Школа - мифы и реальность. Школа: реальность и мифы

Проблема школьной перегрузки уже давно поднята различными специалистами, как психологами, так и медицинскими работниками. Можно ли себе представить, что «рабочий день» учащегося в простой школе составляет иногда более 6 часов, при этом ученику приходиться выполнять домашнее задание, которое у сознательных учащихся занимает еще около 2 часов. Не каждый педагог столько работает.

Вы спросите, а разве нет соответствующих нормативов, которые бы регламентировали время нахождения ребенка в школе? Они есть, но учебные процесс настолько обогащен знаниями, что в желании выдать всю программу не всегда учитывается нагрузка сопутствующая этому. А, в конце концов, все это сказывается на психофизиологическом здоровье ребенка. Поэтому получается, приходя первого сентября здоровым ребенком, через 10 лет он выходит из нее больным подростков.

А в действительности, чем же вызвана перегрузка в школе?

Как правило, перегрузка учащихся вызвана не только умственной и физической усталостью, но есть и другие причины.

  1. В начальном звене школы одним из источников напряжения является высокие требования к скорости чтения и письма. Что в действительности сказывается на физиологии ребенка, прежде всего на глаза и кисть руки.
  2. Гладя все эти развивающие программ, которые повсеместно внедряют в школы, и продвинутые учителя гордятся тем, что они их применяют, УЖАСаешься тому, что нынешнему ученику начальной школы приходится осваивать больший объем учебного материала в гораздо более сжатые сроки, чем 10 лет назад ученик по традиционной программе.
  3. Так же на утомляемость влияет постоянное давление со стороны завышенных требований (ожиданий) родителей. До сих пор вспоминаю, что когда я сдавал экзамены в университете, я волновался не о том, что не сдам, а о том, как я это скажу родителям. Так и ребенок, чья самооценка во многом зависит от родителей, переживает огромный стресс, испытывает психическую нагрузку.

Как же вовремя определить, что ребенок перегружен, и как ему помочь?

Особое внимание нужно обратить:

  • На нарушения сна (бессонница, частые просыпания, проблемы с пробуждением, чуткий сон и т.д.).
  • На изменения в поведении ребенка, при чем довольно резко.
  • На постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д.
  • На сильную рассеянность, ребенок постоянно начинает допускать ошибки на внимание.
  • На появление таких нарушений, связанных с нервной системой, как тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Последствия перегрузки – это снижение физического здоровья и ухудшение состояния нервной системы, так же возможна потеря интереса к учебе.

Первое, что родителю нужно сделать с возникновение данной проблемы – это обратиться к педиатру или детскому невропатологу.

Второе – разработать совместно с ребенком режим дня, в котором бы вы распланировали весь день согласно возникающим нагрузкам. Здесь не маловажное значение имеет помощь школьного психолога.

Третье – постарайтесь исходить из действительных способностей ребенка в предъявлении к нему ваших требований. Не пытайтесь ожидать от него большего, чем он может. Это будет наилучшим способом, которым вы сможете предотвратить нагрузку на психику ребенка.

Самое главное всегда действовать в интересах ребенка, а не удовлетворять свои амбиции.

Педагог-психолог Бороздин Е.Н.

Воспитание здорового образа жизни

в условиях начальной школы

Проблема организации здоровьесберегающей школьной среды, внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих обра-зовательных технологий и программ уже не первый год обсуждается в нашей гимназии на заседаниях кафедры учителей начальной школы. Этому предшествует глубокая диагностическая работа. На одном из заседаний в процессе совместной работы была создана мо-дель здоровья.

Проанализировав факторы, нарушающие здоровье школьников, мы пришли к выводу, что учитель начальных классов способен ока-зывать действенное влияние на некоторые из них. При организации учебного процесса и досуговой деятельности основную ответствен-ность за здоровье ребенка несет только учитель. Работа эта много-плановая и осуществляется в нескольких направлениях.

1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

Профилактические методики (динамические паузы в 1-м клас-се после второго урока; своевременное проветривание помещений);

Выработка элементарных навыков (мытье рук, использо-вание носового платка);

2. Здоровьесберегающие технологии процесса обучения и разви-тия:

Физкультминутки (проанализировав таблицу заболеваний учащихся, мы отказались от ритмичных стихотворений, так как дети, произнося их, концентрируют внимание на тексте, а не на движени-ях. Для профилактики заболеваний дыхательных путей и ослаблен-ного зрения мы используем на уроках дыхательную и зрительную гимнастики);

Функциональная музыка;

Чередование занятий с высокой и низкой двигательной ак-тивностью;

Массовые оздоровительные мероприятия: дни здоровья, веселые старты, экскурсии.

3. Работа с родителями (пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных соревнований и экскурсий в природу с учас-тием родителей).

Изучили мы еще одну проблему: может ли повлиять на здоровье учащихся выбранный учителем УМК? Результаты обследования учащихся 1-4-х классов свидетельствуют, что выбранные нашей школой УМК «Система Занкова» и «Школа 2100» позволяют учите-лю сохранить здоровье детей.

Но здоровье ребенка зависит не только от выбранного учителем УМК, а и от организации учебного процесса. Применение самых но-ваторских технологий - это не гарантия успеха, необходимо соче-тание знаний и определенных качеств личности педагога. Профес-сиональное мастерство учителя проявляется в умении отработать те приемы, методы и формы организации учебного процесса, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям уча-щихся, пробуждают у них стремление к творчеству и самостоятель-ности, активному участию в коллективном решении учебных проб-лем, формируют устойчивый интерес к знаниям и самому процессу приобретения знаний.

О. А. Гнатенко

МОУ СОШ № 47 г. Калининграда

Перегрузки школьников: миф или реальность?

Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Непосред-ственное влияние на формирование детского здоровья оказывают факторы внутришкольной среды.

В нашей школе с 1991 года применяется иная, отличная от тра-диционной (в день пять-семь уроков по 45 минут), организация учебного труда, в основе которой лежит технология концентриро-ванного обучения. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели - важный фактор профилактики утомления школьников, способствующий повышению их работоспособности.

В настоящее время единственным инструментом, который ги-гиенисты предлагают для оптимизации школьного расписания, явля-ется шкала трудности учебных предметов, предложенная более чет-верти века назад И. Г. Сивковым. Но эта шкала не учитывает специ-фику классов, направленность интересов и склонности учащихся. Очевидно, что в общеобразовательных, информационно-математи-ческих, гуманитарных классах отношение к одним и тем же предме-там будет различаться. Многое зависит и от того, кто из педагогов преподает предмет, как сложились отношения учителя и класса. По-нятно, что по любимому предмету, который к тому же преподает любимый учитель, не будет ощущения перегрузки, даже если он по шкале Сивкова имеет высочайший балл. Шкала И. Г. Сивкова не учитывает и особенностей построения классно-урочной системы.

К тому же в таблице И. Г. Сивкова отсутствуют данные для ряда новых учебных предметов: «русские умельцы», краеведение, МХК, ИКТ, «найди себя» и др. Поэтому возникла идея провести исследо-вания, помогающие «уточнить» шкалу И. Г. Сивкова и учесть эти уточненные данные при составлении расписания в нашей школе.

В 5-11-х классах был организован опрос 428 учащихся. В ре-зультате опроса и обработки данных выявлен ряд существенных от-личий:

а) степень трудности предметов: математика (5-е классы), анг-лий-ский язык (5, 7-11-е классы), обществознание (6, 9-11-е клас-сы), алгебра (9-11-е классы), информатика (8, 10-11-е классы) - оценка ребят здесь ниже предложенной И. Г. Сивковым. Возможно потому, что ученики любят эти предметы, им интересно, а от люби-мого дела не устаешь, поэтому они и оценивают эти предметы не по максимальным значениям;

б) степень трудности таких предметов, как биология (5-8-е клас-сы), химия (8-9-е классы), русский язык (5-11-е классы), гео-графия (6-8-е классы), учащиеся оценили выше, чем указано в шкале И. Г. Сивкова.

Ранговая шкала трудности предметов использовалась и для оцен-ки расписания.

Высокую оценку получило расписание, если наибольшая сумма баллов («подъем») приходится на вторник - четверг, при этом в 5-8-х классах возможна облегченная среда. Школьное расписание оце-нивается как нерациональное при наибольшей сумме баллов в поне-дельник или пятницу, а также при равномерной нагрузке в недель-ном цикле. В других случаях расписание оценивается как удовлетво-рительное.

Исследуя школьное расписание 5-11-х классов, можно отме-тить:

1) равномерности нагрузки нет;

2) высокий уровень соблюдения СанПиНов в 5 «А»; 5 «Б»;5 «В»; 6 «А»;

6 «Б»; 7 «А»; 7 «Б»; 8 «А»; 8 «Б»; 9 «В»; 10 «Б»; 11 «А»; 11 «Б»; 11 «В»;

3) удовлетворительно: 6 «В»; 8 «В»; 9 «А»; 9 «Б»; 10 «А»;

4) уроки предметов гуманитарного и естественно-математиче-ского цикла чередуются с уроками физической культуры, музыки, ОБЖ и другими, что способствует снижению уровня утомляемости учащихся.

Средние данные о времени выполнения домашнего задания поз-воляют говорить об отсутствии перегрузки учащихся в нашей школе.

Результатом исследования стали:

    разработка присущей только нашей школе шкалы трудности предметов для каждого класса, параллели, с целью создания оптимального расписания занятий;

    подтверждена гипотеза об отсутствии перегрузки учащихся школы.

И. Н. Кваша

О. С. Гранкина

МОУ СОШ № 2 г. Калининграда

Представления школьников о здоровье

и здоровом образе жизни

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников представляет собой социально-педагогический феномен, необходи-мость которого вызвана реальной потребностью личности и общест-ва в здоровье как основополагающем, жизненно необходимом ресур-се развития и саморазвития каждого человека.

Современное понятие здорового образа жизни личности пред-ставляет собой интегративную биосоциальную характеристику, ко-торая включает в себя знания и представления о здоровье и ЗОЖ как жизненной ценности, мотивацию на соблюдение ЗОЖ, устойчивые умения и навыки здоровьесозидающей осознанной деятельности, что позволяет быть физически и социально активным, здоровым и пол-ноценным человеком в обществе.

Существующая система здоровьесберегающего воспитания в виде отдельных уроков о здоровом образе жизни, периодических бесед и спортивных мероприятий недостаточно эффективно влияет на культивирование привычек и навыков здорового образа жизни среди школьников.

В соответствии с современным пониманием ЗОЖ важную роль в процессе подготовки учащихся к здоровьесберегающей деятельно-сти школьников, основанной на понимании ценности здоровья, мо-тивации к сохранению и развитию физического, психического и нравственного здоровья в школьном возрасте и в будущей взрослой жизни, играют представления детей. Данное исследование основы-вается на положении о том, что разные типы представлений детей о деятельности в различной мере обеспечивают ее эффективность. Следовательно, в успешности здоровьесберегающей деятельности, как и во всякой другой, важную роль играют полнота, достоверность и устойчивость соответствующих представлений.

Для изучения знаний и представлений школьников о здоровом образе жизни было проведено исследование 92 учащихся начальных классов и 104 старшеклассников МОУ СОШ № 2 г. Калининграда по предварительно составленным анкетам для каждой возрастной группы, а также применены методы диагностической беседы и педагогического наблюдения за данными учащимися.

Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: учащиеся начальной школы имеют неточные, а порой и неверные представления о здоровье и здоровом образе жиз-ни человека. Для представлений младших школьников характерна вы-раженная зависимость от оценочных реакций и мнения взрослых, преж-де всего, учителя и родителей. Поэтому данный возраст можно рас-сматривать как сензитивный период для формирования с по-мо-щью родителей и педагогов представлений школьников, состав-ляющих когнитивную основу для формирования компетентности уча-щихся в здоровьесберегающей деятельности. Кроме того, у млад-ших школьников преобладает эмоциональный тип восприятия ин-фор-мации, что способствует возникновению заблуждений («здо-ровым можно назвать человека, который пьет таблетки», «…ко-то-рый ест лук и чеснок», «…который не бегает и не ест много моро-же-ного», «…который хорошо учится» и т. п.) и познавательных затруд-нений («не знаю»), негативно влияющих на успешность здоровье-сбе-ре-гающего аспекта воспитания. Следует отметить также довольно ог-ра-ниченные знания учащихся начальной школы о здоровом пол-но-цен-ном питании и вредных продуктах, способах поддержания и укрепления здоровья.

Для представлений старших школьников более характерны предрассудки массового общественного сознания, негативные уста-нов-ки, барьеры: например, рассмотрение болезни как неизбежности («…это наша жизнь, все люди чем-то болеют»); отсутствие знаний об основных составляющих здоровья человека.

Большинство школьников обеих возрастных групп не связывают состояние своего здоровья с соблюдением норм здорового образа жизни. Старшеклассники более склонны рассматривать зависимость своего здоровья от внешних факторов: «…от родителей», «от хороших препаратов…», « нет полезной еды». Опрос показал, что большинство детей, особенно обучающихся во вторую смену, не соблюдают режим сна. В режиме детей отсутствуют прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия. Более половины учащихся не делают зарядки, только около 40 % детей посещают спортивные секции. Большинство детей ежедневно проводят несколько часов (в среднем более трех) у телевизора и не менее 3 часов - у ком-пьютера, чем сокращают время для сна. Хотя все дети отметили свое негативное отношение к курению, неблагоприятным фактором для формирования представлений о здоровом образе жизни учащихся исследованных классов является наличие в семьях детей курящих членов семьи (около 56 %). В том числе 28,5 % учащихся назвали несколько курящих членов семьи, среди которых есть представители нескольких поколений. Необходимо отметить, что девочки более дисциплинированно относятся к требованиям норм здорового образа жизни, чем мальчики. Среди них наблюдается большая осве-дом-ленность о мерах по укреплению здоровья. Фактами, подтверж-даю-щими негативное влияние перечисленных выше неблагоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, являются жалобы более 70 % детей на головные боли и боли в области желудочно-кишечного тракта, а также распространенные в классе острые респираторные заболевания.

Т аким образом, у большинства школьников различных возрастов недостаточно развита когнитивная основа (знания и представления) здоровьесберегающего поведения, что наглядно демонстрирует от-сутствие основы для развития мотивации и деятельности, соответст-вующей нормам здорового образа жизни. Следует отметить, что в семьях не созданы условия для формирования и разви-тия знаний и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей.

МОНИТОРИНГ И АКТУАЛИЗАЦИЯ

ПРОБЛЕМ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В. К. Пельменев, Е. О. Ширшова

Российский государственный университет им. И. Канта

Актуальность социологического мониторинга

здоровья и поведения детей школьного возраста

Значимость проблемы исследования состояния здоровья детей школьного возраста обусловлена особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека, а также наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных россий-ских школьников. Кроме того, именно подростки представляют со-бой потенциал трудового и популяционного ресурсов страны.

Состояние здоровья детей школьного возраста определяется це-лым рядом условий, среди которых немаловажное место занимает образ жизни, в первую очередь, поведение и те его особенности, ко-торые связаны с риском для здоровья. О влиянии таких особенно-стей поведения на организм подростка широко известно. Тем не ме-нее многие исследования, проводимые в различных регионах Рос-сии, показывают, что распространенность вредных привычек и дру-гих факторов риска в поведении школьников не только не снижает-ся, но зачастую имеет тенденцию к расширению. Это делает необхо-димым постоянное (систематическое, научно обоснованное) изуче-ние различных аспектов поведения школьников для разработки аде-кватных конкретным социально-экономическим условиям меро-приятий по профилактике негативных факторов.

Особое значение при этом приобретает перекрестно-националь-ный мониторинг поведения, связанного со здоровьем, и факторов, которые на него влияют. Актуальность исследование подтверждает-ся международным вниманием в проблеме. Всемирная организация здоровья проводит координацию международного проекта «Здоро-вье и поведение детей школьного возраста (HBSC)». Участие Кали-нинградской области в этой программе обеспечивается сотрудниче-ством факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физи-ческой культуры.

HBSC является примером отхода от традиций обычного плани-рования профилактики негативных факторов с профессиональным преобладанием здравоохранения. Его отчеты используются для соз-дания прогнозов, выявления новых тенденций в молодежной среде на основе перекрестно-национального сравнения, анализа взаимо-связей между биологическими и социальными факторами здоровья. Очень важно, что при этом ставится задача изучить не только факто-ры риска, но и позитивное здоровье, обеспечить его рекламу, опре-делить стратегию образования в области.

Выработка стратегии и технологии формирования позитивного здоровья включает в качестве первого шага социологический мони-торинг поведения детей школьного возраста. Социологический мо-ниторинг в педагогической системе - это способ организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педа-гогической системе и социальной инфраструктуре, который обеспе-чивает непрерывное слежение за ходом учебно-воспитательного процесса и условиями жизнедеятельности и дает возможность осу-ществлять прогноз их развития.

Его актуальность возрастает, если он проводится не только на уровне популяции в целом, но и с учетом условий, складывающихся в конкретном образовательном учреждении. В этом случае он позво-ляет оценить эффективность различных подходов к организации оз-доровительной деятельности. В этом плане стандартизированная в рамках HBSC программа имеет ряд преимуществ. Вместе с тем она лишь констатирует факты.

Специалисты указывают на необходимость многопрофильного анализа особенностей самоуправления и самосовершенствования, выявления возможностей для самореализации и решения основных целей образования в сфере физической культуры личности при со-циологических исследованиях поведения школьников.

В педагогическом плане большое значение имеют адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуальному состоянию человека, свобода выбора форм физической активности. Социальный аспект данной проблемы связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала личности имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека. Поэтому объективный анализ количественных и качественных показателей уровня физической активности и особен-ностей поведения детей школьного возраста, самооценки ими соци-ального, физического и психического здоровья, особенностей со-держания и организации физического образования, учет конкретных условий обучения в школе, проживания в семье и проведения досуга позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процес-са по предмету «физическая культура».

На основе применения системы средств и методов социально-педагогического мониторинга (в том числе создания баз данных со специальным программным обеспечением) выявляются и реализу-ются направления, связанные с разработкой и использованием соци-ально-педагогических технологий управления процессом формиро-вания физической активности учащейся молодежи. Таким образом, проблема организации социологического мониторинга здоровья и поведения детей школьного возраста требует четкого научно-мето-дического обоснования в соответствии с современными особенно-стями развития региона в целом и отдельных образовательных уч-реждений в частности.

И. Н. Cимаева

Российский государственный университет им. И. Канта

Психологические риски развития ребенка

в условиях образовательного учреждения

Под психологическим риском развития ребенка обычно пони-мают более или менее вероятную угрозу возникновения отрицатель-ных последствий самых разных по своей природе средовых и микро-средовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, трудностей об-щения со сверстниками до конфликтных отношений в семье и мн. др.

По нашему мнению, существенный вклад в это сегодня вносит и система образования, которая с раннего детства помещает человека в довольно агрессивную социальную среду.

Охарактеризуем наиболее явные психологические риски и ука-жем на их причины.

1. Одним из главных факторов риска при отрыве от матери и воспитания в дошкольном детском учреждении является эмоцио-нально-отвергающий тип взаимодействия ребенка с воспитателем и сверстниками.

2. Полоролевая идентификация протекает преимущественно в женском обществе и подвергается риску задержки или искажения как у мальчиков, так и девочек. Отдаленные последствия наблюда-ются в школьном возрасте в виде феминизации мальчиков и маску-линизации девочек.

3. Установка родителей на раннее обучение детей. Распростра-нение в детских садах учебных программ, ориентированных на счет и письмо, может «заглушить» творческие способности ребенка, а оценочный подход - навсегда сформировать у него ощущение не-удачника.

4. Риск формирования отклоняющегося поведения. Значительное количество детей, поступающих в школу, по мнению ведущих оте-чественных нейропсихологов, рождаются с различными нарушения-ми мозгового развития, приводящими к дефициту наиболее рано со-зревающих структур мозга. Именно нейропсихологический статус отклонений в развитии зачастую является причиной агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Этим объясняются подростковая жестокость, стремление к насилию, особенно в его массовых формах. Без адекватной коррекции такие дети попадают в группу риска.

5. Нарушения саморегуляции и развития сознания. Наиболее гу-бительно отклонения и индивидуальные вариации в развитии детей сказываются на функционировании более поздно созревающих структур, в частности, развитии речи и речевой саморегуляции. На-рушено построение предложений, при построении фраз «выпадает» подлежащее или сказуемое.

6. Кризы возрастного развития (семь лет, подростковый возраст) протекают в условиях обучения в школе в оценочной дисциплинар-ной системе, опирающейся на доминирование учителя. Это создает риск формирования у послушных учеников синдрома «приобретен-ной беспомощности». Как только учащийся переходит в либерально-демократическую систему обучения, исчезает внешнее принуждение к деятельности, улетучивается мотивация, человек становится бес-по-мощным.

7. Значительный урон психике детей наносит экстенсивный ха-рактер обучения, особенно завышенные требования общеобразова-тельных инновационных программ. Психологическая экспертиза безопасности ряда инновационных обучающих программ и пригод-ности их для конкретных младших классов выявила высокий уро-вень психоэмоционального напряжения, в котором находятся школьники первых классов городских школ. Стресс усугубляется высокими требованиями «ответственных» родителей и сопровожда-ется психосоматическими реакциями и признаками нервного исто-щения у половины детей, причем больше страдают дети с высоким интеллектом.

8. Фактором риска для развития ребенка является перекладыва-ние на школу не свойственных ей функций, в частности, дополни-тельного образования и организации свободного времени детей.

9. Отдельного внимания заслуживает риск, провоцируемый властными отношениями между учителем и учеником. В российском об-ра-зовании исторически сложились асимметричные властные от-но-шения, при которых давление необходимости приспособиться к взгля-дам педагога превалирует над необходимостью приспособить пре-по-давание к индивидуальным особенностям ребенка (или взрос-лого). Родители, как правило, поддерживают требования педагога и иг-но-рируют психологический дискомфорт ребенка даже в тех слу-ча-ях, когда имеются признаки унижения, оскорбления, проявлений не-ува-жения к личности, высмеивания детей. В результате обучение в шко-лах и вузах зачастую стимулирует и поощряет конформные сти-ли поведения.

Проблема властных отношений в педагогическом взаимодейст-вии - частное явление институционального кризиса образования - является фактором риска для психологического развития сферы во-левой регуляции, ответственности и мотивации детей.

Опасным следствием может быть непризнание учащимися рефе-рент-ной значимости образовательной среды образовательного уч-реж-дения - ребенок отрицает принятые там ценности и нормы, пы-та-ется покинуть школу.

10. Эмоциональное выгорание педагогов. По данным психологи-ческого обследования, только 11 % из обследованных учителей школ были психически здоровы, профессионально эффективны и не нуж-дались в психологической реабилитации. Эмоциональное истоще-ние, негативное отношение к человеку, переживание некомпетент-ности и неуспешности в своей деятельности, усталость, потеря вкуса к жизни и др. - вот симптомы наших учителей. Результаты тести-рования показывают, что причинами этого являются недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег и родителей (67 %); отсутствие возможности и условий для самореали-зации (35 %); отсутствие свободного времени и условий для полно-ценного отдыха. Без нормализации психологического здоровья педа-гогов не может быть и речи о формировании полноценной личности у учащихся нового поколения.

Изучение психологических рисков позволяет трактовать их как систематические события, нуждающиеся в общем регулировании. Исключительно важным является понимание того, что обнаружи-ва-ют-ся последствия опасных воздействий зачастую через много лет или тогда, когда поведение детей становится разрушительным и они по-па-дают в «группу риска», под надзор милиции и социальных ра-бот-ников.

Краткий обзор некоторых психологических рисков говорит о назревшей необходимости объединения усилий психологов, психо-те-рапевтов, врачей и социальных работников для снижения угроз раз-витию детей в условиях образовательных учреждений.

Г. М. Якушева

МОУ Центр психолого-педагогической реабилитации

и коррекции г. Калининграда

 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

ГИЛЬДИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Основная и неоспоримая задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Вне обучения развитие невозможно. Через что и как может школа реализовать эту непростую задачу?
Сегодня многие сходятся в том, что только индивидуализация позволит решить эту проблему. Причем не просто индивидуализация, а «индивидуализация интеллектуального развития личности на основе учета своеобразия познавательного опыта».
«Почему именно через интеллект?» М.А. Холодная, доктор психологических наук, профессор РАО, отвечает на этот вопрос так: «Интеллект - один из базовых психологических ресурсов человека... Психологической основой разумности является интеллект... Умный человек контролирует ситуацию... Интеллект - это механизм, порождающий новое знание, механизм, позволяющий хаос приводить в порядок... Интеллект - основа внутренней психотерапии...
Таким образом, занимаясь развитием интеллекта, мы тем самым занимаемся личностью целостно».
При этом она выделяет две основные задачи.
«Создание условий для актуализации наличного познавательного опыта данного ребенка».
«Создание условий для усложнения (но не перегруженности), обогащения и наращивания индивидуального опыта этого ребенка в максимально возможном диапазоне».
В каждом человеке заложена способность, толкающая его на реализацию своих возможностей. Изменение «Я-пространства» происходит через опыт во взаимоотношениях, эффективность обучения зависит от встречи двух индивидуальностей: учитель - ученик, учащийся - его сверстник. Чем гармоничнее они будут взаимодействовать, тем больше будет эффективность.
Насколько же востребован в школах индивидуальный опыт педагога и учащихся?
Сегодня школьное образование в основном строится на знаковой системе, на линейном мышлении, а не на пространственном, на запоминании, а не на понимании, на вербализации материала, а не на языке чувств – то есть обучение левополушарное. А ведь общеизвестен факт: чем больше загружаем что-то одно в психике или в физиологии, тем больше угнетаем другое, то есть чем больше однообразия, тем больше давления.
Мы соотнесли эту ситуацию с данными по изучению индивидуального познавательного опыта учителей и восьмиклассников и увидели, что...

    По типу ума в школе доминируют учителя-аналитики с логическим мышлением и школьники с художественным складом мышления, с действенно-практическим умом.

    Значимым каналом восприятия и переработки информации у педагогов и учащихся оказался кинестетический (телесный). И те и другие могут быть эффективными в обучении, общении, если будут видеть, слышать, думать, чувствовать, запоминать... телом. Но столь же равноценным зарекомендовал себя сформированный «думающий» канал, все контролирующий и реагирующий не на свои ощущения, а на обозначения, «ярлыки», словесные трафареты, шаблоны. Тело как бы говорит: «Хочу!», а «внутренний компьютер»: «Нельзя!».

    Если ребенок, воспринимая и перерабатывая информацию, находит свои образы, метафоры, сюжеты, символы и т.д., то информация сохраняется и воспроизводится достоверно. Искажение или незапоминание происходит из-за частоты использования одних и тех же чужих законов, конкретных (формальных, нормативных) образов, из-за отсутствия в них разнообразия.

    Нет разнообразия, нет и проживания чувств на уроках: высоко тревожны и педагоги и школьники. Лишь на 60% учителя проявляют уверенность в общении с детьми. Четырехлетнее изучение агрессивности у подростков показывает устойчивую тенденцию формирования таких чувств, как вина (100%), обида, раздражительность (от 60% до 80%).

О расхождении в мотивационной сфере педагогов и детей я писала в предыдущей статье (см. «ШП», № 8, 2000 г.).
Из сказанного видно, что оба субъекта образовательного процесса, не желая того, становятся заложниками внутреннего конфликта.
Не учитывая индивидуального познавательного опыта ребенка и опыта собственного, непродуктивно их используя, мы в лучшем случае занижаем планку развития личности, в худшем - блокируем его, программируем неуспешность в обучении и воспитании, порождаем разного рода комплексы и конфликты.
Что же является важным для интеллектуального развития?

1. Знание условий и механизмов развития человека, его закономерностей и динамики является основополагающим.
2. Преемственность, но не ступенчатая, как переход от звена к звену (детский сад - начальная школа - средняя школа), а возрастная. Преемственность в развитии мышления, восприятия, памяти, ведущей деятельности.
3. Учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы позволяют научить стратегиям освоения любого содержания и быстро научить ребенка, как самому учить себя.
4. Проживание знаний, умений, навыков.

Создать условия для проживания - значит наполнить жизнь ребенка событиями, в которых приобретается и анализируется новый опыт, проверяется приобретенный навык, идет поиск лучшего способа деятельности. Способности, которые позволяют ребенку найти свой путь в образовании и двигаться с осознанием своих предыдущих и последующих шагов, не формируются через общение с единственной областью знания или по четко поставленной взрослым цели, а возникают в результате встречи и отношения с чем-либо важным для него на данном этапе жизни.
Следует перейти от педагогического метода к социальной организации жизни в системе образования.

5. Инициирование творческого процесса.

В мире превалирует грамотность функциональная. Школьники фиксируют факты, запоминают чужие образы, отвечают на вопросы, которые не задавали... В результате ребенок становится субъектом культуры только в собственных авторских или соавторских произведениях. Вычленение кода текста, правила, формулы, наполнение его собственными смыслами позволяют создать свое произведение культуры. Врагом творчества являются страх, тревожность. Психологически комфортный режим обучения обогащает, расширяет палитру чувств и эмоций, через которые расширяется индивидуальный познавательный опыт.

6. Использование субъективных методов работы: сравнение учащегося с ним самим, а не с другими, мониторинг развития, освоения материала, осведомленности, внутренний контроль, а внешний только как помощь, - разворачивает ребенка к самому себе, актуализирует его значимость и неповторимость.

Конечно, описать все условия невозможно, тем более что индивидуализация зависит от возможностей конкретного региона, конкретной школы, конкретного учителя.
Что исключает интеллектуальное развитие? Насилие над умом, элитарность и чувство равнодушия.
Человеческое существо инстинктивно открывается навстречу тому, что его развивает или формирует, так как это органично природе (природосообразно), и противится воздействиям, не попадающим в логику развития.
«Безусловно, все дети разные, но все они равны с точки зрения права на развитие собственных интеллектуальных сил и учет уникальности склада своего ума» (М.А. Холодная).

Людмила ЕВЛАНОВА,
психолог информационно-методического центра,
г. Белов Кемеровской обл.

Спонсор публикации статьи: компания «РемБытТех» предоставляет услуги по ремонту и установке бытовой техники в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете заказать ремонт холодильников Электролюкс и многих других производителей, по выгодным ценам. Высокопрофессиональные специалисты проведут работы в удобное Вам время, с использованием оригинальных запчастей, проведя все работы в короткие сроки и в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предложением компании, и оставить онлайн заявку, можно на сайте http://rembitteh.ru

Школу сегодня безжалостно критикуют, и многие родители, провожая детей учиться, испытывают беспокойство. Вполне понятное, если учесть то множество слухов и мифов, которые окружают школьную жизнь. Пора уточнить смысл некоторых из этих расхожих суждений.
Тысячи мальчишек и девчонок совсем скоро переступят порог школы. Вместе с ними в школу войдут и родители. Современные люди, они активно обсуждают вопросы образования, знают, какова роль семьи в обучении, имеют четкое представление о хорошей школе и об идеальном учителе. Но хотя представления эти давно сформировались и передаются от одного поколения пап и мам к следующему, порой они – лишь миф. Причем миф довольно опасный: ведь во власти заблуждений могут оказаться и наши дети-школьники. А к чему нам лишние проблемы?
Итак, родительские заблуждения и комментарии к ним…

Миф № 1: «Школа – второй дом»

По количеству времени, которое ученик проводит в школе (полдня, а порой и весь день, то есть часто даже больше, чем дома!), это так. Но что мы вкладываем в понятие «второй дом»? Это место, где понимают и принимают любым. То есть самое безопасное на свете. Да, всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! Если ребенку неинтересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало.
Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение – достаточно жесткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Надо ли кому-то объяснять, что так называемая «классно-урочная» форма не позволяет создать комфортные условия для каждого? Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяются в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. Прибавьте к этому, что не каждый учитель – педагог с большой буквы, уроки порой неинтересные, дети, случается, шумят, а учителя (что уж скрывать!) повышают голос…
А уж если при всем этом ваш ребенок не такой, как все – не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре, – тут и самая комфортная среда бессильна.

Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребенка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом?

1. Поиграть с ребенком «в школу» – это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.
2. Установить возможно тесный контакт с учителем, познакомиться с родителями одноклассников.
3. Помогать учителю в проведении классных мероприятий: так дети увидят, что маме с папой важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция – это хорошо и верно.
4. Рассказать, что к учителю можно обращаться по всем вопросам.
5. Объяснить, как познакомиться и общаться с другими детьми.
6. Научить мирно решать конфликты (проиграть типичные ситуации, при которых могут произойти ссоры с одноклассниками).
7. Показать игры, в которые можно поиграть на перемене.
8. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у малыша без помощи родителей формируются трудно и долго.
9. Повторять дома то, что пройдено в школе, в нестандартной, игровой форме, чтобы ребенку самому была интересна эта работа.
10. Не ругать за ошибки, не сравнивать с другими, не требовать от малыша больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая сильно мешает успешности.
11. Соблюдать режим дня.
12. Хвалить даже за самые маленькие достижения.
13. Установить традицию: возвращаясь из школы, рассказывать, что там происходило, чему научился, что не получилось и т. д.
14. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.
15. При необходимости (если самостоятельно решить проблему вы затрудняетесь) обращаться за помощью к психологу.

Миф № 2: «Он обязательно будет отличником, ведь я сама прекрасно училась»

С одной стороны, социологи видят связь между успеваемостью ребенка и уровнем образования родителей: тем лучше, чем выше. С другой, ребенок не рождается клоном мамы и папы – он «свой». У него индивидуальные особенности развития, склонности, интересы. И совсем не факт, что он будет так же красиво писать, как мама, или так же быстро считать, как отец. Очень часто у родителей-математиков дети учатся на тройки именно по математике, у детей музыкантов отсутствует слух, и т. д. Никакой паники – это нормально!
Ненормально другое: когда мама чуть ли не с садика ждет от ребенка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звезд с неба не хватает. И вот оно, это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребенка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски и т. п.
Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость еще понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребенка.
Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени» – это сигналы о проблемах, с которым ребенку хорошо бы справиться. Так что, увидев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.
Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребенок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полетов» важно проводить в доброжелательном тоне.
Ребенок должен чувствовать, что его принимают любым – двоечником ли, отличником, что окружающие готовы помочь разобраться. Тогда мы, возможно, увидим и успехи.

Миф № 3: «Мы весь день работаем, а тут еще и учитель от нас чего-то хочет»

Действительно – хочет, и с этим ничего не поделаешь! Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников.
Но ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придется соблюдать определенные условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учебы – это посерьезнее мобильника. Почему же, отдавая ребенка в 1-й класс, мы уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придется признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. И если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.

Итак, родители должны:

1. Следить, чтобы ребенок пришел в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием.
2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.
4. Обучить ребенка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.
5. Объяснить важность и значимость учения. Потому что если бы ребенок был «чистой доской» или «полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения – наш общий труд.

Миф № 4: «За то, как учится ребенок, отвечают учителя. Им за это деньги платят»

Точно, платят. Но обязанностей у учителей очень много, и главная из них – качественное обучение. Учитель обязан дать знания, а родитель – проконтролировать, чтобы у ребенка были все возможности (и, конечно, желание) их получить и усвоить. Поэтому правило первое: если вашему школьнику хочется поделиться радостями и трудностями, показать тетради, поддерживайте это желание! Важно каждый день находить время на то, чтобы выслушать его рассказы, вникнуть, помочь. Чтобы не было формальных расспросов, приготовьтесь рассказать малышу о том, что происходило на работе у вас (в доступной форме, конечно). А вот ваше безразличие, ссылки на усталость и отсутствие времени могут привести к выводу о том, что учеба – дело не такое уж важное, и можно не напрягаться. В честных рассказах ребенка о школе есть и еще один плюс: вы своевременно узнаете о проблемах и сможете вовремя и адекватно отреагировать на происходящее.
И правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!
Порой родители искренне не понимают, почему ребенок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: «Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не мое». И как главный аргумент:
«Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно, так и было, особенно в начальной школе. А с учетом того, что современные программы усложнились и времени на их усвоение дается меньше, помогать необходимо каждому ребенку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определенная цель: научить его работать самостоятельно. Как?

Учим выполнять домашние задания самостоятельно

1. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребенок понял, зачем все это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать все самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания.
2. Следующий шаг – совместно-разделенная работа. Пусть малыш посильную часть домашнего задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.
3. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребенку готовить домашние задания без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания.на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.

Помните:

все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то – на протяжении 11 лет обучения. И оказывать ее необходимо ровно столько, сколько требуется.

Главная ошибка родителей – делать домашнее задание за детей.

А надо помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. А после того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык.

Миф № 5: «Учитель всегда прав»

Не всегда, конечно, он тоже человек и тоже допускает ошибки. Или не всегда может посмотреть на ситуацию объективно и отнестись к детям непредвзято.
Вот простой пример. На прием приходит мама с девочкой-второклассницей. Повод – школьный дневник, испещренный записями типа «Бегала на перемене. Примите меры». Мама полагается на учителя и регулярно «воспитывает» дочку, но без толку – замечания не прекращаются. А что говорит девочка?
- Все бегают на перемене, я не больше всех, всем пишут, мне не больше других.
Значит, проблема не у девочки, а у учителя, это ему надо помочь и как-то по-другому организовать перемены.

Вывод:

родители должны доверять ребенку, стараться в любой конфликтной ситуации выслушать обе стороны и не принимать поспешных решений. И сходу никого не обвинять.
Что скрывать, есть и такие родители, которые, что бы ни случилось, ругают учителя. Они и не пытаются разобраться: плохой – и все. Но подумайте о ребенке: получается, он учится у плохого учителя? Убивая веру ученика в педагога, обсуждая недостатки последнего при малыше, вы создаете проблему: не уважая учителя, ребенок и ко всему, что он говорит, будет относиться без уважения. И в итоге образуются пробелы в образовании.

Миф № 6: «Если ребенка обижают в школе, лучше смолчать»

Очень часто родители думают, что идти и разбираться в ситуациях по поводу обид и жалоб ребенка – это некрасиво, унизительно: «Подумаешь, обидели – и ты обидь. Сам разбирайся!»
Подход не совсем верный. Конечно, нет необходимости по каждому поводу бежать к директору или писать жалобы на сайт Министерства образования, но важно понимать, что ваш ребенок – несовершеннолетний, и его интересы представляете вы. Кто, если не вы, поможет ему в ситуациях несправедливости? И если все делать правильно, хуже
от участия родителей не будет.
Если любимое дитя, например, один раз дернули за косу или сбросили вещи с парты, ребенок вполне может разобраться сам.

Главное – научить, как действовать в конфликтных ситуациях. То есть:

  • не выступать в роли провокатора, сохранять самообладание;
  • не плакать и не бегать за обидчиком: ведь в большинстве случаев, дергая за косы и обзывая, он как раз и пытается привлечь внимание, и чем ярче ответная реакция, тем вероятнее он поступит так снова;
  • попытаться решать конфликтные ситуации словом: посоветуйте ребенку в ответ на действия обидчика… пошутить. Что-нибудь вроде: «У нас сегодня что – турнир по сбрасыванию вещей с парты? Я в нем не участвую!» или «Правда, у меня красивая коса?» Шутка поставит обидчика в тупик;
  • обращаться за помощью к учителю только тогда, когда ясно: собственными силами не справиться.
Вмешательство родителей совершенно необходимо, если ребенок жалуется на несправедливые действия учителя или на травлю со стороны одноклассников и любые жестокие действия в отношении него.

Что предпринять в данных случаях?

  • Пообщайтесь с учителем и выясните суть происходящего (в доброжелательной форме, что бы ни произошло!).
  • Если ситуация требует участия другого родителя и его ребенка, то позвоните или встретьтесь лично. Главное – сохранять самообладание, демонстрировать установку на сотрудничество и стремление разрешить ситуацию, в противовес желанию тут же наказать обидчика.
  • Порой полезна встреча двух сторон (родители + дети) – это дает возможность понять точки зрения каждого и прийти к единому решению.

Чего делать нельзя?

  • Приходить в класс и устраивать разборки с детьми, не выяснив суть конфликта и без согласования с учителем.
  • Скандалить, грубить, оскорблять.
  • Общаться с чужим ребенком без участия хотя бы одного из его родителей.

Миф № 7: «Образование у нас бесплатное, и никаких сборов денег быть не должно»

Формально да: бесплатную школу никто не отменял, уроки у нас бесплатные, школьные кружки в рамках дополнительного образования и отдельные учебники – тоже. Однако за что-то придется и доплатить.
Питание в школьной столовой, форма, канцтовары, учебники и тетради одноразового пользования, учебники не из федерального перечня, походы класса в кино, театр, цирк – все это оплачивается родителями. Плюс нужды класса. Они обычно зависят от представления родителей о комфорте и целесообразности: кто-то ставит в класс кулер, кто-то – диван, а кто-то вводит традицию отмечать всем классом дни рождения – с угощением, с подарками и т. д.
Кроме того, школа (при наличии соответствующей лицензии) может предлагать платные дополнительные услуги. Так что учеба – далеко не дешевое удовольствие.

Миф № 8: «Хорошая школа – та, где дети хорошо сдают ЕГЭ»

Высокие результаты ЕГЭ, количество отличников – все это, бесспорно, демонстрирует качество образовательного процесса. Но, к сожалению, абсолютно не является гарантией того, что вашему ребенку в данной конкретной школе будет комфортно.
На что действительно надо обращать внимание при выборе учебного заведения?
  • Другие дети ходят туда с желанием.
  • В школе много кружков и секций.
  • Администрация заботится о сохранении здоровья учеников…
  • …а также не экономит на обеспечении безопасности учебного заведения.
  • Стабильный педагогический состав, полный комплект учителей-предметников.
Все это не менее важно, чем результаты ЕГЭ – ведь, как уже было сказано выше, ребенок в школе не просто получает знания и пишет контрольные, но и проживает полноценную жизнь. И если школа ориентирована исключительно на передачу знаний, а оценки и успешность ставятся во главу угла, полноценного детства вашему чаду не видать. А разве
этого мы хотим для своих детей?
Понять, насколько порядки в школе соответствуют характеру вашего ребенка (именно ему, а не вашим родительским амбициям!), несложно. Почитайте отзывы в Интернете, поговорите с мамами и бабушками, которые поджидают детей после уроков, а также с самими детьми (причем желательно, чтобы дети были разных возрастов), изучите школьный сайт. И, разумеется, не постесняйтесь задать все интересующие вас вопросы директору при записи в школу.

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.