Сложноподчиненное предложение и его синтаксический разбор. Синтаксический разбор спп с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Цель : повторить ранее пройденный учебный материал поСПП сразличными видами придаточных.

Задачи :

1. совершенствовать орфографические ипунктуационные навыки; развивать аналитические умения всинтаксическом разборе СПП;
2. развивать исовершенствовать умения инавыки уч-ся посоставлению схем СПП исинтаксического разбора данных предложений;
3. воспитывать у учащихся чувства патриотизма кРодине иуважения кокружающим людям

Форма работы: фронтальная, групповая (домашнее задание)

Оборудование : учебник « Русский язык» ( Э. Д. Сулейменова , З. К. Сабитова , Алматы « Атамра» , 2009), карточки, компьютер (презентация)

Ход урока:

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Бахтияр рассказывает стихотворение)

Нимало несвете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Нодорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь исилы!
Ведь здесь проживает особый народ-
Соткрытой ищедрой душою
Ивдни изобилия, ивгоды невзгод
Мывместе, мырядом стобою.
Мне дорог воздух вольных степей,
Как символ свободы пьянящей!
Тыстал независим, мой Казахстан,
Как внебе орел парящий!
Так пусть твой богатый игордый народ
Незнает нивойн, нинапастей!
Пусть вмире, согласие идружбе живет
Икаждый пусть будет счастлив!!!

Спасибо, Бахтияр, запожелание. Иявам, ребята, предлагаю пожелать что-нибудь друг другу, т. к. выявляетесь нетолько одноклассниками, ноещё идрузьями. (Пожелания уч-ся друг другу)

Спасибо! Вот стакими хорошими пожеланиями ихорошим настроением мыначнём урок.

ІІ. 1) Настрой учащихся наработу

Ияподобрала девиз, под которым мысвами сегодня будем работать:

Ошибок непугайся,
Сошибками справляйся,
Найти верный путь всегда готовым будь.

Так как при изучении нового материала, атакже при повторении мычастенько делаем ошибки, будем стараться ихнесовершать.

Укаждого настоле лежит листочек, накотором выделены элементы нашего урока, напротяжении всей нашей работы япопрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где увас будут ошибки илиже где увас возникнут вопросы. Договорились?

Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.

2) Орфографическая разминка

Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?

1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () - не употребляются без не

2) несчастье (беда, горе) - счастье; непорядок (беспорядок) - порядок; нездоровье (болезнь) - здоровье; невежливость (грубость) - вежливость; недоверие (подозрительность) - доверие; неодобрение (порицание) - одобрение; независимость (свобода) - зависимость; невнимательность (небрежность) - внимательность; необразованность (глупость) - образованность

Почему я разделила эти сущ.на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.

Подобрать ко второй группе сущ.синонимы.

Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)

3) Проверка домашнего задания

А теперь проверим ваше дом.задание. Вы должны были подготовить на сегодняшнее занятие презентацию (анализ СПП с любым типом придаточного), и работали вы в парах. И так начнём, кто желает?

Вопросы учителя к презентации:

1. Может ли один и тот же союз использоваться в разных типах придаточных? Как вы будете определять тип придаточных? Умеете ли вы задавать вопросы?

2. Чем придаточное определительное отличается от придаточного изъяснительного?

4) Повторение придаточных предложений (уст.раб.)

Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)

Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)

Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)

У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)

У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)

Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)

Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)

Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)

А сейчас на повторении выполним цифровой диктант (взаимопроверка).

1. Это СПП с двумя придаточными.
да - 1 нет - 0
2. , (потому что, (сколько),). Эта схема данного предложения: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась.
3. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Это СПП с параллельным подчинением.
да - 1 нет - 0
4. Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. Это СПП с придаточным уступки.
да - 1 нет - 0
5. Это СПП с придаточным условия.
да - 1 нет - 0
6.Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Придаточное предложение расположено после главного.
да - 1 нет - 0
7. В русском языке существует 3 вида подчинения.
да - 1 нет - 0

Есть ли, ребята, у вас вопросы по вашим ошибкам? Что вам нужно дома еще повторить?

А сейчас я вам зачитаю текст и попрошу вас определить его основную мысль:

Кочевник, встретив в пустыне умирающего от жажды странника, никогда не проедет на своём верблюде мимо. Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. И уйдёт дальше, чтобы, скорее всего, никогда более не встретиться. Тысячи подобных случаев уложились в степной закон: «Если ты встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Это выражение бескорыстной доброты благороднее морали встречавшихся мне в детстве сказок, где герой помогает выброшенной на берег рыбе, а когда его лодку опрокинул шторм, спасённая им когда-то рыба чудесным образом помогает ему.
(Олжас Сулейменов «Мысли разных лет»)

(Основная мысль текста: доброта, милосердие, понимание без каких-либо корыстных целей)

Спасибо! Все согласны или же у кого-то есть своё мнение?

А теперь основную мысль сформулируйте в письменной форме в виде СПП с любым придаточным и определите его тип.

5) Повторение синтаксического разбора сложного предложения
А сейчас мы с вами вспомним синтаксический разбор сложного предложения. Желающий к доске:
Ещё земли печален вид, а воздух уже весною дышит. (Повест., невоскл., ССП с против.союзом: 1. двусост., распр.; 2. двусост., распр.)
[ ===== _________], а [_________ ========].

Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.

На странице учебника 161 имеете порядок разбора СПП, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что мы должны уметь определять у СПП?
- Я возьму предложение из текста, которого я вам зачитывала, и сделаем его синтаксический разбор у доски:
Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. (Повест., невоскл., СПП с придат.определ.: 1. двусост., распр., осл.однор.сказ.; 2. двусост., распр.)
[ _____ ======, ====, ======], (где ===== _________).

Чем отличается схема ССП от схемы СПП?

Теперь проанализируем предложение с более сложной структурой:
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (Повест., невоскл., СПП с придаточ.определит., с однородным подчинением: 1. односост., распр.; 2. односост., распр.; 3. двусост., распр.)
[ _____ ], (которого =====), (кого ________ =====).

6) Закрепление

Тестирование

1. При синтаксическом разборе вначале анализируется предложение:
А) по эмоциональной окраске (по интонации)
Б) по цели высказывания

Г) тип придаточного предложения

2. У СПП мы должны уметь определять:
А) эмоциональную окраску
Б) цель высказывания
В) типы союзов (соединительные, противительные, разделительные)
Г) тип придаточного предложения, а также тип подчинения
Д) по наличию грамматической основы (простое или сложное)

3. Перечислите типы подчинения придаточных в СПП:
А) повествовательное, восклицательное, вопросительное
Б) восклицательное, невосклицательное
В) параллельное , однородное , комбинированное , последовательное
Г) изъяснительное, определительное, обстоятельственное
Д) разделительное, противительное, соединительное

4. На сколько групп делятся все СПП:
А) 2 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 8

5. Укажите предложение, в котором придаточное предложение относится к одному слову в главном:
А) А он уже строил планы перехода через перевал, точно бы могло это свершиться буквально с наступлением нового дня. (Айтм.)
Б) Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. (Купр.)
В) Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала - он её переделывает. (Франс)
Г) Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (Алимж.)
Д) Однажды, когда я пришёл в избушку на курьих ножках, мне сразу бросилось в глаза удручённое настроение духа её обитательниц. (Купр.)

6. Определите вид придаточного предложение: Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (Шол. )
А) изъяснительное
Б) определительное
В) места
Г) цели
Д) сравнительное

7. Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз. (Алимб.)
А) изъяснительное
Б) причины
В) цели
Г) образа действия
Д) уступки

8. Укажите СПП с придаточным определительным:
А) Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго.
Б) Мы любим щедрость русских зим, что превращают волшебством своим бесцветный пар в хрусталь и самоцветы. (Рылен.)
В) Они выехали на покос, когда ухе на лугу была чуть не половина хутора. (Шол.)
Г) Если бы вы знали, что это был за чудный человек. (Купр.)
Д) Она вспомнила, что-то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. (Купр.)

9. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (М.Г.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

10. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: Слон не знал и не думал о том, кто сорвал эти плоды и сложил их на его пути, не знал, что лесные люди подкармливают его, чтобы у вожака хватило сил дойти до глубины зелёной мглы. (Алимж.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

Взаимопроверка (ответы на слайде)

ІІІ. Итог урока

Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»

Например: Этот урок мне очень понравился, Я быстро усвоила новую тему, так как новая тема нам была предоставлена в лёгкой, доступной форме. Я пришла к выводу, что суффикс, как добрый человек, может изменить значение слова, придать слову уменьшительно-ласкательный оттенок. Мы можем называть маму не просто маму, а мамочка, солнце - солнышко, сестра - сестричка и т. д.

Посмотрите на карточки свои, и скажите, что вам нужно дома повторить?

Д/З составить синквейн со словом «Родина», упр.362 (закон.предл.)

Порядок разбора

1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы.

2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдель-

ное слово, какое именно, указать часть речи этого слова).

3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и каково средство синтак-

сической связи (союз, союзное слово).

4. Определить тип придаточного предложения.

5. Объяснить постановку знаков препинания.

6. Составить схему.

7. Разобрать каждую часть как простое предложение.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирает-ся по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно ука-зать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбина-цию этих видов.

Образец разбора сложноподчинённого предложения

1) Ктоне признаёт , 2) что то , 3) чего Лермонтов требует от поэта,

2) его призвания ? (В. Белинский)

1. Предложение состоит из трёх частей:

1) - главная;

2) - придаточная;

3) - придаточная.

Первое придаточное - придаточное первой степени - поясняет главное предложение; второе придаточное - придаточное второй степени - относится к первому придаточному и поясняет в нём подлежащее то , выраженное местоиме-нием. Способ связи - последовательное подчинение.

2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к глав-

ному предложению союзом что . Придаточное второй степени отвечает на во-

прос к а к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом

чего .

3. Придаточное первой степени - изъяснительное. Придаточное второй степе-

ни - местоименно-определительное.

4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. По-

скольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно

выделяется с двух сторон запятыми.

Сложное предложение по цели высказывания является вопросительным, по-этому в конце предложения ставится вопросительный знак.

чего? какое?

, (2 что то , (3 чего), 2)?

придат. I степени придат. II степени

6. Каждая часть сложного предложения разбирается как простое предложение.


ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Виды придаточных Вопросы Способ присоединения Примеры
Определительные относятся к существитель-ному, всегда находятся пос-ле главного или внутри главного предложения Какой? Союзные слова:что, кто, который, где, куда, откуда… Егорушка в надеж-де, что туча уходит мимо, выглянул из ро-гожи.
Изъяснительные относятся в главном предло-жении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать) , мысли (думать, размышлять) , чувства (ра-доваться, жаль, ради др) Вопросы косвенных падежей Союзы и союзные слова:что, как буд-то, чтобы, ли и др Мы знали, что Петь-ка принес всего двух карасей , но молчали.
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для об-стоятельств.
1. Места Где? Куда? Откуда? Союзные слова:где, куда, откуда Деревья кругом, куда ни взглянешь , были золотые.
2. Времени Когда? С како-го времени? До какого време-ни? Когда, с тех пор, едва, как только Только иногда, когда речь заходила о фрон-тах , незнакомец умолкал.
3.Условия При каком условии? Если, если…то Если начнутся дож-ди , палатки придется переносить выше.
4. Причины Почему? По какой причине? Потому что, оттого что, так как, ибо Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
5. Цели С какой целью? Для чего? чтобы Чтобы не заблудить-ся , я решил вернуться на тропинку.
6. Следствия Вследствие чего что произошло? так что Снег становился бе-лее, так что ломило глаза.
7. Образа действия Как? Каким образом? как, будто, точно, словно Старик говорил так, как будто было очень холодно .
8. Меры и степени В какой мере? В какой степе-ни? До какой степени? что, как, сколько Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали .
9. Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? как, чем, словно, будто… Мы втроем начали бе-седу, как будто век были знакомы.
10. Уступки Несмотря на что ? хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него ника-кого двора не было.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Тип подчинения Определение Пример
Последовательное Первое придаточное подчиняет-ся главному, а остальные после-довательно друг за другом Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца,который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать .
Параллельное Придаточные относятся к раз-ным словам одного и того же главного. Когда бричка была уже на конце деревни , Чичиков по-дозвал к себе первого мужи-ка, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах.
Однородное подчинение Придаточные относятся к одно-му и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо , как опускалась на землю мгла,как засветились одна за другой звездочки.
Неоднородное подчинение Придаточные относятся к од-ному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица.
Комбинированное подчинение Такое подчинение, при котором одни придаточные последова-тельно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. В воздухе, куда ни взглянешь , кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь , идет ли снег с не-ба или с земли.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Порядок разбора Образец разбора
1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы. 2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдельное слово, какое именно, указать часть речи этого сло- ва). 3. Указать, на какой вопрос отвечает прида- точная часть и каково средство синтакси- ческой связи (союз, союзное слово). 4. Определить тип придаточного предложения. 5. Объяснить постановку знаков препинания. 6. Составить схему. 7. Разобрать каждую часть как простое пред- ложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирается по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно указать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбинацию этих видов. 1) Кто не признаёт , 2) что то , 3) чего Лермонтов требует от поэта, 2) составляет одну из обязанностей его призвания ? (В. Бе-линский) 1. Предложение состоит из трёх частей: 1) - главная; 2) - придаточная; 3) - придаточная. Первое придаточное - придаточное пер-вой степени - поясняет главное предложение; второе придаточное - придаточное второй степе-ни - относится к первому придаточному и пояс-няет в нём подлежащее то , выраженное местоиме-нием. Способ связи - последовательное подчине-ние. 2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к главному предложению союзом что . Придаточное второй степени отвечает на вопрос к а - к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом чего .
Порядок разбора Образец разбора
3. Придаточное первой степени - изъясни- тельное. Придаточное второй степени - местоименно-определительное. 4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. Поскольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно выделяется с двух сторон запятыми. Сложное предложение по цели высказы-вания является вопросительным, поэтому в конце предложения ставится вопросительный знак. чего? какое? 5. , (2 что то , (3 чего), 2)? придат. I степени придат. II степени 6. Каждая часть сложного предложения разби- рается как простое предложение.
ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
Определи-тельное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные сло- ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определе-нием по отношению к имени существи-тельному или место-имению в главной части «Не надо утомлять со-седей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, кото-рые уже были кем-то рассказаны вашим слу-шателям» (По Д.С. Ли-хачёву). «Воспитанный чело-век – это тот, кто хочет и умеет счи-таться с другими...» (Д.С. Лихачёв)
Изъясни- тельное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, буд-то, чтобы, как бы не Союзные сло- ва: что, как, кто, где, ка- кой, откуда, зачем, сколь- ко Относится к глаголу в главном предложе-нии и выражает до-бавочное разъясне-ние «Я убежден, что нас-тоящая воспитан-ность проявляется прежде всего у себя до- ма, в отношениях со своими родными». (По Д.С. Лихачёву)
Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные сло- ва: как, сколько Относится к глаголу, наречию, прилага-тельному, существи-тельному в главном и выражает значение образа действия, сте-пени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать вы-двигалось на первое место» (По Д.С. Лихачёву)
Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные сло- ва: где, куда, откуда Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется ува-жение к другим, миру, природе» (По Д.С. Лихачёву)
Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как Уточнение времени действия По мере того как куль-тура человечества движется вперед, но-вые ценности присое- диняются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня (По Д.C. Лихачёву)
Условия ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ко- гда, кабы, Указание на условие, при котором проис-ходит действие, наз-ванное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каж-дому поводу, он не- воспитанный человек»
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
коль скоро (Д.С. Лихачёв)
Причины ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? Союзы: пото- му что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как Разъяснение причи-ны «...я обращаюсь глав-ным образом к муж-чине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях» (По Д.С. Лихачёву).
Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы Назначение дейст-вия, названного гла-голом-сказуемым «...не надо звонко класть вилку на тарел- ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го- ворить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у сосе-дей не было опасений» (Д.С. Лихачёв).
Сравни-тельное КАК? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели Сравнение двух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед дру- гими ошибку лучше, чем юлить, врать, об- манывая тем самым прежде всего самого себя» (По Д.С. Лиха-чёву)
Уступи-тельное НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, да-ром что, несмотря на то что. Союзные сло- ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. Указание на то, вопреки чему со- вершается действие «Несмотря на то что нас одолевают мелоч- ные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть откры-тым и терпимым к лю- дям». (По Д.С. Лихачёву)
Следствия Союз: так что Следствие, вывод, заключение «Именно в юности ум человека наиболее вос- приимчив к усвоению знаний, так что не те- ряйте времени на пус-тяки, на «отдых» (По Д.С. Лихачёву)
Присое-динитель-ное Союзные сло- ва: что (в именитель-ном и косвен-ных падежах: чему, чем, чего), почему, зачем, отчего Дополнительная информация, заме- чания, ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при бо-лезнях, что дарит ему возможность полу-чать настоящую ра- дость» (По Д.С. Лиха-чёву). Мы уже в коридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

Если простое предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся , распростр., осложн.однород.подл.

Пример синтаксического разбора сложного предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.


Письменный разбор:

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что , СПП.

1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн.

2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.

Учитель Мижирицкая Л.С.

1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы.

3. Выделяем главную и придаточные части. Определяем тип подчинения (последовательное, однородное, неоднородное, комбинированное).

5. Объясняем постановку знаков препинания в предложении.

Отецтолковал мне , (о чем?) что вся степная птицапрячется по низким ложбинкам, (каким?) где трававыше и гуще .

1) Повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа отец () толковал (гл. прош. вр., изъявит. н., м.р., ед. ч.). Вторая грамматическая основа птица (сущ., Им. п.) прячется (гл. наст. вр., изъявит. н., ж.р., ед. ч.). Третья грамматическая основа трава (сущ., Им. п.) выше и гуще (кр. прил.).

3) В предложении 3 грамматические основы, следовательно, оно сложное. Первая часть предложения – главная. 1-я и 2-я части соединены подчинительным союзом что . 2-я и 3-я соединены союзным словом где . Придаточное 1-ой степени является изъявительным, 2-ой степени – определительным. Это СПП с последовательным подчинением.

, что (), (где ).

5) Придаточные предложения выделены запятыми.

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого объединены в одно целое. Части БСП соединены только интонацией и соотношением форм времени и вида глаголов. В таких предложениях отсутствуют союзы и союзные слова.

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится, если между частями БСП наблюдаются отношения перечисления событий, действия происходят одновременно или одно за другим (запятая = союзы И, ИЛИ):

2. Точка с запятой ставится, если:

Между частями предложения наблюдаются отношения перечисления или одновременности;

Части предложений распространены и имеют внутри запятые.

3. Двоеточие ставится, если:

а) вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части (двоеточие = союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):

б) вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (двоеточие = А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ):

в) вторая часть дополняет содержание первой (двоеточие = И УВИДЕЛ, ЧТО…; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО….):

4. Тире ставится, если:

а) в частях предложения отражена быстрая смена событий или неожиданный результат:

б) в первой части предложения обозначено время или условие того, о чём говорится во второй части (тире = союзы КОГДА, ТО…; ЕСЛИ, ТО…):

д) вторая часть предложения заключает в себе следствие, вывод из первой части (тире = союз ТАК ЧТО):

Синтаксический разбор БСП

1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы предложения.

3.Устанавливаем смысловые отношения между частями предложения. Объясняем постановку знаков препинания.

4. Строим графическую схему предложения.

Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды .

1) Невосклицательное, повествовательное.

2) В первой части предложения грамматическая основа ландыши созрели . Подлежащее ландыши созрели

Во второй части грамматическая основа висели ягоды . Подлежащее ягоды (сущ., Им.п.), простое глагольное сказуемое висели (гл. изъявит. н., прош. вр., мн. ч.).

3) В предложении 2 грамматические основы, поэтому оно сложное. Во второй части предложения раскрывается следствие того, о чём говорится в первом: Ландыши созрели, поэтому меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды . Между частями предложения ставится тире, поэтому предложение бессоюзное.

4) Схема предложения: - .

Главные члены предложения

Понятие

Главные члены предложения – это члены предложения, составляющие грамматическую основу предложения . В грамматической основе должен быть минимум один главный член, тогда предложение называют односоставным. К ним главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ