Петр i заказал итальянским архитекторам. Петр Великий – первый архитектор Петребурга. Павел I и Винченцо Бренна

В вашей корзине В корзине нет ни одного товара

Петербургское барокко на примерах елизаветинского, екатериниского, строгановского

Дворец Меньшикова в Петербурге построен в стиле петербургское барокко.1710 - 1727 гг. Архитекторы Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови.

В начале 18 века Россия победила в Северной войне и получила выход к северным морям. Под влиянием петровских реформ страна стала стремительно развиваться, усилились связи со странами Западной Европы, что привело к основанию крупного порта, который затем стал северной столицей России - Петербурга. Петербург активно застраивался, и именно в этом городе наиболее ярко проявилось влияние европейского зодчества. Петербургское барокко (1697—1730 гг.) - опредение архитектурного стиля, который был утвержден Петром I для строительства нового города на Неве. Петербургское барокко основывалось на зодчестве мастеров разных европейских стран. Работы архитекторов в новой столице эклектичны: в их проектах итальянское барокко сочетается с ранним французским классицизмом, элементами готики. В конце правления Петра направление приобрело черты французского барокко. Для петербургского барокко характерны плоские фасады домов, четкость вертикальных фасадных членений украшение пилястрами с малым выступом, строгость декора, крупные габариты строений, симметричность, расположение главного портала в центре композиции. Оконные проемы могли иметь арочную или прямоугольную форму, плоские наличники. Кладку стен выполняли из кирпича, затем оштукатуривали и окрашивали в голубые, зеленые, красновато-розовые тона, при этом пилястры и другой архитектурный декор красили в белый цвет. Особенностью этого направления стал отказ от византийских мотивов в зодчестве, которые присутствовали в русской архитектуре около 7 веков, что отличало питерское барокко от нарышкинского . То, что это стилевое направление было эклектичным, делало его отличным от голицынского барокко, которое опиралось на примеры итальянского и австрийского зодчества эпохи барокко. Основателем петербургского барокко считается Доменико Трезини, который в своих произведениях использовал симметрию, четкость композиции. Другой мастер, оказавший большое влияние на архитектуру города на Неве - Жан Батист Леблон, который сочетал изящество европейского барокко с русскими традициями, он же предложил мансардные крыши с переломом.

Основоположник петербургского барокко - Трезини

Архитектурный стиль, воплощенный Трезини в строениях, назвали петровским барокко. Доменико Трезини (Domenico Trezzini), или, как его называли на русский манер, Андрей Якимович Трезин. 1670-е - 1734 гг. В 1703 г Трезини поступил на службу Петру I, изначально по договору он должен был работать один год. Первая работа Доменико Трезини - форт Кроншлот в Финском заливе у острова Котлин (сооружение не сохранилось). С 1706 г. по 1740 г. под его руководством велись работы по постройке каменной Петропавловской крепости. С 1712 по 1733 гг. Трезини руководил возведением Петропавловского собора. По его проекту были построены разнообразные здания внутри крепости: казармы, погреба и пр. В 1710 г. мастер предложил проект царского Зимнего дворца (сейчас здесь располагается Эрмитажный театр, и до нашего времени сооружение не сохранилось).

Зимний дворец в Петербурге при Петре I. Гравюра. Художник А. Ф. Зубов. 1711 г.

В том же году Трезини совместно с другими зодчими, начинает работы над Летним дворцом.

Летний дворец Петра I (адрес: Кутузовская набережная. Летний сад. 1710 - 1716 гг.) Архитекторы Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино. Фасад декорирован барельефами, изображающими Северную войну (автор - скульптор и архитектор Андреас Шлютер)

В 1712 г. зодчий создал модель монастыря в честь Александра Невского. В 1716 г. архитектор предложил план застройки Васильевского острова. Трезини стал победителем конкурса на строительство Здания Двенадцати Коллегий в 1718 г. Одним из учеников Доменико Трезини был Михаил Григорьевич Земцов. Первые дома, построенные им в Петербурге, имели строгие и лаконичные формы. В более поздний период он создает сооружения, близкие к европейским барочным формам, например, колокольню Петропавловского собора, Петровские ворота. Петровские ворота венчает арка с аттиком и лучковым фронтоном. Фронтон декорирован резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор Конрад Оснер), символизирующим победу России в Северной войне (в аллегории апостол Пётр олицетворяет Петра I, а Симон - шведского короля Карла XII). Над аркой мастер Франсуа Вассу в 1720 г. установил российского двуглавого орла. После частичного повреждения в 1941 Петровские ворота были отреставрированы под руководством архитекторов А.А. Кедринского и А.Л. Ротача в 1951 г.

Петровские ворота Петропавловской крепости.1717 - 1718 гг. Заячий остров. Архитекторы Д. Трезини, Н. Пино.

К произведениям Трезини относится и собор Святого Петра и Павла на Заячьем острове.

Собор святых апостолов Петра и Павла.1712 - 1733гг. Заячий остров. Архитектор Д. Трезини. Особенность собора - многоярусная колокольня, высокий золоченый шпиль с флюгером в виде ангела. В архитектуре собора сказывается влияние итальянского и североевропейского барокко.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря 1717 - 1725гг (адрес: набережная реки Монастырки,1. Петербург) Архитектор Д. Трезини.

Жан Батист Леблон и другие архитекторы петербургского барокко

Жан Батист Леблон (Jean-Baptiste Alexandre Le Blond. 1679—1719 гг.) - французский архитектор, назначенный царем генерал - архитектором. Приехал в 1716 г. в Петербург по приглашению Петра I. В 1716—1717 гг. проектировал план города (в дальнейшем план был осуществлён не полностью). Леблон участвовал в строительстве Большого дворца, Монплезира, занимался планировкой парка и дворца в Стрельне. Вместе с Трезини создавал проекты образцовых городских жилищ. К его работам принадлежит Петергофский дворец, впоследствии перестроенный. Сооружений, которые можно однозначно отнести к работам Леблона, до настоящего времени не сохранилось. Среди известных зодчих, прибывших в Россию по приглашению Петра были также Андреас Шлютер (Andreas Schlüter. 1662 -1714 гг. немецкий скульптор и архитектор, представитель раннего барокко), Дж.М. Фонтана (Giovanni Maria Fontana;1670-1712 гг). В договоре, составленном в 1703 г. записан как «мастер палатного и фортификационного строения»), Николо Микетти (Nicola Michetti; 1675—1759 гг). Являлся главным придворным архитектором сооружений в Петербурге и его пригородах в 1719—1723 гг., Г. Маттарнови (Georg Johann Mattarnovi, ? - 1719 гг.) и другие.

Сохранившиеся памятники петербургского барокко

Дворец Меньшикова. 1710 - 1727 гг. Васильевский остров Университетская наб.,15. Архитекторы Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови.

Кикины палаты 1714 - 1720 гг. Ставропольская ул., 9. Предполагаемый архитектор А. Шлютер.

Кикины палаты 1714 - 1720 гг. Архитектор неизвестен, предположительно это работа Шлютера.

Здание Кунсткамеры. 1718 - 1734 гг. Университетская наб., 3. Архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов.

Кунсткамера.1718-1734 гг.

Здание Двенадцати коллегий. 1722 - 1742 гг. Университетская наб.,7. Архитекторы Д. Трезини, Л.Т. Швертфегер.

Здание Двенадцати коллегий. 1722 - 1742 гг.

Елизаветинское барокко

Картина Аничков дворец. Художник Барт Вильгельм. 1810-е гг.

Елизаветинское барокко - период в русской архитектуре во времена правления царицы Елизаветы (1741-1761 гг.) Елизаветинское барокко также называют растреллиевским - по имени наиболее известного архитектора, строившего в елизаветинскую эпоху в России. Эта разновидность барочного направления в зодчестве сочетала русские храмовые традиции с элементами европейского барокко: пятиглавия церквей, луковичные купола, крестово-купольные планировки. В этот период стены стали более рельефными за счет объемных, выступающих элементов ордера - пилястр, колонн и т.д., лепнины, скульптур. Цветовые сочетания покрытий фасадов были яркими и контрастными. Фасады было принято окрашивать в два или три цвета, для декора использовалась позолота. Тенденция развития этого направления усиливалась царским абсолютизмом и стремлением власть имущих к роскоши и парадности. В результате развития стилевого направления появились сооружения Растрелли -масштабные, величественные, пышно декорированные, с пластичными фасадами.

Граф Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli). Родился во Франции в семье зодчего Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. В 1716 г. вместе с отцом прибывает в Петербург на службу Петру I. Первая работа архитектора - дворец для Антиоха Кантемира. 1721-1727 гг. После переворота и прихода к власти Анны Иоанновны служил новой царице, создал проект «русского Версаля» в Летнем саду. После следующего переворота новая императрица Елизавета привлекла архитектора к строительству Летнего и Аничкова дворца, Смольного монастыря в Петербурге, Верхних палат в Петергофе, Зимнего дворца, Екатерининского Большого дворца. Растрелли строил дворец для канцлера М. Воронцова, дворец Строгановых. В 1748 г. Растрелли получил звание обер - архитектора. После смерти Елизаветы 5 декабря 1761 г. Петр III пожаловал зодчему звание генерал - майора и орден Святой Анны. 23 после прихода к власти Екатерины II 23 октября 1763 г. Растрелли был отправлен в отставку

Одно из знаменитых строений в стиле елизаветинское барокко - Зимний дворец, который строил Бартоломео Растрелли (Rastrelli, Bartolomeo Francesco.1700-1771 гг.) совместно с Ф. Аргуновым, С. И. Чевакинским, А. В. Квасовым, Трезини.

Зимний дворец. Архитектор Растрелли.

Также над созданием строений в Петербурге трудились российские мастера: Д.Ухтомский (Ухтомский Дмитрий Васильевич. 1719 - 1774гг.), И. Мичурин (Мичурин Иван - архитектор, последователь и ученик Растрелли. 1700-1763 гг.), крепостной зодчий Ф. Аргунов (Федор Семенович Аргунов - крепостной графа Шереметьева.1716—1754 гг.), С. Чевакинский (Савва Иванович Чевакинский.1709 - 1770-е гг. Архитектор дворянского происхождения), А. Квасов (Квасов Алексей Васильевич. 1718—1772 гг. Был главой архитектурного отделения Комиссии по каменным строениям Санкт-Петербурга и Москвы). В стиле елизаветинское барокко был построен Аничков дворец (1741—1753 гг.).

Аничков дворец. (1741—1753 гг.) Строился по указу Елизаветы. Проект здания создал М. Земцов. Растрелли завершал строительство.

Строгановский дворец (1753—1754 гг), Воронцовский дворец (1749—1757гг.), Смольный собор (1748—1754 гг), Екатерининский дворец в Царском Селе (перестроен в 1752—1758 гг.), Большой Петергофский дворец (перестроен в 1745—1755 гг.), Николо-Богоявленский морской собор (1753—1762 гг.), дом И. И. Шувалова на Итальянской улице (1753—1755), здания Александро-Невской лавры и др.

Шуваловский дворец на Итальянской улице. 1753-55 гг. Архитектор С. Чевакинский

Елизаветинское барокко оставалось столичным стилем, вне столицы в этом стиле практически не строили (за исключением нескольких построек А.В. Квасова, А. Ринальди в Украине).

Екатерининское барокко - период в архитектуре России во времена Екатерины II

Екатерина II взошла на престол в 1762 г. После ее прихода Растрелли и Чевакинский, строившие в период властвования Елизаветы, были отправлены в отставку. В 1760-е годы в Петербурге начинает работу приверженец классицизма, становившегося модным в Европе - Ж.Б. Вален-Деламот, в стиле ранний классицизм начинают творить Ю. Фельтен, И. Старов, В. Баженов, Н. Легран. Однако, несмотря на активное наступление классицизма в России , екатерининское барокко сумело найти для себя временную нишу до полного покорения России классицизму. Наиболее значимые работы екатерининского правления принадлежат А. Ринальди, в творчестве которого ощущалось смешение рококо и раннего французского классицизма на основе барочного стиля. Творец екатерининского барокко А. Ринальди (Antonio Rinaldi. ок. 1709 —1794 гг.) — итальянский зодчий, один из первых представителей приглашенных в Россию иностранных зодчих. По контракту он должен был работать в России семь лет, строить, готовить российских архитекторов. В 1752 г. он начал заниматься строительством для гетмана Украины в Батурине. В то же время зодчий возводит дворец Разумовского в Глухове. В 1754 г. архитектор начинает работать на Петра III, который должен был стать следующим после Елизаветы императором. Он принимает участие в строительстве Ораниенбаума и в 1761 году становится главным архитектором основного претендента на престол, а также его жаловала и супруга Петра III - будущая императрица Екатерина II. В результате, после восхождения на трон Екатерины, Ринальди становится главным архитектором Петербурга. Некоторые искусствоведы говорят о произведениях Ринальди, как об архитектуре рококо, однако построенные им здания, несмотря на наличие некоторых элементов этого стиля, например, рокайлей, все же имеют выраженный барочный характер. Работы Ринальди в стиле екатеринское барокко. К работам Ринальди относят Екатерининский собор на площади Николаева в Кингисеппе. Окончание работ в 1782 г. Пятиглавый собор в плане представляет собой крест, концы которого закруглены. Имеет многоярусную колокольню.

Екатерининский собор на площади Николаева. Кингисепп. 1782 г. Архитектор Ринальди.

Фасады зданий в этом стиле имели большую плавность, чем в строениях елизаветинских времен, более сложные планы. Помимо Ринальди в этом стиле продолжали строить и местные зодчие. К стилю екатерининское барокко относятся: Владимирская церковь (1761-1769), архитектор неизвестен; Андреевский собор (1761-1775 гг.), архитектор А. Вист; Владимирская церковь усадьбы Дылицы (1762-1766 гг.), архитектор Чевакинский создал ее в конце своей карьеры; церковь Екатерины в Пярну (1764-1768 гг.), архитектор П.Егоров. В этом стиле строилась церковь Рождества Богородицы (1764 -1765 гг. Усадьба Е. Головиной Тарычево).

Церковь Рождества Богородицы (1764 -1765 гг.) в Тарычево - усадьбе Е. Головиной. В ее барочных фасадах уже чувствуются мотивы классицизма.

В стиле екатерининское барокко созданы московские колокольни: при церкви Троицы (1764-1768 гг. Серебряники. По заказу А. Гончарово); на церкви Иоанна Предтечи (1770-е гг. Бор), ярусы колокольни Новоспасского монастыря (1782-1785 гг.), церковь Спаса Преображения в Спас-Косицах. 1761 г.

Церковь Спаса Преображения в Спас-Косицах в стиле екатерининское барокко. Спас-Косицы. 1761 г.

Люкарны представляют собой слуховое окно на крыше или куполе, украшаются наличниками. Восьмерик на четверике - архитектурный тип церквей. Восьмерик верхняя восьмигранная часть здания, стоит на квадратном или прямоугольном основании (четверике).

Внимание архитекторов екатерининского барокко было обращено на Москву, которую нередко посещала императрица. В это время после Указа «О вольности дворянства», освобождающего дворян от обязательной государственной службы, в Москве и ее окрестностях стали селиться семьи вельмож, они и становились заказчиками строений в новом стиле. Церковь Николы в Звонарях (1762-1781 гг. Усадьба графа И.И.Воронцова) имеет сложный барочный декор верхней части, люкарны, яйцевидный купол, тип архитектурной композиции: восьмерик на четверике - яркий пример екатерининского барокко за пределами Петербурга.

Церковь Николы в Звонарях. 1762-1781 гг. По проекту архитектора К.И.Бланка. Восьмерик на четверике.

Широкий четверик и узкий восьмерик стали популярными в 1760-е годы. Такое сочетание встречается в разных постройках: церковь Бориса и Глеба на Арбате (1764-1768 гг. заказ А. Бестужева-Рюмина. До настоящего времени не сохранилась), в усадебных храмах, построенных для графа И. Воронцова: Спасском и Киево-Спасском (1769 г.), Успенском, Бориса и Глеба (1779 г. Свитино), для графа В. Орлова: в Никольской церкви (1778 - 1780 гг. Усадьба Отрада).

Спасский храм. Построен на средства графа Воронцова. Лобня. Киово. 1769 г.

Курватура - небольшое искривление прямолинейных элементов в здании.

В некоторых храмах того времени уже ощущается влияние классицизма , но при этом их композиции и украшения фасадов остаются барочными. Сооружения, заказанные самой Екатериной, строились по принципу, предусматривающему акценты на композиции, в них присутствуют курватуры, изгибы, разрывы непрерывности поверхности фасада. Этот принцип можно отследить в церкви Екатерины на Всполье (1766-775 гг. Ордынка).

Церковь Екатерины на Всполье.1766-775 гг. Ордынка. Москва. Архитектор К. Бланк. 1766-1775 гг.

Среди итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, без произведений которых невозможно представить нашу северную столицу, следует прежде всего назвать пятерых: Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джиованни Росси и Джакомо Антонио Доминико Кравенги.

Первым из них по приглашению Петра I в Россию в 1703 году прибыл Доменико Андреа Трезини (1670 - 1734) , заложивший основы европейской архитектуры в нашей стране.

Памятник Трезини напротив его дома в Санкт-Петербурге:

Архитектурный стиль Трезини получил название "петровского барокко" . Самыми известными его произведениями являются Петропавловский собор , построенный им в 1712 - 1733 годах:


Здание Двеннадцати коллегий (1722 - 1742 гг. ;
общий проект был составлен Доменико Трезини, заканчивал строительство
немецкий архитектор Теодор Швертфегер):


Дом Трезини , построенный в 1721 - 1723 гг . по его проекту
его учеником архитектором М. Г. Земцовым на Университетской набережной:


Летний дворец Петра I , построенный Трезини в 1710 - 1714 гг .
в Летнем саду и созранившийся в первозданном виде до нашего времени:


Самым видным представителем "елизаветинского барокко" являлся Бартоломео Франческо Растрелли (1700 - 1771) ,

архитектурные творения которого представляют собой настоящую гордость Санкт-Петербурга:

Большой Петергофский дворец (1747 - 1756 гг.):


Смольный собор (1748 - 1764 гг.):


Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 - 1756 гг.):


Зимний дворец (1754 - 1762 гг.):


Творчество другого итальянского архитектора Карло ди Джиованни (Карла Ивановича) Росси (1775 - 1849) представлено уже классицизмом и ампиром .


Самые известные работы Карло Росси:

Михайловский дворец (1819 - 1825 гг.),
в котором распологается основная экспозиция Русского музея:


Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 - 1829 гг.):


Здание Сената и Синода на Сенатской площади (1829 - 1834 гг.):


Александринский театр (1827 - 1832 гг.):


Улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), (1827 - 1832 гг.):


В Московии возводили палаты, храмы и монастыри бродячие артели строителей: мастера «со товарищи». Например, Яков Григорьевич Бухвостов за один сезон ставил белокаменные церкви и в Москве, и в Рязани, кроме того и в Иосифо-Волоколамском монастыре успевал поднять стены с шатровыми башнями.

Потом, при Петре, деятельность местных артелей иссякла. Будто исчезли русские зодчие, столь искуссно ставившие вертикали церквей в пространственных безмерностях. Будто умения их «товарищей», способных раскрыть душу и дерева, и камня, хватило лишь на выполнение «черной работы». Жутковато становится от этого незаметного на равнодушный взгляд будто. Рассказывает оно, как лишившись общественного спроса-заказа, исчезают даже высокоразвитые культуры. Исчезают! Не будем спешить с выводами, лишь приступая к рассмотрению истории Петербурга, начавшего сзывать иноземных архитекторов. Откуда и каких?

В конце XVII века города Италии окончательно утратили свое былое могущество: время их земной славы истекло. Итальянские художники оказались перед необходимостью искать заказы при других дворах Европы. Начало XVIII века для Франции тоже не обещало создания новых Версалей: долгий «золотой век» Людовика XIVклонился к упадку, страна была истощена войнами, обременена долгами.

Петр I понимал, «многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах». И повелел Российский царь своим посыльным найти в европейских столицах архитекторов, что смогли бы построить ему город не хуже, чем у «чужих королей».

1 апреля 1703 года Андрей Измайлов, русский посол при дворе датского короля Фредерика IV, подписал в Копенгагене договор о службе в России с десятью итальянцами. Удачным получилось соглашение: среди подписавших договор значился Доменико Трезини, что, начав с мазанковой башни «Кроншлот», воплотит в камне самые светлые чувства первопетербуржцев.

Трезини родился в 1670 году в, так называемой, Итальянской Швейцарии. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Образование получил в местной художественно-ремесленной школе. Приехал в Петербург, чтобы работать, не зная, над какими заказами именно. Судьба повелела, и стал он «мастером фортификационного и гражданского строительства», дослужившись в конце жизни до чина «полковника- архитектора» - не «генерала». Первый архитектор Санкт-Петербурга, умер в 1734 году, отдав Северной столице 30 лет своей жизни. Многое следует рассказать об этом прекрасном человеке, но, всему - свой черед.

Исследователи выяснили, вместе с Трезини приехал в 1703 году в Петербург еще один итальянский архитектор - Марио Джованни Фонтана, происходивший из того же Тессинского кантона. Представители рода Фонтана издавна занимались архитектурой и скульптурой. Наиболее знаменит среди их - работавший в Риме Карло Фонтана, ученик самого Бернини - величайшего скульптора эпохи Итальянского барокко. Марио Джованни образование получил в местной художественно-ремесленной школе-мастерской. Первые годы, вместе с Трезини, работал в Дании. Затем оба отбыли в Россию. Сначала - в Архангельск. Потом - в Москву, где до 1710 года Фонтана находился в распоряжении Оружейной палаты, возобновляя сгоревшие на территории Кремля здания. Одновременно и сразу начал он выполнять заказы Меньшикова. Достраивал церковь Архангела Гавриила, «что на Чистом пруду», начатую Иваном Зарудным. Народ прозвал церковь «Меншиковой башней» и было за что: выдавала она намерения Светлейшего утвердить в Москве славу своего имени, возведя храм, что превзошел бы по высоте самого «Ивана Великого». Перестроил Фонтана подаренный Меншикову Петром дворец Франца Лефорта, что был возведен в традициях московского барокко «каменных дел художником» Дмитрием Аксамитовым. Были у него и собственные московские работы: парадные дворцы для генерал-адмирала Апраксина и князя Гагарина. Все остальные постройки - для Меншикова, но, уже в Петербурге, Ораниенбауме, Кронштадте. Что стало с «княжьим архитектором» после падения Светлейшего, неизвестно.

В течение «деревянного» и «мазанкового» периодов в истории Петербурга Трезини был первым и единственным архитектором новой столицы. Иностранные зодчие стали прибывать в Россию лишь после 1709 года, отмеченного победой под Полтавой, положившей, по словам Петра, «камень в основание Санктпитербурха… с помощью Божией».

В 1713 году в Гамбурге был заключен контракт на возведение дворцов для князя Меншикова еще с одним «мастером палатного и гипсового дела» - Шеделем Иоганном Готфридом. Родился Шедель в 1680 году. Профессиональное образование получил в среде немецких архитекторов и строителей, работавших в стиле школы Шлютера - крупнейшего мастера, так называемого, Северного барокко. Возведением дворцов для Светлейшего занимался с 1713 по 1726 год. После опалы Меншикова два года состоял в штате Канцелярии от строений. Затем, по

  1. План укреплений о. Котлин,
    утвержденный Петром I в 1721 г
    регулярный город с гаванями и
    доками за крепостными стенами;
    три прибрежных цитадели:
    фдва морских форта.

Архитекторы: Трезини, Леблон,
Браунштейн, Микетти…

2. Мазанковая башня «Кроншлот»
Архитектор Трезини. 1704 г.

1731 год, вместе с Растрелли-сьшом возводил Анненгофский дворец в Москве. Остальные годы своей жизни он работал в Киеве, где наиболее значительным его творением стала колокольня Киево-Печерской лавры. Умер Шедель в 1752 году, отдав России 39 лет жизни.

В том же, 1713 году, прибыл в Петербург Теодор Швертфегер. Говорят, он «был собственно золотых дел мастером, хорошо рисовал и делал модели»… Одна из них - выполненный в натуре Свято-Троицкий собор, пришла через некоторое время в аварийное состояние, потому что архитектура отличается от ювелирного изделия не только размерами.

Помогли поиску специалистов две крупных смены царствований, произошедших в ту пору в Европе. В 1713 году умер прусский король Фридрих I. В 1715 - «Король Солнце» Франции Людовик XIV. Каждый раз Петру удавалось, с выгодой для затеянного им «Великого предприятия», воспользоваться неизбежными изменениями эстетических пристрастий при дворах. Сначала Русский царь заполучил самого Шлютера. Через три года в его распоряжении оказался Растрелли - знатнейший скульптор, занимавшийся и архитектурной практикой.

Андреас Шлютер (1664 или 1665 - 1714) родился в Данциге (?). Изучал архитектуру там же, затем продолжительное время работал в Варшаве. Слава крупнейшего европейского архитектора и скульптора пришла к нему при дворе прусского короля Фридриха I. Одна из первых работ Шлютера-конный памятник великому курфюрсту. В дальнейшем он возводит здание Цейхгауза (арсенала) в Берлине, перестраивает королевский замок в Шарлоттенбурге и Большой королевский дворец в Берлине. Жилые и парадные помещения этого дворца считались до их разрушения в 1945 году самыми великолепными интерьерами Северного барокко. Именно для дворца Шлютер сделал чертежи и рисунки панелей для облицовки стен «Янтарного кабинета». Идея частично была претворена в жизнь, но интриги между двором короля и королевы (при каждом дворе - свой главный архитектор) помешали завершению работ. Помог разрешить конфликт «дипломатический случай» - поиск архитекторов для Петра I там, где не все спокойно…

Узнав о смерти Фридриха I, Яков Брюс прибыл в Берлин и в мае 1713 года заключил контракт со Шлютером, приглашенным на должность «генерал-архитектора» Петербурга. Царь в знак высочайшей любезности предоставил европейской знаменитости для работы и проживания несколько помещений в первом этаже своего Летнего дворца. Несомненно, Шлютер рассказал Петру о своих надеждах-неудачах с «Кабинетом» и загорелась в сердце русского царя жажда, заполучив автора, приобрести и янтарное чудо.

4 июля 1714 года Андреас Шлютер умер. Одни исследователи говорят - от чумы. Другие говорят - возраст был преклонный (это в 49- то лет?). Главное в другом - Шлютер умер, не закрепив на невских берегах славу своего имени. Почему, ведь с мая 1713 года по июль 1714 многое можно было сделать? Отодвинем ответ на очень серьезный вопрос на потом, а вот к истории «Янтарного кабинета» у нас не будет повода вернуться в дальнейшем…

В 1716 году, в свою вторую заграничную поездку, Петр повстречался с новым королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I, отличавшимся хорошо известной Европе скупостью. По этикету столь высокие персоны при встрече должны были делать друг другу памятные подарки. Прусский король нашел, как выйти из затруднительного положения. Подарил «Янтарный кабинет», требующий больших затрат на доделку, и увеселительную яхту «Либурника» с роскошными интерьерами, требующими больших затрат на содержание. Петр, в долгу не остался: прислал королю по возвращении «кубок собственной ручной работы» и «пятьдесят пять человек больших гренадеров». Тоже не слишком потратился: людьми Россия всегда была богата.

Янтарные панели смонтировали в «нижней зале» двухэтажных «Людских покоев», что стояли напротив Летнего дворца в Летнем саду. «Людскость», что светскость. Покои предназначались не для прислуги, как принято считать, а для духовного развития преображаемых россиян. Так Шлютеров «Кабинет» занял в истории дворцов Российских императоров достойное место, превратившись в 1945 году в потерю, что не дает россиянам забыть о себе.

Зачем искать, если архитектура - «немой свидетель былого»? Нужно найти, «заговорив», архитектура раскрывает удивительные тайны. Однако, продолжаем пересчет работавших в Петровом граде иностранных архитекторов…

Иоганн Браунштейн прибыл в Петербург вместе со Шлютером - своим учителем. Собственную практику начал в 1714 году, после смерти Шлютера. Много заказов царя Петра - на счету Браунштейна, только… Свидетели запечатлели не лучшие свойства натуры архитектора, заставив историков относить его к иностранцам, приезжавшим в Россию за легким заработком. Известно, Браунштейн считал обузой иметь учеников из русских, а потому вместо того, чтобы учить их чему-нибудь, использовал в качестве домашней прислуги. Известно, немалые сложности возникали у Браунштейна со всем, что он строил в Петергофе. К счастью, рядом с ним всегда стояли другие архитекторы…

В 1714 году появился в Северной столице Георг Иоганн Маттарнови. Все, казалось бы, совпало: и талант, и работоспособность. Печальный случай вмешался. Умер Маттарнови в 1719 году в очередную эпидемию оспы, методично уносившую жизни многих людей в Петровом «Парадизе».

Мелькают и другие имена в авторстве отдельных построек: Николаус Гербель, Гаэтано Киавери. Последний ничем особенно себя не зарекомендовал: поработал, сколько положено по контракту, и уехал. Совсем недавно исследователи открыли, что, судя по дальнейшей практике, был Гаэтано Киавери гением. Вот так, не всем Петербург оказывался по нраву. И он не ко всем был милостив.

В 1716 году, после смерти Людовика XIV, прибыли из Парижа в Петербург два очень разных человека с очень непохожими судьбами - Растрелли и Леблон…

Первым появился Бартоломео-Карло Растрелли. Родился он в 1675 году во Флоренции в семье, гордящейся своей принадлежностью к древнему аристократическому роду. Получил разностороннее художественное образование. В 1700 году двадцатипятилетний Растрелли с женой переехал в Париж, где в том же году у них родился сын - Франческо-Бартоломео. Во Франции к Растрелли-старшему пришло признание, но, со смертью Людовика XTV он встал перед необходимостью искать новое место для приложения своих творческих способностей. В марте 1716 года он подписал договор о работе в России и прибыл в Петербург, чтобы прожить в нем 28 лет.

За петербургский период своей жизни Растрелли-старший создал произведения, говорящие об его удивительной разносторонности: первый в России скульптурный портрет (Петра Великого, Меншикова и свой собственный); первый конный монумент (памятник Петру Великому); первую скульптурную группу («Самсон, раздирающий пасть льва», для Большого каскада в Петергофе и «Анна Иоанновна с арапчонком»); первые аллегорические барельефы на историческую тему (украшения Большого каскада и кораблей, строившихся в Адмиралтейской верфи…). Помимо скульптурных работ, Растрелли выполнял множество заказов по декору дворцовых интерьеров. Даже за решение труднейшей задачи,- планировки Стрельнинского парка, принимался Растрелли…

И еще: вырастил Растрелли-старххшй меж великих трудов своих сына - Растрелли-младшего, придавшего Северной столице блеск, в котором запечатлена слава преображенной Петром России.

3. Башня-маяк в Кронштадте. Автор проекта — Николо Микетти. 1721-1722 г.г. Фасад, разрез.

В июне 1716 года, несколькими месяцами позже Растрелли, прибыл в Санкт-Петербург Жан-Баттист Александр, приглашенный самим царем на должность второго, после Шлютера, «генерал- архитектора» Петербурга. Рассказ о трагедии Леблона не будем повторять. Встреча с его, сохраненными временем, произведениями - впереди.

Интересно появление третьего «генерал-архитектора» Петербурга- Николо Микетти. Связано это событие со строительством «водяного города» на мызе Стрельна. Леблон, как и следовало ожидать, немногое сохранил из предложенного Растрелли. По существу, разработал собственный план. Оба проекта отправили «на высочайшую опробацию» Петру I за границу. Рассмотрев присланное, Царь порешил: «сделать все по проекту Леблонову», однако… Увидев дворцово-парковые ансамбли французских королей, Петр Алексеевич начал сожалеть о поспешно данном одобрении, потому что «надлежит многое переправки быть».

В дело вступил Юрий Кологривов, наблюдавший за поведением «петровых пенсионеров» за границей, а заодно приобретавший для царя статуи и картины. Он показал проект Леблона с нанесенными на нем речками и озерами в окрестностях Стрельны итальянским специалистам, в том числе, и архитектору папы римского - Николо Микетти. Сохранился подробный рассказ об этом эпизоде…

Кологривов, в письме из Рима, отправленном в марте 1718 года, то- есть еще при жизни Леблона, доносит Петру: «я чертеж казал ему (Микетти), который Леблон начертил… и он сказал, что я де приехав с одного чертежа не зачну строить и зделаю де приехав три или четыре и я де бумаги не жалею, хотя и много измараю ради того чтобы лутче мог каскаду или фонтан зделать… и слыша от меня о довольности воды говорит, что из такой воды довольно мочно де зделать еще чего не бывало на свете… и он говорит, что сперва де надлежит ту гору видеть, где палаты будут и принадлежащие к ней каскады.»

Так оно и было: Микетти, подписав договор, прибыл в Петербург в июне 1718 года и пять лет, до отъезда на родину в 1723 году, усердно правил все, что сделали его предшественники и в Стрельне, и в Петергофе. Плохо сделали? Совсем не обязательно: все архитекторы везде и всегда правят получившееся до них, потому что…

Становление Прекрасного - творческий процесс
с бесконечным во Времени стремлением к Идеалу.

Главные произведения Микетти - проект дворца в Стрельне и многоярусная башня-маяк для города-крепости «Кронштадт» (см. рис.З). В1722 году начали возведение вертикали в море, что должна была поспорить с фаросским маяком - одним из семи чудес света. Потом строительство приостановили. Позднее разобрали начатое. Вы заметили?..

В Петербурге, в «пору его детства»,
когда закладывается самое главное в любой жизни,
Все три его «генерал-архитектора» -
И Шлютер, и Леблон, и Микетти,
все они не были заняты на работах по городу:
по воле царя, не приемлющего их решений;
не без участия судьбы, неожиданно обрывающей их жизни.

Если так, неизбежно появляется требующий ответа вопрос - почему Петербург, вопреки обстоятельствам, не дарившим больших надежд, все же смог стать Прекрасным градом? Мне слышится ответ, выводящий нас из тесного мира житейских реалий…

В рождении Прекрасного града участвовали три силы:
Время, Пространство и лишь потом Человек.

Время требовало непрерывных изменений,
маня возможностью достичь Совершенства.
Что делать: остановка для Времени - смерть.

Пространство рождало в мареве Невы
зримые образы Совершенства, часто недостижимые.
Что делать: реальное - не идеальное.

Человеком-творящим становился лишь тот,
кто слышал зовы: и Времени, и Пространства.

Царь Петр, несомненно, слышал зовы Времени,
веря, что новое, непременно, лучшее.
Почему лучшее? Потому что новое…

Царь Петр, несомненно, слышал зовы Пространства,
заставляя воплощать Мечту об идеальном Граде…

Кого заставляя? Судя по приведенному перечню, выдающиеся архитекторы не принимали участия в рождении Санкт-Петербурга. История рассказывает…

Царь заставлял воплощать свою мечту
Доменико Трезини - того единственного архитектора,
что бессменно пребывал все эти годы на службе
у Российского времени, у Петербургского пространства,
у Петра I, осуществлявшего на деле лишь то,
что потребуют - разрешат великие Вселенские силы…

Не верите? А Вы сравните между собой два плана Санкт-Петербурга (см. рис.5,6). Первый из них - идеальный план Петра-Трезини, составленный Царем и его архитектором в 1716-1717 годах, полных надежды на «Венецию-Амстердам», что вдруг возьмет так запросто и возникнет здесь, на невских берегах. Второй - почти реальный план Санкт-Петербурга 1725 года, подводящий итог непосредственным Петровым деяниям. Вглядитесь, все, что закрепилось в будущем Прекрасного града, заставила сделать Нева - Великая река Времени…

Карты, факты свидетельствуют:
Санкт-Петербург, в художественных основах своих,
несомненно, - фантастический город…


4. Генеральный план Санкт- Петербурга 1716-1717 годы Авторы: Петр I, Д.Трезини.
5. План Санкт- Петербурга. «Чертеж приблизительно о действительном положении до 1725 года».

Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.

Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».

сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.

Петропавловский собор

На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.

Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.

Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.

Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.

Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com

Здание Двенадцати коллегий

В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.

Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.

Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.

Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.

Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com

Дом Трезини

По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.

Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».

Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.

Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.

Страница из "Арифметики"

Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.



Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,

Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий

и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.

Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.