Принцип последовательности обучения. Принцип усиления прикладной направленности обучения

последовательность систематичность обучение математика

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся. протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

Важное значение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний. Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики. Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:

а) от простого к сложному;

Следовать в обучении от простого к сложному означает, что изучение учащимися фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых, с тем чтобы подготовить их к пониманию более сложных. Это положение касается как теоретического, так и практического учебного материала.

  • б) от легкого к трудному;
  • в) от известного к неизвестному;

Необходимо помогать учащимся овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Нужно логически увязывать неизвестное с неизвестным, приучать думать и действовать самостоятельно. Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

г) от представлений к понятиям;

Перед введением определения математического понятия на уроке математики учитель должен проделать большую подготовительную работу теоретического характера: выяснить вид определения математического понятия (родо-видовое, генетическое, по соглашению и т.д.), его логическую структуру, построить по необходимости родословную понятия.

д) от знания к умению, а от него к навыку.

В заключение отметим, что успешная реализация принципа систематичности и последовательности в обучении во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.

Замечание 1

Принцип последовательности предусматривает осуществление процесса обучения в определенном последовательном порядке. Данный порядок предполагает, что каждый последующий элемент логически связан с предыдущим. То есть сущность последовательности обучения заключается в связи получения последующих знаний с полученными ранее. Таким образом, происходит подготовка дальнейшей ступени в познавательном развитии детей.

Понятие и характеристика принципа последовательности обучения

Принцип последовательности обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой усвоение знаний происходит в определенно установленном порядке.

Основное требования данного принципа – это логичность построения и содержания учебного процесса.

На современном этапе существования и развития педагогики, принцип последовательности обучения, заложен в основу учебных планов и программ, реализуемых в учебных заведениях. Согласно учебному плану (программе) изучаемые предметы расположены в определенной логичной последовательности.

Составление учебных программ, согласно принципу последовательности обучения, осуществляется для каждого отдельного предмета, а так же для всего учебного процесса (например, учебный план на год, для конкретного класса; расписание уроков и т.д.). Расположение учебного материала, в рамках конкретной учебной программы, происходит исходя из психологических и возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня их знаний и умственных возможностей.

В основе принципа последовательности лежат следующие закономерности:

  • ребенок только тогда может понять и усвоить учебный материал, когда он имеет полноценное представление о нем (то есть обучение должно идти от «общего» к «частному»);
  • если нет логичной последовательности и системы в преподаваемом предмете, то процесс обучения детей замедляется;
  • только последовательно и логично организованное обучение способствует формированию системы знаний.

Принцип последовательности обучения не является раз и навсегда установленным и неизменным, на сегодняшний день в ряде современных школьных программах он подвергся значительному изменению. Некоторые учебные материалы изучаются детьми намного раньше, нежели это было ранее. Связаны такие изменения с тем, что современные дети перед поступлением в школу владеют достаточно обширными знаниями.

При осуществлении ряда работ, педагогу приходится отступать от данного принципа и немного нарушать последовательность подачи учебного материала. Чаще всего это происходит при осуществлении различного рода творческих работ, в этом случае такое отступление рационально и мотивировано.

Замечание 2

Принцип последовательного обучения распространяется как на учителя, так и на учеников.

Со стороны учителя последовательность проявляется в строгом соблюдении схемы построения урока, порядке изложения материала, повторения, закрепления и проверки пройденного материала.

Со стороны учеников последовательность – это навыки самостоятельной работы, рационального планирования учебной деятельности и собственных сил, составление логичных планов по освоению учебного материала, выполнению заданий (как на уроке, так и дома).

Принцип последовательности связан с такими принципами как системность и прочность. Данная взаимосвязь обусловлена психологическими особенностями высшей нервной системы человека. Во главе последовательности и системности «стоит» мышление, которое способствует установлению связей и ассоциаций. В том случае, если учебный материал преподается последовательно и систематично, то ассоциативный ряд крепче, соответственно и полученные знания усваиваются лучше и в большем объеме.

Принцип последовательности способствует формированию и развитию у детей мыслительной деятельности и приемов обобщения. Установление подобного рода деятельности осуществляется в рамках каждого учебного предмета, формируя в итоге целостную картину мира, на основе межпредметных связей.

Замечание 3

Таким образом, принцип последовательности обучения не является изолированным принципом, он находится во взаимосвязи и взаимозависимости с иными принципами обучения.

Правила реализации принципа последовательности обучения

Реализация принципа последовательности обучения осуществляется на основании соблюдения следующих дидактических правил:

  1. Организация и реализация учебного процесса осуществляется в строгой последовательности, установленной учебным планом, программой или расписанием.
  2. Усвоение знаний детьми должно осуществляться на основании понимания каждого учебного предмета, а также понимания взаимосвязи учебных предметов между собой.
  3. Учебный материал преподается детям последовательно, начиная с «общего» и постепенно переходя к выделению и усвоению «главного».
  4. Соблюдение логичности педагогического процесса, который организован последовательно: каждое новое занятие – это логическое продолжение предыдущего. То есть, знания, полученные на предыдущем уроке, будут основой для новых знаний.
  5. Принцип последовательности необходимо применять в комплексе с иными принципами: системности, индивидуальности, наглядности, медпредметности и т.д. В этом случае возможна организация оптимального учебного процесса, в результате которого будет получено и усвоено больше учебного материала.
  6. Принцип последовательности распространяется не только на организацию учебного процесса, но и на все субъекты данного процесса (учитель и ученики).
  7. Принцип последовательности должен опираться на психологические и возрастные особенности детей, а также учет их умственного развития и возможности.

Принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

1) принцип систематичности и последовательности:

суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения.

Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Правила принципа систематичности и последовательности:

Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал усвоен в комплексе; при изучении нового материала необходимо опираться на ранее усвоенные знания и т.д.).

Учитель не имеет права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы). С целью реализации данного принципа необходимо осуществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Для начинающего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким.

Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обучения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: повторение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т.п. Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности.

Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз, вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

2) принцип прочности:

выражается в том, что вводимые в память слова, грамматические структуры должны удерживаться в ней, сохраняться, чтобы ученик мог извлекать из нее нужные единицы в необходимый момент. Прочность усвоения достигается за счет яркого преподнесения материала, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащихся, большой тренировки материала сразу после ознакомления и позже, за счет самостоятельного творческого применения материала, Этот принцип связан с принципом сознательности: прочно запоминается то, что понятно и осмыслено учащимися.

Реализация принципа предполагает следование определенным правилам:

Создавайте при введении нового материала ассоциативные связи из разных сфер деятельности, что обеспечивается в результате доступного изложения материала, представляющего интерес для учащихся.

Так как решающим условием прочности усвоения материала является организация тренировки, то используйте разнообразные упражнения. Основное назначение тренировки - доведение изученного явления до свободного воспроизведения и применение в коммуникативно-значимых контекстах.

Помните, что прочно усваивается только тот материал, который учащийся может применить для решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. При этом надо стремиться к многократному воспроизведению материала в разных контекстах на протяжении всего курса.

Не забывайте, что контроль за овладением пройденным материалом способствует прочности его усвоения. По этой причине он должен носить систематический характер, а учитель должен использовать разнообразные его формы, в том числе тесты.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.

Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо выделять так называемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на уроках литературы). Между такими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:

  1. Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал усвоен в комплексе; при изучении нового материала необходимо опираться на ранее усвоенные знания и т. д.).
  2. Учитель не имеет морального права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы).
  3. С целью реализации данного принципа необходимо осуществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Для начинающего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким.
  4. Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обучения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: повторение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т.п.

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

Всех нас с детства приучают к тому, что мыслить и действовать в жизни надо последовательно. Если мы сделали выбор и заняли определенную позицию, то и вести себя следует в соответствии с принятыми на себя обязательствами. Как говорят: "Назвался груздем – полезай в кузов". Последовательность ценится в обществе чрезвычайно высоко. И в большинстве случаев это оправдано. Говорят, что у летчиков даже есть такое неписаное правило: если начал в воздухе какой-нибудь маневр, обязательно доведи его до конца. Следование пусть неудачному, но уже начатому маневру лучше, чем паническое шараханье от одних действий к другим.

К непоследовательным людям отношение в обществе негативное. Сколько, к примеру, яду вылили на страницы своих изданий российские журналисты, говоря о бывших советских и партийных руководителях, которые в новые времена зачастили со свечками в православные храмы. Где же, дескать, ваша последовательность?

Многие известные психологи (Л. Фестингер, Т. Ньюкомб) считают стремление к последовательности главным мотивирующим фактором человеческого поведения. Было бы странно, если бы столь мощным стимулом не воспользовались в своих целях многочисленные манипуляторы. Они это, конечно, сделали.

Поскольку последовательность в действиях в принципе полезна, большинство из нас автоматически стремится придерживаться этого принципа, даже когда это не совсем благоразумно. Данный автоматизм и используется манипуляторами как "орудие влияния".

Основанный на принципе последовательности манипулятивный прием получил в американской психологии прозвище "нога-в-дверях". Это название произошло от стандартного девиза коммивояжеров (разъездных торговых агентов): "Если удастся хотя бы поставить ногу в дверь этого дома, я смогу договориться о продаже". Начальная задача манипулятора – заставить жертву принять на себя хотя бы незначительное обязательство, а дальше за него уже будет работать принцип последовательности. Людей, соглашающихся предпринять какое-либо необременительное действие, неминуемо затягивают в ловушку "соблюдения последовательности".

Первую экспериментальную демонстрацию этого эффекта выполнили американские психологи Д. Фридман и С. Фрэзер. Один из экспериментаторов обращался в выбранные наугад дома в одном из американских городков с просьбой подписать петицию в поддержку безопасности на дорогах. Кто-то из домохозяев соглашался, кто-то нет. Через две недели второй исследователь обходил те же дома уже с более существенной просьбой: разместить на парадной лужайке перед домом огромный уродливый плакат "Будь осторожен за рулем". Результат удивил самих экспериментаторов. Те хозяева, которые двумя неделями раньше согласились подписать петицию, не решились отказать и во втором случае, когда объем требований существенно возрос. (76% таких "испытуемых" разрешили установить неэстетичные плакаты перед своими домами. В контрольной группе согласие дали только 17%.) Этот эффект уступчивости был впоследствии неоднократно подтвержден и другими экспериментами.

Ключевой момент манипулятивного воздействия в подобном случае состоит в том, что жертва манипуляции, легко соглашаясь с первой незначительной просьбой, как бы берет на себя определенное обязательство. И если в дальнейшем в развитие этого обязательства предъявляются более существенные требования, человек невольно чувствует себя обязанным следовать принятой линии поведения. Он ведь с детства усвоил, что быть непоследовательным в поступках – это плохо!

Кроме того, мастера манипуляций точно знают (и это также подтвердили психологические исследования), что наиболее эффективны для эскалации уступчивости те обязательства, которые приняты публично и связаны с какими-либо активными действиями. Многие торговые компании, например, стремятся к тому, чтобы коммерческое соглашение заполнял не продавец, а покупатель. Когда люди письменно излагают свои обязательства, да еще и подписывают их своим именем, то отказаться от них в случае возникновения осложнений психологически гораздо труднее. Этим и пользуются беззастенчиво "профессионалы уступчивости".

Одно время крупные российские магазины атаковали потребителей предложениями о покупке товаров в рассрочку с "нулевой" процентной ставкой по кредиту. (Это где же водятся такие банки, которые бесплатно кредитуют население?) Воодушевленный клиент радостно заполнял и подписывал объемистый договор, не слишком вчитываясь в пункты, набранные исключительно мелким шрифтом. И если даже до совершения сделки покупатель обнаруживал, что по договору он обязан кроме стоимости товара оплатить еще и некую "банковскую комиссию" (которая, конечно, процентом по кредиту никак не является) за выдачу кредита, за ведение ссудного счета и пр., пойти на попятный было совсем не просто. Ведь человек уже вроде бы взял на себя некие обязательства и даже письменно их зафиксировал. Ну разве сохранение позитивного образа собственного "Я" (Я всегда веду себя последовательно) не важнее каких-то там дополнительных расходов?