Придаточные причины и следствия примеры. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. разновидностей обстоятельственных придаточных

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?

2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами : так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.

Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

3. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский).

    , (потому что - союз).

    [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло , как в операционной (Полевой).

    (оттого что - союз), .

    Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).

    [указ. сл.], (что - союз).

    Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).

    [указ. сл., (что - союз), ].

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Придаточное предложение - синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время , очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.

Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).

В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.

Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).

Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.

Например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).

Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.

Например: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Классификация видов придаточных предложений

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

В комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской придаточные делятся на три группы: определительные , изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы.

В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные , сказуемные , определительные , дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской, обратимся именно к ней.

Представим информацию о видах придаточных предложений в виде сводной таблицы.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др.
Родные места, где я вырос , навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает , ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали .
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился ; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью .
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше .
времени
Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится , придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться , мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо , в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится , поход придется перенести.
уступки
Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни . Несмотря на то что было уже далеко за полноч ь, гости не расходились; Как ни гни дерево , оно все вверх растет.
сравнения
Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.
Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки .
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим .

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли , употребленной в значении союза.

Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.

ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным , имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными .

Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.

Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.

Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же , его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин)
К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.

Цели:

1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тест), раздаточный дидактический материал.

Ход урока

I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).

II. Повторение изученного материала.

1. Работа за компьютером. (Выполнение заданий с диска, работают 2 ученика по очереди)

2. Теоретические вопросы.

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

3. Диктант. Записать предложения и построить схемы.

1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.

2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.

3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.

III. Подготовка к ГИА. Тестовые задания из части В. (3 слайда)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

  1. Изучение теоретического материала с помощью проекции на экран. (С учебного диска)
  2. Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

Рассмотрим таблицу.

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.
Места Где, куда, откуда Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
Времени Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Условия Если (если…то), когда, раз и др. Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.
Причины Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.
Цели Чтобы, для того чтобы и др. Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.
Сравнения Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.
Уступки Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).
Следствия Так что Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Сколько придаточных обстоятельственных выделяется?

Какой вид придаточных не находит соответствия с обстоятельством в простом предложении? (Придаточные следствия)

3. Физминутка.

V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.

1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Куда ни взглянешь всюду холмы.

3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.

5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.

VI. Выполнение тестовых заданий.

(Раздаточный материал)

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

    1. Я собрался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
    2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
    3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
    4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

2. В каком предложении придаточное стоит перед главным?

    1. Я не сразу сообразил, что произошло.
    2. Смогу ли я теперь помочь тебе – не знаю.
    3. Хозяйка спросила нас, действительно ли мы уезжаем завтра.
    4. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

3. В каком предложении придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены.)

    1. Когда она возвращалась домой то думала что едва ли здесь она будет счастлива и что ехать со станции гораздо интереснее чем жить здесь.
    2. Не дождавшись пока отопрут он перемахнул через плетень отодвинул запор ввел коня и сам ввалился в избу полную спящих людей.
    3. Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял в зеленом сюртуке приставив руку ко лбу в виде зонтика перед глазами.
    4. Было еще рано так рано что солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости и в саду было прохладно.

VII. Итоги урока.

С чем познакомились сегодня на уроке?

Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?

Как различать эти виды придаточных?

VIII. Домашнее задание: п. 12, упражнение 74 (раздаточный дидактический материал).














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины

Задачи урока.

Обучающие задачи:

Закрепить полученные знания о СПП;

Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

Обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Постановка темы и цели урока

Слово учителя:

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.

Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.

Ребята, какое же историческое событие произошло на днях 185 лет тому назад в Петербурге на Сенатской площади? (Слайд 2. Презентация)

(Выступление заранее подготовившегося ученика)

Декабристы... Произнося это слово, каждый человек вкладывает в него свой смысл. Любой из нас может рассказать про этих людей, кто-то больше, кто-то меньше. И рассказы эти будут разнообразны, т.к. каждый человек даст свою оценку поступкам декабристов.

В этот день “Россия впервые видела революционное движение против царизма”. 14 декабря в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавия и ликвидации крепостничества. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования.

Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра, и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы.

Декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На примере декабристов воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков московского университета конца 20-х-начала 30-х годов видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Декабристы, несмотря на своё поражение, не изменили свои благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И.Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов политических писем и статей, направленных против царизма. .Декабристы

3. Лингвистическая разминка. (Слайд 3)

Запишем слова под диктовку: восстание, доблесть, галерея, сверхъестественный, коллективный, профессия, пропаганда, эффективный.

Задание: подобрать пароним к слову “эффективный”.

Пароним - подобные слова, которые сходны друг с другом по своему звучанию, но совершенно различные по смыслу. (Слайд 4)

Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный:

Необходимы эффективные меры, чтобы добиться желаемого результата.

Эффектный – производящий сильное впечатление (Она была очень эффектна в своем черном платье);

Рассчитанный на то, чтобы произвести эффект (эффектная поза).

Определите способ образования слова сверхъестественный .

4. Повторение изученного (Слайд 5)

Задание 1. Заполните "слепую" схему

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 2. Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания)(Слайд 6-8)

2) Вскоре сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у построек Исаакиевского собора. [ … ], (которая…).

3) Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги и издать революционный Манифест к русскому народу. [ … , (если…), … ].

4) Выяснилось, будто Сенат уже присягнул и сенаторы разъехались. [ … ], (будто…).

5) Когда всё это закончилось, было уже темно. (Когда…), [ … ],

6) Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах.[ …о том ], (как…).

5. Объяснение нового материала

1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:

Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (Слайд 9)

  • Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
  • Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

[…], (потому что…).

  • Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
  • Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины .

2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:

1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)

2) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:

[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) - [ук.сл. оттого], (что).

Чтение предложений из упр. 156 и их устный разбор.

Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?

6. Закрепление

1. Творческая работа. (Слайд 10)Добавьте к предложениям придаточные причины:

Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии _______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________.

2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (Слайд 11)

7. Итог урока. (Слайд 12)

Заполнить таблицу (таблица – на интерактивной доске)

Вид прид. части Подчин. союзы и союзные слова Указ. слово при пояс. слове Место прид. части Отвечает на вопросы Прид. часть
поясняет выражает значение
Причины Потому что
Так как
Оттого что
Ибо
Оттого
Потому
Любое Почему? всю главную часть
того, о чем говорится в главной части

8. Исследовательская работа по группам

Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). (Приложение 1)

9. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру на тему: “Всякий труд важен, ибо облагораживает человека”.

Упр. 160 (составить предложения по схемам) (Слайд 13)

Инд. карточка

10. Рефлексия

1. В чём же своеобразие СПП?

2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Если останется время…

Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где –подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. , (который...) – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”.