Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя. Настоящая поэзия. Василий Дмитриевич Фёдоров «по главной сути…»

В теории мы знаем, что земля вращается, но на практике этого не замечаем. Со временем то же самое.

Мы не знаем, что будет завтра. Пусть оно просто будет. И пусть в нем будут все те, кто нам дорог.

Мы сами чувствуем, что все, что мы делаем - это капля в океане. Но океан будет меньше без этой капли.

Мы сами создаем все свои переживания. И всё, что мы сами создали, мы сами можем и уничтожить.

Главная тема для меня – любовь. Мы все хотим ее, но не знаем как получить, поэтому все, что мы делаем, - это всего лишь попытки найти счастье.

Наше эго уверяет нас, что мы, как снежинки, - уникальны, но на деле мы все хотим одного и того же: любви, прощения и шоколада.

Что касается ценностей. Никакого общего понимания ценностей не существует. Все произносят одни и те же слова, но вкладывают в них совершенно разные смыслы.

Жизнь – не те дни, что прошли, а те – что запомнились.

Все происходящее с нами сейчас - прямой результат того, что мы натворили в прошлом.

Мне трудно сказать, почему мне нравятся или приводят в восхищение те или иные люди, но я могу точно сказать, что те люди, которых я люблю, объединяет одно - они умеют заставить меня улыбнуться от всего сердца.

Все испытав, мы знаем сами,

Что в дни психических атак

Сердца, не занятые нами,

Не мешкая, займет наш враг.

Займет, засядет, нас разя…

Сердца!!! Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя!!!

В. Федоров, поэт

Школы! Школы! Они бывают разные. Просторные и тесные, светлые и не очень, маленькие и большие, построенные по последнему слову архитектуры, и деревянные, доживающие свой век под детское многоголосие.

Но какое бы ни было здание, – оно хранилище судеб, надежд, колыбель человеческих характеров. И если школа – хранилище, то учитель – хранитель маленьких растущих человечков и больших людей.

От позиции учителя зависит, какими вырастут вверенные ему дети, ведь тысячетонную лавину в горах рождает камешек, а крошечный толчок приводит в движение огромные силы. Важен импульс во всем и прежде всего в обучении и воспитании детей.

Ежегодно приходят в школы тысячи пытливых глаз и ежегодно уходят в большую жизнь сегодняшние и вчерашние школьники. У каждого неповторимая собственная судьба. Но нет такой судьбы, такой биографии, на которую не повлиял бы учитель, не подготовил бы почву для будущих урожаев, не вложил бы в нее семена разумного, доброго, вечного, ожидая благодатные всходы.

Кисть и карандаш, резец и перо, слово и мысль формируют, создают людей. Людей с большой буквы для будущих поколений – Великих людей.

И сегодня борьба за умы и сердца детей важна как никогда. И свой весомый вклад в эту борьбу должна внести школа. В школе ребята уясняют вопрос – по какому течению должен плыть корабль – только не против течения истории.

Учитель не должен мириться с охаиванием и оплевыванием наших ценностей и традиций, нашей советской истории, с прославлением до небес преступного капитализма.

Разве может мириться учитель с тем, что в наше смутное время все перевернулось: предательство стало доблестью, трусость – геройством, ложь и клевета – достоинством?!

На уроках должна быть правда и только правда о Советской истории, о вождях, революционерах, большевиках, коммунистах, о Великой Октябрьской социалистической революции, освободившей миллионы людей от векового гнета и рабства, о Советском народе-труженике, так много сделавшем для грядущих поколений, который

Не знал, что будет Беловежье,

Что будет он хулой распят,

Что отдан будет он невежде

Не одному, а всем подряд.

На уроках нужно рассказывать ученикам о предателях, подлецах и мерзавцах, которые по крупице, по песчинке, по камешку и кирпичику разрушили страну Ленина, Сталина, Гагарина, страну советского народа.

С этими словами нужно ступить на четкую полоску белого солнечного света и сделать шаг по солнечному лучу, который выведет на прежний простор жизнь в прекрасной Стране Советов.

Виноградную косточку

В теплую землю зарою.

И лозу – поцелую,

И спелые гроздья сорву.

Соберу всех ребят,

Расскажу о Советском Союзе,

А иначе зачем на земле

Этой вечной живу?! Зачем?

Эти слова должны быть созвучны с постоянными думами Учителя, с самой его жизнью. И от учителей во многом зависит, чтобы школьники не проводили свои лучшие годы в атмосфере ханжества, лжи, клеветы, лицемерия, чтобы они не выросли готовыми всю жизнь терпеть нищету и эксплуатацию, чтобы не стали отрядом деляг, которые уже через короткое время смогут на нас смотреть свысока благодаря звонкой монете и шелестящим купюрам в карманах, чтобы школа выпустила ребят подготовленными к труду на благо народа и Отечества и чтобы, вспоминая свои школьные годы, свою молодость, ваши воспитанники с гордостью могли произнести:

Бескорыстная юность моя!

Ты высокой была и красивой.

До тебя и на цыпочках я

Дотянуться не в силах!

Желаю вам, уважаемые коллеги, доброго здоровья и поздравляю вас с началом учебного года. Я верю в силу примера тех Учителей, которых советский народ назвал – Народный Учитель. Вас любят, вас ценят, вам доверяют своих дорогих детей, чтобы вы их направили по правильному пути.

Оправдайте доверие граждан России! Помогите своим честным учительским словом слепым – прозреть, глухим – услышать, немым – заговорить, малограмотным – осознать и прочувствовать суть политики антисоветского, антикоммунистического режима.

Дорогие Народные Учителя, хранители миллионов молодых сердец, миллионов разноцветных глаз, всего молодого и честного, что есть в России! Я уверена, Вы воспитаете таких юношей и девушек, которые каждым ударом своего сердца, каждым прожитым днем, всей жизнью своей будут достойными наследниками героических поколений отцов, дедов и прадедов, свергнувших класс угнетателей и эксплуататоров и построивших первое и единственное в мире социалистическое государство рабочих и крестьян.

Ваш старший товарищ,

педагог-ветеран А. Небога

В "Правду" пришло письмо от ветерана труда из Перми Николая Ивановича Сергеева. "На меня в свое время, - пишет он, - произвели очень сильное впечатление стихи, в которых были такие строки: "Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя". Но я, к огромному сожалению, не помню, кто автор этих стихов, да и полностью не помню их. Помогите".

Выполняя просьбу нашего читателя, сообщаем, что автор стихотворения "Сердца", о котором идет речь, - выдающийся русский советский поэт Василий Федоров (1918 - 1984). О масштабе его таланта Юрий Бондарев говорит так: "Я ставлю Федорова поблизости к Твардовскому". У Василия Дмитриевича, сибиряка по рождению, была характерная для советского времени биография.

Окончив авиатехникум в 1938 году, он был направлен на авиационный завод в Иркутске. И до 1947 года работал на авиационных заводах Сибири - технологом, мастером, старшим мастером. Одновременно писал стихи и в 1944 году поступил на заочное отделение Литературного института имени А.М. Горького. Первая книга "Лирическая трилогия" вышла в 1947-м, а поэма "Марьевская летопись" получила высокую оценку Александра Твардовского.

Затем были книги стихов и поэм "Лесные родники", "Марьевские звезды", "Дикий мед", "Третьи петухи", "Седьмое небо". Василий Федоров становится лауреатом Государственной премии РСФСР имени А.М. Горького и Государственной премии СССР. А самое главное - стало ясно, что в отечественную литературу пришел очень крупный талант, основная тема творчества которого - любовь к Родине, к Советской России.

Почему же сегодня страна не слышит стихов Василия Федорова ни по телевидению, ни по радио? Почему не отмечаются широко его юбилеи? Почему даже имя выдающегося поэта мало кому известно?

Эти вопросы с горечью ставились на прошедшем недавно вечере в Союзе писателей России. Там же, на Комсомольском проспекте, 13, открылась фотовыставка, посвященная Василию Дмитриевичу Федорову. Ее автор - замечательный фотомастер Анатолий Хрупов, который много снимал поэта, работая фотокорреспондентом "Правды", а потом - "Литературной газеты" и журнала "Советский Союз".

Публикуем фотографии с выставки, слово о герое вечера его ученика и продолжателя его поэтическогодела, а также несколько стихотворений Василия Федорова.

Все испытав,

Мы знаем сами,

Что в дни психических

Сердца, не занятые

Не мешкая займет наш

Займет, сводя все те же

Займет, засядет,

Нас разя...

Да это же высоты,

Которых отдавать

(Из цикла "Дикий мед",

Высокой дружбой

Похвалюсь.

Мои друзья -

Поэты, зодчие,

Но все сильнее

К вам тянусь,

Мои товарищи

Хвалюсь, -

Добра моя строка!

Но мысль одна

Бросает в холод:

Не разучилась бы рука

Держать при этом

Серп и молот.

(Из цикла "Третьи петухи",

Тем, жалким,

Что не нам поют,

Тем, что с врагами

Втайне ладят,

Тем, что Россию

За рубежом

Неплохо платят.

Узнав цену

Измен своих,

Вы думали спесиво,

Что платят вам

За вас самих,

А вам платили

За Россию!

(Из цикла "Прометеев цвет",

ВИКТОР КОЖЕМЯКО. ОБОЗРЕВАТЕЛЬ "ПРАВДЫ".

Е. Евтушенко - Василий Федоров

1918, Кемерово-1984, Москва. Сын каменщика, Федоров вырос в деревне. Закончил авиастроительный техникум в Новосибирске и до 1947 года работал в Сибири по специальности. В 1947 году вышла первая книга стихов в Новосибирске. Учился в Литинституте имени Горького. Лучшая поэма Федорова "Проданная Венера" посвящена тому времени, когда Сталин продавал за доллары шедевры мировой живописи из наших музеев, чтобы помочь индустриализации. Главная мысль поэмы - в строках "за красоту времен грядущих мы заплатили красотой". Из Федорова долго, но безуспешно делали классика при жизни - как бы Большую Берту, направленную против популярности поэтов-шестидесятников. Строки Федорова: "Сердца, не занятые нами, без выстрела займет наш враг", "Сердца, да это же высоты, которых отдавать нельзя!" - в годы застоя и борьбы с диссидентами беспрерывно цитировались в официальных статьях. Но человек он был безусловно талантливый, и я с удовольствием предоставляю место в этой антологии еще одному моему многолетнему литературному противнику.

Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост.Е.Евтушенко.- Минск-Москва:Политфакт, 1995.

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ

Р А З М Ы Ш Л Е Н И Я В С Л У Х...

Тем, жалким,
Что не нам поют,
Тем, что с врагами
Втайне ладят,
Тем, что Россию предают,
За рубежом
Неплохо платят.

Узнав цену
Измен своих,
Слепцы,
Вы думали спесиво,
Что платят вам
За вас самих,
А вам платили
За Россию!

*КНИГА ВЕРЫ*

ЕЩЁ О ЗОЛУШКЕ

Поэту, сравнившему себя с Золушкой

Когда неряха моет пол
Истории наследия,
Уже захлюстав свой подол,
Страшно её усердие.

За чистоту его борясь,
Казалось бы, неистово,
Она лишь переносит грязь
На половицы чистые.

Сегодня бал -
Скорей, скорей!
Бездумная головушка,
Так захотелось в сказку ей,
Что притворилась Золушкой.

Сегодня бал -
И, что скрывать,
На бал успела модница,
А пол за нею домывать
Придётся домработнице.

Сегодня бал.
На ножках лак.
Там - юный принц, заметь её! -
Забудет Золушка башмак
Размера сорок третьего.

По мне,
Пусть ходит на балы,
И потому тем более
Не доверяйте ей полы
В следах и крови и золы,
Оставленных Историей.

Всё испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
НЕ МЕШКАЯ займёт наш враг,
Займёт, сводя всё те же счёты,
Займёт, засядет,
Нас разя...
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.

Милый друг,
Хочу сказать,
Чтобы знал ты наперёд:
Радость надо нам искать,
А печаль
Сама найдёт.

Я ваших сочувствий
Не слушаю,
Чтоб из носу кровь потекла.
Борьба - это самое лучшее,
Что жизнь
Подарить мне смогла.

Писаталь некий
Предался врагу,
Сбежав от нас,
Ведёт себя болтливо.
Предательство
Не ново на веку.
Ещё один предатель -
Эко диво!

Он и впрямь
Какой-то разный,
Как редиска разноспелый:
Поглядишь - снаружи красный,
А раскусишь,
Видишь - белый.

Говорят,
Моя строка
Про любовь,
Что так горька,
Детям хуже яда...

Детям
Дайте Маршака,
А меня
Не надо.

Есть в дружбе
Доброе ядро,
Прекрасно слово - друг,
Но дружба -
Это не бюро
Приятельских услуг.

Любит совесть?
Нам не в новость
Доброта людей таких.
Негодяи любят совесть,
Когда совесть -
У других.

Негодяй!..
Стыда не зная,
Завершив позорный труд,
Почивал он,
Негодяи,
Видно, тоже устают.

Собака
Любит пост,
С начальством
Любит встречи,
Но отрубили хвост,
Вильнуть собаке
Нечем.

Кто любит сласть,
Тот сладости добьётся.
Была бы власть,
А подхалим найдётся.

Он говорит
И страстно и глубоко,
Но странно видеть
Сытого пророка.

Заботясь о своём
Довольно добром даре,
Он сберегал себя,
Как скрипку Страдивари,
Но, избежав всё зло,
Все страхи мук,
Он начал издавать
Фальшивый звук.

Как мы пишем?
Как летаем мы?
Все по-разному смелы:
Воробьи летают стаями,
Одинокими - орлы.

Все ворочают умами:
Ходит Пушкин
Между нами!
Где же?
Видимо, сей бард
Не имеет бакенбард.

Известный спор
Меж школами и школками
Закончу я,
В сознаньи правоты.
Хоть наши Музы
И ходили голыми,
Поэзия не терпит наготы.

Счастливая доля -
Гордиться друзьями.
Почётная доля -
Бороться с врагами.
Кто Родину любит,
Готовый на смерть,
Тот просто не может
Врагов не иметь.

Себе сказал
И говорю другим,
Всем говорю
С упорством постоянным:
Язык любви
Не может быть нагим,
Язык борьбы
Не должен быть туманным.

Обидят.
Оболгут.
Не мщу.
Боюсь во зле
Сойтись со спесью.
Я не спокойствия ищу,
Ищу любви,
Как равновесия.

Зло - бред,
И злые, как в бреду,
Приносят людям
Лишь страдания.
Да бережёт меня сознание:
Превысит зло -
И упаду!

Поэзией
Приписанный к векам,
К бессмертью слов,
Когда меня карают,
Как Будда,
Я не мщу своим врагам -
Они с годами
Сами умирают.

P.S.
Знающий читатель догадался,
в "Строфах века" строк сей данных - нет...

P.Р.S.
У ВАСИЛИЯ ФЁДОРОВА -
нет, как таковых, литературных противников,
они сами, "проявляясь", напрашивались и лезли к нему в "гости",
показывая свои низменные пороки...
Поэт России был одержим иными жизненными материями своей Родины,
не скатываясь на обочину "парадности" , "эстрадности" и "псевдо-борьбы"...
Всё его творчество вынесло проверку временем:
ОН ВОЗВРАЩАЕТСЯ К НАМ...

Р.Р.Р.S.
Своему родителю - Дмитрию Харитоновичу Фёдорову
Поэт посвятил воспоминания и маленькую поэму
*ОТЕЦ*, написанную в 1965 году.