Подавляйте отдельных личностей, фокусируясь на группе. Учимся говорить правильно

Сейчас в мире идёт большой обмен информацией, причём совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но всё живое общение нам заменили Интернет c социальными сетями. Человек XXI века живёт в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идёт в ногу со временем, и всё вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, поскольку это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймёт. Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.

Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает. Такой предмет, как риторика , преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей - это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме - риторике, как умению правильно и красиво говорить.

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни. Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.

Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов». Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:

«Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». [ 1 ]

И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.


В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.

Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 - 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

В средние века риторика стала называться гомилетикой , церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

Развитие риторики в России


Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение - внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». А «Рцы» - форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
  • Русь Киевского периода (XII - XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
  • Конец XVII - начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
М.В. Ломоносов - «Риторика»
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
  • Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше - риторику.

Как обстоят дела с риторикой в наше время?

Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми - тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…

Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя? Даже когда был готов и уверен в себе - всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске - и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять - идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!

Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи - всех тех навыков, которым и учит риторика.

А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории - почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов - тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.

Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.

Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации - от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нам помогают определиться по жизни все вокруг - причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения - вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир - мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен - величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости - физические и духовные - и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.

Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться - себе и людям.

Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе - тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой - дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.

В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово - публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству - психолог или педагог, воспитатель - находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.

Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово - тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, - кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками - но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год).

А слово - это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.

Послесловие

В мире есть наука, которая носит гордое название - риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.

И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории - это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?

В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.

Принято считать, что искусство риторики, способность произнести яркую речь без подготовки - это природный дар. Некоторые ораторы предполагают, что способны говорить без подготовки, если знают, какая будет аудитория и какая будет тема. Увы, такая самонадеянность редко приводит к успеху.

Секрет экспромта - запланированность

Глубокая по содержанию, совершенная по форме, изобилующая риторическими приёмами речь требует основательной подготовки. Подлинный талант оратора состоит в том, чтобы заранее предвидеть ситуации, требующие экспромта, и… иметь достаточное количество заготовок. Да, бывают случаи, когда тебе неожиданно предлагают сказать тост, но разве не следует быть готовым к такому обороту событий, отправляясь на званый ужин?

Мастер производить впечатление своими смысловыми паузами и запинками, которые все воспринимали, как экспромт, - всегда создавал речи заранее и искусно преподносил их слушателям, как импровизацию. Хорошая речь начинается задолго до встречи оратора с аудиторией. Слегка утрируя, можно сказать, что подготовка к каждому, даже самому короткому выступлению включает в себя весь предыдущий жизненный опыт.

От идеи - к плану

Непосредственное планирование - важнейший этап выступления. С чего же начать?

Вероятно, вы часто выступаете по темам, которыми прекрасно владеете на уровне мельчайших подробностей, сохраняемых в памяти. Если ваша память хранит слова, фразы, предложения, необходимые для чёткого и последовательного изложения мыслей - используйте схематическую систему записей.

Освежите прежние мысли о предмете, используя старые записи, дополните их новыми. Записывайте мысли по мере возникновения, как свободные ассоциации. Затем перечтите материал, установите связь и последовательность, определите, что из набросков ляжет в основу речи.

Напишите краткий схематический план в виде ключевых фраз. Каждый пункт - одно-два предложения. Особое внимание - вступлению и заключительной части. Основная часть, состоящая из нескольких пунктов, должна быть хорошо стуктурирована логически.

Если речь объемная, каждую часть надо завершить итогом сказанного и переходом к следующей. Обобщения, напоминания, повторы нужны, чтобы слушатели не теряли нить повествования.

Заключение должно быть кратким и ясным. Постарайтесь сконцентрировать основную идею в завершающей фразе, обращайтесь не только к уму, но и к сердцу слушателей.

Если у вас нет редкого объёма памяти, чтобы не запинаясь и не путаясь говорить на основе кратких тезисов, нужно иметь перед глазами нечто большее, чем простая схема выступления.

Стоит ли говорить «как по писаному»?

Наверное, вы не раз встречали докладчиков, читающих речь «по бумажке». А бывает, что «бумажки» присутствует незримо: длинные, скучные фразы, монотонные интонации, однообразные казённые слова. К сожалению, что уместно в статье или отчёте, то не всегда легко воспринимается на слух.

Нужно ли делать полную запись речи? Нет! Это убийственно скучное занятие с неприятными последствиями. Если будете переводить взгляд на слушателей - непременно потеряете, где остановились в длинном тексте, и не сможете продолжать, пока не найдёте то самое место. Эти паузы воспринимаются, как «зависание» и раздражают.

Адаптируйте свои записи для устной речи. На примере Черчилля есть золотая середина. Она состоит из полной записи предложений, но в виде плана. С абзацами. Подчёркиваниями и выделением текста разными другими способами. Даже рисунками, если рисуете. Пусть ваши фразы будут короткими и энергичными, интонации - живыми и убедительными. Оживите текст шуткой, пословицей или афоризмом.

Несколько раз озвучьте выступление, включая невербальные аспекты: жесты, мимику, тон голоса. Листая страницы, убедитесь, что вы свободно ориентируетесь в тексте. Выбирайте для себя и аудитории комфортный темп. Позволяйте себе отпустить мысль в свободное плавание, но не увлекайтесь бесконечными историями, держите тему. Помните о времени: если регламент краток, жертвуйте деталями, сохраняя структуру.

Чтобы уверенно держаться в рамках регламента, можно репетировать с часами - установить, за сколько минут вы в удобном темпе озвучиваете страницу готового плана. В дальнейшем это поможет вам чувствовать время, которым вы располагаете.

Как наше слово отзовется

Реакция аудитории - важная составляющая публичного успеха. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - писал поэт. И все же следует хотя бы в общих чертах предполагать, каким образом ваши слова окажут необходимое воздействие.

Чтобы контакт с аудиторией состоялся, уделите достаточное время техническим мелочам - во время выступления они не должны мешать или отвлекать внимание. Освещение, звуковую аппаратуру, место выступления желательно проверить заранее и вовремя привести ее в соответствие вашим желаниям.

Дайте себе десять минут тишины и одиночества перед началом выступления. Десять минут полного покоя - не прихоть и не каприз. Настраиваясь на аудиторию, вы проявляете уважение к слушателям, делаете первый шаг им навстречу.

Всё, что отражается на лицах или в глазах слушателей, почти мгновенно даёт вам понять, чего вы добились. Такая обратная связь - обязательное условие и для обучающей лекции, и для эффективной презентации. Планируйте реакцию аудитории, обращаясь к ее эмоциональному опыту.

Многое из сказанное относится и к выступлению перед телеаудиторией. Записи в блокноте или на карточках заменяет телесуфлёр - при умелом его использовании ваше выступление будет воспринято, как импровизация, что всегда импонирует слушателям. Глядя в камеру, вы смотрите в глаза любому, кто сидит у экрана. Прямой взгляд в камеру поддерживает внимание, ведь невежливо отворачиваться.

В телевизионном общении есть одна серьёзная трудность: вы знаете, что зрители сидят перед экраном, но не чувствуете их присутствия, не можете распознать мимику, не видите их глаз, свидетельствующих о невнимании или наоборот о сосредоточенности. Вместо этого вы можете мысленно представить хорошо знакомых слушателей, друзей или коллег.

И последний вопрос: что делать с волнением? Возьмите его в союзники. Вы готовы к выступлению и уверены в себе - а легкое волнение придаст вашей речи живую эмоциональность и убедительность.

Что такое выразительность речи? - «Ну» и «это самое». - Средства речевой изобразительности. - Оценка стиля общения.

Выразительность речи - это наиболее точное ее соответствие содержанию, задачам и обстановке сообщения. Она определяется соблюдением пяти правил общения: кто говорит - кому - что - зачем - в какой обстановке. Не всякая длинная, насыщенная образными языковыми средствами речь выразительна. Можно долго и ярко говорить о состоянии человека, который переживает душевные муки оттого, что не видит всей красоты мира, оживающего после долгой зимы. А можно сказать: «Пришла весна, а он - слепой». Краткость - сестра таланта.

На Урале выросли многие талантливые люди, в совершенстве владеющие словом. Один из них, Е. А. Пермяк, так говорил об этом бесценном даре: «Человеческое слово. И нет ничего дороже его. Нет ничего сильнее его. Город возьмет. Врага остановит. Сердце полонит. Мертвого воскресит. Живого умертвит. На путь наставит, с пути собьет. Ненавидеть научит. За собой позовет. Народы из тюрьмы выведет. Солнцем им засветит. Крылья даст… Все подвластно ему… Ежели, конечно, это большое, настоящее слово, а не пустой балабольныи звон».

Неумение использовать слово, однообразие речи смущают многих. Журналист Л. Чернышев как отклик на радиобеседы о культуре речи написал стихотворение «Язык мой…»:

Это, в общем, не секрет, Что народ наш сотни лет Шел по жизни прямиком, Выражая мысли точным, Ярким, образным и сочным, Добрым русским языком. В знак согласья в разговоре, А порой и в жарком споре Говорили встарь неспешно: «Разумеется», «конечно». И короче иногда - просто «да». В полуграмотной стране Речь была ясна вполне. А теперь в ракетный век С аттестатом человек, Как извозчик в старину, Тянет почему-то «ну-у!» К рыбаку спешит рыбак. Разговор проходит так: - Рыбка плавает по дну… - Ну. - А поймал ты хоть одну? - Ну. - Загорал ли ты на пляже? Есть ли валенки в продаже? Посмотрел уже кино? Ждешь автобуса давно? Десять пальцев я загну, А в ответ все то же «ну-у!» Мы не против сокращенья, Скажем, штатов управленья, Но не мыслей, языка, Что прошел через века, Поднимал на бой людей Ярким пламенем идей. Так зачем же нам тянуть Примитивнейшую н у д ь? Наш язык душой любя, Не обкрадывай себя!

Трудно не согласиться с автором. Примитивная речь, «обкрадывание» себя бессодержательным, универсальным словом - еще, к сожалению, довольно частое явление. А между тем требования к живому слову растут. Не случайно по результатам социологического исследования, проведенного на предприятиях Челябинской области, 26,4 процента опрошенных (500 человек) были недовольны речью лекторов.

Конечно, человек на трибуне должен профессионально владеть словом. Но об этом разговор особый. А вот в обыденной беседе, в задушевном разговоре, в деловой встрече разве не проявляется умение говорить выразительно, строить свою речь так, чтобы она наиболее точно отвечала содержанию, задачам и обстановке сообщения?

Проверьте себя: у м е е т е л и в ы в е с т и б е с е д у?

Прежде всего это уметь слушать. Во-вторых, уметь говорить. В-третьих, уметь устанавливать «обратную связь», то есть побуждать к разговору. В-четвертых, уметь беседовать - это также делать правильные выводы из сказанного.

Беседа начинается с приветствия. Добрые слова при встрече располагают человека к общению, освобождают его от скованности. Если беседа официальная, необходимо заранее быть готовым к ней: перед вами лежит план и основные, «ключевые» слова, которые помогут не «растекаться мыслью по древу», а вести разговор содержательно, кратко, по-деловому. По ходу встречи рекомендуется делать записи. Дружеская беседа обходится без письменных источников, но все же и она не может быть бессодержательной. Движения мысли прихотливы, однако нужно и их контролировать. Никто не хочет прослыть болтуном. Значит, надо постараться понять, чего добивается собеседник.

При этом не следует забывать, что первому вопросу должно предшествовать приглашение сесть, особенно если предстоит длительный разговор. Сниженные, фамильярные слова не всегда годятся даже для дружеского разговора, а при деловом общении они демонстрируют панибратство, которое не всегда по нутру партнеру. Наиболее точной здесь будет фраза, сказанная с учетом всех пяти компонентов общения: кто - кому - что - зачем - в какой обстановке.

Установлено, что информация из уст человека, пользующегося авторитетом и уважением, воспринимается «без сопротивления», усваивается быстрее и легче. Состояние «активного комфорта» в беседе - трудная задача. Оно достигается умением слушать и спрашивать. Косвенные вопросы эффективнее, «открытые» - лучше, чем те, на которые можно дать однословный ответ. Например, незнакомого лучше всего попросить: «Расскажите о себе…» Это даст ему возможность успокоиться и сосредоточиться, а вам продумать цель и план беседы.

Важно связывать вопросы с полученными ответами: «Так вы сказали, что… Может быть, в связи с этим…» Такой вывод покажет, как вы внимательны к собеседнику. Не бойтесь паузы: полагается ждать не менее 10 секунд, а после полученного ответа переждать. Могут быть дополнения.

Приветливость, подчеркнутая вежливость в разговоре с посторонним отнюдь не умаляют вашего достоинства. Эмпатия, «вчувствование» не позволят начать деловую встречу с «разноса», бурного выяснения отношений даже с близким человеком, с любым провинившимся. Как известно, «на сердитых воду возят». Вежливый, приветливый человек вызывает ответные добрые чувства и располагает к себе людей. Вежливость защищает в поединке с грубияном и приносит нам сочувствие и симпатию окружающих.

К сожалению, у некоторых существует ложное представление о том, что надо «с ходу» высказаться, причем в самой категорической форме, по любому вопросу. Они ошибочно полагают, что категоричность и безапелляционность суждений - главный фактор, способствующий авторитету.

Выслушав собеседника, не начинайте с утверждения, что он неправ. Не исключайте возможности того, что вы сами можете ошибиться. Будет даже хорошо, если в разговоре вы подчеркнете: «И с моей стороны возможны ошибки, от них никто не застрахован». После этого вы пригласите собеседника вместе разобраться в деле. Такой призыв к объективности и откровенности, как правило, принимается и приводит партнера к мысли, что и с его стороны ошибки тоже не исключены.

Никто не хочет быть объектом воспитания, поэтому лучше не поддаваться соблазну поучать или перевоспитывать другого в кратковременной беседе. Надо ли доказывать, что человек гораздо охотнее совершит поступок, отвечающий его интересам, будет делать дело, в важности которого он убежден. Поэтому откажитесь от нотаций и «учительского тона». Постарайтесь у б е д и т ь собеседника, то есть через систему доказательств приобщить его к новой позиции, в чем-то изменяющей его точку зрения или поведения. Через убеждения формируются твердые взгляды, сознательность, мировоззрение.

При этом важно знать, что и как воспринимается, а поэтому умеющий вести беседу больше слушает, чем говорит. Научитесь опережать говорящего, мысленно предваряя его суждения. Воспитывайте постоянную готовность слушать собеседника до конца, не перебивая, если нет в этом особой необходимости.

Заключительные слова произносит тот, кто получил ответы на все свои вопросы, послужившие поводом для беседы. Он и заключает:

Благодарю вас…

Всего хорошего…

Договорились…

Этикет требует, чтобы мужчина дал возможность завершить разговор женщине, молодой человек - пожилому. Подчиненное лицо в служебном разговоре должно дождаться завершающих слов лица вышестоящего.

Затягивать разговор не следует. Невыразительный, скомканный конец разговора получается, если один из собеседников начинает размышлять вслух:

Как будто все…

Кажется, все…

Ничего не забыл? Кажется, все сказал…

Теплая, задушевная беседа требует эмоционально насыщенных, добрых слов:

Все сделаю, чтобы помочь тебе, моя хорошая…

Всегда рада видеть тебя, заходи.

Было приятно поговорить с вами.

Важно, чтобы, уходя, человек вновь захотел встретиться с вами. «А если он мне неприятен?» - резонно спросите вы. Ну что же, и так бывает. Но лучше, если вы не выкажете свою неприязнь, сдержите негативные чувства. Ведь не всегда первое впечатление верно. К тому же в случае официальной беседы выказывать неприязнь - значит нарушать служебную этику. Докучливому приятелю не возбраняется дать понять, что вы не расположены к длительной беседе. Только учтите, что сделать это надо деликатно, иначе ваше злое слово вернется подобно бумерангу. «Не плюй в колодец».

«Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности», - писал А. С. Пушкин. Выразительность речи покоится на правильности, но она является второй, высшей ступенью культуры речи.

Сделать речь образной поможет чтение художественной литературы, особенно классической. Выразить мысль так, чтобы она произвела эмоциональное впечатление, стала психологически убедительнее, помогут художественные определения, э п и т е т ы. Не так давно вышел «Словарь эпитетов русского литературного языка» (К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло). Вот пример из этого словаря: «Г о р е. О силе, глубине, продолжительности душевного страдания, скорби: безнадежное, безутешное, безысходное, большое, глубокое, глухое, гнетущее, горемычное, горькое, дешевое, дикое, жгучее, живое, злое, лютое, негаданное, неизбывное, неизмеримое, неисходное, неожиданное, неусыпное, подлинное, пустое, сиротливое, слезное, страшное, тяжкое, чистое, ужасное…

О степени распространения, широте охвата: вселенское, личное, людское, народное, национальное…

Редкие эпитеты: будничное, крутое, незаживающее…

Во фразеологическом выражении «горе луковое» (о незадачливом, нерасторопном человеке)».

С л о в а р и с и н о н и м о в русского языка приводят слова, близкие или тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся по оттенкам значения, или стилистической окраской, или сочетаемостью с другими словами, например:

«Г о в о р и т ь, с о о б щ а т ь, з а я в л я т ь, в ы с к а з ы в а т ь, и з р е к а т ь, в е щ а т ь, т о л к о в а т ь (разг.) Устно сообщать, излагать что-либо. Г о в о р и т ь имеет самое широкое значение: вслух выражать свои мысли, впечатления, делать замечания, сообщать что-либо и т. д.; с о о б щ а т ь - говорить что-либо, о чем-либо, чтобы сделать это известным кому-либо; з а я в л я т ь - ставить в известность о чем-либо, что для говорящего является решенным, принятым, что реально существует и т. п.; в ы с к а з ы в а т ь - сообщать, выражать свое мнение, свою оценку, суждение и т. д.; и з р е к а т ь и в е щ а т ь употребляются иронически по отношению к тому, что говорится как нечто важное и значительное, но таким не является, или произносится торжественным, приподнятым тоном, хотя является обыденным, общеизвестным и даже пошлым; т о л к о в а т ь в обиходно-разговорной речи употребляется в том же значении, что и говорить, но преимущественно в тех случаях, когда долго и подробно говорится о чем-либо», - такой синонимический ряд дает двухтомный «Словарь синонимов русского языка» (т. 1, Л., 1970).

Употребление синонимов делает речь точной, наиболее соответствующей содержанию.

Ф р а з е о л о г и ч е с к и й с л о в а р ь обогащает нас крылатыми словами и выражениями. Так, понятие «трудиться до изнеможения, изнурять себя непосильной работой» выражается фразеологизмами, гнуть спину, ломать спину, гнуть горб, ломать горб; понятие «быстро» с разными оттенками заключено в крылатых словах: что есть силы, что есть мочи, во весь опор, во все лопатки, во весь мах, во всю силу, во всю мочь.

Всегда полезно учиться меткому, образному слову у народа. Прислушайтесь к речи деревенской старушки, подчас и неправильной с точки зрения литературного языка, но, как правило, мудрой и выразительной.

В. Г. Белинский писал: «Говорить правильно и говорить хорошо - совсем не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и пишет как олицетворенная грамматика, а его нельзя ни слушать, ни читать».

П о с л о в и ц ы и п о г о в о р к и украсят любую речь, кратко и образно суммируют сказанное: «Куй железо, пока горячо», «Большому кораблю - большое плавание», «Утро вечера мудренее», «Как аукнется, так и откликнется», «Нет худа без добра», «Терпение и труд все перетрут».

А ф о р и з м ы, и з р е ч е н и я великих людей помогут облечь мысль в яркую и лаконичную форму, покажут начитанность: «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх); «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку» (Вольтер); «Нет ничего сильнее слова» (Менандо).

Богатейшим средством выразительности, речи являются т р о п ы - переносы наименования, лексические средства изобразительности: м е т а ф о р ы (горячая пора, металл в голосе, теплота встреч), м е т о н и м и я (конференция приняла решение, читать Толстого, фабрика забастовала), и р о н и я («Отколе, умная, бредешь ты, голова?»), г и п е р б о л а (преувеличение типа: «Сто лет вас не видел!»), с р а в н е н и е и под.

Однако следует избегать ложной красивости, фальши. Неискренняя, лицемерная речь оскорбляет слушающего, вызывает антипатию к говорящему. Умеете ли вы говорить просто и искренне, доставляет ли общение с вами радость окружающим?

О ц е н к а с т и л я о б щ е н и я начинается с кого-то близкого, за кем вы имеете возможность часто наблюдать. Затем делается самооценка с сознательным стремлением несколько «занизить» ее с целью дать возможность для совершенствования своего стиля.

Основные оценочные параметры:

I. Х а р а к т е р о б щ е н и я:

а) доброжелателен, держится ободряюще - недоброжелателен;

б) стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения - авторитарен, не терпит возражения, собственных мнений, свободной манеры себя держать, одергивает и держит под постоянным контролем близких;

в) заинтересован, активен, «выкладывается» - безразличен, «себе на уме»;

г) открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки - думает только о престиже, носит маску;

д) динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта;

е) вежлив и приветлив с окружающими, уважает их достоинство, индивидуализирует общение - общается только «сверху вниз», одинаково со всеми, не дифференцируя отношения;

ж) может поставить себя на место другого человека, взглянуть на проблему или конфликт его глазами, создает у собеседника чувство, что его правильно понимают - все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает у того ощущение, что его не понимают;

з) активен, все время находится в общении, поддерживает «тонус» - пассивен, пускает общение «на самотек».

II. О ц е н к а р е ч е в о г о п о в е д е н и я:

а) большой словарный запас, превышающий обычные нормы - бедность словаря;

б) соблюдение норм литературного языка - речевые ошибки;

в) наличие речевого слуха - неумение слушать и воспринимать все оттенки чужой речи, воспроизводить их в своей речи;

г) выразительность речи, использование точных, метких оборотов, умение верно выразить оттенки мысли и чувства - убожество, серость речи, обилие жаргонных и вульгарных слов или канцеляризмов;

д) эмоциональность речи, наличие палитры интонационных красок, смена темпа и ритма речи - речевой «монотон», сухость высказываний;

е) умелое использование слова в целях поощрения и одобрения - преимущественное высказывание недовольства и порицания;

ж) способность устанавливать и поддерживать «обратную связь» - безразличие к собеседнику;

з) открытые вопросы, содействующие общению, - «прямые» вопросы, требующие однозначного ответа;

и) установка на выслушивание собеседника до конца - перебивы, реплики;

к) советы вместо приказов - приказы вместо советов.

III. К о р р е к т и р о в к а н а в ы к о в о б щ е н и я.

1. Часто ли прохожие обращаются к вам с вопросом, как пройти, проехать и т. п.?

Если это случается редко, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое выражение лица. Вы отгораживаетесь от людей, и это, конечно, ваше дело, но учтите, что в ответ они невольно станут отгораживаться от вас и не будут чувствовать никакой охоты содействовать вам.

Упражнение. Утром чуть подольше задержитесь перед зеркалом. Улыбнитесь и пообещайте себе сохранить улыбку на весь день. Для этого понадобится не так уж много усилий. Имейте в виду, что гримаса недовольства даже с точки зрения мускульных усилий обходится нам дороже.

2. Способны ли вы эмоционально согреть собеседника?

Если в ближайшую неделю никто не плакался вам «в жилетку», значит, вы даже с друзьями формальны, неискренни, скованны. Не заметили ли вы, что ваши друзья ведут себя с другими более доверчиво, непринужденно, сердечно? Значит, когда им плохо, они не ищут встречи с вами.

Упражнение. Приглядитесь к окружающим с точки зрения «Чему бы это хорошему можно поучиться у …?» Не упустите случая выразить им свое одобрение. Научитесь говорить комплименты. Помните, как в песне Б. Окуджавы:

Давайте говорить Друг другу комплименты, Ведь это все любви Счастливые моменты.

Только будьте искренними в своих симпатиях и выражении чувств. Постарайтесь принять за основу поведения «каждый человек мне дорог, каждый человек интересен».

3. Часто ли вы являетесь источником информации?

Обращаются ли к вам за справками: как сказать? как правильно написать? Признают ли вашу информацию окончательной или, полностью не доверяя ей, перепроверяют у других?

Это дело вашего престижа как культурного человека. Признание вашей языковой некомпетентности равносильно неуважению. Наверное, когда-либо вы дали к этому повод.

Упражнение. Заведите себе словарик, выписывайте незнакомые слова и их значения, трудные для произношения и написания слова, интересные примеры из истории слов, цитаты о языке.

Не упускайте случая посвятить близких людей и сослуживцев в содержимое вашего словаря. Только делайте это без гонора, а с искренним желанием помочь. В случае возражений с чьей-либо стороны не вступайте в перепалку, а сошлитесь на ваш источник.

4. Владеете ли вы речевым слухом?

Если для вас это слишком отдаленно, значит, здесь вам «медведь на ухо наступил». А владение речевым слухом не менее важно, чем музыкальным. Общение, особенно сокровенное, идет на полутонах, душевно чуткий человек обязан их уловить.

Упражнение. Одно и то же слово произнесите громко - тихо - кратко - растянуто - утвердительно - вопросительно - удивленно - настороженно - задумчиво - скорбно - торжествующе - разочарованно… Как можно разнообразнее! Чувствуют ли эти оттенки окружающие? Произнесите слово «я» по меньшей мере с 20 разными оттенками, вкладывая в него разный смысл, разные подтексты, тембры, интонации, краски, разное самочувствие.

Я желаю вам, чтобы работа над родным словом никогда не прекращалась. Ведь оно есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

Кандидат филологических наук О. СЕМЕНЕЦ (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург).

Под этой маркой журнал в течение года будет публиковать конкурсные работы, отмеченные благотворительным фондом российского предпринимателя В. Потанина. Фонд Потанина был создан в 1999 году в целях поддержки образования и культуры. более двух тысяч стипендий и четырёхста грантов учреждены для студентов ведущих государственных вузов и молодых педагогов - стипендиальная программа, охватывающая все федеральные округа России. Крупнейший проект фонда. В этом номере публикуем работу (лекцию) победителя конкурса молодых преподавателей Северо-западного округа страны. Её автор с современных позиций рассматривает практическое значение древнейшей науки о красноречии. Научиться говорить (да и писать) логически правильно и выразительно необходимо людям многих профессий. Фотоиллюстрации к лекции сделаны корреспондентами “Науки и жизни” С. Транковским и Ю. Фроловым с натуры в Москве.

Сравните: красноречие и краснобайство. Об одном и том же вроде бы, но какая разница! Человеку дано умение выражать свои мысли словами. Великое умение! А для чего? Учёный скажет: умение говорить связно, логически правильно и выразительно нужно для того, чтобы добиваться поставленных целей речевого общения.

Когда наши древние предки охотились на мамонта, разжигали костёр, укрывались от непогоды, они обменивались только самыми необходимыми возгласами и жестами. От того, насколько слаженно действовали первобытные люди, во многом зависело выживание их рода. Потребности просто так поболтать у них, скорее всего, и не возникало. Делиться мнениями, осмысляя мир, они стали гораздо позднее с помощью языка как средства общения.

Многим людям в общении с себе подобными необходимо эффективно действовать с помощью речи: адвокату - убедительнее защищать подзащитного, учителю - понятнее и интереснее обучать, продавцу - успешнее продавать товары, начальнику - чётче формулировать свои распоряжения, студенту - лучше отвечать на занятиях и экзаменах и так далее.

Профессиональные навыки в овладении речью даёт гуманитарная дисциплина - риторика, для овладения которой в процессе обучения надо учитывать достижения минимум трёх дисциплин - психологии, лингвистики и логики. Изучив её, можно избежать многих ошибок в общении.

Для примера вспомним анекдот.

Приходит трёхлетний сын к отцу и спрашивает:

Папа, а почему, когда кусаешь яблочко, оно сначала белое, а потом становится коричневым?

Понимаешь, сынок, в яблочке содержится двухвалентное железо. Когда ты откусываешь яблочко, то на месте укуса оно контактирует с кислородом. Железо окисляется и становится трёхвалентным. Двухвалентное железо белое, а трёхвалентное имеет коричневый цвет. Понятно?

Сынок растерянно оглядывается по сторонам и испуганно спрашивает:

Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?

Этот анекдот - пример коммуникативной неудачи: ситуации, в которой общение не состоялось, говорящий не достиг поставленной цели. Задачей отца было ответить на вопрос, то есть дать запрашиваемую информацию. Казалось бы, он её дал, но, судя по реакции собеседника - сына, тот не получил удовлетворяющий его ответ на вопрос.

Часто мы не достигаем своих целей потому, что игнорируем многие важные параметры общения. Не учитываем так называемый фактор адресата: вспомним басню Крылова “Кот и повар” - весь риторский запал повара израсходован впустую: “А Васька слушает, да ест!”

Если мы говорим тихо, монотонно, неверно интонируем наше высказывание, то нарушаем речевые нормы, из-за чего речь становится путаной, неграмотной, вплоть до того, что порой может быть понята превратно. Поэтому наш собеседник, подобно малышу, если и не скажет, то подумает: а ты сейчас с кем разговаривал?

Если человеку нужно убедить кого-то, сформулировать своё мнение и суметь его отстоять, то он просто обязан владеть целым спектром речевых навыков. И от этого умения в конечном счёте зависит успешность карьеры. Вряд ли можно представить себе видного учёного, крупного руководителя или президента серьёзной компании, не умеющих понятно и грамотно говорить.

Безусловно, человек должен быть профессионалом в своей области. И быть хорошим дворником, грузчиком и сантехником не так просто, как кажется. Но если человек хочет строить карьеру, занимать высокие публичные должности, представлять не только свои интересы, то ему просто невозможно обойтись без умения говорить. Отсутствие необходимых речевых и коммуникативных навыков для многих рядовых учителей, врачей, менеджеров становится практически непреодолимым барьером на пути к дальнейшему повышению.

Любому из нас приходится вступать в речевое взаимодействие с другими людьми. И от того, насколько успешно мы это сделали, зависит важный для нас результат. Мы приходим на экзамен, отвечаем, и на оценку влияют не только наши знания, но и то, как мы смогли их изложить. Мы приходим на собеседование, результат - возьмут ли нас на работу или нет - во многом связан с тем, как мы отвечали на вопросы работодателя. Неслучайно одно из основных требований к сотрудникам при приёме на работу сформулировано как “коммуникабельность” - общительность, умение строить понятные и правильные высказывания, чётко и логично выражать свои мысли.

Что заставило Элизу Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион” брать уроки грамотной речи? Цель, карьера. Сама героиня сформулировала цель своего визита к фонетисту так: “Я хочу поступить продавщицей в цветочный магазин. Надоело мне с утра до ночи торчать с корзиной на Тоттенхем-Корт-Род. А меня там не берут, им не нравится, как я говорю. Вот он сказал, что мог бы меня выучить...”

Известный лингвист Татьяна Григорьевна Винокур сравнила нашу речь с визитной карточкой. И действительно, по тому, как мы говорим, как владеем искусством слова, можно многое сказать о нашем уровне образования, об уровне лингвистической и культурной эрудиции. Иногда речь даже служит показателем социального статуса. Об этом писал ещё Пушкин. В “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях” есть эпизод, когда богатыри вернулись домой и обнаружили там незваную гостью. Как они определили, кто перед ними? Только гениальный филолог мог выразить это двумя словами: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. По речи! Речевая “визитная карточка” героини помогла ей заявить о себе без лишних речевых усилий.

В другой сказке Пушкина - “Сказке о золотой рыбке” - есть не менее важное для нас лингвистическое замечание в эпизоде, когда старуха уже хочет быть царицей, а старик отговаривает её. Чем он мотивирует свой отказ? “Что ты, баба, белены объелась, ни ступить, ни молвить не умеешь”. Молвить! То есть недостаточная речевая компетенция воспринимается важным фактором, который препятствует попытке занять более высокое место на социальной лестнице.

Обыгрывание манеры речи как социальной характеристики приводится и в повести “Барышня-крестьянка”. Лиза, главная героиня, решает познакомиться с сыном соседского помещика Алексеем, для чего переодевается крестьянкой. Причём ей приходится менять не только платье и туфельки на сарафан и лапти, но и свою речь. “А по-здешнему я говорить умею прекрасно!” - говорит Лиза своей горничной. И действительно, играя роль крестьянки, она строго придерживается иного речевого канона, нежели речь дворянской барышни. Именно поэтому Алексей долгое время считает, что перед ним действительно Акулина, дочь кузнеца. Но один раз Лиза сбрасывает свою речевую маску, и он тут же замечает её “прокол”.

“Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями, - сказала она с важностию, - то не извольте забываться”.

- “Кто тебя научил этой премудрости?” - спросил Алексей, расхохотавшись... Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась...

Героиня от неожиданности возвращается в привычный для себя стиль речевого поведения, а потом вынуждена исправлять свою оплошность, изобретая оправдание. И за описанием этого курьёзного случая стоит важное лингвистическое наблюдение. Наша речь всегда должна быть соотносима с ситуацией общения, нашими коммуникативными и социальными ролями. Это не значит, что она всегда должна быть образцовая и правильная. Ситуации общения и цели бывают разные. Главное правило - речь должна быть создана с учётом контекста. В середине XX века английский философ-лингвист Пол Грайс сформулировал так называемые максимы речевого общения. Одна из них - максима релевантности: “я здесь и сейчас”, то есть говорящий всегда должен уделять особое внимание ситуации. Именно максиму релевантности нарушает отец из приведённого ранее анекдота. В результате речевого промаха возникает коммуникативный провал - речь непонятна адресату, усилия оратора потрачены впустую.

Искусство говорить, с нашей точки зрения, включает в себя пять составляющих: психологическую, логическую, акустическую, культурно-речевую и риторическую в узком понимании.

Психологическая составляющая подразумевает психологическую готовность оратора к контакту с аудиторией. Этому обучают на различных тренингах по риторике, которые сегодня проводят психологи. Психофизиологические характеристики человека, не имеющего навыка публичного выступления, но который должен выступать перед незнакомой аудиторией, психологи сравнивают с состоянием человека, стоящего на мосту над пропастью и чувствующего, что под ним трещат доски.

В таком состоянии человек не сможет, выступая, увлечь аудиторию. Главная его мысль - не забыть бы слова. Именно поэтому сейчас так востребованы различные методики, позволяющие психологически подготовить человека к выступлению. Однако одного этого недостаточно.

Представим себе, что мы преодолели свой страх, чувствуем себя свободно и комфортно перед аудиторией. Следует позаботиться о том, чтобы наша речь была логична.

Логическая составляющая риторики связана с формированием чёткого логического каркаса высказывания. Речь должна быть простой, структурированной и последовательной. Есть русская поговорка: “В огороде бузина, в Киеве дядька”. Именно так характеризуют речь оратора, который не владеет логикой.

Известный лингвист академик Ю. Д. Апресян различает пять уровней речевой культуры общества, определяемые относительным весом владения языком:

“Первый. Высокое искусство слова, представленное в первоклассной литературе. Этот уровень владения языком может рассматриваться как эстетический идеал.

Второй. Хорошее ремесленное (то есть профессиональное) владение языком, представленное в хорошей журналистике и в хороших переводах.

Третий. Интеллигентное владение языком. В нём доминирует здоровое консервативное начало.

Четвёртый. Полуобразованное владение языком, соединённое с плохим владением мыслью и логикой.

И, наконец, пятый уровень. Городское просторечие, молодёжный жаргон”.

Автор подчёркивает, что именно четвёртый тип, где страдает логика и не хватает образования, таит в себе разрушительное начало. И в этом налицо закономерность: уровень речевого мастерства неразрывно связан с базовыми знаниями. Логике речи, к сожалению, на большинстве тренингов не учат. Между тем без учёта логической составляющей невозможно стать хорошим оратором.

Нелогичная речь трудна для восприятия. Она тоже ведёт нас к коммуникативному провалу.

Но допустим, наша база позволила овладеть и этим уровнем коммуникативной компетенции. Речь проста, последовательна, в меру конкретна. Теперь мы не только легко идём на контакт с аудиторией, но и легко выстраиваем логический каркас высказывания. Вот вышли мы на сцену... и говорим тихо, нечётко. Речь просто не слышна слушателям. Следует поработать и над звуковой, акустической составляющей...

Акустическая составляющая подразумевает технику речи - её артикуляционное и интонационное оформление.

Здесь уместно вспомнить Демосфена. Вот что пишет о нём Плутарх:

“Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество... Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи... К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого... Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезны тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он построил под землёй особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приёмы и укреплять голос... Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями... Невнятный шепелявый выговор пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на берегу или, поднимаясь в горы, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, перед которым он упражнялся в декламации.

Рассказывают, что однажды к Демосфену пришёл человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. “Но ты же ничуть не пострадал от этого!” - сказал ему Демосфен. “Это я-то ничуть не пострадал?!” - вскричал во весь голос человек. “Вот теперь, - ответил Демосфен, - клянусь Зевсом, я слышу голос оскорблённого и пострадавшего”.

Убедительность словам, считал он, придают тон и манера разговора.

Важно не только, как мы произносим речь. Важно, как мы её интонируем. Иногда неверно выбранная интонация перечёркивает весь смысл высказывания. По мнению психологов, мы в большей степени воспринимаем интонацию, чем слова: невербальный компонент общения несёт более 90 процентов информации. Как интонация может перечеркнуть смысл, можно продемонстрировать ещё одним анекдотом.

Вовочка обозвал Машеньку дурой. Она пожаловалась учительнице. Та потребовала, чтобы Вовочка вышел перед классом и сказал три раза “Машенька не дура” и извинился. Вовочка вышел и произнёс:

Машенька не дура? Машенька не дура? Машенька не дура? Ну, извините...

Интонация героя анекдота перевернула ситуацию с ног на голову. Одна и та же фраза, написанная на бумаге, может быть проинтонирована по-разному. “Ты такая умная” - восхищение. “Ты такая умная” - ирония. А наше подсознание считывает интонацию, и заключённый в ней истинный смысл - прямо противоположный вербальному. Истинный смысл второй фразы - “ты глупа”.

Без овладения чёткой и понятной дикцией, без умения давать нужную интонацию, иначе говоря, без умения дать эмоциональную аранжировку речи невозможно стать успешным оратором. Как это невозможно и без овладения нормами правильной речи, её культурой.

Культурно-речевая составляющая подразумевает грамотность, владение нормами произношения (орфоэпическими), правильным употреблением частей речи, слов и их сочетаний, верным построением предложений (морфологическими, лексическими и синтаксическими нормами) и, наконец, стилистической нормой.

Мы можем говорить чётко и понятно, внятно и громко, но интеллигентный собеседник испытает коммуникативный дискомфорт от безграмотного произношения типа “лОжить”, “звОнишь”, “средствА”, “Эксперты”, “дОсуг мОлодежи”, “нАчать”, “углУбить”, “зАвидно”, “понЯл”.

Среди нарушений речевых норм исследователи по культуре речи выделяют два типа нарушений.

Не представляющие опасности для говорящего. Например, слово “коклЮш”. Словари предписывают именно такое произношение, но чаще всего произносится вариант “кОклюш”. Да и слово это не такое уж распространённое, встречается редко.

Дискредитирующие оратора. Такие ошибки свидетельствуют о низком уровне его речевой культуры.

Профессор Валентина Даниловна Черняк на своей лекции привела показательный пример. На учёном совете шло голосование. Ведущий заседание объявил результаты голосования: “В урне 40 бюллетней”. В зале зашумели. Говорящий, решив, что его недопоняли, повторил: “В урне 40 бюллетней”. Ошибка ведущего показала, что культурой речи он не владеет.

Некорректное использование неоднозначных слов и понятий может привести к нелепой комичности, вызвать эффект, противоположный ожидаемому. Двусмысленно воспринимается рекламное объявление туристической фирмы: “Несколько часов в самолёте - и вы в раю!”

Фирму, занимающуюся страхованием, назвали “Пандора”. Ну как тут не вспомнить знаменитый ящик Пандоры! Он не для того, чтобы в него спрятать что-то и сберечь, а источник всевозможных бедствий, неприятностей и забот.

О том, как речевые ошибки могут затемнять, искажать смысл высказывания, говорить можно долго. Ясно одно - без правильной речи сложно добиться успеха, произвести благоприятное впечатление на слушателя.

Наконец, овладев всеми уровнями: психологическим, логическим, акустико-звуковым и конечно же культурно-речевым, - можно обратиться к последнему. Назовём его риторическим в узком смысле слова.

Риторическая составляющая связана с композиционным построением речи, использованием средств воздействия, образов, выразительности. Здесь уже можно говорить об ораторском искусстве, об искусстве речи. Именно о ней пишут многие учебники по риторике. Этой проблематике необходимо посвятить отдельный разговор.

Итак, ещё и ещё раз повторю: движение вверх по карьерной лестнице невозможно без овладения целым спектром различных навыков, требующего методичной и рутинной работы.

В заключение хочется привести слова одного крупного петербургского предпринимателя: “Тем, кто хочет стать президентом, если не страны, то крупной компании, руководителем высокого уровня, бизнесменом и особенно тому, кто уже чего-то добился в своём деле, именно публичные выступления дают новый толчок для развития. Я убедился в этом на собственном опыте”.

Посмотрите, как ваш друг или родственник, только что с воодушевлением излагавший вам свою программу действий, начинает монотонно и скучно с трибуны или перед экраном телевизора, уткнувшись в бумажку или заикаясь, преподносить азбучные истины, оставляющие всех равнодушными. Он зажат, скован, он — как кролик перед удавом и в таком состоянии не способен принести пользу ни себе, ни обществу. Вот так и случается, что в той же Государственной Думе или фирмах и учреждениях работает молчаливое большинство здравомыслящих, но внутренне зажатых людей, а свои идеи оглашают лишь крикливые демагоги.

Как показывает практика, молчаливое большинство часто не способно реализовать себя именно из-за неумения говорить и свободно чувствовать себя в обществе.

Только, начав заниматься своим голосом, можно понять, отчего так редко в жизни бывают мгновения подлинного счастья, когда удается полностью выразить себя, высказаться и получить отклик. Ведь именно голос способен передать внутреннее состояние человека, разнообразие его чувств и оттенки настроения, достоинство и глубину мысли.

Как ни странно, именно женщины очень чувствительны к внутреннему наполнению своего голоса, хотя у большинства из них он монотонен, существует как бы отдельно от жизненного опыта, социального положения, противостоит внешности. Таким женщинам необходима консультация специалиста по голосу и речи, задача которого свести воедино мысль, чувство и тело и освободить голос от зажимов и стеснения.

Писклявый или гортанный назойливый голос становится препятствием в карьере женщины не только на Западе, но и в России. Если вы звоните в какую-нибудь фирму, и вам отвечают тихим голоском, вряд ли вы воспримете его обладателя как делового партнера.

Вы можете быть прекрасным специалистом, но если у вас металлический, манерный или гнусавый голос, он вызовет раздражение и неприязнь у тех, кто впервые слышит вас. Вам хочется очаровать и увлечь, а ваша хрипота наводит собеседника на мысль, что он имеет дело с курящей женщиной.

Есть голоса, которые убеждают, даже когда человек не силен в аргументации. Гармония голоса и благородная манера говорить, безусловно, приковывают к себе внимание, ведь встречают не только по одежке, но и по голосу. У многих людей он лишен энергетики, бесцветен. Голос должен воздействовать не только на разум, но и пробуждать душевные силы человека.

Конечно, когда ему мешают застарелые простуды, болезни, узлы на связках, необходимо вмешательство врача-фониатора. Но если голос становится скудным из-за психологических факторов, следует научиться "освобождать" его.

В большинстве случаев люди просто не умеют пользоваться речевым аппаратом, мышцы которого рассогласованы. Искусство речи требует определенного механического умения. Все мы рано или поздно начинаем говорить, но, достигнув первоначальных успехов, перестаем совершенствовать технику речи. Может быть именно поэтому отдельным личностям трудно реализовать свои возможности, несмотря на хорошее образование, природные способности и красивую внешность. Конечно, это можно исправить, и в любом возрасте. Иногда бывает достаточно выровнять осанку. Ведь если у вас безвольные плечи и опущенная грудная клетка, затрудняется работа межреберных и диафрагмальных мышц и прерывается связь с дыханием. А в древности считали, что глубина человеческой мысли равносильна глубине дыхания. Не научившись держать правильную осанку, вы никогда не обретете звучный благородный голос, яркий и эмоциональный.

Женщины чаще неэффективно пользуются голосом, чем мужчины. Причина здесь в следующем: девочке с детства внушают, что она должна быть скромной и ей не следует отстаивать свое мнение в конфликтной ситуации. В результате развиваются психологические комплексы. Девочка взрослеет и начинает бояться своего голоса. В ответ на внутреннюю потребность выразить себя, она тут же зажимает мышцы живота и гортани, и ее голос звучит фальшиво.

Свободным можно считать голос, который полностью подчиняется своему хозяину. С его помощью можно не только выразить себя, но и установить контакт с собеседником, выяснить, что он собой представляет, продемонстрировать свои намерения и заинтересованность в дальнейшем общении.

В чем заключается секрет коммуникабельности?

Прежде всего, при встречах с людьми не стоит ограничиваться стандартным диалогом: "Как дела? — Нормально…" Вы рискуете оказаться в ситуации, когда вам перестанут задавать этот простой вопрос. С интересными вам людьми важно постоянно поддерживать "живое" общение и иметь возможность при необходимости мгновенно восстановить связь.

Слова "общение" и "общий" — однокоренные. Но если говорить только о своем, выслушают вас из вежливости, но слышать не будут совсем.

"Не тяните одеяло на себя", дайте высказаться собеседнику.

Искусство управление людьми требует не только красноречия, но и внимания, то есть восприятия. Человека необходимо услышать, понять ход его мысли, иначе ваши реакции будут неадекватными и вы не найдете общий язык. Самое мощное "орудие ближнего боя" — культура эмоционального контакта. Конечно, трудно расходовать душевные силы на каждого, с кем приходится общаться в течение дня, но отделываться дежурными фразами — непозволительно. Правильным, но бездушным словам не поверят. Нежелание или неумение создать эмоциональную атмосферу разговора, подойти к конкретному человеку или ситуации, как к уникальной, оскорбляют и прерывают возможность контакта.

Нельзя забывать, что речь — это действие, которое требует полной сосредоточенности. Например, Уинстон Черчилль, заметив рассеянность собеседника, активизировал его внимание мимолетной фразой: "Сегодня утром я убил свою бабушку…". Вне культуры общения нормальный человеческий разговор становится мучительным. Недаром даже в компаниях доверительное и живое общение все чаще заменяют рассказом анекдотов — универсальным средством совместного проведения времени.

Дефицит общения — весьма распространенное явление, а ведь говорить с близкими людьми так же важно, как регулировать давление в паровом котле. Информацию необходимо кому-то высказать, иначе в поле общения будет скапливаться негативная энергия, которая рано или поздно вырвется на свободу.

Крупнейший американский имиджмейкер — Лилиан Браун — помогла пяти президентам достичь успеха. Спросите себя вместе с ней:

Боитесь ли вы публичных выступлений?

Не кажется ли вам, что люди быстро теряют к вам интерес, потому что вы говорите монотонно?

Произносите ли вы слова типа "э-э-э", "ну", "вот"?

Вы можете сказать, что вам не нравится ваш голос?

Если вы утвердительно ответили хотя бы на несколько вопросов, вам придется поработать над голосом и речью.

Они требует от женщины не меньшего внимания, чем уход за своей внешностью, так как неприятный голос и неграмотная речь могут перечеркнуть все ваши достоинства.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что современной женщине необходимы психофизические тренинги. Они эффективны, учат общению и возвращают способность управлять голосом и речью.