следует выделить технологические и идеологические факторы в качестве источников социальных изменений.

Наиболее очевидным влияние технологических факторов на социальную жизнь стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. С одной стороны, научно-технические нововведения вели к консолидации и интеграции внутри различных общностей - социальных и профессиональных групп, классов, а также изменили характер взаимоотношений между ними, обострили конфликты и борьбу как между группами и классами, так и между государствами. С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу, изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Новое качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения), по своей сущности идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям. С помощью идеологии социальные группы и классы либо требуют таких изменений, либо сопротивляются им.

Роль идеологии заметна тогда, когда осуществляются более глубокие преобразования, и менее заметна, когда осуществляются сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

В XX в. наука стала напрямую влиять на выработку программ социальных изменений, путей и способов их реализации, принятие управленческих решений в передовых странах, и у социальных наук появились новые социальные функции, связанные с определением конкретных социальных проблем, их анализом и выработкой рекомендаций по их практическому решению. Эти функции выполняет так называемая социальная инженерия, осуществляющая практическое упорядочивание, рационализацию сфер хозяйства, бизнеса, социальных и других отношений. Особую значимость социальные науки приобрели в преобразовании сферы организации и управления (государственного, муниципального, внутрифирменного и т.д.), системы принятия решений.

4. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами - необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития - время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, их происхождение и отмирание - неотъемлемая составная часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс - это совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и вообще всего развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

В целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения.

Но социальный прогресс имеет противоречивый характер. Чаще всего приходится сталкивать­ся с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. Помимо понятия прогресса существует еще и понятие регресса. Это - развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального прогресса обнаруживается прежде всего в том, что развитие многих социальных структур и процессов ведет одновременно к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу в других.

Одним из важных критериев социального прогресса является его гуманистический смысл. Недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом, что неизбежно приводит к пониманию их человеческого смысла - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

5. Проблема стабильности имеет не только научное, но и крайне актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальной нестабильности возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур. Но социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

Социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и, в то же время, сохраняющее свою устойчивость, общество, с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте.

Социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Среди условий социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного, так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества является наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнять самую дестабилизирующую роль.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.