Происхождение папируса. Что такое папирус для древнего мира. Папирус и ладан


С папирусом прочно ассоциируется Египет. Иероглифически Нижний Египет, то
есть страна, расположенная в дельте Нила, обозначался папирусом; папирус
является символом древней страны на Ниле в той же мере, что и ее пирамиды.
Его роль в формировании египетской цивилизации трудно переоценить. Кроме
того, из Египта папирус проник в другие страны Ближнего Востока, в
классические Грецию и Рим, где он был принят как основной материал для
письма после того, как на Ниле он прослужил для этой цели уже тысячи лет.
Даже жителям Месопотамии, которые предпочитали писать на глиняных
табличках, папирус отнюдь не был неизвестен. Но Египет не только положил
начало использованию папируса как материала для письма, он, по-видимому,
был главным поставщиком папирусной «бумаги» на протяжении всей древней
истории. В сравнении с папирусом и пергамен, и наша современная бумага
использовались совсем недолго, хотя в течение определенного периода все
они были в употреблении одновременно. Поэтому было так естественно, хотя
вряд ли неизбежно, что Египет стал в конечном счете главным хранителем
папирусных документов, которые в этой стране оказались почти столь же
долговечными, как каменные монументы. Свитки, которые и вообще-то не
отличаются прочностью, попав в сырость, быстро истлевают, а, пересохнув,
становятся ломкими; как сказал Евсевий, один из отцов Церкви, «их пожирали
моль и время». Но, попав в благоприятный климат и пески Египта, они обрели
невиданную стойкость.


Папирус использовался на протяжении всей долгой истории Египта и,
вероятно, впервые был применен для письма еще в додинастический период.
Старейший известный нам папирус датируется временем I династии, т. е.
началом III тысячелетия до н. э. Но он ничем не заполнен Emery W. В.
Archaic Egypt. Harmondsworth, 1961. (Поглавные указания на
библиографические источники, приведенные автором в конце книги, в
настоящем издании даются выборочно как постраничные примечания).


В 1893 г. швейцарский египтолог Эдуард Навилль приобрел папирус,
происходящий, вероятно, из какого-то абусирского храма и предположительно
датируемый 2700 г. до н. э. Предполагают, что еще несколько фрагментов
папируса из Берлинского музея и других мест относятся примерно к этому же
периоду.


Папирус - похожее на тростник водяное растение (Cyperus papyrus) семейства
камышовых, родиной которого является Африка. Он до сих пор в изобилии
произрастает по берегам рек в тропической части Африки, иногда даже
запруживая их течение своими буйными зарослями. Однако в древние времена
папирусные чащи тянулись вдоль всего Нила вплоть до дельты. Он несколько
отличался от тех разновидностей папируса, которые сейчас встречаются в
Сирии, Месопотамии, на берегах Иордана и в Сицилии, хотя они весьма
напоминают тот тростник Египта, из которого в древности изготовляли
«бумагу».


Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых
различных целей, как бамбук в Юго-Восточной Азии или агава в Мексике: он
шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду,
обувь, циновки, лекарства и многое другое. В наиболее распространенном
типе колонн в египетской архитектуре можно было распознать условное
изображение стебля и бутона папируса; оно достигло гигантских пропорций в
гипостильных залах Карнака и, возможно, послужило прообразом колонн
греческих храмов. Когда Ксеркс наводил мост через Босфор, чтобы завоевать
Грецию, он использовал канаты, свитые из папирусного волокна. Нил
бороздили быстроходные прочные тростниковые лодки, удивительно
напоминающие тростниковые суда озера Титикака и сделанные из пучков
папирусных стеблей - так, как делают их сегодня на великих озерах
Центральной Африки. Из того же материала была корзина, в которой младенец
Моисей был найден в зарослях папирусного камыша. Из папируса можно было
изготовлять листы, сворачиваемые потом в свитки, «готовые, - как сказал об
этом Эмиль Людвиг, - запечатлеть на себе мудрость, чтобы затем нести ее по
реке времени».


Нам неизвестно, когда искусство письма на папирусе было освоено греками.
Есть вероятность того, что этот египетский материал попал к ним
одновременно с финикийским алфавитом. В самом деле, если судить по термину
byblos (греческое слово, означающее «папирус»), греки впервые привезли
этот товар из финикийско-сирийского порта Гебала (Библа), название
которого у них ассоциировалось со словом «бумага». В то же время греческое
название книги - diphthera, которое означает «кожа», свидетельствует о
том, что сначала для письма использовались шкуры животных. Однако уже во
времена Геродота, в век Перикла (V в. до н. э.) папирус стал настолько
обычной канцелярской принадлежностью, что историк повествует о случае из
прошлого ионийцев, когда из-за нехватки папируса люди вынуждены были
использовать для письма шкуры животных, что делали в его время только
«варвары». В течение всего классического периода и в эпоху эллинизма
папирус оставался основным средством распространения произведений
греческой литературы. Книги приняли форму свитков, составленных из
отдельных листов (kollemata). И только постепенно, во времена раннего
христианства - этапы, остававшиеся неясными до недавнего времени, -
папирус уступил место пергамену, а свитки - современной формы рукописным
книгам в виде сложенных листов; эта форма, вероятно, была заимствована у
старинных «записных книжек» (pugillares), состоявших из нескольких вощеных
табличек, скрепленных шнурами или петлями.


Римляне, как и следовало ожидать, скопировали греков. Они называли папирус
charta или carta, и эти термины, как и слово «бумага», вошли в современные
европейские языки в виде слов chart (географическая карта) и card
(игральная карта, карточка). Кстати, латинское слово, обозначающее книгу,
являет собой столь же красноречивое историческое свидетельство, что и его
греческий двойник. Это слово - liber - этимологически ведет начало от
латинского слова «кора». Как материал для письма кора использовалась почти
повсюду; книги из коры были распространены в Центральной Азии и на Дальнем
Востоке, причем сравнительно недавно. Даже североамериканские индейцы,
кажется, использовали кору березы для записей. В историческую эпоху, как
свидетельствует Ливии, римские архивы применяли для записи также полотно
(libri lintei). Что касается книг, то ни их форма, ни материал, из
которого их делали, не являются чем-то всегда одинаковым. Книга - это
всегда книга, но форма книги постоянно меняется. По сути дела, мы только
ради удобства не называем книгой граммофонную или магнитофонную запись или
текст на микропленке, хотя, быть может, они являют собой «книги» будущего.


Ко времени цезарей, когда Египет стал частным владением императора, как
ранее он принадлежал Птолемеям, производство папируса и торговля им стали
преимущественно государственной монополией и важным источником дохода.
Сырье для производства папируса доставлялось все еще исключительно из
Египта. Как писал К. X. Робертс, английский папиролог, «Египет снабжал
папирусом всю Римскую империю от Адрианова вала до Евфрата и от истоков
Дуная до Первого порога на Ниле. Папирус использовался святым Иринеем в
Галлии так же привычно, как и Оригеном в Александрии». Как телеграф,
радио, газеты и другие средства информации в век электроники, папирус
помогал единению цивилизованного мира.

С ростом утонченности бывших некогда простыми крестьянами воинов Рима
появились тонкие и подчас почти неощутимые различия между разными типами
или сортами папируса - некоторые из них льстиво назывались в честь
императоров и их жен. Древние египтяне особо ценили священный папирус,
выделанный из сердцевины стебля. Они использовали его для религиозных
текстов. Знатоки различали почти столько же видов папируса, сколько
существует сортов вин, причем каждый обладал особыми достоинствами,
цветом, назначением, ценой, а также шириной и длиной. Некоторые из самых
лучших сортов папируса поступали из Себеннита, в дельте Нила, а также из
Таниса и Саиса; Carta Thebaica из Фив, в Верхнем Египте, также имел
солидную репутацию. Другие сорта назывались по именам их изготовителей.
Самый грубый сорт - emporetica («бумага для торговцев») - использовался
только как оберточная бумага.


В целом латинской литературе на папирусе повезло значительно меньше по
сравнению с греческой, поскольку латынь никогда не проникала в Египет
достаточно глубоко, разве что в административных целях в период римской
оккупации. Поэтому до нас дошло из Египта ничтожное количество латинских
папирусов. Как и в большинстве районов Восточного Средиземноморья,
греческий язык остался здесь официальным языком и при Римской империи.
Римское правление, возможно, было высокомерным и грабительским, но на нем
не лежала лицемерная печать mission civilisatrice. Даже последние слова
Цезаря были произнесены, вероятно, по-гречески. Предпочтение, которое
римляне отдавали папирусу, сохранялось довольно долго. После так
называемого падения Рима Кассиодор, римский патриций-христианин, живший в
VI в., восхваляет благородное растение: «И вот поднялся лес без ветвей;
эти кусты без листьев; этот урожай в водах; это украшение болот». Как
наследница Римской империи, церковь продолжала использовать папирус для
своих документов и булл вплоть до XI столетия. Последний датированный
документ этого рода происходит из канцелярии Папы Виктора II и относится к
1057 г. В археологических обзорах стало своего рода догмой, что
египтологические исследования начались во времена наполеоновской кампании
под сенью пирамид. Действительно, Наполеон основал Национальный институт в
Каире, и вслед за этим появились великолепные тома «Описания Египта».
Одним из счастливых результатов кампании было открытие Розеттского камня.
Но путешественники XVIII в. - граф Сэндвич, Ричард Покок, Джеймс Брюс и
граф де Вольней - были такими же деятельными и пытливыми исследователями
египетских древностей, как и французы, которые шныряли по долине Нила
десятью годами позже под охраной вооруженных завоевателей. Уже были
сделаны попытки расшифровать египетские иероглифы, полным ходом шли поиски
папирусов. Разумеется, предприятие Наполеона, которое существенно
отличалось от предшествующих по организации и финансированию работ, было
само по себе свидетельством вновь пробудившегося интереса к Древнему
Египту.

Нельзя, однако, отрицать, что кампания дала дополнительный импульс, открыв
европейский рынок для египетских редкостей - от обелисков до скарабеев, от
мумий до папирусов. И местные жители, и европейцы начали безжалостные
раскопки, наступили золотые дни для всякого рода торговцев и изготовителей
подделок - профессии, к тому времени уже процветавшей на Ближнем Востоке.
Эти люди с привычной и беспринципной легкостью угождали непоследовательным
вкусам музеев Европы и богатых коллекционеров, которые, к несчастью,
рассматривали папирусы как наименее ценные предметы из своего списка
вожделенных древностей. Поэтому с папирусами часто обращались весьма
неосторожно. Много свитков, несомненно, закончили свое существование в
стеклянных шкафах невежественных частных коллекционеров, чьи скучающие
потомки выбросили их или отправили на чердак вместе с акульими зубами и
высушенными головами.


Мародерство - худший вид археологии - состояло в основном в разграблении
древних мумий. Поскольку «оргия грабежей» была направлена на мумии
доптолемеевского Египта, большинство папирусов, добытых в течение первых
десятилетий XIX в., были написаны египетскими иероглифическими и
иератическими письменами, которые, как принято было считать, никогда не
поддадутся расшифровке. В этом был твердо убежден Франсуа Жомар, глава
французской миссии, вызвавший гнев молодого Шампольона отказом приобрести
еще несколько папирусов. Такого рода предубеждения привели к тому, что
папирусные свитки не считались ценным источником знаний о древности. Они
только удовлетворяли праздное любопытство и, как правило, безнадежно
рассеивались по всему свету.


Археологи, сопровождавшие наполеоновскую миссию, утверждали, будто они
первые осознали тот факт, что египтяне во времена фараонов обладали
книгами. Озарение пришло к разносторонне одаренному Доминику Ви-вану
Денону, талантливому рисовальщику, автору любовных стихотворений и протеже
Жозефины. «Я не мог удержаться, чтобы не польстить себе тем, что я первый
сделал такое важное открытие, - скромно писал он в своем „Voyage dans la
Basse et la Haute Egypte", - но был в еще большем восторге, когда
несколькими часами позже получил еще одно подтверждение своего открытия,
став обладателем манускрипта, найденного мною в руке прекрасной мумии...
Нужно обладать страстной любознательностью, быть путешественником и
коллекционером, чтобы до конца понять всю меру этого восторга». Денона при
виде этого зрелища охватили мучительные размышления и угрызения совести:
«Я чувствовал, что побледнел от волнения; я уже готов был распечь тех,
кто, несмотря на мои настоятельные просьбы, нарушил целостность мумии, как
вдруг разглядел в ее правой руке, а также под левой рукой папирусный
свиток, которого я,быть может, никогда бы не увидел, не потревожь они мумию;
мой голосизменил мне; я благословил жадность арабов, а превыше всего - случай,
который уготовил мне эту счастливую находку; я не знал, что мне делать с
моим сокровищем, и очень боялся, как бы не повредить его; я не осмеливался
притронуться к этой книге - самой древнейшей из известных доныне книг; я
не решался ни доверить ее кому-нибудь, ни положить ее где-нибудь; всей
ваты из моего стеганого одеяла, казалось мне, было мало для того, чтобы
сделать для нее достаточно мягкую упаковку. Не излагалась ли в рукописи
история этого человека? Не рассказывалось ли в ней о его времени? Может
быть, в ней было описано царствование властителя, при котором ему довелось
жить? Или в свитке содержались теологические догмы, молитвы, описание
какого-нибудь открытия? Забыв о том, что содержание книг известно мне не
более, чем язык, на котором они написаны, я на мгновение вообразил, что
держу в своих руках компендий египетской литературы...»


Нет нужды говорить, что археолог - грабитель могил поневоле - одержал верх
над моралистом. В своих путевых заметках Денон не говорит о том, куда он
привез свиток, но драгоценная находка вполне могла попасть в Лувр. Можно
предполагать, что, когда он пришел в себя после своих сомнений и
первоначальных восторженных размышлений и узнал, что свитки, захороненные
с мумиями, отнюдь не уникальны, он уступил его какому-нибудь
коллекционеру», - такую мысль высказал современный египтолог Джеймс Байки.
Во всяком случае, нам неизвестно, где он, и мы не можем с уверенностью
судить о его содержании, но с большой степенью вероятности можно считать,
что свиток являлся одной из версий «Книги мертвых»; в настоящее время мы
обладаем большим числом вариантов этой книги.


Когда обычай древних египтян вкладывать папирусные свитки в могилы своих
усопших стал общеизвестным, расхищение мумий приняло массовый характер.
Эта печальная практика была, вообще говоря, не столь уж новой: феллахи и
раньше занимались грабежом могил своих древних предков в поисках так
называемого мумиё (смолоподобное вещество, которым пропитаны мумии),
долгое время почитавшегося западной медициной панацеей от всех болезней.


Удача Денона явилась своего рода прецедентом, поскольку в Европе спрос на
такого рода редкости возрастал день ото дня. Двадцатью годами позже на
сцене появились итальянские авантюристы: Пассалаква, Дроветти и
неподражаемый Бельцони. Этим самоуверенным джентльменам не было
свойственно уважение к останкам умерших три с липшим тысячи лет назад. Они
действовали с апломбом кондотьеров, осаждая свои «археологические
крепости» и беря друг друга на мушку пистолета на манер необузданных
пионеров американского Запада. Их деятельность включала систематическое и
безжалостное ограбление фиванекого некрополя. Джованни Бельцони
откровенно говорил, что все его внимание было сосредоточено на извлечении
погребальных свитков: «Целью моих поисков было лишение египтян их
папирусов,- некоторые из их числа я находил спрятанными в груди мумий, под
руками, между ногами выше колен; на ногах; свитки были закрыты
многочисленными слоями ткани, в которую были завернуты мумии». Учитывая,
что магические погребальные свитки должны были облегчить мертвым египтянам
переход в другой мир, нельзя не увидеть в этом мрачную иронию: как и
пирамиды, свитки способствовали привлечению грабителей, обиравших прах их
владельцев. Когда улеглась пыль, поднятая этими дьявольскими набегами на
египетские некрополи, почти никто уже не помнил, что первый известный на
Западе египетский папирус был написан на греческом. Довольно долго
непрочитанные иероглифические свитки фиванских мумий занимали умы ученых,
но несколько разрозненных находок греческих текстов, если они вообще были
идентифицированы как греческие, в начале XIX в. почти не привлекали
внимания. Даже такой выдающийся историк эпохи эллинизма, как немецкий
ученый Иоганн Густав Дройзен, проявлявший постоянный интерес к папирусам,
не смог распознать греческую скоропись на нескольких документах,
доставленных в Берлин (он решил, что они написаны на арабском!). Кроме
того, преимущественно юридическое и административное содержание известных
греческих папирусов поколебало надежды исследователей классической
литературы.


В 1809 г. французский священник, аббат Делиль, написал поэму, в которой
были следующие стихи: «D"Ho-mere et de Platon, durant les premiers ages /
le papyrus du Nil conservait les ouvrages» («От Гомера до Платона, на
протяжении первых веков папирус Нила сохранил эти труды»). Конечно, это
была всего лишь поэтическая вольность. Насколько известно, еще никто к
тому времени и в глаза не видел греческого классического папируса. Но тем
не менее Делиль, поэт меньшего масштаба по сравнению с Уордсвортом,
превзошел его как пророк. В июне 1821 г. англичанин Уильям Джон Бэнкс
посетил остров Элефантину на Ниле, в Южном Египте, близ Асуана. Остров уже
в те времена был важным центром торговли древностями, и здесь вместе со
своим итальянским другом Бэнкс приобрел у торговца ныне прославленный
свиток, содержащий выполненную прекрасным письмом II в. н. э. копию
семисот стихов из последней (24-й) книги «Илиады». Этот ценнейший
манускрипт был приобретен у семьи Бэнксов Британским музеем в 1879 г. Он
был почти на тысячу лет старше, чем самая старая из известных в то время
копий, но, как оказалось, это была первая ласточка из большого количества
гомеровских текстов, которые, к неудовольствию ученых последующих
поколений, составили значительную часть всех греческих папирусов. Копий
«Илиады» было намного больше, чем копий, очевидно, менее популярной
«Одиссеи». Тем не менее в 1820-х годах Гомер Бэнкса был сокровищем, и он
оставался редкостью до нового расцвета папирологии, который наступил через
полстолетия.


В сущности, все свитки, которые были обнаружены в первой половине XIX в.,
представляли собой нелитературные документы, относящиеся к повседневным
делам. Среди них выделялись бумаги II в. до н. э. из Серапеума, близ
Мемфиса, выкопанные феллахами в 1820 г., в которых содержались записи,
касающиеся двух сестер-жриц. Эти записи послужили источником для
нескольких романов, один из которых был написан французом Брассё-ром де
Бурбур.


В целом археологи, теперь появившиеся на сцене, стремились к более
значительным объектам: пирамидам, скульптурам, могилам и дорогим objets
d"art. Поэтому до нас не дошло почти никаких сведений о месте и
обстоятельствах обнаружения манускриптов. Более того, стало обычным делом
разделять манускрипт на части для увеличения дохода, и части одного и того
же свитка рассеивались, подобно умерщвленному Осирису, по всему свету в
ущерб научным исследованиям. Затем к середине прошлого века стали
появляться все новые и новые папирусы, по крайней мере время от времени.
Новые надежды возникли после появления утерянных речей Гиперида,
современника Демосфена; фрагмента из спартанского барда Алкмана,
приобретенного в 1855 г. Огю-стом Мариэттом для Лувра, и, наконец,
папируса, получившего впоследствии название «папируса пророчеств» и
попавшего, в конце концов в Берлин. В нем содержался каталог работ
Аристотеля, среди которых упоминалась утерянная "Афинская политая».
Впрочем, последняя была открыта, пятнадцатью годами позже.


Выдающиеся папирологи, такие, как А. С. Хант и Фредерик Кеньон, датируют
новую эру 1877 г. Именно тогда, как писал Хант в 1912 г., «были осознаны
громадные возможности Египта в этом направлении... и поток, которому тогда
было положено начало, с тех пор не прерывался». Эта хронологическая линия
раздела соответствует открытию в 1877 г. Файюма как источника папирусов.
Количество папирусов, затопивших каирский рынок древностей, было просто
ошеломляющим. Представители европейских научных организаций страстно
боролись за право купить их, но большая часть через одного австрийского
торговца попала в частную коллекцию эрцгерцога Райнера Габсбургского,
который в 1884 г. поместил их в свой музей в Вене. Впоследствии эрцгерцог
неоднократно пополнял свою коллекцию, и в 1899 г., когда она была передана
Императорской Венской библиотеке, в ней насчитывалось около ста тысяч
папирусов разной длины - от небольших клочков до солидных свитков.
Большинство из них, однако, находились в плачевном состоянии. Почти все
папирусы, включая и те, которые были приобретены другими научными
учреждениями, представляли собой документы, то есть нелитературные тексты:
счета, расписки, контракты, разного рода официальные распоряжения,
завещания, договоры об аренде, школьные сборники упражнений, гороскопы,
письма, записки и т. д. Целые возы рукописей по содержанию касались
исключительно домашних мелочей. Большая часть папирусов относилась к
позднему, византийскому периоду, значительное количество было написано уже
после победы ислама. Почти треть венских папирусов - вероятно, самая
ценная часть коллекции - была написана на арабском языке. Довольно много
папирусов было на коптском. Хотя диапазон проблем, охватываемых
папирусами, был впечатляющим, ученые того времени уделяли мало внимания
социальной и экономической истории древнего мира. Папирусы ценились прежде
всего по их литературному содержанию, которое в данном случае
расценивалось как весьма посредственное. Кроме того, большое количество и
плохое состояние документов превращали сортировку и изучение их в
трудоемкое и длительное занятие.


Происхождение папирусов явилось предметом споров среди экспертов. Было
известно, что Файюм, в котором, вероятно, была сделана находка 1778 г.,
дал миру и эти папирусы, но точное местонахождение и обстоятельства,
способствовавшие их сохранности, не были известны. Хранитель коллекции
Райнера был убежден, что все они были извлечены из недавно открытого
древнего архива столицы округа Мединет-эль-Файюм - древней Арси-нои, или
Крокодилополиса. Однако он был введен в заблуждение относительным
единообразием первого венского приобретения, которое, как было позже
установлено, действительно происходило из одного источника. Но и при этом
условии состояние материалов - беспорядочность, фрагментарность,
изорванность, - так же как неофициальный, частный характер и их диапазон,
охватывающий несколько столетий (некоторые из них относились к X в. н.
э.), бросало тень сомнения на их предполагаемое происхождение. Статья
хранителя, опубликованная в Вене, была быстро опровергнута блестящим
молодым немецким египтологом Адольфом Эрманом. Эрман довольно смело
предположил, что все эти документы были найдены в громадных кучах мусора
(koms), тянувшихся на целые мили по всему Файюму, да и по большей части
остальной территории Египта. Драгоценные документы бесцеремонно
выбрасывались заодно со всяким хламом, образуя последовательно
чередующиеся слои в этих своеобразных египетских свалках. К счастью,
египтяне не были склонны к сжиганию своих бумаг и мусора. Они оставляли за
собой рукотворные холмы, подобные кучам кухонных отбросов доисторических
поселений. Местные феллахи всегда использовали их как источники богатых
солями азотной кислоты удобрений - себах. Нет нужды говорить, сколько
бесценных сокровищ было уничтожено вследствие этого. Некоторые палеографы
тем не менее, продолжали поддерживать тезис об архивном происхождении
документов, и они не были так уж не правы: найденные документы вполне
могли включать выброшенные за ненадобностью архивы.


Литературные приобретения пока что были намного скуднее, если не считать
частей утраченной «Гекалы», идиллического эпоса Каллимаха, изданного
Теодором Гомперцем. Но феллахи узнали о ненасытном аппетите европейцев на
этот «хлам», и с того момента этим клочкам бумаги уже не грозило полное,
уничтожение. Тем не менее, неосторожное обращение и явная небрежность вели
к тому, что разрушалось больше документов, нежели было когда-либо спасено.
И чаще всего никто не записывал, где были найдены те или иные документы и
где могли находиться другие части документов, что позволило бы
воссоединить их. И только со временем к экспертам, в том числе и
археологам, пришло понимание того, что нельзя оставлять дело поиска
папирусов в руках случайных и невежественных людей. Это положение должно
было, однако, измениться, когда У. М. Флиндерс Петри раскинул свою палатку
в Файюме в конце 80-х годов прошлого века. Ему предстояло первому начать
разыскивать папирусы по всем правилам науки и суждено было открыть еще
один источник древних манускриптов. С него начался героический век
открытий папирусов.

Изготовления материала, заменявшего египетским жрецам и чиновникам бумагу, на протяжении многих веков пребывала в забвении. Виной тому не только на производство папируса и ревностное оберегание секретов ремесла, но и изменение климата в дельте Нила и экологические проблемы. В результате последних папирус в Египте практически вымер. Только во второй половине 20-го века энтузиаст Хасан Рагаб озаботился возрождением этого растения и изучением возможностей его применения. Именно благодаря его изысканиям современному человеку известен процесс изготовления папируса.

Значение папируса для древних египтян

Тропическое относящееся к осокам и родственное сыти, несколько тысяч лет назад образовывало впечатляющие заросли на топких берегах Нила в его нижнем течении. Папирус представляет собой высокий гладкий побег, увенчанный «зонтиком» из узких ланцетообразных листьев. Соцветие папируса напоминает опахало, состоящее из множества колосков. Трехгранный стебель папируса жесткий, гибкий и прочный.

Его применяли как материал для мебели, лодок, плотов. Из оболочки изготавливали веревки, корзины, обувь. Высушенные корни растения использовали в качестве топлива. Мягкую часть побега, которая находилась под водой, употребляли в пищу. Эта же часть идеально подходила для изготовления «бумаги».

Этапы изготовления папируса: расщепление, «сборка», сушка под прессом, полировка, склейка

Нижнюю часть стебля очищали от оболочки, освобождая плотную, волокнистую и липкую мякоть. Её расщепляли на тонкие пластины длиной 40-50 см. Современная технология предполагает вымачивание полос в течение нескольких дней.

Готовые пластинки (филюры) укладывали внахлест на ровной поверхности, застеленной тканью и кожей: первый слой - параллельно краю стола, второй - перпендикулярно. Поначалу ширина готового листа составляла не более 15 см, но позже египтяне научились делать довольно широкие полотна. В процессе укладки материал смачивали водой из Нила.

Затем листы помещали под пресс. Это нужно было для того, чтобы полоски склеились между собой, и папирус стал тонким и однородным.

Нюансы и малоизвестные факты

Какова технология изготовления папируса, объяснить несложно. Вся сложность заключалась в нюансах. Так, чем дольше папирус выдерживали под прессом или предварительно вымачивали, тем он получался темнее. Важно было не затягивать процесс: египтяне предпочитали светлый материал. Поверхность листов обрабатывали специальным составом, который предотвращал растекание чернил. Его изготавливали из уксуса, муки и кипящей воды. Вынув листы из-под пресса, мастера отбивали их специальными молотками и выглаживали полировальными камнями, кусками дерева или кости. Подготовленные папирусы высушивали на солнце. Потом их склеивали, чтобы получился свиток. Египтяне уделяли внимание направлению волокон, поэтому обнаружить «шов» было практически невозможно. Писали, как правило, на одной стороне (которую римляне впоследствии называли recto). Изготовление папируса в Древнем Египте было поставлено на поток. Продавали его рулонами: «отрезами» и «на вес».

Папирус в античности

«Па пер аа», или «материал царей», - так называли свою «бумагу» сами египтяне. Они начали применять папирус еще в 3-м тысячелетии до н. э. Греки заимствовали термин, несколько изменив его произношение. Нужно отметить, что Египет обеспечивал папирусом весь и так продолжалось примерно до 800 года н. э. На нём записывались указы, художественные и религиозные тексты, делались красочные иллюстрации. В 1-м веке н. э. историк Плиний Старший в своем труде «Естественная история» коснулся вопроса о том, какова технология изготовления папируса. Однако информация, приведенная им, была довольно скудной для того, чтобы восстановить ремесло.

Согласно Страбону и Плинию, существовало несколько сортов папируса. Августовский, ливиевый и иератический считались во времена Римской империи самыми лучшими. Далее следовали амфитеатральный (александрийский), саитский и тенеотский. Все они были предназначены для письма. Также египтяне торговали «купеческой бумагой» - дешевым «оберточным» папирусом.

Возрождение секретов ремесла

«Какова технология изготовления папируса?» - этот вопрос стал волновать Хасана Рагаба, египетского посла в Поднебесной, когда он познакомился с китайской семьей, занимавшейся производством бумаги традиционным способом. Это было в 1956 году. Вернувшись на родину, Рагаб купил землю под плантацию, привез из Судана местный папирус и занялся научными изысканиями. Рагабу и его ученикам удалось изготовить папирус, не уступающий по качеству древнейшим образцам. На нём талантливые египетские художники выполняли росписи: копии найденных в гробницах иллюстраций и оригинальные работы.

Пока сложно сказать, будет ли современный папирус Рагаба столь же долговечен, как древнеегипетский. Кроме того, климат изменился, стал более влажным, а от влаги папирус портится. Неизвестно также, насколько точно Рагаб воспроизвел процесс выделки папируса. Возможно, он привнес в него что-то свое. Но, так или иначе, современные свитки и успешно продаются, а информация о том, какова технология изготовления папируса, доступна каждому любознательному туристу.

20Июн

Что такое Папирус

Папирус – это грубая форма бумаги, изготовленная из обработанных стеблей растения — папируса.

Папирус, происхождение и распространение.

Папирус в качестве гибкого носителя письменных материалов, был изобретен древними египтянами, примерно 5000 лет назад.

До этого письменные записи хранились на глиняных, восковых или каменных табличках. Само собой, что все эти таблички были весьма громоздкими и тяжелыми, что делало их очень неудобными в плане транспортировки и хранения. Изобретение папируса произвело революцию в области ведения записей и распространения письменного слова и просвещения в целом.

Ввиду множества преимуществ, технология создания папируса быстро распространилась на другие регионы Средиземноморья. Что в свою очередь, создало базу для развития других гибких письменных материалов, таких как веллум и в конечном результате бумаги.

Помимо применения в качестве носителя информации, папирус широко использовался в разнообразных сферах жизнедеятельности египтян. Ним набивали матрацы и подушки, использовали в производстве мебели, сандалий, корзин, ковров, посуды, веревок и лодок. Помимо всего этого, корень папируса служил отличным источником пищи, ингредиентом для создания медикаментов и духов.

Из чего делают папирус? Технология производства папируса.

Папирус – это распространенное в Египте растение семейства осоковых, которое можно встретить по всей долине реки Нил.

Для производства папирусных листов, люди брали длинные стебли растения и замачивали их в воде. Когда стебли хорошо пропитались водой, их разбивали на волокна, после чего снова опускали в воду до того времени, пока не начнется процесс гниения. После этого тростины доставались из воды и раскладывались на плоской поверхности. Сначала выкладывался один слой, затем на него сверху под прямым углом выкладывался другой. После этого полученный лист прессовали и сушили.

П апирус – материал для письма, получаемый из одноимённого растения (Cyperus papyrus), росшего в заболоченных районах дельты Нила. Стебель папируса обычно достигает 2-3 метров высоты, хотя некоторые из них достигали и 5 метров.

В настоящее время, в связи с изменившимся климатом заросли папируса практически исчезли, но в древности это растение широко использовалось египтянами в самых различных целях: из коры изготовляли коврики, сандалии, ткани, верёвки, а мякоть употребляли в пищу.

Кроме этого, из прочных стеблей папируса изготовляли плоты и лодки, что особенно важно в стране, где основной дорогой была река, а леса отсутствовали.

Наиболее известным из применений папируса является, конечно, изготовление материала для письма. Папирус изготавливался исключительно в Египте, где росли плантации одноимённого растения, но экспортировался во весь античный мир, и был самым популярным материалом для письма у древних греков и римлян.

Для изготовления папирусных листов стебли очищались от коры, и липкая волокнистая внутренняя мякоть резалась продольно на тонкие полосы примерно 40 см длиной. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один ряд полосок и помещали под пресс.

Свиток

После сушки лист папируса отбивали молотком. По завершении отбивки лист папируса был не толще листа современной писчей бумаги, и его дополнительно полировали округлым предметом (камнем, куском твёрдого дерева).

Получившиеся листы папируса склеивались в свитки, а в более позднее время соединялись в книги. Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой.

Чтение свитка требовало определенных навы­ков. Держать его надо было обеими руками, и чита­тель оказывался как бы привязанным к книге. За­кончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать.

Так же как сейчас существует бумага различных видов и качества, в Египте существовали различные виды папирусов. Очень дешёвый папирус использовался торговцами для упаковки товаров, а самые лучшие и дорогие разновидности были предназначены для религиозных или литературных произведений.

Качество зависело от ряда факторов. Где папирус выращивался, возраст растения, сезон сбора, и, самое главное, качество мякоти, используемой в производстве - все эти факторы влияли на качество готовой продукции.

В начале 20 века, когда Древний Египет стал модным в США и Европе, ученые начали исследовать, как происходило производство папируса в древности. Были испытаны несколько вариантов, основанных на схеме, описанной Плинием в "Естественной Истории", но никому не удалось создать папирус, равный по качеству древним.

Писали на папирусе камышовой тростинкой со срезанным наискось концом. Держа такую тростинку под разными углами, можно было выводить толстые или тонкие линии. Также к принадлежностям писца относились чернильные порошки и деревянная палитра с углублениями для разведения и смешивания красок.

Обычный текст писали черными чернилами, а те места, которые писец хотел подчеркнуть, например заголовок, или начало главы - он выделял красным цветом. Черные чернила в Египте приготовляли из сажи и липкой кровяной сыворотки. Для получения красных чернил кровяную сыворотку смешивали с красным мелом.

Религиозные тексты сопровождались тщательно исполненными иллюстрациями, образцом которых могут служить великолепные иллюстрации из «Книги мертвых», особенно в редакциях, относящихся к временам расцвета древнеегипетской культуры в эпоху XVIII династии. Рисунки умело компоновали с текстом или же размещали между отдельными колонками.

Часть "Книги мёртвых". Британский музей.

В дошедших до нас папирусах содержатся отнюдь не только религиозные тексты. Деловые и административные документы, художественная литература, а также научные работы по математике, астрономии и медицине составляют существенную часть известных папирусов.

В начале 3 века до нашей эры была основана Александрийская библиотека, самая большая библиотека в древнем мире. Многие античные учёные посещали её и работали с находившимися в ней свитками. Греческие врачи Гиппократ, названный "Отцом медицины" и Гален признавали, что часть своих знаний они почерпнули из египетских медицинских папирусов.

В сухом египетском климате папирус хорошо сохранялся, но при других условиях быстро появлялись плесневые грибки, и материал разрушался. В европейских условиях срок жизни папируса составлял несколько десятков лет, двухсотлетний папирус был большой редкостью.

Большинство дошедших до сегодняшняго дня папирусов найдены в Египте, небольшая часть - в Азии, и только отдельные фрагменты - в Греции , хотя десятки свитков и листов папируса изображены на греческих вазах, относящихся к первым векам до н.э.

К восьмисотому году нашей эры папирус был во многом вытеснен пергаментом в Европе, но продолжал использоваться в Египте, пока и тут не был вытеснен дешёвой бумагой, технологию проивзодства которой привезли арабские завоеватели.

В наше время папирус в небольших объёмах производится в Египте и на Сицилии. Преимущественно он используется для производства сувенирной продукции, рассчитанной на туристов.

В современном мире все важные записи люди оставляют на бумаге. Однако в древности ее не существовало. Что использовали вместо нее? Ответ на этот вопрос приходит сам по себе, если проследить историю Древнего Египта. Изначально в этой стране в качестве материала для письма брали тонкие куски известняка. Позже — черепки разбитых кувшинов из глины (остраки). Распространенными были и дощечки, верх которых покрывал слой гипса. Но как только египтяне узнали, что такое папирус, то стали пользоваться исключтельно им.

Кто изобрел папирус?

В древние времена, когда еще не существовало бумаги, людям нужен был писчий материал. Это было необходимо для составления и ведения документов, а также для написания рукописей. Для этой цели использовали:

  • Глиняные таблички (Вавилон);
  • Высеченные руны на камнях (Нормандия);
  • Библиос (Египет).

Начало производства последнего относят к 3-ему тысячелетию до н.э. Сам материал считали не только удобным, но и практичным. Его отличие — сохранение на протяжении длительного времени написанный на нем рукописей. Так в Европе срок достигал больше, чем 200 лет. А в странах, где преобладал сухой и жаркий климат, сберегался еще дольше.

Обычно библиос представлял собой свиток (Джама), сформировать из него книгу нельзя. Даже если сшить листы, при переворачивании в дальнейшем они сломаются. В целом, выбор библиоса помог ускорить темпы развития письменного искусства.

Из чего делают папирус?

У подножья реки Нил в большом количестве рос бумажный тростник (папирус ). Он принадлежал семейству осоковые. Именно он и служил основой писчего материала. Стебли были мягкие, а их толщина могла быть настолько велика, что даже досигала размера рук человека. Высота же обычно не превышала 3-х метров.

Чтобы его вырастить, возводились специальные плантации. Их хозяева, в основном, были зажиточные люди. Поскольку у них арендовали некоторые участки, владельцы неплохо зарабатывали на этом.

Более того, зафиксирован случай, когда обладательница плантации, кроме самой платы за аренду требовала и большие связки самого бумажного тростника. Кстати, женщина была родом из Александрии. В те времена это место считалось крупнейшим центром по производству и сбыту библиоса.

Библиос: от растения к материалу

«Естественная история» — работа, благодаря которой стала известна технология создания папируса . Ее автором был историк Плиний Старший.

Сам процесс изготовления был не легким:

  1. Разрезали каждый очищенный стебель растения на полосы, после чего расправляли их и склеивали вместе;
  2. На них выкладывали еще один уровень полос и приклеивали (пшеничной мукой или водой);
  3. Все это оставляли под большим гладким камнем и оставляли под палящим солнцем;
  4. Как только лист высыхал, его отбивали молотком и выглаживали;
  5. После получившиеся пластины склеивали между собой, а затем сворачивали в форму свитка.

Длина листков зависела от количества прикрепленных полос. Кстати, габариты самого большого папируса составляют 51 см в ширину и 40 в длину. Разнообразной была и цветовая гамма писчего материала. Варьировалась она от светло-коричневого до его темных оттенков. Позже становились все светлее: кремовые, светло-желтые и практически белые.

Различным было и качество. Оно зависело от места выращивания и сезона, в который идет сбор. Дешевым папирусом упаковывали товары. На более ценных писалась религиозная и художественная литература.

Деревянные коробки и горшки для сохранности

Поскольку материал довольно хрупкий, то памятников письменности дошло мало. Несколько их осталось в местах, где преобладает сухой климат. Множество помимо Египта хранили Тунис и Геркуланум.

Исписанный лист называли томом . С каждой его стороны приделывали деревянный или костяной валик. Такие тома накручивали на валики, и в итоге формировался целый свиток. Сбоку прикрепляли именную табличку, где указывали сведения об авторе и названии текста. Нередко на сверток одевали футляр, который мог быть тканевым или кожаным.

В большинстве случае сохраняли их на стеллажах библиотек. Некоторые для хранения помещали в коробки из дерева. Еще одним распространенным способом хранения были глиняные горшки.

Чем писали на папирусе?

Свиток хранил всевозможные знания египтян. В него вносили информацию об астрономии, а также таких науках, как медицина и математика. Среди них были найдены документы по истории и архивные материалы.

Писали на папирусе с помощью чернил. В них окунали тростниковую палочку, конец которой срезался наискосок (калам). В зависимости от угла ее наклона была и разная толщина выведенных линий. Также письменный прибор включал:

  • Палетка (Небольшая дощечка, длина которой не более 40-а сантиметров и ширина от 5-и до 8-и сантиметров. В ней обязательно вырезали два углубления: в одном разводили черную краску, а во втором — красную);
  • Горшок, наполненный водой.

Сам техника росписи считалась сложной. Сначала писец брал тростник-калам . Слегка пожевав его, превращал в кисть. Обмакивал в горшок и приступал к написанию.

Текст размещали исключительно с одной стороны листа в форме узких столбцов. Это удобно, ведь можно было видеть все перед глазами. Для основной части использовали черный цвет краски, а для дат и начала абзацев — красный.

В течение тысячелетий библиос оставался самым распространенным письменным материалом. Разобравшись, что такое папирус и насколько он практичен, люди даже не перестали им пользоваться с появлением пергамента.

Кстати, именно Египет долго оставался единственной страной, которая занималась изготовлением материала из тростника. К тому же, начиная с первого тысячелетия д. н. э. на его производство была установлена монополия царей. В итоге им пользовались до XII века. Позже уже окончательно ему на замену пришла китайская бумага.

Видео: как делался папирус в Египте?

В данном ролике Икнатон покажет процесс производства папируса в древнем Египте из тростника: