Почему не все хотят учиться. Что делать, если ребенок не хочет учиться, консультации психологов. Как помочь ребенку со звуковым вектором - системные советы

Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить

Депутаты Госдумы намерены ввести большие штрафы для родителей за прогулы детей-школьников — пять тысяч рублей за прогул. Хулиганство будет стоить еще больше — десять тысяч. Предлагается также отправить в школы судебных приставов, установить в каждом классе камеры, а особо агрессивных подростков превентивно изолировать в колониях.

Столь строгие меры выглядят обоснованными.

Участившиеся случаи подросткового рукоприкладства, насилия, хулиганства на фоне падающих баллов ЕГЭ и жалоб на низкую посещаемость указывают на то, что со школой явно что-то не так.

Но помогут ли штрафы и веб-камеры в классах изменить ситуацию к лучшему? То ли это, что требуется сейчас?

Не хочу и не буду

«Учится у нас в школе молодой человек, Русланом зовут. Ну как учится — ходит. Каждое утро как примерный ученик в школу приходит. С пятого класса о нем вся школа слышит. Уже тогда он всем говорил: «Ну не хочу я учиться, не хочу писать, не буду читать». И тогда он и начал себя «проявлять». Одним зимним днем взял и сбежал из дома. Три дня искали. А он в деревню пешком ушел, в 30 км от города. Пришел к бабушке одинокой и попросился переночевать. Автобус редко в ту деревню ходит. Вот на третий день и решила его бабушка в город отвезти, в милицию сдать: мол, волнуются же родители. А родители и половина учителей школы целыми днями его искала по городу.

Вышли они с бабушкой из автобуса, а он и деру опять. Еще через два дня сняли его с поезда на Сочи.

— Чего сбежал-то?

— Да не хочу я учиться, а батька в школу гонит.

На учет его в полицию по делам несовершеннолетних поставили, на школьный учет и другие «строгие» меры. Штраф, конечно же, родителям выписали. Удалось вовлечь его в лыжную секцию, школа ботинки, лыжи купила. Семье не потянуть, там их трое, братцев-то.

И стало у него получаться. На соревнованиях городских выступал. А учиться так и не хотел, как к нему ни подойди. Зато первым любую физическую помощь готов был школе оказать. Придет, сам возьмет лопату и давай весь снег у школы разгребать, все вычистит. Но только вместо уроков. Скучновато ему в школе. Тянет на подвиги. Весной подбил ребят, убежали с уроков и обкидали машину камнями. Ну и правда, чего она стоит-то.

Полицейские разбирательства, суд, штраф… школе. Ведь сбежали-то в учебное время. Пришлось школе выплачивать пострадавшему.

Виноваты, не могут педагоги найти подход и усадить его за парту. Соцпедагог за ручку на уроки стала водить. Она его в класс, а он окно откроет и на улицу. Да еще и подворовывать стал. Так и прожили еще три года. Дорос до девятого класса. Пошло половое созревание. Спорт забросил, учебу и подавно. Подружился с сигаретой. Но все понимает. В школу приходит, чтобы на родителей не наезжали, а в класс не идет, а если и идет, то все сделает, чтобы его побыстрее удалили. А как только на мелкие его шалости перестали внимание обращать, так начались большие: то стукнет кого, то матом пошлет.

Разок свозили его на разговор к прокурору. Вроде покаялся, наобещал гору, но…

В общем, раза три на комиссию вызывался — родителям штраф, ему нравоучения. Мы ему индивидуальные задания, он не идет, мы его в другой класс, так там ребята завыли: он нам учиться не дает.

— Все, Руслан, заходите ко мне в кабинет. Вот директорский кабинет будет тебе классом. Давай тут учиться, открывай книжку по литературе, давай почитаем рассказ.

— Ну чего ты не читаешь?

— Да не хочу я и не буду.

Ничего не помогает. А он в классе не один. Их 25 сидит, и каждому нужна своя минутка внимания. Даже физрук, который его защищал на педсоветах, и то рукой махнул. А родители не отказываются, по первому звонку приходят в школу, выслушивают.

— Вы ж отец, ну повлияйте как-нибудь.

— А что я могу, он уже вон какой здоровый, не выпороть, а слова никакие не понимает.

А дома все делает. Помогает по хозяйству, за мелким следит, ну вот нет никаких проблем. А учиться не хочет, ну вот совсем.

Весной пошел работать на пилораму, деньги себе зарабатывать. Вот так до экзаменов его и не допустили. Незаконно. Но отчислить без разрешения комиссии по делам несовершеннолетних нельзя, а разрешения никто не даст. Зато в школе пока тихо и спокойно».

Может, не всем нужны косинусы и синусы?

Сергей Валериевич Погодин, рассказавший про Руслана (имя вымышленное, конечно), — директор школы №4 города Нелидова Тверской области.

Нелидово — райцентр. Население — 20 тысяч. Уровень жизни — как везде: одни ездят в Египет отдыхать, другие голодают. На весь город четыре школы. Школа №4 — самая обычная, средняя. Но зато предлагает детям массу дополнительных занятий: баскетбол, авиамоделирование, шахматы, лыжи, биатлон, танцы, походы, турслеты, хор, театр — всего и не перечислишь.

Если ребенок хочет чего-то добиться в жизни, школа дает ему площадку для старта. И одни дети этим пользуются. А другие — такие, как Руслан или девочки из цыганских семей, которые замуж выходят в 14 лет (в школе порядка 5-8% таких детей), — даже не пытаются.

Выходит, дело не в школе?

«Одни дети занимаются биатлоном, танцами, поют и хорошо учатся, а другие просто не хотят ничего, — говорит Сергей Погодин. — Одни добиваются побед на российском уровне, а другие сбегают с уроков, курят и хулиганят. А начальники говорят: виноваты педагоги, не могут найти подход.

То, что надо что-то с посещаемостью делать и как-то влиять, — это несомненно. Только как? Ну выпишут штраф пять тысяч бабушке, которая воспитывает внука одна на пенсию восемь тысяч, и что? Начнет он ходить в школу? Вряд ли.

К тому же большая часть прогулов происходит под прикрытием родителей: то дети заняты, то им этот предмет не нужен, то проспали, то не захотели... Бороться с этим возможно только беседами, других способов нет. Но кто слушает все эти беседы. Беседуешь, беседуешь, и… руки опускаются.

А может, и не нужны некоторым синусы и косинусы? Дать ему диплом столяра: пусть идет и строгает после 9-го класса?»

Сергей Погодин считает: если ребенка в 12 лет, скажем, забрать у матери-алкоголички в военное училище, он станет человеком. А если он еще лет пять-шесть будет жить с ней и видеть все, чем она занимается, то он станет таким же.

«И девочек туда же, только уклон на медицину, ну или какое другое направление. И не нянькаться с ними. Вот у нас был до прошлого года детдом в городе, там тетки с ними нянькались, а они все наркоманили только».

На кого свалить балбесов?

Школа не в состоянии заставить учиться детей, которые этого не хотят. Она может только читать им и их родителям лекции о правилах поведения.

Но кто же тогда в состоянии?

Депутаты исходят из того, что это должны делать сами родители. Предлагаемые ими меры направлены в конечном итоге именно на то, чтоб заставить родителей заставлять учиться детей.

В отличие от депутатов директор школы Сергей Погодин понимает, что это тоже нереально. Он предлагает третий путь: возлагать ответственность за таких детей не на школу и не на родителей, а на специальные военно-учебные заведения с жесткой дисциплиной.

«Всех родителей можно разделить на три группы: 1) «да мне пофиг, что там происходит»; 2) «мой ребенок самый лучший, а все остальные «редиски»; и 3) самая адекватная группа, которая интересуется жизнью ребенка и видит в учителях союзников в воспитании своего ребенка.

Поэтому одни даже не будут смотреть, что на этой камере, вторые посмотрят, но все равно сделают вывод, что прав только их ребенок, а третьим это просто не надо».

Вот в компьютер поиграть, это да

Такие принципиальные «отказники», как Руслан, — достаточно редкое явление. Если бы беда была только в них, ее действительно можно было бы решить кадетскими училищами и поправками к Закону об образовании, позволяющими отчислять их из школы.

Но проблема шире. Учиться на самом деле не хотят очень многие дети. Они просто не сопротивляются так яростно, как Руслан. Их нежелание скрытое, латентное. Кое-как они ходят на уроки, кое-как сдают экзамены. Но систематического, полноценного образования не получают.

«Из 25 человек в каждом классе учатся пять. Остальные бьют баклуши», — поделилась со мной наблюдениями давняя приятельница, москвичка, учительница математики.

Негласно, анонимно, в личных беседах такую же пропорцию называют многие преподаватели. Они ссылаются, например, на то, что перед ГИА в школе обычно проводится пробный экзамен. Так вот за него «двойки» зачастую получают до 70% учеников. Но на ГИА количество двоечников, конечно, опускается до 8%. Потому что если будет 70%, надо увольнять и учителей, и директора.

«Дети стали заметно инертными, многие ничего не хотят, — подтверждает Погодин. — У меня у самого сын, который ничего не хочет: ни спортом заниматься, ни книжки читать, в компе поиграть — это да».

Если к 7 годам у ребенка не сформирована познавательная мотивация, никакой тяги к знаниям не будет

Кандидат психологических наук Елена Волкова всю жизнь проработала с дошкольниками в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а потом, когда он был разрушен, в НИИ семьи и детства РАО и центре «Дошкольное детство». Нежелание детей учиться она объясняет отсутствием познавательной мотивации.

«В учебниках по педагогике и психологии до сих пор написано, что к 7 годам ребенок должен хотеть узнавать что-то новое и понимать, что учитель в школе даст ему такую возможность. Но на деле все совсем не так.

Мы проводили опросы будущих первоклашек и детей, которые только-только стали ходить в школу.

У первоклашки перед первым сентября чаще всего доминирует социальная мотивация: все идут — и я иду.

Многие дети на вопрос «почему ты хочешь идти в школу?» отвечают: «там днем спать не надо», или «там кушать не заставляют», или даже «там занавески красивые». Кого-то (чаще девочек) привлекает внешняя атрибутика: новая красивая одежда, рюкзак, пенал. Все, что угодно, кроме получения знаний.

Неадекватный настрой на школу имеет свою причину.

Потребность познавать формируется не сама собой, а при такой организации жизни и развития ребенка, когда:

а) он будет иметь возможность столкнуться с чем-то, что вызовет его интерес;

б) его интерес будет замечен;

в) на его вопросы ответят;

г) ответят именно тогда, когда ему будет интересно, а не тогда, когда дойдет очередь по программе;

д) ответят понятно для него, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;

е) ответят так, что у него возникнут новые вопросы, на которые ему захочется получить ответ.

Такая организация обучения ребенка почти невозможна в массовом масштабе, хотя есть программы для детских садов, которые ее достаточно успешно решают. Но их мало, и погоды они не делают. Тем более что потом ребенок приходит в школу — и все. На этом все кончается, даже если было чему кончаться.

Если же ничего этого не было — то и не будет. И никакой тяги к знаниям ожидать неоткуда. Поэтому дети могут казаться пассивными и лишенными всякого интереса — да они и есть такие в массе своей.

Другая причина того, что у детей нет интереса к обучению, — это, как ни парадоксально, курс на «раннее обучение».

Амбициозные родители стремятся выращивать гениальных детей с пеленок. Учить без всякого представления о возрастных и физиологических возможностях, особенностях нервной системы, специфики развития ребенка.

Детей учат писать с двух лет, требуют чтения и счета, дети сидят за партами во всевозможных «школах юного гения».

В детском саду, где еще существуют какие-то представления о нормах, эти нормы пересматривались столько раз, что время, отведенное для занятий, больше, чем время на игру и прогулки. В старших группах дети преимущественно учатся и учатся. Потому что это — проверяют. Именно по этому показателю оценивается работа педагога. А сколько он там гулял или играл с детьми — не так важно.

Дети не играют, не гуляют, не двигаются и накапливают не просто антипатию, а ненависть к обучению.

С подростками другая картина: они ходят в школу иногда даже относительно охотно. Но опять же не из-за возможности что-то там узнать, а потому что у них там друзья, приятели, общение, интриги, опыт выстраивания социальных взаимоотношений.

Процент тех, кто ходит в школу учиться, удручающе мал. Конечно, если есть чудо-педагог, который смог заинтересовать своим предметом, увлечь чем-то, стимулировать интерес и стремление к знаниям в какой-то области, — таких детей больше. Но мало кому так везет».

«Инертность школьников — результат наших собственных «усилий», — считает Елена Волкова. — Несвоевременно раннее и неадекватное обучение детей, неучет возрастных и индивидуальных возможностей, унифицированный подход в образовании, невозможность формирования познавательных интересов и потребностей и многое другое.

И это невозможно исправить установками видеокамер хоть на каждой парте. Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».

В тренде

Ужесточение сейчас в тренде.

Если что-то не получается, первая реакция властей — ужесточать.

Вводить наказания, фиксировать нарушения, устанавливать веб-камеры, следить и контролировать.

Ставить ловушки, чтоб каждый нарушитель знал: мышь не проскочит, наказание неминуемо.

Примечательно, что именно такой подход к решению проблем характерен для людей с неразвитой познавательной мотивацией. Не желающих и не умеющих узнавать новое, учиться и докапываться до сути.

P.S. Камера с установкой стоит порядка 5 тысяч рублей. В России 44 тысячи школ. В школе минимум 10 классных комнат, а если там учатся две или даже три параллели, тогда комнат должно быть 20 или 30.

На все общее образование (то есть на все школы) из федерального бюджета в качестве межбюджетных трансфертов в 2015 году выделяется 16 468 млн руб. Каждый седьмой (а может, и каждый пятый) рубль пойдет на установку видеокамер, если депутаты решат все-таки реализовать эту свою затею. А всего на нее понадобится минимум 220 млн рублей.

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его за­ниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Капшитар В. А.

педагог-психолог

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

Одно из фундаментальных положений психологии гласит, что все функции и способности ребенка и, вообще, человека развиваются в процессе деятельности и общения с другими людьми.

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его заниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Если принимать во внимание основную массу детей со средними способностями и умеренно одаренных детей, то основными факторами, определяющими их развитие, окажутся деятельность и общение.

Для дошкольника ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется и внимание, и воображение, и произвольное управление своим поведением. Если ребенка 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, пусть даже посильную, это приведет к задержке развития, либо к какому-либо искажению. Внутри этой деятельности не может происходить нормальное развитие дошкольника. Ее элементы обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но заменять игру она не должна.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Разумеется, это не означает, что она должна быть единственной. Ребята младших классов с удовольствием играют, старшеклассники включаются в труд. Эти виды деятельности в той или иной мере присутствуют в жизни школьника. Но только один является ведущим – учеба. Именно она формирует и определяет его психическое развитие. Играми можно заниматься сколько угодно и с удовольствием, но игры уже не так развивают его функции и способности, как было раньше. Элементы же трудовой деятельности могут быть полезны как вкрапленные в сегодняшнюю жизнь кусочки завтрашнего дня, но решающую роль в развитии памяти, мышления, внимания, владения поведением еще не играют. Необходимость смены ведущего типа деятельности не укладывается жестко в возрастные границы. К одним она приходит раньше, к другим – позже. У взрослых людей трудовая деятельность тоже не является единственной. В свободное время у взрослых могут быть свои игры, а учеба, особенно, в смысле повышения квалификации, у многих из нас с некоторыми перерывами продолжается всю сознательную жизнь. Но развитие личности происходит в процессе трудовой деятельности, в ходе отношений с другими людьми.

Откуда же происходит нежелание учиться?

При поступлении ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против этой смены. У особо трудных ребят этот процесс растягивается на годы. Нормально воспитанный ребенок еще в дошкольном возрасте знает много ограничений, имеет представления о том, что нельзя, а что опасно, что необходимо, а что вредно. Но даже у такого ребенка основное время – свободное. Оно посвящается игре, и взрослые, как правило, в нее не вмешиваются. В игре ребенок свободен. Его воля практически ничем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это, если ребенок нормально воспитан и здоров. Если же ребенок не воспитан уже в 3-4 года, то он свободен уже и не только в игре, но и за ее пределами. На его поведение не накладывают запрет даже в тех случаях, когда его поведение вызывает протест у многих взрослых. Он рано осознает, что его воля – закон для окружающих. Ребенок привыкает делать то, что ему хочется, даже, когда это не нравится кому-нибудь из взрослых.

И вдруг – школа. Привычный уклад жизни резко меняется. На уроке уже нельзя делать то, что хочется. Хочется тебе выполнять требования учителя или нет – это никого не интересует. Дети быстро усваивают, что школа – это место, где порядки другие, нежели дома. Хочешь - не хочешь, а этим порядкам нужно подчиняться. Дома ребенок мог делать еще недавно то, что хочется, а надо садиться и писать. Учеба с самого начала требует от школьника усилий, сравнимых с трудом взрослых на производстве.

Интеллектуальная пассивность – один из наиболее частых случаев, приводящих к нежеланию учиться. Возникает, обычно, как реакция на сильно запущенный материал, ученик просто перестает понимать, что происходит на уроке. У него опускаются руки, и он не желает больше ни пытаться хоть частично понять происходящее, ни думать, ни вообще умственно работать. Нежелание умственно работать, напрягаться перерастает в привычку. Развивается интеллектуальная пассивность. Как оборотная сторона – нежелание учиться. Запущенность материала иногда происходит в результате пропусков занятий – ученик много болел или менял место жительства. Если вовремя не вмешаться, то действие окажется либо несформированным, либо сформированным с каким-либо дефектом.

Три точки зрения на мотивацию учебной деятельности ребенка.

Во-первых, это далекая и короткая мотивация. В семь лет, приходя в школу, ребенок знает, зачем надо учиться. Знание того, что нужно получить специальность, помогать маме с папой и т.п., должно быть побудительным мотивом к обучению. Это, с точки зрения взрослых, логично и неоспоримо. Но ведь в этом возрасте далекая мотивация практически никак не влияет на поведение человека. Короткая мотивация – близкий результат – вот что определяет поведение ребенка.

Другая точка зрения состоит в том, что ребенка побуждает учиться познавательный мотив. Ребенком движет радость познания. Действительно, когда книга, по сути, была источником знания, не было телевизора и компьютера, планшета и телефона путь познания лежал через школу. Но сегодня в школу приходят дети с иным запасом информации. Получается, что обо всем интересном дети хоть краем уха, но уже слышали, а на долю светлой радости познания остается таблица умножения, сопряжение неправильных глаголов и другие не слишком увлекательные вещи.

Наконец, третья точка зрения. Она выносит мотивацию школьника в социальную сферу. Согласно этой точке зрения стремление ребенка хорошо учиться поддерживается отношением окружающих. Но не так уж просто заставить себя делать что-то, даже очень приятное окружающим, если не вполне понятно и прочувствовано, зачем тебе-то самому это нужно.

Итак, действие далекой мотивации является неоправданным, познавательные компоненты и благотворное влияние окружающих сильно преувеличены. Так, часто дети считают, что школа – это место, куда тебя загоняют, где тебе задают работу и отравляют жизнь, если ты ее не выполнишь. Конечно, это суждение слишком категорично, но к какой-то части детей очень точно применимо. Это дети, посещающие школу, но не желающие учиться. Получается картина, когда ребенок еще не хочет учиться, но за него это хотят родители, учителя, директор школы. Все вместе они стараются сделать все возможное, чтобы помочь ребенку. А ребенок не хочет учиться, потому что учиться ему трудно. Те, кто приучен преодолевать трудности, справится, а те, кто не приучен или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малых лет привык делать то, что надо, а не только то, что хочется, то он справится с горечью учения.

Что же делать родителям, чтобы переход от игры к учебе произошел менее болезненно? И надо ли, вообще, что-либо делать?

К счастью, сейчас все меньше родителей, которые считают, что учеба их ребенка целиком на плечах учителя. Но что делать конкретно, родители представляют довольно смутно.

Первая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить новую деятельность. Для ребенка, даже посещавшего хороший детский сад, с увлекательными занятиями, учебная деятельность все равно непривычна. Начиная ею заниматься, ребенок делает постоянные промахи, совершенно немыслимые с взрослой точки зрения. Например, не только в первом, но и во втором и третьем классе встречаются дети, которые сначала делают упражнение, а потом выучивают правило, на которое упражнение задано. Иногда достаточно понаблюдать за ребенком некоторое время, чтобы подсказать простой прием работы. Ведь учеба – настолько необычная деятельность для ребенка, что ошибки просто невозможно предугадать. Если не обращать на них внимания, они могут закрепиться и превратиться в неправильные приемы работы. Все эти ошибки, как правило, достаточно хорошо заметны глазу взрослого. Чтобы их обнаружить, не нужно быть педагогом или психологом – достаточно проявить внимание к ребенку. А вот внимания этого в достаточной степени взрослые не проявляют. Неправильные приемы работы приведут к неуспехам в учебе, а если это станет стабильным явлением – к появлению отвращения к учебе.

Необходимо помнить, что как бы трудно ни складывались семейные обстоятельства, ребенок продолжает расти и формироваться. Этот процесс остановить нельзя ни на минуту. И все, что не будет сделано для него своевременно (неважно, по каким обстоятельствам), наверстать будет трудно, а может просто невозможно.

Помощь учителя и родителей

Помощь со стороны учителя необходима ребенку. Необходима и помощь со стороны родителей. И одна помощь не заменяет другую. Первая распространенная ошибка родителей состоит в подмене школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля. Вторая ошибка – дезориентирующая ребенка оценка. Родители, оказывающие помощь ребенку, забывают поддерживать контакт с учителем. Нарушается принцип единства требований.

Направление работы, которое родители не должны упускать из виду, – налаживание учебы у ребенка, недавно поступившего в школу. Это выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Что бы ни случилось, уроки должны быть выполнены. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть – это необходимо дать понять маленькому школьнику. Этот момент, пожалуй, является самым важным среди превентивных мер. Трудности в учебе, конечно, будут, но в нежелание учиться они не перерастут. Как же достигнуть этой цели? Уроки не должны откладываться и переноситься несколько раз по желанию школьника. Выполнение домашних заданий должно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого и необходимо начинать. Важно дать понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами взрослых. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

Ребенок еще в дошкольном возрасте должен быть приучен к тому, что когда родители заняты, им нельзя мешать;

Привитие уважения к умственному труду.

Что можно посоветовать родителям, когда нежелание учиться приобрело стойкий характер?

Все, что было упущено тогда, надо делать сейчас. Но сделать это будет совсем не просто. Все придется делать в крайне неблагоприятных условиях и с медленно приходящим результатом. Теперь на это уйдут не недели, а месяцы. Чем старше школьник, тем труднее воздействовать на него. Это уже во многом сложившийся человек, способный к отбору воздействий на него. От одних он отстраняется и блокирует их, другим раскрывается навстречу (период, когда ребенок начинает осознавать достоинства и недостатки, начинает заниматься самовоспитанием). Этим обстоятельством и нужно воспользоваться, превратив школьника из врага в союзника.

Меры прямого воздействия оказываются неэффективными. Нужно помнить, что ученик одновременно является и страдающей стороной. Он не умеет и не желает учиться, находится в постоянном конфликте с учителями и родителями. Он - предмет насмешек в классе. В такие минуты школьник с радостью готов принять протянутую ему руку. В этот момент он открыт, не пытается отгородиться от старших грубостью или молчанием.

Большую роль играет и среда дома (учебное и личное пространство),

класса (уют, комфортная мебель, не загруженное пространство, полезные вещи и современное информационное оборудование). Та среда, которую стараются создать не только педагоги, но и родители для своих детей.

Возникновение у школьника нежелания учиться, к сожалению, часто встречающийся неприятный случай. Противостоять его природе легче родителям, нежели школьному учителю. Конечно, в вопросах воспитания и развития нет рецептов, пригодных на все случаи жизни. Все случаи индивидуальны. Поэтому любые рекомендации не могут заменить необходимости размышлять самому и решать свою воспитательную задачу во всей ее неповторимости.

  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами.
  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  • Говорите ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Чаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но зато сразу реагируют на ошибки и проступки.
  • Верьте в своего ребенка!
  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как с взрослого.
  • Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
  • Проговорите ситуацию: если будут ссоры, как нам из них выходить (не молчать, не сидеть по углам, не обижаться).
  • Не давайте сразу резкую реакцию на протест, грубость.
  • Сохраняйте при общении один с ребенком уровень глаз (разговаривайте, взаимодействуйте не на бегу, не стоя).
  • Не читайте морали. Когда их читают, хочется закрыть уши.
  • Помните о внушаемости (слова – мысли).

Находите постоянно светлые стороны характера ребенка, и появится надежда на будущее. На время исключите контроль, закройте глаза на беспорядок, изменяйте отношение к грубости – сначала будет обострение, но надо выстоять, это испытание для родителей, и вы должны работать над собой в первую очередь.

Помните о влиянии характера взаимоотношений с родителями на самооценку ребенка. Нарушение поведения – это здоровая реакция чувствительной психики ребенка на болевые обстоятельства, это сигнал – «мне плохо, помогите!» Ребенок должен быть уверен, что в вашем лице он имеет не судью, а помощника, который его понимает. И без вас найдется достаточно людей, которые будут так или иначе его оценивать.

Прощайте неудачи, будьте терпеливы, справедливы, внимательны. Работайте над собой. Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

Наберитесь веры и терпения, и у вас все получится!

Желаю удачи!


Введение

Рынок Форекс / Forex является высокодоходным и высокорискованным средством извлечения прибыли от сделок по валютным курсам. Используемые инструменты работы на рынке Форекс во многом определяют результат валютной торговли участниками рынка Форекс, являющихся клиентами брокеров. Каждый Форекс- брокер предлагает свой торговый терминал, однако большинство брокеров и трейдеров рынка Forex сходятся сегодня в своем выборе терминалов MetaTrader 4 и MetaTrader 5. Форум ФорексДеньги создан для тех, кто выбирает в своей Форекс торговле терминал семейства MetaTrader, а так же платформы брокеров бинарных опционов.

Обсуждение торговли

Прогнозы рынка Forex, независимые мнения экспертов валютного рынка - всё это вы найдете в . Приветствуется наличие опыта работы на Форекс, однако не запрещены вход и право участия в дискуссиях всем желающим, в том числе трейдерам-новичкам. Обмен мнениями по движениям валют, демонстрация собственной торговли, ведение трейдерских дневников, разработка форекс-стратегий, взаимопомощь - главная цель общения в Форекс-форуме, посвященном трейдингу.

Общение с брокерами и трейдерами (про брокеров)

Если вы имеете негативный или положительный опыт работы с Форекс-брокером, поделитесь им в , посвященном вопросам качества брокерских услуг. Вы можете оставить отзыв о вашем брокере, рассказав о преимуществах или недостатках торговли через него. Совокупность отзывов трейдеров о брокерах представляет собой своеобразный рейтинг Форекс-брокеров. В этом рейтинге вы можете видеть лидеров и аутсайдеров рынка услуг трейдинга на Forex.

Софт для трейдеров, автоматизация торговли

Трейдеров, занимающихся автоматизацией торговли, созданием форекс-роботов, приглашаем в раздел , где можно задать любой вопрос по торговым платформам MetaTrader, опубликовать свои наработки, или взять готовые рекомендации по автоматизации трейдинга.

Свободное общение на Форуме ФорексДеньги

Вы хотите отдохнуть? Или пока еще не располагаете нужной квалификацией для общения в трейдинговых разделах? Тогда вам подойдет Форекс-форум для . Разумеется, не запрещено общение на темы, близкие к рынку Форекс. Здесь вы найдете анекдоты про трейдеров, карикатуры на экономическую тематику и полноценный офф-топ.

Деньги за общение на Форуме ФорексДеньги

Форум ФорексДеньги позволяет получить не только удовольствие от общения, но и существенное материальное вознаграждение благодаря . Средства, начисляемые за сообщения, которые развивают форум и вызывают интерес аудитории, могут быть использованы в Форекс-трейдинге у одного из партнеров форума.


Благодарим вас за выбор Форума ФорексДеньги в качестве места общения!

Школа – первый этап подготовки ребенка к взрослой жизни. Это не только обучение основным предметам и дисциплинам, которые необходимо знать, чтобы быть интеллигентным человеком, но и стартовая площадка для поступления в высшие учебные заведения. Многие родители ломают голову, почему их ребенок плохо учится? Низкие оценки, отрицательные отзывы учителей – все это заставляет родителя задуматься о том, почему же так?

7 причин, почему ребенок не хочет учиться

Все дети разные, каждый из них уникален, и однозначного ответа почему ваше чадо не тянется к знаниям — нет, но есть ряд основных причин, среди которых с вероятностью в 95% будет и ваша.

  • Конфликты с одноклассниками. Многие дети и подростки не могут нормально учиться из-за того, что в школе на уроках и переменах они находятся в постоянном стрессе. Конфликт может иметь множество поводов, некоторые совершенно непонятны для взрослого человека – такие как «не модная» еда, которую родители дали на завтрак в школу, цвет одежды или хобби. Детей, которые отличаются от общей массы школьного социума, начинают задирать одноклассники, что сильно мешает учебному процессу. В данном случае родителю необходимо провести с ребенком разговор, научить его занимать место в среде одноклассников, и возможно изменить некоторые собственные действия в отношении ребенка.
  • Несамостоятельность. Это одна из бед ребенка, который является единственным в семье. Если о ребенке много заботились в детстве, и он получал все готовое, он просто может не представлять, что значит «учиться». Родителям необходимо научить его учиться, показать, что нужно делать и помочь получить начальные знания по сложным предметам.
  • Отставание в развитии. Все дети индивидуальны. Не любой ребенок в том возрасте, в котором его отдали на обучение в школу, способен усвоить программу на необходимом уровне. Серьезные задержки в развитии необходимо развивать с помощью специалиста, но небольшое отставание можно преодолеть и дома, если родители помогут малышу освоить то, что он не понял.
  • Отсутствие интереса. Многим детям становится неинтересно банально зазубривать уроки, учить и выполнять однотипные задания. Методы силового воздействия, наказания только усугубляют ситуацию, и ребенок еще больше начинает ненавидеть предметы, которые ему не даются. В этом случае необходимо действовать мягко. Родители должны объяснить ученику, что выполнять задания – его обязанность, и даже если это делать не хочется, выполнять их все-таки надо. Если родители обладают достаточным временем, они могут показать ребенку, в чем интерес каждого из предметов с помощью интересных фактов, необычных опытов, посещения специальных выставок и развития слабых навыков в виде игр на ресурсе https://сайт/.
  • Трудные предметы. Многие сложные предметы, такие как точные и естественные науки необходимо осваивать последовательно, пошагово. Если ребенок пропустил часть материала по болезни или просто не понял, ему будет очень сложно усвоить следующий материал. Из-за этого школьник перестает делать вообще что-либо, так как ему кажется, что выучить весь объем информации просто невозможно. Ребенку необходима помощь родителей или репетитора, которые помогут понять то, что непонятно и вернуться к хорошей успеваемости.
  • Беда в семье. Не стоит забывать, что дети и подростки – тоже люди и у них, как и у любого взрослого, могут быть проблемы. Многие дети не способны учиться из-за проблем в семье. Конфликты между родителями, смерть родственника, ссоры с братьями-сестрами или даже с лучшими друзьями могут повлиять на ребенка сильнее, чем кажется. Важно учитывать, что часто дети, а тем более подростки, не показывают, что именно их тревожит, изображая безразличие к происходящему. Важно понять, когда ребенок испытывает стресс, потому что он может отразиться не только на успеваемости, но и на здоровье.
  • Особенности характера. Проблема ребенка может заключаться в стеснительности или неумении выражать свои мысли. Школьник может быть очень умным, но иметь плохую успеваемость из-за боязни вовремя высказаться. Необходимо учить ребенка высказывать и отстаивать свое мнение.

Самое главное – понимать, что плохая успеваемость не всегда объясняется банальной ленью и нежеланием работать. В большинстве случаев это не так. Зачастую дети не столько не хотят учиться, сколько не могут, и им нужна помощь взрослых и старших.

Учитель математики и информатики

Вопрос от Аллы, Москва:

«Что делать? Ребенок не хочет учиться в школе. Сыну 13 лет. Вот уже второй год не хочет ходить в школу, не хочет учиться, боится признаться в плохой успеваемости. После родительского собрания, на котором стали известны все его оценки, сказал бабушке, что ему остается только „повеситься“ и что он не хочет жить…»

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Понимаю ваше состояние. Мы начинаем бить тревогу, когда не понимаем поведение и поступки ребенка. Особенно часто это происходит в период пубертата. Не надо ждать непоправимого, услышьте его крик о помощи. И постарайтесь понять.

Почему ребенок не хочет учиться в школе? В чем причины? Что это: неусидчивость, неумение сосредоточиться, безответственность? Или ребенок просто не видит смысла в этой гонке за хорошими оценками? Точные ответы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает наши бессознательные желания.

Почему ребенок не хочет учиться - разбираем причины

Изначально все дети хотят учиться, они от природы любознательны и хотят развиваться. Значит, что-то пошло не так, и ошибки допустили мы - взрослые.

Что же на самом деле мешает учиться? Найдем корень проблемы - поймем, как ее решить.

Все мы разные, при этом каждый обладает врожденными желаниями, талантами и способностям. В терминах Системно-векторной психологии - векторами.

Итак, свойства психики разные, а в школе действуют единые стандарты обучения. В итоге все становятся заложниками системы. Дети попадают в жернова системы образования, которые работают без учета индивидуальных особенностей.

Очень часто мы начинаем искать внешние причины, обвиняя мир вокруг. Сознание подкидывает нам рационализации вместо истинных причин. И вот уже кривое зеркало показывает нам такие причины отсутствия желания учиться: плохая или злая учительница, плохие одноклассники, не та школьная программа или вообще система образования никуда не годится.

Но, обвиняя мир вокруг, мы не найдем ответа. Тут нужно смотреть в самую суть и видеть всех насквозь. Системно-векторная психология дает нам специальные 3D очки, чтоб видеть истинные причины. Хотите такие 3D очки?

Уверена, ваш ответ - ДА!

Не хотят учиться или не хотят в школу

Наша психика так устроена - мы либо бежим за наслаждением, либо избегаем страданий. В нашем случае, ребенок бежит от страданий. Какие страдания испытывает подросток, если бежит от школы, коллектива, не хочет учиться? Конфликты, непонимание в коллективе, сложные отношения с учителями - все это, как снежный ком, сваливается на подростка.

Ребенок сам не осознает, что на самом деле происходит и как ему лучше поступать, когда вокруг все не так. Ведь он находится в плену своих страхов, неуверенности, в поисках внутреннего стержня.

Сложности с учебой у вашего сына начались в 11 лет. Это возраст, когда подростки начинают заявлять о своих желаниях и сопротивляются тому, что им не нравится. Что же можно сделать и как помочь ребенку выбраться из этого замкнутого круга? Очевидный ответ - нужно делать не то, что мы делали до этого, а что-то другое - найти внутренние причины, почему ребенок не хочет учиться.

Не хочет учиться или не успевает?

Практически полностью соответствуют портрету идеального, даже золотого ученика дети, у которых есть анальный вектор. От природы они наделены усидчивостью, великолепной памятью, обладают аналитическим складом ума и хотят учиться. Такие ребята старательны и скрупулезны, пока не разберутся до конца в вопросе, не могут усвоить материал.

Именно дети с анальным вектором становятся заложниками бешеного скоростного ритма, который естественно проникает и .

Сначала он пытается адаптироваться к ситуации, но постепенно нагрузка возрастает, и такой ребенок перестает все успевать. Ему не хватает времени разобраться во всех деталях, вникнуть в тонкости предметов. И тогда он бессознательно начинает сопротивляться школьной нагрузке, с которой ему сложно справиться - начинает упрямиться, обижается, впадает в ступор.

Какие чувства испытывает при этом ребенок?

По своей природе он хочет быть самым лучшим, он искренне старается, но при этом не получает той оценки своего труда, которая соответствовала бы вложенным им усилиям. Из-за этого возникает обида. Все, что бы он ни делал, оказывается недостаточно, и у него постепенно опускаются руки. И вот он уже не знает, с чего начать, в каком предмете подтягивать хвосты, когда программа ушла далеко вперед. Кроме того, его может мучать чувство вины за то, что он не оправдал возложенных на него надежд учителей и родителей, и неуверенность в собственных силах. Все это мешает ему начать учиться.

А система и родители давят на него еще сильнее. Взрослым кажется, что ребенок должен делать всё быстро и все успевать, не рассиживаться с уроками, давать четкие ответы на вопросы, а он не может этого сделать в силу своих природных особенностей: ему нужно время, чтобы усвоить материал, и ответы такие дети часто дают подробные, порой растягивая слова и застревая на деталях. У педагога иногда не хватает терпения выслушать такого ребенка до конца, подождать, когда он дойдет в своих рассуждениях до сути. На самом деле, у этого ребенка заложены способности, которые позволят ему в будущем стать лучшим экспертом-профессионалом своего дела. А взрослым нужно постараться быть более терпеливыми к такому ребенку. Они должны понимать - ученик делает это не сознательно, просто его природные данные входят в этот момент в противоречие с требованиями школы.

Школа требует стандарт, а ребенок индивидуален

Взрослым кажется, ребенок должен соответствовать стандартам, а он не может в силу своих природных свойств. Он старается, а у него не получается. Кто виноват в этой ситуации?

Я не буду обвинять систему образования, потому что она подстраивается под ритм современного мира и пытается, как может, адаптировать детей к этим быстро изменяющимся условиям. Но особые медлительные дети при таких ситуациях попадают в сверхстресс. Ребенку заданы от природы свойства быть отличником, а он не может этого достичь в силу обстоятельств, которые от него не зависят.

Сделать домашнее задание качественно, разобраться в теме досконально - это их желание. А на деле получается полная противоположность - быстрый темп и буквально гонка. Когда желание очень долго не сбывается, то у человека наступает фрустрация - хочу и не получаю. В этом одна из причин того, что ребёнок не хочет учиться, не хочет ходить в школу.

Ведь он в школе вместо удовольствия получает стрессы.

Исходя из особенностей психики таких детей, попробуем предпринять другие шаги. Вот один из советов:

  • Возьмите один какой-то предмет и попробуйте восстановить пробелы и закрыть «хвосты». Для ребенка с анальным вектором это абсолютно посильная задача. Он с удовольствием возьмется за дело. Ведь в его природе - делать все последовательно и не спеша. Очень сложно восстановить материал, когда отставание очень большое. При этом у детей пропадает сам интерес к учебе. Если есть возможность, возьмите репетитора.

Но если же взрослые заставляют его бежать во все стороны, упрекая - «у тебя и по математике двойка, по русскому ты коряво пишешь, а по английскому незачёт»? От таких замечаний он ещё больше впадает в ступор, поскольку вообще не понимает, а что же делать и как разгрести эти завалы. Поэтому:

  • Поговорите с ребенком в хорошем позитивном ключе, без упреков и осуждений. Объясните ему, как важно учиться. Скажите, что вы в него верите и будете хорошо к нему относиться вне зависимости от его успехов в учебе.
    Составьте план и старайтесь по чуть-чуть его выполнять. После методичной работы с одним предметом ребенок с анальным вектором приобретет уверенность в своих силах и по аналогии сделает то же самое с другими предметами.

Ребенок не хочет учиться или не может быть усидчивым?

Взрослые рисуют себе портрет идеального ученика. Он должен быть внимателен, усидчив, обладать хорошей памятью, при этом быстро схватывать информацию. Но реалии жизни рисуют другой портрет, который зависит от врожденных заданных свойств ребенка, его векторов. И часто подвижным детям с кожным вектором, которые могут схватывать все на лету, ставят . Такие дети постоянно вертятся на уроках, что-то роняют, разговаривают и отвлекают других детей, не могут спокойно высидеть 40 минут до звонка.

Учителя жалуются на то, что они невнимательны и не хотят учиться. Так ли это на самом деле? Конечно, нет. Просто к этим школьникам нужен особый подход, который легко находят учителя с системным .

При этом у таких школьников очень адаптивная психика и они легко подстраиваются под реалии современной системы образования, если их немножко подтолкнуть и объяснить им через их внутренние ценности, зачем им нужна учеба.

Из школы бегом - в школу ползком

Есть особые ученики - гении в потенциале. Это обладатели звукового вектора. Таких детей всего 5%. У них от природы день и ночь с точностью наоборот. Именно поэтому такие дети ночью оживляются, а утром их не поднять в школу.

Звуковики - любители тишины, темноты и одиночества. Для них школа - естественный стресс. Там шумно и многолюдно. И если мальчик со звуковым вектором на перемене отстраняется от всех - это нормально. Все орут, а ему буквально больно от резких звуков.

Ребенок со звуковым вектором пытается спрятаться от неприятных и громких звуков, и тогда он уходит в себя. Учителя спрашивают, а он отвечает, как бы выходя из своего внутреннего мира: «А? Кто? Я?»

Его волнуют абстрактные вопросы, а не гонка за оценками. Он весь в себе, потому что бессознательно ищет ответ на самый главный вопрос в своей жизни - в чем смысл жизни.

И когда звуковика выдергивают из его размышлений и поиска ответов, он начинает тихо ненавидеть людей со всеми их «тупыми» вопросами и материальными желаниями. У звуковика мощный абстрактный интеллект, и школьная программа дается легко, почти без всяких усилий. Они и так все знают, и в школе им откровенно скучно. Сравнивая себя с другими детьми, они начинают испытывать чувство внутреннего превосходства. Поэтому часто они высокомерны, и окружающие кажутся им тупыми или даже идиотами.

И тогда это чувство превосходства может сыграть с ними злую шутку: они перестают вкладываться на занятиях, не делают домашнее задание, считая, что это слишком легко и еще успеют сделать на перемене между занятиями. Они могут читать на уроке учебник по другому предмету или какую-то внеклассную литературу по интересам. Считая себя выше других, они недоумевают, чему учителя могут их научить. Так рождается конфликт между ребенком и преподавателями.

Часто учителя говорят про такого ученика, что он не хочет учиться. А на самом деле он просто не видит в этом смысла.

Звуковой вектор - это гигантский объем психики. В тишине такие дети способны складывать гениальные мыслеформы. Все великие открытия на земле сделаны звуковиками.

Но звуковику бывает сложнее всего приспособиться к окружающему миру. Увлеченные своими мыслями, они забывают обо всем на свете. Это о таких говорят: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду» .

От постоянного воздействия громких звуков и от оскорбительных смыслов, которые транслируют учителя и родители («Ты тупой! Ты ничего не соображаешь! Зачем я тебя вообще родила?» ), звуковик может настолько глубоко уйти в себя, что у него теряется способность к обучению. А сегодня громкие звуки и негативные смыслы окружают нас почти повсеместно - в школе, в семье, с экранов телевизоров. При такой ситуации многие дети - не только звуковики - утрачивают способность к обучению через ухо: слышат слова, но воспринимать их не могут.

А иногда, когда звуковой ребенок замыкается в себе и теряет связь с людьми, в пубертате у него может даже возникнуть страх сойти с ума. Тренинг «Системно-векторная психология» помогает справиться с этой проблемой.

Как помочь ребенку со звуковым вектором - системные советы

Ребенок в подростковом возрасте всегда требует к себе особого внимания и деликатности.

Самое сложное - убедить учиться ребенка со звуковым вектором. Здесь может помочь только увлечение и вовлечение в какую-то область, которая даёт вызов его огромному абстрактному интеллекту. Это может быть программирование или решение олимпиадных задач. Всё что угодно, даже исследовательские работы.

Кстати, сочетание кожного и звукового векторов дает талант к программированию, а сочетание анального и звукового векторов - возможность в потенциале стать ученым.

Итак, мы рассмотрели ситуацию со всех сторон и поняли, что без помощи хотя бы одного взрослого не обойтись. Самое главное, когда ребенок чувствует поддержку от вас. В таком случае он обязательно постарается и преодолеет сложности с учебой.

Если взрослые будут продолжать давление, можно нарваться действительно на очень неприятные ситуации. Например, дети пойдут искать ответы в интернете, найдут там себе «друга», который их поймет, а потом даст советы, которые приведут к печальным последствиям.

Как педагог, я советую вам встать на сторону ребенка. При этом здесь нужно четко понимать заданные от природы свойства ребенка, оказывать ему поддержку, плюс учитывать особенности подросткового возраста. Подросток в этот период наиболее уязвим, он готовится выйти во взрослую жизнь, и ему кажется, что он уже «все знает», особенно, что нужно делать. Но у него еще мало жизненного опыта, поэтому он нуждается в поддержке близких.

В этот период родителям и учителям нужно быть еще более внимательными и наблюдательными.

Я наблюдала в своей практике, когда системный подход и поддержка родителей буквально давали возможность ребенку расцвести . Исчезали двойки, тройки, а плохие оценки постепенно исправлялись. Ребенок становился чуть ли не .

Вот отзывы участников тренинга:

«...И с учебой наладилось, идём на результаты: четыре в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто - системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

«...А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени и курс которых был назначен на октябрь.
Сегодня, когда я пишу этот отзыв, до конца учебного полугодия осталось три дня и мой сын заканчивает его отличником!!»
Юлиана Г., учитель по классу фортепиано в музыкальной школе, Ульяновск

«…Большие проблемы были со старшим ребенком. Расшатанность эмоциональная, вплоть до истеричности, проблемы с учебой - ребенок категорически не хотел учиться, причем чуть ли не с рождения отталкивал любую попытку обучения чему-либо извне, что приводило к постоянным скандалам при попытке выполнения домашнего задания…
Курс начался 22 августа, а уже с 1-го сентября дочка принципиально изменилась. Стала спокойнее, вообще перестала плакать в школе, постепенно пришла к выводу, что ей нравится учиться!..»
Анастасия Т., предприниматель, Варшава, Польша

Только искреннее взаимодействие родителей с детьми позволит понять, что на самом деле происходит. Ребенок не хочет учиться или избегает конфликтов? Дети на самом деле бывают очень жестокими, агрессивными, а без грамотного руководства педагога могут возникать ситуации, как в фильме «Чучело» .

Когда вы начинаете понимать, как устроена психика вашего ребенка, вы можете подсказать ему, как найти что-то хорошее в школе и полюбить учиться.

Примерить 3D очки, увидеть и понять истинную причину, почему же ребенок не хочет идти в школу, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге 22 Фев, 2018