Семинары практикум педагога психолога для воспитателей. Упражнение «Ролевая гимнастика». Упражнение «Доверительное падение»

Настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания.

Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие.

Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Самомотивация

Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния. Мне нужно 8 участниц.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас разминка.

Упражнение – энергизатор

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), - по алфавиту отчества, - по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Знакомство

Давайте познакомимся. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Встаньте в круг. По очереди назовите как бы вы хотели чтобы вас сегодня называли. Свое настроение, внутреннее состояние вам предстоит выразить по-разному. Вытяните карточки на них написано как вам нужно выразить себя (остальные угадывают).

Вывод: Иногда легче выразить себя с помощью образов, чем рассказать словами и найти подходящие слова. Почаще надо заглядывать в себя. В одних случаях это поможет вовремя себе помочь, в других – научит жить здесь и сейчас.

Прежде чем объявить вам цель нашей встречи хочу показать небольшой опыт.

Приглашаю вас присесть (участницы уже делятся на 2 команды пока садятся, стулья стоят вокруг 2 столиков на которых тоже есть вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки).

Проведём опыт. Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах) Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню - состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.)

Объявляется цель занятия-тренинга:

Цель нашего занятия - создать модель, которая помогла сохранить наше психологическое здоровье.

Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль).

Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать?

Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость.

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.)

Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно - коричневого цвета. Итак, приступаем

Закрутите крышку. Поделка готова!

Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Это можно делать в группах с детьми, красить соль можно с помощью мела.

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Как вы думаете, с помощью чего мы попытались с вами очистить наш стакан? (Соль, краски. пластилин, песок- это методы арт-терапии или творчества.)

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Нас ждет второе испытание.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.

Итак, разбиваемся на две команды, встали в шеренгу - рассчитайсь на кошечки и пантерочки. Кошечки вправо, пантерочки – влево.

Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):

  • (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
  • (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
  • (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
  • Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
  • впереди цель (пьедестал с медалью) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
  • Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
  • Бежит следующий участник.

Итог в форме интервью:


1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?

2. Что вы ощущаете?

3. Помогали ли вам ваших коллег?

4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?

5) Какие выводы вы для себя сделали?

7) А в жизни что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?

8) В жизни, вам что труднее всего бывает преодолеть, с чем справиться?

(Открывается таз с рыбками наполненный водой.)

Перед нами таз с рыбками. У вас есть удочки. ваша задача – пока звучит музыка наловить в ведро как можно больше рыбок. Музыка смолкает вы подходите к аквариуму. Делаем все быстро, а то рыбки задохнуться без воды.

Подходим к аквариуму и выпускаем только тех рыбок, которые будут являться для нас запасами сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Осталось угадать, как можно было назвать всех этих рыбок в аквариуме? (Можно применить мозговой штурм.)

Это наши ресурсы.

Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Рефлексия: Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?
Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?
Как это пригодиться в будущем?

Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи могут помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог - здоровые дети.

Упражнение «Аплодисменты» (2мин)


Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Цель: познакомить молодых практических психологов ДОУ с особенностями организации психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции общения.

Ход проведения семинара для психологов ДОУ

1. Организационная часть

2. Теоретическая часть

2.1. Упражнение «Дерево ожиданий»

Участникам предлагается на разноцветных листках написать свои ожидания и прикрепить их на дерево и стать в круг.

2.2. Упражнение «Волшебные очки»

Цель: сократить дистанцию ​​между участниками, способствовать установлению взаимопонимания, научить замечать хорошие черты коллег, доброжелательно относиться к товарищам, вызвать желание общаться.

Сообщает, что у него есть «волшебные очки». «Тот, кто их наденет, будет видеть в других людях только хорошее, даже те хорошие черты, которые человек скрывает. Вот я сейчас их примеряю. Какие же вы все красивые, веселые и умные ». Затем психолог передает участнику возможность примерить «волшебные очки», и хорошенько рассмотреть своего соседа. Возможно, они помогут заметить в товарище то, чего вы не видели раньше. Участники по очереди надевают «волшебные очки» и называют хорошие черты своих товарищей.

Объединение участников семинара в три группы.

2.3. Упражнение «Осенние месяцы»

Работа в группах

Задача: изобразить портрет ребенка, имеющего проблемы в общении

- агрессивного ребенка;

- ребенка с нарушениями речи;

- застенчивого, тревожного ребенка;

- гиперактивного ребенка.

2.4. Информационное сообщение «Группы детей с коммуникативными проблемами».

Общение - это взаимодействие двух и более людей с целью обмена информацией, эмоционального воздействия.

Во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение тех, с кем идет на контакт. Общаясь, люди постепенно взаимно сменяют друг друга.

Маленький дошкольник учится общаться и жить в окружающем мире.

Существуют определенные этапы развития коммуникативности детей дошкольного возраста.

3 - й год жизни

Формируется потребность в общении со сверстниками. Появляется новая форма общения - эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок демонстрирует сверстникам свои умения.

4 - й год жизни

Усиливается потребность в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию сверстников.

5 - й год жизни

Осознание своего места и роли в группе сверстников, формируется избирательное отношение к партнерам в общении.

6 - й год жизни

Ведущим новообразованием коммуникативной деятельности является способность к рефлексии - ориентация на взгляды, мысли, чувства других детей, оценка себя с позиции партнеров общения.

7 й год жизни

Новообразованием этого возраста является способность предвидеть возможные действия, поступки и оценки со стороны окружающих, что придает общению осознанный и произвольный характер.

В детском саду ребенок постоянно общается со своими ровесниками. Такое общение для него жизненно необходимо. Играя и учась, развлекаясь и работая, обмениваясь мыслями и обсуждая свои дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, ребенок приобретает навыки взаимоотношений. И от того, в какой форме он устанавливает контакт с детьми, зависит его умение сосуществовать среди сверстников.

Но довольно часто встречаются дети с неустойчивыми и негативными навыками поведения и общения, то есть агрессивные, застенчивые, замкнутые и тревожные дети.

Портрет агрессивного ребенка . Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.

Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.

Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.

Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско - детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.

Причины агрессивности

Семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)

Стремление привлечь к себе внимание;

Стремление получить желаемый результат;

Стремление быть главным;

Заниженная самооценка.

Задачи работы с агрессивными детьми:

Лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;

Предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);

Развивать умение слушать и понимать других;

Формировать положительное отношение к сверстникам;

Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;

Научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;

Учить брать ответственность за свои поступки.

Перечень диагностических методов определения агрессивности

Дети:

Наблюдение за поведением ребенка.

Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;

Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

Рисунок семьи;

Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».

Педагоги:

Анкета «Признаки агрессивности»;

Анкета для воспитателей детского учреждения.

Портрет замкнутого ребенка. Ведут себя скованно, неуверенно. Волнуются в новых ситуациях, боятся чужих людей, чем-то обеспокоены, часто неуравновешенные и плаксивые.

Особенности поведения замкнутых детей:

Недоверие и подозрительность к сверстникам;

Подавленное настроение;

Эмоциональная холодность;

Равнодушие товарищей.

Причины замкнутости:

Низкая самооценка;

Неуверенность в себе;

Завышенные требования родителей.

Задачи работы с замкнутыми детьми:

Формировать у детей желание общаться;

Развивать коммуникативные навыки;

Расширять круг общения;

Повышать самооценку, укреплять уверенность в себе.

Портрет гиперактивного ребенка . Гиперактивный ребенок привлекает к себе внимание, прежде всего чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью реакций. Он постоянно дергается, крутит что-то в руках, не может усидеть на месте, отвлекается сам и отвлекает сверстников.

Признаки гиперактивного ребенка:

Неспособный сосредоточиться на деталях;

Ошибается по невнимательности;

Неспособный доводить до конца задания;

Постоянно отвлекается на посторонние раздражители;

Постоянно что-то забывает;

Не может дождаться своей очереди.

Причины возникновения гиперактивности:

Генетические факторы;

Родовые травмы;

Изнуряющие соматические заболевания;

Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы и годы жизни;

Психосоциальные проблемы - взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания.

Задачи работы с гиперактивными детьми:

Установить правила поведения и систему поощрений и наказаний;

Дать возможность ребенку тратить избыток энергии через физические занятия, но не переутомлять - это приводит к снижению самоконтроля;

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

Научить управлять эмоциями;

Использовать элементы массажа, поглаживание.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Обучать приемам саморегуляции через использование релаксации, визуализации;

Обучать самомассажу;

Использовать игры на развитие координации движений;

Использовать игры для развития тактильного взаимодействия;

Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры)

Псхогимнастические упражнения с целью понимания эмоционального состояния детей;

Использовать работу с глиной, песком

Коррекционную работу строить поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая.

Портрет тревожного, застенчивого ребенка . Постоянно испытывают угрозу, пугливы, растеряны, не могут долго работать, быстро устают, трудно сосредотачиваются, какое - либо задание вызывает чрезмерное беспокойство, при выполнении задач очень напряжены, скованы. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение.

Причины тревожности

Нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;

Психологические травмы (испуг)

Завышенные требования к ребенку;

Постоянное сравнивание ее с другими детьми;

Развод родителей;

Высокая тревожность родителей, невроз или другие психические расстройства.

Задачи работы с тревожными детьми

Нет соревнований и видов работ на скорость.

Не сравнивайте ребенка с другими.

Способствует повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы она знала, за что.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения.

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

Не унижайте ребенка, наказывая его.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Диагностические методики для определения причин тревожности, застенчивости:

Дети:

- «Лесенка» - определение самооценки;

Рисунок семьи;

Кинетический рисунок семьи;

Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена).

Стандартизированное наблюдения. Социометрия.

- «Страхи в домиках».

Родители:

Тест на оценку уровня тревожности А. Захарова.

Нарушение речи - большая помеха в общении детей со сверстниками и взрослыми. Поэтому в дошкольном учреждении должно уделяться особое внимание процессу социализации ребенка с речевыми проблемами.

Одни дети могут даже не обращать внимания на свои недостатки, они охотно вступают в контакт со сверстниками, у них отсутствуют элементы застенчивости и уязвимости.

Другие чувствуют, в связи с дефектом речи, неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок (что выражается в протесте).

Но есть группа детей, которые фиксированы на речевом недостатке, глубоко переживают его. Для них характерна склонность к самоуничтожению, болезненность, выраженный страх, тревожность перед неизвестным, незнакомым.

Особенности эмоционально - волевой сферы:

Повышенная возбудимость;

Раздражительность;

Общая заторможенность;

Склонность обижаться;

Быстрая смена настроения;

Тревожность, неуверенность.

В тесном сотрудничестве с учителями - логопедами, воспитателями и родителями необходимо формировать у детей

Умение воспринимать и оценивать себя как личность;

Умение определять свое место в коллективе;

Готовность адекватно реагировать на ошибки и неудачи, принимать компромиссные решения;

Способность решать конфликты положительным путем;

Позитивное восприятие других детей, желание общаться с ними.

3. Практическая часть

(выполнение комплекса упражнений, направленных на коррекцию нарушений проблем в общении)

3.1. Упражнение «Опыт с водой»

Цель: познакомить с понятием эмоции и настроение, учить понимать собственные чувства.

Материал: 3 стакана с водой, чайная ложка, блестинки, кусочек глины.

К детям пришел мишка Винни-Пух. Посмотрите, дети, какой он добрый, веселый. Его любят все зверьки. У мишки хорошее настроение и водичка в стакане чистая и прозрачная. К мишке пришли друзья Пятачок и Зайчик. Они вместе играют, веселятся, танцуют, поют. Взрослый бросает в другой стакан блестинки и показывает детям:

«Посмотрите на водичку во второй стакане. Она блестит, переливается. Какая веселая и хорошая водичка, как и настроение у наших зверушек».

И вот мишка рассердился на Пятачка и начал его бить. Пятачок плачет, его обидели, а зайчик грустит. Всем зверям плохо. Взрослый бросает в третий стакан комочек глины и перемешивает. - «Посмотрите на водичку в третьем стакане. Какая она? Да, грязная и мутная. Это потому, что настроение у зверюшек испорчено, как водичка. Злость, обида, печаль спрятались в ней. Как нам исправить ситуацию, чтобы всем снова стало весело? Надо помирить друзей».

Дети поют мирилки. Взрослый ставит стакан с прозрачной водой и говорит: «Друзья помирились и у них снова хорошее настроение».

Дети, в каком стакане спряталось хорошее настроение? В каком веселое, радостное? А в какой злой, грустный?

А у вас настроение?

Давайте сейчас потренируем наши эмоции.

3.2. Упражнение «Мои эмоции»

Задание. Детям предлагается:

Обрадоваться, как цветы солнышку;

Нахмуриться, как осенняя туча, разгневанный человек;

Позлиться, как голодный волк;

Испугаться, как кошка, которая увидела собаку;

Улыбнуться, как хитрая лисичка, счастливый ребенок.

А сейчас мы с вами немного споем.

3.3. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: создавать условия для укрепления духа и тела.

Стоять нужно ровно, состояние спокойное, расслабленное. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А - положительно влияет на весь организм.

Е - хорошо влияет на щитовидную железу.

И - влияет на мозг, глаза, нос, уши.

В - связь с сердцем, легкими.

Я - влияет на работу всего организма.

Х - влияет на очищение организма.

ХА - улучшает настроение.

3.4. Упражнение «Обезьянки»

Цель: стабилизировать, оптимизировать атмосферу в группе; развивать умение координировать вербальную и двигательную активность; формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения.

Мы малыши - обезьянки (приседают, руки согнуты в локтях, пальцы растопыренные).

Дом наш - в джунглях на полянке.

Любим банан жевать (сжимают и разжимают пальцы перед ртом),

Бросать кокосы (имитируют бросок),

Качать лианы (поднимают и опускают руки, расшатываются влево и вправо).

Широко открыть рот (открыть рот)

И дразнить весь народ (высовывают язык).

Показать ушки людям (тянут руками себя за уши),

Вверх на цыпочках прыгать (прыгают на месте),

Громко - громко что-то кричать (громко выкрикивают гласные звуки «а», «о», «у»

А теперь мы остановились (опускают руки)

И на землю опустились (успокаиваются, садятся на место).

3.5. Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»

Цель: развитие саморегуляции и самоконтроля.

Участники внимательно следят за сигналами. Когда психолог поднимает красную ладонь - «кричалку», можно бегать, кричать, петь; желтую ладонь - «шепталку» - можно тихо двигаться и шептать, на сигнал «молчанка» - синяя ладонь - все должны замереть на месте или лечь на пол и не двигаться. Закончить игру следует «молчалками».

3.6. Упражнение «Тух - тиби - дух»

Цель: выработка навыков ослабление негативных эмоций, обучение нормам поведения в ситуации агрессивности.

Я скажу вам по секрету волшебное слово. Это заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по - настоящему, нужно ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито произнесите «волшебное» слово. Чтобы это слово подействовало, нужно говорить его глядя в глаза человеку, который стоит перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя и должны участники произносить слово «тух - тиби - дух» сердито, через некоторое время они не смогут не смеяться.

3.7. Упражнение «Встреча»

Необходимо рассчитаться на «Добрый», «Веселый» и стать в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу и, используя невербальные средства общения, поочередно поздороваться с каждым участником противоположного круга так, как будто они встретили:

Друга;

Врага;

Первую свою любовь;

Незнакомца;

Директора;

Маленького ребенка.

Обсуждение:

Какие ощущения были, когда вы встретились с другом, незнакомцем, директором?

Как изменились жесты, движения, эмоции? Какие были трудности?

Ведущая обобщает:

В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы действуем по - разному.

3.8. Упражнение «Руки»

Цель: знакомить участников с невербальными формами общения, помочь преодолеть замкнутость, скованность.

Упражнение выполняется в парах. Психолог говорит фразу, а все повторяют ее:

Руки знакомятся;

Руки здороваются;

Руки обнимаются;

Руки ссорятся;

Руки мирятся.

3.9. Упражнение «Письмо в руке»

Цель: научить фиксировать ощущения, связанные с определенными образами на основе тактильных ощущений, формировать навыки эмпатии.

Участники стоят лицом друг к другу. Один закрывает глаза и протягивает правую раскрытую ладонь к другому участнику.

«Зрячий» партнер должен нарисовать (написать) словом, одну фигуру или образ. «Слепой» участник должен расшифровать фигуру, образ или слово и сказать партнеру, что он нарисовал.

3.10. Упражнение «Рисование одним карандашом»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, развивать навыки восприятия, способность тонко чувствовать партнера; формировать навыки взаимопонимания.

Участники садятся за свои столы. Каждая команда получает лист бумаги, карандаши. Команда рисует картинку, сидя за одним столом. Участники не должны разговаривать, договариваться о том, что они рисуют. Можно только смотреть друг на друга, чтобы отгадать что хотят партнеры. После завершения упражнения участники демонстрируют свои работы.

3.11. Составление схемы психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции в общении в условиях ДОУ:

1 группа описывает методы диагностики;

2 группа описывает особенности коррекционной работы;

3 группа описывает работу с родителями;

4 группа описывает направления работы с воспитателями.

Ведущая - А теперь представители от каждой группы озвучат результаты коллективной работы.

4. Заключительная часть

4.1. Подведение итогов занятия.

4.2. Вручение памяток по системе работы психолога ДОУ с детьми, родителями и педагогами по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей.

Психолог:

Коррекционную работу следует вести параллельно с ребенком, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо сосредоточиться на изменении негативной установки в отношении к ребенку на позитивную и стиля взаимодействия с ребенком. Я всем вручаю памятки, которые будут Вам полезны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении.

Памятка

Коррекционная работа с замкнутыми, застенчивыми и тревожными детьми

1. Включение в занятия задач на коррекцию речевых нарушений, коммуникативной сферы, повышение самооценки, развитие нравственной и эмоциональной сферы.

2. Установление положительного контакта между участниками. На первых 2 - 3 занятиях важнейшими станут невербальные формы общения.

3. Использование коллективных форм работы, направленных на открытие для детей красоты окружающего мира, повышение самооценки и восприятия себя.

4. Использование различных форм арт - терапии, музыкальной терапии.

Коррекционная работа с агрессивными:

1. В комплекс коррекционных методик следует включить обучение детей навыкам саморегуляции.

Прежде чем перейти к действию, скажи себе «Стоп». (Можно нарисовать знак «Стоп» в виде кружочка, внутри которого большими буквами написать «Стоп». Раскрасить его вместе с малышом в спокойные тона: желтый, синий, голубой, золотистый. Этот кружок лучше положить в карман брюк. Перед тем как сделать агрессивное действие, предложите ребенку подержаться за этот знак.)

Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни, посчитай до 10.

Прежде чем кого-то ударить, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз).

2. Упражнения на развитие и коррекцию внимания, эмоциональной и коммуникативной сферы, самоконтроля, тонкой и общей моторики, снятие физического напряжения.

3. Для установления эмоционального контакта между участниками группы следует использовать скороговорки, направленные на сплоченность группы или жест приветствия.

5. Надо предоставить возможность для выхода энергии, при этом пытаясь перевести ее разрушительное действие в безобидную сферу (рвать бумагу, использовать различные физические упражнения). Элементы танцевальной терапии помогут снять эмоциональное напряжение, поддержать позитивный настрой.

6. Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания, возбуждения и торможения, создание ситуаций успеха.

7. На занятиях целесообразно использовать цветотерапию в сочетании с пальчиковыми играми, так как развитие мелкой моторики стимулирует деятельность зон коры головного мозга.

8. Стабилизация эмоционального состояния детей обязательно в конце занятия. Достичь этой цели можно разными способами: релаксация под музыку, дыхательная гимнастика.

Коррекционная работа застенчивым ребенком:

Следует расширять круг знакомств своего ребенка, чаще приглашать к себе друзей, брать малыша в гости к знакомым людям, учить ребенка спокойно реагировать на новые места и людей.

Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, пытаться полностью оберегать его от всяких опасностей, не делайте сами все за ребенка, дайте ему свободу деятельности.

Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

Привлекайте ребенка к различным поручениям, связанным с общением, создавайте ситуации, в которых стеснительному ребенку пришлось бы вступать в диалог с незнакомыми взрослыми (в магазине, на улице, в детском парке).

С агрессивным ребенком:

Следует помнить, что запрет и повышение голоса - неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения, можно надеяться на то, что агрессивность будет преодолено.

Показывайте ребенку личный пример позитивного поведения. Не допускайте проявлений гнева или критических высказываний о своих друзьях или коллегах.

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, перенести ее на другие объекты. Позвольте побить подушку или разорвать бумагу на мелкие кусочки, покричать в «мешочек для крика», и вы увидите, что агрессивность снизится.

Пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

С гиперактивным ребенком:

Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером;

Снизьте рабочую нагрузку на ребенка;

Делите работу на более короткие, но частые периоды. используйте физкультминутки.

Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

Во время занятий сажайте ребенка рядом со взрослым;

Используйте тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания, объятия)

Давайте четкие, краткие инструкции;

Используйте гибкую систему поощрений и наказаний;

В своих взаимоотношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.

Хвалите его каждый раз, когда он это заслужил, замечайте успехи.

Это позволит закрепить уверенность в своих силах.

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;

Говорите сдержанно, спокойно и мягко;

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

Поощряйте ребенка ко всем видам деятельности, требующих сосредоточения внимания (например, работа с кубиками, конструктором, раскраска, рисование, лепка пластилином, глиной, игры с песком)

Поддерживайте дома четкий распорядок дня;

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

Задачи должны быть простыми и конкретными, скажем «Почисти зубы. А теперь одевайся».

В комнате ребенка должно быть как можно меньше предметов, игрушки должны быть расставлены так, чтобы не отвлекали внимание.

4.3. Обратная связь

А сейчас хотелось бы узнать, сбылись Ваши ожидания относительно проведенного семинара. Взгляните на наше «Дерево ожиданий», где вы приклеили ожидания-листочки.

4.4. Ритуал прощания

Ведущая: А сейчас мы все встанем в круг друзей, возьмемся за руки, и поочередно пожелаем всем нам чего-то достичь в нашей деятельности, того что станет эффективным и полезным для начинающего психолога.

Новый стандарт дошкольного образования существенно изменяет образовательную среду в детском саду, определяет место видам и формам использования психологических знаний в организации среды дошкольного учреждения. Особое место занимают создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и психическое здоровье детей. Поэтому на данном этапе развития системы дошкольного образования появилась потребность в организации психологического сопровождения внедрения образовательного стандарта на уровне каждого детского сада. Важной составляющей является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного прцесса.

Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.

Для решения педагогических проблем служат следующие психологические приемы, знание которых помогает воспитателю быть эффективным и компетентным в своей деятельности. Педагог, обладающий психологическими знаниями, использует их истолкования, понимания и отображения различных мотивов поведения воспитанника, его состояния, педагогических ситуаций, и т.п.

Психологический климат- это преобладающий в коллективе эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями, . Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.

Социально-психологический климат - это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений. Эта сторона межличностных отношений выступает как связь психологических условий, способствующих или препятствующих взаимодействию взрослых с детьми или сверстников. Еще социально-психологический климат - это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это соединение эмоционального и интеллектуального - настроений, отношений, чувств детей.

Социально-психологический климат может быть благоприятный и неблагоприятный.

Вопрос: Какими характеристиками обладает благоприятный психологический климат в группе?

Признаки благоприятного социально-психологического климата:
в течение всего дня хорошее настроение детей;
свободное отправление детьми всех естественных потребностей,
доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
умение детей занять себя делом;
возможность уединиться;
со стороны взрослых отсутствие давления;
знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
желание участвовать в деятельности коллектива;
удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.

Этот простой анализ психологического климата в группе детского сада. Разумеется, точной оценки он не дает, так как основан на наблюдении психического состояния. Но, по результатам этого анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной группе и определить средства его возможной коррекции.

Кроме того, вы можете использовать критерии оптимального уровня, как ориентиры в своей работе, к которым нужно стремиться.

Какие проблемы неблагоприятности психологического климата встречаются в вашей практике чаще всего?

Ответы с места

В каждом индивидуальном случае могут быть свои «слабые зоны», тем не менее можно выделить общие направления, по которым стоит работать в первую очередь

Направления в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе.

3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы

Давайте познакомимся с практическими методами и приемами, которые помогут создать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Но для начала проанализируем, какие трудности существуют в работе воспитателя, что может мешать этой работе.

Назовите причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата

Основные трудности:
— недостаток психологических знаний
— нехватка времени, большая учебная нагрузка
— количество детей в группе

Каким образом можно преодолеть трудности, многие из которых не могут быть просто «отменены»? Необходимо использовать имеющиеся ресурсы,а также подобрать максимально эффективные методики и приемы, требующие небольшой подготовки.

Предметно-развивающая среда:
— зона уединения,
— зона художественного творчества (пластилин, бумага, карандаши, песок, вода и т.д.)
— зона физической активности (кегли, мячи, коврики)

Режимные моменты:
— утренний прием
— время до и после прогулки
— прогулка
— время засыпания и пробуждения детей
— вечернее время
— динамические паузы в течение дня

Прежде чем педагог будет заниматься формированием благоприятного психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами поведения в группе (со старшими – можно обсудить вместе с детьми, как надо поступать, чтобы жить дружно, младшим – рассказать в доступной форме). Эти правила можно разместить на видном месте и обращаться к ним в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение. Это могут быть, например, правила кота Леопольда или другого персонажа.

Предлагаю вам сейчас создать такие плакаты с правилами, ориентируясь на признаки благоприятного психологического климата. Учитывайте, что правила должны быть понятными детям, можно использовать рисунки, символы. Плакат должен привлекать внимание детей,быть красочным, но главное, — он должен «работать», то есть воспитатель использует его постоянно, оценивая поведение детей и постепенно приводя их к самостоятельности в оценке своих поступков.

Работа с плакатами (в подгруппах, ватманы, фломастеры), представление плакатов

Итак, вернемся к основным направлениям нашей работы:
Мы определили четыре направления работы, а сейчас я предложу вам способы и приемы работы по данным направлениям.

Приемы и упражнения проигрываются участниками (подгруппы)
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
— игры «Петушиные бои», «Бирюльки» (проиграть) и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток (проиграть))
— выплеск физической агрессии (сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, кидание мягких мячиков, мешочков с песком)

2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
— спокойные игры, рисование в зоне уединения (индивидуально)
— методики релаксации («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо» (проиграть), отдых на ковре или в кроватках перед сном в сочетании с расслабляющим дыханием)
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток)

3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы,
— игры на умение видеть вдругом хорошие качества «Волшебная труба» (проиграть), «Волшебный стульчик»
— игры на тактильные ощущения «Ласковые волны» (проиграть), «Слушаем сердечко», «Поздороваемся»
— игры в парах («Проведи через препятствия») и подгруппах («Остров») (проиграть)

4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
— игры «Пианино», «Передай движение»,
— подвижные игры с правилами (на улице), игры с правилами (настольные и малой подвижности – в группе)
— игры на обучение осознанию и выражению эмоций («Психогимнастика», «Камушек в ботинке», «Азбука эмоций») (проиграть)
— чтение литературы (и специальных сказок) с обсуждением поступков героев
— индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах (в утреннее и в вечернее время).

Сейчас я предлагаю объединить все полученные знания и заполнить таблицу, в которой вы можете запланировать проведение приемов по формированию благоприятного психологического климата. Она пригодится вам и в практической деятельности.

Работа в подгруппах по заполнению таблицы

В завершение нашей работы хотелось бы коснуться еще одного аспекта. Когда мы с вами говорим о благоприятном психологическом климате в группе, то предполагаем зачастую благополучие именно детей. Но не стоит забывать, что и педагог – часть коллектива группы, со своими чувствами, ожиданиями, и проблемами. Именно педагог определяет и поддерживает тот или иной психологический климат, зависит от воспитателя очень многое, поэтому своему психологическому состоянию важно уделять внимание и время.

Все вы слышали о синдроме профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание - это синдром,который развивается на фоне стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания - опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьмии и чья деятельность связана с общением. Это большая тема и сегодня я лишь упомяну о ней. Но без здорового психологического климата в душе педагога невозможен благоприятный психологический климат в группе.

Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в коллективе детей:
личностные качества воспитателя
профессиональные качества
ориентация педагогов на эмоциональный комфорт детей, это является следствием профессиональной и личностной подготовленности к действиям, которые формируют благоприятный психологический климат.

Название: Семинар для педагогов «Как создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду в ДОУ»

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида
Месторасположение: г. Мончегорск, Мурманская обл.

Семинар-практикум для педагогов "Методы саморегуляции"

Борисова Ксения Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ д/с №61, Киселевского городского округа.
Описание: Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни. На данном семинаре-практикуме педагоги ДОУ познакомятся с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции. Материал будет полезен педагогам-психологам ДОУ,воспитателям.
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
познакомить с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции;
создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой.
Участники: группа педагогов от 10 до 12 человек.
Продолжительность –1 - 1,5ч.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Звучит музыка. Участники заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
Психолог: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» (Приложение 1)

2. Информационная часть

«Естественные способы регуляции организма и саморегуляция»

Психолог: Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.
Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да. Для начала важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете.
Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”
Работа в микро группах.
Зачем педагогу умение владеть собой?
Как боретесь с негативными эмоциями?
Обсуждение
Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Психолог: А специалисты, занимающиеся проблемой регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные приемы. Именно их и называют методами саморегуляции (или способами самовоздействия), подчеркивая в них активное участие человека.
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

3. Практическая часть

«Знакомство с банком способов саморегуляции и самовоздействия»


Психолог: Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Выполняется 1-2 упражнения. (Приложение 2)


Психолог: Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность быстро восстановить силы. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Выполняется 1-2 упражнения. (Приложение 3)

III. Способы, связанные с воздействием слова.
Психолог: Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самоприказы. Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
Самопрограммирование.
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
- Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
- Мысленно повторите текст программы несколько раз.
Самоодобрение (самопоощрение).
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

IV Способы, связанные с использованием образов.
Психолог: Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Чтобы использовать образы для саморегуляции, прибегайте к следующему:
- Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте зрительные образы, события (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
- При ощущении напряженности, усталости сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза; дышите медленно и глубоко; вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут; откройте глаза и вернитесь к работе.
Представьте себе конфликтную ситуацию, проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, пульсация). Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами.

V Способы активизации ресурсного состояния.
Психолог: Находясь в ресурсном состоянии, вы сможете гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье окружающих. Например, вы едете в транспорте в прекрасном настроении, резкое торможение - и массивный мужчина наступает вам на ногу. Что вы делаете? (доброжелательно, с юмором выходим из ситуации.) А теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (Кричим, обижаемся, злимся, даже слезу пускаем.) В чем разница? В ресурсном состоянии.
Далее предлагается упражнение, которое поможет активизировать ваши ресурсы. Помните, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, чего вы в действительности хотите.
Поэтому давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата, то есть в состояние умиротворения.

Упражнение на релаксацию «Мудрец из храма»
Упражнение выполняется под тихую музыку, настраивающую на размышление.
Психолог: Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.
Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух спокойно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается вверх по руке… До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется…
По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш взор обращается к пальцам левой руки.
(Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.)
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Есть еще один источник тепла в нашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органами и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать…
Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко и ритмично…
Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица. Уходит напряжение из скул… Из челюстей… Губы сталкиваются мягкими и податливыми… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки перестают подрагивать… Они просто сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий прохладный ветерок омывает ваше лицо… Он приятен и добр – этот воздушный поцелуй… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется ритмично…
Ваше тело наслаждается полным покоем. Напряжение спадает, растворяется уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией…
Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава поднимается до колен, лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.
Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм - место тишины и спокойствия, место для размышления и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой Дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы поднимаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма царит полумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах - старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, - большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас.
Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, - и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали...
Возможно, старец хочет что-то подарить вам. Примите с благодарностью его подарок.
Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что он встретился с вами...
Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите па лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату…
Сейчас я начну считать от 7 до 1. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру 1 и вы станете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
(С этого момента голос ведущего должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.)
Итак, 7… Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. 6… Ваши мышцы наполняются силой и энергией… Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений и вы сможете легко встать и начинать двигаться… 5… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать… Расслабленность заменяется собранностью… 4… Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. 3… Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. 2… Не открывая глаз, поворочайте головой. Вы спокойны и уверены в себе. 1… Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Обсуждение:
Ведущий просит участников нарисовать предмет, который мудрец подарил им, или наиболее запомнившийся образ. Затем участники и ведущий интерпретируют символы, представленные на рисунках. Участники дел я тс я своими впечатлениями.

4. Заключительная часть.

Обратная связь:
– Самым полезным для меня было…
– Мне понравилось…
– Я хотела бы изменить…
Благодарю всех за работу!

Литература:
1. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Выпуск 1. – Волгоград, 2009
2. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
3. Семенова Е.М. Тренинги эмоциональной устойчивости. – М., 2005

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Краткое описание психологического значения цветов:
Желтый - яркие положительные чувства, интерес, стремление к общению, веселость.
Красный - активность, как положительная (радостный), так и отрицательная (агрессивность), возбуждение.
Синий - спокойствие, некоторая холодность, потребность в приятном общении.
Зеленый - настойчивость, иногда упрямство, уверенность, стремление реализовать свои желания, потребность в познании мира.
Фиолетовый - чувствительность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация.
Коричневый - напряжение, антипатия, чувство вины.
Серый - безразличие, усталость, слабость, пассивность, стремление побыть в одиночестве.
Черный - негативизм, выражение протеста, отвержения.

Приложение 2
I. Способы, связанные с управлением дыханием.
Управление дыханием.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3--4--5-6; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Техника дыхания «Пушинка»
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Техника дыхания «Шарик».
Закройте глаза и представьте легкий пинг-понговый шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик также медленно опускается вниз. Вдох - шарик медленно поднимается вверх, выдох - мягко опускается вниз.

Приложение 3
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Упражнение на расслабление различных групп мышц.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; прочувствуйте это напряжение; резко сбросьте напряжение - производите это на выдохе; сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы).

Упражнение «Сосуд с жидкостью».
Примите удобную позу. Закройте глаза и начинайте представлять себе, что в ваши пятки через подошвы ног (или с макушки) начинает поступать поток теплой вязкой жидкости золотистого или серебристого цвета. Ваше тело - пустой сосуд, в который с приятными для вас ощущениями тепла и тяжести заливается извне эта жидкость. Эти представления должны сопровождаться реальными ощущениями тепла и тяжести. Мышцы при этом становятся вялыми и расслабленными.

Упражнение «Волна расслабления».
Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении.

Цель:

Ознакомление педагогов с правами ребенка;

Предупреждение насилия над детьми;

- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

План проведения семинара-практикума

1. Приветствие

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы

3. Игра «Волшебный сундучок»

4. Упражнение: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка»

5. Информационное сообщение «Насилие и его виды»

6. Упражнение: «Последствия насилия»

7. Показ видеоролика «Дети видят, дети делают»

8. Информационное сообщение «Насилие в детском саду»

9. Упражнение: «Реши ситуацию»

10. Притча о гвоздях

11. Прощание

Материал: оборудование для показа видео, мяч.

Ход семинара-практикума психолога детского сада

1. Приветствие (2 мин.)

Предлагает педагогам предлагается продолжить предложение «Ребенок это - ...»

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы. (5 мин.)

Тема нашего семинара - «Защита прав ребенка-дошкольника ». Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов - необходимые условия гармоничного существования человека.

3. Игра «Волшебный сундучок» (5 мин)

Упражнение 4: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?» (20-25 мин)

5. Информационное сообщение «Виды насилия» (5 мин.)

Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилия - это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками:

Осуществляются сознательно;

Направлены на достижение определенной цели;

Наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;

Тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.

Виды насилия:

Психологическое: применение брани, крика, унижения, оскорбления, ущемляющих достоинство и самооценку человека;

проявление грубости по отношению к родным или друзьям человека;

причинение ущерба домашним животным, к которым эмоционально привязан человек;

уничтожение, повреждение, сокрытие личных вещей;

грубая критика поступков, мыслей, чувств;

отношение как к прислуге;

ограничение свободы действий и передвижения;

контроль и ограничение возможности общения с родными или друзьями, преследование;

угрозы;

игнорирование, пренебрежение ребенка, отсутствие доброжелательной атмосферы;

недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи;

недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием, поддержкой, благосклонностью.

Психологическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.

Экономическое насилие: лишение или ограничение возможности пользоваться собственными денежными сбережениями, собственным или общим имуществом, нанесение ущерба или уничтожение имущества человека.

Физическое насилие: любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья.

Сексуальное насилие: посягательство на половую неприкосновенность жертвы.

6. Упражнение: «Последствия насилия» (10 мин.)

Педагоги объединяются в 2 группы. Задача для первой группы - написать последствия насилия над ребенком, задания для 2 группы - написать причины проявлений насилия в семье.

Последствия насилия над ребенком :

беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;

длительное подавленное состояние;

агрессивность;

стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);

низкая самооценка;

конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;

использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;

чувство беспомощности;

слабое развитие социальных навыков;

психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);

бунтарство, ложь;

побег из дома;

приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение

Почему родители совершают насилие?

Некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные, теплые отношения в своей семье.

Часто одного ребенка выбирают в семье объектом для насилия, он может считаться умственно отсталым; также ребенок может стать жертвой из-за сходства с нелюбимым мужем или потому, что он был нежеланен, родился случайно.

Ребенок, который является жертвой в семье, психологически «разрушается», ребенок выступает в роли «мальчика для битья».

Некоторые родители склонны к жесткой дисциплине и считают любое поведение своих детей «неправильным», чрезмерно требовательны к своим детям.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:

неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, в которых есть отчим или мачеха.

наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, бывшего заключенного.

безработица, постоянные финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты.

статус беженцев, вынужденных переселенцев.

низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок.

умственные или физические недостатки ребенка.

негативные последствия насилия над детьми заключается также в том, что насилие порождает новое насилие.

7.Показ видеоролика «Дети видят, дети делают» (5 мин.)

8.Информационное сообщение «Насилие в детском саду » (5 мин.)

Не секрет, что истоки так всем известной «дедовщины» или издевательства над другими людьми, ведут к дошкольному детству. Примерно до 5 лет, дети, посещающие дошкольные учреждения, иногда проходят настоящую школу выживания, которая включает в себя агрессивное поведение некоторых детей, драки, ненормативную лексику, оскорбления и прозвища, вред и насильственное отбирание игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т. д. Это может привести к тому, что на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженный интерес к ровесникам, сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника иногда огорчают, оскорбляют, а его ошибки, наоборот, радуют. Именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно завидовать сверстникам, задевать их, бороться с ними и демонстративно подчеркивать свое преимущество. Острота эмоций может приобретать формы плача, ярко выраженной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Нужно отметить, что подобное встречается, к счастью, не массово и характерно только для некоторых детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападений могут принимать форму провокаций, а затем трансформироваться в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие включает в себя драки, отбор личных вещей, психологическое (моральное) придумывание прозвищ, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, угрозы, сплетни, а также социальное пренебрежение: бойкот, отчуждение. Девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному пренебрежению, мальчики к физическому насилию.

Причинами детской агрессии могут быть:

1. Желание самоутвердиться (демонстрация своего лидерства).

2. Недопустимое поведение (ребенок проявляет агрессию, которую вовремя не останавливают, и это впоследствии становится разрешенным средством решения проблем в группе детей).

3. Гиперопека ребенка, повышенные требования, недружественная семейная атмосфера.

4. Девиантное поведение окружающих людей, влияние средств массовой информации, которые пропагандируют культ насилия, переполненность групп детского учреждения, сложные отношения ребенка с воспитателями или сверстниками.

Ситуация насилия по своей природе и своим последствиям является травматической, поскольку истощает всех: и активных участников (агрессоры) и пассивных (жертвы, наблюдатели). В группе, где издевательства и унижения случаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, проблемами в общении, игровой и учебной деятельности. К сожалению, достаточно типичными для жизни ДОУ стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблема. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насилие. Вмешательство взрослых в данном случае необходимо, ведь «агрессор» начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают негативный опыт отношений в коллективе. Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации. В таком случае ребенок-жертва не понимает, почему его наказывают наравне с ребенком, который его обидел, чувствует несправедливость, обиду, зато дети-агрессоры празднуют победу и, чувствуя свою безнаказанность, как бы получают своеобразное разрешение и в дальнейшем так действовать. Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку насмехаются над детьми, оскорбляя их словесно в присутствии других детей, унижая их достоинство, грубо критикуя их поведение, чувства, мысли, обвиняют во всех проблемах. Все это формы психологического и словесного насилия. Нужно помнить, что в коллективе должны доминировать ценности толерантности и ненасилия.

Работать над проблемой насилия необходимо от самых первых его проявлений в детском коллективе. Во-первых, нужно объяснить всем детям правила дозволенного поведения, также было бы хорошо обсудить их с детьми, объяснить последствия запрещенного поведения. Педагог должен быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение детям, которые выбрали ненасильственные способы решения конфликтов. Нужно обратить внимание на работу с различными участниками конфликта по «горячим следам» - объяснение, анализ поведения, рефлективное осмысление поведения с детьми, выбор общей стратегии, направленной на примирение, согласование действий. После этого воспитатель определенное время осуществляют контроль за участниками конфликта. Все педагоги, персонал детского учреждения должны быть образцом поведения. Таким образом, вмешательство педагогического направления будет эффективно в случае согласованной деятельности всех и на всех уровнях: учебного заведения в целом, детской группы и на личном уровне. Создано: 15 Февраль 2015