Правила выбора франшизы. Какую франшизу лучше выбрать

Как способа ведения бизнеса, а сегодня расскажу о том, как осуществляется покупка франшизы , что представляют собой каталоги франшиз и как выбрать франшизу , на что нужно обращать внимание при выборе.

Итак, если вы решили открыть бизнес на условиях франчайзинга, самая главная ваша задача на начальном этапе – покупка франшизы, то есть, выбор компании-франчайзора, под брендом и на условиях которой вы будете вести свою деятельность. От выбора франшизы во многом зависит весь дальнейший успех бизнеса, поэтому к нему стоит подойти максимально грамотно и продуманно. Итак, рассмотрим, как выбрать франшизу.

Поиск франшизы. Каталоги франшиз.

Первый логичный вопрос: где вообще искать предложения по франчайзингу и между кем и кем выбирать? Поиск франшизы можно осуществлять несколькими методами, давайте их рассмотрим.

Каталоги франшиз. Лучшим способом найти оптимальный вариант, на мой взгляд, является просмотр и анализ каталогов франшиз – специализированных сайтов, содержащих большое количество предложений франчайзинга с возможностью сортировки их по различным параметрам и сравнения.

Найти такие сайты несложно: для этого достаточно набрать в поиске “Каталог франшиз Россия” или “Каталог франшиз Украина” и т.д. для своей страны, и вам предложат множество интернет-ресурсов, на которых вы сможете выбрать франшизу.

Каталоги франшиз – это интернет-порталы, на страницах которых франчайзоры размещают свои предложения по сотрудничеству, а предприниматели могут выбирать среди них те, которые максимально устроят их по всем параметрам.

Все предложения, размещенные в каталоге франшиз, содержат краткие описания наиболее важных критериев, которые следует принимать во внимание, и дают возможность сортировки всех предложений по этим критериям:

– Направление деятельности (торговля/производство/сфера услуг);

– Отрасль (Продукты питания, одежда и обувь, общественное питание, товары и услуги для детей и т.д.)

– Стоимость покупки франшизы (паушальный взнос);

– Дальнейшая оплата за франшизу (роялти);

– Это должно быть то, что вы любите;

– Это должно быть то, что у вас хорошо получается;

– Это должно быть то, за что готовы платить деньги.

При этом покупка франшизы позволяет все-таки нивелировать влияние некоторых из этих критериев. К примеру, для франчайзинга уже не так важно хорошо разбираться в сфере деятельности, поскольку этому вас обучит франчайзор, он же в дальнейшем будет помогать советами и рекомендациями.

Таким образом, покупка франшизы может стать стартом для вашего развития даже в новом и незнакомом направлении деятельности.

Далее, следует понимать, что выбор франшизы – это, по сути, выбор бренда и выбор франчайзора. Поэтому необходимо ориентироваться на опыт, успехи и достижения самой компании-франчайзора: как она смогла развить свой бренд и каких успехов достигла. Парадокс, но в каталогах франшиз иногда можно встретить предложения от компаний, даже не имеющих собственных магазинов, сервисных центров или прочих точек продажи товаров/услуг, но предлагающих другим заниматься этим от ее имени. Лично у меня бы не вызвала доверия такая компания.

Не лишним будет заглянуть и в финансовые отчеты компании-франчайзора: если она сама работает с убытком, либо ухудшает свои показатели с течением времени – это также прямо указывает на то, что предлагаемый бизнес не так уж перспективен, а скорее – наоборот.

Покупку франшизы следует осуществлять у компании, которая своим личным примером смогла доказать перспективность и прибыльность предлагаемого ей вида бизнеса.

Помимо анализа самого франчайзора, нужно проанализировать и деятельность его франчайзи, которые уже купили франшизу. Например, в других городах или районах. Насколько прибылен у них бизнес, соответствуют ли темпы развития заявленным, с какими проблемами столкнулись предприниматели и т.д.

Опыт других партнеров может стать хорошим, но не единственным индикатором прибыльности франшизы.

Одним из важнейших критериев для покупки франшизы должна стать узнаваемость бренда и интерес к нему со стороны населения вашего города и региона. Если речь идет о серьезном бизнес-проекте, то, возможно, есть смысл даже потратиться на проведение необходимых маркетинговых исследований. В более простых случаях такие исследования можно провести собственными силами с наименьшими затратами, например, на местных форумах или в популярных местных сообществах соцсетей.

Однако, в отдельных случаях наиболее перспективной может оказаться, наоборот, еще неизвестная и нераскрученная бизнес-идея. В этом случае покупку франшизы можно приравнять к инвестированию в : высокорисковому вложению денег с расчетом на сверхвысокую прибыль. Если вы склонны к риску – возможно, это как раз ваш вариант.

Думая о том, какую франшизу выбрать, следует узнать о планах франчайзора на ближайшую перспективу: как он планирует дальше развивать бизнес, будут ли проводиться масштабные рекламные компании и т.д. От всего этого в определенной степени зависит и успех каждого франчайзи.

Очень важным моментом при покупке франшизы является также помощь, обучение, поддержка ведения бизнеса со стороны франчайзора. Причем, все это должно осуществляться не только в обещаниях, но и на деле. Поэтому все моменты, касающиеся обучения и дальнейшей поддержки бизнеса, должны быть зафиксированы в соглашении о покупке франшизы, которое вы подпишите. Иначе вы не сможете предъявить никаких претензий по этому поводу.

Также необходимо сразу обговорить и предусмотреть в соглашении вопрос с поставщиками. Часто франчайзоры обязательным условием ставят закупки только у рекомендованных поставщиков или у себя лично, что может быть совершенно невыгодно (если не сразу, то в перспективе). Поэтому, если такие моменты присутствуют, выясняйте, чем они обусловлены, и если их не избежать, то нужно как-то подстраховать себя от возможных рисков. К примеру, указать в соглашении, что цена рекомендованного поставщика не должна отличаться от среднерыночной более, чем на столько-то процентов.

Кстати, обязательно необходимо проверить наличие у франчайзора всех разрешительных документов на ведение деятельности, чтобы не получилось так, что вы заплатите деньги мошеннику, который даже не имеет права представлять бренд и продавать франшизы.

Конечно же, при окончательном выборе франшизы необходимо очень тщательно проанализировать каждый пункт соглашения, которое вы будете подписывать: это и есть тот документ, на основе которого вы будете строить весь дальнейший бизнес. Многие считают, что франчайзоры никогда не вносят изменения в свой текст соглашения, однако это утверждение, наверное, можно применить только к отдельным компаниям. В других случаях текст соглашения все же может быть изменен, хоть франчайзоры идут на это и неохотно, поэтому в ваших интересах добиваться внесения изменений в тех пунктах, которые вас не устраивают. На устные заверения здесь рассчитывать ни в коем случае нельзя: все важные для вас моменты должны быть зафиксированы в соглашении и подписаны сторонами.

Отдельное внимание при выборе франшизы стоит уделить условиям расторжения соглашения. Вдруг по каким-то причинам вы посчитаете невозможным дальнейшее ведение бизнеса и захотите отказаться от франшизы. Очень часто по умолчанию такие условия являются крайне невыгодными: к примеру, вас обяжут выплатить огромный штраф или продать свой бизнес новому франчайзи за бесценок. Причем, даже если расторжение соглашения будет происходить по инициативе франчайзора (допустим, из-за нарушений, которые он зафиксирует у вас).

Нельзя осуществлять покупку франшизы, не имея путей для отступления, поскольку в будущем могут возникнуть разные ситуации. Условия выхода из франшизы должны быть такими же выгодными для вас, как и условия ее покупки.

Вот те основные моменты, которые необходимо принять во внимание, думая о том, как выбрать франшизу. Конечно же, изучать предложения нужно гораздо глубже, но отталкиваться можно именно от этих рекомендаций. Теперь вы знаете, как и где искать франшизу, как работают каталоги франшиз, и на что обращать внимание при выборе и покупке франшизы. Желаю вам успешного развития бизнеса!

Оставайтесь на и развивайте свою финансовую грамотность. Здесь вы найдете много других полезных советов и рекомендаций по всем вопросам, связанным с управлением личными финансами. До новых встреч!

Для начинающего предпринимателя самая удобная бизнес-схема – сотрудничество с успешной компанией. Франчайзер дает подробное руководство по ведению бизнеса, раскрывает все тонкости. Человек без опыта в предпринимательстве за короткий срок становится успешным коммерсантом. Но число обманутых франчайзи растет.

Выбор ниши

Предложений на рынке франчайзинга много. Есть множество интернет-порталов с каталогами франшиз различных бизнесов. Выберете нишу, в которой вам буде комфортно работать: розничная торговля, услуги, общепит. Но не забывайте о спросе и предложениях.

В маленьком городе вряд ли уместен свадебный салон, в котором цена платья втрое превышает среднюю зарплату местных жителей. В Москве рискованно открывать очередную кофейню (если это не «Шоколадница»). В ресторанном бизнесе конкуренция велика. Хотя эксперты рекомендуют покупать франшизу в сфере общепита.

Успешным станет дело, которое приносит удовольствие. Но помните: содержание важнее формы. Яркая, интересная бизнес-модель – «пустышка», если принадлежит псевдофранчайзеру.

Допустим, вы решили открыть магазин детской одежды. Просмотрите каталог сайта по продаже франшиз, составьте список компаний, работающих в этой сфере. Поищите информацию в Интернете: отзывы покупателей о качестве одежды, уровне обслуживания.

С франчайзером связаться можно через специальный портал или обратную связь на официальном сайте. Чем больше предложений рассмотрено, тем выше вероятность заключения удачной сделки.

На переговоры с франчайзерами времени жалеть не стоит. Но обратить внимание нужно не на стиль общения, а на условия сотрудничества – в словах красноречивого франчайзера, возможно, только пустые обещания.

Переговоры

Распространенная схема недобросовестных франчайзеров проста. Жертва вводится в заблуждение, услышав о ложных заработках и отсутствии рисков. Будущего предпринимателя увлекает идея коммерсанта, который настолько убедителен, что в конечном счете продает сомнительную франшизу. А после благополучно забывает о своем партнере, переключаясь на поиск новых жертв.

Проверка контрагентов

Прежде чем встретиться с франчайзером, соберите как можно больше информации о его компании: год основания, репутация, отзывы клиентов.

Финансовую информацию можно получить на бесплатном портале InfoUnit.ru : дата регистрации фирмы, финансовые показатели и т.д. Компания, запустившая франчайзинговую сеть спустя год после основания, не вызывает доверия.

Информации на сервисе достаточно для того, чтобы узнать названия фирм, в которых фигурирует учредитель компании-франчайзера. Бизнесмен может заниматься параллельно розничной торговлей и оказанием услуг. Регистрация нескольких фирм не указывает на его нечестность. Но полученные сведения иногда говорят о многом.

Также необходимо обязательно проверить наличие судебных разбирательств у будущего партнера на сайте картотеки Арбитражных дел. Найти контакты истца, связаться с ним и пообщаться в чем причина не разрешенных мирным путем проблем.

Участники франчайзинговой сети

Франчайзер рассказывает об успешных партнерах. Продвигая свой продукт, он описывает все существующие и несуществующие достоинства. В качестве подтверждения использует историю удачливого франчайзи. Узнайте полный список предпринимателей, заключивших договор о коммерческой концессии. Пообщайтесь с теми, о которых он умалчивает.

Телефонного разговора недостаточно. Возможно, на вопросы ответит сотрудник компании-франчайзера – такой метод любят мошенники. Лучше лично посетить офис. Город, в котором работает действующий франчайзи, находится в тысячи километрах от вас? В соцсетях или на форумах можно опубликовать объявление, и за небольшую сумму школьник или студент посетит офис и сделает фото.

Насколько успешен бизнес? Действительно ли срок окупаемости соответствует заявленному? Оказывает ли франчайзер после заключения договора полноценную поддержку? Обо всем можно узнать, посмотрев на работу действующего франчайзи.

Отзывы

На интернет-площадках по продаже франшиз негативные отзывы встречаются редко. Придется потрудиться, чтобы найти мнение реального покупателя. Правдивую информацию можно получить на бизнес-форумах, в тематических группах, но и здесь имеют место заказные отзывы.

Важны и мнения сотрудников компании. Отзывы о работе на предприятии дополнят картину. Стоит помнить: все, что говорит франчайзер, – часть рекламной кампании. Красивые слова о бизнес-идее с реальным рабочим процессом могут иметь мало общего.

Юридическая документация

Франчайзер обязан предоставить документы, подтверждающие права на владение брендом. В интернете много предложений от компаний с товарными знаками, не проходившими регистрации в Роспатенте. Встречаются и псевдофраншизы, копирующие известный бренд. Приобретая их, предприниматели рискуют. О наказании за незаконное использование товарного знака сказано в ст. 180 УК РФ .

В договор включены:

  • объем прав;
  • размер вознаграждения;
  • сфера деятельности;
  • способы использования прав.

Франчайзер может внести дополнительные условия, с которыми следует внимательно ознакомиться. Цифры, фигурирующие в договоре, требуют особого внимания. Из чего складывается сумма инвестиций? Потребуются ли дополнительные платежи? О том, каковы затраты на рекламу, франчайзер может сказать уже во время обучения. Перед запуском бизнеса нужно приготовиться к дополнительным расходам.

Первоначальные условия можно оспорить. Например, сократить список товаров. Компании, работающие по франчайзингу, получают скидки у поставщиков, а потому включают в перечень продукцию, без которой новый партнер обойдется на первом этапе работы.

Перед заключением договора нужно узнать и о действующих участниках сети, и о закрытых точках. Франшиза, по которой ежегодно открывается сто магазинов и закрывается пятьдесят, сомнительна. Важно увидеть своими глазами, как работает предприятие. Повторное открытие точки говорит о рентабельности бизнеса. Если среди бизнес-партнеров компании есть те, кто покупали франшизу не раз, схема, действительно надежная.

Сведения о товаре или услуге

Станьте клиентом компании-франчайзера. Посетите одну или несколько точек. Узнайте побольше об услугах, которые предоставляет будущий бизнес-партнер. Опасаться следует не только мошенничества, но и «сырого» франчайзинга.

Получите информацию о товарах и услугах. Сотрудничество с франчайзером, реализующим некачественную продукцию, ни к чему хорошему не приведет. Но возможна и другая ситуация. Компания использует оборудование известного производителя, но партнеру предлагает приобрести более дешевое. Это сокращает инвестиции, что привлекает франчайзи, ограниченного в средствах. Но использование некачественного оборудования отразится на работе.

Финансовая модель

Заработать на франчайзинговой схеме сегодня хотят многие. Не только надежные и успешные компании. Бывает, предприниматель открывает дело и, проработав год-два, запускает франчайзинговую сеть. В его городе бизнес-схема может хорошо работать, в вашем – оказаться несостоятельной. Полагаться нужно не на эмоции, не на мечты о скорой прибыли, а на цифры.

В данных о франчайзинге указан срок окупаемости. Это предположительная цифра, которая редко оправдывает себя. Заранее узнать можно размер паушального взноса, роялти. Все остальное зависит от региона.

Цена франшизы «Юниор» – 150-800 тыс. руб. Еще 100 тыс. понадобится на закупку инвентаря и полиграфии. Арендная плата, зарплата сотрудникам, рекламный бюджет – объем этих расходов зависит от региона. Точную сумму франчайзер не называет. Она зависит от города, в котором будет открыта детская футбольная школа.

Востребованы сегодня недорогие франшизы – 400-600 тыс. руб. Такие предложения часто встречаются в сфере общепита. Небольшая точка фастфуда с узнаваемым логотипом в оживленном районе большого города, возможно, принесет владельцу доход. Правда, инвестиции иногда составляют около двух миллионов.

Популярны и дешевые кофейные франшизы, не требующие больших инвестиций. Но «ноу-хау» сводится к покупке кофемашины и инструкции по продаже напитков под логотипом малоизвестной фирмы. Зачем платить лишние деньги? Можно купить оборудование, оформить документы и продавать напитки в формате take and go и без псевдофранчайзера.

Франчайзеры указывают срок окупаемости – два-три месяца. Это время, за которое покупатель может вернуть паушальный взнос. Реальный срок окупаемости зависит уже от самого франчайзи. Отбить деньги, потраченные на аренду помещения для начинающего предпринимателя задача непростая. К расходам добавится и роялти. Если он фиксированный, платить придется даже при отсутствии клиентов.

Самые дорогие франшизы в сегменте HoReCa. Цена на них доходит до миллиона рублей. Открыть кафе или ресторан под известным брендом непросто. Для руководителей франчайзинговой сети «Шоколадницы» на первом месте репутация компании. Заключать договор они не будут с первым встречным, имеющим сумму, необходимую на уплату паушального взноса. Франчайзи должен иметь дополнительные средства (на ремонт помещения, развитие бизнеса) и, желательно, опыт в ресторанном бизнесе.

Надежная компания серьезно относится к выбору партнеров. Если франчайзера не интересует ваша репутация, опыт в предпринимательстве, желание развивать бизнес, но он всячески расхваливает свой продукт, обещая высокие доходы, не стоит спешить заключать с ним договор.

Компании-франчайзеры делятся на две категории. К первой относятся предприятия, для которых в приоритете создание надежной сети. Ко второй – те, что стремятся растиражировать свой бизнес и заработать в краткосрочной перспективе.

Поддержка

Важный пункт в договоре: помощь, которую будет получать предприниматель. Это может быть содействие в подборе помещения и проведении рекламной кампании, обучение сотрудников, консультации. Обещания франчайзера не имеют веса. Важны обязательства, включенные в договор.

Не стоит заключать договор, не имея финансовой подушки безопасности. Не спешите с покупкой франшизы, даже если стоимость ее не превышает 500 тыс рублей. В большинстве случаев приходится вкладывать дополнительные средства.

Загоревшись идеей создать свой бизнес и просмотрев сотню с виду выгодных франчайзинговых предложений, начинающий предприниматель с огнём в глазах бежит к своему будущему партнёру-наставнику покупать франшизу. И хорошо, если партнёр окажется действительно наставником, а франчайзинговое предложение действительно выгодным. А если нет?

Прочитав эту статью, Вы узнаете:

  • Как избежать 12 самых распространённых ошибок начинающих франчайзи,
  • Как не нарваться на мошенников,
  • Что обязательно нужно знать при выборе франшизы,
  • Как нужно вести переговоры с франчайзером,
  • и многое другое.

Итак, Вы решились на покупку франшизы. Как не сделать ложный выбор?

Остерегайтесь подделок!

Для начала стоит ознакомиться с тем, какие бывают франшизы, продавая которые, компании занимаются, можно сказать, мошенничеством. Их три вида.

Во-первых, франшиза-пустышка . Предприимчивые граждане создают торговую марку и копируют все атрибуты какого-нибудь популярного бренда - от корпоративных цветов до условий франчайзингового пакета. Как правило, такая торговая марка бывает даже не зарегистрирована. Неопытный франчайзи «клюёт» на приманку и покупает бесполезную франшизу.

Кроме внешней схожести, такая франшиза не имеет ничего общего с популярным брендом.

Она не несёт никакой коммерческой ценности. Главная цель создания франшизы-пустышки - это быстро получить прибыль, подтолкнуть франчайзи купить франшизу, цена которой основана на ложной популярности и известности. Только после подписания договора неопытный предприниматель ощущает на себе все последствия необдуманной покупки.

Горе-франчайзи расплачивается за ошибку не только своими деньгами, купив пустышку, но и репутацией. Владелец оригинального бренда, обнаружив подделку, может подать в суд , причём и на покупателя, и на продавца франшизы. Используя сворованную идею и поставляя некачественный продукт, франчайзи навсегда потеряет доверие клиентов и партнёров.

Примеров франшиз-пустышек достаточно. Так, известная псевдофраншиза « ZaraZara» в определённый момент имела больше торговых точек в России, чем оригинальная «Zara». Или «Евросвязь» - прототип «Евросети», поленившийся придумать даже другой логотип.

Естественно, борьбу с такими пустышками и плагиаторами ведут правообладатели реальных брендов. Так, например, недавно компания столкнулась с подобной проблемой, обнаружив своего двойника. О псевдофраншизе владельцы оригинального продукта узнали от партнёра-франчайзи и выяснили, что хозяева этой пустышки, прикинувшись потенциальными франчайзи, украли у «PrintInstvud» форму договора, изображение и концепцию автоматов.

«Мы сами разрабатывали модель, внешний вид своих автоматов и соответственно сами их и производим. Для того, чтобы согласовать с франчайзи внешний вид автомата, мы высылаем ему визуализацию - макет того, как он будет выглядеть. На сайте псевдофраншизы мы увидели фрагменты непосредственно из нашей презентации. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сайт мошенников был закрыт», - поделился информацией представитель компании «PrintInstvud».

Вторым врагом потенциального франчайзи является франшиза-однодневка . Очень красиво расписанные выгоды, подкрепленные убедительными, но непроверенными фактами. Замечательная сказка, которую рассказывают франчайзи, чтобы он заплатил вступительный взнос. Буквально через неделю, после того, как он отдаст деньги, покупатель больше никогда не увидит и не услышит своего «франчайзера».

Такие компании и франшизы создаются с целью получить деньги и исчезнуть.

Так что настоятельно просим обращать внимание на дату регистрации компании и дату открытия франшизы. Если обе даты стоят сомнительно недавним числом, то чтобы они не говорили и не обещали - лучше пройти такие предложения стороной.

И третьим, но не самым страшным врагом являются «сырые франшизы» . Молодая компания с перспективным бизнесом, у которой, в принципе, неплохо идут дела, решает открыть франшизу. Однако у неё нет ни опыта, ни проработанных бизнес-схем, ни возможности оказать должную поддержку франчайзи. То есть в такого рода франшизах снова нет того, за что собственно люди и покупают франчайзинговые предложения.

«К сожалению, таких компаний в последнее время становится всё больше и больше. Сейчас существует своего рода «мода на франшизу», т.е. многие предприниматели, пусть даже они только недавно начали какой-то бизнес и пока еще сами не очень хорошо в нем разбираются, поскорей пытаются создать франшизу и начать ее продавать. Понятно, что в таком случае, ни о каком качестве материалов и передаче реального опыта, выверенных и проверенных технологиях речи не идёт. Это обесценивает само понятие «франшиза» , - поделился своим мнением представитель компании Максим Серяков .

У «сырой франшизы» возможны два пути развития. Первый - бизнес закроется через пару лет, принеся как франчайзеру, так и его франчайзи только убытки и испорченную репутацию. Во втором случае, они вместе найдут выходы из сложных ситуаций, проверяя на ошибках работоспособность бизнес-модели. Однако в таком случае появляется логичный вопрос: а зачем отдавать деньги за франшизу, если приходится переживать все те же этапы, что и при самостоятельном открытии бизнеса?

Думайте своей головой

Очень серьезной ошибкой начинающего франчайзи является излишнее доверие к прогнозам франчайзера. В крупных компаниях, как правило, есть отделы франчайзинга, занимающиеся продажами. Понятно, что их цель, во чтобы то не стало, продать свою франшизу. Мы не хотим сказать, что нельзя никому доверять и что все поголовно обманывают. Но учитывая риски, на которые идёт покупатель франшизы, ему стоит относиться критичнее к обещаниям компании-франчайзера.


Было бы не лишним для партнёра, самостоятельно проанализировать рынок на территории предполагаемого размещения бизнеса. Если вы собираетесь купить франшизу для маленького города, то вполне может оказаться, что продукт пользовавшийся большим спросом в центре столицы, в вашем случае будет совершенно невостребованным. Также стоит поискать близлежащих конкурентов, возможно их окажется так много, что смысла открывать бизнес в этой сфере и в этом месте просто нет.

Спланируйте свой бюджет

Франчайзи необходимо на начальном этапе просчитать свои затраты и обзавестись денежной подушкой безопасности, в размере, как минимум 1/3 от первоначальных инвестиций. При открытии бизнеса всегда возникают непредвиденные, но необходимые расходы и скрытые платежи. Поэтому рекомендуем детально обсудить со своим франчайзером бюджет, так как в презентациях франшизы компании обычно указывают средний объем необходимых вложений.

Общайтесь больше!


Не стоит ограничиваться общением только с одним представителем компании, к тому же если его основная задача убедить Вас в покупке франшизы. Поговорите непосредственно с руководителем, а также с теми людьми, с кем вам предстоит работать. Ваша задача - получить как можно более полную картину о франшизе и бизнесе, которым вам предстоит заниматься.

Для успешной работы по франшизе, как минимум, нужно узнать, как можно больше о самой компании.

«Определитесь со сферой бизнеса компании, выясните какой способ реализации своей продукции предлагает франчайзер, обратите внимание на тип товаров и услуг, на преимущества франшизы, является ли фирма производителем, каково качество продукции и география распространения франчайзинговых предприятий,» - делится своим мнением представитель компании Сергей Селяков .

Обязательно найдите контакты других франчайзи этой компании, в том числе и бывших. Мы рекомендуем приехать и посмотреть, как работает действующий бизнес по выбранной франшизе, пообщаться с франчайзи, услышать из первых уст отзыв о компании, которая станет Вашим франчайзером.

Если вы собираетесь приобрести не эксклюзивную в своём регионе франшизу, то стоит разузнать о местоположении своих ближайших коллег-конкурентов и договориться о сфере влияния.

Если франчайзер скрывает местонахождение и контакты своих франчайзи или любую другую информацию от потенциального партнёра - вести с ним бизнес явно не стоит.

Задавайте правильные вопросы

Поговорите со своим франчайзером и узнайте не просто сколько открылось франшиз у данной компании, но и сколько из них закрылось и почему. Также было бы неплохо узнать сколько предприятий открываются повторно, то есть не ограничиваются ли франчайзи открытием только одной точки? Подобная информация станет для Вас весьма ценной. И снова оговоримся, если франчайзер не хочет предоставлять вам полную информацию, не нужно начинать с ним бизнес. Вы же не хотите покупать кота в мешке?

«Прозрачность и чистота отношений приоритетны для нашей компании, поэтому во время переговоров, мы не пытаемся скрыть информацию о единичных случаях закрывшихся франчайзинговых магазинов. Напротив - мы рассказываем о том, что явилось причиной неудач, какие ошибки со стороны франчайзи были допущены. Мы убеждены, что ключ к успешному развитию франчайзинговой системы - это прежде всего открытые и честные отношения», - разъяснила свою позицию компания

Не избегайте обучения

Франчайзи стоит адекватно оценивать свои силы и знания. К решению вести бизнес по франшизе приходят разные люди, с разным опытом. У кого-то совсем нет никакой бизнес-практики, кто-то имеет опыт работы на руководящих должностях, а у кого-то уже имеются собственные предприятия, открытые с нуля.

Какой бы колоссальный опыт работы в бизнесе не стоял за вашими плечами, обучение у франчайзера необходимо!

Он объяснит, как начать бизнес с нуля по франшизе в сфере, которая для вас совершенно новая. Ведь каждая отрасль и каждая компания имеет свои особенности, о которых вы можете даже не догадываться.


Обучение важный элемент при покупке франшизы! Опытный франчайзер должен передать вам знания, проверенные методы работы и схемы построения бизнеса. Учиться и развиваться, постоянно совершенствуясь, необходимо каждому предпринимателю, намеренному построить прибыльный бизнес на долгие годы. Иначе достичь успеха невозможно.

«Когда мы предлагаем франчайзи прислушаться к нашим рекомендациям, мы не ставим под сомнение его жизненный и профессиональный опыт. Мы обращаем внимание на сложности, возможные трудности, специфические моменты именно нашей модели бизнеса, стараясь таким образом облегчить партнерам их собственный путь в бизнесе», - отмечает совладелец и основатель франшизы ТМ Жанна Асатрян. - «Как правило, очень творческие франчайзи с первого месяца начинают экспериментировать, полагая, что проработав 2-3 месяца, они лучше франчайзера понимают что, когда и в каком соотношении нужно продавать. Такие опыты всегда заканчиваются плачевно. Франшизное предприятие редко доживает до года и закрывается с кучей долгов поставщикам. С такими горе-франчайзи мы расстаемся обычно обоюдно недовольные друг другом».

Не надейтесь, что за вас всё сделают

В мире франчайзинга бытует один большой миф, что приобретая франшизу, человеку не нужно стараться и вкладываться в работу. Однако бизнес по франшизе - это такой же бизнес, в котором нужно все время трудиться и думать - прежде всего самому франчайзи. Да, франчайзер предоставляет уже проверенные наработки и помогает новому партнёру избежать многих ошибок, но управляет своим бизнесом прежде всего непосредственный владелец.


Вместе с франчайзером партнёр должен стремиться к оптимизации бизнеса, устранению ошибок и развитию. Конечно, для начала важно настроить работу своего предприятия и усвоить много новой информации. Однако нельзя останавливаться на достигнутом и вместе со своим наставником необходимо двигаться вперед, искать новые возможности и устранять неэффективные механизмы.

Несмотря на то, что в России пока еще невелико количество фирм, работающих по франшизе (читайте «Что такое франшиза »), этот вид бизнеса становится все более популярным. Это и неудивительно, ведь приобретение франшизы это достаточно надежный вариант развития собственного бизнеса.

Если вы решили купить франшизу, но не знаете с какой стороны подойти к ее выбору, эта статья более или менее прояснит ряд нюансов на которые надо обратить внимание при выборе франшизы прежде всего.

Сразу стоит сказать, что невозможно выявить самую лучшую франшизу. Будет она в итоге таковой или нет - напрямую зависит от вас. Потому что даже очень перспективная и выгодная франшиза в неопытных руках предпринимателя может оказаться совершенно напрасной и пустой тратой времени и денег. Однако если у вас есть огромное желание открыть свое дело , и вы имеете представление о том, как им управлять, то при выборе франшизы вам следует ориентироваться на ниже представленные советы.

Несомненно, что любая область ведения бизнеса может быть привлекательна и прибыльна. Не стоит останавливаться на одной только области. Франшиза хороша тем, что даже не имея опыта в развитии закусочных, вы можете руководить ей. Рассматривая разные сферы ведения бизнеса, можно натолкнуться на то, что будет вам больше по душе. Ищите себя, ту область, в которой вы сможете достичь наилучших результатов.

Если подумать, то выбор франшизы - это выбор самого франчайзора. Не помешает узнать, сколько времени находится на рынке его собственная компания, как велики темпы развития его бизнеса? Насколько хорошо сам франчайзор успел наладить свое производство, и как он борется с сезонными явлениями простоя в бизнесе? Тревожным звонком вам может стать то, что свою франшизу продвигает совсем молодая фирма. Сейчас часты даже такие абсурдные случаи, когда фирма начинает торговать франшизами тогда, когда у нее самой нет ни одного магазина или предприятия.

Известно, что более-менее солидные фирмы начинают торговать франшизами не менее чем через год после запуска своего бизнеса. И это не считая времени, которое уйдет на разработку соглашения, а также на процедуры передачи некоторых авторских разработок своим партнерам. У нормального франчайзора процент выхода из договора составляет не более 15% от заключивших его компаний. Самое интересное состоит в том, что перед тем, как выбрать франшизу, вы беспрепятственно можете получить сведения обо всех компаньонах франчайзора, и самим пообщаться с ними о плюсах конкретного сотрудничества.

Именно на это и стоит обратить внимание. Если улыбчивый франчайзор демонстрирует полную готовность к сотрудничеству, но не спешит делиться информацией о своих партнерах и их успехах, то вряд ли ему можно доверять.

Обязательно нужно требовать все юридические документы, которые подтверждают официальное владение франчайзора торговой маркой. Нужно проверить и все его патенты, которые дают ему право на определенный вид деятельности.

Чаще всего при выборе франшизы люди обращают внимание на раскрутку данной марки в федеральном масштабе. Если продукт хорошо известен покупателям, то при открытии торговой точки в городе у вас сразу будет немалое количество клиентов. Но если франчайзор может предложить вам на развитие креативный и неординарный проект, то эта черта франшизы может оказаться не столь значимой. Даже солидные инвесторы, если им предложить такой проект, способны простить ему многие недостатки. Ведь у действительно уникальных продуктов и услуг конкурентов фактически нет (это практически тоже самое что и стартап ), а потому и прибыли с самого запуска бизнеса будут немалыми.Обязательно нужно узнавать о планах компании на грядущие годы: или же она продолжит делать ставку на развитие франшизы, или начнет развивать собственный бизнес. Планируется ли развитие самой компании, каковы планы по развитию рекламы. Это поможет вам решить, какую франшизу выбрать.

Москва и Питер в этом отношении стоят особняком. Тут редко покупают франшизы, так как большинство компаний тут развивают собственный бизнес, не продавая лицензий. Невероятные арендные платы и высокая заработная плата персонала делает франшизу просто невыгодной. Кроме того, на территории этих городов слишком высоки расходы по покупке товара, именно потому стоимость продукции самого франчайзора может быть столь велика.

А потому, если вы и задались вопросом как правильно выбрать франшизу , то делать это лучше в сфере общепита, где успех и франчазора, и франчайзи, зависит друг от друга. Технология этого бизнеса обкатана десятилетиями, и потому будет успешна в любом случае.

Стоит озаботиться и тем, чтобы обещанная поддержка от владельца франшизы осуществлялась на деле, а не только на словах, еще раз изучите договор. Если он, как было сказано выше, пробует привязать вас к единому поставщику сырья и расходных материалов, попросите объяснить, с чем это связано. Если внятных объяснений нет- связываться с таким франчайзором не стоит, так как уровень ваших затрат может быть заоблачным.

А особенное внимание выбирая франшизу стоит уделить условиям выхода из договора, так как в большинстве случаев это бывает просто очень невыгодным. Частенько бывает так, что согласно договору, по завершению срока действия франшизы ваш бизнес у вас же может быть куплен за копейки. Так что выгодная франшиза может быть не столь и привлекательной. Еще раз проконсультируйтесь с юристами по поводу договора.

Обязательно отстаивайте свои льготы. Даже если бренд широко известен в тех же Москве с Питером, это совершенно не значит, что он известен у вас. Возможно, что усилий на его продвижение потребуется не меньше, чем при создании бизнеса с нуля. Помните о том, что сам франчайзор также заинтересован в вашем успехе.

Узнавайте о том, будут ли вас учить. Распространяется ли обучение на персонал, или вам придется делать это самостоятельно?

Еще раз подробно узнайте про поставщиков. Вы сможете самостоятельно их искать? Не помешает узнать, сколько вам нужно будет тратить на рекламу, и как вы будете отчитываться по этим расходам.

Следуя этим не хитрым советам вы сможете правильно выбрать франшизу! Успехов!!!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Чтобы правильно выбрать франшизу, начинающий предприниматель должен оценить довольно большой объем информации. Чтобы в потоке сведений человек не потерялся, ему стоит начать с составления алгоритма для поиска подходящего предложения.

С каждым днем франчайзинговая сеть в России расширяется, вовлекая в этот сегмент бизнеса по большей части начинающих предпринимателей, не имеющих достаточно знаний и навыков. Если человек имеет стартовый капитал, примерно понимает, как ему нужно действовать в выбранной нише, то необходимость в покупке франшизы может для него не быть актуальной. И все же для большинства новичков это будет верным шагом. Выбрать франшизу для бизнеса, а не заниматься открытием своего дела в одиночку, стоит в следующих случаях:

  • Стартовый капитал ограничен . Удивительно, но большинство франшиз позволяет сэкономить деньги и начать собственный бизнес с меньшими вложениями. Такой эффект достигается благодаря масштабу производства. Предпринимателю не нужно заниматься раскруткой бренда, иногда франчайзер готов взять на себя и другие обязанности.
  • Совершенно нет опыта работы и понимания, как устроен бизнес в понравившейся сфере . Человек, оформляя франшизу, получает в лице франчайзера опытного наставника, дающего подсказки, помогающего справиться с трудностями.
  • Получение преимуществ перед конкурентами . Если открытие собственного дела требует нарабатывать эти преимущества, то франшиза позволяет пользоваться ими сразу же. В конечном итоге это положительно влияет на размер прибыли.

Очевидно, что человеку, никогда не имевшему своего дела, разобраться со всеми тонкостями бизнеса будет непросто. Поэтому ему стоит попробовать купить франшизу.

Итак, если человек определился, что хочет купить франшизу, он должен тщательно подойти к вопросу ее выбора. Далеко не каждое предложение на рынке эффективно. Некоторые недобросовестные франчайзеры таким способом пытаются заработать как можно больше, относясь поверхностно к работе со своими франчайзи.

Тщательно проанализировав владельцев бизнеса и их предложения, человек сможет сам решить, какую франшизу выбрать. Но действовать тут нужно поэтапно.

Поиск подходящей ниши

Сначала необходимо определиться с направлением своей деятельности. Руководствоваться в первую очередь нужно собственными интересами. Если бизнесмен сам будет увлечен идеей, то он сможет достигнуть куда больших результатов.

Но наличие энтузиазма - далеко не единственный фактор. Нужно трезво подходить к оценке ниши. Некоторые сегменты рынка требуют специального образования, определенных навыков. Если человек раньше работал в сфере продаж, то первый свой проект ему лучше связать с этой нишей.

Актуальность - еще один очень важный аспект. Нужно уметь идти в ногу со временем. Поэтому выбирать лучше франшизы из тех отраслей, которые сегодня находятся на пике популярности. К ним можно отнести следующие сферы:

  • информационные услуги;
  • общественное питание;
  • товары для детей и развивающие центры, кружки;
  • магазины (одежды, обуви, продуктов);
  • службы доставки;
  • операции с недвижимостью.

А, например, сфера туризма сегодня испытывает спад. Поэтому и открывать франшизу в этой нише может оказаться невыгодно.

Важно при выборе ниши учитывать еще и региональный фактор. Для города-миллионника открытие боулинг-клуба может оказаться актуальным, а в небольшом населенном пункте обычный продуктовый магазин может стать куда более прибыльным и уместным.

Соизмеряем желания с возможностями

Любой каталог франшиз имеет разграничение по размеру инвестиций, стоимости франшизы. Это позволяет будущему франчайзи упростить поиск подходящего предложения. Но стартовый капитал - не единственный фактор, который нужно принимать во внимание. Стоит заранее определиться со следующими вопросами:

  1. Сколько денег вы готовы вложить ? Учитывать можно не только свои средства, но и те, которые можно привлечь дополнительно при помощи займов или инвесторов. Вкладывать кредитные средства следует лишь тогда, когда есть полная уверенность в успехе.
  2. Сколько времени вы готовы отдавать бизнесу ? Кто-то хочет просто вложить деньги в дело и получать от этого прибыль. Например, установка различных автоматов, приложений и карт способны приносить пассивный доход. А вот в сфере обслуживания достичь хороших результатов можно лишь при личном участии.
  3. Какая модель взаимодействия с франчайзером для вас наиболее приемлема ? Кто-то хочет просто получить рекомендации и кейсы, а кто-то хочет постоянно взаимодействовать со своим франчайзером. Некоторые же напротив относятся крайне негативно к контролю со стороны.

Исходя из этого можно составить примерный портрет будущего франчайзера. Финансовая сторона поможет отсеять сразу неподходящие варианты.

Учитываем региональный фактор

Перспективная ниша для отдельно взятого региона может оказаться совершенно неактуальной. Именно поэтому многие франчайзеры указывают параметры города, где могла бы осуществляться конкретная деятельность. Некоторые собственники бизнеса пошли еще дальше и сделали для маленьких и крупных городов разные концепции своего дела. Отличаются они суммой вложений и количеством посадочных мест, например.

Прежде чем покупать ту или иную франшизу, необходимо составить характеристику города, в котором человек планирует работать. Вот какие особенности нужно учитывать:

  • количество граждан;
  • наличие конкурентов (чем их больше, тем сложнее будет занять свою нишу в выбранном секторе);
  • наличие целевой аудитории (людей в городе может быть много, а, например, таких, которые бы хотели посещать рок-кафе всего несколько десятков);
  • производственные возможности (например, открыть островную точку продаж при отсутствии торгового центра в городе будет невозможно).

Оцениваем потенциального франчайзера

Правильный выбор ниши и оценка собственных возможностей способны существенно повысить вероятность успеха. Но все же очень многое будет зависеть от эффективности приобретенной франшизы. При поиске надежного наставника нужно смотреть на следующую совокупность факторов:

  • опыт работы - лучше не работать с новыми компаниями, которые сами находятся на рынке всего несколько лет;
  • успешность - в первую очередь нужно обращать внимание на уровень прибыли, деловую репутацию, известность и количество собственных точек;
  • порядок выплат роялти - добросовестный франчайзер не взимает со своих франчайзи больше 15% прибыли, некоторые и вовсе не требуют постоянных отчислений;
  • желание делиться своим опытом, успехами - если франчайзер не дает рекомендаций и не учит, как нужно зарабатывать, то такое взаимодействие не принесет бизнесмену никакой практической пользы.

Идеально, если потенциальный бизнесмен сможет лично пообщаться с другими франчайзи. Они расскажут из первых уст о взаимодействии с владельцем бизнеса. Можно также изучить информацию о том, сколько предпринимателей хотело стать франчайзи и сколько из них ушли из бизнеса из-за убыточности собственного дела.

Изучаем товар или услугу

Не всегда известность и успешность владельца бизнеса означает, что все его товары или услуги пользуются популярностью. Поэтому при поиске подходящей франшизы нужно оценивать предмет бизнеса отдельно. При этом стоит самостоятельно попытаться ответить на ряд следующих вопросов:

  • чем товар или услуга лучше, чем у других;
  • соответствует ли установленная цена фактическому качеству;
  • есть ли колебания спроса (если они имеют место быть, то выстраивать свой бизнес нужно совсем по-другому, учитывая сезонность);
  • относится ли товар к числу скоропортящихся или он может храниться долго;
  • к какому ценовому сегменту относится (элитный, эконом);
  • разнообразие товаров/услуг.

Стоит оценить и перспективы идеи франшизы. Например, предоставление услуг аренды помещений может впоследствии перерасти в целое агентство недвижимости. А это уже совершенно иной уровень прибыли.

Такая тщательная оценка поможет понять не только ценность идеи, но и то, как выглядит потенциальный клиент.

Изучаем правовые аспекты

Ведение бизнеса в некоторых нишах может осложняться разными бюрократическими вопросами. Поэтому еще на этапе поиска франшизы стоит озаботиться рядом следующих вопросов:

  • потребуются ли какие-либо дополнительные документы (патенты, лицензии) для осуществления деятельности;
  • есть ли требования к собственнику бизнеса (например, при открытии аптеки предприниматель или заведующий должен иметь не только профильное медицинское образование, но еще и определенный опыт работы);
  • действуют ли для предпринимателей какие-либо льготы, налоговые каникулы;
  • как много времени займет процесс регистрации.

Так предприниматель будет заранее понимать, какие трудности или наоборот положительные моменты его ждут.

Узнаем об особенностях сотрудничества

Любой франчайзер, продавая собственную франшизу, устанавливает свои параметры взаимодействия с франчайзи. Найти все нюансы можно в типовом договоре. Обращать внимание при его изучении нужно на следующие особенности:

  • является ли товарный знак зарегистрированным (в противном случае работать под ним будет незаконно);
  • есть ли ограничения (некоторые франчайзеры не хотят, чтобы их ученики сотрудничали с кем-то еще, они также могут настаивать на закупке оборудования или продукции у их поставщиков);
  • на каких основаниях и по каким условиям заканчивается сотрудничество (например, закрыть торговую точку могут из-за невыполнения плана);
  • что входит в стоимость франшизы (в договоре прописывается, какую поддержку оказывает франчайзер).

На последнем моменте нужно остановиться отдельно. Иногда франчайзеры просто дают возможность работать под своим брендом. Если же предприниматель хочет найти хорошего наставника, то среди прочих условий договора стоит искать:

  • обучение самого предпринимателя и его персонала;
  • получение консультационной и юридической поддержки;
  • предоставление необходимого программного обеспечения, различных программ, позволяющих отслеживать качество услуг, спрос на товары;
  • выезд сотрудников франчайзера для подготовки и открытия бизнеса;
  • получение интернет-площадок для продвижения;
  • получение рекламных материалов, образцов товаров, брендовых аксессуаров;
  • пошаговые руководства по ведению маркетинговой стратегии, технологии продаж.

Из таких мелочей будет складываться эффективность взаимодействия и результаты работы франчайзи. Чем больше услуг и бонусов он получает от франчайзера, тем больше будет шансов обзавестись действительно успешным и прибыльным бизнесом.

Любой уважающий себя франчайзер тщательно подготавливает презентационные материалы для своих потенциальных франчайзи. Поэтому на это тоже стоит обратить внимание. В презентациях, видео и сопутствующих документах должна быть отображена полная информация о работе собственника бизнеса, предоставляемых товарах и услугах, особенностях и форматах взаимодействия.

Если же презентации почти не содержат информации и сделаны «на коленке», то вряд ли франчайзер отнесся ответственно к созданию франшизы. А это в свою очередь дает повод усомниться в эффективности самой бизнес-стратегии.

Обязательно нужно сравнивать понравившуюся франшизу с другими предложениями этой же сферы. Это позволит выбрать действительно достойную бизнес-модель, которая принесет своему владельцу прибыль.

Подведем итоги

Даже следуя всем описанным шагам, человек не сможет обеспечить успешность своему делу, если не будет прикладывать для этого собственные силы. Да, франчайзер может стать мудрым и грамотным наставником, помогающим решать возникающие проблемы. Но бездействие самого франчайзи способно сделать даже самую эффективную бизнес-модель убыточной.