Разбор по составу глаголов неопределенной формы примеры. Постоянные признаки глагола. И кувшинчик синий ра…цв…тает

292. Прочитай. Какую картину рисует поэт в этих строчках? Какие глаголы употреблены в переносном значении? Спиши, допиши окончания глаголов.

Выпиши глагол роняет. В какой форме он стоит? Выдели окончание, которое указывает на эту форму, и основу. Теперь поставь этот глагол в неопределенную форму. Выдели глагольный суффикс пред -ть. Подбери однокоренные слова других частей речи. Выдели корень.

293. Определи по окончаниям и суффиксам, в какой форме стоят глаголы.

Подбери и запиши по одному слову к каждой схеме. Выдели окончания и суффиксы.

294. Что можно сказать о глаголах по этим схемам? В каких из этих глаголов есть орфограммы? Запиши по одному глаголу к каждой схеме.

295. Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Как ты будешь определять - посмотришь тогда на суффиксы и окончания или на корень? Почему? Запиши глаголы, разбери их по составу.

296. Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. Разбери глаголы по составу.

297. Прочитай отрывок из стихотворения И.А.Бунина. как бы ты его озаглавил? Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

Разбери по составу глаголы, возле которых стоит цифра 2. Разбери один из глаголов как часть речи.

298. Выборочное списывание. Спиши только глаголы с безударными личными окончаниями. Обозначь орфограмму в окончаниях и -тся, -ться в глаголах.

Выпиши глаголы возле которых стоит цифра 2, разбери их по составу. Не забудь сначала написать, в какой форме стоит глагол.

Выпиши однокоренные слова, определи часть речи и разбери эти слова по составу. Объясни орфограммы.

299. Поставь данные в скобках глаголы в нужную форму и прочитай текст. Выпиши эти глаголы в той форме, в которой они должны стоять в тексте. Объясни орфограммы.

Выполни разбор по составу глаголов, возле которых стоит цифра 2.

300. Сочинение. Запиши глаголы, с помощью которых можно рассказать, что делают ребята в библиотеке. Напиши сочинение по этим опорным глаголам. Заглавие придумай самостоятельно. Глаголы, которые ты подобрал, нужно употребить в тексте в форме настоящего времени.

301. Прочитай. Что общего у глаголов каждой группы и чем они отличаются? Как называются эти глаголы? Устно составь предложения с глаголами одной из групп. Запиши глаголы в указанных формах и разбери все глаголы по составу.

302. Подбери и запиши к данным глаголам по одному - два синонима. Устно составь словосочетания с глаголами-синонимами. Разбери глаголы по составу.

303. Прочитай отрывок из рассказа В.Ю.Драгунского «Он живой и светится». Что чувствует Дениска? Какое настроение героя передает автор?

В этом тексте есть три группы однокоренных слов. Найди и выпиши эти слова группами, выдели корень, напиши, какие это части речи. Найди в тексте и выпиши глаголы - исключения. Укажи их спряжение и напиши эти глаголы в форме 2-го лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч. разбери по составу глаголы, которые отмечены в тексте цифрой 2.

304. Сочинение. Напиши сочинение на тему «День моей мамы» (моего папы, бабушки, сестры…). Расскажи что обычно делает мама (или тот, о ком ты пишешь) утром, днем, вечером.

Подготовься к сочинению. Вспомни порядок подготовки, самостоятельно составь план. Используй глаголы в форме настоящего времени 3-го лица ед. и мн.числа., предложения с однородными членами (для усиления выразительности однородные члены можно соединить повторяющимся союзом и), предложения с прямой речью.

305. Спиши текст, поставь глаголы, данные в скобках, в форму 2-го лица мн.числа. у тебя получится отрывок из «Записок охотника» И.С.Тургенева. подчеркни орфограммы - буквы безударных гласных в окончаниях глаголов.

Найди в тексте глаголы в неопределенной форме, выпиши их, выдели суффикс неопределенной формы. Найди в тексте глагол - исключение, запиши его в форме настоящего времени 2-го лица ед.числа и 3-го лица мн.ч. разбери как часть речи глаголы любите, можете. Разбери по составу глаголы выехать, дышишь, выходите.

306. Самодиктант. Подбери и запиши 15-20 глаголов с изученными орфограммами (частица не, -тся и -ться; мягкий знак после букв шипящих в неопределенной форме и в форме 2-го лица ед.ч., буквы безударных гласных в личных окончаниях.)

307. Поработай над своей устной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году». Составь и запиши план рассказа. Подбери примеры к каждому пункту плана.

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу.

Задачи:

  • Научить разбирать глаголы по составу с опорой на алгоритм; показать отличие порядка разбора по составу глагола от других частей речи.
  • Развитие умения выполнять разные виды разборов.
  • Воспитывать внимательное отношение к языку.

Оборудование: учебник, тетрадь, памятка о суффиксах глагола, алгоритм порядка разбора глагола по составу, для рефлексии рисунки цветов яблони розового и белого цвета для каждого ученика, рисунок веточки яблони.

Ход урока

1. Организационный момент (2, 3 слайды)

Показ слайдов с изображением картин весны в сопровождении музыки.

Загадка: “Дева красная пришла, цветов много” (Весна)

2. Языковая разминка (4 – 6 слайды)

На слайде: “ (К) нам в.сна ш.га.т быстрыми шагами и сугробы та.т под её н.гами.” (И. Токмакова)

Прочитайте, объясните написание слов с пропущенными буквами, постановку знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.

Выполните синтаксический разбор этого предложения: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.

Сделайте звукобуквенный разбор слова тают и разбор слова шагает как часть речи (два человека работают у доски, остальные в тетради).

Проверим.

3. Чистописание (7 слайд)

Назовите личные окончания глаголов I спряжения (-ем,-ешь, -ете,-ет,-ут)

Проверьте на экране. Запишите на первой строчке.

Назовите личные окончания глаголов II спряжения (-им, -ишь, -ите, -ит, -ат) . Проверьте на экране. Запишите на второй строчке.

Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы (-ть, -ти) , как определить глагол прошедшего времени (-л- ).

Проверьте на экране. Запишите на третьей строчке.

Назовите суффиксы глагола I спряжения, II спряжения, возвратных глаголов

(-а-, -о-, -е-, -у-, -и-, -ся, -сь)

Проверьте на экране. Запишите на четвёртой строчке.

4. Формулирование темы и цели урока (8 слайд)

Посмотрите на экран и определите по схемам к каким частям речи относятся слова. Слов какой части речи больше? (глаголов)

Озвучьте эти схемы, т. е. приведите примеры слов на тему “Весна”. (Подснежник, весенний, пришла, тает)

Разбор слов какой части речи вызовет затруднение. (Глаголов ) Какова же цель нашего урока? (Научиться разбирать глаголы по составу)

(На экране тема “Разбор глагола по составу” и открывается запись её на доске)

5. Работа с памяткой и алгоритмом (открытие новых знаний)

(9, 10 слайд)

– Чтобы разобрать глагол по составу, надо знать некоторые правила и порядок разбора глагола. Для этого откроем учебник на стр. 97. Прочитайте правило. Назовите суффиксы, которые не входят в основу. Эти суффиксы записаны на 1, 2, 3 строчках в чистописании. Назовите суффиксы, которые входят в основу. Они записаны на 4-й строчке чистописания. Проверим. (На экране – памятка. На доску она вывешивается под темой урока). Выделите зелёной ручкой эту памятку в чистописании.

– Давайте познакомимся с алгоритмом порядка разбора глагола по составу. Учебник стр. 98 (Дети читают по шагам, которые появляются на экране схематически. Потом алгоритм целиком вывешивается на доске)

Чем порядок разбора глагола по составу отличается от порядка разбора других частей речи? (Определяем сначала форму глагола)

6. Упражнения в определении формы глаголов и в разборе глаголов по составу (11, 12 слайд)

1) – Выполним упражнение 293 на стр. 98. Прочитайте задание. Чтобы легче было озвучить схемы, Весна вам поможет подсказкой. (Обратить внимание на экран. Дети выполняют задание в тетрадях. По одному называют слово, определяют форму глагола, проверяют по образцу на экране).

2) – Выполним упражнение 295. Разберите глаголы по составу: разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.

(Дети самостоятельно работают, 5 человек работают на индивидуальных листах. Затем проводится проверка)

7. Рефлексия. Итог урока (13, 14 слайд)

Что надо знать, чтобы разобрать глагол по составу (Ещё раз обратиться к памятке и алгоритму на доске.)

Весна хочет узнать всё ли вам понятно, или возникли какие–либо трудности. Скоро на деревьях распустятся цветы. Давайте и мы украсим нашу веточку яблони цветами. Если вам было на уроке всё понятно, возьмите в руку белый цветок. А если было что–то непонятно, возникали трудности, то розовый. Приклеим ваши цветочки на веточку.

(В заключение открывается последний слайд)

Спасибо за хорошую работу.

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2 .

Например, увидела2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

  1. Во-первых, необходимо определить форму глагола .

Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную . Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы -ть,-ти, -чь.

  • (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

  1. Затем необходимо выделить части слова , которые не входят в основу .

У глаголов такими морфемами являются:

  • Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола -ть, -ти, -чь.

Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы -ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

  • Суффикс глаголов прошедшего времени -л , так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

Например:

  • Личные окончания глаголов . Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

  • -ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

  1. Далее выделяем основу слова .

Основа слова - это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

Суффикс глаголов -ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

  1. Следующий пункт разбора - определение корня слова .

Любое слово имеет корень , без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем .

Например, найдем корень у глагола проверить . Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный . Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

- вер . Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить , не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять .

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

  1. Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) - морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

Например, в слове возвращаться -ся - это суффикс, и он входит в основу слова.

У глаголов также могут быть суффиксы:

§2. Примеры разбора глаголов по составу

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить .

Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить . Это глагол неопределенной формы.

Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка -вы .

Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом -ть- , будет являться суффиксом глагола. И это будет суффикс - .

Запись разбора глагола в тетради будет такой:

Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются .

Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются .

Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься .

  1. Найдем корень слова.

У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола -ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы -ся .

Запись в тетради будет иметь такой вид:

§3. Краткие итоги уроков

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

  1. Определяем форму глагола .
  2. Выделяем морфемы , которые не входят в основу слова : личное окончание глагола, суффиксы -ть, -ти, -чь, -л.
  3. Выделяем основу слова .
  4. Подбираем родственные слова и выделяем корень слова .
  5. Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
  6. Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-po-sostavu

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

Тема: «Порядок разбора глагола по составу.

Знакомство с алгоритмом»

Цель урока:

1. Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи через учебный диалог.

2. Развитие умений «вычитывать» учащимися информацию из источников, представленных в разных формах (схем, текст), соотносить её, обнаруживать несоответствие между компонентами.

3. Развитие умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

4. Воспитание способности преодолевать возникающие трудности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

«Языковая разминка»

1.Работа с осложнённым текстом

· Текст дан учащимся на карточках с пропусками орфограмм и знаков препинания.

Мы люб_м в_сенние д_ньки. П_года ст_ит прекрас_ная. Весело с_неет неб_. Мя_кий в_т_рок гон_т т_ропит облака. Ты смотр__ в небо вид___ как л_тят с д_лёкого юга жур_вли леб_ди гуси. У них по_явятся пт_нцы. Уже отта_л мур _вейник под стар_ с_сной. Вот по пашн_ ход_т усталый после дальн_ д_роги грач_. Скор_ взойдёт рож_.

Объяснить орфограмму, вставить нужную букву. Расставить знаки препинания.

1). Лексическая работа.

Что прочитали? Докажите, что это текст.

Какие весенние признаки описаны?

Дайте заглавие.

2). Орфографическая работа.

· на доске: любим, по пашне, весенние (деньки)

Почему данные слова я объединила в одну группу? (безударная позиция гласного звука в окончании слов)

Могу ли я сказать, что это одна и та же орфограмма?

Научите способу проверки данных орфограмм?

(учащиеся называют способ действия проверки)

Догадайтесь, буква, которая не обозначает звука, но показывает на письме мягкость согласного звука, является… (буква Ь)

Найдите в тексте слова, в которых эта буква выполняет эту роль. (деньки, дальней)

Но есть ещё слова с Ь знаком. Назовите и прокомментируйте правописание Ь в данных словах.

(смотришь – 2л, ед.ч.; рожь – сущ. ж.р.)

В каком ещё случае мы пишем Ь знак на конце слова у глаголов?

(в неопред.ф. в корне ЧЬ)

Есть ли ещё орфограммы относительно глагола связанная с Ь знаком?

(Возвратная форма, -тся, ться)

3). Пунктуация.

Ребята, как мы называем науку о языке? (Лингвистика)

Какие разделы мы уже затронули?

(Орфография, пунктуация)

Составьте схемы 1, 4. 5 предложения. Устно, дайте характеристику предложениям. (1- простое, 4 – простое с однородными сказуемыми, сложное, состоит из 2 – х частей: первое с однородными сказуемыми, второе – с однородными подлежащими)

4). Расскажите, что вы знаете о словообразовании.

Выполните разбор по составу: с далёкого (юга), муравейник, прекрасная (погода).

3.Постановка учебной задачи.

· Индивидуальная работа.

Разобрать слова по составу: синеет, появятся, оттаял.

Сверьте свои работы в парах.

У кого совпали разборы?

У кого не совпали?

Мы только повторили алгоритм разбора слов по составу. Почему у вас возникло затруднение?

(нет способа действия разбора по составу глагола)

4.Формулирование темы и цели урока.

Тема: «Разбор глагола по составу»

Цель: познакомиться с алгоритмом разбора.

5. «Открытие» нового знания.

Какие знания нам нужны сегодня?

(Порядок разбора слов по составу, особенности глагола).

Что причислим к особенностям глагола?

(суффикс пр.вр –л-; неопред.ф. –ть, -ти, -чь, возвр.ф. -тся, -ться).

Так вот, ребята, у глагола необычен и разбор по составу.

Попробуйте предположить, что вызовет особую трудность.

(составление алгоритма)

1).Знакомство с алгоритмом.

· Работа по учебнику. «Русский язык», Бунеев, с.111.

Прочитайте памятку.

Составьте модель, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.(не входят: пр.вр –л; неопр ф –ти; -ть. Входят глагольные а, о, и, е, у, вовр ф. ся)

2).Прочитайте порядок разбора глагола.

Запишем ключевые слова каждого этапа разбора:

1.Форма.

2.Окончание и суффикс не в основе слова

3.Основа

4.Корень

5.приставка, суффикс

Так ли вы действовали?

Вернёмся к данным глаголам и разберём их, используя алгоритм.

6.Первичное закрепление.

· Фронтальная работа на печатной основе.

· Разобрать глагола с комментированием.

Выбежать, разделил, догадываться, задрожать, выгоняешь, заморозит, салютовать, посинела, стукнул, лепетать, загустеет, толкать, веселиться.

7.Самостоятельная работа.

1в – надвигались, оглядываем, роняет.

2в- оглянуться, смотрим, зеленеет.

· Самопроверка (на доске)

· Самооценка «линеечка»

Проговариваем ошибки, причины ошибок, определяем задачи для их устранения.

8.Итог работы.

Чем разбор глагола отличается от разбора имени существительного?

Кому было трудно?

Где испытывали затруднения?

Какую задачу поставим перед собой для следующих уроков?

Оценивание рабы учащихся на уроке. Выставление отметок.