"российские немцы". Из истории немецкого народа в россии

Несколько миллионов этнических немцев проживают за границей. Сплоченность диаспоры помогла им не раствориться без остатка в другой стране. Поддерживая друг друга, дождались благоприятных перемен в политической обстановке, законодательной базе, чтобы вновь обрести родину…

После войны немцы начали возвращение в Германию из Восточной Европы . С военных времен прошло больше пятидесяти лет, число возвратившихся в Германию немцев давно превысило отметку в четыре миллиона. Пик потока переселенцев из Польши и Румынии приходился на период до 1990 года. Большую часть возвратившихся этнических немцев составляют те, кто покинул бывший Союз, Польшу и Румынию.

В 2013-2014 гг. наибольший поток поздних переселенцев в Германию поступал из Российской Федерации (более 50%), Казахстана (более 30%), Украины (более 5%). Кроме того, поздние репатрианты продолжают движение в сторону родины из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Польши, Румынии и других стран. Этнические немцы , желающие вернуться в Германию есть также Южной Африке и Латинской Америке.

Перечень документов для возвращения русских немцев посильный. Позднему репатрианту потребуется документальное подтверждение немецких корней (например, свидетельство о рождении); сертификат, подтверждающий уровень владения немецким языком, заявление для приема по Федеральному закону о перемещённых в Федеральный Административный Офис BVA (подается через представительство Германии по вашему месту жительства). Требуемые бланки есть в посольстве, консульствах Германии, на сайте BVA. Информация на сайте Федерального Административного Офиса подана как на немецком языке, так и на русском и других языках.

Возвращаясь к языковому тесту на знание ), стоит сказать, что количество попыток его одолеть не ограничено. Даже если уровень подготовки оказался хуже, чем ожидалось, не стоит расстраиваться. В вашем распоряжении не только самоучители или услуги репетиторов. Для желающих выехать в Германию, и просто тех, кто хочет познакомиться с ее культурой через немецкий язык, . Курсы разработаны разной сложности. Вы получаете отличную комбинацию теории и практики литературного и современного разговорного языка. К слову, владение литературным языком высоко ценится и в Германии и в Австрии. Это своего рода показатель образованности, который выделяет из массы.

При позитивном решении вопроса в BVA вы получите извещение о приеме (право на выезд), останется только решить визовый вопрос. Промежуток от подачи документов до самого переезда длится не один месяц, потому следует запастись терпением. Кроме того, это качество очень даже пригодится, учитывая любовь немцев к соблюдению установленных порядков. Бюрократические процедуры приходится воспринимать как данность, без лишних эмоций. Что поделаешь, приходится обуздывать пламенный темперамент в общении с нордическими личностями.

Немецкая речь в этой семье перестала звучать уже давно. Отца Людмилы и его родителей постигла судьба почти всех русских немцев — в 1941 году их выслали в Казахстан. Вернуться на историческую родину было его давней мечтой. Теперь, когда все в сборе, он поднимает тост за воссоединение семьи.

За последние четверть века в Германию переехали более двух с половиной миллионов российских немцев и их родственников. Пик пришелся на начало 90-х годов, когда в ФРГ прибыло более 400 тысяч переселенцев. После ужесточения правил в 2005 году и введения теста на знание немецкого языка приток резко сократился. Меньше всего этнических немцев перебралось в Германию в 2012 году — всего около 1800 человек.

Семьи были разделены

В 2013 году по инициативе рабочей группы бундестага по делам переселенцев были внесены поправки в «Закон об изгнанных и беженцах». Одним из инициаторов этого выступил депутат от фракции ХДС/ХСС Клаус Брэмиг. «В последние годы к нам обращались многие граждане, у которых были большие трудности с воссоединением со своими близкими родственниками, проживающими в странах СНГ. Они были по сути оторваны друг от друга», — объясняет Брэмиг.

Чтобы разрешить эту проблему, законодатели решили упростить процедуру вызова поздних переселенцев в ФРГ и в отдельных случаях смягчить требования к уровню владения немецким языком. В итоге в 2014 году число этнических немцев, прибывших в ФРГ, резко подскочило, достигнув 5700 человек. По прогнозам политиков, такая тенденция сохранится.

Большинство переселенцев приезжают в Германию из России. Депутат бундестага Клаус Брэмиг связывает это, во-первых, с тем, что именно в России находится больше всего этнических немцев, проживающих вне ФРГ. Вторая причина, полагает политик — российский экономический кризис. «Германия продолжает оставаться для многих русских немцев привлекательной и стабильной страной для жизни. Мы в свою очередь готовы сделать все необходимое для того, чтобы помочь переселенцам интегрироваться в наше общество», — объясняет Брэмиг.

Общий санузел, одна кухня на весь этаж

После переезда в Германию поздние переселенцы сначала попадают в центральный лагерь Фридланд, расположенный недалеко от Гёттингена. Здесь Людмиле Комовой и ее детям выдали немецкие паспорта. По приезду в Берлин они получили место в общежитии для переселенцев и беженцев, которое находится в районе Мариенфельд.

Общий санузел, одна кухня на весь этаж, минимум удобств. На два человека — комната площадью в 13 квадратных метров. 45-летняя женщина не скрывает: она уехала в Берлин ради детей, в надежде на их лучшую жизнь. В Калининградской области Людмила работала в детском саду. Зарплата — 6 тысяч рублей. Но и новый старт дается нелегко. Все приходится начинать с нуля: жить на социальное пособие, искать работу и испытывать психологический дискомфорт из-за плохого знания немецкого языка.

«Конечно, мы не думали, что так долго задержимся в общежитии. Оказалось, в Берлине очень трудно найти квартиру, потому что тех денег, которые нам выделяют, не хватает на ту площадь, которая нам положена», — рассказывает Комова.

Через школу к интеграции

Помимо решения бытовых и бюрократических проблем, нужно заниматься проблемами детей. Старший сын, 23-летний Матвей приехал со своей женой, мечтает выучиться на биогеографа. 16-летнего Никиту в школу не взяли из-за возраста. Теперь он размышляет о спортивной карьере и службе в бундесвере. Но для начала главное — выучить немецкий язык. Для этого Комовы каждый день ходят на интеграционные курсы.

11-летнюю дочь Варвару после адаптации в интеграционном классе перевели в обычный немецкий класс. Пятиклассница переживает, что будет отставать от своих немецких сверстников: «Я не знаю, как они будут ко мне относиться из-за того, что я пока плохо говорю по-немецки. Наверно, будут смеяться».

Но учительница Мартина Тешке, знакомя ее с одноклассниками, подбадривает: «Мы все вместе будем тебе помогать. Не бойся». На первых порах с Варварой на уроках дополнительно будет заниматься отдельный педагог. А на перемене она вместе с другими детьми уже играет в догонялки.

Елена Фишер — пример для подражания

Опыт показывает, что детям процесс интеграции дается легче, чем их родителям. Ведь, попадая в школу, они полностью погружаются в немецкую культуру и среду. Это мнение разделяет и Клаус Брэмиг: «Дети русских немцев очень мотивированы. В моем избирательном округе именно дети из России и Казахстана учатся лучше всех».

Гораздо сложнее интегрироваться взрослым. Но Людмилу Комову первые трудности не пугают. Она надеется со временем и решить проблемы с жильем, и устроиться на работу в русско-немецкий детский сад. Когда все укладываются спать, Людмила садится за учебники и учит немецкий.

В трудные моменты она ставит своим детям в пример эстрадную звезду, королеву шлягера Елену Фишер, уроженку Красноярска, которая в конце 80-х переехала в ФРГ с родителями в пятилетнем возрасте. «В Германии больше шансов на нормальную жизнь. И для детей здесь больше возможностей для реализации. Главное не сдаваться » , — убеждена Людмила Комова.

Каждый народ характеризуется конкретными особенностями характера, поведения и миропонимания. Вот тут-то и появляется понятие "менталитет". Что это такое?

Немцы - особенный народ

Менталитет - это довольно новое понятие. Если, характеризуя отдельного человека, мы говорим о его характере, то при характеристике целого народа уместно употреблять слово "менталитет". Итак, менталитет - это совокупность обобщённых и распространённых представлений о психологических свойствах национальности. Менталитет немцев - это проявление национального самосознания и отличительные признаки народа.

Кого называют немцами?

Немцы сами себя называют дойче. Они представляют собой титульную нацию Германии. Немецкий народ относится к западногерманской подгруппе германских народов индоевропейской языковой семьи.

Говорят немцы на немецком языке. В нем выделяется две подгруппы диалектов, названия которых произошли от распространения среди жителей вдоль течения рек. Население юга Германии относится к верхненемецкому диалекту, обитатели северной части страны говорят на нижненемецком диалекте. Кроме этих основных разновидностей, существует 10 дополнительных диалектов и 53 местных говора.

Немецкоговорящих жителей Европы насчитывается 148 миллионов. Из них 134 миллиона человек называют себя немцами. Остальное немецкоговорящее население распределилось следующим образом: 7,4 миллиона - это австрийцы (90% всех жителей Австрии); 4,6 миллиона - швейцарцы (63,6% населения Швейцарии); 285 тысяч - люксембуржцы; 70 тысяч - бельгийцы и 23,3 тысячи - лихтенштейнцы.

Большая часть немцев проживает в Германии, примерно 75 миллионов. Они составляют национальное большинство во всех землях страны. Традиционные религиозные верования - католичество (преимущественно на севере страны) и лютеранство (распространено в южногерманских землях).

Особенности немецкого менталитета

Главная особенность немецкого менталитета - педантичность. Их стремление к наведению и соблюдению порядка завораживает. Именно педантичность является источником многих национальных достоинств немцев. Первое, что бросается в глаза гостя из другой страны, - это обстоятельность дорог, быта и сервиса. Рациональность сочетается с практичностью и удобством. Невольно возникает мысль: именно так должен жить цивилизованный человек.

Найти рациональное объяснение каждого события - цель каждого уважающего себя немца. У любой, даже абсурдной ситуации, всегда существует пошаговое описание происходящего. Менталитет немцев не позволяет оставить без внимания малейшие нюансы целесообразности каждой деятельности. Сделать «на глазок» - ниже достоинства истинного немца. Отсюда высокая оценка продукции, проявляющаяся в знаменитом выражении «немецкое качество».

Честность и чувство чести - вот черты, которые характеризуют менталитет немецкого народа. Маленьких детей учат добиваться всего самим, бесплатно ничего никому не достаётся. Поэтому в школах не распространено списывание, а в магазинах принято оплачивать все покупки (даже если кассир ошибётся в подсчётах или не заметит товар). Немцы испытывают чувство вины за деятельность Гитлера, поэтому в стране за послевоенные десятилетия не названо ни одного мальчика его именем Адольф.

Экономность - вот в чём ещё проявляется немецкий характер и менталитет. Перед совершением покупки истинный немец сравнит цены на товар в разных магазинах и найдёт самую низкую. Деловые ужины или обеды с немецкими партнёрами могут поставить в недоумение представителей других народов, так как расплачиваться за блюда им придётся самим. Немцы не любят излишнюю расточительность. Они очень бережливы.

К особенности менталитета немцев относится удивительная чистоплотность. Чистота во всём, начиная с личной гигиены и заканчивая местом проживания. Неприятный запах от сотрудника или мокрые вспотевшие ладони могут послужить весомой причиной для увольнения с работы. Выбросить мусор из окна автомобиля или бросить пакет с мусором рядом с мусорным баком - нонсенс для немца.

Немецкая пунктуальность - чисто национальная черта. Немцы очень трепетно относятся к своему времени, поэтому не любят, когда его приходится тратить впустую. Они сердятся на тех, кто опаздывает на встречу, но так же плохо относятся и к тем, кто приходит раньше. Всё время немецкого человека расписано по минутам. Даже для встречи с другом им потребуется заглянуть в расписание и найти окно.

Немцы - очень конкретный народ. Если они пригласили вас на чай, знайте, кроме чая ничего не будет. Вообще, немцы редко приглашают в свой дом гостей. Если вы удостоились такого приглашения - это является признаком большого уважения. Приходя в гость преподносит хозяйке цветы, а детям сладости.

Немцы и народные традиции

Менталитет немцев проявляется в соблюдении народных традиций и неукоснительном следовании им. Таких переходящих из века в век норм великое множество. Правда, в основе своей они носят не общенациональный характер, а распространяются по определённой местности. Так, урбанизированная Германия сохранила следы сельской планировки даже крупных городов. В центре поселения находится рыночная площадь с церковью, общественными зданиями и школой. От площади расходятся радиусами жилые кварталы.

Народная одежда на немцах появляется в В каждой местности свои цвета и отделка костюма, но покрой одинаков. Мужчины носят узкие штаны, чулки и башмаки с пряжками. Светлых цветов рубашка, жилет и длиннополый кафтан с огромными карманами заканчивают образ. Женщины облачаются в белую кофточку с рукавами, тёмный корсет со шнуровкой и глубоким вырезом и широкую юбку в сборку, поверх которой яркий фартук.

Национальная немецкая кухня представляет собой кушанья из свинины (сосиски и колбаса) и пиво. Праздничное блюдо - свиная голова с тушёной капустой, запечённый гусь или карп. Из напитков подают чай, и кофе со сливками. Десерт состоит из пряников и печенья с конфитюром.

Как немцы приветствуют друг друга

Пришедшее из глубины веков правило приветствовать друг друга крепким рукопожатием сохранилось у немцев до сих пор. Гендерное различие не имеет значения: немецкие женщины делают так же, как и При прощании немцы снова жмут руки.

На рабочем месте сотрудники на «Вы» и строго по фамилии. А помимо деловой сферы, среди немцев распространено обращение на «ты». Возраст или социальное положение значения не имеет. Поэтому, если вы работаете с немецким партнёром, будьте готовы к обращению «господин Иванов». Если ваш немецкий друг младше вас на 20 лет, то к вам он будет всё равно обращаться на «ты».

Страсть к путешествиям

Стремление путешествовать и узнавать новые земли - вот в чём ещё проявляется менталитет немцев. Они любят посещать экзотические уголки далёких стран. А вот посещение развитых США или Великобритании немцев не привлекает. Кроме того, что здесь невозможно получить небывалые впечатления, поездка в эти страны дороговато обходится для семейного кошелька.

Стремление к получению образования

Немцы очень трепетно относятся к национальной культуре. Именно поэтому в общении принято демонстрировать свою образованность. Начитанный человек может блеснуть знаниями истории Германии, показать осведомлённость в других областях жизни. Немцы испытывают гордость за свою культуру и чувствуют причастность к ней.

Немцы и юмор

Юмор - дело, с точки зрения среднестатистического немца, чрезвычайно серьёзное. Немецкий стиль в юморе - грубая сатира или едкие остроты. При переводе немецких шуток передать всю их колоритность не удаётся, так как юмор зависит от конкретной ситуации.

Шутить на рабочем месте не принято, особенно в отношении с начальством. Осуждаются шуточки в адрес иностранцев. Над восточными немцами распространились шутки после объединения Германии. Самые часто встречаемые остроты высмеивают беспечность баварцев и коварство саксонцев, отсутствие сообразительности у восточных фризов и расторопность берлинцев. Швабы обижаются на шутки над своей бережливостью, так как не видят в ней ничего предосудительного.

Отражение менталитета в повседневной жизни

Немецкая культура и немецкий менталитет нашли отражение в ежедневных процессах. Для иностранца это кажется непривычно, для немцев - норма. Магазинов, работающих круглосуточно, в Германии нет. В будни они закрываются в 20:00, в субботу - в 16:00, в воскресенье не открываются.

Прогуливаться по магазинам не в привычке у немцев, они экономят своё время и деньги. Тратиться на одежду - самая нежелательная статья расходов. Немецкие женщины вынуждены ограничивать расходы на косметику и наряды. Но это мало кого волнует. В Германии не стремятся соответствовать каким-то принятым стандартам, поэтому каждый одевается так, как хочет. Главное - комфорт. Никто не обращает внимания на необычную одежду и не осуждает никого.

Дети с раннего детства получают карманные деньги и учатся удовлетворять на них свои желания. С четырнадцати лет ребёнок вступает во взрослую жизнь. Это проявляется в попытках найти своё место в мире и рассчитывать только на себя. Пожилые немцы не стремятся заменить родителей детям, становясь няньками внукам, а живут своей жизнью. Они много времени уделяют путешествиям. В старости каждый рассчитывает на себя, стараясь не обременять детей уходом за собой. Многие старики заканчивают жизнь в домах престарелых.

Русские и немцы

Принято считать, что менталитет немцев и русских является полной противоположностью. Поговорка «Что русскому благо, то для немца смерти подобно» подтверждает это. Но есть общие черты национального характера у этих двух народов: смиренность перед судьбой и послушание.

Так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве.

В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Петр Великий, при котором начался процесс европеизации России, привлек много немцев в свое окружение. Его последователи также поручали немцам ответственные посты в дипломатии, управлении и в армии. Достаточно лишь поближе ознакомиться с именами выдающихся лиц того времени, чтобы убедиться, что немцы участвовали решительно во всех сферах общественной жизни России. Потомки этих людей зачастую оседали в России, в значительном числе случаев сохраняли немецкий язык в качестве основного, немецкое национальное самосознание, принадлежность к лютеранской или католической церкви, а также компактное проживание. Даже сама правящая династия Романовых , начиная с брака родителей Петра III - цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха , активно смешивалась с немецкими правящими династиями, в результате многие Российские правители имели большую долю “немецкой крови”, а некоторые, в силу различных династических обстоятельств, даже были рождены в Германии.

В XVIII же веке по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян (так называемых колонистов ) на свободные земли Поволжья и позже Северного Причерноморья - многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую , католическую) и элементы национального менталитета.

Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX вв. Основными местами расселения являлись среднее и нижнее Поволжье , северное Причерноморье , Закавказье , Волынь (северо-запад Украины), с конца XIX в. - Северный Кавказ и Сибирь. В силу их территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических (локальных) групп - поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на лютеран и католиков), волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или швабы , по месту своего проживания в южной Германии - Швабии) и меннониты (особая этноконфессиональная общность). Представители различных этнических групп немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности в языке, культуре, религии, быту - говорили на своих, зачастую значительно различающихся, диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники - Рождество , Пасха , Троица , Праздник урожая , Праздник забоя скота и др.

Исходным пунктом миграции немецкого населения по территории России были также окончательно присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия . Кроме того, большое количество немцев в XIX столетии переселилось на Волынь из Польши. Наконец, в -е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.

С 1870-х гг. иммиграция немцев в Россию в основном прекращается (особенно в связи с отменой в отношении колонистов льгот по отбыванию воинской повинности и охлаждением русско-германских отношений). Более того, большое количество российских немцев начинает эмигрировать из России, причём не в Германию, а главным образом в США . Всего до 1914 года из России в США переселилось до 200 тыс. этнических немцев. Они составили один из наиболее крупных потоков дореволюционной российской эмиграции.

В 1924 году Съезд Советов принял Конституцию автономной республики.

Уже в первом десятилетии в Поволжской Республике с небывалым размахом началось развитие промышленности и механизации сельского хозяйства. По темпам внедрения современных методов производства Республика немцев Поволжья занимала ведущее место в СССР. Из года в год повышалась урожайность полей.

Вместе с экономическим ростом и изменениями в структуре народного хозяйства республики начался и культурный подъем. Республика немцев Поволжья, которую официальные публикации часто называли "сталинским цветущим садом", была первой советской республикой, ликвидировавшей неграмотность. Здесь насчитывалось 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабочих факультета, 20 Домов культуры, существовали Немецкий Национальный и Детский театры. В республике издавалось более двадцати местных и пять областных газет. Только за период между 1933 и 1935 годами вышло 555 наименований немецких книг общим числом около трех миллионов экземпляров.

Республика обладала всеми признаками национального образования (две трети жителей были немцы), это был центр, где готовили специалистов для немецких национальных групп в других областях СССР. Повсюду в Советском Союзе, где были замкнутые немецкие поселения, за ними признавались права культурной и административной автономии (преподавание в школах на немецком языке, немецкий язык в органах управления и в судопроизводстве).

Трудолюбие и достижения российских немцев были общепризнанными и упоминались с похвалой. Проблем в отношении добрососедства с другими национальными группами не было.

По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан. В 1937-1938 гг. НКВД была проведена так называемая “немецкая операция”. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР от 25 июля 1937 года , все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. Всего было арестовано 65-68 тыс. человек, осуждено 55.005. С наибольшей силой она затронула приграничные зоны и окружение столичных городов; сама АССР пострадала непропорционально слабо. Согласно директиве наркома обороны СССР 200ш все немцы, в числе представителей всех национальностей, не входящих в состав Советского Союза, были уволены из армии (часть впоследствии восстановлена). В конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования - немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский.

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья” от 28 августа г. была произведена тотальная депортация немцев из АССР . Для этой цели заранее (по воспоминаниям жителей АССР НП, ещё 26 августа) на территорию АССР НП были введены войска НКВД . Немцам было отдано распоряжение в течение недели подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья, не занятых Вермахтом .

Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года . Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев.

В -х гг. во многих крупных городах России и в местах компактного проживания российских немцев созданы Центры немецкой культуры, образованы два немецких национальных района (с центрами Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области), реализована немецко-российская программа “Нойдорф-Стрельна” по созданию коттеджного поселка российских немцев в пригороде Санкт-Петербурга - районе Нойдорф в Стрельне , образована Федеральная национально-культурная автономия “Российские немцы”.

В начале 90-х годов XX века было организовано “Немецкое общество Санкт-Петербуга”, возобновлено издание газеты на немецком языке “St.Petrsburgishe Zeitung ”. По инициативе Совета общества в январе 1998 года на Левашовском мемориальном кладбище, как дань памяти не только невинным жертвам репрессий, погибших в годах коммунистического эксперимента, но и всем немцам, верой и правдой служивших России, был установлен памятник “Немцам России” . Существует мнение, что это - единственный памятник российским немцам на территории РФ.

По совместной инициативе консулата ФРГ,евангелическо-лютеранской церкви и мэрии Санкт-Петербурга в восстановленной Петрикирхе была открыта постоянная выставка “Немцы Санкт-Петербурга” (St.Petersburger Deutschen).

Правительство ФРГ чувствовало себя на основании своей Конституции (статья 116) обязанным вступиться за российских немцев. Германский Бундестаг неоднократно призывал правительство ФРГ к выполнению статьи 116, но у руководителей ФРГ были связаны руки, потому что советское правительство расценивало каждую попытку помощи российским немцам как вмешательство во внутренние дела страны. Ситуация изменилась лишь осенью 1990 года в связи с подписанием договора о добрососедских отношениях, партнерстве и сотрудничестве между ФРГ и СССР.

Так, низведенные до положения деклассированной группы на периферии советского общества, российские немцы видели только одну возможность выбраться из этого отчаянного положения - выезд в Германию, на историческую родину своих предков.

Немцы начинают возвращаться в Россию

По последним данным, в Россию ежегодно возвращаются тысячи немцев. Российское правительство также среагировало на это: 3 сентября была подписана Программа по социально-экономическому и культурно-этническому развитию общин российских немцев, которая должна содействовать скорому возвращению эмигрировавших немцев в области, где ранее находились их поселения (в Поволжье и Западной Сибири). Из бюджета на нее выделяется 2,8043 млрд. руб., рассчитана она на 2008–2012 годы. В программном документе отмечается, что к эмиграции из стран СНГ привело “отсутствие систематического подхода к проблеме российских немцев как преследуемого народа”.

“Наконец-то граждане России получили реальную возможность возвращения. Ведь Германия приняла их не так, как они ожидали, и многие чувствуют себя обманутыми правительством и не принятыми в обществе”.

По Конституции ФРГ, каждый человек, являющийся немцем по национальности, может приобрести германское гражданство. 21 декабря 1992 года был принят закон об устранении последствий войны, по которому был определен статус “позднего переселенца”. Так стали называть этнических немцев, которые “испытали так называемую послевоенную судьбу”. Согласно статье 4, “для заявителей из стран бывшего СССР действует законное предположение о страданиях, перенесенных в результате последствий войны”. Причем только наши соотечественники не должны доказывать, что после 1992 года они испытывали на себе последствия войны на территории России и СНГ.

Переселение немцев из бывшего СССР в Германию началось с 1988 года. Сначала хаотично, а после вступления в силу 1 июля 1990 года закона о приеме переселенцев – после подачи официального заявления в Федеральное административное ведомство. С 1991 по 2006 год переехало более двух миллионов русскоязычных немцев. Согласно закону о воссоединении семей, препятствий не чинится и их родственникам. C 1995 года они в основном и переселяются в Германию. Такова информация Федерального ведомства по миграции и беженцам.

Некоторые переселенцы устраиваются в Германии просто шикарно. У них есть хорошая работа и благополучные семьи. Порой их достаток позволяет покупать шикарные виллы в самых роскошных районах и ездить на лучших автомобилях. Однако доля таких судеб в общем числе мала.

Денег не хватает, и даже продукты питания приходится покупать в специальном фонде для бедных.

По оценкам Ведомства по миграции, социальная неустроенность и вырванность из привычной среды заставляют наших соотечественников в Германии создавать свои микросоциумы, оставаясь недоступными усилиям социальных работников интегрировать их в общегерманскую социальную структуру.

Кроме того, среди иммигрантов самая большая безработица. В фирмах у своих же переселенцев, где наши соотечественники прививают российские правила и порядки, оклады намного ниже принятых по стране, а права трудящихся не соблюдаются.

Неудавшаяся интеграция

Федеральное правительство с самого начала серьезно отнеслось к проблемам переселенцев, выделяя им жилье, социальную помощь, бесплатные курсы языка. Однако, несмотря на все старания правительства, большинство наших граждан с германским паспортом интегрироваться не спешат. Они образуют свои клубы по интересам, свои группы, ищут друзей в среде переселенцев, идентифицируют себя с российской культурой и смотрят российское телевидение.

Разница в менталитете ведет к обособленности поздних переселенцев. К этому следует добавить незнание языка.

Уже сама необходимость интеграции этнических немцев в немецкий же социум подтверждает, что стратегия федерального правительства по возвращению якобы немцев на якобы родину провалилась. Ведь происхождение у наших немцев почти всегда смешанное, язык не знает почти никто, учить его многие даже отказываются, о немецкой культуре представление имеют весьма отдаленное.

Вопрос о гражданстве – самый неясный во всей истории переселения в Германию граждан бывшего СССР. Все они до сих пор – вопреки Конституции ФРГ – обладают гражданством РФ. Кто и почему разрешил выходцам с постсоветского пространства иметь два гражданства – не афишируется. Юристы и политики предпочитают не затрагивать эту тему. Почему такие привилегии посыпались на бывших идеологических врагов, удивляются и многие коренные немцы, не имеющие права, переехав к супругам за границу, получить двойное гражданство.

Родственные связи на самом деле существуют. Но это ничего не меняет в двухвековой принадлежности к другой – в основном русской – культуре, и пропасть между разбавленными этнически немцами из бывшего СССР и гражданами ФРГ отчетлива и непреодолима.

Отсюда и отсутствие взаимопонимания, разделение на “мы” и “они”, взаимные обиды, сведение счетов. За немцев поздних переселенцев из стран СНГ мало кто принимает. Поэтому и чувствуют они себя чужими, и редко находят себя в новом социуме, и остаются в своих компаниях со своей, ставшей и оставшейся русской, душой. Неприкаянность в немецком обществе заставляет их сопротивляться. Вызывает обиду, стремление к агрессивному противостоянию культуре, которая так и осталась чужой, и к стране, так и не ставшей своей, хотя на нее была сделана ставка не меньшая, чем жизнь.

В Саратове в начале 90-х местные жители с восторгом аплодировали Борису Ельцину , предложившему выделить под российско-немецкую автономию военный полигон Капустин Яр.

Два немецких национальных района: Гальбштадт в Алтайском крае и Азово под Омском - маленькие Германии в Сибири. Туда немцы действительно едут.

Если бы была получше ситуация с жильем и работой, ехали бы еще активнее. Те, кто вернулся в Россию, рассказывают, что в транспортных фирмах, помогающих возвращенцам, клиенты записываются в очередь на выезд за полгода! Таких компаний - уже десятки по всей Германии.

По переписи 2002 года в России проживало 597 212 немцев.

Сколько сейчас в России возвращенцев из Германии и сколько еще хотят снова стать жителями России - этого не знает никто.

За последние пять лет в ФРГ эмигрировали 102 тысячи 799 этнических немцев из России. С каждым годом уезжают все меньше. В 2003 году Россию покинули 39,5 тысячи человек. В 2007-м, по данным германского посольства в Москве, уехали лишь 4 тысячи “поздних переселенцев”.

Знал Петр, чего так не хватало его подданным. И, возможно, мечтал, чтобы все русские стали чуть-чуть немцами, а немцы - русскими душой. И... ведь сбылись царские мечты-переселенцам в русляндии жить вольготнее, чем в неметчине.

Много чего случилось со времен Петра. Воевали вместе против Наполеона, а потом друг друга убивали яростно. Но когда улеглись страсти, просеялись русские немцы через мелкое российское сито. Утек песок, и остались в России одни самородки. Теперь только бы сберечь это добро, завещанное предками, а при случае и приумножить. И это не пустые мечты, учитывая, что история движется по спирали. Первые немцы переселялись к нам, как на землю обетованную, спасаясь от западной нищеты, тесноты и бесконечных междоусобиц. Все может еще повториться! Будущее христианской Европы с ее истощенными почвами, не имеющей природных ресурсов и азартно заселяемой иноверцами с мусульманского Востока и из Северной Африки, весьма предсказуемо.