Сергей александрович есенин подробная биография. Где и когда родился Есенин Сергей? Биография, творчество и жизненный путь

Дата рождения: 3 октября 1895 года
Дата смерти: 28 декабря 1925 года
Место рождения: село Константиново, Рязанская губерния

Сергей Александрович Есенин - известный русский поэт, Есенин С.А. - последователь имажинизма и крестьянской лирики, родился 3 октября 1895 года в селе Константиново.

Его отец Александр Никитич Есенин был крестьянином, который переехал с семьей в Москву и работал приказчиком в небольшой мясной лавке.

Мать поэта Татьяна Федоровна Титова жила с мужем недолго, когда ребенку было 2 года она уехала работать в Рязань, а воспитывали Есенина бабушка и дедушка по линии матери.

Дед был зажиточным крестьянином, в доме также жили три дядьки Есенина, которые учили его верховой езде, плаванию и полевой работе. Большое влияние на творчество поэта оказали рассказы бабушки, которая познакомила внука с фольклором и народным творчеством. Именно ее рассказы, частушки и песни стали причиной любви Есенина к поэзии и подтолкнули его к написанию собственных стихотворений. Дедушка также обучил Есенина грамоте по церковным книгам.

В 1904 году Есенин начал обучение в земском училище села Константиново, а пятью годами позднее он поступил в церковно-учительскую школу, которую закончил в 1912 году с дипломом учителя. После получения диплома Сергей отправился в Москву к отцу, он работал вместе с отцом в мясной лавке, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина. В 1913 году он начала посещать Московский городской народный университет Шанявского.

Его первые стихи были опубликованы в 1915 году в журнале "Мирок". Писать собственные стихотворения он начала еще будучи ребенком. Учеба в церковно-учительской школе позволила ему улучшить мастерство стихосложения. Он продолжал активно писать, но возможность для публикации появилась только после переезда в Москву.


В 1915 после первых публикаций он познакомился с Городецким и Блоком. Эти имена уже были значимыми для русской литературы. В Петрограде Есенин начал военную службу и был назначен в Царское село. Однажды он даже выступил со своими стихами перед императрицей Александрой Федоровной.

Его первый самостоятельный сборник стихов "Радуница" увидел свет годом позже. Радуница - это наименование особого дня в крестьянском календаре, когда поминают умерших. Этим же словом называли весенние народные песни, веснянки. Трактовать название можно по-разному. Этот сборник, наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес ему общественное признание, обратил на него внимание критиков.

Есенин познакомился с имажинистами ближе к 20-м годам. Он сразу же увлекся идеями создания глубоких образов, метафорой. Именно после увлечения новыми идеями он выпустил множество сборников стихов, которые также были приняты публикой довольной тепло.

В этот период свет увидели сборники "Трерядница", "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва кабацкая" и большая поэма "Пугачев. Все эти издания стали достоянием публики с 1921 по 1924 годы. В это же время началась его поездка в Азию, откуда он привез новые впечатления, которые стали основой для цикла стихотворений под названием "Персидские мотивы".

Несмотря на активную гражданскую позицию Есенина, который сначала с восторгом писал о новой советской власти, а затем начал критиковать ее и сместился в оппозицию, настоящее признание ему принесли лирические произведения о природе и родине. Хрестоматийные "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери" и другие творения поэта известны каждому школьнику и были любимы современниками писателя.

Его творчество до сих пор актуально, а легко узнаваемый стиль стихосложения и настроение стали визитной карточкой поэта, который привнес много нового в русскую и мировую литературу.

Важные вехи жизни Сергея Есенина:
- Родился в Константиново в 1895
- Поступил в земское училище в 1904
- Поступил в церковно-учительскую школу в 1909
- Переехал в Москву в 1912
- Женитьба на Анне Изрядновой в 1913
- Рождение сына Юрия Есенина в 1914
- Выход первого стихотворного сборника "Радуница" в 1916
- Женился на Зинаиде Райх в 1917
- Рождение дочери Татьяны Есениной в 1918
- Рождение сына Константина Есенина в 1920
- Публикация сборников "Исповедь хулигана" и "Трерядница" в 1921
- Женитьба на Айседоре Дункан в 1922
- Публикация сборника "Стихи скандалиста" в 1923
- Публикация сборника "Москва Кабацкая", выход в свет поэмы "Пугачев" в 1924
- Смерть поэта в "Англетере" в 1925

Занимательные факты из биографии Сергея Есенина:
- Его сын Юрий был расстрелян в 1937 году
- Есенин покинул свою первую семью в 1914 году после рождения сына
- Вторая жена Есенина Зинаида Райх после развода вышла замуж за В.Э. Мейерхольда, известного режиссера, который дал свою фамилию двум детям Есенина
- У Есенина есть внебрачный сын, который предпочел оставить двойную фамилию Вольпин-Есенин
- Одна из поклонниц и любовниц поэта Галина Бениславская застрелилась на могиле поэта через год после его смерти
- Поэт встречался с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей, которая определила его в душевную лечебницу, откуда поэт и сбежал, а позже остановился в гостинице "Англетер"
- Смерть поэта до сих овеяна тайнами. Есть версия о самоубийстве поэта, а есть и другая версия, по которой поэта убили. В пользу последней свидетельствует его активная общественная жизнь, а также ожидание выхода следующего сборника стихов, которое было для него очень томительным и приятным, как он говорил друзьям.


Поделиться в социальных сетях!

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) – великий русский поэт, его лирические стихи представляли новокрестьянскую поэзию, а позднее творчество относится к имажинизму.

Детство

Вряд ли можно отыскать более русское место во всей огромной России, чем Рязанская губерния. Именно там, в Кузьминской волости в небольшом селе Константиново родился гениальный человек поэт Сергей Есенин, любивший свою Русь до щемящей боли в сердце. Так глубоко любить Родину, посвятить ей всю свою жизнь и творчество может лишь настоящий сын земли русской, коим и оказался маленький мальчик, появившийся на свет 3 октября 1895 года.

Семья Есениных была бедная крестьянская. Глава семейства Александр Никитич, будучи ещё ребёнком, пел в хоре при церкви. А в зрелом возрасте служил в московской мясной лавке, поэтому дома бывал наездами на выходные. Такая отцовская служба в Москве послужила поводом для разлада в семье, мать Татьяна Фёдоровна стала работать в Рязани, где сошлась с другим мужчиной Иваном Разгуляевым, от которого потом родила сына Александра. Поэтому Серёжу было решено отправить на воспитание к зажиточному старообрядцу-деду.

Так и получилось, что самое раннее детство Сергея прошло в деревне у бабушки с дедушкой по материнской линии. У деда с бабкой проживали ещё трое их сыновей, были они не женаты, с ними и прошли беззаботные детские годы поэта. Чего-чего, а отчаяния и озорства этим дядькам было не занимать, поэтому уже в три с половиной года они усадили маленького племянника на лошадь без седла и галопом пустили в поле. А потом было обучение плаванию, когда один из дядек сажал с собою маленького Серёжу в лодку, отплывал подальше от берега, снимал с него одежду и, как собачонку, бросал в реку.

Первые, ещё не совсем сознательные, стихи Сергей начал сочинять в раннем возрасте, толчком к этому послужили бабушкины сказки. По вечерам перед сном она очень много рассказывала их маленькому внуку, но у некоторых был плохой конец, это не нравилось Серёже, и он переделывал окончание сказок на свой лад.

Дед настоял, чтобы мальчик начал рано обучаться грамоте. Уже в пять лет Серёжа учился чтению по религиозной литературе, за что среди сельской детворы получил прозвище Серёга-монах, хотя слыл ужасным непоседой, драчуном и постоянно всё его тело было в ссадинах и царапинах.

А ещё будущему поэту очень нравилось, когда пела его мама. Уже в зрелом возрасте он обожал слушать её песни.

Учёба

В 1904 году, когда мальчику было 9 лет, его отдали в Константиновское земское училище. Обучение было четырёхклассное, но Есенин учился 5 лет. Несмотря на отличную успеваемость и постоянное чтение книжек, поведение у него было неудовлетворительное, за что и был оставлен на второй год. А выпускные экзамены всё-таки сдал на сплошные «пятёрки».

К этому времени родители Есенина снова сошлись, и у него родилась сестра Катя. Мама с папой хотели, чтобы Сергей стал учителем, поэтому после земского училища повезли его поступать в церковно-учительскую школу в село Спас-Клепики. В этот период он написал свои первые стихи:

  • «Воспоминания»,
  • «Звёзды»,
  • «Моя жизнь».

Чуть позже он составил два рукописных сборника стихов, его раннее творчество отличалось духовной направленностью. На каникулы Сергей приезжал к родителям в Константиново. Здесь он часто посещал дом местного священника, у которого была отличная церковная библиотека, Серёжа пользовался ею, возможно, это и сыграло роль в направлении его первых произведений. В 1911 году у Сергея родилась вторая сестрёнка Александра.

Переезд в Москву

В 1912 году Сергей окончил обучение в Спасо-Клепиковской школе, получил диплом, как «учитель школы грамоты» и сразу же уехал в Москву. Учительствовать он не стал, сначала устроился работать в мясную лавку, затем поступил в книготорговое товарищество «Культура», где немного послужил в конторе, после этого устроился помощником корректора в типографию. Работая на такой должности, у него появилась возможность сполна заниматься любимым делом – читать книги и писать стихи. Имея немного свободного времени, Есенин вступил в Суриковское литературно-музыкальное объединение, а также стал вольно слушать лекции на историко-философском отделении в Московском университете имени Шанявского.

В 1913 году на работе Сергей познакомился с Анной Изрядновой, которая трудилась там же на должности корректора. Они стали жить, не оформляя свои отношения официально, и в 1914 году у пары родился мальчик Юра (в 1937 его ложно обвинили и расстреляли). В это же время детский журнал «Мирок» напечатал стихи Сергея Есенина, это была первая публикация поэта.

Петроград, служба в армии и женитьба

В скором времени Есенин оставил свою гражданскую супругу с ребёнком и в 1915 году уехал в Петроград, где произошло его знакомство с поэтами Городецким и Блоком, им он читал свои стихи. Там его призвали на войну, но его новые друзья похлопотали и выбили для начинающего поэта назначение в Царскосельский военно-санитарный поезд, который принадлежал Государыне Императрице Александре Фёдоровне. Во время этой службы Есенин особенно сблизился с так называемыми новокрестьянскими поэтами.

В 1916 году увидел свет первый сборник стихов поэта «Радуница», который принёс ему популярность. Есенина стали часто приглашать в Царское Село, где он читал свои стихи императрице и её дочерям. Это были красивые лирические произведения о русской природе и старой Руси, которые всплывали в его памяти из материнских песен и бабушкиных сказок.

В 1917 году Есенин познакомился с актрисой Зинаидой Райх, с которой в скором времени обвенчался в церкви Вологодской губернии, а потом состоялась свадьба в питерской гостинице «Пассаж». В браке родилось двое детей – голубоглазая и белокурая дочь Таня, и сын Костя. Однако и эту семью Сергей оставил, когда его жена ещё была беременна вторым ребёнком. В 1921 году они официально оформили развод.

Имажинизм

В этот период, во многом благодаря знакомству с поэтом Анатолием Мариенгофом, Есенин увлёкся таким направлением в поэзии, как имажинизм. Увидели свет несколько его новых сборников:

  • «Исповедь хулигана»,
  • «Трерядница»,
  • «Стихи скандалиста»,
  • «Москва кабацкая»,
  • поэма «Пугачёв».

В 1921 году Есенин отправился путешествовать в Среднюю Азию, побывал в Ташкенте, Бухаре и Самарканде, потом поехал в Оренбургскую область и на Урал. Он гулял там по окрестностям и любовался природой здешних краёв, слушал местную музыку и поэзию, принимал участие в литературных вечерах, где читал для публики свои стихи.

Айседора Дункан

Вернувшись из Ташкента, в конце 1921 года у своего знакомого Якулова, Сергей познакомился с Айседорой Дункан, знаменитой танцовщицей из Америки. Поэт не знал английского языка, Айседора не могла свободно изъясняться на русском, тем не менее между ними вспыхнули чувства, причём весьма серьезные, потому что уже через полгода они поженились. Когда он читал ей свои стихи, она не понимала слов, но характеризовала это так: «Я слушала их потому, что это была музыка, и я чувствовала своим сердцем, что их написал гений» .

Общаясь лишь на языке жестов и чувств, они были настолько очарованы друг другом, что своим романом поражали даже самых близких друзей поэта, ведь Айседора была старше Сергея на 18 лет. Весной 1922 года Дункан предстояли длительные гастроли по Европе, куда с ней отправился и её Сергей Александрович, так всегда называла Есенина Айседора.

Поэт побывал во Франции и Бельгии, Германии и Италии, потом довольно длительное время жил в США. Однако там он понял, что здесь его считают лишь тенью великой Айседоры, начал слишком увлекаться алкоголем, что привело к скорому разрыву между супругами. Как говорила сама Дункан: «Я увезла Есенина из России, чтобы спасти его талант для человечества. Я отпускаю его обратно, потому что поняла: без России он жить не может» .

Возвращение в Россию

В конце лета 1923 года Сергей Есенин вернулся на родину. Здесь у поэта случился ещё один непродолжительный роман с переводчицей Надеждой Вольпин, от которого родился сын Александр. В газете «Известия» публиковались записи поэта об Америке «Железный Миргород».

В 1924 году Есенин снова стал увлекаться путешествиями по стране, много раз ездил на родину в Константиново, несколько раз за год побывал в Ленинграде, потом были поездки на Кавказ, в Азербайджан.

Вернувшись в Москву, Есенин всё чаще стал спорить с Мариенгофом, между ними начались разногласия и Сергей заявил, что уходит от имажинизма. После чего он всё чаще становился героем местных газет, которые писали о его драках, пьянстве и дебошах.

Осенью 1925 года он третий раз официально женился, его супругой стала Софья Толстая, внучка писателя Льва Николаевича. Но счастливым брак не получился изначально, постоянные пьянки поэта приводили к ссорам. Его состоянием была обеспокоена не только жена, но и советская власть. В конце осени Софья решила вопрос о госпитализации Есенина в московскую психоневрологическую клинику, об этом знали только самые близкие поэта. Но из клиники он сбежал, снял с книжки в сберкассе все деньги и уехал в Ленинград, где поселился в гостинице «Англетер».

Смерть поэта и память о нём

В этой гостинице, в номере № 5, 28 декабря 1925 года Сергей был найден мёртвым.
Уголовное дело правоохранительные органы возбуждать не стали, несмотря на то, что на теле имелись признаки насильственной смерти. До сих пор официально существует одна-единственная версия – самоубийство. Она объясняется той глубокой депрессией, в которой поэт находился последние месяцы жизни.

Есенина похоронили в последний день уходящего 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

В 80-е годы появились и всё больше стали развиваться версии о том, что поэта убили, а потом инсценировали самоубийство. Такое преступление приписывают людям, работавшим в те годы в ОГПУ. Но пока всё это так и остаётся лишь версиями.

Великий поэт успел за свою такую короткую жизнь оставить потомкам, живущим на Земле, бесценное наследие в виде своей поэзии. Тонкий лирик со знанием народной души мастерски описывал в своих стихах крестьянскую Русь. Многие его произведения положены на музыку, получились превосходные романсы.

Благодарная Россия помнит своего гениального поэта. Во многих городах установлены памятники Сергею Есенину, открыты и действуют дома-музеи в Константиново, Спас-Клепиках, в Санкт-Петербурге и Воронеже, Ташкенте и Баку.

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...

Годы творчества: Направление: Язык произведений: http://esenin.ru/ Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке .

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) (18951003 ) , село Константиново , Рязанская губерния - 28 декабря , Ленинград) - русский поэт , один из самых популярных и известных русских поэтов XX века.

Биография

Ранние годы

Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1875-1967), мать - Татьяна Федоровна Титова (1875-1955). В 1904 год у Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

В 1915-1917 Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером , впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого .

В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх , русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда . В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.

К 1918 - началу 1920-х относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов .

Гибель

Посмертное фото Есенина

По официальной версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ .

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэзия

См. также

Примечания

Ссылки

  • Классика: Есенин Сергей Александрович: Собрание сочинений в библиотеке Максима Мошкова
  • Сергей Есенин. Сборник стихотворений
  • Сергей Есенин в Антологии русской поэзии
  • Избранные произведения Сергея Есенина на русском и английском языках Перевод А. С. Вагапова
  • Есенин на Стихии
  • Юрий Прокушев. Слово о Есенине
  • Галина Бениславская. Воспоминания о Есенине
  • Виктор Кузнецов.

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».