Русский язык — это не про правила. Все правила по русскому языку в помощь превокласснику

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Ударение.
УДАРЕНИЕ - выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок ("), показывающий такое выделение.
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ - это выделение голосом одного из слогов в слове: станция, улица, деревня.

Слог, который произносится с большей силой, называется ударным. Остальные слоги безударные: банан, палатка. Ударение всегда падает на гласный звук.
В словах, содержащих букву ё, гласный звук, который ею обозначается, всегда ударный. В словах обычно бывает одно ударение: лесок, речной, денек, простая, летает.

В сложных словах выделяется также дополнительное ударение, более слабое: сенокосилка, морозостойкий. Причём основное ударение в сложных словах всегда падает на последний из корней.
В русском языке ударение нередко выполняет смыслоразличительную функцию: парить - парить, уже - уже, чудно - чудно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
Слова категории состояния 135
Служебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Все правила, 1-4 класс, Справочник, Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы - Й - и - ь - при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква - ё-.

10. Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

13. Буква - ь - (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь - уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й′э], ё - [й′о], ю - [й′у], я - [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой - и. Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой - а, чу и щу с буквой - у. Это также нужно запомнить.

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ - стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные , глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное - это часть речи .

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, - это имена прилагательные. Имя прилагательное - это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, - это глаголы. Глагол - это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог - это часть речи.

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
1 КЛАСС
1) Речь.
С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают,
спрашивают друг друга, просят.
Устная речь­ это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая
речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы
произносим, называют устной.
Письменная речь­ это речь написанная. Для письма используют буквы.
2) Звуки.
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из
букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме
звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.
Звуки бывают гласные и согласные.
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не
встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6
гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые
обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает прегра ­ду:
губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
а о у ы э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.
я ё ю и е ­ обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.
н м л р й" ­ непарные звонкие согласные
х ц ч" щ" ­ непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с ­ парные глухие согласные
ч" щ" ­ всегда мягкие шипящие согласные и й"
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает,

как и твёрдый знак.

Лента букв.
Всегда Всегда
Согласный, звонкий, Согласный, звонкий,
мягкий, непарный, твёрдый, парный
Гласные буквы,
обозначающие
твёрдость, рядом Согласные звонкие Согласные звонкие
стоящей согласной непарные парные

а о у ы э н м л р й" б в г д ж з
я ё ю и е
ъ
п ф к т ш с х ц ч" щ" ь
Гласные буквы, обоз­ Согласные глухие Согласные глухие
начающие мягкость, парные непарные
рядом стоящей
согласной
Всегда Всегда Всегда Всегда
Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой

твердый, парный твердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный
3) «Волшебные буквы ­ е ё ю я ».
Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут
обозначать 1 звук или 2 звука.
обозначают, когда стоят после согласных.
Один звук

Например:
мячик –мя­чик ­2сл. люди – лю–ди ­2сл.,
м­[м"]согл.,зв.,мягк.,непарн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
я­ [а]глас.,уд. ю­[у]глас.,уд.
ч­[ч"]согл.,гл.,мягк.,непарн. д­[д"]согл.,зв.,мягк.,парн.
и­[и]глас.,безуд. и­[и]глас.,безуд.
к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. 4б.4з.
5б.5з.
клён – 1 сл. река – ре – ка – 2сл.
к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. р­[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. е­[и]глас.,безуд.
ё­[о]глас.,уд. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн.
н­[н]согл.,зв.,тв.,непарн. а­[а]глас.,уд.
4б.4з. 4б.4з.
обозначают, когда стоят:
Два звука

1. в начале слова
юбка – юб – ка – 2сл. ямка – ям – ка – 2сл.
ю –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. я –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
\[у]глас.,уд. \[а]глас.,уд.
б – [п]согл.,глух.,тв., парн. м­ [м]согл., зв.,тв., непарн.
к –[к]согл., глух., тв., парн. к ­[к]согл., глух., тв., парн.
а –[а]глас.,безуд. а –[а]глас.,безуд.
4б.5зв. 4б.5зв.
енот – е – нот – 2сл. ёлка – ёл – ка ­ 2сл.
е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
\[э]глас.,безуд. \[о]глас.,уд.

н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн. л­[л]согл., зв.,тв., непарн.
о–[о]глас.,уд. к­[к]согл., глух., тв., парн.
т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. а­[а]глас.,безуд.
4б.5з. 4б.5з.
2 . после гласных:
моет – мо–ет–2сл. поют – по–ют–2сл.
м –[м]согл.,зв.,тв.,непар п –[п]согл.,глух.,тв., парн.
о ­ [о]глас.,уд. о– [а]глас.,безуд.
е ­ [й"]согл.,зв.,мягк.,непарн ю­[й"] согл.,зв.,мягк.,непар.
\ [э]глас.,безуд. \[у]глас.,уд.
т – [т]согл.,гл.,тв.,парн. т –[т] согл.,гл.,тв.,парн.
4б.5зв. 4б.5зв.

Клюёт – клю–ёт­2сл. София – Со–фи–я­3сл.
к –[к]согл.,гл.,тв.,парн. С–[С]согл.,глух.,тв.,парн.
л–[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. о–[а]глас.,безуд.
ю–[у] глас.,безуд. ф–[ф"]согл.,гл.,мягк.,парн.
ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн и–[и]глас.,уд.
\[о]глас.,уд. я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. [а] глас.,безуд.
5б.6зв. 5б.6зв.
3. после ь знака:
Марья ­ Марь–я­2сл. вьюга – вью–га­2сл.
М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн в–[в"]согл.,зв.,мягк.,парн.
а ­[а ]глас.,уд. ь ­[­]звука не обозначает
р–[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ю­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
ь –[­ ]звука не обозначает \[у]глас.,уд.
я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. г–[г]согл.,зв.,тв.,парн.
\[а ]глас.,безуд. а–[а]глас.,безуд.
5б.5зв. 5б.5зв.

здоровье – здо­ро­вье­3сл. польёт –по­льёт­2сл.
з­[з ]согл.,зв.,тв.,парн. п­[п]согл.,гл.,тв.,парн.
д­[д]согл.,зв.,тв.,парн. о­[а ]глас.,безуд.
о­[а]глас.,безуд. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
р­[р]согл.,зв.,тв.,непарн. ь­[­ ]звука не обозначает
о­[о]глас.,уд. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
в­[в"]согл.,зв.,мягк.,парн., [о]глас.,уд.
ь­[­]звука не обозначает т­[т ]согл.,гл.,тв.,парн.
е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. 6б.6з.
[э]глас.,безуд.
8б.8з.
4. после ъ знака:
Подъезд ­под–езд­2сл. съёжился – съё–жил–ся–3сл.
п–[п]согл.,гл.,тв.,парн. с­[с]согл.,гл.,тв.,парн.
о–[а]глас.,безуд. ъ­[­]звука не обозначает
д–[д]согл., тв.,зв.,парн. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
ъ–[­]звука не обозначает [о]глас.,уд.
е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ж­[ж]согл.,зв.,тв.,парн.
\[э ] глас.,уд. и­[ы]глас.,безуд.
з–[с]согл.,гл.,тв.,парн. л­[л]согл.,зв.,тв.,непарн.
д–[т] согл.,гл.,тв.,парн. с­[с"]согл.,гл.,тв.,парн.
7б.7зв. я­[а]глас.,безуд.
8б. 8зв.
Объявление­объ­яв­ле­ни­е­5сл.
о­[а]глас.,безуд.
б­[б]согл.,зв.,тв.,парн.
ъ­[­]звука не обозначает
я­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
[а]глас.,безуд.
в­[в]согл.,зв.,тв.,парн.
л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
е­[э]глас.,уд.
н­[н"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
и­[и]глас.,безуд.
е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн.
[ э ]глас.,безуд.

10б.10з.
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ВСЕГДА ПИШУТСЯ:
 Имена, отчества, фамилии людей,.
 Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень.
 Клички животных,
Начало предложения.
ЖИ­ШИ пиши с буквой И. (жизнь, ширма,)
ЧА­ЩА пиши с буквой А. (часто, пищать)
ЧУ­ЩУ пиши с буквой У. (чулан, прощу)
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
­ Слова переносятся по слогам, например: кро­вать.
­ Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль­чик, подъ­
езд, ко­лье.
­ Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например:
шай­ба, лей­ка, лей­ся.
­ В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая
переносится, например: касс­са, ван­на.
­ Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю,
якорь.
­ Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при­сказка, над­пись.

Слушание, говорение, чтение, письмо – это РЕЧЬ.
УСТНАЯ РЕЧЬ ­ это речь, которую мы слышим или произносим.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы читаем или записываем.
ТЕКСТ
ТЕКСТ – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей
темой.
ТЕМА ТЕКСТА – о чём говорится в тексте.
У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
ЧАСТИ ТЕКСТА
1. Вступление (начало, завязка, зачин).
2. Основная (главная) часть.
3. Заключение (окончание, концовка, развязка).
ВИДЫ ТЕКСТА
1. Повествование. (Что произошло?)
2. Рассуждение. (Какой?)
3. Описание. (Почему?)
ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких человек.
В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки,
перед ними ставится тире.
ВСЁ О ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. В предложении о ком­то или о чём­то говорится.
3. Слова в предложении связаны между собой.
4. В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой).
5. На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или
восклицательным знаками, многоточием.
6. По цели высказывания предложения бывают:
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (содержат сообщение)
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуждают к действию – содержат приказ, призыв, просьбу
или приветствие)
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (содержат вопрос).
7. По интонации предложения бывают
невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).

ПРЕДМЕТО
СЛОВА­НАЗВАНИЯ
ПРИЗНАКОВ
ДЕЙСТВИЙ
В
(предметов и явлений)
(предметов и явлений
И ЯВЛЕНИЙ
КТО?
ЧТО?
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЮТ?
КРАСНАЯ СТРОКА ­ строка в тексте, начинающаяся с отступа (1 пальчик).
Новая мысль в тексте и выполнение нового задания начинай с красной строки
В СЛОВЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО В НЁМ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Слог может состоять
­ из одного гласного звука: И­горь,
­из одного гласного и одного согласного звука: де­ре­во,
Из одного гласного и нескольких согласных: маль­чик.
УДАРЕНИЕ ­ это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие –
УДАРНЫЙ.
Другие слоги или слог – БЕЗУДАРНЫЕ.
УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ­ это гласные звуки в ударных слогах слов.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – это гласные звуки в безударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо
изменить слово так чтобы безударный звук стал ударным.
ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО – это слово, в котором надо проверить написание
безударной гласной буквы.
ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это слово, в котором проверяемая буква стоит под
ударением.
В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак не пишется.

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА (1 КЛАСС)

Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц,
карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина,
медведь, молоко, пальто, пенал, работа, ребята, русский,
собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель,
учительница, хорошо, язык.

За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

    написание слова не вызывает сомнений;

    написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

    человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».

Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

Статей об ошибках, которые всех бесят, много. Поэтому я написал не об ошибках, а о правилах - они иногда бесят ещё сильнее.

1. «По приезде» и «по прилёте», а не «по приезду» и «по прилету»

В значении «после чего-либо» предлог «по» употребляется с предложным падежом: по приезде, по прилёте, по возвращении.

Предлог «по» употребляется с дательным падежом, если указывает:

  • на поверхность или пространство (ползёт по столу, ездит по Европе);
  • на предмет, на который обращено действие (ударить по лицу);
  • на лицо или предмет, о котором думают или скучают (скучаю по тебе);
  • на причину (по своей глупости);
  • на предмет, на который распространяется действие (нужно что-то решить по правкам).

А ещё употребляется с винительным падежом, когда указывает на предмет, которым ограничивается действие (по самые гланды). Но если мы говорим, что что-то произойдёт только после определённого события, то использовать нужно предложный падеж.

2. «Кофе навынос», а не «кофе на вынос»

Мы используем наречия, когда нам нужно охарактеризовать предмет. К кофе навынос ближе вопрос «какой?», а не «куда?» или «на что?».

В этой ситуации нужно использовать наречие. А наречие «навынос» по словарю пишется слитно.

3. «5,5 рубля», а не «5,5 рублей»

Тут пруф легко найти, например, у Розенталя или Мильчина: при смешанном числе существительным управляет дробь. Поэтому: 8,5 метра (восемь целых пять десятых метра), 9½ недели (девять целых одна вторая недели).

Много возражений: но ведь, когда мы видим «9,5 недель», мы читаем «девять с половиной», а не «девять целых пять десятых». Если придерживаться правил, получается так: если нужно, чтобы прочитали как «девять с половиной», напишите «девять с половиной».

4. «До ско́льких», а не «до скольки́»

У слова «сколько» нет формы «скольки»:

5. «Экономкласс», а не «эконом-класс»

Слово «экономкласс», в отличие от «бизнес-класса», сложносокращённое, а не сложное: первая основа сокращена («эконом» от «экономичный»).

А сложносокращённые слова пишутся слитно: танцкласс (танцевальный класс), драмкружок (драматический кружок), экономкласс (экономичный класс).

6. Нелогичный дефис в англицизмах

Если верить словарю , в «дедлайне» дефиса нет, а вот в «фуд-корте» и «чек-листе» есть.

Таких примеров много - кажется, что определённой системы нет и слова попадают в словарь как попало. Создаётся ощущение, что заимствованные слова должны пройти этот путь: мытарство без занесения в словарь; занесение с труднообъяснимым дефисом; изменение нормы на более логичное написание без дефиса.

7. Несклоняемый бариста

В отличие от ранее заимствованных из итальянского giornalista («журналист») и даже fascista («фашист»), «бариста» пока недоассимилировался: сохранил итальянское окончание и не склоняется. Но я думаю, что всё изменится: язык ведь живёт и меняется.

Где пруфы, Лебовски?

Что делать с этой информацией

Вот несколько вариантов:

  1. Постоянно поправлять собеседников и поэтому всех бесить.
  2. Беситься, что эти нормы дурацкие, занести в редакционную политику варианты, которые кажутся правильными, и жить спокойно.
  3. Кручиниться и доказывать в комментариях, что живые люди так не говорят, поэтому нормы пора переделать.
  4. Говорить так, как привычно.

Я написал этот пост не для того, чтобы обличить кого-то в невежестве или призвать всех писать так, как требуют правила. Что-то из этого мне самому кажется очень странным. Остаётся надеяться, что со временем нормы станут более логичными.