Решение педагогических ситуаций в библиотеке. Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры. Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Факультет иностранных языков

ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Студента 4 курса 3 группы,

специальность:

«английский - немецкий»

Саюнова И.О.

Место прохождения практики :

МОУ «Педагогический лицей»

Г. Великие Луки

Сроки прохождения практики:

с 9.02 по 19.03.2010 г.

Методист от кафедры педагогики:

Буренина Светлана Юрьевна

Псков, 2010г.

Педагогические ситуации

Ситуация 1: Конец учебного дня. Учитель сопровождает класс в раздевалку, ученики балуются и кричат. На сказанные в шутку слова учителя о возможном наказании, одна из девочек спрашивает:«Побьёте?» На вопрос учителя, почему она так думает, она отвечает: «Наказывают – значит бьют».Учитель в шоке, ведь девочка из благополучной семьи, её родители – порядочные люди, однако она даже не понимает, что сказала, воспринимая это как нечто обыденное.

Оценка:
Конечно, девочка могла и просто пошутить, однако пятый класс – ещё не возраст для подобных шуток. Учитывая характеристики её семьи варианта два – либо родители очень умело показывают себя добрыми и хорошими людьми, не являясь таковыми на самом деле, либо же это – влияние кого-то из подружек или телевидения и интернета.

Прогнозирование:
Правили заложившиеся в этом возрасте, сохраняются в подсознании человека на всю жизнь, поэтому тенденция складывается довольно тревожная. В будущем девочка может связаться с плохой компанией и вырасти жестокой и злой на весь мир.

Решение:
На месте учителя я бы тщательнее присмотрелся к её семье, провёл беседу с родителями и порекомендовал им получше следить за кругом общения дочери и тем, что она смотрит. С самой девочкой – провёл бы разговор на тему наказания и взаимоотношений, чтобы дать ей понять, что в жизни всё ещё есть много хорошего.

Ситуация 2:

Учитель вызывает не самого лучшего ученика к доске. Он долго пытается вспомнить то, что у него спрашивают. Ученики посмеиваются, глядя на него, он сначала краснеет, смущается, и вдруг не выдерживает и, крикнув, что материал чересчур сложный, ему с ним не справиться, и вообще он хочет, чтобы его оставили в покое, в слезах выбегает из класса.
Оценка
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них разовьются такие негативные черты характера, как эгоизм и жестокость. Так же, учителю не стоило держать ученика у доски так долго. Увидев, что от него невозможно добиться результата, следовало сразу посадить его на место, а не продлять его конфуз перед сверстниками.
Прогнозирование


Учитывая истерическую реакцию в конце, можно предположить, что у мальчика либо расшатаны нервы, либо его довело до этого некое внутреннее состояние (например - стыд потому, что в классе находится объект его симпатии), в первом случае есть опасность, что он станет неврологическим больным. В дальнейшем такое отношение сверстников и учителя может привести к озлоблению самого мальчика и, как следствие, множественным неудачам в его личной жизни
Решение

Чтобы восстановить гармонию отношений в классе, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе. Для этого надо дать ученику специальное задание, например творческое, знакомство с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. К тому же, стоит дать ученикам понять, что они не имеют права издеваться над более слабыми людьми, а самому учителю пересмотреть свои методы контроля знаний.

Ситуация 3:

В классе учится дочь одной из учительниц школы. Дети считают её «генеральским ребёнком» и по поводу каждого его успеха перешёптываются об «особом отношении» к ней со стороны преподавателей. Каждую её неудачу, напротив, встречают злорадством. Разумеется, девочка из-за этого сильно переживает, но не может ничего доказать, потому что её попросту не слушают.

Оценка

Учитывая самостоятельность и усердие ученицы, можно заключить, что ученики всего-навсего завидуют её успехам, списывая их на её маму. Девочка пытается восстановить контакт со сверстниками, но её несправедливо отвергают. Прогнозирование

Данная ситуация может развиться двояко. С одной стороны, девочка может добиться неплохих результатов, чтобы доказать, что она что-либо может, но цена этого будет слишком высокой. С другой – такое отношение может вовсе подорвать её интерес к любого рода успеху (какой толк добиваться чего-то, если это всё равно никто не оценит). Решение

Трудно дать общее решения по данной ситуации, так как её развитие и исход зависят от множества переменных. Маме девочки лучше не вмешиваться в неё – это может ещё сильнее убедить учеников в своём мнении. Наверное, лучшим решением будет классическое: дать девочке поручение, выполнение которого оценят сами ребята, позволить ей раскрыться. Возможно, после этого они поймут, что она и сама по себе многого стоит.

Конфликтные ситуации - неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их, однако когда речь идет о детях, это не всегда возможно. Правильно выстроив поведение при возникновении неприятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между детьми, воспитанниками и педагогами, воспитателями и родителями.

Типы конфликтных ситуаций в ДОУ

Конфликтные ситуации в ДОУ можно разделить на несколько типов: конфликты между членами педколлектива, воспитателей и родителей, между родителями, между детьми. Рассмотрим основные причины их возникновения.

Когда речь идет о возникновении конфликтов между педагогами , то наиболее распространенными причинами являются отсутствие материального и морального удовлетворения от труда.

К таким причинами можно отнести следующие:
Взаимное влияние воспитателей и вспомогательного персонала, когда результаты работы одних обуславливают эффективность работы других. Например, несвоевременное выполнение обязанностей помощника воспитателя может отрицательно сказаться на режимных моментах в ДОУ.
Перенесение проблем, которые должны решаться с руководством на горизонтальный уровень отношений, например, нехватка какого-либо оборудования.
Неверное или нечеткое определение обязанностей в коллективе.

Нередко возникают конфликтные ситуации между воспитателем и родителями. Например, ребенок сложно адаптируется к новым условиям при поступлении в детский сад, капризничает, а родители требуют от педагога повышенного внимания к малышу. В некоторых случаях коммуникация между воспитателем и родителем усложняется по личным причинам.

Такие конфликтные ситуации условно можно разделить на две группы: воспитатель ведет себя некорректно или родители предъявляют повышенные требования к его работе. В первом случае следует проанализировать положение и попытаться найти общий язык с педагогом. Возможно, стоит обратиться к членам семьи, чтобы они попытались сгладить конфликт. Также следует узнать, сталкиваются ли другие родители с такими же проблемами. Если решение найти не удается, то следует обращаться к руководству детского сада.

Случается, что родители требуют особенного отношения к своему ребенку или внимания, который педагог государственного детсада просто не может дать. Не стоит забывать, что в группе находится около 30 детей, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. В этом случае стоит подумать, как получить желаемое, отдав ребенка в частные детские сады или студии.

Одной из часто встречающихся причин возникновения конфликтов в ДОУ служит недопонимание между родителями. Оно может возникать из-за организационных моментов или когда в конфликт вступают дети. Очень важно не переносить собственные размолвки на детей, не поощрять их ссоры друг с другом. Всегда нужно стараться услышать другую сторону и максимально корректно и понятно донести свою точку зрения на ситуацию.

Обе стороны конфликта должны понимать, что скорее всего его решение требует компромисса. Если произошел конфликт между детьми, то следует выслушать их, желательно в присутствии воспитателя, и разобраться в проблеме. Не всегда то, что рассказывает ребенок оказывается правдой. Если же с родителями не удается достичь мира, то стоит обозначить рамки общения, при которых дети не будут страдать.

Обязательного решения требует конфликтная ситуация в детском саду между детьми. Конечно, речь идет о конфликте, который затянулся или часто повторяется. Дети ссорятся и мирятся много раз на день, забывая об этом. Поэтому несвоевременное вмешательство взрослых может создать настоящий длительный конфликт.

Если же дети постоянно попадают в одни и те же ситуации, то им стоит показать, как можно выходить из конфликта. Это служит хорошей тренировкой умения слушать оппонента, учитывать интересы других, уступать и искать компромиссы. Конфликты и их решения является обязательным атрибутом социализации детей, и родителям следует помогать в этом своему ребенку. Также важно понимать и поддерживать своего малыша, которому очень важна любовь и забота родителей.

Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях (примеры)

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.

Ситуация 1
Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.
Как вести себя педагогу?
Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени.
Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки, которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.

Ситуация 2
Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно отреагировать при возникновении конфликтной ситуации. Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт из-за домашних игрушек.
«Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно обеспечить соблюдение режима дня.
«Ты плохо себя ведешь - отнеси игрушки в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка.
«Отдай игрушку, Дима - твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт.
Во всех приведенных ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка. Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям.
Как вести себя педагогу?
Нужно акцентировать внимание детей на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при потере игрушки.
Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они вкладывают в эти понятия.
При появлении нежелательных реакций нужно разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или опыта, то можно обратиться к другому педагогу, педагогу-психологу, пройти курсы повышения квалификации.

Ситуация 3
Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны собираться на прогулку.
Как вести себя педагогу?
Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить у родителей, как они организовывают обхождение с домашней игрушкой на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что педагог не может отвечать за сохранность игрушки. Важно сохранять доброжелательность и корректно объяснить пределы ответственности воспитателя.

Ситуация 4
Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют возмещения. Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор? Мы рекомендуем при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.

Конфликты воспитатель-родитель и конфликты в коллективе

Конфликт, как обязательный компоненты общественной жизни, присутствует и в отношениях педагога и родителей. Для воспитателя крайне важно грамотно выстроить стратегию поведения в конфликтной ситуации, найти правильные механизмы урегулирования конфликтов в ДОУ.

Прежде всего, нужно проанализировать причины возникновения конфликтов. Родители чаще всего недовольны таким:
с ребенком мало проводят времени;
условия недостаточны для укрепления его здоровья;
к ребенку не находят подхода;
используются наказания;
плохо следят за внешним видом ребенка;
ребенка заставляют или не заставляют есть;
ребенок не получает полной свободы действий;
он создает проблемы для воспитателей;
ребенка могут обидеть агрессивные или гиперактивные дети.

Воспитатели также имеют претензии к родителям. Самыми распространенными бывают:
неуважительное отношение к персоналу детского сада;
неаккуратность оплаты услуг;
у детей нет сменной одежды, они не подготовлены к садику;
нарушается режим дня, когда детей забирают поздно;
предъявляются слишком высокие требования.

Анализ конфликтных ситуаций в ДОУ показывает, что к ним применимы общие правила классификации конфликтов:
возникновение противоречий;
осознание конфликта хотя бы одной стороной;
конфликтное поведение;
исход конфликта.

Существует 5 способов разрешения конфликтов в ДОУ, согласно общей классификации путей выхода из конфликта:
1. Конкуренция - каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах.
2. Уклонение - не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера.
3. Компромисс - обе стороны идут на уступки.
4. Приспособление - учет интересов другого человека в ущерб собственным.
5. Сотрудничество - позволяет учесть интересы обеих сторон.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс.

В коллективе возможно появление конфликтов между двумя людьми, личностью и группой или двумя группами. Как правило, протекание и разрешение конфликтных ситуаций в ДОУ не отличается от решения конфликтных ситуаций между родителями и воспитателями.

Однако педагогам следует приложить усилия, чтобы конфликт не отражался на их профессиональной деятельности, а также атмосфере в детском саду. Для этого следует проанализировать конфликтную ситуацию, возможно, привлечь для этого руководство и найти пути выхода из него.

Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций.

Марина Стадник
Педагогические ситуации и их решение

Предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Когда мы смотрим на образовательные Госстандарты, видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников. С чем это связано? Попробуем разобраться.

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. А ведь еще 20 лет назад социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума : семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.

Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер : современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям. Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли.

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация .

Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников. Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т. д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни. Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме.

Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения :

— Предлагаю вам разобрать еще несколько педагогических ситуаций и найти пути их решения . Работать будем по подгруппам (по 5-6 человек) .

Раздаются ситуации

Приступая к рассмотрению педагогических ситуаций советуем :

Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц.

Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы.

Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача,

Построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача,

Поиск решения , выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)

Примеры анализа педагогических задач

Ситуация «Об отверженном ребёнке»

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

1. Исследовательская задача :

Что есть? — есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,

Что не устраивает? — дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,

Что нужно? — чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2. Прогнозная задача : помочь мальчику войти в детское общество

3. Изобретательская задача :

— выявить способности мальчика, значимые для других детей;

— подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

— поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат : научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание : научить завязывать шнурки других детей.

Ситуация №1 .

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

1. Исследовательская задача :

Что есть? — гиперактивный ребёнок.

Что не устраивает? — его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.

Что нужно? — чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

2. Прогнозная задача : «Обратить вред с пользу»

3. Изобретательская задача :

— Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов .

— Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог , садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.

— излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

— дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4. Идеальный конечный результат : материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где «спрятано» следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

Ситуация №2

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос , а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

1. Исследовательская задача :

Что есть? — нетерпеливый ребенок.

Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников , давая личные оценки происходящему.

Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2. Прогнозная задача :

— сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3. Изобретательская задача :

— познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

— тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

— отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.

— установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

4. Идеальный конечный результат : «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул - признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего

Ситуация №3

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

1. Исследовательская задача :

Что есть? – робкий ребенок.

Что не устраивает? — заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

2. Прогнозная задача :

— научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3. Изобретательская задача :

— выявить причину неуверенности в себе;

— научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

— повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

— подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов» .

4. Идеальный конечный результат : ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов» , а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

«Принципы воспитания детей 21 века» :

Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.

С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.

Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.

Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.

Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша : он умнее, чем кажется.

Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.

Наблюдайте за общением маленьких детей : они многому могут научить!

В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности , но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем.

Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях .

Педагогические ситуации с ответами

Раздел II
Педагогическая ситуация № 1.
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?

Решение. Я считаю, что такая ситуация возникла не просто так, виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.

Педагогическая ситуация №2.

Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учительницы.

Решение. Учительница явно была не права, поставив Маше незаслуженную двойку. Прежде всего, ей стоило заметить, что, не смотря на то, что девочка отвлекалась, она подробно ответила, за что стоило ей поставить «5». Конечно, поведение ученицы тоже не правильное, всегда тяжело вести урок, когда в классе стоит шум и гам, можно было бы после ответа сказать: «Молодец, Маша, что хорошо знаешь данный материал, но всё же тебе стоит вести себя потише, и не мешать и не отвлекать других учеников от работы, иначе, я поставлю тебе в журнал «2» за поведение.» Так же учительнице не стоило разряжать своё эмоциональное состояние на ребёнке, хотя девочка и вела себя не подобающим образом, оценивать стоило ответ, а если уж так сильно хотелось как то поставить ученицу на место, можно было бы поставить в дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечание.

Педагогическая ситуация № 3.
Трое учащихся девятого класса не однократно были замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест села. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтверждён, хотя, по словам родителей некоторых учеников, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Педагоги решили просто не принимать никакого решения и не предавать ситуации значения. Правильно ли они поступили?

Решение. Конечно, оставлять без внимания данный случай не стоит, как минимум следовало бы задуматься о последствия, подростки в этом возрасте очень сильно подвержены постороннему влиянию, чаще всего негативному, и сбить их с истинного пути может любой. Может развиться алкогольная зависимость, с раннего возраста и детей уже будет не остановить. Педагогам стоило, провести беседу с учениками, поговорить, рассказать о последствиях, прибегнуть к помощи психолога. И конечно же, обязательно, сообщить родителям, чтобы они в свою очередь тоже приняли какие-либо меры. А то, что оставили без внимания, это халатное отношение к детям.

Педагогическая ситуация № 4.
Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»

Решение. Ставить постоянно ученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё больше упадёт. Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.

Педагогическая ситуация № 5.
«Костя вышел в коридор, тряхнул авторучкой, почему-то переставшей писать, и вдруг на новенькой, свежеокрашенной стене появились чернильные пятна. Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется самому вымыть стену.
Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене. Тогда он решил промыть всю стену коридора. За этим занятием его застала классная руководительница.
- Решил помочь тете Маше?
Костя утвердительно махнул головой. Обманывать он привык, репутация врунишки шла за ним с III класса. Хотелось сначала сказать правду, но как-то так
получилось…
Учительница, уже знавшая причину Костиного усердия, промолчала.
А вот на классном собрании громко заявила:
- Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказал
ей вчера.
Костя видел одобрительные взгляды товарищей. Но
по выражению лица учительницы понял, что она знает больше, чем он предполагал. Сам не зная почему,
мальчик вдруг встал.
- Я совсем не хотел помочь…- и рассказал, как
было дело.
- Я всегда. Костя, считала, что ты - честный человек,- заметила учительница.- А с этой минуты буду верить тебе еще больше. И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня.
Возвращаясь к себе домой, мальчик думал: что бы еще такое сделать, чтобы честно признаться потом ребятам и пережить ту счастливую минуту всеобщего уважения к нему, которое он испытал?» Оцените действия учительницы.

Решение. Учительница поступила правильно, не стала сразу уличать парня во вранье, дала ему шанс исправиться, увидеть ошибки в своём действии, дала возможность объективно оценить всё не хорошее им сделанное, тем самым помогла парню, осознать, что говорить правду, намного лучше, чем постоянно лгать. Не зря говорят «всё тайное рано или поздно становится явным»

Затруднительная ситуация

Острые и конфликтные педагогические ситуации возникают как у начинающих учителей, так и у достаточно опытных. Они отражают глубинные психологические процессы во взаимоотношениях учителей и учащихся, педагогического и ученического коллективов.

Эти ситуации имеют сигнальный характер. Исход конфликта очень часто зависит от того, насколько быстро учитель отреагировал на первые сигналы учащихся. Слишком дорого порой платит учитель (да и ученик) за неблагополучный исход конфликтной ситуации.

В любой острой типичной педагогической ситуации каждый учитель поступает по-своему. Конечно же, все стараются предотвратить конфликтные ситуации. У многих педагогов даже имеются свои «рецепты» профилактики подобных ситуаций, достойного выхода их них.

Давайте представим себе следующую ситуацию.

Войдя в класс на урок, вы обнаружили на доске карикатуру на себя. Ребята рассчитывали, что начнется поиск виновного и урок будет сорван. Что делать?

А вот такая ситуация?

Ученики собирались уйти с вашего дополнительного урока, причем вам попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отзываются о вас. Что делать?

По просьбе завуча вы заменяете заболевшего учителя в чужом классе. Начался урок. Класс совершенно неуправляем. Вы здороваетесь - никакого внимания. Как быть?

В конце статьи будут приведены конкретные решения этих педагогических ситуаций некоторыми учителями.

А пока обратите, пожалуйста, внимание на памятку.

Что следует помнить учителю (воспитателю).

  • Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
  • Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
  • Если ученик бросил вызов учителю, значит у него есть на это причина.
  • Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
  • Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  • Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения

  • Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  • Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности (об этом будет рассказано в статье «Грамотная оценка»).
  • Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  • Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.

Педагогические ситуации (из опыта некоторых учителей)

  • Учительница улыбнулась, подошла к доске, подправила рисунок и начала урок. Ребята были огорчены и удивлены. Урок прошел нормально. Больше такого не повторялось.
  • Учитель демонстративно, на глазах у класса, прочел записку и сказал, что он теперь в курсе их подготовки ухода с урока, что его волнует их мнение о нем, но он не собирается мстить, а хочет разобраться, почему так произошло. Обязательно выслушает ребят, но просит и их выслушать его. В итоге ученики и учитель находят взаимопонимание и, довольные друг другом, продолжают урок.
  • Учительница, совершенно не обращая внимания на класс, стала рисовать на доске очень интересную картинку. Разговоры потихоньку прекратились. Дети начали внимательно рассматривать рисунок. Тогда она спросила, что бы это значило. Некоторые ребята высказали свое мнение Она поблагодарила. Начался нормальный урок.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта. Пример решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Примеры педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Педагогические ситуации взяты из книги, «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»

1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.

Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Прав ли отец?

2. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?


3. Мама: Почему у тебя одежда мокрая?
Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.
Мама: Пойдёшь в мокром.
Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

«Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент ?

4. Лена (4 года) Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?

Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.
Вопрос: Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?

5. Ситуация. Аня (З г.) стала называть себя Дарьей. Что мама тоже, подыгрывая дочери стала тоже называть ее Дарьей. Однако мама не разу не спросила, почему девочке вдруг захотелось сменить имя, и тем самым не желать быть самим собой.

Родители приняв игру дочери, укрепили ее в мысли стать кем-то другим и позволить вести себя так, будто у нее другие родители.

В чем могут быть причины такой ситуации?

6. Детскую игру хорошо дополняет сказка. Сказка вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Она расширяет сферу познания “необыденного”. Ребенок присваивает творческий опыт человечества.

Под влиянием сказки складывается детская картина мира, специфическая система взглядов ребенка на универсальные принципы строения и развития вещей.

Какими способами взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни?

7. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Как должен поступить педагог в данной ситуации?

8. Наблюдая за изобразительной деятельностью старших дошкольников, педагог заметил: если перед ребенком ставится задача нарисовать рисунок так, чтобы он был похож на изображаемый предмет, то обычно он усовершенствует свой рисунок дорисовыванием и присоединением деталей. Дошкольник не ищет сходства между образом и предметом через установление связей между деталями. Рисунок ребенка можно назвать рисунком-описанием.

Что должен делать воспитатель, чтобы помочь детям «улучшить» их рисунки?

9. Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.

Какой выход можно предложить из создавшейся ситуации?

10. У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т. п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.


Как помочь малышу обрести детство?

11. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого вопроса?

«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»

Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.

А мама тоже ездила с вами к бабушке?

Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! - сказал он.

Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?

Мама осталась дома,- ответил отец,- она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,-сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.

Да, она у нас копуша! -подхватил мальчик».

Чем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери?

13.В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Какой найти способ, чтобы повернуть детей к отверженному мальчику.

14. В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время занятия уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада.

Как быть?

15. Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить.

Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.

Как быть?

16. О девочке, жующей пластилин"

В группе детского сада есть девочка, которая на занятиях по лепке постоянно берёт в рот пластилин. Замечания и запреты не помогают. Объяснить эту тягу ребёнок не может.

Как быть?

17. О гиперактивном ребёнке"

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности , на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

Что может предпринять педагог в такой ситуации?

18. Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок “Моя семья”.

Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.

Педагог спросил Петю: “Почему ты себя не нарисовал?” – “А я не уместился”, – ответил мальчик.

Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?

19. Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы.

Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

20. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно.

Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.

21. Коля – мальчик подвижный. Его руки все время чем-то заняты. Он хватает попавшиеся на глаза предметы. Чертит карандашом. Его посещает много идей. И все их он стремится тут же высказать. Коля непоседа, во всем он хочет поучаствовать, все попробовать, но очень быстро бросает начатое дело и хватается за новое. Маме это не нравиться. Она все время его сдерживает, успокаивает.

Объясните, почему невозможно непоседу сделать спокойным?

22. . Из разговора двух молодых мам: “Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”.

Что случилось с девочкой. Объясните причину данной ситуации? Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

23. Две мамы вели разговор по поводу использования детьми компьютера. Первая с гордостью говорила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая ответила: «Ну и зря! Будет часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…»

Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от общения с компьютером.

24. Дима (1 год 10 мес), имея автономную речь, не мог понятно сказать о своем желании, чтобы мама дала ему игрушку. Мама же настаивала на том, чтобы Дима произносил слово правильно. Тем более не заменял слово жестом.

В другом случае мама старалась включить Диму в игру с детьми во время прогулок в скверике.

Верно ли делала мама, когда создавала для ребенка противоречивые ситуации?

Как правильно руководить самодвижением ребенка? Приведите случаи такого руководства взрослыми.

25. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится.

Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: “Я не умею, у меня не получается”. “Я лучше буду играть”. Мама недоумевает: “Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?”

Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?

Какие ошибки часто допускают взрослые?

26. Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.

– Что ты хочешь построить?– спросил педагог

– Что…что получится,– ответил Вова.

– Буду строить из кубиков и кирпичиков.

Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.

– Нет, я лучше ракету построю…

Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.

Воспитатель говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача.

Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор?

27. . Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.

Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.

– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.

– Разве так можно, мама будет ругать.

– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: “Жадным быть нехорошо”.

Дайте психологическое обоснование поведению Вани.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

28. В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта:

1. Его стремление командовать сверстниками.

2. Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников.

Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем .

Сеня (4 года 6 мес), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:

– Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу!

– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.

– Нет, – вяло ответил малыш.

– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим.

– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.

– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.

– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где-то и попотеть требуется.

– Чего ты к нему привязался! Не видишь, – не хочет, – рассердилась мама.

– Мало ли что не хочет. Надо!

– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.

– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.

Проанализируйте суждения папы и мамы. Как надо поступить родителям в данной ситуации?

Перекладывание вины – нежелание ребенка отвечать за свои поступки, уловка, с помощью которой дети пытаются избежать наказания и добиться поощрения.

Мнение родителей : Перекладывание вины на несуществующего или существующего друга (взрослого), или на кошку (собачку), которая разбила вазу (съела варенье), является весьма популярной хитростью детей.

Мнение специалистов : Перекладывание вины на другого может быть вызвано защитной реакцией ребенка, поскольку уже было в его опыте такое, что, если признается, сказать как было, то его тут же отругают, накажут, лишат общения, оттолкнут с осуждением. Постепенно провинившийся малыш понимает, что говорить правду опасно, лучше выдумать правдоподобное, может и не накажут.

Проблемная ситуация:

В зале на журнальном столике стоял чудесный замок, собранный из конструктора. В домике жили игрушечные солдатики, с которыми играл Ян (почти 4 г.), пока мама с гостями накрывали на стол в кухне. Когда все было готово, и я позвала сынишку обедать, он прибежал на кухню, схватил дядю Костю за руку и, пообещав ему что-то показать, увел его в зал. Через минуту Ян появился в кухне с криком: «Мама, иди посмотри, что он сделал!!!».

Я вошла в зал и увидела, что на полу валяются солдатики и обломки замка, а рядом с ними стоит растерянный дядя Костя, который говорит, что Ян просил его тут подождать, а сам «пулей» умчался на кухню. И теперь получается, что Костя, которого застали на «месте преступления» с разрушенным замком и разбросанными игрушками - и ДОЛЖЕН их собирать.

Часто сами родители провоцируют такое поведение своих детей. Тот, кто провинился (разбросал игрушки, сломал замок) – «плохой» и ребенок уже не раз слышал это от своей мамы. Так лучше обвинить в собственных несчастьях кого-нибудь другого (дядю Костю) и тогда его будут ругать и заставят выполнять неприятную работу (сбор игрушек). Следует помнить, что привычка сваливать вину на других может стать у ребенка стилем жизни и ухода от трудностей (друзья виноваты, учительница плохая, начальник – тупой). Потому что так проще, не надо исправлять свои ошибки и учиться на них, пусть другие это делают.

Прежде всего, нужно любить и принимать своего ребенка целиком (ну кто в детстве не разбивал вазы, не съедал без разрешения конфет или не разбрасывал игрушки), но в тоже время адекватно относиться к его поступкам. Ребенок должен чувствовать ваше эмоциональное принятие, даже если у него что-то не вышло. Не стоит подыгрывать в случае перекладывания вины ребенок на другого («Ах, какой дядя Костя неловки – все сломал!»), т.к. ребенок никогда не поймет, что перекладывать свою вину на другого человека не просто неэтично, но и может лишить его уважения друзей и близких людей. Лучше предложить ликвидировать последствия вместе.

Ключевое слово и определение:

Притворство больным – поведение, поступки ребенка с намеренным сокрытием истины с целью ввести в заблуждение родителей или родственников о состоянии своего здоровья.

Мнение родителей : Болезнь ребенка - это всегда стресс для родителей. Сразу стараешься сделать для ребенка что-нибудь приятное, оградить от трудностей, купить вкусненькое, подольше побыть с ним вместе и пр. Но потом замечаешь, что это просто манипуляции и как только ребенок хочет получить что-то или избежать чего-то, то он сразу ЗАБОЛЕЛ!

Мнение специалистов : Нередки случаи, когда дети, поняв, что во время болезни им разрешают многое, начинают притворяться, что плохо себя чувствуют, намеренное искажению достоверную информацию о своем здоровье в целях собственной выгоды (пропустить посещение детского сада или школы, получить шоколадку или новую игрушку). Пробовать притворяться больным ребенок начинает, как только познакомится с четким набором внешних симптомов болезни и научится их имитировать.

Проблемная ситуация:

Мой сын (7 лет) пошел в этом году в школу. Он очень этому радовался, очень ждал первого сентября. Но после первой недели его как подменили и начались «концерты»: каждый день у него что-то болит: то живот, то голова, то нога, то вдруг страшный кашель. Мы прошли обследование в диагностическом центре и были с ним у врача, который сказал, что ребенок абсолютно здоров, только притворяется. Почему? Из-за чего вдруг такая перемена? И как это «вылечить»?

Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации:

Дети с первых лет жизни наблюдают, как одно слово «болит» превращает маму и папу в нежных, заботливых родителей, идущих на помощь и практически всегда более отзывчивых к проблемам ребенка. Конечно, нельзя игнорировать жалобы ребенка на плохое самочувствие, но лучше попытаться понять причины такого резкого изменения в состоянии здоровья. Это может быть вызвано проблемами адаптацией к образовательному учреждению или может быть имела место грубость со стороны учителя или же конфликты с другими детьми в школе. Кроме того, можно и подумать о том получает ли ребенок достаточно родительского внимания, интересуются ли они его школьными успехами и делами.

Варианты решения проблемной ситуации:

Не следует поощрять такое поведение, чрезмерно жалеть ребенка или же сразу бежать к врачам. Если родители видят, что симптомы наиграны, то можно воспользоваться приемом «Противопоказания». Например, если болит животик, то вечером «из-за болезни» не будешь кушать деcсерт (хотя остальные члены семьи будут). А слова, что «уже ничего не болит» не принимать во внимание, потому что «завтра ведь может опять заболеть, так что лучше потерпеть». Десерт в зависимости от болезни можно выбирать разный: пирожные, когда болит живот, мороженное, когда болит голова или горлышко.

Ключевое слово и определение:

Проблемы с памятью – несуществующая проблема, которая является плодом вымысла, самообмана, предметом манипуляции другими людьми, чтобы не преодолевать трудности.

Мнение родителей : Дети в 6-7 лет замечают, что просто их лень при поступлении в школу вызывает у взрослых порицание, негативные эмоции, а дефект развития (невозможность запоминания) – тревогу, и они начинают уделять больше внимания ребенку, беспокоиться о нем.

Мнение специалистов : Ссылка на невозможность что-либо запомнить необходима детям для удовлетворения существующей у них потребности не быть «плохим учеником», ничего при этом не делая. В основе такого поведения лежит аффективное переживание ребенком своей новой роли – «ученика» и всего того, что он теперь в ней должен (стараться, прикладывать усилия и пр.).

Проблемная ситуация:

Первоклассника Федю к психологу привела его учительница. Она с беспокойством говорила о том, что ребенок не в состоянии запомнить, что задали на дом, а дома он говорил родителям, что не помнит, что задавали. На уроке же он отвечал, что не помнит, что учил дома. Посмотрев на мальчика, психолог заметила, что он очень смущен и напряжен. Как понять причины такого поведения? Что делать дальше?

Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации:

Вероятно, мальчик заметил, что, когда дети говорят «не знаю» или «не выучил», то на них сердятся или их наказывают, а на ответ «не помню» – реакция у взрослых (родителей, воспитателей, учителей) другая. Взрослые удивляются, беспокоятся, а если и сердятся, то как-то по-другому и списывают это на проблемы со здоровьем. Федя быстро сообразил, что, ссылаясь на плохую память, можно ничего не делать, жить довольно спокойно, особенно не утруждая себя занятиями и не получая упреков за плохую успеваемость, а следовательно, не считаться «плохим учеником». Как только его хитрость будет разгадана, то, не желая стать «плохим учеником», мальчик начнет заниматься.

Варианты решения проблемной ситуации:

Когда становится очевидно, что дети пытаюсь ввести взрослых в заблуждение относительно возможностей своей памяти, то можно использовать прием «Косвенные вопросы». Если на все прямые вопросы, касавшиеся домашнего задания или того, что проходили в классе, ребенок отвечает классическим «не помню», то стоит задать вопросы не прямо, а, например, в виде неправильных утверждений:

«- Что вы на уроке чтения делали?

Не помню.

Не помнишь, ну ладно. Наверное, вы составляли рассказ по картинке.

Нет, мы рассказ читали.

О чем рассказ?

Не помню.

Наверное, о животных?

Нет, о мальчике и девочке. Они яблоню и грушу сажали.

А как звали мальчика и девочку?

А больше ни о чем в рассказе не говорится.

Хорошо, а что на дом задали?

Не помню.

Наверное, рассказ по картинке, которая на этой же странице находится?

Нет, на той странице, где рассказ, никакой картинки нет.

А где находится картинка, по которой вам задали рассказ?

На странице 35

Вот и отлично!».

В таком диалоге ребенок забывает свою роль и дает правильные содержательные ответы. И очень важно показать ему, что вы убедились, что с памятью у ребенка все в порядке.