Смутное время в россии. Смутное время: хронология событий

В декабре 2004 года президент России президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов оказалось недостаточно. Был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

Смутное время — Хронология событий

Хронология событий помогает лучше представить, как развивались события в исторический период. Хронология смутного времени, представленная в статье, поможет учащимся лучше написать реферат или подготовится к докладу, а преподавателям выбрать ключевые события, о которых стоит рассказать на уроке.

Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы. Этот период ознаменован стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Хронология событий смутного времени

Преддверие смутного времени

1565-1572 - опричнина Ивана Грозного. Начало системного политического и экономического кризиса в России.

1569 - Люблинская уния Польского королевства и Великого княжества Литовского. Образование Речи Посполитой.

1581 - убийство Иваном Грозным в припадке гнева старшего сына Ивана Ивановича.

1584,18 марта - смерть Ивана Грозного за игрой в шахматы, вступление на престол Федора Ивановича.

1596. Октябрь - Раскол в церкви. Собор в Бресте, распавшийся на два собора: униатский и православный. Киевская митрополия разделилась надвое – верные православию и униаты.

15 декабря 1596 - Королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному Православию духовенству, приказ принять унию (в нарушение закона о свободе вероисповедания в Польше). Начало открытого гонения на православие в Литве и Польше.

Начало смутного времени

1598 - смерть Федора Ивановича, прекращение династии Рюриковичей, избрание царем на Земском соборе боярина Бориса Федоровича Годунова, шурина покойного царя.

01 Января 1598. Кончина царя Феодора Иоанновича, прекращение династии Рюриковичей. Слух о том, что царевич Димитрий жив, впервые распространяется на Москве

22 февраля 1598. Согласие Бориса Годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха Иова отлучить от Церкви за неповиновение решению Земского собора.

1600 Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве.

1601 Великий голод на Руси.

Распространяются два противоречащих друг другу слуха: первый, что царевич Димитрий убит по приказу Годунова, второй – о его «чудесном спасении». Оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах».

Самозванец

1602 Побег в Литву иеродиакона Чудова монастыря Григория Отрепьева. появление в Литве первого самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

1603 - Игнатий Грек становится архиепископом Рязанским.

1604 - Лжедимитрий I в письме папе Клименту VIII дает обещание распространить католическую веру в России.

13 апреля 1605 - Кончина царя Бориса Феодоровича Годунова. Присяга москвичей царице Марии Григорьевне, царю Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне.

03 июня 1605 - Прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя Феодора Борисовича Годунова князьями Василием Вас. Голицыным и Василием Мосальским, Михаилом Молчановым, Шерефединовым и тремя стрельцами.

20 июня 1605 - Лжедимитрий I в Москве; через несколько дней он назначает Игнатия Грека – патриархом.

Тушинский лагерь

17 мая 1606 - Заговор под руководством кн. Василия Шуйского, восстание в Москве против Лжедмитрия I, низложение и смерть Лжедимитрия I.

1606-1610 - правление «боярского царя» Василия Ивановича Шуйского.

03 июня 1606 - Перенесение мощей и канонизация св. благоверного царевича Димитрия Угличского.

1606-1607 - восстание под руководством «воеводы царя Дмитрия» Ивана Болотникова.

14 февраля 1607 - Прибытие в Москву по царскому повелению и по просьбе патриарха Гермогена «бываго» патриарха Иова.

16 февраля 1607 - «Разрешительная грамота» – соборное определение о невиновности Бориса Годунова в смерти царевича Димитрия Угличского, о законных правах династии Годунова и о виновности московских людей в убийстве царя Федора и царицы Марии Годуновых.

20 февраля 1607 - Чтение челобитной народа и «разрешительной грамоты» в Успенском соборе Кремля в присутствии свв. Патриархов Иова и Гермогена.

1608 - поход на Москву Лжедмитрия II: самозванец осаждал столицу 21 месяц.

Начало русско-польской войны, семибоярщина

1609 - договор Василия Шуйского со Швецией о военной помощи, открытое вмешательство польского короля Сигизмунда III в русские дела, осада Смоленска.

1610 - убийство Лжедмитрия II, загадочная смерть талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского, поражение от польско-литовских войск под Клушином, свержение с престола Василия Шуйского и носильное пострижение его в монахи.

1610, август - вступление войск гетмана Жолкевского в Москву, призвание на русский престол королевича Владислава.

Ополчения

1611 - создание Первого ополчения рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, неудачная попытка освободить Москву, захват шведами Новгорода и поляками Смоленска.

1611, осень - создание Второго ополчения во главе с нижегородским посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

1612, весна - Второе ополчение двинулось к Ярославлю, создание «Совета всея земли».

1612, лето - соединение Второго и остатков Первого ополчения у Москвы.

1612, август - отражение попытки гетмана Ходкевича пробиться к осажденному в Кремле польско-литовскому гарнизону.

1612, конец октября - освобождение Москвы от захватчиков.

Выборы царя

1613 – Земский собор избирает царём Михаила Романова (21 февраля). Приезд Михаила из Костромы в Москву (2 мая) и его венчание на царство (11 мая).

Разгром Заруцкого и Марины Мнишек у Воронежа.

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики . Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601-1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения (Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября . По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября .

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 2007.

Уже сейчас понятно, что для народа праздник этот - лишь дополнительный выходной день. Даже если его назвать «Днем народного пофигизма» или «Днем народного пессимизма». Народ прав. Весь образ действий второго ополчения в Москве летом-осенью 1612 года подводит к тому.

В 1612 году, когда Кремль в Москве заняли поляки, по призыву патриарха Гермогена в Поволжье было собрано второе земское ополчение, которое в конце концов и освободило Москву.
Решающую роль в сборе средств и организации ополчения сыграл нижегородец Кузьма Минин Сухорук. На сходках горожан он добился принятия решения о сборе средств во что бы то ни стало, хотя, как выяснилось позже, выполнять эти решения никто не желал.

Тогда Минин со своими подручными захватил в заложники жен и детей нижегородских купцов и выставил их на продажу. Пришлось отцам семейств выкупать своих домочадцев.
В результате ополчение под воинским водительством Д. Пожарского и финансовым руководством К. Минина было собрано и выступило в поход.

И вот, земская рать Минина и Пожарского, состоявшая главным образом из дворянского ополчения, а также добровольцев от городов и местных стрельцов, прибыла к Москве 20 августа 1612 г. Практически все российские историки единодушно отмечают, что земские ополченцы боялись не столько поляков, сколько своих «союзников» - казаков. Казачье войско и блокировало в Кремле и Китай-городе польский гарнизон и его русских сторонников.

Казаки 1612 года - это в большинстве своем крестьяне, разоренные Смутным временем, или холопы, чаще всего даже не беглые, а отпущенные хозяином по причине невозможности далее их содержать. Вот они и шли казаковать, жить вольно за счет грабежа и поборов.

Князь Пожарский расположил свои силы по черте Белого города (по линии нынешнего Бульварного кольца) от Петровских ворот до Чертольских (на месте ст. метро «Кропоткинская»). В то время как казачьи таборы стояли на Воронцовом поле. 22 августа на горизонте появился отряд гетмана Ходкевича. Он сопровождал обоз с продовольствием для польского гарнизона в Кремле.

Оставив обоз у Новодевичьего монастыря, Ходкевич повел наступление на Земляной вал (нынешнее Садовое кольцо) в районе Остоженки и сумел потеснить войско Пожарского до Чертольских ворот. Трубецкой с казаками, заняв Замоскворечье, весь день наблюдали за боем, не выражая ни малейшего желания вмешаться.

В течение следующего дня Ходкевич перегруппировал силы и переместился в район Донского монастыря. 24 августа польская кавалерия, запорожские казаки и венгерская пехота нанесли по валу удар в районе Серпуховских ворот. Ополченцы Пожарского были обращены в бегство, прижаты к Москве-реке и спаслись, лишь переправившись на ее левый берег. Положение было критическим, а казаки и не думали вступать в бой.

Вместе с тем Ходкевич понял, что продовольствие осажденным он не доставит, и ушел на запад. Участь кремлевского гарнизона была решена.

Из дневника полковника Иосифа Будзило, одного из польских начальствующих лиц в Кремле:
«23 сентября русские с гиком бросились на Крым-город (Кремль. - А.М.), но легко были отбиты.
2 октября… Пожарский устроил батареи на Пушкарском дворе (на месте нынешнего ЦУМа. - А.М.).

14 октября… осажденные, не видя возможности выносить далее голода, снова отправили к гетману двух товарищей, Бельского и Вольского, с просьбой подать им помощь на этой неделе, потому что дальше они не могут вынести своего положения, потому что томит невыносимый, неслыханный голод. Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто-либо, сидящий в осаде, терпел такой голод… когда не стало трав, мышей, собак, кошек, падали, то осажденные съели пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли; пехота сама себя съела и ела других, ловя людей…

6 ноября. Когда нас, несчастных осажденных, злополучие охватило со всех сторон, когда мы не могли получить никакой помощи от короля нашего государя, когда колесо нашего счастья опрокинулось и настал иной конец наших дел… мы принуждены были войти с русскими в договор, ничего не выговаривая себе, кроме того, чтобы нас оставили живыми. Русские того же дня дали присягу, что сохранят нам жизнь и будут держать в чести…
7 ноября русские вошли в крепость…».

Согласно польскому источнику, Кремль был сдан 7 ноября (по григорианскому календарю). Получается, что День народного единства выпадает все на то же мистическое 7 ноября, ради отмены которого и затеяли весь этот сыр-бор.

Дневников русские люди тогда не вели, журналов военных действий - тем более. Поэтому с датой освобождения в дальнейшем возникли проблемы. Квартет наиболее выдающихся русских историков определил ее по принципу, кто во что горазд.

В.О. Ключевский был лаконичен: «В октябре 1612 г. казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль; сидевшая там горсть поляков сдалась сама…».

С.М. Соловьев на основе разрядных книг (были такие, куда записывались все вызовы дворян и бояр на службу) вывел заключение: «22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались еще месяц… 27 ноября войско и народ вошли в Кремль…».

И.Е. Забелин дату будущего «народного единства» определил так: «22-26 октября Кремль был очищен».

С.Ф. Платонов подошел к определению дат основательно. Он обратился к «Новому летописцу», последней по времени русской летописи. Во всех многочисленных списках «Нового летописца» указано, что Китай-город был взят «на память святого Аверкия Иерапольского». А его память празднуется православной церковью 22 октября. В переводе на новый стиль это будет 1 ноября. Что согласовывается с датой штурма в польском источнике. Однако там указывается, что 4 ноября (25-го по старому стилю) русские опять пошли на штурм Китай-города (по их версии, уже взятого ими три дня назад!), но были отбиты.

Касательно Кремля С.Ф. Платонов назвал дату 26 октября и решительно заявил, что у него имеется неопровержимое тому подтверждение - свидетельство самого князя Пожарского. Документ этот - письмо князей Пожарского и Трубецкого, а также земской думы новгородскому митрополиту Исидору с известием об освобождении Москвы от 15 ноября 1612 г.

Однако в этом письме обнаруживается следующий текст: «сентября в 22 день, прося мы у Бога милости, город Китай взяли взятьем… и в город (Кремль. - А.М.) вошли октября в 26 день…»
Получается, что прав Соловьев, когда писал, что после падения Китай-города поляки продержались в Кремле месяц.

Все вышеприведенные коллизии заставляют громко вопросить: а был ли вообще мальчик?!
Не в том, конечно, смысле, было или нет освобождение Москвы? Оно было. Вопрос в том, установилось ли с этого дня долгожданное народное единство? Или же кремлевские политтехнологи в очередной раз вешают лапшу на уши доверчивых россиян?

Всем торжественно возглашающим об освобождении Москвы от поляков следует знать один непреложный факт: поляки, собственно, не захватывали Москву, их гарнизон пригласило в Кремль русское боярское правительство, так называемая Семибоярщина. Персонально: Ф. Мстиславский, И. Воротынский, А. Голицын, Б. Лыков, И. Романов (дядя будущего царя), А. Трубецкой, Ф. Шереметев. Пригласило для собственной безопасности. Ибо это правительство, пренебрегши мнением общества, наплевав на земское представительство, предоставило русский престол польскому королевичу Владиславу.

Но народ не захотел Владислава. Ярчайший в русской истории пример, когда он выступил против собственного начальства. Может быть, в этом увидели кремлевские мечтатели народное единство?
Известно, что боярское начальство больше года сидело в Кремле, осаждаемом казаками и народным ополчением. Но менее известен и откровенно замалчивается тот факт, что в Кремле все это время находился будущий царь всея Руси Михаил Федорович Романов. За день до капитуляции поляки предложили покинуть Кремль женам и детям бояр и других русских сторонников Владислава. По предварительной договоренности с Пожарским они тайно вышли через Троицкие ворота Кремля по Каменному мосту через Неглинку. Это в нынешнем Александровском саду, а тогда в глубоком расположении ополчения Минина и Пожарского, далеко от казаков.

Сама капитуляция Кремля началась с того, что опять через Троицкие ворота на Каменный мост вышли все бояре и их русские сторонники. Для их охраны сюда было стянуто все войско Пожарского. Лишь только после того, как бояре под усиленной охраной ополченцев разъехались по своим имениям, открылись все ворота Кремля и началась сдача гарнизона.
В 1618 г. войска королевича Владислава и запорожские казаки гетмана Сагайдачного огнем и мечом прошлись по России. Захватили большую часть Москвы, осадили русских в Кремле и Белом городе. Осадили Троице-Сергиев монастырь, после чего было заключено перемирие на выгодных для Польши условиях.

А нам, простодушным, подкидывают 4 ноября 1612 г. Для празднования победы над «польскими захватчиками» выбрана дата за шесть лет до прекращения их «захвата»! Это все равно, как если бы победу в Великой Отечественной войне администрация президента повелела нам праздновать 5 декабря 1941 года - в день остановки немецкого наступления на Москву.

PS Люди из той же администрации, заявляя дату 4 ноября, утверждают, что акцент здесь вовсе не на поляках, а на единстве. Не нашлось среди близких к администрации советчиков исторически образованного человека, который смог бы доходчиво объяснить: было в истории взаимоотношений двух народов еще одно 4 ноября - 1794 года. В этот день русские войска под командованием А.В. Суворова штурмом взяли Варшаву. Это был заключительный аккорд подавления восстания конфедератов во главе с Тадеушем Костюшко. После чего последовал известный в истории третий раздел Польши.

Причины начала и итоги Смутного времени

— возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, раздор между властью и народом.

Смутное время — эпоха социально-политического династического кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведско-литовской интервенцией, разорением страны.

Причины смуты

Последствия разорения государства в период опричнины.
Обострение социальной ситуации как следствие процессов государственного закрепощения крестьянства.
Кризис династии: пресечение мужской ветви правящего княжеско-царского московского дома.
Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть между знатных боярских фамилий. Появление самозванцев.
Претензии Польши на русские земли и трон.
Голод 1601-1603 годов. Гибель людей и всплеск миграции внутри государства.

Правление во времена Смуты

Борис Годунов (1598-1605 годы)
Федор Годунов (1605 годы)
Лжедмитрий I (1605-1606 годы)
Василий Шуйский (1606-1610 годы)
Семибоярщина (1610-1613 годы)

Смутное время (1598 – 1613 гг.) Хроника событий

1598 – 1605 гг. — Правление Бориса Годунова.
1603 г. — Восстание Хлопка.
1604 г. — Появление отрядов Лжедмитрия I в юго-западных русских землях.
1605 г. — Свержение династии Годуновых.
1605 г. – 1606 — Правление Лжедмитрия I.
1606 г. – 1607 — Восстание Болотникова.
1606 г. – 1610 — Правление Василия Шуйского.
1607 г. — Издание указа о пятнадцатилетнем сыске беглых крестьян.
1607 г. – 1610 — Попытки Лжедмитрия II захватить власть в России.
1610 г. – 1613 — «Семибоярщина».
1611 г. март — Восстание в Москве против поляков.
1611 год, сентябрь – октябрь — Образование в Нижнем Новгороде второго ополчения под руководством .
1612 год, 26 октября — Освобождение Москвы от интервентов вторым ополчением.
1613 г. — Восшествие на престол .

1) Портрет Бориса Годунова; 2) Лжедмитрий I; 3) Царь Василий IV Шуйский

Начало Смутного времени. Годунов

Когда царь Федор Иоаннович умер и прекратилась династия Рюриковичей, то 21 февраля 1598 года взошел на престол Борис Годунов. Ожидаемого боярами формального акта ограничения власти нового государя не последовало. Глухой ропот этого сословия вызвал со стороны нового царя тайный полицейский надзор за боярами, в котором основным орудием были холопы, которые доносили на своих господ. Дальше следовали пытки и казни. Общая расшатанность державного порядка не могла быть налажена Годуновым, несмотря на всю проявляемую им энергию. Голодные годы, которые начались с 1601 года, усилили общее недовольство царем. Борьба за царский престол в верхах боярства, постепенно дополняемая брожением снизу, и положила начало Смутному времени — Смуте. В связи с чем все может считаться первым его периодом.

Лжедмитрий I

В скором времени поползли слухи о спасении считавшегося ранее убитым в Угличе и о нахождении его в Польше. Первые известия о нем начали попадать в столицу в самом начале 1604 г. был создан московским боярством с помощью поляков. Его самозванство не представляло из себя тайны для бояр, и Годунов прямо говорил, что это они подставили самозванца.

1604 год, осень — Лжедмитрий с собранным в Польше и на Украине отрядом вступил в пределы Московского государства через Северщину – юго-западную пограничную область, которую быстро охватили народные смуты. 1605 год, 13 апреля — умер Борис Годунов, и самозванец беспрепятственно смог приблизиться к столице, куда и въехал 20 июня.

На протяжении 11-ти месячного правления Лжедмитрия не прекращались боярские заговоры против него. Он не подошел ни боярству (из-за самостоятельности и независимости своего характера), ни народу (из за проведения им необычной для москвичей «западнической» политики). 1606 год, 17 мая — заговорщики, во главе которых находились князья В.И. Шуйский, В.В. Голицын и другие, низвергли самозванца и убили его.

Василий Шуйский

Потом был избран царем , но без участия земского собора, а только боярской партией и преданной ему толпой москвичей, «выкрикнувших» Шуйского вслед за гибелью Лжедмитрия. Царствование его было ограничено боярской олигархией, взявшей с государя ограничивающую его власть клятву. Это правление охватывает четыре года и два месяца; в течении всего этого времени Смута продолжалась и росла.

Первой восстала Северская Украина во главе с путивльским воеводой князем Шаховским под именем якобы спасшегося Лжедмитрия I. Предводителем восстания выступил беглый холоп Болотников (), явившийся как бы агентом, посланным самозванцем из Польши. Первоначальные успехи бунтовщиков заставляли многих присоединиться к мятежу. Рязанскую землю возмутили Сунбулов и братья Ляпуновы, Тулу и окрестные города поднял Истома Пашков.

Смута смогла проникнуть и в другие места: Нижний Новгород осадила толпа холопов и инородцев, под предводительством двух мордвинов; в Перми и Вятке замечались шаткость и смятение. Астрахань возмутил сам воевода князь Хворостинин; по Волге свирепствовала шайка, которая выставила своего самозванца, некоего муромца Илейку, называвшегося Петром – небывалым сыном царя Федора Иоанновича.

1606 год, 12 октября — Болотников приблизился к Москве и смог разбить московское войско под селом Троицким Коломенского уезда, но в скором времени был сам разбит М.В. Скопиным-Шуйским под Коломенским и ушел в Калугу, которую пробовал осаждать брат царя, Дмитрий. В Северской земле появился самозванец Петр, который в Туле соединился с ушедшим от московских войск из Калуги Болотниковым. Сам царь Василий выдвинулся к Туле, которую осаждал с 30 июня по 1 октября 1607 года. Во время осады города, в Стародубе появился новый грозный самозванец Лжедмитрий II.

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

Лжедмитрий II

Гибель сдавшегося в Туле Болотникова не смогла прекратить Смутное время. , при поддержке поляков и казаков, подошел к Москве и расположился в так называемом Тушинском лагере. Значительная часть городов (до 22) на северо-востоке подчинилась самозванцу. Лишь Троице-Сергиева Лавра смогла выдержать продолжительную осаду его отрядами с сентября 1608 года по январь 1610 года.

В трудных обстоятельствах Шуйский обратился за помощью к шведам. Тогда Польша в сентябре 1609 года объявила Москве войну под тем предлогом, что Москва заключила договор с враждебными полякам Швецией. Так внутренняя Смута дополнилась вмешательством иностранцев. Король Польши Сигизмунд III направился к Смоленску. Посланный для переговоров со шведами в Новгород весной 1609 года Скопин-Шуйский вместе со шведским вспомогательным отрядом Делагарди двинулся к столице. Москву удалось освободить от Тушинского вора, бежавшего в Калугу в феврале 1610 года. Тушинский лагерь разбрелся. Находившиеся в нем поляки ушли к своему королю под Смоленск.

Русские приверженцы Лжедмитрия II из бояр и дворян во главе с Михаилом Салтыковым, оставшись одинокими, тоже решили послать уполномоченных в польский лагерь под Смоленск и признать царем Сигизмундова сына Владислава. Но они признавали его на известных условиях, которые были изложены в договоре с королем от 4 февраля 1610 года. Однако пока шли переговоры с Сигизмундом, произошло 2 важных события, оказавших сильное влияние на ход Смутного времени: в апреле 1610 года скончался племянник царя, популярный освободитель Москвы М.В. Скопин-Шуйский, а в июне гетман Жолкевский нанес тяжелое поражение московским войскам под Клушиным. Эти события решили участь царя Василия: москвичи под началом Захара Ляпунова низвергли Шуйского 17 июля 1610 года и заставили постричься.

Последний период Смуты

Наступил последний период Смутного времени. Под Москвой расположился с войском польский гетман Жолкевский, требовавший избрания Владислава, и снова пришедший туда Лжедмитрий II, к которому была расположена московская чернь. Во главе правления стала Боярская дума, во главе с Ф.И. Мстиславским, В.В. Голицыным и другими (так называемая Семибоярщина). Она начала вести переговоры с Жолкевским о признании русским царем Владислава. Жолкевский 19 сентября ввел в Москву польские войска и отогнал от столицы Лжедмитрия II. Тогда же из присягнувшей королевичу Владиславу столицы было отправлено посольство к Сигизмунду III, которое состояло из знатнейших московских бояр, но король задержал их и объявил, что сам лично намеревается быть царем в Москве.

1611 год — был отмечен быстрым подъемом посреди Смуты русского национального чувства. Во главе патриотического движения против поляков вначале находились патриарх Гермоген и Прокопий Ляпунов. Претензии Сигизмунда соединить Россию с Польшей как подчиненное государство и убийство вождя черни Лжедмитрия II, чья опасность заставляла многих поневоле уповать на Владислава, благоприятствовали росту движения.

Восстание быстро охватило Нижний Новгород, Ярославль, Суздаль, Кострому, Вологду, Устюг, Новгород и другие города. Повсюду собирались ополчения и стягивались к столице. К служилым людям Ляпунова присоединились казаки под началом донского атамана Заруцкого и князя Трубецкого. В начале марта 1611 года ополчение подошло к Москве, где при вести об этом поднялось восстание против поляков. Поляками был сожжен весь московский посад (19 марта), но с подходом отрядов Ляпунова и других вождей вынуждены были вместе со своими сторонниками из москвичей запереться в Кремле и Китай-Городе.

Дело первого патриотического ополчения Смутного времени закончилось неудачей, из за полной разобщенности интересов отдельных групп, входивших в его состав. 25 июля казаки убили Ляпунова. Еще раньше, 3 июня, король Сигизмунд, наконец, овладел Смоленском, а 8 июля 1611 года Делагарди взял приступом Новгород и заставил признать там царем шведского королевича Филиппа. Во Пскове появился новый вожак босяков Лжедмитрий III.

Изгнание поляков из Кремля

Минин и Пожарский

Тогда с проповедью национальной самозащиты выступили архимандрит Троицкого монастыря Дионисий и его келарь Авраамий Палицын. Их послания нашли отклик в Нижнем Новгороде и северном Поволжье. 1611 год, октябрь — инициативу сборов ополчения и средств принял нижегородский мясник Кузьма Минин Сухорукий, и уже в начале февраля 1612 года организованные отряды под начальством князя Дмитрия Пожарского выдвинулись вверх по Волге. В то время (17 февраля) погиб упорно благословлявший ополченцев патриарх Гермоген, которого поляки заточили в Кремле.

В начале апреля второе патриотическое ополчение Смутного времени прибыло в Ярославль и, медленно продвигаясь, постепенно усиливая свои отряды, 20 августа подошло к Москве. Заруцкий со своими шайками ушел в юго-восточные области, а Трубецкой присоединился к Пожарскому. 24-28 августа воинами Пожарского и казаками Трубецкого был отбит от Москвы гетман Ходкевич, который прибыл с обозом припасов на помощь осажденным в Кремле полякам. 22 октября заняли Китай-город, а 26 октября очистили от поляков и Кремль. Попытка Сигизмунда III двинуться к Москве была неудачной: король повернул назад из-под Волоколамска.

Итоги Смутного времени

В декабре разосланы были повсюду грамоты о присылке в столицу лучших и разумных людей для избрания царя. Они собрались в начале следующего года. 1613 год, 21 февраля — Земским собором был избран в русские цари , венчавшийся в Москве 11 июля того же года и основавший новую, 300-летнюю династию. Основные события Смутного времени закончились этим, но твердый порядок пришлось устанавливать еще долго.