Самосовершенствование: маленькие шаги в сторону идеала. Материалы к педсовету "самообразовательная деятельность учащихся как шаг к самосовершенствованию личности"

ВВЕДЕНИЕ

Под саморазвитием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, устранение несовершенств своей личности.

Саморазвитие - это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития; это сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Саморазвитие человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале. саморазвитие самосовершенствование личность профессиональный

Можно выделить 6 основных этапов саморазвития. На первом этапе определяется цель саморазвития. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: желание признания себя как личности; примеры окружающих; оценка окружающих; правильно организованный процесс воспитания.

Рассмотрим наиболее обобщенные аспекты саморазвития личности.

САМОРАЗВИТИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Развитие и самосовершенствование - это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование - это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело - это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание - вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Идущий к Истине!
В Пути не застревай.
Духовный Дар не обращай в застывший рай

Руми

С амосовершенствование и сходны по своим целям. Они направляют человека по пути духовного развития. Когда мы хотим измениться, улучшить качество своей жизни, разнообразить ежедневную череду событий, повысить свою профессиональную и личную эффективность, мы задумываемся над тем, как изменить себя и своё окружение. Каким образом использовать наши лучшие качества с наибольшей пользой и одновременно нейтрализовать слабые стороны натуры или же скорректировать их, поработать над тем, чтобы они не вносили дисбаланс в равномерное течение хода жизни.

Каким образом максимизировать свои сильные качества и усовершенствовать менее развитые - это один из главных вопросов, с решением которого можно повернуть жизнь к лучшему. Но для того чтобы на него ответить, нужно погрузиться внутрь себя. Для начала нужно:

  • понять себя;
  • выявить самые сильные и слабые стороны натуры;
  • проанализировать профессиональные качества;
  • сформировать детальный план по проработке нуждающихся в усовершенствовании навыков или личностных характеристик;
  • приняться за реализацию плана.

Всё довольно ясно и понятно. Главное - это сделать первый шаг на пути самосовершенствования, и его нужно сделать сегодня.

Личностный и профессиональный рост

В первую очередь выберем, какого рода самосовершенствование нас интересует - профессиональное или личностное. Что касается профессиональных навыков, то их коррекцию и развитие во многом проще осуществить, и вот почему. Они более конкретны и видимы, в то время как личностные качества настолько глубоко укоренились в самой вашей натуре, что бывает довольно трудно выявить их истоки (а ведь работа над исправлением и усовершенствованием начинается именно с выявления корня проблемы).

Многие личностные качества закреплены привычкой, т. к. именно из неё формируется характер, поэтому работа предстоит нелёгкая не только в плане временных затрат (тут понадобится запастись терпением), сколько энергозатратная: вам потребуется собрать всю вашу духовную энергию, желание и волю, чтобы добиться поставленной цели и суметь поменять себя.


Попытки изменить себя с помощью программ по саморазвитию и самореализации

Легче пытаться изменять ситуацию, чем самого себя. Работа над собой одновременно и интересна и трудна. В этом и состоит вызов для вас. Вы тот наблюдатель, или исследователь, который смотрит со стороны на самого себя исследуемого и будет проводить работу над собой так, как если бы вы были сам себе и инструктор, и гуру.

Задача высокая, но и цель того стоит. Работая над созданием улучшенной версии себя, вы подвергаете реконструкции образ своего «Я», придаёте ему новую желанную форму, корректируете и убираете недостатки предыдущей версии - одним словом, создаёте модель «Я 2.0».

Это именно то, чем занимаются курсы по предоставлению программ персонального роста, направленные на улучшение вашей эффективности и продуктивности; личностного коучинга; семинары по построению деловых взаимоотношений; разного рода бизнес-курсы, цель которых состоит в том, чтобы сделать из вас более результативного участника системы, будь то отрасли бизнеса, маркетинга и тому подобное.

Моделирование вместо самосовершенствования

Тактика, применяемая на таких курсах, всегда одна - превратить человека в более высокоэффективный элемент игры так, чтобы этот элемент приносил больше пользы хозяину. Если же вы сами являетесь хозяином, т. е. владеете бизнесом или вы индивидуальный предприниматель, то вас научат более эффективному манипулированию другими для достижения ваших целей.

Вы при этом получите статус более достойного игрока, хорошо вписавшегося в систему под названием «массовое производство и потребление», с ещё большей самоотдачей продолжите вкладывать свою энергию в общее дело построения общества глубоко материалистического толка, где все и каждый вынуждены служить маммоне.

Вот вам и повышение личностной эффективности, изучение техник тайм-менеджемента, бизнес планирование, повышение мотивации, новый подход к разработке бизнес идей и других довольно полезных вещей.

Однако в чём польза от всего этого, если человек по-прежнему не знает самого себя. Ему предлагают рассматривать себя как механизм, как функцию, которую можно обновить, повысить продуктивность этого механизма, заменить старые программы новыми. Но в итоге любому механизму приходит конец, у него есть срок годности. Постоянный апгрейд невозможен, а если же его и предлагают организаторы таких бизнес тренингов и программ по личностному росту, то лишь с целью собственной выгоды.


Самосовершенствование личности

И этот мир не существует без тебя, поэтому - познай себя

Руми

Мы должны посмотреть на проблему личностного роста глубже, с философской стороны, и здесь не обойтись без рассмотрения вопроса с точки зрения экзистенциализма, т. е. бытийности человека. Человек и вечные проблемы его бытия - вопросы смысла жизни, стремление воплотить весь тот потенциал, который заложен в нём. В первую очередь здесь идёт речь о личностной самореализации.

Наша тяга к саморазвитию, а вместе с ним и к самосовершенствованию всегда исходит из глубины души, из нашего внутреннего мира. Желание познавать, учиться - качества, присущие только человеческому существу. Только он, не побуждаемый внешними факторами и мотивами способен на глубокое изучение предмета, интересующего его вопроса. Внутренний стимул к раскрытию духовного начала приводит человека к самопознанию.

От самопознания к саморазвитию

«Познай себя, и ты поймёшь весь мир» - так говорит нам древняя мудрость. Пройдя через тайны самопознания, мы приходим к мысли о саморазвитии и самосовершенствовании. На пути самопознания нет конечной остановки, оно безгранично, потому и прекрасно. Это процесс, и тот, кто примет решение пойти по пути самопознания, откроет перед собой невиданный мир внутренней жизни, сделает первый шаг в бескрайние просторы неизведанного - туда, куда не ступал ещё ни один путешественник; потому что для каждого человека его собственный внутренний мир является уникальной страной, всегда открытой для изучения. Но исследователь может быть только один - это вы сами.

Путь самосовершенствования. Развитие и самосовершенствование

Истина - страна без дорог, поэтому и дорога в ваш внутренний мир - путешествие без попутчиков.

На пути самосовершенствования вы предоставлены самому себе. Никто не может вам сказать, как и что нужно делать, как правильно понять себя или с какого места, точки отсчёта начать. В этом вся прелесть саморазвития через самопознание. Навязать чужую точку зрения здесь невозможно, так же как и принять её, иначе самопознание перестанет быть самопознанием и не приведёт ни к какому саморазвитию.

Но, являясь самому себе и гидом, и исследователем неизвестного, вы научитесь слышать внутренний голос, который есть в каждом из нас, и нужно научиться его слушать. Это внутреннее знание связывает нас с чем-то более высоким, идеалом, высшей сущностью. Йоги назвали это Ишварой.


Духовные практики на пути саморазвития, их влияние и цели

Когда мы применяем техники медитации, нам становится доступно новое знание, непосредственно исходящее из Источника. позволяет остановить разговор ума, успокоить его, поэтому связь с внутренним знанием восстанавливается. Его, наконец-то, возможно услышать. Нужно лишь погрузиться в тишину - настоящую тишину разума. Часто мы вроде бы и остаёмся наедине с собой, и начинаем размышлять и рефлексировать, что само по себе уже большое достижение в нашем обществе ультравысоких скоростей и продвинутых технологий.

Тишина внутренняя и внешняя

Остаться одному в тишине - уже хорошее начало. Просто помолчать и подумать - первый шаг в практике мауны, или безмолвия, которую используют йоги. Но суть этого безмолвия в том, чтобы остановить словесный шум не только внешний, но и внутренний, прекратить поток мыслей. Если вы никогда не задумывались над этим, то прямо сейчас остановите себя на любой мысли. Вот видите, получилось. Возможно, вы вели свой внутренний диалог с автором статьи по поводу написанного или думали о своих делах. Всё это лишь иллюстрация того, что мозг никогда не останавливается, он всё время разговаривает, делает выводы, оценивает, сравнивает и обобщает.

Всё бы хорошо, если бы этот внутренний процесс диалога не отделял нас от истинного знания, непосредственного восприятия информации: не с помощью ума, а через получение прямого знания. Это именно то, что происходит во время процесса медитации.

Цели медитации:

  • слияние с Абсолютом;
  • остановка мыслительного процесса;
  • полное разотождествление со своим «Я», и даже с сознанием;
  • самопознание;
  • познание мира.

Она помогает очистить ум от ненужного, успокоить его, по возможности даже остановить «разговор» ума. На выходе из медитации вы заметите, как ваше мышление прояснилось и мысли уже меньше роятся в голове. Напротив, вы их теперь легче контролируете, также как и свои эмоции.

Всё это так называемые «побочные» эффекты практики медитации.

Развитие личности и самосовершенствование через практику медитации

Начать собственное внутреннее духовное развитие можно с изучения випассаны, так как этот курс представляет собой основу метода любой медитации. Он может быть использован и на более продвинутых ступенях практики, просто перед практикующим будут стоять несколько другие цели во время выполнения техник.

Вначале тренируется умение сознательно концентрировать внимание на чём-то одном - объекте или образе. Затем, когда ум успокоен и легко может удерживать в фокусе внимания любой объект или идею в течение долго времени, наступает главная стадия медитационного процесса - отключение потока собственных мыслей и эмоций и проникновение в объект медитации - слияние с ним.

Рассмотрены и другие техники, облегчающие первое знакомство с медитацией и погружающие практикующего в совершенно иную атмосферу, нежели ту, которая его окружает в обычной действительности. Тем этот курс и примечателен, что на ретрите человеку предлагают окунуться в новый мир, где его ничего не беспокоит, действие внешних раздражителей сведено к нулю, тишина не только внутри, но и снаружи. Таким образом созданы все условия, благоприятные для обучения, освоения новых практик. В свою очередь они ведут к расширению горизонтов познающего и наполняют его жизнь новым содержанием.

Постоянное самосовершенствование

Дорога самосовершенствования безгранична, временных рамок не существует. Однажды встав на этот путь, ищущий не вернётся назад, он всегда будет стремиться к поиску нового, его стремление к развитию невозможно остановить.

Есть ли какие-то цели у самосовершенствования? Их слишком много, чтобы даже начать перечислять, да и читатель сам их прекрасно осознаёт, потому что для каждого они индивидуальны, иногда их трудно выразить словами, так как многие их них могут находиться в эмоционально-образной сфере, но внутри каждый из нас их знает и чувствует.


В чём смысл самосовершенствования

Для чего ты пытаешься самосовершенствоваться, к чему хочешь прийти? «Мне нравится сам процесс» - так может звучать краткий ответ, на поставленный вопрос. В самосовершенствовании всегда скрыт творческий путь, ведь суть любого творчества - создание нового, вероятно, на основе уже известного, но ведь никто не отменял использование накопленного знания веков с целью создания новых уникальных работ.

Переосмысление опыта прошлого, новый подход к нему - всё это и есть выражение творческого начала каждого человека.

Многое зависит от того, что мы понимает под творчеством. Оно не исчерпывается только лишь шедеврами литературы, музыки и театра или созданием новых технологий и конструкций. Творчество присутствует и в повседневной жизни. Новый подход к выполнению любого дела уже является проявлением творческого начала.

Так, занятия йогой, выполнение асан из хатха йоги позволяет практикующему подключиться к созидательному энергетическому потоку, выраженному определённой асаной.

Творческий подход к практике хатха йоги

Каждая поза - это физическое упражнение и одновременно через её выполнение вы подключаетесь к источнику энергии, стимулирующему в практикующем творческий подход. статична, незыблема, но энергия, проходящая через вас в процессе её выполнения - вот ключ ко всему.

Ваш организм становится проводником жизненных энергий, что также влияет и на сознание. Многие практикующие отмечают, что с началом практики йоги в их жизни появилось что-то неуловимое, тот элемент новизны, который делает каждый момент жизни неповторимым, когда каждая деталь наполнена смыслом.

Это ваш взгляд изменился, вы стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Взгляд вовнутрь, в глубину своего сознания, через духовные практики открыл для вас новый мир снаружи. Изменилось, прежде всего, ваше восприятие.

Самосовершенствование человека через практику хатха йоги

Выбрав для себя хатха йогу как способ для самопознания и самосовершенствования, вы также погружаетесь в традиции древнего учения. духовная практика, где через телесное осознавание, очистительные и дыхательные практики вы сможете овладеть своим умом и телом.

Колоссальная польза от выполнения физических упражнений в йоге очевидна. Она, как никакая другая практика, поможет справиться со многими проблемами опорно-двигательного аппарата, исправить осанку, подтянуть мышечный корсет. Хорошо известен и терапевтический эффект от выполнения йоговских асан, важно лишь правильно подобрать комплекс для того, чтобы равномерно распределять нагрузку на те зоны, с которыми бы вы хотели поработать прежде всего.

Личностная трансформация с помощью йогических практик

В психо-эмоциональном плане йога незаменима в наш век стресса. Практикуя на каждом занятии осознанность, погружение в себя и концентрацию, вы тем самым помогаете себе вырваться из круга ежедневной суеты, посмотреть на себя и ситуации вашей жизни непредвзято, отстранённо. Это поможет вам найти новый подход к, казалось бы, нерешаемым гнетущим проблемам, или вы просто по-другому оцените настоящее. То, что казалось значимым, перестанет занимать авансцену вашего сознания. На передний план выйдут другие цели и задачи.

Ваши жизненные установки изменятся, преображая вас и окружающее вас пространство. Занятия йогой - этот неизменный источник вдохновения, который открывает дверь в мир самопознания. Совершенствуя себя с помощью практик йоги и медитации, вы создаёте новый образ себя, меняетесь изнутри. Эти перемены глубоки, так как вы работаете со всеми слоями вашей психики, которые недоступны в обычном состоянии сознания.

Йога постепенно изменяет ваш внутренний мир, сознание. Однажды познакомившись с древней традицией, вы уже не будете прежними. Знания, приобретенные через практику, помогут вашей индивидуальности раскрыться, и вы, наконец, обретёте себя.


предмет и задачи психологии

основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1) изучать качественные (структурные) особенности психических процессов и явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (причинная зависимость) психики, объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализацией процесса труда в различных видах деятельности людей.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов реального мира. Психика разнообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в поступках, действиях, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек, с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности, поступки и деятельность человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Методы исследования в современной психологии

1. наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие и осмысление, проявление индивидуальных и групповых особенностей психики. Наблюдение как метод включает следующие процедуры: а) определение целей и задач; б) выбор объекта, предмета и ситуаций; в) определение вида наблюдения (включенное и невключённое);г) выбор способа регистраций данных; д) обработка и интерпретация полученных данных

2. беседа – это непосредственное общение исследователя с испытуемыми в целях изучения их психич. особенностей.

Беседа как научный метод включает процедуры: а) определение целей и задач; б) продумывание вопросов; в) выбор способа регистрации данных; г) определение ситуаций для беседы; д) проведение беседы; е) анализ результатов.

3. тест – в переводе на русский «задача». Метод «тест» построен на оценке стандартизированного задания. Тесты широко используются в процессе обучения, в проведении профессионального отбора. С помощью теста можно определить способности, темперамент, мышление, воображение.

4. анкетирование – это опрос по заранее разработанному и оформленному в виде анкеты вопроснику. С помощью анкетирования изучаются общественное мнение по какому-либо вопросу, традиции, настроение, круг интересов. Разработка анкеты включает ряд этапов: а) определение цели и задач; б) формирование вопросов; в) составление 1-го варианта анкеты; г) пилотаж анкеты; д) использование анкеты.

Правила формулировки вопросов анкеты: а) чёткость и ясность; б) лаконичность; в) конкретность; г) отсутствие спец. терминов; д) уравновешенность вариантов «за» и «против»; е) исключение внушающих моментов в содержании вопроса.

5. эксперимент – это намеренное создание ситуаций, требующих тех или иных свойств индивидуальной или групповой психики Эксперимент может проводиться в лабораторных и естественных условиях. Он может быть констатирующим или формирующим. В ходе эксперимента могут быть использованы тренажеры, различные приспособления, позволяющие получить необходимую информацию.

6. биографический метод – это способ изучения психики человека на основе анализа жизненного пути человека. С помощью этого метода можно получить информацию об особенности мотивации, характера, мышления.

Отечественная психологическая мысль в XX веке.

Значительный вклад в развитие психологии XX в. Внесли наши учёные Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребёнка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Восприятие

Восприятие – это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия: 1) простое и сложное; 2) восприятие пространства; 3) восприятие времени; 4) восприятие движения; 5) преднамеренное и непреднамеренное;

Особенности восприятия: 1)апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов; 2) константность – это свойство означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, размеру, цвету; 3) иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторое способы активизации восприятия: а) вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем; б) активизация мотивов в создание установки по восприятию; в) обучение человека правилам и нормам восприятия;

г) приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

78% знаний мы приобретаем через зрение. 13% через слух, и 3% через обоняние, вкус, осязание. В памяти мы сохраняем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 70% что увидено и услышано одновременно. Спустя 3 часа мы забываем 30% услышанного и 28% увиденного, а через 3 дня 90% информации забываем.

Ощущение.

Ощущение – это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды ощущений: слуховые, вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные, болевые, органические, двигательные, вибрационные, температурные.

Свойства ощущений: 1) качество; 2) сила; 3) длительность; 4) взаимодействие; 5) адаптация; 6) последовательные образы; 7) контраст

Представление.

Представления – это образы, ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений: 1. по ведущему органу бывают: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные; 2. по степени новизны бывают: представления воображения и представления памяти;

3. по степени обобщения бывают единичные и общие; 4. по содержанию бывают: физические, географические, политические, технические, педагогические.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания : непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;

произвольное – сознательное сосредоточение на получении определённой информации, требующее волевых усилий;

послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания : устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекты на другой; распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Память

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Виды памяти : 1) по длительности бывает : кратковременная (представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд); оперативная (вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности); долговременная (способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока).

2) по особенности запоминания бывает: двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словестно-логическая.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезии: ретроградную, антероградную и прогрессивную.

При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далёком прошлом.

При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Мышление

Мышление – это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений предметов и явлений. Показателями творческого мышления являются: объективная сложность решаемых задач, новизна применяемых способов решения задач, оригинальность использованных средств, высокое качество продуктов деятельности.

Формы мышления : понятие (форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов) и умозаключение (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).

Методы мышления: индукция (логический вывод в процессе мышления от частного к общему) и дедукция (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).

Виды мышления : практическое, теоретическое, наглядное действие, образное, творческое, стереотипное, ограниченное.

Мыслительные операции

1. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

2 . Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

3. Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Воображение

Воображение – это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения : произвольное, непроизвольное, техническое, воссоздающее, творческое.

Некоторые приёмы воображения: 1) комбинирование признаков; 2) при уменьшении и увеличении признаков или свойств предметов; 3) типизация.

Некоторые способы развития воображения : 1) решение типичных и нетипичных задач; 2) использование традиционных и нетрадиционных способов их решения; 3) употребление новых средств деятельности; 4) актуализация мотивации творчества; 5) приобретение опыта творческой деятельности; 6) подкрепление процессов и продуктов творческой деятельности.

Речь: её функции и виды.

Речь – это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности. Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Виды речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, геологическая, монологическая.

Функции речи: обозначения, сообщения, выражения, воздействия.

Виды общения: светское, деловое, интимно-личное. Пути развития речи: тренинг, овладение и расширение словарного запаса, самоконтроль и самооценка.

Эмоционально-чувственная сфера личности

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств: 1) по влиянию на деятельность человека бывают стенические и астенические (тормозящие деятельность); 2) по сложности и содержанию бывают высшие сложные и низкие простые; 3) по форме протекания бывают настроение, аффекты, страсть.

Высшие чувства: патриотические, нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Высшие проявления эмоций и чувств : в мимике, в пантомимике (в движении), в речи.

Высшие чувства человека развиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.

Воля и её характеристика.

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизировать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека : 1) целеустремлённость (способность человека осуществлять свои жизненные цели);

2) самообладание (умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах); 3) самостоятельность (проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков); 4) смелость (проявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию); 5) дисциплинированность (означает осознанное подчинение своего поведения определённым нормам и требованиям).

Развитие воли, волевые действия.

Развитие воли : самопознание и самооценка волевых качеств, постановка перед собой соответствующих целей и задач, овладение средствами и способами их реализации, осуществление деятельности самовоспитания, оценка результатов, накопление волевого действия.

Виды волевых действий : длительные и кратковременные, совершенные по собственной инициативе, совершенные по заданию других, простые и сложные. Простые волевые действия включают в себя два звена: постановку цели и её исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий.

Психические образования: знания, навыки, умения.

Психические образования это знания, навыки, умения, приобретённые человеком в процессе жизнедеятельности.

Знания – это совокупность усвоенных сведений, понятий о предметах и явлениях действительности.

Навык – это приобретённые способности осуществлять сравнительно несложные действия с высокими количественными и качественными показателями и бессущественного контроля сознания почти полностью и автоматически.

Умения – это комплексные психические образования, формирующиеся для выполнения сложных действий, способность человека применять усвоенные знания и навыки в новых условиях.

Классификация умений: интеллектуальные, практические, технические.

Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличное от других существ. Это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (самоконтроль, логика, мышление).

Индивид – это отдельный человек, носитель индивидуально-своеобразных, физических, психических и социальных черт единицы общества.

Индивидуальность – это особенное и непохожее на других личность, в полноте её духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента, способности. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидуальные черты, такое их сочетание, которое отличает их от других людей.

Темперамент и его характеристика

Темперамент – это врождённые, биологически обусловленные динамические характеристики протекания психических процессов и поведения человека. В зависимости от соотношения свойств нервной системы академик Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) безудержный – сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя типу темперамента холерика; 2) живой – сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту сангвиника; 3) инертный – сильный, малоподвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту флегматика; 4) «слабый» - слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту меланхолика.

Пути влияния на темперамент : формирование волевых и эмоциональных качеств характера, умение владеть собой; целесообразное комплектование рабочих групп на основе психологической совместимости; в общении учитывать особенности реакций, лиц с различным типом темперамента и адекватно реагировать на них.

Характер

Характер – это свойство личности, определяющее систему её отношений к окружающим условиям, к деятельности, к другим людям.

Виды характера: 1) по силе: сильные и слабые; 2) по устойчивости: устойчивые и неустойчивые; 3) по отношению к соц. Явлениям: убеждённые и беспринципные; 4) по отношению к деятельности: трудолюбивый и бездеятельный; 5) по отношению к людям: общительный и замкнутый; 6) по отношению к себе: эгоист и альтруист.

Сила характера заключается в интенсивности проявления той или иной черты свойства характера. Устойчивость характера человека состоит в постоянстве проявления его свойств и качеств. Развитие характера : 1. самооценка черт характера; 2. определение целей и задач развития характера; 3. овладение способами и решениями; 4. планирование и определение действий; 5. тренинг.

Способности: виды и характеристика.

Способности – это психическое свойство, которое дает возможность человеку успешно овладевать и эффективно осуществлять деятельность.

Виды способности: 1) общие – возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности; 2) специальные – это возможности к развитию отдельных психических процессов и свойств личности для конкретного вида деятельности; 3) частные – это возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию.

Уровни развития способностей: одарённость, талант, гениальность.

Показатели способностей: лёгкость овладения деятельностью, быстрота овладения действиями, высокий результат деятельности, безошибочность действий, постепенное повышение продуктивности деятельности, уравновешенность деятельностью.

Развитие способностей: психодиагностика и профессиональный психологический отбор; вовлечение человека в деятельность; побуждение к самостоятельному поиску способов решения задач; подкрепление процесса и продукта деятельности человека; содействие человеку в развитии тех качеств, от которых зависит проявление его способностей.

Понятие общения. Основные стороны общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Малые группы.

Малая группа – это общность людей, объединённых совместной деятельностью, которая регулярно и непосредственно взаимодействует друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определённую систему ценностей и норм.

Признаки малой группы : наличие конкретного взаимодействия, относительная длительность пребывания, определённость социальных ролей, наличие эмоциональной связи, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей и мотивов.

Типы малых групп: 1) трудовые, боевые, учебные, творческие; 2) контактные и дисконтактные; 3) диффузные ассоциации, корпорации, коллективы; 4) постоянные и временные.

Предмет и задачи педагогики.

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»). Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос-человек). Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Задачи педагогики : 1) научное обоснование, развитие систем образования с содержанием учений и воспитаний; 2) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; 3) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса воспитания и обучения людей; 4) разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; 5) разработка содержания методики самообразования и самовоспитания людей; 6) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства; 7) разработка методических проблем педагогики, методом его исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Социализация – это неизбежно переживаемый каждым человеком разносторонний и многоэтапный процесс изменения и равития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды.

Образование – это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков и умений, а, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – это двуединый процесс преподавания и учения, имеющий совей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тесной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание – вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Методы обучения

Система основных методов обучения: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ или демонстрация, метод упражнения (игра), самостоятельная работа.

Принципы и методы воспитания

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, соблюдение которых необходимо воспитателю для эффективного влияния воспитателя на воспитуемого.

Система принципов : 1) индивидуальный и дифференцируемый подход к воспитанию; 2) воспитание в группе и через коллектив; 3) воспитание в процессе деятельности; 4) сочетание высокой требовательности к воспитанникам и уважением их личного достоинства и заботы о них; 5) опора на положительное в личности и в группе; 6) единство, согласованность, преемственность воспитания.

Методы воспитания – это способы воздействия на воспитуемого.

Система методов воспитания: убеждение, поощрение, пример, принуждение, упражнение.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Многие люди годами мечтают о самосовершенствовании, но планы остаются расплывчатыми, мечты – пассивными, а желание получить все-и-сейчас удерживает от первого шага. Они ежедневно восхищаются красивыми картинками чужой жизни вместо того, чтобы начать менять свою. Они – заложники страданий. А как действуете вы? Знаете, как перестать поглощать знания и перейти к конкретным шагам на пути к идеалу? Чем готовы пожертвовать ради улучшения лучшего? В своей жизни мы сами себе становимся учителями и сами выбираем свой путь к совершенству.

Что такое самосовершенствование

Самосовершенствование - это непрекращающееся осознанное улучшение личных качеств и развитие навыков для достижения счастья. Главной частью в слове является приставка «само-», потому что человека никакими способами невозможно принудить работать над собой. Это нельзя сделать угрозами, уговорами, подкупом и даже под гипнозом. Стремление к личному совершенству идет только изнутри. Чужие схемы и просьбы о помощи не помогают, ведь каждого есть свое понятие об идеале.

Список путей для самосовершенствования стремится к бесконечности . Это:

  • Здоровый образ жизни.
  • Спорт
  • Физическое развитие.
  • Духовное развитие.
  • Изучение языка.
  • Творческое мышление.
  • Творчество.
  • Кругозор.
  • Интеллект.
  • Бизнесс-навыки.
  • Ораторское мастерство.
  • Сила воли.
  • Выносливость.
  • Профессиональные навыки.

Совершенство одновременно привлекает и отпугивает. С одной стороны мы видим идеальную картинку, встречаем Леди (или Мистера) Совершенство и завистливо вздыхаем. С другой – боимся даже примерить к себе костюм супермена. А ведь стремление к совершенству такое же древнее, как и все человечество. И такое же бесконечное, так как человек постоянно меняется. Так что стоит относиться к самосовершенствованию как к пути, а не как к конечной цели. А как говорил мудрец Лао-Цзы «Путь в тысячу ли начинается с первого шага».

Как подготовить себя к самосовершенствованию в 3 шага

У каждого человека есть свои причины совершенствования. Кто-то хочет достичь успеха в бизнесе, кто-то мечтает победить на конкурсе красоты, у кого-то душа плачет и просит об изменениях. Почему люди способны помочь себе сами или могут попросить о помощи, но не делают этого? Они предпочитают страдать и оставаться по-детски беспомощными. Самосовершенствование требует постоянного личного контроля и усилий. Поэтому первый шаг на пути к своему совершенству – это прекращение привычных страданий.

Шаг 1. Прекратить страдания прямо сейчас

Сегодня очень популярны шоу, где люди сражаются со своими слабостями. Например, начинают вести здоровый образ жизни и худеют. Мы смотрим на них финале, сравниваем с картинкой «до…», говорим Вау, вздыхаем и продолжаем страдать. Им хорошо, они уже похудели. Но все дело не в них, а во времени и в нашей привычке страдать в бездействии. Представьте, что Вы-прошлогодний год назад перестали страдать по поводу лишнего веса и в тот (прошлогодний) момент начали вести активный образ жизни (как это сделали участники шоу). В итоге Вы-сегодняшний не вздыхаете от зависти, а с гордостью целуете свой мощный бицепс. Все же за год можно достичь многого.

Так вот. Если Я-сегодняшний прекратит свой плач без причины, то в следующем году сможет достичь совершенного бицепса, например. Или еще чего-нибудь выдающегося.

Шаг 2. Полюбить себя

Набивший оскомину совет все так же остается актуальным. А без этого нельзя? Нельзя. Невозможно улучшить то, что не любишь. А освобождение от негативных мыслей по поводу нелюбви даст массу энергии, которую можно потратить на то же улучшение. Если не получается вот так сразу себя полюбить, попробуйте принять. Всего – с ошибками молодости, неправильными словами, некрасивыми поступками, упущенными шансами, невыполненными новогодними обещаниями. Конечно, в этом деле здорово помогают сеансы психотерапии. Психолог профессионально реагирует на просьбы о помощи. Он поможет пережить тяжелые моменты и перестать барахтаться в прошлом.

Примите Себя-сегодняшнего как нулевую точку отсчета для изменений. Не получается принять? Притворитесь. Попытайтесь жить так, будто любите и цените себя.

Шаг 3. Начать мечтать активно

Мы любим мечтать пассивно. Иногда проявляем проблески активности, но в принципе, ничего не меняем. Потому что не любим усилия. Конечно, можно до бесконечности ждать, когда в дверь позвонит курьер с чемоданом денег и вручит миллион просто так. Или вожделенный принц на белом мерседесе прискачет и наденет обручальное кольцо на палец. Снова просто так. Но этого не происходит. Чтобы замотивировать подопечных на действия, некоторые тренеры упоминают фразу из рекламы Nike: «просто сделай это».

Возможно, пришло время прекратить поглощать информацию и пассивно мечтать. Пришло время ПРОСТО-СДЕЛАТЬ-ЭТО.

Если вы задумались о том, с чего начать самосовершенствование, значит, внутренняя потребность в этом уже назрела. Прежде, чем приступить к процессу, стоит взять паузу и задать себе несколько вопросов.

5 важных вопросов самому себе

Вопрос 1. Зачем мне это нужно?

Задумываясь об улучшении своего «Я», многие даже не представляют объема этого понятия и хватаются за все подряд. Но почему-то бесконечное чтение книг и статей не делает нас счастливее, просмотр мотивирующих видео ни разу не мотивирует. Ведь ежедневный бег по утрам, медитация, изучение английского языка, обучение бизнесу или ораторскому мастерству – все это разные пути к личному совершенству.

В литературе на тему личного совершенства понятие «самосовершенствование» чаще всего идет в комплекте со словами: уверенность, успех, богатство, красота, здоровье и другими. Потому что невозможно достичь совершенства во всем. Да и не надо. Опытные коучи и тренеры настаивают, что совершенствоваться необходимо ежедневно, 7 дней в неделю. Если хвататься за все сразу, искать все, бессистемно поглощать информацию, можно быстро выдохнуться и разочароваться в самом себе. Планируете выбрать несколько направлений для развития? Каждому придется ежедневно уделять внимание. Это тяжело. Возможно, от чего-то временно придется отказаться или пойти на компромисс с самим собой.

Ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?» поможет сузить понятие самосовершенствования именно для вас. И таки придется чем-то жертвовать.

Вопрос 2. Чем я могу пожертвовать ради самосовершенствования?

Конечно, жизнь с картинки привлекает. Но совершенство во всех сферах жизни – это недостижимая иллюзия. Стремление к полному совершенству – непродуктивное и опасное увлечение. Многие вообще считают совершенство – скучным и несимпатичным. А компромиссы помогают нам смириться с несовершенством и стать счастливее.

В деле самосовершенствования компромисс – это осознанная готовность принять свое несовершенство в некоторых сферах жизни. Хочется быть совершенным, жить в совершенном доме с идеальным партнером и заниматься любимым делом? В реальности все иначе. Идеальный бизнес приводит к краху семьи, а погоня за идеальным телом формирует неадекватное восприятие окружающего мира. Комплекс идеальной жены приводит к тому, что запаренная бесконечным списком дел женщина превращается в обычную служанку и перестает быть привлекательной для мужчины. Синдром отличника на работе отталкивает коллег, да и карьерному росту почему-то не способствует.

Да, наши ресурсы ограничены. Четкое понимание конечности ресурсов поможет сконцентрироваться на самом главном и оттачивать мастерство в реалиях своей жизни.

Вопрос 3. Как я смогу применить свои знания в жизни?

Самосовершенствование – это применение любых полученных знаний в деле. Если почитать книги по педагогике, то одна из основных заповедей звучит так: «если ребенок овладеет чем-нибудь, нельзя оставлять это без приложения к делу».

Если тоннами поглощать книги о физических нагрузках и при этом не развивать физическую активность, толку от этого не будет. Вы решили начать развивать активность мозга и прочитали о новой методике быстрого запоминания? Стоит сразу ее опробовать. Курсы помогут вам найти новую работу? Лучше сразу на них записаться. Конечно, не стоит сломя голову бросаться из диеты в диету, с йоги в пауэрлифтинг, или бесконечно тратить деньги на курсы. Но и раскачиваться, ожидая идеального момента также не стоит. Так что любую информацию, которую преподносит нам вселенная стоит превращать в дело.

Применение полученных знаний на деле дает навык. Навык дает привычку. А ведь именно новые привычки дают нам ощущение комфорта и уверенность в том, что выбранный путь все-таки приведет к личному совершенству.

Вопрос 4. Чего я жду в будущем?

Самосовершенствование – процесс постоянный и бесконечный. Четкое представление будущего дает возможность каждую минуту жизни фокусироваться на процессе, находить повод и делать маленький шажок на пути «улучшения лучшего».

Поэтому в самом начале пути стоит себя замотивировать. Правильная мотивация обеспечит постоянный прилив энергии, которая поможет ежедневно находить время для процесса усовершенствования и позволит придумывать новые эксперименты. Они в свою очередь обеспечат новый импульс в развитии и сделают процесс интересным. Второе, что позволит прояснить этот вопрос – целесообразность затраченных усилий. К примеру, вы хотите достичь совершенства в игре в баскетбол и стать вторым Майклом Джорданом. Но при росте «метр с кепкой» достичь этого нереально, как бы вы не старались. А если достигнете? Что почувствуете в этот момент? Будете счастливы?

Эти вопросы совсем не риторические. Они помогают откалибровать собственную шкалу счастья.

Вопрос 5. Что я почувствую, когда стану лучше?

Саморазвитие – процесс трудный, но приятный. Ведь в итоге нас ожидает приз – улучшенная копия самого себя. Осознание того, как вы себя чувствуете на каждой стадии развития – важный показатель. При желании вы можете проанализировать, что улучшило или испортило настроение. Лучше дать шанс собственным ощущениям, чем бесконечно ломиться в чужие двери. А это случается часто. Окруженные стереотипами, мы начинаем жить чужими мечтами. А когда достигаем желаемого – чувствуем не удовольствие, а разочарование или раздражение.

Постоянная сверка со своими чувствами помогает замотивировать себя на ежедневное усовершенствование, приводит в состояние вдохновения. Вдохновение дает энергию. А энергия творит чудеса.

Выводы:

  • Рецепт самосовершенствования прост: нужно каждый день делать маленькие шаги в сторону личного идеала.
  • Понимание «для чего мне все это нужно » поможет достичь успеха. В любой сфере жизни.
  • Если двигаться в выбранном направлении, процесс самосовершенствования становится простым, интересным и понятным занятием.
  • Практика не приводит к идеалу, но дает ощущение комфорта и уверенности.
  • Процесс самосовершенствования будет продвигаться так быстро, насколько часто и регулярно вы будете предпринимать конкретные действия и осваивать практические навыки.
  • В стремлении к идеалу стоит помнить о счастье. Если захочется упрекнуть себя в чем-то, скажите: «в жизни есть вещи поважнее» и улыбайтесь.

Иногда я устаю от постоянного стремления стать лучше и от осознания того, насколько бесконечны возможности самосовершенствования как для меня, так и для других. Я размышляю о том, насколько продуманно мы могли бы обустроить свою жизнь. Например, мы могли бы посадить огород и готовить из выращенных овощей чудесную полезную пищу, а из отходов - делать компост в специальном комбайне, которого у нас, впрочем, еще нет. Затем мы могли бы выключить - или еще лучше выкинуть - телевизор и читать друг другу отрывки из классики, сидя на резных деревянных стульях.

Однако всего этого не произойдет. Дело не в том, что эти замыслы невыполнимы - они просто не самые важные. Хотя время от времени они претендуют на то, чтобы быть главными (кроме, пожалуй, мечты о резных стульях). Тяга к самосовершенствованию, как правило, присуща американцам и вызывает у других одновременно и восхищение, и улыбку. Как бы то ни было, концепция постоянного саморазвития - отличная идея сама по себе. Но что, если она переходит пределы разумного?

«Сейчас люди все чаще ищут, ищут, ищут и никогда не находят. Это становится своего рода зависимостью, - говорит Кристен Меллер, создатель сайта Selfhelpjunkie.com . - Дело не в том, что стремление к самосовершенствованию - это плохо, вовсе нет. Человек должен всегда стремиться превзойти свои достижения, но чаще всего, даже достигнув желаемого, мы не испытываем удовлетворения, что порождает постоянное недовольство».

«Мы выросли с мыслью о том, что можем все, - говорит Холи Шварц Темпл, профессор права и соавтор книги Good Enough Is the New Perfect. - Но это не значит, что мы должны делать все по максимуму». Холи Темпл и ее соавтор журналист Бекки Гиллеспи в своем исследовании представляют данные по тысяче женщин в возрасте 30–40 лет, имеющих детей. Они выяснили, что этих женщин в целом можно разделить на две категории: «всегда недостаточно» или «вполне достаточно».

По словам Темпл, женщины-всегда-недостаточно чувствовали обязанность всегда быть лучшими во всем. Они чаще остальных соглашались с выражением «мне нужно быть суперзвездой даже под страхом смерти». Те же, кто относился к группе «вполне достаточно», вовсе не стремились быть на голову выше всех - им было достаточно просто хорошо выполнять свою работу. Однако самое важное - это то, как эти женщины описывали себя и свою жизнь.

**[Гедонистическая адаптация](http://en.wikipedia.org/wiki/Hedonic_treadmill)** - это психологический феномен того, что люди быстро привыкают к переменам, по-особенному хорошим или по-особенному плохим, чтобы поддерживать свой стабильный психологический уровень.

«Женщины-всегда-недостаточно чаще всего говорили, что их семейная жизнь крайне неудачна или даже обречена на провал, - говорит Темпл. - В группе «вполне достаточно» женщины считали себя более счастливыми в браке. Причем в карьере они достигали не меньших успехов».

Во всем этом нет ничего нового. Вы не можете объять необъятное. Лучшее - враг хорошего. Но проблема борьбы между застоем и стрессом, когда нужно решить тонуть в рутине или вертеться как белка в колесе, актуальна как никогда именно сегодня, в условиях экономического спада, при котором кажется, что даже самая усердная работа не приносит должной отдачи.

«В нашей культуре так много разных установок на успех, и мы стараемся им всем соответствовать, - говорит Бекки Гиллеспи. - Нужна немалая смелость, чтобы определить, чего конкретно мы хотим достичь. Совершенно естественно, что люди всегда стремятся к чему-то большему, и то, что они хотят придать особый смысл тому, что случается с ними, но мы не можем все время жить с мыслью «однажды я добьюсь всего». Это иллюзия, что когда-то наша жизнь будет окончательно определенной».

Постоянный поиск приводит человека к ощущению, что он все время ждет, когда же можно будет начать жить, вместо того, чтобы просто жить. Или он все время чувствует, что не соответствует требованиям, поскольку путь самосовершенствования редко бывает легким и прямым, и, помимо этого, он, конечно, у каждого свой. Искать новые пути самосовершенствования - это уже давно не оригинально. Первое издание «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги вышло еще в 1936 году. Годом ранее была запущена первая программа из 12 ступеней для Общества анонимных алкоголиков.

Тяга к самосовершенствованию и вера в то, что мы можем достичь успеха, лишь усердно работая и следуя выбранному курсу, приводит не только к личным, но и политическим последствиям. Давид Брукс в своей колонке в New York Times в 2003 году написал, что американцы искренне верят: грандиозные возможности уже виднеются на горизонте - вместе с новой работой или каким-то новым достижением. На самом деле мы не бедные - мы просто на пути к богатству.

«Мысль о том, что каждый может когда-то занять начальственную должность - одна из причин того, что американцы меньше остальных готовы протестовать против неравенства в доходах, - говорит Даниэль Летвин, профессор истории в Университете Пенсильвании. - Очевидно, что на протяжении всей национальной истории в американцах боролись два качества - одобрение богатства и даже восхищение им (люди верят в идею постоянных перемен и равных возможностей) и возмущение, когда неравенство в богатстве и власти становится слишком большим, и у обычных людей нет особых перспектив, независимо от их усердия».

В реальности множество людей понимают, что уже не хотят стремиться к тем целям, какие они всегда перед собой ставили. Конечно, я надеюсь, что однажды выращу прекрасные помидоры и цуккини и приготовлю чудесную еду из всего этого собственноручно выращенного великолепия. Это не утопическая мечта. Но за приготовление компоста я пока браться не буду и оставлю на месте телевизор. В конце концов, как мы убедились, нет смысла самосовершенствоваться слишком усердно.