Поэма гомера илиада начинается рассказа. Анализ «Илиады» Гомера

Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи»

Всё это указывает на родовой характер гомеровского общества, которое находится на грани разложения и перехода к рабовладельческому строю. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» уже налицо имущественное и социальное неравенство, разделение на «лучших» и «худых»; уже существует рабство, которое, правда, сохраняет патриархальный характер: рабы – в основном пастухи и домашние слуги, среди которых есть привилегированные: такова Евриклея, няня Одиссея; таков пастух Евмей, который действует вполне самостоятельно, скорее, как друг Одиссея, чем как раб его.

Торговля в обществе «Илиады» и «Одиссеи» уже существует, хотя она еще мало занимает мысли автора.

Следовательно, создатель поэм (олицетворенный в личности легендарного Гомера) – представитель греческого общества VIII–VII вв. до н. э., находящегося на грани перехода от родоплеменного быта к государственному.

Материальная культура, описанная в «Илиаде» и «Одиссее», убеждает нас в том же: автор хорошо знаком с употреблением железа, хотя, стремясь к архаизации (особенно в «Илиаде»), указывает на бронзовое вооружение воинов.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом создания их была Иония – острова Эгейского моря или Малая Азия. Отсутствие же в поэмах упоминаний о городах Малой Азии свидетельствует об архаизаторских стремлениях Гомера, воспевающего древнюю Трою.

Композиция «Илиады» и «Одиссеи»

Гомер сочувствует в поэме «Илиаде» воинам обеих враждующих сторон, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают у него осуждение. Во II книге «Илиады» поэт вкладывает в уста воина Терсита речи, клеймящие алчность военачальников. Хотя описание внешности Терсита указывает на стремление Гомера выразить свое осуждение его речам, однако речи эти весьма убедительны и по существу в поэме не опровергнуты, значит, мы можем предполагать, что они созвучны мыслям поэта. Это тем более вероятно, что упреки, брошенные Терситом Агамемнону , почти аналогичны тяжким обвинениям, которые предъявляет ему же Ахилл (ст. 121 сл.), а тот факт, что Гомер сочувствует словам Ахилла, сомнения не вызывает.

Осуждение в «Илиаде» войны, как мы видели, звучит не только в устах Терсита. Сам доблестный Ахилл, собираясь вернуться в войско, чтобы отомстить за Патрокла, говорит:

«О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!»
(Ил., кн. XVIII , ст. 107–108).

Очевидно, что если бы прославление войны и мести было целью Гомера, то действие «Илиады» завершилось бы убиением Гектора, как это было в одной из «киклических» поэм. Но для Гомера важно не торжество победы Ахилла, а моральное разрешение его гнева.

Жизнь в представлении поэм «Илиада» и «Одиссея» настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть. Сознавая свою неправоту в том, что он уклонился от участия в боях, Ахилл говорит:

«Праздный, сижу пред судами, земли бесполезное бремя»
(Ил., кн. XVIII, ст. 104).

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью патриотическому долгу и взаимной привязанностью людей достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой (Ил., кн. VI , ст. 390–496).

Художественные особенности «Илиады» и «Одиссеи»

Образы гомеровских героев до некоторой степени статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала и до конца действия поэм «Илиада» и «Одиссея», хотя каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других: в Одиссее подчеркивается изворотливость ума, в Агамемноне – надменность и властолюбие, в Парисе – изнеженность, в Елене – красота, в Пенелопе – мудрость и постоянство жены, в Гекторе – мужество защитника своего города и настроение обреченности, так как должен погибнуть и он, и его отец, и его сын, и сама Троя.

Односторонность в изображении героев обусловлена тем, что большинство из них предстает перед нами только в одной обстановке – в бою, где не могут проявиться все черты их характеров. Некоторое исключение составляет Ахилл, так как он показан в отношениях с другом, и в битве с врагом, и в ссоре с Агамемноном, и в разговоре со старцем Приамом, и в других ситуациях.

Что касается развития характера, то оно еще недоступно «Илиаде» и «Одиссее» и вообще литературе доклассического периода Древней Греции. Попытки такого изображения мы находим лишь в конце V в. до н. э. в трагедиях Еврипида .

Что же касается изображения психологии героев «Илиады» и «Одиссеи», их внутренних импульсов, то о них мы узнаем из их поведения и из их слов; кроме того, для изображения движений души Гомер использует весьма своеобразный прием: вмешательство богов. Например, в I книге «Илиады», когда Ахилл, будучи не в силах стерпеть оскорбление, вынимает меч, чтобы напасть на Агамемнона, кто-то сзади вдруг хватает его за волосы. Оглянувшись, он видит Афину, покровительницу треков, которая не допускает убийства.

Подробность, детальность описаний, характерные для «Илиады» и «Одиссеи», особенно проявляются в таком часто употребляемом поэтическом приеме, как сравнение: гомеровские сравнения иногда настолько развернуты, что превращаются как бы в самостоятельные рассказы, оторванные от основного повествования. Материалом для сравнения в поэмах служат чаще всего природные явления: животный и растительный мир, ветер, дождь, снег и т. п.:

«Он устремился как лев горожитель, алкающий долго
Мяса и крови, который, душою отважной стремимый,
Хочет на гибель овец, в их загон огражденный ворваться;
И, хотя перед оградою пастырей сельских находит,
С бодрыми псами и копьями стадо свое стерегущих,
Он, не изведавши прежде, не мыслит бежать из ограды;
Прянув во двор, похищает овцу, либо сам под ударом
Падает первый, копьем прободенный из длани могучей.
Так устремляла душа Сарпедона, подобного богу»
(Ил., кн. XII , ст. 299–307).

Иногда эпические сравнения поэм «Илиады» и «Одиссеи» призваны создать эффект ретардации , т. е. замедления хода повествования путем художественного отступления и отвлечения внимания слушателей от основной темы.

«Илиаду» и «Одиссею» роднят с фольклором и гиперболы: в XII книге «Илиады» Гектор, атакуя ворота, швыряет в них такой камень, который и два сильнейших мужа с трудом приподняли бы рычагами. Голос Ахилла, бегущего вызволить тело Патрокла, звучит, как медная труба, и т. п.

О песенно-народном происхождении поэм Гомера свидетельствуют также так называемые эпические повторы: отдельные стихи повторяются полностью или с небольшими отклонениями, и таких стихов в «Илиаде» и «Одиссее» насчитывается 9253; таким образом, они составляют третью часть всего эпоса. Повторы широко применяются в устном народном творчестве потому, что они облегчают певцу импровизацию. В то же время повторы – моменты отдыха и ослабления внимания для слушателей. Повторы облегчают и восприятие слышимого. Например, стих из «Одиссеи»:

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»
(пер. В. А. Жуковского).

переключал внимание аудитории рапсода на события следующего дня, означая, что наступило утро.

Часто повторяемая в «Илиаде» картина падения воина на поле битвы нередко выливается в формулу с трудом валимого дровосеками дерева:

«Пал он, как падает дуб или тополь серебрянолистный»
(пер. Н. Гнедича).

Иногда словесная формула призвана вызывать представление о громе, который возникает при падении облаченного в металлические доспехи тела:

«С шумом на землю он пал, и взгремели на мертвом доспехи»
(пер. Н. Гнедича).

Когда боги в поэмах Гомера спорят между собой, бывает, что один говорит другому:

«Что за слова у тебя из ограды зубов излетели!»
(пер. Н. Гнедича).

Повествование ведется в эпически бесстрастном тоне: в нем нет признаков личного интереса Гомера; благодаря этому создается впечатление объективности изложения событий.

Обилие в «Илиаде» и «Одиссее» бытовых деталей создает впечатление реалистичности описываемых картин, но это так называемый стихийный, примитивный реализм.

Приведенные выше цитаты из поэм «Илиада» и «Одиссея» могут дать представление о звучании гекзаметра – поэтического размера, придающего несколько приподнятый торжественный стиль эпическому повествованию.

Переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык

В России интерес к Гомеру начал понемногу проявляться одновременно с усвоением византийской культуры и особенно возрос в XVIII в., в эпоху русского классицизма.

Первые переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык появились во времена Екатерины II : это были либо прозаические переводы, либо стихотворные, но не гекзаметрические. В 1811 г. были опубликованы первые шесть книг «Илиады» в переводе Е. Кострова александрийским стихом, который считался обязательной формой эпоса в поэтике французского классицизма, господствовавшего в то время в русской литературе.

Полный перевод «Илиады» на русский язык размером подлинника был сделан Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» – В. А. Жуковским (1849).

Гнедичу удалось передать и героический характер повествования Гомера, и некоторый его юмор, но его перевод изобилует славянизмами, так что уже к концу XIX в. он стал казаться слишком архаичным. Поэтому опыты перевода «Илиады» возобновились; в 1896 г. вышел новый перевод этой поэмы, сделанный Н. И. Минским на основе более современного русского языка, а в 1949 г.– перевод В. В. Вересаева, еще более упрощенным языком.

(Составил А.А. Сальников. Вторая редакция)


Песнь первая

Язва. Гнев


Далее идёт пояснение, как возник этот гнев. Всё войско ахейцев (они же данайцы и аргивцы) гибнет от мора, кругом гниют горы трупов. Мор возник от стрел Аполлона, который был разгневан за своего жреца Хриза. При очередном разделе добычи верховному царю и вождю ахейцев Агамемнону досталась дочь Хриза. Старик пришёл к войску с большим выкупом и просил вернуть дочь. Агамемнон грубо отказал. Жрец со слезами умолил Аполлона отомстить за него. Тогда Аполлон и наслал мор.

Ахиллес на собрании предложил отдать дочь жреца Хризеиду. Агамемнон был против, но согласился лишь с тем условием, что взамен возьмёт у Ахилла его любимую пленницу Брисеиду. Так Ахилл и Агамемнон рассорились. Агамемнон решил забрать пленницу Ахиллеса себе, а свою пленницу вернуть жрецу.

Ахиллес в гневе хотел убить Агамемнона, но посланная Герой Афина остановила его. Обижненный Ахиллес отказался участвовать в войне и ушёл в свой стан возле своих кораблей.

Агамемнон послал к Ахиллу своих людей забрать Брисеиду. Ахилл отдал. Потом пошёл к берегу моря и в слезах просил свою мать Фетиду, чтобы она уговорила Зевса отомстить ахейцам и Агамемному за его позор. Мать обещала упросить Зевса, когда он вернётся от эфиопов: так как накануне тот улетел к ним на пир.

Между тем ахейцы приготовили дары и Хризеиду, чтобы отправить к отцу. Предводил посольство Одиссей. Он вручил дочь жрецу Хризу и, совершив гекатомбу, ахейцы устроили праздник. Видя это, Аполлон на небе веселился.

Прошло двенадцать дней, во главе с Зевсом боги вернулись на Олимп, и Фетида упросила Зевса помочь Ахиллесу Пелиду отомстить Агамемнону за оскорбление. Зевс обещал, так как раньше Фетида спасла его от заговора богов против него. Гера подслушала их разговор.

Показан пир богов. На пиру Гера пыталась язвить Зевсу за то, что он секретничал с Фетидой, но он пригрозил ей наказанием, и она покорилась. Потом боги легли спать. Зевс лёг с Герой.

Песнь вторая

Сон. Беотия, или Перечень кораблей


Спят боги и люди, но Зевс не может уснуть. Его тревожит обещание Фетиде. Он думает, как отомстить за Ахиллеса. Потом он призывает к себе Сон, велит ему лететь к Агамемнону и внушить, чтобы тот сам вёл в бой полчища ахейцев. Обманчивый Сон внушает Агамемнону, что он и без Ахиллеса может завоевать Трою. Так Зевс хотел дать понять Агамемнону, что без Пелида ему не обойтись. Агамемнон поверил Сну.

Утром Атрид Агамемнон собрал всех вождей на совет и рассказал свой сон. Он понимает, что после 10-ти лет войны его армия слаба и хочет домой. Он решает испытать армию, и говорит об этом вождям. Решают, что Агамемнон предложит всем возвращаться домой, а если армия согласится, то полководцы удержат её, выбрав войну до победы. Собрали войско. Конечно, все решили скорей вернуться домой. Тогда вмешивается Одиссей и бьёт главного зачинщика и крикуна, призывая всех сражаться с врагом, чтобы не вернуться с позором домой. Тогда все соглашаются на войну. На собрании Нестор предлагает всё войско разделить на кланы (полки, ополчения) по землячествам.

В Трое в это время идёт собрание у дома царя Приама. Вестница Зевса Ирида в образе дозорного Полита, говорит о том, что ахейцы уже идут. Троянцы тоже решают выступить из города навстречу врагу каждый со своей дружиной.

Армия выходит из ворот Трои. Первым шёл Гектор с дружиной троянцев. Далее следует перечень троянского войска и их союзных войск, которые идут на сражение с ахейцами.

Песнь третья

Клятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая


И ахейская, и троянская армии готовятся к бою. От троянцев вышел вперёд Парис-Александр и предложил храбрейшему из данайцев сразиться с ним. Мненлай, увидев его, бросился на него, но Александр тут же скрылся в толпе троянцев. Гектор стал упрекать брата. Тогда Парис согласился на поединок и попросил Гектора успокоить войска. Гектор устраивает поединок. Сходятся Парис и Менелай, настоящий и бывший мужья Елены.

Вестница Ирида оповещает Елену, приняв облик её золовки Лаодики. Елена в это время вышивала на ткани подвиги героев войны. Ирида призывает Елену смотреть поединок. Елена идёт к Скейским воротам стены Трои. Там уже собрались троянские старцы. Елену подзывает к себе старец Приам. Он спрашивает её имена ахейских героев, указывая на них со стены, а Елена называет ему их имена и рассказывает о них.

Перед битвой решили принести жертвы богам и клятву, что победитель забирает Елену и её богатство, а война прекращается.

Начинается битва между Менелаем и Парисом. Менелай побеждает Париса и тащит его за шлем к ахейскому войску. Но Афродита вдруг уносит Париса домой. Богиня зовёт Елену и оставляет Париса с Еленой в спальне.

Тем временем Агамемнон приказывает, ввиду поражения Париса, выполнить условия поединка и вернуть Елену ахейцам.

Песнь четвертая

Нарушение клятв. Обход войск Агамемноном


На золотом крыльце у дома Зевса боги устроили совет. Пили нектар. Зевс подсмеивается над Герой, которая покровительствует Менелаю, так как Афродита спасает Париса, хотя победа Менелая была очевидной. Гера просит Зевса, чтобы он позволил продолжить войну. Зевс соглашается и посылает Афину, чтобы она сделала так, чтобы троянцы нарушили перемирие.

Афина падает с Олимпа звездой между войск и подстрекает Пандара выстелить из лука в Менелая. Пандар лишь ранит Менелая. Видя кровь Менелая, Агамемнон приходит в ужас, но Менелай говорит, что рана не серьёзна. Агамемнон велел позвать врача Махаона.

Пока вокруг Менелая столпились вожди ахейцев, трояне пошли в наступление. Агамемнон принимает командование. Он обходит войска, ругает нерадивых вождей, а готовых к бою хвалит. Поощряет Идоменея, двух Аяксов, Нестора и некоторых других вождей за дисциплину в их ратях.

Битва началась. Гибнет много знаменитых воинов с обеих сторон.

Песнь пятая

Подвиги Диомеда


В пятой песне в основном описываются подвиги героя Диомеда, которому помогает Афина. Но не только его. Погибли многие герои и многие проявили себя. Так Диомед убил Фегеса, Агамемнон убил Одия, Идоменей убил Феста, Менелай убил Скамандрия, Мерион убил Ферекла, Мегес убил Педея, Эврипил убил Гипсенора и так далее.

Но больше всех в этой битве поразил врагов Диомед.

Пандар ранит Диомеда стрелой в плечо. Афина вылечивает рану герою, придаёт ему силы и велит ему бить всех врагов, кроме бессмертных богов, но если попадётся Афродита, то её разрешает разить оружием.

Диомед убил Астиноя, Гипенора, Абаса, Полиида, Ксанфа, Фона, Хромия, Эхемона и др.

Пандар с Энеем встали в колесницу и помчались на Диомеда. Произошла схватка, в результате которой Диомед убил Пандара, а Энея сильно ранил камнем в бедро. Он убил бы Энея, если бы его не спасла его мать Афродита. Но Диомед ранит богиню в руку.

Афродита передаёт Энея Аполлону для защиты, а сама летит и жалуется Зевсу, что её ранил смертный. Зевс жалеет дочь, но говорит, что война – не её дело и лучше ей в войну не мешаться.

Диомед всё ещё наседает на Энея, но Аполлон защищает его и уносит в Пергамский храм, там Энея лечат боги.

Аполлон призывает Ареса помочь троянцам. Арес летит на помощь троянцам.

Эней возвращается на поле битвы, он убивает ахейцев Орсилоха и Крефона. Гектор убивает Менесфа и Анхиала. Гектор и Эней убивают многих ахейцев. Гибнут герои с обеих сторон.

Гера и Афина приходят на помощь ахейцам. С помощью Афины, Диомед ранит Ареса, который затем со стоном уносится на Олимп и жалуется Зевсу. Зевс велит ему замолчать и не реветь. Потом велел вылечить его богу Пеану.

Все боги, учувствовавшие в битве, возвращаются на Олимп, в дом Зевса.


Конец ознакомительной части. Скачать краткое содержание "Илиады" с указаниями всех героев поэмы можно

«Илиада» - древнейший памятник древнегреческой письменности, созданный полулегендарным слепым гением Гомером. «Илиаду» ориентировочно датируют 8-9 веком до н. э., а события, описанные в ней, восходят к 13-12 веку до н. э., когда под стенами великого античного города разворачивалась многолетняя Троянская война.

Несмотря на то что гомеровская «Илиада» посвящена Троянской войне, она описывает только последний 41 день легендарной битвы. За этот относительно непродолжительный период автору удается раскрыть характер войны и ее основных действующих лиц.

Персонажи поэмы делятся на два противоборствующих лагеря - троянцев и греков (фигурируют в тексте под названием - ахейцы, данайцы). Самые заметные фигуры троянского лагеря:

  • благородный Гектор, царевич осажденного города, сын старого царя Приама и главный военачальник;
  • брат Гектора Парис, выкравший Елену и положивший начало великой войны;
  • герой Эней, обреченный, подобно Одиссею, на длительные послевоенные скитания, которые стали почвой для самостоятельных произведений (например, «Энеиды» Вергилия);
  • Антенор - мудрейший среди троянских старейшин.

Главные действующие лица греческого лагеря:

  • царь Спарты Менелай, муж украденной Елены;
  • микенский царь Агамемнон, брат Менелая, военный главнокомандующий, сагитировавший греческих правителей отправиться на войну;
  • Ахилл, герой, полубог, сын мирмидонянского царя Пелея и божественной нимфы Фетиды, величайший из греческих воинов, славящийся своей неуязвимостью;
  • хитроумный Одиссей, царь Итаки, его многолетние скитания легли в основу второй части гомеровской дилогии «Одиссея».

Вот уже десять лет длится изнурительная война между ахейцами (греками) и троянцами. Греческие войска отчаянно атакуют стены славного города, а троянцы храбро держат осаду. И не видно этому сражению ни конца ни края. В стане греков нарастает напряжение. Эллины оторваны от родных домов, впутаны в затянувшуюся войну и больше всего на свете мечтают, чтобы многолетняя бойня поскорее завершилась.

События «Илиады» начинаются с того рокового дня, когда жрец Аполлона Хрис пришел в военный лагерь греков. Старик обратился к греческому предводителю царю Микен Агамемнону с просьбой освободить его любимую дочь Астиному, что была взята в плен. Агамемнон противится, он не хочет расставаться со своей наложницей, которой уделяет больше времени, чем законной супруге Клитемнестре. Главнокомандующий грубо отсылает жреца, бросая вслед, что Астинома состарится среди греков и будет всегда делить ложе с Агамемноном. Убитый горем отец взывает к Аполлону, прося послать кару грекам, отобравшим его любое дитя.

С этого момента в стане ахейцев наступает страшный мор, уносящий жизни сильных воинов. Греки собираются на совет. Речь держит величайший эллинский герой неуязвимый Ахилл. Он храбро обвиняет Агамемнона в беде, постигшей войско. «Эх, ты, в бесстыдство одетый, о выгоде все твои думы!» - бесстрашно восклицает Ахилл, требуя, чтобы царь Микен, как и полагается верховному командующему, отодвинул свои желания на второй план и задумался о войске. Герой напоминает Агамемнону, что это он втянул греков войну. Троянцы не сделали ничего дурного Ахиллу и другим эллинцам, они не нападали на их города, не топтали пашни, не убивали родных и близких. В этой войне мы «честь Менелая блюдем и твою, образина собачья!»

Агамемнон соглашается отдать любимую наложницу, но, чтобы отомстить очернившему его Ахиллу, забирает его рабыню Брисеиду. Герой вне себя от гнева. Он взывает к своей божественной матери Фетиде и та умоляет громовержца Зевса посылать неудачи грекам. Сам же Ахилл закрывается в своей палатке и отказывается принимать участие в сражениях, невзирая на то что греческие войска терпят одно поражение за другим.

Яблоко раздора
Согласно древнегреческим эпическим преданиям, начало Троянской войны было положено на свадьбе Пелея и Фетиды (родителей Ахилла). На торжество были приглашены все, кроме богини раздора Эриды. Оскорбленное божество подбросило золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей».

Зевс приказал Парису отдать яблоко одной из богинь - Гере, Афине или Афродите. Парис выбрал красавицу Афродиту. За это Афродита влюбила в него прекраснейшую из смертных - Елену, жену царя Менелая. Парис выкрал Елену и увез в родную Трою. Чтобы отомстить Парису, Менелай и его брат Агамемнон собирают огромное войско и отправляются походом на Трою. Верными покровительницами греков становятся Гера и Афина, которых обошел вниманием Парис.

Ахилл по-прежнему пребывает в гневе и не выходит на поле боя. Троянцы едва не разбивают греков. На помощь своим любимцам приходит Гера. Она предстает перед Зевсом в поясе Афродиты, который вызывает страстное влечение. Громовержец отвлекается от сражения, что дает возможность ахейцам собраться с силами и отразить решающее нападение противника.

Война, таким образом, не заканчивается. В очередной бой отправляется лучший друг Ахилла Патрокл. Он облачается в доспехи своего славного товарища. Один только их вид наводит на противника ужас. Троянцы в страхе разбегаются, принимая Патрокла за неуязвимого Ахиллеса. Однако Патрокл не смог совладать с гордыней. Он пускается в погоню за войском противника. Вскоре его обман раскрывается, и Гектор смертельно ранит Патрокла.

Смерть друга становится для Ахилла глубоким потрясением. Он выходит из своей палатки и принимает решение вернуться на поле боя, чтобы отомстить за Патрокла.

Предлагаем вам ознакомиться с мифологической поємой Гомера “Одиссея” , рассказывающей о приключениях героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны.

Дальше вы можете прочитать биографию Гомера , предположительно создавшего поэмы “Илиада” и “Одиссея”, и как утверждают многие исследователи, жившего приблизительно в VIII веке до нашей эры.

Ахиллес (Ахилл) - сын мирмидонянского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, полубог, герой. По одной из легенд, Фетида окунула маленького сына в воды подземной реки Стигс. С тех пор Ахилл стал неуязвим. Только пятка, за которую мать держала мальчика, осталась уязвимой. Именно в нее попадает парисова стрела, принесшая легендарному герою смерть. Выражение «Ахиллесова пята» стало нарицательным. Оно обозначает слабое место/строну/черту характера кого-либо.

Ахилл просит Гефеста выковать ему новые доспехи и оружие. Жаждущий кровавой расплаты, он отправляется в бой. Это была страшная битва, сражались не только люди, но и боги: Афина билась с Аресом, Гера с Артемидой, Посейдон с Аполлоном, но больше всех неистовствовал Ахилл. Он истребил сотни тысяч троянцев, едва не лишил жизни героя Энея, которого унесли с поля битвы боги (Энею не суждено было умереть в этой войне), и даже вступает в битву с речным богом Скамандром (последнего усмиряет Аполлон).

Главной целью Ахилла все же оставался Гектор, убивший его Патрокла. Несколько раз герои объезжают Трою на своих быстроходных колесницах. Зевс поднимает весы, на одной чаше судьба Ахилла, на другой - Гектора. Весы перевешивают в пользу первого, значит, великому троянцу предстоит погибнуть. Боги отворачиваются от героев - пусть вершится судьба, ведь перед ней даже небожители бессильны.

Ахилл, наконец, догоняет Гектора и пробивает его доспехи копьем. А в это время на троянской стене раздается протяжный стон. Это царица Андромаха оплакивает своего любимого мужа.

Боги, но не всемогущие
У Гомера боги всячески влияют на ход военных событий, помогают любимцам, строят козни попавшим в немилость, но даже они бессильны перед мойрами - богинями судьбы, которые определяют величайший закон природы. В греческой мифологической традиции их было трое - Клото, Лахесис и Атропос. Клото, или «пряха», прядет нить жизни, Лахесис, «судьба», определяет судьбы, Атропос, «неотвратимая», отмеряет век человека и отрезает нить судьбы.

Со смертью Гектора гнев Ахилла не проходит. Он привязывает тело заклятого врага к своему коню и мчится с ним в лагерь. Во время пышной панихиды по Патроклу Ахилл каждый день объезжает вокруг кургана погибшего друга, волоча за собой труп Гектора. Он бы уже давно превратился в кровавое месиво, если бы не Аполлон, незримо защищавший троянского царевича.

Престарелый царь Приам, отец Гектора, приходит к Ахиллу просить за погибшего сына. Боги помогают ему пройти незамеченным через вражеский лагерь. Приам умоляет Ахилла вспомнить о близких его сердцу людях, о его престарелом отце Пелее. Расчувствовавшийся Ахиллес рыдает на груди у Приама и он отдает родителю тело сына. Гнев Ахилла проходит, а троянцы устраивают пышные похороны благородного воина, троянского царевича Гектора.

Десятилетняя Троянская война закончилась победой греков, однако взять город удалось не силой, а хитростью. Греки заявили о капитуляции и принесли в дар победителям огромного деревянного коня. Ослепленные долгожданной победой троянцы приняли дар и ввезли коня в город. Всю ночь в Трое проходило пиршество. Горожане не подозревали, что в туловище деревянного гиганта находятся лучшие греческие воины, а эллинские корабли стоят в бухте и ждут, когда им откроют ворота города. Этот хитроумный план придумал царь Итаки Одиссей. Коварный замысел сработал. В эту ночь Троя пала.

«Илиада» Гомера: краткое содержание

4.4 (88%) 5 votes

Вот уже девять лет прошло с того момента, когда войска Греции начали осаду Трои. Совершив набег на соседние области, греки пленили Хрисеиду - девушку, являвшуюся дочерью жреца в храме Аполлона. Хрисеида становится наложницей Агамемнона - главнокомандующего греческого войска. Разумеется, Аполлона это событие чрезвычайно разгневало. Божество насылает на армию мор. Ахилл, храбрейший из греков, убеждает Агамемнона на общем собрании войска вернуть Хрисеиду её отцу. Однако взамен главнокомандующий требует, чтобы Ахилл предоставил ему свою пленницу - девушку по имени Брисеида. Ахилл чувствует себя оскорблённым и решает расправиться с Агамемноном с помощью меча. Однако что желала победы греков в битве, удерживает его от В итоге Ахилл ограничивается тем, что называет главнокомандующего корыстным и бесстыжим трусом, а также заявляет, что с этого дня не собирается участвовать в военных действиях.

Ахилл решает отомстить грекам

Далее в краткое содержание «Илиады» Гомера включается Нестор - самый старый и мудрый греческий царь. Однако его попытки примирить ссорящихся оборачиваются провалом. Дипломатичный и любезный вождь Одиссей отвозит Хрисеиду к отцу, Брисеида достаётся Агамемнону. Ахилл же обращается к своей матери, морской богине Фетиде, и просит её убедить верховного Зевса даровать троянцам победу. По мнению воина, это помогло бы грекам понять, насколько же они без него ничтожны. Несмотря на все возражения Геры, благоволящей грекам, Зевс соглашается. Он посылает главнокомандующему необычный сон, после которого Агамемнон собирает совет вождей, на котором вопрошает, желают ли греки вернуться домой. Воины, воспринявшие всерьез это предложение, отправляются к своим кораблям. Однако их, с подачи Афины, останавливает Одиссей. Он произносит Мудрый Нестор даёт воинам свои наставления. Выслушав его речи, греки совершают жертвоприношение и готовятся к битве. Не участвует в этом лишь Ахилл и его спутники.

Война продолжается

Мы не будем включать в краткое содержание «Илиады» Гомера подробное описание сил, которые были выставлены воюющими государствами. Троянскую армию возглавляет Гектор - сын царя Приама. Брат Гектора - Парис, положивший начало этой войне (именно он похитил Елену - прекрасную супругу спартанского царя Менелая), предлагает Менелаю сразиться один на один. Победитель должен был окончательно завладеть Еленой и завершить долгую войну. Несколько первых ударов позволили Менелаю ощутить близость победы. Однако тут в дело вновь вмешиваются божественные силы: Афродита, которая покровительствует Парису, спасает своего любимца. Афина же подталкивает своих врагов-троянцев к тому, чтобы они первыми нарушили заключенное перед схваткой перемирие.

Далее следует описание ряда схваток, в результате которых перевес оказывается на стороне троянцев. Видя, что дело худо, Агамемнон отправляет посольство к Ахиллу. Главнокомандующий предлагает храброму воину вернуть Брисеиду и наградить его щедрыми дарами, если тот снова вернётся в строй. Однако Ахилл отвечает Агамемнону отказом.

Столкновения войск продолжаются. Троянцы нападают на лагерь греков, Гектор кажется неодолимым. Опасаясь, что Троя выиграет войну, Гера наряжается, украшается и уединяется с Зевсом, своим супругом, на горе Ида, чтобы отвлечь его внимание от схватки. Обнаружив уловки жены, верховный бог приходит в ярость и вновь помогает троянцам. Греки бегут в панике. Патрокл, лучший друг Ахилла, сочувствует им, надевает доспехи и выходит на единоборство, однако его противник - Гектор - оказывается намного сильнее и убивает Патрокла.

Месть за убитого друга

Далее краткое содержание «Илиады» Гомера вновь возвращается к Ахиллу. Воин даёт клятву отомстить за убитого друга. Фетида просит у бога кузнецов Гефеста выковать новое оружие для её сына. Вооружившись новыми доспехами, Ахилл врывается на поле битвы и уничтожает немало троянцев. После воин побеждает бога реки Скамандр и, после долгих преследований, встречается с Гектором. С поддержкой Афины Ахиллу удаётся безжалостно расправиться с врагом, которого он затем привязывает за ноги к своей колеснице и увозит в греческий лагерь. Семья Гектора горько оплакивает его.

Далее следует описание торжественных похорон, которые Ахилл устраивает Патроклу - этому событию уделяет большое внимание Гомер. «Илиада», краткое содержание которой вы сейчас читаете, продолжается, когда тело героя сжигают, а прах помещают в урну из золота. Завершением дня становятся атлетические игры в память усопшего.

Судьба Гектора

Не оправившись полностью от утраты, Ахилл объезжает на следующий день погребальный холм Патрокла, а делает это на колеснице, к которой привязано тело Гектора. Аполлон просит богов прекратить это кощунство. Гера возражает, однако Зевс даёт добро на то, чтобы Приам выкупил тело сына. Фетиде поручают попросить у Ахилла согласия на это. А Приаму о воле Зевса сообщает вестница Ирида. Гекуба же пытается отговорить Приама. Но тот, желая выкупить тело сына, отправляется в шатёр Ахилла с богатыми дарами. В этом моменте Гомер описывает возвышенную патетическую сцену. Опечаленный Ахилл соглашается принять Приама. Он не забывает об участи своего отца, с которым так и не смог достойно проститься, и возвращает тому тело сына. Троянцы оплакивают гибель Гектора, а завершается поэма Гомера «Илиада», краткое содержание которой мы привели, такими словами: «Так погребали они конеборного Гектора тело».

Сюжеты известных произведений «Илиада» и «Одиссея» взяты из общего сборника эпических сказаний о Троянской войне. И каждая из этих двух поэм представляет собой небольшую зарисовку из более обширного цикла. Основная стихия, в которой действуют персонажи произведения «Илиада» - это война, изображающаяся не в виде столкновения народных масс, а как действия отдельно взятых персонажей.

Ахилл

Главным героем «Илиады» является Ахилл - молодой герой, сын Пелея и богини моря Фетиды. Слово «Ахилл» переводится как «быстроногий, подобный богу». Ахилл является центральным персонажем произведения. У него цельный и благородный характер, который олицетворяет настоящую доблесть, как ее понимали тогда греки. Для Ахилла нет ничего выше, чем долг и честь. Он готов отомстить за смерть своего друга, пожертвовав собственной жизнью. При этом Ахиллу чужды двуличие и хитрость. Несмотря на свою честность и искренность, он выступает как нетерпеливый и очень вспыльчивый герой. Он проявляет чувствительность в вопросах чести - несмотря на серьезные последствия для войска, он отказывается продолжать сражение из-за нанесенной ему обиды. В жизни Ахилла совпадает веление небес и страсти его собственного бытия. Герой мечтает о славе, и ради этого он также оказывается готовым пожертвовать собственной жизнью.

Противоборство в душе главного героя

Ахилл, главный герой «Илиады», привык повелевать и управлять, так как сознает свою силу. Он готов уничтожить на месте Агамемнона, который посмел его оскорбить. И гнев Ахилла проявляется в самых разных формах. Когда он мстит врагам за Патрокла, то превращается в настоящего демона-уничтожителя. Завалив весь берег реки трупами врагов, Ахилл вступает в схватку с самим богом этой реки. Однако очень интересно наблюдать за тем, как сердце Ахилла смягчается, когда он видит отца, просящего отдать тело его сына. Старик напоминает ему его собственного отца, и жестокий воин смягчается. Также Ахилл горько тоскует по своему другу, рыдает у матери. В сердце Ахилла борются благородство и желание отомстить.

Гектор

Продолжая давать характеристику главным героям «Илиады» Гомера, особенно подробно стоит остановиться на фигуре Гектора. Храбрость и мужество этого героя являются результатом преобладающей в его сознании доброй воли. Ему знакомо чувство страха, как и любому другому воителю. Однако, несмотря на это, Гектор научился проявлять храбрость в сражениях, побеждать трусость. Он с печалью в сердце оставляет своих родителей, сына и супругу, так как верен своему долгу - защите города Трои.

Гектор лишается помощи богов, поэтому вынужден отдать собственную жизнь за свой город. Он также изображен человечным - ни разу он не попрекает Елену, прощает своего брата. Гектор не испытывает к ним ненависти, несмотря на то что именно они были виновниками разразившейся Троянской войны. В словах героя нет пренебрежения другими людьми, он не выражает свое превосходство. Основным отличием Гектора от Ахилла является человечность. Этому качеству противопоставляется чрезмерная агрессивность главного героя поэмы.

Ахилл и Гектор: сравнение

Частым заданием также бывает и сравнительная характеристика главных героев «Илиады» - Ахилла и Гектора. Сыну Приама Гомер придает более положительные, человечные черты, нежели главному герою. Гектору известно о том, что такое социальная ответственность. Он не ставит свои переживания выше жизней других людей. В противовес ему, Ахилл является настоящим олицетворение индивидуализма. Он возводит свой конфликт с Агамемноном до поистине космических масштабов. В Гекторе же читатель не наблюдает той кровожадности, которая присуща Ахиллу. Он является противником войны, понимает, каким страшным бедствием она оказывается для людей. Вся отвратительная и ужасная сторона войны понятна для Гектора. Именно этот герой предлагает не бороться целыми войсками, а выставить от каждой стороны отдельных представителей.

Гектору помогают боги - Аполлон и Артемида. Однако он очень отличается от Ахилла, являющегося сыном богини Фетиды. Ахилл не подвержен воздействию оружия, единственное его уязвимое место - это пятка. Фактически он является полудемоном. Собираясь на сражения, он надевает на себя доспехи самого Гефеста. А Гектор - это простой человек, которому предстоит ужасное испытание. Он осознает, что может лишь ответить на вызов, ведь богиня Афина помогает его врагу. персонажей очень разнятся. С имени Ахилла начинается «Илиада», а именем Гектора заканчивается.

Стихия героев

Описание главных героев поэмы «Илиада» Гомера было бы неполным без характеристики той среды, в которой происходит действие поэмы. Как уже было указано, такой средой является война. Во многих местах поэмы упоминаются подвиги отдельно взятых персонажей: Менелая, Диомеда. Однако наиболее значительным подвигом все же является победа Ахилла над его противником Гектором.

Также воитель хочет достоверно знать, с кем именно он имеет дело. В некоторых случаях противостояние прекращается на время, и для обеспечения свободы воинам, а также невмешательства посторонних людей, перемирие освящается жертвоприношениями. Гомер, живший в обстановке войны и постоянных убийств, выразительно изображает предсмертные мучения умирающих. Не менее ярко изображены в поэме жестокость победителей.

Менелай и Агамемнон

Одни из главных героев «Илиады» - это микенский а также спартанский правитель Менелай. Гомер изображает обоих не самыми привлекательными персонажами - оба не упускают возможности злоупотребить своим положением, в особенности Агамемнон. Именно его себялюбие и послужило причиной гибели Ахилла. А заинтересованность Менелая в нападении и послужила причиной того, что разгорелась война.

Менелай, за которого в сражениях выступают ахейцы, должен был занять место микенского правителя. Однако он оказывается неподходящим на эту роль, и это место оказывается занятым именно Агамемноном. Сражаясь с Парисом, он дает волю своей злости, которая накопилась у него против своего обидчика. Однако как воитель он значительно уступает другим героям поэмы. Его действия оказываются значительными только в процессе спасения тела Патрокла.

Другие герои

Один из самых обаятельных главных героев «Илиады» - это старец Нестор, который любит постоянно вспоминать годы своей молодости, давать свои наставления юным воинам. Также привлекателен и Аякс, который своей храбростью и силой превосходит всех, исключая Ахилла. Вызывает восхищение и Патрокл, самый близкий друг Ахилла, который был воспитан с ним под одной крышей. Совершая свои подвиги, он слишком увлекся мечтой захватить Трою и погиб от беспощадной руки Гектора.

Престарелый троянский правитель по имени Приам не является главным героем «Илиады» Гомера, однако обладает привлекательными чертами. Он - истинный патриарх, который окружен многочисленным семейством. Состарившись, Приам уступает право командовать войском своему сыну, Гектору. От имени всего своего народа старец приносит жертвоприношения богам. Приама отличают такие черты характера, как мягкость, обходительность. Он хорошо относится даже к Елене, которую все ненавидят. Однако старца преследует несчастье. Все его сыновья погибают в сражениях от руки Ахилла.

Андромаха

Главные герои поэмы «Илиада» - воины, однако в произведении можно встретить и немало женских образов. Это по имени Андромаха, его мать Гекуба, а также Елена и плененная Брисеида. Впервые читатель встречается с Андромахой в шестой песне, где повествуется о ее встрече с супругом, вернувшимся с поля брани. Уже в тот момент она интуитивно предчувствует гибель Гектора и уговаривает его не покидать города. Но Гектор не внимает ее словам.

Андромаха является верной и любящей женой, которая вынуждена жить в постоянной тревоге за своего супруга. Судьба этой женщины наполнена трагизмом. Когда ее родной город Фивы был разорен, мать и братья Андромахи были убиты врагами. После этого события погибает и ее мать, Андромаха остается одна. Теперь весь смысл ее существования - в любимом муже. После того как она прощается с ним, то оплакивает вместе со служанками, как уже погибшего. После этого Андромаха не встречается на страницах поэмы до самой смерти героя. Скорбь является главным настроением героини. Она предвидит заранее свой горький жребий. Когда Андромаха слышит крики на стене и бежит узнать, что же произошло, то видит: Ахилл тащит по земле тело Гектора. Она падает без чувств.

Герои «Одиссеи»

Частый вопрос, который задается на уроках литературы учащимся - назвать главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Поэму «Одиссею», наряду с «Илиадой», принято считать важнейшим памятником всей эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю.

В «Одиссее» описано даже больше мифологических созданий, чем в «Илиаде». Боги, люди, сказочные создания - самыми разными персонажами полны "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Главные герои произведений - это и люди, и боги. Причем боги принимают активное участие в жизнях простых смертных, помогая им или отнимая силу. Главный герой «Одиссеи» - это греческий царь Одиссей, который возвращается после сражения домой. Среди других персонажей выделяется его покровительница, богиня мудрости Афина. Противостоит главному герою морской бог Посейдон. Немаловажной фигурой является и верная Пенелопа, жена Одиссея.