Примеры худ произведений о природе. Человек и природа в русской литературе. Сочинение по литературе. Человек и природа

Введение

Нужно знать русскую литературу . В ней мы видим людские типы в бесконечно разнообразных положениях... Поэтому надо повышать культуру - это в первую очередь знание художественной литературы . Она больше всего обогощает человека, дает возможность расти человеку, больше понимать людей.

Образовательное и воспитательное значение литературы будет еще более действенным , если параллельно с ее изучением учащиеся ознакомятся с другими видами искусства и прежде всего с живописью.

Картина художника - живрписца, так же как и произведение художника - писателя, создает художественный образ, в котором отражается действительность с ее типическими чертами. Картина расширяет и углубляет познавательный процесс учащихся, она влияет на их чувства и помогает формированию юношеской личности.

"Мир природы в художественной литературе"

Цель этой темы имеет большое воспитательное значение. На примерах пейзажной лирики и произведений о природе дать почувствовать с помощью слов поэта или писателя удивительную красоту родной природы и в тоже время ее хрупкость, ранимость, иногдад беззащитность перед наступлением техники.

Форма: "Путешествие по календарю"(времена года)

Слово учителя:

Родная природа! в художественных произведениях она всегда объединяется с понятием "родина". Любовь к родной природе рождает в человеке глубокие чувства, побуждает его на большие дела во имя родины и своего народа.

Картины природы мы находим во многих произведениях художественной литературы. Писатели и поэты не только описывают красоту родной природы, но и выражают свое отношение к ним. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!", "Вот север, тучи нагоняя;","Зимний вечер"; "Есть в осени первоначальной"..., "Чародейкою - зимою"; "Берёза"; "Осень", "Ласточка"; "Ласточки пропали...", "Печальная береза"; и многие другие произведения являются гимнами природе.(см. приложение).

Картины Саврасов "Грачи прилетели", Левитан "Золотая осень", Шишкин "Зима", "Рожь" и другие.

Пройдемся по календарю

1.Сейчас осень . Деревья сбросили листву. В Садах и огородах все опустело. давайте вспомним стихи об осени.(см. приложение)

Чтение стихов наизусть.

Какое настроение выразилил поэты в прочитанных нами стихах?(ответы учащихся)

Повторить о прямом и переносном значении слов(стр199).

Рассмотреть понятие "эпитет" (стр.200)

Работа по картине "Золотая осень"

Сентябрь. Деревья в позолоте. Деревья украсились желтыми листьями. При дуновении ветерка они падают, кружатся в воздухе и опускаются на пожухлую траву. Осины кажутся ярко - красными. Только ели да сосны горделиво поднимают свои темно-зеленые верхушки. над увядшей природой - ясное, бледно-голубое небо. Воздух чист и прозрачен.

вопросы

1.Какое время года изображено на картине?

2.Почему осень названа художником "золотой"?

3.В каком месяце она бывает такой красивой, красочной?

4.Какие признаки осени даны на картине художником?

Обобщение об осени

Осень, и мы ясно представляем себе эту пору: пожелтевшие листья, увядшие цветы, первые осенние холода. Яркий наряд осени радует глаз, но в тоже время нам грустно, потому что совсем скоро наступит зима и все покроется белым снегом.

Осень уходит, наступает зима.

Снег мягкий, пушистым ковром закутает озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.

Давайте вспомним художественные произведения и произведения искусства о зиме.(Пушкин " Зимний вечер",Тютчев "Чародейкою - Зимою..., Есенин "Береза", Нагибин "Зимний дуб". Картина Шишкина "Зима")

(описание картины см. приложение)

(чтение стихотворений наизусть)

Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

"Грачи прилетели"

Картины Саврасова, прекрасного знатока русской природы, пробуждают в нас чувство любви к родной стороне, к ее природе.

Вопросы

1. Что вы видите на этой картине?(На картине Саврасов изобразил наступление весны в селе)

2.В чем можно увидеть признаки прихода весны, пробуждения природы? (Покраснели тоненькие еветочки на березах, они уже не кажутся мертвыми. А кусты вербы уже чуть-чуть распустились, позеленели.)

3.А каков снег на картине? (Снег уже не такой, как был зимой. Его уже тронули первые приветливые лучи солнца. Утром еще не прекращаются заморозки, а днем местами снег превращается в талую воду.)

4.Обратите внимание на снег вокруг древесных стволов.(Вокруг деревьев, особенно с южной стороны, уже видна бурая земля).

5.Что мы видим на втором плане?(Деревянный заборчик, около него наметены сугробы. Прижались друг к другу домики. Вдали колокольня сельской церкви. А дальше небо, оно занимает почти половину картины. Небо голубое, чистое. На фоне голубого неба - верхушки деревьев с разбросанными на них птичьими гнездами, а вокруг них хлопочут хозяева-грачи. Они уже прилетели)

6. Чем заняты грачи? (Грачи приводят в порядок свои старые гнезда, вьют новые. Они непрерывно снуют, отыскивают на проталинах пршлогоднюю траву, веточки. Грачи прилетелил из теплых краев, они преодолели трудный путь, позади остались многие преграды и препятствия. И вот теперь они снова в родных краях.)

Любит природу, учит видеть в ней то, мимо чего м ычасто проходим мимо, не замечая.

На смену весне спешит лето.

Лето - самая прекрасная пора для ребят. Все поспевает, всюду красиво, хочется купаться и купаться. Так все прекрасно!

Рожь, рожь... Дорога полевая

Ведет неведомо куда.

над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь, рожь - до свода голубого,

Чуть видишь где-нибудь вдали,

ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывет в пыли.

Рожь уходилась. Близки сроки,

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула - хоть подпирай.

Знать, колос туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны,

Составы хлеба над землей.

Шишкина "Рожь".

Знойный летний полдень. Золотистое поле ржи. Дует легкий ветерок. Рожь колышется, как море. Высокие стебли склоняются под тяжестью колосьев. А над золотистым полем возввышаются сосны, освещенные солнцем. Шумят на ветру их могучие ветви. Дорога вьется между полями. она уходит вдаль, и там, далеко, вьется узкой лентой и исчезает во ржи. У дороги, на краю поля, виднеются голубые васельки, белые ромашки, зеленеет трава, краснеет земляника. А над горизонтом поднимаются тучи, и низко над землею летают ласточки - скоро будет гроза. Широта полей, могучие сосны, уходящая в даль дорога, которая теряется во ржи, подчеркивают бескрайность родных просторов. Художник как бы говорит:

"Посмотрите: вот она какая - могучая, сильная, огромная наша Родина!"

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение.

Примерные темы для сочинений:

О чем могла бы рассказать весенняя сосулька?

Разговор поспевающих колосьев.

Разговор падающих листьев.

В зимний лес за сказкой.

Прослушивание музыки

"Времена года"

Обобщение по теме

Поэты и писатели, чьи имена мы вспомнили, жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.

И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром "рисовать словами", так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле,

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В художественных произведениях писатели и поэты открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо, но открывается оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному, чуткому, внимательному.

Произведения о природе - элемент, без которого сложно представить себе музыку и литературу. Уникальные красоты планеты испокон веков служили источником вдохновения для выдающихся писателей и композиторов, воспевались ими в бессмертных творениях. Существуют рассказы, стихотворения, музыкальные композиции, которые позволяют зарядиться энергией живой природы, буквально не покидая собственного дома. Примеры лучших из них приводятся в этой статье.

Пришвин и его произведения о природе

Русская литература богата рассказами, повестями, стихотворениями, представляющими собой оду родному краю. Ярким примером человека, которому особенно удаются произведения о природе, можно назвать Михаила Пришвина. Неудивительно, что он заслужил репутацию ее певца. Писатель в своих произведениях призывает читателей наладить взаимосвязь с ее и относиться к ней с любовью.

Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

Творчество Тютчева

Тютчев - великий русский поэт, в чьем творчестве огромное место уделено красотам окружающего мира. Его произведения о природе подчеркивают ее разнообразие, динамичность, многоликость. С помощью описания различных явлений автор передает процесс течения жизни. Конечно же, присутствует у него и призыв взять на себя ответственность перед планетой, обращенный ко всем читателям.

Особенно любима Тютчевым тема ночи - времени, когда мир погружается во тьму. В качестве примера можно привести стихотворение «На мир дневной спустилась завеса». Ночь поэт в своих произведениях может называть святой или подчеркивать ее хаотичный характер - зависит от настроения. Прекрасно и описание солнечного луча, который «взгромоздился на ложе», в его творении «Вчера».

Лирика Пушкина

Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Достаточно вспомнить его стихотворение «Зимнее утро», чтобы вызвать в своем воображении черты этого времени года. Автор, видимо, находясь в превосходном настроении, рассказывает о том, как красив рассвет в это время года.

Совсем другое настроение передает его «Зимний вечер», входящий в обязательную школьную программу. В нем Пушкин немного мрачновато и пугающе описывает снежную бурю, сравнивая ее с неистовым зверем, и гнетущие ощущения, которые она у него вызывает.

Многие произведения о природе русских писателей посвящены осени. Пушкин, превыше всего ценящий это время года, не является исключением, несмотря на то что в своем знаменитом произведении «Осень» поэт называет его «унылой порой», впрочем, тут же опровергая эту характеристику фразой «очей очарованье».

Произведения Бунина

Детство Ивана Бунина, как известно из его биографии, прошло в небольшой деревне, расположенной в Орловской губернии. Неудивительно, что еще ребенком писатель научился ценить прелести природы. Его творение «Листопад» считается одним из лучших Автор позволяет читателям ощутить запах деревьев (сосны, дуба), увидеть раскрашенный яркими красками «терем расписной», услышать звуки листвы. Бунин великолепно показывает характерную осеннюю ностальгию по ушедшему лету.

Произведения о русской природе Бунина - просто кладезь красочных зарисовок. Самое популярное из них - «Антоновские яблоки». Читатель сможет почувствовать фруктовый аромат, проникнуться атмосферой августа с его теплыми дождями, вдохнуть утреннюю свежесть. Любовью к русской природе пронизаны и многие другие его творения: «Речка», «Вечер», «Закат». И практически в каждом из них наблюдается призыв к читателям ценить то, что у них есть.

Мусаадаева Диана

Размышления о том как описывают природу в своих произведениях писатели, художники и композиторы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Нельзя в одном сочинении рассказать о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно. Для них каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.

Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».

Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.

Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».

Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!

Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.

«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!.. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.

Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.

Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней - как путь-дорога, раздвигающая границы. Дон - своего рода, «земля-вода» казака. Именно река вошла в песни донских казаков как образ Родины. Запев многих песен начинался со слов, посвященных Дону. Например, «Ой, да ты кормилец, Дон, наш батюшка. Православный тихий Дон Иванович...». К степи у казачества двойственное отношение. С одной стороны степь - это олицетворение раздолья, широты, а с другой стороны, степь – источник постоянной опасности. Противопоставление реки-степи выражено в фольклоре через оппозицию «свое-чужое». «Своей» территорией была река, а «чужой» - была степь, о чём свидетельствуют традиционные названия берегов реки Дон по имени врагов - ногайская сторона и крымская сторона.

Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.

Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше, металлическая, без рисунка? Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.

Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.

Понятие “родное” и “Родина” формируется в детстве. В душе с рождения остаются окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц».

Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.

Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

Наверное, из всех русских поэтов именно Бунин выделяется своей любовью к природе и ее подробным описанием и воспеванием в стихах. Поэт переплетает в стихах тоску и радость, истину, жизнь. Бунин тонко чувствует окружающий мир, и именно природа стала основной темой его творчества. Именно природа влияет на его настроение, поэтому он старается найти все детали, описать как можно подробнее, ничего не упустить.

Его раннее творчество критики описывали как «осенняя грусть», а самого автора величали «тихий, умиротворенный». Однако, можно было найти много примеров, когда Бунин бунтовал, показывал противоречия. С одной стороны - нежная любовь к природе, гармония и умиротворение, а с другой - уродство и несправедливость жизни. Здесь можно заметить социальные проблемы в его творчестве. К примеру, в рассказе «На хуторе» человек стал частицей природы, ощутил кровное родство с ней, а не с людьми и деревней.

В романе «Жизнь Арcеньева» Бунин-живописец «рисует» картину осеннего увядания, раскрывает перед читателем все богатство цвета. Он сразу находит основной цвет, чтобы перед всеми открылся пышный вид: «желтый простор», «желтые осы», «желтеющая пожухлая трава». И именно в этом произведении природа показывает внутреннее состояние героя, отражает его легкую грусть и усталость.

В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин сумел с помощью своей любви к средней полосе России превратить этот скучный серый пейзаж в любопытное зрелище. Перед глазами читателя предстают образы: «желтый, поредевший сад», «запах яблок, меда и свежести», «довольные дрозды на алых гроздях рябины в глубине сада», а также многое другое. Любовь к Родине помогла Бунину создать такой чувственный пейзаж.

Бунинское описание природы раскрывает перед нами его философию - стремление к вселенской гармонии. Функции описания природы разные - показать внутреннее состояние героя, дать увидеть контраст между гармоничным и уродливым, наполнить произведения эмоциями. Яркое и выразительное описание природы по силе нельзя сравнить ни с одним из поэтов.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? - -
  • Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична? - -
  • Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является стихия? - -
  • Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» - -

Природа в произведениях русских писателей.

Природа всегда занимала особое место в литературе.
Не обошли эту тему писатели 20 века. Но если раньше природу воспевали, восхищались ею, то в произведениях писателей современников ясно звучит призыв спасти то, что мы теряем.
20-ый век с его нравственными и экологическими проблемами отразился в произведениях Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и многих других писателей.
С темой природы тесно связано творчество В.Распутина.
Писатель, выросший в Сибири, отдал свое сердце этому краю. Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таежные леса навсегда привязывают к себе человека.
И душа писателя не может не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается ею, не задумываясь о будущем своих детей.
Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь - для самого человека. Вымирают целые деревни.
И это трагедия для тех, кто кровными узами связан с родной землей. Бабка Дарья из повести "Прощание с Матерой" самоотверженно защищает деревню, которая подлежит затоплению.
Здесь жили ее предки, здесь она родилась и прожила нелегкую жизнь.
А вот теперь ее родная земля будет затоплена. Выстроился новый поселок с новыми домами и с новой жизнью. Но это уже никогда не будет та, родная, кровная земля. Этой земле отдана жизнь.
Для Дарьи и других стариков это трагедия. Как дерево без почвы, так душа человека без родной земли увядает. Варварски истребляя природу, мы губим свою душу. Человек, уничтожающий свои корни, совершает преступление не только против природы, он несет ответственность перед людьми, перед своим будущим.
Тему природы и человека затрагивает в своих произведениях другой сибирский писатель Виктор Астафьев.
В романе "Царь-рыба" человек также идет против природы. Особенно ярко и остро затрагивается эта проблема в одной из основных глав. Человек и природа - это одно целое. И нельзя эту связь разрушать.
Но как часто в нашей жизни из-за жадности теряется в человеке человек.
Рыбак Игнатьич поймал огромного осетра - "царь-рыбу", как называли ее в народе. Ослепленный жадностью, он не желает отпустить рыбу, но и справиться с ней не может. В итоге человека и рыба, охотник и жертва гибнут вместе. Игнатьич вспоминает всю свою жизнь, все грехи и принимает происходящее за "заслуженную кару". Как часто в современной литературе человек показан существом бездушным, настоящим варваром. Это и является главной мыслью романа Чингиза Айтматова "Плаха".
Этот роман никого не может оставить равнодушным, он задевает за живое.
Наш век с его пороками нашел реальное отражение в "Плахе".
Человек идет против природы, забыв, что он и сам часть ее.
Уничтожая природу, он тем самым обрекает себя на гибель, на плаху. На первых страницах романа мы встречаем пару волков - синеглазую волчицу Акбару и сильного красивого волка Ташчайнара. Жизнь их протекала в " нескончаемой погоне по нескончаемым моюнкумским просторам. Айтматов раскрывает перед читателями жизнь великой саванны. Все идет своим чередом, все подвластно законам природы.
Все в природе взаимосвязано: "гонимые и преследующие - одно быть жестокого бытия".
Во всем есть своя гармония, которую разрушает человек.
Человек вторгается в природу, нарушая вечные законы.
Очень ярко со всей жестокостью показана сцена истребления сайгаков. Ради собственной наживы, ради выполнения плана по мясосдаче человек расстреливает стада животных. На фоне всех злодеяний, совершаемых человеком, волки выглядят куда более гуманными и великодушными, чем сами люди.
В Ташчайнаре и Акбаре больше человеческого. Волки, спасая себя и своих детенышей, вынуждены покидать свои родные места, но нигде им нет спасения. Все волчата погибают от рук человеческих. Человек же в "Плахе" представлен во всей своей низости и бездуховности.
Один из главных героев романа - Авдий, бывший семинарист, пытае?ся встать на борьбу за души людские.
Ведомый искренним желанием проповедовать вечные ценности, спасти погубленные души, Авдий попадает в мир наркоманов и алкоголиков.
Но не имеют действия его слова, рассказы о Боге, отчаянные призывы к покаянию.
И Авдий Калистратов погибает от рук тех, кого он хотел спасти. Конец романа трагичен: погибают и люди и волки. Каждому своя плаха.
Айтматов дает понять, что человек не царь природы, а неотъемлемая часть ее.
Проблемы, поднятые писателями, касаются каждого из нас.
Их произведения ясно дают понять, что человеку пора остановиться и одуматься.
Что же мы теряем, вырубая леса, загрязняя реки и воздух, истребляя животных.
Природа просит о помощи, и только в наших силах остановить катастрофу.