Штайнер принципы вальдорфской педагогики. Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение. Высокие требования к личности учителя

Некоторые противники вальдорфской системы воспитания могут вам сказать, что после вальдорфского детского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. Но это не совсем так. Все очень индивидуально и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. В целом выпускники вальдорфского детского сада вполне успешно адаптируются в новой среде обычной средней школы.

В вальдорфских и традиционных школах совершенно разные атмосферы, потому что в вальдорфских школах основная цель — развить способности каждого ученика и укрепить его веру в свои силы. В этих школах много внимания уделяется развитию инициативы, творческого подхода и чувства ответственности. Они предлагают ученикам такой способ познания мира, который исключает чувство отчужденности от него.

Как в вальдорфских детских садах, так и в вальдорфских школах отсутствует сортировка первоклашек на три сорта. Каждый важен. И каждый талантлив. Здесь маленький человечек не «результат наследственности и внешнего воздействия», а уникальное, неповторимое творческое начало. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает атмосферу уважения к детству, учета индивидуальных потребностей и возможностей каждого ученика, в такой атмосфере ребенку комфортно, хорошо. Поэтому, как правило, дети любят свою школу и с удо-вольствием в ней учатся. А если ребенку хорошо, его можно научить многому.

В современном мире дети все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества, как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, умение отличить добро от зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок знал и любил этот мир и всех его обитателей. В этом смысле подход Штайнера к образованию является поистине экологическим.

Основной метод вальдорфской педагогики, применяемый в школе, — метод «душевной экономии», который состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе раз-вития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В этих школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима, но они сотруднича-ют друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся.

Школьное обучение начинается в семь лет и длится 11— 12 лет. Классы всегда с небольшим количеством учеников. Преподавание основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога.

Все занятия с учениками от шести до четырнадцати лет ведет один и тот же классный руководитель. Первый, кто встречает ребенка утром в школе, — классный руководитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся два часа без перерыва. Вот почему при переходе из младшего в среднее звено в вальдорфской школе ребенок не испытывает тех трудностей, что в традиционной школе. Не происходит смены психических функций, на которые опирается обучение, и смены самого типа обучения. По-прежнему большинство предметов ведет классный учитель, который и является основным источником информации.

Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. В 14—18 лет учащийся по-лучает так необходимые в этом возрасте помощь и поддержку своего классного наставника. А взаимодействуя со многими учителями в средней школе, ученики не испытывают полного единства требований, получая от учителей различную оценку своих действий, окружающей их жизни и самих себя.

Педагог вальдорфской школы вправе самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать его творческие возможности. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу, стиль его работы — активный и живой. В результате такого изложения материала у учеников пробуждаются внутренние чувства, проявляется жизнь с ее радостью и болью, с ее приятными и неприятными моментами, напряжением и расслаблением.

➢ Не менее важной задачей педагога является объединение в классе детей. Это происходит на занятиях эвритмией и гимнастикой Ботмера, пения и драматургии. Вальдорфские педагоги считают, что согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат работы зависит от слаженности действий. Но самым главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребенку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты.

➢ Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, поскольку к де-тям обращаются не только как к существам, способным толь-ко мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Первый урок — это главный урок, на котором изучают один из общеобразовательных предметов: математику, родной язык, географию, физику, химию и т. п. Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью ученики занимаются в послеобеденное время, осваивая ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

В вальдорфских школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка. Первые восемь классов детям преподают такие «второстепенные» предметы (для традиционной школы), как рисование, музыку, рукоделие и т. д., на одном уровне с остальными дисциплинами. Новые предметы вводятся постепенно.

На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до 2-го класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1- и 2-м классах).

Обязательны занятия музыкой: с 1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже — на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся также два иностранных языка — немецкий и английский. Обучение иностранному языку начинается так же, как и обучение при рождении своему родному языку, — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

В вальдорфских школах изучают такой предмет, как эвритмия, — искусство художественного движения, которое сочета-ет в себе гармонию и пластику танца с пантомимой, музыкой и поэтической речью. Этот предмет имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение. Эвритмия способ-ствует снятию зажимов, исправлению осанки, развитию пла-стичности тела. На этих занятиях, как отмечалось выше, дети также учатся понимать и чувствовать действия других детей.

Междисциплинарный подход в течение всего обучения позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир.

Учебник минимально представлен в урочной работе . Ученики сами пишут себе учебники: у всех детей есть рабочая тетрадь, где они отражают свой опыт и то, чему научились.

Только ученики старших классов используют учебники в до-полнение к работе по основным урокам.

➢ Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого семестра учитель пишет подробный, детальный отчет-характеристику на каждого ученика. Но если ученик переходит в обычную общеобразовательную школу, то ему выставляют оценки.

В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли. Устраиваются также выставки самых красивых тетрадей, одежды, сшитой на уроках рукоделия, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать.

В вальдорфских детских садах и школах просто волшебные праздники. В праздниках на равных участвуют все — дети и родители, учителя и воспитатели. Каждый праздник отмечается с особым почтением, и к каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как в обычной школе, — подарки рождаются в теплых родительских руках. Чего только не делают на родительских рукодельных посиделках! И лоскутные мячики, и настоящих кукол, и ангелов, и даже гномиков валяют из шерсти. А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручают деревянные игрушки.

Часто устраивают праздники, посвященные каким-то при-родным явлениям: созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега — или религиозным событиям: Рождество, Пасха, Масленица. К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

Ранней осенью отмечают праздник урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного. Дети, учителя и родители вместе пекут пироги, каждому ребенку дарят корзинку с осенними дарами и какую-нибудь особую «урожайную» игрушку.

Поздней осенью проводится праздник фонариков. В это время ночи долгие, а дни короткие, рано темнеет. Природа готовится к зимнему сну. В такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зимний сон не будет длиться вечно, что солнце скоро засветит ярко и на земле снова будет весна.

Но, пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник — Масленица. Вооружившись трещотками и деревянными по-гремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все отправляются в лес на масленичную поляну. А там — санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются двое пап). И взрослые, умудренные опытом солидные папы и мамы, ве-селятся, как дети. А на Пасху опять же все вместе разрисовывают яйца и пекут куличи.

С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

➠ Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в вуз. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель.

Многолетний опыт показывает, что выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. В дальнейшем они выбирают для себя специальности гуманитарного направления или деятельность, связанную с социальной сферой, — врач, учитель, социальный работник.

Словом, вам, родителям, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она вас может научить, — это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство.

Вальдорфские школы — характерные черты

Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами.

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Отличительные черты вальдорфских школ

  • В средней школе (с 1 по 8 класс) не ставят оценок.
  • Обучение происходит без использования учебников. Учитель вправе сам выбирать, как и на основании каких источников подавать материал.
  • Ученики сами создают учебники. В них содержатся результаты выполнения домашних заданий, конспекты, делаются картинки. При этом красота оформления учебника не менее важна, чем его содержание.
  • В школах регулярно устраивают праздники: наступление зимы, таяние снега, созревание плодов, сбор урожая, Пасха, Рождество.

Перспективы

Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, чаще всего с гуманитарным уклоном. При этом выбранные профессии, которые выбрали ребята, – их любимые. Выпускники таких школ – открытые, творческие и креативные люди. Они очень коммуникабельны и прекрасно работают в коллективе.

Вальдорфская школа «Путь зерна»

Адрес: ул. Миклухо-Маклая, д. 20 А

Путь Зерна – вальдорфская школа и детсад, член Ассоциации Вальдорфских школ РФ. В школе царит особая атмосфера: дети души не чают в учителях, чувствуют уважение и доброту преподавателей. Здесь проводится много необычных празднований: урожая, фонариков, Рождество, рождественская ярмарка, Масленица, театральный фестиваль. В школу принимаются ребята с особенностями развития.

Особенности обучения

В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:

  • индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • принцип несменяемости классного руководителя;
  • активное участие родителей;
  • принцип главного урока, преподавание «эпохами»;
  • образно-художественный подход к преподаванию;
  • разносторонность образования;
  • развитие волевой культуры учащихся через разнообразную практическую деятельность;
  • изучение музыки, живописи, эвритмии, знакомство с музыкальными инструментами, рукоделие;
  • отсутствие балльной системы;
  • изучение английского и немецкого языков.

Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.

Частная школа «Согласие»

Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14

Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.

Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.

Особенности обучения

Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.

В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.

Школа святого Георгия Победоносца

Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.

Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.

Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.

Особенности обучения

Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.

Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.

Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.

Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Адрес: ул. Профсоюзная, д.104

«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.

Особенности обучения

Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.

Свободная школа

Адрес: г. Жуковский, ул. Строительная, д. 10

Идея создания Центра непрерывного образования, работающего по принципу вальдорфской педагогики, зародилась еще в 1989 году. В тот год была создана группа вальдорфского детсада. Преподаватели работали не только с малышами, но и с их родителями: рассказывали о принципах штайнеровской педагогики, проводили занятия по музыке, эвритмии, занимались рукоделием и искусствами. Спустя 3 года открылся первый класс «Свободной школы», учениками которой были выходцы из этой группы. В настоящее время «Свободная школа» является активным членом Ассоциации Вальдорфских школ РФ.

Особенности обучения

К концу 10-го класса ученики заканчивают изучение основной программы и весь 11-й класс занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Выпускники школы поступают в гуманитарные, технические, социальные или художественно-эстетические ВУЗы.

Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35

Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.

Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.

Особенности обучения

Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка. Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:

  • театральными постановками;
  • выращивают экологически чистые овощи и разбивают цветники на школьном участке;
  • изучают флору и фауну леса, породы минералов;
  • наблюдают за явлениями природы;
  • проводят измерения с помощью приборов и составляют геодезический план участка;
  • знакомятся с миром профессий.

Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.

Частная школа «Семейный лад»

Адрес: г. Москва, ул. Кулакова, д. 3 корп. 2

Учрежденная в 1990 году частная вальдорфская школа «Семейный лад» входит в Ассоциацию вальдорфских школ РФ. Здесь помогают детям раскрыть и развить способности, поверить в собственные силы.

В школе «Семейный лад» дети получают разностороннее образование. Помимо основных предметов, они занимаются музыкой, живописью и ремеслами, постановкой и демонстрацией спектаклей. В учебном плане школы предусмотрены походы, экскурсии и практика.

Особенности обучения

Руководство школы, составляя расписание, учитывает биологические ритмы. Такой подход помогает сохранить силы и здоровье, поддерживает интерес к учебе. На главном уроке дети изучают предметы из академического цикла (преподаются они эпохами: изучение одной дисциплины на протяжении 2–5 недель), после этого – искусства и иностранные языки. Практические занятия и лабораторные работы преподаются во второй половине дня.

Дорогие читатели «ШколаЛа», здравствуйте! Сегодня тема для обсуждения непростая.

  1. Во-первых, вопрос не очень хорошо изучен в России.
  2. Во-вторых, среди более-менее что-то знающих много сторонников, но немало и противников.
  3. В-третьих, дать какие-то рекомендации и подвести итоги не получится.

Заинтриговала? Скажу больше: вместе с вами буду разбираться сама.

Что такое вальдорфская школа слышали? Наверное, отдалённо. А на самом деле это направление в педагогике существует уже почти сотню лет, из которых добрых 20 известно в России.

План урока:

Откуда взялась вальдорфская система образования?

Особое обучение появилось в Германии в период послевоенного кризиса, когда нужно было найти новые пути воспитания. Малообеспеченные дети в то время могли обучаться только элементарным знаниям в народных школах. Гимназии преподавали исключительно гуманитарные дисциплины, особо не вникая в реалии жизни. Училища готовили сухих технарей, не способных говорить на иностранных языках, но хорошо владеющих руками.

Австрийский мыслитель Рудольф Штайнер решил создать такое образование, которое могло бы научить всему и сразу, при этом предлагал соединить человеческое и духовное, через мышление открыть саморазвитие и духовное сознание. Так как был эзотериком.

Первая школа появилась в 1919 для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», чтобы выпустить квалифицированные кадры. Оттуда и пошло название вальдорфская. Постепенно в новую образовательную систему влились и другие слои населения.

К 1938 году вальдорфская методика появилась в США, Британии и Швейцарии. По духовной системе начали учить в голландских, норвежских, австрийских и украинских школах.

Сегодня в России насчитывается чуть больше 20 школ в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ухта, Красноярск, Ижевск и других.

Многие европейские родители мечтают отдать ребёнка на воспитание в детсад или школу с вальдорфским уклоном, считая, что там он будет «как рыба в воде». Российские мамы и папы относятся к нововведению с недоверием. Почему?

Что преследует Штайнер?

Проблема восприятия такого образования в том, что основатель вальдорфского учения в основу методики положил антропософию. Заумно, правда? Такая философия – одно из направлений учения о том, что человеческая душа и божество едины. Попахивает религией.

Суть обучения – раскрыть возможности через чувства. Главной задачей является сохранение беззаботного ощущения детства. Поэтому основное отличие вальдорфской школы от традиционной – максимальное использование счастливых лет не для обучения, а для игр и творчества, раскрытия духовного потенциала и исследования окружающего мира.

Вальдорфский метод воспитания ребёнка основан на психологии и эмоциональной поддержке взрослых, которые находятся рядом. Для этого учителя – наставники духовного общения проникают в мысли и переживания.

В принципе, ничего пугающего. Все мы, взрослые, стремимся к тому, чтобы нашим детям было душевно и комфортно и стремимся к тому, чтобы они творчески гармонично развивались.

Что же такого особенного преподносят ученикам вольдорфской школы, чтобы петь ей оды и выносить на строгий суд? Вот основные принципы преподавания по Штайнеру.

Запрет на ранее развитие

Вижу округлённые глаза родителей, которые стремятся, чтобы ребёнок читал-считал-писал уже лет в пять. На это у школы есть ответ: обучать детей абстрактным предметам нужно только после того, как «устаканится» их эмоциональный мир.

Именно поэтому в вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. Сначала они рисуют, чтобы набить руку. И лишь второклашки начинают писать, причём как в старые добрые времена. Сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями. Конечно, интересно, но для меня, например, напоминает прошлый век. Как бы не отстать от современности.

Среди главных уроков в начальной школе – языки, живопись, письмо, математика. Все другие дисциплины подключаются в более старшем возрасте. Урок состоит из музыкальной части, рабочей и подвижной игры. Изучение главного предмета идёт эпохами – по три недели, в течение которых происходит углублённое изучение чего-то одного и опосредованно — всего остального.

Учимся без оценок

В школе до 8 класса нет отличников и двоечников. Просто оценок нет. Материал каждым осваивается в удобном темпе. Знание в полном его смысле, как мы привыкли, – не самоцель. Контрольных нет, экзаменов нет. Так что здесь лет до 10-12 с усердием не учатся, пока, как говорят сами вольдорфовцы, «астральное тело не созреет».

В общем, вначале один космос. Лишь с девятого класса начинается оценивание успеваемости, а потом как у всех ЕГЭ.

Здесь важный момент – персона учителя, как тот идеал, к которому должны стремиться ученики. Ведь первые 8 классов ведёт все предметы один педагог. С одной стороны, неплохо. Но тут на плечи организаторов ложится непомерная ответственность таких идеалов подобрать, чтобы с них можно было картины писать. Время-то гимназий, где трудились интеллектуальные образцы воспитания царской эпохи, давно прошло.

Может ли сегодня один человек одновременно хорошо знать математику, письмо, историю, географию, физику и астрономию, чтобы её преподавать?! Судя по вальдорфскому обучению, может.

Нельзя говорить «Нет!»

Вальдорфские дети могут всё, ну или почти всё, что не причиняет вред окружающим. Каждая инициатива поддерживается, прикладываются все усилия, чтобы ученик воплотил в жизнь свои идеи. Да, хорошо, ведь очень часто взрослые своими запретами ставят жирную точку в детской инициативе.

Здесь приветствуют фантазию и делают ставку на художественную деятельность. Дети рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, ставят театральные постановки. И всё делают вместе — садят огород, готовят еду, прибирают класс, готовятся к праздникам. Одна большая семья.

Особенность пространства

Здесь нет ни компьютеров, ни телевизоров, всё из натуральных материалов и естественных природных цветов. Вот у меня сразу вопрос: а как такой идеализированный ребёнок будет справляться с шагающим семимильными шагами прогрессом и не разочаруется ли он при встрече с обыденной жизнью? Жить-то ему предстоит в обычном, невальдорфовском мире.

Почему нужно ограничивать ребёнка в полноценном познании всего мира и знакомить только с духовной частью?

Что думают люди?

Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают? Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.

Вот что думают об этом обычные родители.

  • Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
  • Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
  • Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».

Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.

Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.

В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.

А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!

Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Вязаные овечки, деревянные лошадки, зайчата из ракушек - все пока на своих местах. Но вот мелодичный звук колокольчиков над дверями нарушает тишину, и навстречу малышам из уютной комнаты вальдорфского сада выходит воспитательница.
- самая неоднозначная и обсуждаемая методика последнего столетия. Сторонники этой системы убеждены: цель вальдорфской методики - воспитание свободных, творчески мыслящих людей - полностью соответствует человеческой природе. Оппоненты утверждают, что антропософия (философская основа вальдорфской школы) устарела и предлагать детям в качестве игрушек желуди и листья в наше время как-то глупо. Для того чтобы разобраться в этом непростом вопросе, давайте вместе познакомимся с основными постулатами и принципами вальдорфской педагогики . И по традиции начнем с биографии ее создателя. Ученый, художник и философ Рудольф Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. Автор значительных трудов в области философии и теории науки (350 томов!), основатель антропософии с отличием окончил школу, играючи поступил в реальное училище и очень скоро сам стал преподавателем. Рождение же целого педагогического направления произошло в семье венского коммерсанта, к детям которого
юноша устроился учителем. Среди четверых учеников был 10-летний мальчик, страдающий гидроцефалией.

Восприняв это обстоятельство как возможность пройти подлинную школу физиологии и психологии, отчаянный Штайнер с воодушевлением приступил к воспитанию и обучению ребенка. В течение двух лет ученик Рудольфа Штайнера не только нагнал упущенное в школе, а потом с успехом сдал экзамен на аттестат зрелости, но и поступил в университет. Повзрослев, некогда серьезно больной мальчуган избрал для себя путь врачебной практики.

Каким образом юноше 24 лет удалось добиться таких результатов в воспитании и обучении ребенка? По мнению Штайнера и его последователей, в детстве не должно быть места для оценок и недосягаемых целей, а желание родителей поскорее сделать из крохи взрослого умника - преступление против природы. Хорошо, когда раскрытие талантов маленького человечка проходит своевременно, не опережая психосоматическое, эмоциональное и социальное развитие. В процессе обучения одинаково должны быть задействованы и голова, и сердце, и руки. Авторы методик раннего развития, считал Штайнер, забывают, что интеллект - всего лишь одна из составляющих личности. В 1919 году в Штутгарте появились первые вальдорфские и школа. Названием учебные заведения обязаны фирме «Вальдорф-Астория», которая их финансировала. Основные инновации первого садика Штайнера до сих пор остались неизменными и, похоже, не утратили актуальности. «Безмерное богатство людей, - рассказывал будущим воспитателям Рудольф Штайнер,- в их различии. Воспитание, построенное на принуждении детей к стандартному обучению, одинаковости - недопустимая ошибка». Несмотря на то что штайнеровская педагогика выступает против раннего обучения, ребенок в вальдорфском садике учится постоянно. Только вместо мира цифр и букв воспитатели открывают перед ребятами мир сельского хозяйства и природы, изобразительного искусства и рукоделия, музыки и эвритмии. «Учиться всей своей жизнью - естественная потребность каждого ребенка, садиться с учебниками за парту - насилие над физиологией и разумом», - считают вальдорфские педагоги. «Подражание и пример» - единственно верная формула воспитания. Сторонники вальдорфской системы убеждены, что в семье, где родители, бабушки и дедушки не показывают дурных примеров, не может вырасти плохой человек.

Пять принципов вальдорфской системы

Но все это история и теория. Чтобы понять, подходит вам и вашему ребенку штайнеровская педагогическая система или нет, достаточно познакомиться с практическими принципами работы воспитателей вальдорфского сада. Правила довольно просты, их можно внедрить и в обычную жизнь малыша.

1. Создаем атмосферу любви.
Дети невероятно чувствительны к выражению лиц окружающих. Искренняя улыбка, неподдельное внимание улучшают не только настроение, самочувствие малыша, но даже его обмен веществ, оказывая влияние на формирование психосоматического здоровья ребенка. В вальдорфский садик кроха должен стремиться как на праздник. И обычно так и происходит.

Конечно, не обязательно всем без исключения отдавать своих детей в руки вальдорфских педагогов. Не у всех родителей есть такая возможность (или желание). Да и в районных детских садах встречаются чудесные воспитательницы, к которым каждое утро спешат малыши. Но не стоит забывать, что задача взрослых - создать ребенку атмосферу любви, где бы он ни был. И если родители видят, что малыш испытывает дискомфорт от посещения детского сада, лучше не закрывать на это глаза. Не списывайте все на «адаптационный период», а вместо этого постарайтесь найти место, куда кроха будет ходить с радостью. Ведь, как утверждают последователи Штайнера, неблагоприятные воздействия жизненного периода дошколят (в детском саду, дома) рано или поздно скажутся на их физическом и эмоциональном здоровье. Поэтому атмосфера в вальдорфских группах напоминает семейную (во всяком случае, она очень далека от той, что часто царит в обычных районных садах). Как если бы к любимой бабушке приехали погостить разновозрастные внучата.

2. Подаем пример.
Как минимум до 7 лет каждый ребенок стремится подражать взрослым, и вырастет он только таким, каковы окружающие его люди, уверены сторонники Рудольфа Штайнера. Многие родители не замечают, что наказывают детей за поступки, которые в исполнении самих мам и пап вполне допустимы. Мало кто из нас может похвастаться тем, что, пригрозив: «Прекрати сейчас же, иначе мы немедленно пойдем домой!» - берет за руку неугомонного шалуна и отправляется в указанное место, сдержав свое обещание. Или после сказанной утром фразы: «Ах, ты опять не ешь?! Больше никогда не буду тебя кормить!» - действительно не наливает ребенку суп на обед, позволяя ему мучиться от голода. И таких поступков (построенных на обмане, отсутствии последовательности, снисхождении к себе, высоких требованиях к малышу) в арсенале взрослых великое множество. Вальдорфские педагоги отнюдь не призывают родителей следовать своим обещаниям, они настоятельно рекомендуют их не давать. В противном случае чему удивляться, что через пару минут после заверения: «Мамочка, я никогда больше так не буду», малыш идет и повторяет поступок, за который его только что наказали. Самовоспитание воспитателя - моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики . По мнению Штайнера, от личности педагога (или родителя), от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое, если не все. И воспитатели, и родители должны в первую очередь следить за собой, а не за детьми. В противном случае получается, что изо дня в день взрослые, сами того не ведая, внушают малышу определенный стереотип поведения, который потом всеми силами пытаются искоренить.

3. Играем много!
Невозможно представить себе детство без игры. Но если в обычных детских садах главный акцент делается на обучающие занятия, то вальдорфский садик, напротив, - мир игры. Ежедневно 1,5-2 утренних часа здесь отводят на активную игровую деятельность. Причем игра не ограничивается какими-либо рамками. Ее содержание определяют сами дети, что позволяет вносить элемент непредсказуемости. Ведь подлинный смысл слова «игра», по мнению вальдорфских педагогов, заключается именно в неожиданных вариантах ее развития. Играть можно по-всякому, главное, чтобы было весело и интересно. И это не сложно: здесь воспитатели не повысят на ребенка голос, не поставят его в угол за излишнюю резвость, не станут укорять за разбросанные игрушки и причитать о нелегкой доле воспитателя, взывая к совести крохи. До 12 лет и взывать-то не к чему, считают воспитатели.

4. Подбираем реквизит.
Для того чтобы игра приносила детям как можно больше пользы, необходимо создать условия. Вальдорфские педагоги предлагают малышам особенные многофункциональные, не сковывающие фантазию игрушки. К примеру, крохи захотели поиграть в продавцов магазина. Нет проблем! Деревянные ширмы, не превышающие рост детей, позволят ребятам поделить пространство комнаты. Разноцветные ткани помогут оформить интерьер. Необычные (для нашего времени) игрушки - деревянные чурбаны, желуди, каштаны, ракушки - выступят в роли импровизированного товара.

А можно и вовсе наладить для продажи массовое производство эксклюзивных эльфов, кукол, гномов - главное, чтобы игрушка была сделана своими руками. Тряпочки, крупные пуговицы, шишки, сухие листья, вата - далеко не полный арсенал, который может пригодиться в создании сказочных персонажей. А вот «искусственными» пластмассовыми конструкторами, кубиками или заводскими куклами вы вряд ли заинтересуете вальдорфских малышей. Такие игрушки здесь не в почете, ведь главное в игре - фантазия! А готовые игрушечные наборы фруктов, овощей, посуды не оставляют простора воображению.

Кроме того, большое внимание в вальдорфских группах уделяют пальчиковым играм, музыкально-ритмическим и подвижным занятиям, традиционным народным забавам. Рисуют тут деревянными карандашами, для лепки используют специальный ароматный воск (пластилин не применяется).

5. Прислушаемся к ритму.
Непременное условие гармоничного развития - правильная, ритмичная организация жизни группы. Все живет по принципу «вдох-выдох» («день-ночь», «зима-лето»). Одна фаза сменяется другой, на место свободному творческому раскрытию сил ребенка в игре в начале дня приходит послушание, уважение к старшим вечером.

После свободных игр дети занимаются с воспитателем. Ненавязчиво подчиненные правилам, сидят и слушают сказку. Занятия чередуются, задавая ритм недели. В понедельник малыши рисуют, во вторник занимаются музыкой, в среду устраивают кукольный спектакль. Праздники по-вальдорфски не имеют ничего общего с унылыми детсадовскими . Здесь дети вместе со взрослыми пекут пироги и куличи, катаются на санках и ищут клады. Вальдорфские педагоги рекомендуют и дома придерживаться регулярной последовательности событий. Дети, живущие по режиму, более спокойны (они знают, что их ожидает в течение дня), собраны. Беспорядочный образ жизни выбивает малышей из колеи, внося в их жизнь ненужную сумятицу считают воспитатели.

Сегодня вальдорфская педагогика распространены по всему миру. С момента основания первого вальдорфского детского сада у нас в стране минуло 20 лет. За это время количество садов и школ увеличилось до 60 и 30 соответственно. Давно известно, что на любую педагогическую систему приходится как минимум две точки зрения: «за» и «против». И пусть однозначный ответ не всегда удается найти сразу, не забывайте - каждый ребенок уникален. Наблюдайте за своим крохой, прислушивайтесь к его внутренним стремлениям и принимайте правильные решения, учитывая его индивидуальность. Независимо от выбранной вами методики и системы воспитания помните: базироваться она должна на искренней любви и уважении к малышу.

Детство – это самое важное время в жизни человека. Научно доказано, что дети, не имевшие возможности адекватной социальной адаптации в первые годы жизни, в дальнейшем испытывают серьезные трудности в процессе общения и восприятия окружающего мира.

Современные методики образования акцентируют внимание на воспроизведении знаний, совершенно не уделяя внимание эмоциональному развитию. Это приводит к тому, что со временем дети начинают испытывать страх перед неудачей в учебе, школа не признает особенностей их мышления, не дает возможности проявлять чувства, таланты. Система образования вальдорфских школ позволяет максимально комфортную среду взросления, где он сможет ощутить свою индивидуальность и почувствовать заботу. В ней к каждому ребенку используется индивидуальный подход, позволяющий развивать не только его интеллектуальные способности, но и эмоциональное восприятие мира.

Вальдорфская система образования

В основу вальдорфских школ легло антропософское представление, согласно которому в человеке одновременно сочетаются дух, тело и душа: мысли (разума, интеллекта), чувства и воли. Согласно этой системе образования, развитие не должно иметь однобокий характер: нельзя насильно прививать приобретение знаний или навыков, малыш должен самостоятельно, путем развития психики, моторики, образного восприятия познавать окружающий мир.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется эмоциональному состоянию детей. В школах создается максимально комфортная обстановка, где нет давления и необходимости следовать строгой программе – каждый малыш растет в своем собственном ритме. Педагоги не форсируют процесс обучения, напротив, они используют исключительно индивидуальный подход.

История возникновения системы образования

Основоположником этой системы воспитания детей стал легендарный мистик и философ 20 века, Рудольф Штейнер. В 1907 году он опубликовал свой труд «Образование ребенка», в котором нашла отражение ранее разработанная им концепция антропософии. Книга стала прорывом педагогики, и уже в 1919 году в Штутгарте была открыта первая вальдорфская школа. На сегодняшний день во всем мире действует более 1000 таких школ.

Спустя два десятилетия после открытия первой школы, основываясь на ее достижениях, во многих странах мира были открыты аналогичные заведения: в США, Голландии, Норвегии, Австрии, Украине и пр.

В своей книге Штейнер говорил о том, что любовь к ребенку должна служить главной движущей силой в его развитии. Причем речь шла не только о любви родителей: дети – это самые искренние и бескорыстные существа, они крайне чувствительны к мимике взрослых, их эмоциональному состоянию. При этом в первые годы жизни они очень зависимы от окружения. Он еще не в состоянии дистанцироваться, выделить собственное я, а потому именно окружающие его люди создают фон для развития его физического и психического здоровья.

Направления работы

Работа вальдорфских школ основывается на том, что ключевым этапом становления личности человека является детство. Педагоги не стремятся искусственно привить детям знания, не проводят различные интеллектуальные тренинги, они позволяют детям в естественном темпе развивать то, что было заложено в них природой. Чтобы этот процесс воспитания был успешным, в школе создаются благоприятные условия: нет оценок и понятия «неуспеваемость», практически не используются учебники.

К основным направлениям работы вальдорфских школ можно отнести:

  • создание комфортной среды;
  • отсутствие оценивания поведения;
  • воспитание с помощью личного примера;
  • многофункциональные игры;
  • организация дневного ритма;
  • использование основ культуры в работе в детьми.

Все эти способы работы с детьми гармонично сочетаются между собой, создавая внутри школы ощущение семьи, где детям комфортно и спокойно. В таких условиях проявляются их лучшие качества, развиваются таланты, воображение, они начинают полноценно ощущать свою индивидуальность.

Создание благоприятной атмосферы

Главный принцип работы вальдорфских школ – создание атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, «как дома». В таких условиях малыш начинает проявлять инициативу, принимать активное участие в играх по собственному желанию, процесс обучения вызывает у него неподдельный интерес, что приводит к успехам.

Главная роль в создании такой атмосферы отводится учителю. Он не должен быть нейтральным равнодушным наблюдателем, напротив, учитель в вальдорфской школе – это яркая, творческая личность, пример для подражания для детей. Он должен уметь найти подход к каждому в группе, наладить с ним доверительные дружеские отношения, чувствовать любые изменения в настроении детей.

Методы преподавания

В основе всех методов работы с детьми и воспитания в вальдорфских школах лежит апелляция к чувствам, а не к интеллекту. На каждой стадии обучения происходит развитие той деятельности, которая действительно интересна, не вызывает у него отторжения или любых других негативных чувств. Педагоги вальдорфских школ обязательно учитывают различные темпераменты детей, дают им возможность развиваться в собственном ритме.

  • Развитие памяти

В основе этой педагогики лежит отказ от традиционного наглядного обучения, когда дети должны видеть предмет и запоминать его. Обучение проходит иначе: он не просто запоминает, в его сознании память работает совместно с эмоциональным восприятием того или иного предмета, чувства становятся опорой для памяти. Эмоциональная память считается одной из самых долгосрочных, поэтому заучивание стихов, таблицы умножения в сочетании с эмоциональными движениями будет более эффективным.

  • Развитие интереса

Главное преимущество вальдорфских школ и их педагогики заключается в том, что они прививают детям интерес к учебе и образованию. Система обучения задействует мобилизацию интереса для тесного переплетения с образовательным процессом: поскольку дети до 9 лет предпочитают активные игры, им тяжело усидеть на месте, они хотят много двигаться, играть, то именно в такой форме обучение будет наиболее эффективным.

В дальнейшем, когда дети начинают познавать себя, отделять себя от окружающих, осознавать свое место в жизни, в программу обучения вводятся зоология, география – те предметы, которые позволят расширить его кругозор, представление о строении мира.

  • Гармонизация душевной жизни и социальной среды

Еще одна принципиальная особенность педагогики и воспитания – отсутствие подавления индивидуальности. Вокруг малыша создается комфортная благоприятная среда, где окружающие принимают его таким, какой он есть.

Педагоги при этом поддерживают равновесие воли, чувств и мышления. Такая гармония душевного состояния позволяет полноценно развиваться физическому здоровью.

  • Ритмический распорядок дня

Вальдорфская система образования невозможна без ритмического распорядка. Этот аспект работы с детьми был заложен еще основоположником школ и имеет принципиальное значение. Для каждого дня, проведенного в школе, существует определенный ритм. Как правило, день начинается с основного урока, требующего максимальной концентрации – математики, ботаники и пр. Затем дети занимаются уроками, предусматривающими использование ритмических движений – хлопков, прыжков, при этом они могут читать стихи или учить таблицу умножения.

У каждого дня недели имеется своя функциональная нагрузка – например, по пятницам во многих школах проходят генеральные уборки с участием детей. Малыши, выполняя простые движения, оказываются вовлечены во взрослую жизнь. Благодаря такой системе у детей вырабатывается собственный ритм жизни, они привыкают к выполнению определенных задач в разные дни недели. Систематичность также способствует лучшему усвоению материала.

Игры и игрушки в вальдорфской школе

Вальдорфская система в детских садах позволяет особое внимание уделять играм детей. Содержание игр бывает разным: это и свободные, и ролевые игры. Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия. Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах.

Игрушки – это отдельный аспект воспитания. В вальдорфских школах нельзя встретить неестественных кукл, роботов, монстров, чудищ и других персонажей, любимых детьми. Главное условие для игрушек – они должны быть реалистичны. Дети с интересом увлеченно играют с поленьями, шишками, желудями, веточками, спилами, каштанами, кусочками коры и другими «игрушками» из леса. Естественные формы и материалы позволяют активнее включать воображение, представлять и воспринимать окружающий мир целостным и логичным.

Плюсы и минусы

У вальдорфских школ немало поклонников по всему миру, преимущества такой системы обучения детей неоспоримы:

  • она ориентирована не на воспроизведение знаний или на механическое запоминание, а на всестороннее развитие ребенка;
  • она учитывает возрастные потребности и способности ребенка;
  • она учит ребенка ориентироваться на себя и свои достижения, а не на внешнюю оценку;
  • материал изучается всеми возможными способами, то есть малыш полностью погружается в изучаемый объект;
  • обучение строится не на принуждении, а на добровольном желании.

Вместе с тем, вальдорфские школы имеют и ряд противников. Связано это с тем, что основоположником школы являлся Рудольф Штейнер, фигура весьма противоречивая и спорная. В связи с этим школы обвиняют в оккультизме и сектанстве. Внутри школ действительно действует своя идеология, общение получается довольно закрытым, а дети буквально боготворят учителя.

Другой аспект критики связан со сложностями адаптации воспитанников в современном мире. Дети учатся сначала в садиках, затем в школах по этой системе, однако, после выпуска, им приходится поступать в университет, где правит совсем иная система обучения. Дети привыкли к тому, что их индивидуальность ценится больше всего, а процесс обучения строится на интересе, что довольно часто расходится с современными реалиями.