Пути повышения эффективности первого впечатления. Формирование первого впечатления в общении

Процесс восприятия человека человеком является важ­ным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и приклад­ных исследований, проведенных как у нас, так и за рубе­жом. Особое внимание в этих работах уделяется феноме­ну формирования первого впечатления, который доста­точно длительное время играет роль своеобразной психо­логической установки наличность. Исследования, помо­гающие понять, как именно складывается первое впечат­ление, проведенные российским ученым А.А. Бодалевым показали, что оно формируется в течение первых 2-3 ми­нут и потом подсознательно оказывает влияние на чело­века, потому что обладает определенной устойчивостью. Влияние на восприятие человека человеком феномена пер­вого впечатления может влиять на наши суждения доста­точно длительное время. Очень часто люди судят о дру­гих именно по первому впечатлению. Хотя зачастую пер­вое впечатление бывает обманчивым.

А.А. Бодалев выделяет пять компонентов, которые вли­яют на формирование первого впечатления о человеке:

ü Характеристика внешнего облика человека.

ü Оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа).

ü Экспрессия человека (переживаемые или трансли­руемые эмоциональные состояния).

ü Поведение.

ü Предполагаемые качества личности.

Если обратиться к зарубежным исследованиям, то там были получены примерно такие же результаты:

* Наружность и одежда.

* Поведение.

* Особенности общения.

* Предполагаемые качества личности.

Как видите, в формировании первого впечатления зна­чительная роль отведена одежде. Еще Фрэнсис Бэкон пи­сал: «Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность». Почему? С точки зрения психологии это легко объяснимо. Подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содер­жанию».

Еще одной важной характеристикой в том, как вос­примут вас окружающие люди, играет осанка человека. Хорошая осанка воспринимается людьми как проявление достоинства, силы личности и уверенности в себе. Если же человек сутулится, у него плохая осанка, это воспри­нимается окружающими как проявление неуверенности, подчиненности, слабости.

Каждому человеку необходимо владеть искусством са­мопрезентации, самопозиционирования. Умение «препод­нести» себя в выигрышном свете, выделить свои несом­ненные достоинства и сгладить недостатки является на­стоящим искусством и также влияет на то впечатление, которое вы произведете на окружающих.

Именно в силу того большого значения, которое отво­дится формированию первого впечатления, так важно при первом знакомстве произвести впечатление человека ус­пешного, уверенного в себе (не путать с самоуверенно­стью!), грамотного специалиста.

Какие же факторы могут влиять на первое впечатле­ние? Основными можно назвать следующие три фактора:

* Фактор превосходства - когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам, т. е. происходит своего рода личност­ная переоценка.

* Фактор привлекательности - существует закономер­ность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше.

* Фактор отношения к наблюдателю - людей, кото­рые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и по другим показателям.

Для достижения эффективности взаимодействия не­обходимо знать закономерности восприятия человека че­ловеком, его понимание и оценку, которая может быть адекватной, а может не соответствовать действительнос­ти. Существуют различные эффекты, которые искажают восприятие и которые необходимо учитывать. Это:

* «Эффект первичности» - мнение, сложившееся вна­чале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Первая информация силь­нее последующей. Первое впечатление возникает в первые 15-20 секунд общения с человеком.

* «Эффект новизны» - о человеке, хорошо знакомом нам важнее новая информация (вспомним фильм «Самая обаятельная и привлекательная», когда главная героиня, которую все считали «синим чул­ком», вдруг пришла на работу совершенно преобра­женная, в новом наряде).

* «Эффект бумеранга» - люди обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давле­ние со стороны другого человека воспринимается обыч­но как покушение на их право свободного выбора.

* «Эффект ореола» - означает влияние общего впечатле­ния о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные ка­чества переоцениваются, а отрицательные - либо затушевываются, либо, так или иначе, оправдыва­ются. И наоборот, если общее впечатление отрица­тельное, то даже благородные поступки не замеча­ются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «при­клеиванием ярлыков».

* «Эффект последовательности» состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказыва­ют те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем.

* «Эффект проекции» - неосознаваемая тенденция пе­реносить (проецировать) нежелательные для себя ка­чества и свойства на другого человека.

* «Эффект снисходительности» - щедрая, излишняя благожелательность, т. е. некритичность при оцен­ке другого человека.

В ходе исследований, проведенных психологом В.В. Зна­ковым, были выявлены следующие зависимости:

1) объективно воспринимаемые черты физического об­лика другого человека могут в значительной степени транс­формироваться и даже искажаться под влиянием сложив­шейся самооценки, уровня притязаний и характера взаи­моотношений воспринимающего с воспринимаемым;

2) имея перед собой один и тот же объект восприятия -внешность другого человека, люди видят его под разными углами зрения, выделяют разные стороны и свойства.

На точность восприятия различных объектов могут негативно влиять также следующие факторы:

ü отсутствие необходимой психологической подготовки;

ü определенные индивидуальные психические особен­ности, недостаточное развитие внимания, памяти, мышления;

ü предвзятое, тенденциозное отношение к объектам восприятия и познания.

Как свидетельствуют социально-психологические ис­следования, люди зачастую видят то, что хотят уви­деть, слышат то, что хотят услышать. То есть вся информация, поступающая из окружающего мира, про­ходит через своеобразные «фильтры» восприятия, обус­ловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами. Таким образом, реальность и вос­приятие реальности зачастую достаточно сильно отлича­ются друг от друга. В зависимости от особенностей чело­века по-разному интерпретируются слова, понятия, тек­сты, действия другого человека.

Зная основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно осознанно влиять на другого человека, сознательно формировать свой образ. Этому помогает со­здание определенного имиджа, самопрезентация в процес­се общения.

Г.В. Бороздина приводит следующие механизмы соци­ального восприятия : самоподача превосходства, привле­кательности, отношения, актуального состояния и при­чин поведения.

Самоподача превосходства . Обычно основывается на объективных признаках и знаках превосходства, таких как одежда, манера речи и поведения. Имеет важное значение в профессиональном общении, особенно для юристов, ру­ководителей различного ранга, политиков и пр. Существу­ет достаточно много категорий, внешний вид для которых играет достаточно большое значение для того, чтобы их деятельность была эффективной. И если создать определенный имидж при помощи одежды при наличии денег не составит особого труда, то показать превосходство при по­мощи манеры поведения гораздо сложнее.

Самоподача привлекательности. Почему про одних лю­дей мы говорим, что они обаятельны и привлекательны, а про других нет? Что отличает первых от вторых? Душа. Внутренний свет. Огонь в глазах. Если говорить метафора­ми, то одни люди светят, но не греют, а другие притягива­ют как магнитом. С ними легко и просто общаться.

Самоподача отношения. Играет важную роль в пост­роении определенных отношений с другими людьми. В деловом общении очень важно уметь показать свое отно­шение к нему. Это можно сделать при помощи вербаль­ных (речь) и невербальных средств общения. Особенно ярко это можно дать понять собеседнику при помощи поз, расположения тела, взгляда. Как правило, легкий наклон к собеседнику сигнализирует ему о вашей заинте­ресованности. Еще более выразителен взгляд. Недаром же говорят, что глаза - зеркало души. Однако при этом очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства находились в соответствии друг с другом, не противоре­чили бы друг другу.

Самоподача актуального состояния и причин поведе­ния. «Я не виноват...», «Так уж получилось...», «Я долж­на была...» - эти и подобные выражения пытаются при­влечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются нами наиболее приемлемыми.

В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:

фактор превосходства;

фактор привлекательности;

фактор отношения к нам.

Очевидно, что в реальном процессе взаимовосприятия эти три фактора действуют в теснейшем единстве. Рассмотрим их проявление в формировании первого впечатления о другом человеке более детально.

1. Фактор превосходства. Люди, вступающие в общение, неравны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая получила название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;

манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения. В них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

2. Фактор привлекательности. Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями -- «красивых» и «некрасивых» детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых». Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке «красивые» превосходили «некрасивых» по всем параметрам.

Многочисленные исследования показывают, что физическая привлекательность влияет на оценку не только когда ее объектом оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека. В подтверждение этого А.А. Бодалев приводит следующий пример. Молодым людям предлагали оценить очерк, написанной женщиной, портрет которой прилагался (в одних группах испытуемых использовался портрет красивой женщины, в других -- некрасивой). Этот очерк оценивали более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются.

Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность -- не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

Важно подчеркнуть, что фактор привлекательности сильно влияет на содержание формирующегося представления о человеке только в момент образования первого впечатления. В дальнейшем оценивание этого человека все больше начинает определяться характером взаимодействия с ним и ценностью его дел и поступков.

3. Фактор отношения к нам. Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, психологи ознакомили их с мнениями других людей и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство находили в его взглядах с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

впечатление рефлексия поступок

Вопрос: Социальная перцепция

Мы - социальные существа. Мы постоянно общаемся с себе подобными - в семье, на работе, на отдыхе.

И почти каждый раз, когда мы встречаем нового человека, у нас складывается впечатление о нем. Мы находим его дружелюбным или недружелюбным, агрессивным или застенчивым, умным или неумным. Впечатление о другом человеке создается быстро, поэтому мы часто не знаем, почему наша непосредственная реакция на него оказалась положительной или отрицательной.

Особенности воспринимающего зависят от

· возраста,

· национальности,

· темперамента,

· состояния здоровья,

· установок,

· опыта общения,

· профессиональных и личностных особенностей и др.

Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей.

С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния.

Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни.

Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека.

При восприятии фиксируется первоначально физический облик , к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.

К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, руки и др.

Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д.

Функциональные особенности включают осанку, позу и походку.

Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики.



Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары.

Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению.

Экстралингвистические особенности речи предполагают свое образце голоса, тембр, высоту и т. д.

При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Формирование впечатления

Каждый день мы встречаемся с новыми людьми, вступаем с ними в мимолетный контакт, который иногда становится основой длительных отношений. Каждая встреча с незнакомцем порождает некоторое впечатление о личности другого человека.

Формирование впечатления о человеке – довольно сложный процесс. Его психологической сущностью является межличностное оценивание . Оно связано с формированием образа другого человека, на основании которого мы можем прогнозировать его поведение..

Оценивание осуществляется по неким универсальным ценностным шкалам: «хорошо – плохо», «полезно – вредно», «красиво – безобразно», «добро – зло» и т.д. Чем больше у человека таких шкал в оценивании других, тем точнее оценка.

Очень важную роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. Стереотип – это устойчивый образ какого – либо набора качеств, который приписывается воспринимаемому человеку исходя из его возраста, пола, профессии, принадлежности к социальной группе и т.д.

Пример социального стереотипа : многие люди считают, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы –

o о вежливости и худобе англичан,

o об эксцентричности итальянцев,

o легкомысленности французов или

o «загадочной славянской душе».

У любого человека под влиянием его социального окружения, профессиональной деятельности формируются некие эталоны – стереотипы других людей. Стереотипы помогают в новой ситуации быстро определить свою позицию по отношению к партнеру по общению, однако они таят опасность получения неправильной информации.


Формирование первого впечатления

Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение такого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.

Проблема психологических закономерностей формирования первого впечатления получила свое развитие в трудах крупного отечественного психолога А.А.Бодалева. Им было показано, что структура первого впечатления в основном состоит из пяти компонентов, представленных последовательно (то есть на что в первую очередь люди обращают внимание и что сильно влияет на первое впечатление). Это:

характеристики внешнего облика человека;

Оформление внешности, в том числе и стиль одежды;

Экспрессия, переживаемые эмоциональные состояния;

Выполняемые действия (поведение);

Предполагаемые качества личности, угадываемые на основе первого впечатления и прошлого опыта.

Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать внимание на внешний облик другого человека, его одежду, преобладающие эмоции, действия, тесно связанные с эмоциями, а потом это корректируется и происходит процесс угадывания качеств личности.

Первое, что мы замечаем в незнакомом человеке, - его физический облик. Он включает в себя оценку его физической привлекательности .

Данные о том, что физически привлекательные люди воспринимаются другими как привлекательные в целом, были получены Дайон и соавторами (Dion, Berscheid & Hatfield, 1972). Студентам показывали фотографии очень привлекательных, среднепривлекательных и непривлекательных людей. Оказалось, что обладатели привлекательной внешности видятся им более

Достойными доверия,

Уверенными,

Сердечными,

Чувствительными и

Общительными, чем обладатели непривлекательной.

Американский психолог А.Миллер , применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оценили красивых как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешанных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, по сравнению с теми, кого эксперты оценили как некрасивых или «обычных». Кроме того, испытуемые – мужчины оценили красивых женщин как более направленных на людей, заботливых и внимательных.

Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент А.А. Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними.

В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, сказав:"Простите", закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый разы - по одной минуте, в последний раз - пять минут.

Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, оказалось различным на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика . Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать опять-таки на последней стадии встречи с ним.

Итак, было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать некоторые заключения о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов.

В этом же эксперименте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему. Так, одни сочли его симпатичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу. Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. При этом такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может оказаться поспешным обобщением (Бодалев, 1970).

Важно отметить, что «ореол» физической привлекательности сильно влияет на формирующееся представление о личности только в момент возникновения первого впечатления. При дальнейших контактах с человеком оценка его качеств начинает определяться характером складывающихся между людьми взаимоотношений.

Название ВУЗа

Реферат по социальной психологии на тему:

"Формирование первого впечатления"

Факультет менеджмента

Группа №

Ваше имя

Москва 2003 г.

  • Введение 3
  • Формирование первого впечатления 3
    • Содержание понятия «первое впечатление» 3
    • Факторы, влияющие на формирование первого впечатления 3
      • Особенности личности изучаемого человека 3
      • Особенности личности воспринимающего человека 3
  • Верно ли первое впечатление 6
  • Заключение 7
  • Список использованной литературы: 8

Введение

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Формирование первого впечатления

Содержание понятия «первое впечатление»

Первое впечатление - это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

Особенности личности изучаемого человека

Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта.

В результате экспериментов было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Особенности личности воспринимающего человека

Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет - более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным - зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается» Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1958, с 14

Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.

Эталоны

У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.

Стереотипы

У человека - субъекта познания других людей - всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высоко энергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность.

Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, - «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

Собственное поведение оценивающего субъекта

В очень интересном по использованным методическим приемам исследовании Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерыва, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части эксперимента испытуемым было предложено сказать, какой из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почто все ответили, что первый.

Проецирование

Дальнейшие исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.

Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

Уверенность в себе

Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Верно ли первое впечатление

Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным.

В течение нескольких первых секунд наше подсознание делает выводы о его или ее общественном положении и индивидуальности. Тот факт, что большинство из этих выводов окажутся неверными, нас мало тревожит. Нам нравится думать, что мы можем мгновенно оценить человека.

Еще более опасным первое впечатление становится в случаях, когда оно определяет наше будущее отношение к человеку. Если нам кто-то не нравится с первого взгляда. Велико искушение вести себя по отношению к нему или к ней негативно. В таком случае собеседники, вероятно, ответят нам тем же. И это нас порадует, поскольку наше первое впечатление подтвердится, и мы будем довольны своей способностью сразу распознать дурного человека.

Насколько же верное представление о человеке дает нам первое впечатление?

Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека - о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки. Тем не менее, образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека сплошь да рядом может оказаться поспешным обобщением.

Говоря о трудностях правильного суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить слова Ф.М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасных безапелляционных суждений о людях только на основании первых впечатлений. «Фотографические снимки, - писал Ф.М. Достоевский, - чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редки только мгновенья человеческое лицо выражает главную свою черту свою, свою самую характерную мысль… Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным» Достоевский Ф.М. Полн. собр. Соч., т. 19 Спб., 1902, с. 507.

Заключение

Итак, формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем - это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности человек в себе самом. И привычное его отношение к людям.

При формировании мнения о человеке на основе первого впечатления о человеке (что в нашей жизни зачастую необходимо) важно помнить, что первое познание не дает точного представления о человеке и никто не застрахован от ошибок. Не следует слишком категорично судить о людях по первому впечатлению.

Список использованной литературы:

Джуди Джеймс «Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа», Москва, 1998 г.;

В.М. Шепель «Управленческая психология», Москва, «Экономика», 1984;

А.А. Бодалев «Восприятие и понимание человека человеком», Изд. Московского Университета, 1982.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

Факультет компьютерных технологий

Кафедра «Информационная безопасность автоматизированных систем»

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Психология делового общения»

Психологический феномен «первого впечатления» и его особенности

Студент группы 9КБ С.А. Гальдюк

Преподаватель В.П. Рудь

Введение……………………………………………………………………..………3

1 Понятие «первое впечатление»……………………………………………4

2 Установки на восприятие другого человека……………………………..4

3 Факторы, влияющие на формирование первого впечатления…………………5

3.1 Фактор превосходства………………………………………………………...5

3.2 Фактор привлекательности…………………………………………………...11

3.3 Фактор отношения к наблюдателю …………………………………………13

4 Эффекты восприятия.……………………………………………………14

Заключение ……………………………………………..………..………..……….17

Список использованных источников ……………………………………………18

Введение

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем, вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

В процессе изучения темы ставилась цель – выяснить, закономерности и особенности формирования психологического феномена «первого впечатления»

Задачей данной работы было проанализировать основные эффекты восприятия и влияние установок в формировании «первого впечатления».

1 Понятие «первое впечатление»

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

2 Установки на восприятие другого человека

Чрезвычайно важный вопрос более общего пла­на – вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Различают три типа установки на восприятие другого человека:

    Позитивная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.

    Негативная. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

    Адекватная.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Особенно значительна роль установки при формировании пер­вого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экс­периментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но пред­варительно первой группе было сообщено, что человек на предъ­явленной фотографии является закоренелым преступником, а вто­рой группе о том же человеке было сказано, что он крупный уче­ный. После этого каждой группе было предложено составить сло­весный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко поса­женные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

В эксперимен­тальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта воспри­ятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции.

3 Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

3.1 Фактор превосходства

Фактор превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по осталь­ным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его об­щая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувст­вует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации:

1) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.;

2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Понятно, что, кроме этих двух признаков, у нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда нам предварительно достоверно известно о превосходстве).

Не менее важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.

Например, в одном из экспериментов учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед ними ставилась задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались разные фотографии - одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий интеллект, намерение поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.

Другой пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографиях. Испытуемые оценили и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Таким образом, получается, что этот тип ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора "привлекательности" - чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого "носителя" одежды и "автора" поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно.

В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой.

Можно утверждать достаточно определенно, что и в наше время, когда нет жестких предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека, элементы или сочетание элементов которой являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатление по схеме превосходства.

Анализ гардероба человека (предпочитаемого стиля, формы, цвета и других особенностей одежды) в такой ситуации может дать немало информации о таких индивидуально-психологических особенностях человека, как его темперамент, характер, социальный статус и т.д. Но поскольку одежда отражает еще и некоторые особенности нашего бессознательного (установок., психологической защиты и т.д.), то и об этой сфере. Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь - цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.

С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения "строгой", "официальной" и т.п. Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. "Высокостатусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусным" приближающийся к шару.

Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии.

Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то "носителя" скорее признают высокостатусным "деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. В чем проявляется "превосходство" в манере поведения? Скорее всего, можно определить как независимость в различных обстоятельствах и ситуациях. Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек не показывает, что ему интересен тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о чем, он говорит. Такая независимость "снаружи" может выглядеть как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы "не замечает" некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость от различных мелких, неписанных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди независимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы общения - говорить доступно.первого впечатления ...

  • Особенности формирования первого впечатления

    Реферат >> Социология

    ... первым впечатлением и с актами поведения на его ... психологической установки на личность. Первое впечатление – это сложный психологический феномен ... психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности ...

  • Психологическое воздействие как социально-психологический феномен

    Контрольная работа >> Психология

    ... Психологическое воздействие как социально-психологический феномен План: Введение Сущность социально-психологического ... областью психического. Первое направление как в... развитие его творческих... . Особенно часто... вызывают доверие. Впечатление об искренности...

  • Психологический словарь

    Книга >> Психология

    По сравнению с первым впечатлением , которое складывается на... в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Идеи И. ... психологическими свойствами личности, в первую очередь мнемическими способностями, возрастными особенностями , особенностями ...