Панорама Метрогородок. Виртуальный тур Метрогородок. Достопримечательности, карта, фото, видео. История

Первые планы строительства в Москве появились еще в начале XX в. В частности, в 1902 г. инженером Балинским был предложен проект, который Московская городская дума отвергла. Затем появилось еще несколько проектов прокладки линий метрополитена, но они также остались неосуществленными. К ним возвратились лишь после революции.

Сделать это заставила сама жизнь. Рост населения в Москве привел к тому, что его подвижность резко выросла. Если в 1914 г. на каждого москвича в среднем приходилось 152 поездки в год, то в 1924 г. на одного жителя приходилось 167 поездок, в 1928 г. — 309, а к 1932 г. число поездок на одного человека возросло до 520. Рост подвижности населения обозначил со всей остротой проблему городского транспорта. Даже несмотря на увеличение числа трамваев, ввод новых автобусных и троллейбусных линий, городской транспорт столицы не справлялся с перевозками. Достаточно привести несколько цифр. За 1934 г. московский трамвай, являвшийся главным средством передвижения по городу, перевёз в общей сложности около 2 млрд. пассажиров. При этом на долю каждого трамвайного вагона приходилось свыше 700 тыс. пассажиров в год. Для сравнения в тогдашней Вене трамвайный вагон перевозил в год около 180 тыс. человек, а в Берлине — 240 тыс. человек.

Со всей очевидностью встала необходимость создания в Москве . Однако самостоятельно справиться с этой проблемой московские власти не могли: для новой стройки требовались огромные средства — по тогдашним ценам около 800 млн. рублей. Чтобы представить себе размеры этой суммы, укажем, что в это время квалифицированный рабочий в среднем получал около 30—40 рублей в месяц. Неудивительно, что Московский комитет партии и Моссовет обратились за поддержкой наверх. Это предложение было поддержано, и состоявшийся в июне 1931 г. пленум ЦК ВКП(б) принял решение о начале строительства в столице в 1932 г.

В сентябре 1931 г. Московским комитетом партии во исполнение этого решения было организовано управление Метростроя, которое приступило к проектированию линии , длиной около 12 км. Ее было предложено соорудить от Сокольников до Крымской площади, с ответвлением от Охотного ряда до Смоленской площади. На все это ушли конец 1931 и весь 1932 г.

Одновременно с проектированием в декабре 1931 г. начались первые работы по строительству . В начале 1932 г. были выстроены первые городки для строителей. К концу 1932 г. на строительстве было занято 9 тыс. человек. Сама же проходка началась в 1933 г.

Эта дата стала неслучайной. К этому времени уже заканчивались работы по строительству Беломорско-Балтийского канала, построенного во многом благодаря труду заключенных — «раскулаченных» и иных «контрреволюционных элементов». 20 июня 1933 г. Беломорско-Балтийский канал был осмотрен лично И.В. Сталиным вместе с С.М. Кировым и К.Е. Ворошиловым. По мере завершения земляных работ НКВД перебрасывало контингенты заключённых на новые стройки, одной из которых и должно было явиться строительство .

Однако оказалось, что подневольным малоквалифицированным трудом, с одной лопатой и кайлом построить метро невозможно. Несмотря на то что к январю 1934 г. на стройке было занято уже 36 тыс. человек, план работ оказался практически невыполненным. По официальным сведениям, он был выполнен всего на 10%, по другим, более реальным данным лишь на 6%.

Главным тормозом являлись крайне плохие бытовые условия жизни строителей, низкая оплата их труда. Весной 1933 г. МК ВКП(б) и Моссовет принимают специальное постановление о повышении оплаты и улучшении бытовых условий ведущих профессий подземных рабочих. Тем не менее эти меры не дали ожидавшихся результатов.

Затягивание сроков строительства из чисто технической проблемы перерастало в политическую. Сомнению подвергался главный лозунг тех дней: «Нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики», а это грозило московскому руководству уже соответствующими «оргвыводами». Неудивительно, что первый секретарь Московского комитета партии A.M. Каганович, курировавший стройку, буквально дневал и ночевал на ней. Тем не менее к началу 1934 г. становилось ясно, что, несмотря на все старания, мог быть провален и новый годовой план строительства. В этих условиях МК ВКП(б) принимает отчаянные усилия для выправления дел.

29 декабря 1933 г. созывается специальный пленум Моссовета совместно с ударниками Метростроя и руководством московских заводов. Решением пленума за каждым московским предприятием был закреплён отдельный участок линии . Рабочих московских заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке направляли на многотысячные субботники. Московскому комитету комсомола было поручено послать на строительство 10 тыс. комсомольцев. Все это привело к тому, что на стройке стали нарастать темпы. Кривая выемки грунта росла день ото дня. Строители, по колено утопая в жидком грунте, метр за метром прокладывали пути.

И хотя темпы стройки возросли, серьёзно встала проблема качества работ. В мае 1934 г. МК ВКП(б) и президиум Моссовета вынуждены были принять специальное постановление о безобразном качестве бетонных работ на строительстве. МК партии прикрепил шахты и дистанции строительства к московским райкомам. На постоянную работу в шахты были посланы партработники в качестве секретарей парткомов шахт и т.п. Но главное было в том, что на стройке начали появляться квалифицированные кадры. Были организованы специальные наборы шахтёров Донбасса, тоннельщиков из грузинской Риони-ГЭС, других специалистов. К маю 1934 г. на стройке было занято уже 75 тыс. человек (из них 20 тыс. было снято с других московских заводов). В Англии был заказан и доставлен специальный горно-проходческий щит, по образцу которого на московских заводах был создан второй аналогичный. Все это дало свои результаты. Привлечение техники и квалифицированных рабочих привело к тому, что темпы земляных работ были увеличены в 5 раз, бетонных — в 8—9. В итоге за 1934 г. было выполнено 85% общего объема земляных работ и 90% бетонных.

К началу 1935 г. строительство было в основном завершено. 6 февраля 1935 г. построенные осмотрели члены Политбюро и правительства. В марте началось пробное движение поездов, а 15 мая 1935 г. открылись первые 13 станций .


По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Район Метрогородок входит в состав Восточного административного округа Москвы. Этот район входит в число самых больших по площади среди прочих московских районов. Большую часть территории района Метрогородок занимает национальный парк Лосиный остров, благодаря которому здесь сохраняется хорошая экология. Кроме того, плотность населения Метрогородка одна из самых низких в Москве.

В далеком прошлом эта местность была покрыта дремучими местами. Еще 200 лет назад вместо современного района столицы здесь стояло лишь несколько маленьких деревянных изб, принадлежащих селу Черкизову. В этой же местности находились небольшие деревеньки Александриха и Пантелеиха.

В 1908 году была достроена Московская окружная железная дорога, которая прошла по западной границе нынешнего района. Но это ненамного оживило жизнь округи. Москвичи по-прежнему приезжали на Лосиный остров лишь для устройства пикников и в грибной сезон.

Лишь в конце 20-х годов прошлого века, когда было решено строить в Москве метро, нужна была специализированная инфраструктура. В 1928 году на территории района была размещена база Метростроя. В течение следующих десяти лет в округе вырубались леса, строились бараки и заводы. На рубеже 40-50 годов прошлого века бараки стали сменяться постоянными жилыми домами. Большую часть двух- трехэтажных домов строили пленные немцы. В состав Москвы Метрогородок вошел в 1960 году, когда была построена МКАД,

Самая крупная транспортная магистраль Метрогородка – это Открытое шоссе. Несмотря на свое название, шоссе – это тупиковая улица, что несет неудобства для автомобилистов, но хорошо отражается на экологии района. По иронии судьбы собственных станций метро в районе нет, хотя, в непосредственной близости от его границы располагается станция Улица Подбельского, до которой можно доехать на трамвае.

Лес располагается в северной части района Метрогородок, жилая застройка занимает центральную территорию, а на юге и юго-востоке находится обширная промзона, существующая с 30-х годов 20-го столетия. В промышленной зоне Метрогородка функционирует 18 промышленных предприятий, в числе которых ТЭЦ-23.

Социальная инфраструктура района не слишком развита, что обусловлено низкой окупаемостью в связи малочисленным населением. Что касается жилой застройки, то дома представлены в основном панельными зданиями, построенными в 70-90 годах прошлого века и послевоенными пятиэтажками. Главным достоинством данной местности является чистый воздух и возможность отдыха на природе.

Преображенское, Богородское (ранее Богородицкое), Черкизово, Гольяново, Черницыно, Абрамцево - эти старинные деревни и сёла к востоку от Москвы имеют давнюю историю, о которой много написано (например, ). В сравнении с ними наш Метрогодок ещё ходит пешком под стол, ибо до начала прошлого века на его месте не было ничего, кроме Лосино-Погонного леса, речки Сосенки, двух её притоков, да нескольких деревянных домиков на отшибе села Черкизово. Хотя если судить по старым картам, то лет 200 тому назад в лесу на месте будущего Метрогородка были две деревушки - Александриха и Пантилеиха. Но о них чуть ниже, а пока пару слов о селе Черкизово. Его история насчитывает несколько столетий, принадлежало оно то боярину Андрею Серкизу - богатому обрусевшему монголо-татарскому перебежчику, участнику Куликовской Битвы (1380 г.), то самому царю, то его фаворитам, то церкви и Чудову монастырю и до середины XIX века служило местом летнего отдыха архиереев и других высших монашеских чинов (П.В.Сытин ). Вот так выглядела наша местность на рисо ванной, а потому не очень хорошо читаемой. На ней можно различить Измайловский и Черкизовский пруды, бывшую речку Сосенку, нынешнюю Большую Черкизовскую улицу и Лосиный Остров со старыми дорогами, проложенными через него. Есть карта и получше, но почти на полвека моложе. Зато составлена она великолепно (см. ниже), ничуть не хуже современных карт! Единственное отличие - это принятая в те времена в России координатная привязка не к Гринвичскому меридиану, а к Пулкову. Легко различить нынешнее Щёлковское шоссе (тогда Преображенскую дорогу), расположенные вдоль него населённые пункты, ставшие теперь районами Москвы, множество старых лесных дорог, многие из которых сохранились до сих пор, большую лесную дорогу на месте будущего Открытого шоссе, и даже лесничество "Черкизовская лесн. сторож", которое стоит у нас в лесу и поныне. По всему выходит, что это самое старое строение на территории будущего Метрогородка, и теперь ему уже около 150 лет, если не больше! Но по-видимому наше уважаемое лесничество было перенесено немного севернее перед началом строительства микрорайона:

Кроме этого, на карте показана пущенная теперь в трубы речка Сосенка , а также село Черницыно, которое появилось на свет как выселки. Ещё советую обратить внимание на пустоши Ельницкую, Александриху и Пантилеиху - это судя по всему старые, уже в то время исчезнувшие деревни, которые кое-где и по сей день можно угадать в лесу: Пантилеиху - за голубятней у детсада (дом 29), а Александриху - чуть к северу от забора Детского санатория. Места определены приблизительно сопоставлением старой карты с современными. Возможно часть Пантилеихи располагалась на месте 29-х домов Метрогородка. Ну а кроме этого стоит упомянуть о сохранившейся до сих пор старинной Межевой просеке, которая (according to Igor) начинается теперь от трамвайного кольца и уходит на восток, вдоль забора Детского санатория, и дальше в Гольяново - к пруду и кладбищу. Проходит она по исторической границе Лосиного Погонного Острова, в тех местах до сих пор сохранился старинный межевой вал - см. карту археологических достопримечательностей Москвы, внизу на этой странице.

После завершения в 1908 году строительства Московской заводской Окружной железной дороги, жизнь не пришла в наш лесистый забытый Богом уголок. Большинство карт Москвы начала прошлого века заканчивались на Окружной железной дороге, и максимум что тут было - это промышленные постройки рядом с её станциями "Белокаменная" и "Черкизово". Местность в районе нынешнего метро "Улица Подбельского" называлась тогда "село Ивантеевское" и позже "посёлок имени Подбельского". Вначале прошлого века из него на северо-восток к нам в лес вели несколько дорог - и одна из них шла прямо по нынешнему Открытому шоссе, на ней стоял Телеграфный пост №4. Вели к нам и другие дороги. Граждане ездили в Лосиный Остров отдыхать и собирать грибы. Ниже приведена карта Москвы 1912 года, где хорошо видна Окружная "железка" и дороги, переходящие через неё. Телеграфный пост №4 располагался прямо на будущем Открытом шоссе .


За пределы Окружной железной дороги карты Москвы начали выходить в 20…30-ые годы XX века. Ниже Вас ждёт фрагмент карты Москвы 1931 года. Никаких построек ещё нет, кроме одной - это наше старое лестничество у нынешней развилки Лосиноостровской улицы и дороги к главной проходной Кремлёвки, на месте которой тогда был редкий лес и болото. Лесничеству к тому моменту исполнилось уже около 100 лет, но стояло оно немного ближе к нынешнему Открытому шоссе чем теперь, хотя может быть это просто неточность карты. Кроме того, на обоих картах - 1860 и 1931 годов - хорошо видны старые лесные дороги, некоторые из которых до сих пор остаются широкими тропинками:

В конце 20-ых годов экономика уже достаточно окрепла после Октябрьской революции (1917) и Гражданской войны, и началось массовое строительство, подьём уровня жизни населения, благоустройство уже освоенных и освоение новых территорий под промышленные предприятия и жилые массивы. На этой волне, а также в связи с запланированным строительством метрополитена, по нашу сторону Окружной железной дороги появилась автобаза, и её стали использовать для нужд Метростроя. Рабочие добирались к нам на маленьком одноколейном трамвайчике номер 8 , который по старому узкому мостику над Окружной железной дорогой, не приспособленному для движения автомобилей, отвозил их на автобазу. Обратного пути у одноколейки не было, и людям приходилось ждать пока трамвайчик развернётся и двинется в обратный путь. Автотранспорт заезжал на автобазу кругом через Щёлковское шоссе и по Лосиноостровской улице, которую проложили в 1928 году. Моя бабушка рассказывает, как в 1930-х годах они с дедушкой ездили на этом одноколейном трамвайчике к нам сюда в Лосиный остров за грибами. Стояло жаркое лето, люди гуляли по лесу и не знали, что вскоре тут раскинется большой жилой массив. Тогда тут не было ничего кроме нескольких деревянных домиков, от которых не осталось и следа, только пустоши, а те большие ровные квадраты в лесу между Лосиноостровской и Пермской улицами, на берегу первого притока речки Сосенки , которые хорошо видны на снимке из космоса - это не старые участки, а всего лишь искусственные высадки разных пород деревьев. Сосны растут там, явно искусственного происхождения, а ориентировочный их возраст составляет лет 50-60. Отечественная Война (1941-1945 г.г.) сильно ударила по нашему лесу - его нещадно вырубали. А перед Войной - в 30-ые годы прошлого века - на территории будущего Метрогородка появились первые заводские и жилые постройки.

Ниже показаны два фрагмента карты Москвы 1939 года. Чёрной стрелочкой обозначено место, где сейчас от Открытого шоссе отходит Монтажная улица. Обратите внимание на второй (к тому времени уже единственный) приток речки Сосенки , который протекал прямо по территории Метростроевского городка - именно так изначально назывался наш микрорайон! В те времена Открытая улица (вскоре переименованная в шоссе) уже доходила до Окружной железной дороги, а дальше шла обычная просёлочная дорога. И ещё одна интересная вещь: из приведённых ниже фрагментов карты видно, что будущая "чётная" сторона Метрогородка тогда считалась Москвой, а нечётная - областью!


Страна продолжала крепнуть, заработало метро, и было решено проложить к нам хорошую дорогу и построить новый трамвайно-автомобильный через Окружную железную дорогу. К концу 30-ых, началу 40-ых годов всё было готово. С упрощением подъездных путей и пуском "нормального" двухколейного трамвая, началось строительство жёлтых 2- и 3-этажек на территории за автобазой - это и были первые дома Метрогородка, если не считать рабочих бараков на месте нынешней Пермской улицы. В них въезжали метростроители, к коим можно причислить и работников автобазы, которая тоже использовалась для нужд Метростроя. Начиная с 1938 года на картах Москвы появилась трамвайная остановка "Метрогородок" . А судя по бабушкиным рассказам, муж её подруги получил в Метрогородке квартиру сразу после возвращения с войны в 1945 году.

Надо сказать, что в те годы поездка в Метрогородок (или как его тогда ещё называли - посёлок Метростроя) была не самым приятным занятием. Всё потому что рядом с мостом был устроен свинарник, и из него жутко воняло! Лишь в конце 60-ых его наконец-то убрали, но ещё несколько лет оттуда продолжало нести неприятным запахом - до того сильно пропиталась им земля! И даже спустя полвека, рекордно жарким летом 2010 года, этот запах снова был там замечен.

Вначале 50-ых годов к нам переезжает завод железобетонных изделий (ЖБИ). Его продукция широко используется для строительства мостов, дорог, путепроводов и, конечно же, метрополитена. Его рабочие тоже поселились у нас. Именно тогда, вначале 50-ых годов, Открытое шоссе получило свой окончательный облик, но до нового трамвайного круга его продлили только в середине 60-х годов. Тогда же появилась улица Химушина, название которой дали к 20-ой годовщине Великой Победы (1945 - 1965 г). В этом же году появились Монтажная и Тагильская улицы, и оба Иртышских проезда. Но самой древней нашей улицей по праву считается Лосиноостровская, которая была проложена аж в 1928 году! Правда заканчивалась она на месте нынешней развилки с Пермской, которой тогда ещё не было.

Как я уже упомянул выше, (according to Olga Zh.) первыми жилыми строениями Метрогородка были довоенные рабочие бараки там, где сейчас проходит Пермская улица. А после Войны началось возведение 2- и 3-этажных каменных жёлтых домиков и деревянных построек различного назначения. Это была первая волна строительства, и осуществлялась она руками пленных немцев. С тех давних пор почти ничего не сохранилось. Например, деревянный магазин, стоявший на месте нынешней "Диеты", снесли лет 20 тому назад. Народ так и звал его - "деревяшка". Говорят, когда его сносили, из подвала выбегали такого размера крысы, что люди шарахались в стороны! А другой деревянный магазин сохранился по сей день - это старая (теперь облагороженная) булочная рядом с домом 24 корпус 41, в глубине за "Диетой". Кроме них, до сих пор стоит старый клуб Метростроя (за домом 24/1), в котором до 80-х годов крутили кино, работали кружки и библиотека. За ним была баня, а ещё глубже - заводик, производивший железные балки и элементы крепежа. От него до сих пор осталась старая труба. Дома "второй волны" появились у нас в 50-ых годах - 5-этажки с покатыми крышами и высокими потолками (такими например как 26/1). К концу 50-х годов была застроена вся левая (чётная) сторона Метрогородка вплоть до универмага (которого тогда ещё не было). А в первой половине 60-ых годов началась "третья волна" - по правой (нечётной) стороне Открытого шоссе - знаменитые 5-этажные прямоугольные "хрущёвки", и чуть позже - белые панельные 9-этажки. Скорость и обьёмы строительства впечатляли: с 1962 по 1967 годы была застроена вся "нечётная" сторона Открытого шоссе от трамвайной остановки "Метрогородок" до нового трамвайного круга! Строились они на огромных пустырях, которые остались по правую сторону Открытого шоссе ещё со времён Войны - тогда лес в Лосином Острове нещадно вырубали. Сколько бы не корили "хрущёвки" за тесноту, но свою задачу на тот момент они с блеском выполнили, и люди навсегда покинули свои старые "коммуналки".

Так выглядел наш Метрогородок на карте Москвы 1964 года. Обратите внимание на речку Сосенку, старый трамвайный круг, и отсутствие ТЭЦ-23, на месте которой лишь старые складские помещения. Кроме того обратите внимание, что раньше высоковольтная линия подходила вплотную к 26-м домам, пока её не отодвинули на сотню метров:

А на этом коллаже полупрозрачная карта 2010 года наложена на старую карту 1964 г., так чтобы легко можно было видеть как изменился наш микрорайон и его окрестности за последние полвека:

Четвёртая волна строительства пошла в 70-ых годах, и среди этих новых домов были четыре (если я не ошибаюсь) печально известных фенольных дома . Пятая волна строительства породила на свет высотные дома у "Диеты", и прочие подобные им. В настоящее время у нас поднимается шестая волна строительства. Началась она с 17-этажки 24/3 и трёх домов у высоковольтки (Открытое 26/9, 26/10 и Химушина 23), и скоро продолжится. Как рассказал мне начальник нашего ДЭЗа Соколов Станислав Васильевич, в скором времени будут снесены "хрущёвские" 5-этажки 23/1, 23/4 и 23/5 (причём часть из них уже в 2003 году), а на их месте построят новые 17-этажные дома. В конце 2003 года (according to Andrey) снос 23/4 и 23/5 был заморожен, а снос 23/1 и строительство на его месте жилой высотки и учреждений отложено до конца отопительного сезона. Весной 2004 года начался снос домов 23/4 и 23/5, территорию огородили, нагнали техники и повесили обьявление, что на этом месте будут построены. Жителей "хрущёвок", идущих под снос, расселяют в Митино и Бутово.

Прошло время, новые дома построили, и на первый взгляд их качество не очень. Особенно пугают щели между блоками.

Но вернёмся к прошлому. Судя по бабушкиным рассказам, в районе ближнего (к нам) вьезда на овощную базу Открытое шоссе почти перпендикулярно пересекала железнодорожная веточка со шлагбаумом, который потом убрали, а вскоре демонтировали и саму ветку. Ещё известно, что между трамвайными путями, идущими к нам 30-40 лет тому назад, росли огромные красивые деревья, и ехать по этой аллее было необычайно красиво. Бабушка была вагоновожатой и водила к нам трамваи. Потом деревья спилили. Зато кое-где их высаживали искусственно, добровольно-принудительно сгоняя людей на посадки. Таким вот образом появились на свет около 17-х домов, в результате чего лес "подошёл" прямо к домам. Кстати, недалеко от Пермской улицы в лесу стоит, видимо для награждения лучших лесопосадчиков:-) К тому же на месте нынешнего "Колосса" (according to Tovchik) раньше был стадион с трибунами в 3 ряда и забором вокруг. Так что с досугом у рабочих-метростроевцев было всё в порядке. Старожилы вспоминают, что в те времена все дома Метрогородка буквально купались в яблоневых садах, от которых теперь почти ничего не осталось. Самый большой из них был разбит за магазином "деревяшка" и охранялся собаками. А на холме рядом с нынешней детской поликлиникой до 1964 года располагался старый трамвайный круг и конечная остановка. Но в период с 1962 по 1968 годы к уже существующему Метрогородку добавились новые жилые кварталы, расположенные между старым трамвайным кругом и Детским санаторием (тогда интернатом), и 17 февраля 1964 года до Детского санатория №44 в свежепостроенную часть микрорайона. Там на опушке Лосиного Острова сделали новый трамвайный круг, а на месте старого потом лет 20 стояла палатка по приёму макулатуры - старых газет и журналов, которые обменивали на абонементы на получение хороших дефицитных книг. А совсем недавно на этом холме всё снесли, разровняли и построили новый.

Теперь пару слов о транспорте , которым пользовались наши родители и их родители тоже. До второй половины 30-х годов трамваи к нам не ходили. Первая трамвайная линия в Метрогородок появилась в 1938 году. стал ходить к нам от Сокольников и имел следующие остановки: Стромынка - Преображенка - Б.Черкизовская - Гоголевская - Открытое шоссе - Метрогородок, причём на промежутке от Открытого шоссе до Метрогородка он поначалу был одноколейным, и людям приходилось ждать пока вагоны развернутся и поедут в обратную сторону. Но вскоре "восьмёрку" сделали нормальной двуколейной. Старый трамвайный круг (как уже было сказано выше) находился рядом с нынешней районной поликлиникой (тогда её ещё не было). "Восьмёрка" просуществовала до конца 50-х годов и (according to Igor) её маршрут стал таким: Открытое шоссе, Открытая ул., Шитова наб., Халтуринская ул., Б. Черкизовская ул., Преображенская пл., Преображенская ул., Стромынка, 2-й Полевой п., пл. Сокольнической заставы. В 1959-м этот маршрут сняли, а вместо него к нам ненадолго "запустили" 4-ку, но в 1960 году её замкнули в кольцо у Подбельского и от нас убрали. Взамен в Метрогородок провели сразу 2 новых маршрута - 13 и 36, а к началу 70-х к ним добавились ещё два - 7 и 36к. "К" означало "красный", и ходил он по укороченному маршруту - только до Семёновской, в то время как 36-ой "чёрный" ездил аж до шоссе Энтузиастов и Владимирской улицы. На конец 80-х начало 90-ых годов приходится капитальный ремонт трамвайных путей на участке от Подбельского до Метрогородка, во время которого трамваи вновь ходили по одной колее. В 90-х годах отменили 36к, от нас убрали 7-ку, а вместо неё запустики "двойку". К началу 3-го тысячелетия мы имели 3 трамвайных маршрута - 2, 13 и 36.


Что до автобусов и маршруток, то они никогда не баловали нас ни численностью ни разнообразием маршрутов. С 1980-х годов через Метрогородок курсировали автобусы 619 и 736 (до Преображенки), 146 (до Щёлковской) и 627 (от Щёлковской до Пермской). Кроме них до Лосиноостровской улицы ходили 75 и 75к ("красный" ходил очень редко до третьей проходной Кремлёвки). (According to Sergey) были и редкие маршруты: 146-ой "До молокозавода" (по отдельному расписанию - автобус шёл по Тагильской, переезжал Открытое шоссе и ехал к молокозаводу по улочке, на месте которой теперь стоит новой здание "Колосса" с электронными часами и термометром) и 627-ой "До Белокаменного шоссе" (тоже по отдельному расписанию - после перекрёстка, где сейчас находятся Лицей, больница МПС и общежитие МГСУ, он повторял маршрут 75, правда просуществовал этот маршрут очень недолго). К 2000-му ситуация изменилась, и теперь между Щёлковской и Подбельской курсирует "трёшка", а между "Подбельской" и Лосиноостровской - 75-ый. Что касается маршруток, то с начала 70-х годов они ходили между Универмагом (у 26-х домов) и метро (сначала "Преображенская", затем "улица Подбельского"). Теперь к ним прибавился ещё один маршрут, параллельно автобусу №3.

Район Метрогородок входит в состав Восточного административного округа города Москвы.

Площадь района 540 га. Численность населения - около 33 тыс. чел.

Район Метрогородок очень молодой по сравнению с близлежащими, которые имеют давнюю историю и образовались на месте старинных деревень и сел, таких как Богородское, Черкизово, Калошино, Абрамцево, Черницыно, Гольяново. Ведь до начала прошлого столетия на месте современного района кроме Лосино-Погонного леса, реки Сосенки с притоками, да нескольких деревянных домиков ничего не было.
Даже после завершения в 1908 году строительства Московской Окружной железной дороги, ничего не изменилось в этих местах. Только возле станций «Черкизово» и «Белокаменная» появились промышленные постройки. Из села Ивантеевское прошли две параллельные дороги: одна – на месте нынешнего Открытого шоссе, другая – чуть южнее в сторону Гольяново. Через железную дорогу перекинулся узкий мостик, в последствии по нему проложили одноколейку. На одноколейном трамвайчике люди стали приезжать в Лосиный Остров, чтобы отдохнуть: погулять в лесу, собирать ягоды, грибы.
Название района уводит нас в 30-е годы XX века, к появлению Московского метро. В сентябре 1931 году был создан «Метрострой», в ноябре этого года была заложена первая шахта метро на Русаковской улице. С этого началось строительство Сокольнического радиуса метрополитена. Начаты проектирование и геологические изыскания на трассе первой очереди, которая должна была пройти от центра по трем радиусам: к Сокольнической, Крымской и Смоленской площадям. «Метрострой» включили в число ударных строек, с первоочередным снабжением стройматериалами и транспортом. Со всех концов страны шли грузы, отмеченные буквой «М». На строительство метрополитена была объявлена добровольная комсомольская мобилизация. Стройка была овеяна романтикой. Сюда съезжалась молодежь из разных мест нашей необъятной родины, и остро встал вопрос строительства жилья.
Первый городок «Метростроя» вырос в нескольких километрах от Москвы – в Лоси. Скучные одноэтажные дома на деревянном каркасе барачного типа. О красоте тогда не думали, особых удобств не требовали. Стандартные дома возводили в течение нескольких дней. Но прошло очень немного времени и здесь стало уже тесно. Для метростроевцев стали строить дома-общежития в Черкизове, Преображенском, Сокольниках. Для нужд «Метростроя» появилась автобаза возле Окружной железной дороги со стороны Метрогородка.
После того, как были введены в эксплуатацию первые станции метрополитена, встал вопрос о строительстве хорошей дороги и трамвайно-автомобильного моста через Окружную железную дорогу (что и было сделано к началу 40-х годов). Постепенно городок перестраивался. На месте прежних бараков руками пленных немцев началось строительство двух- трехэтажных домов с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией. Квартиры, что вполне естественно, получали работники Метростроя и автобазы. Появились площади и скверы.

Промышленные территории составляют 376 га. Остальная территория района – ценнейший природно-исторический памятник – лесопарковый заповедник «Лосиный Остров».
На территории района более 15 крупных промышленных предприятий, в том числе ЗАО «Черкизовский завод Мосметростроя», ОАО «Моспромжелезобетон», ОАО «Мосметромаш», ТЭЦ-23, ГУП «Хладопродукт». Далеко за пределами Москвы известна продукция ОАО «Русский продукт» и Черкизовского мясоперерабатывающего завода. В районе действует 24 предприятия розничной торговли, в том числе 18 продовольственных магазинов и 6 промтоварных, 16 предприятий бытового обслуживания населения, 4 больницы, 2 поликлиники, 8 детских садов, Дом ребенка, Психоневрологический интернат №22, детский городской психоневрологический санаторий № 44, 4 общеобразовательных школы, Московский торгово-экономический техникум, Московский городской психолого-педагогический университет (факультет информационных технологий) Московский государственный социально-гуманитарный институт, Российский государственный социальный университет, Московский социально-педагогический колледж, Технологический колледж №21. На его территории расположены: отделение связи, 4 аптеки, 2 библиотеки, государственное учреждение «Клуб «Лицей», муниципальное учреждение «Детский молодежный центр «Синяя птица».

Граница района

Граница района Метрогородок проходит: по оси полосы отвода Малого кольца МЖД, далее по северо-западным границам территории Государственного природного национального парка «Лосиный остров», восточной границе территории Бабушкинского кладбища, северо-западным границам территории Государственного природного национального парка «Лосиный остров», городской черте г. Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог), далее, пересекая территорию Государственного природного национального парка «Лосиный остров», по оси 59-й просеки, южной границе территории ТЭЦ-23, оси подъездной железнодорожной ветки на ТЭЦ-23 до Малого кольца Московской железной дороги (МЖД).

Глава управы

Юмаева Венера Яхиевна

Муниципальный округ Название

Метрогородок

Дата образования Характеристика Площадь Население ()

↗ 37 785 чел.
(0.31 %)

Плотность населения () Площадь жилого фонда () Координаты : 55°49′30″ с. ш. 37°45′02″ в. д.  /  55.82500° с. ш. 37.75056° в. д.  / 55.82500; 37.75056 (G) (Я)

Метрогородок возник в 1930-х гг. с началом строительства Московского метрополитена , тогда по соседству с Окружной железной дорогой появилась автобаза «Метростроя », а рядом с ней - двух- и трёхэтажные дома барачного типа, где жили строители метрополитена. Так появился посёлок, называвшийся «Метрогородок» (или «посёлок Метростроя»). В сторону посёлка из располагавшегося на территории Богородского посёлка имени Подбельского (бывшее село Ивантеевское) вело Открытое шоссе , оно получило своё название ещё в 1922 году - по открытой с одной стороны местности , но в те годы доходило только до Окружной железной дороги, а далее его продолжением служила обычная просёлочная дорога. Застраивалась сначала правая сторона данной дороги, и карта Москвы 1939 года показывает, что эта правая сторона считалась тогда уже частью Москвы (остальная территория района вошла в черту Москвы в 1960 г.). Через железную дорогу перекинули узкий мостик и по нему пустили одноколейный трамвай № 8. Этот трамвай доставлял на автобазу рабочих «Метростроя»; им пользовались и москвичи, желавшие отдохнуть в Лосином Острове : погулять в лесу, пособирать грибы и ягоды .

В начале 1940-х гг. был построен надёжный трамвайно-автомобильный мост через Окружную железную дорогу, а просёлочную дорогу сменило продолженное на северо-восток Открытое шоссе . На месте прежних бараков руками немецких военнопленных были возведены двух- и трёхэтажные дома с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией; большинство квартир в них получали работники «Метростроя» и автобазы. Появились площади и скверы. В начале 1950-х годов в Метрогородок переехал завод железобетонных изделий. В 1950-е гг. началась активная жилая застройка района, а в 1960-1970 гг. Открытое шоссе приобретает современный облик, одновременно возникают новые улицы. Метрогородок этих лет необычайно уютен и зелен, причём деревья растут даже между трамвайными путями.

В ходе проведённой в Москве административной реформы 1991 года 12 сентября 1991 года образован муниципальный округ Открытое Шоссе, вошедший в состав Восточного административного округа . Постановлением Московской городской думы от 5 июля 1995 года муниципальные округа были преобразованы в районы Москвы , бывший муниципальный округ Открытое Шоссе получил современное название - район Метрогородок.

Население

Численность населения
2002 2010 2011 2012 2013 2014 2015
37 283 ↘ 36 154 ↗ 36 312 ↗ 36 526 ↗ 36 904 ↗ 36 993 ↗ 37 042
2016
↗ 37 785

Инфраструктура

В районе действуют 18 промышленных предприятий, в том числе ТЭЦ-23 , 26 предприятий торговли (в том числе 13 продовольственных магазинов), работают 4 больницы, 2 поликлиники (№ 41 и детская № 16), аптеки, детский неврологический санаторий, 10 детских садов . На территории района находятся Российский государственный социальный университет , Московский городской психолого-педагогический университет , технический лицей «Колосс», ГОУ СПО Технологический колледж № 21, 4 общеобразовательных школы .

По территории района проходит бо́льшая часть Открытого шоссе .

Транспорт

По улицам района проложены 4 трамвайных (№ 2, 13, 29, 36) и 5 автобусных маршрутов (№ 3, 75, 627, 775, 822), работают маршрутные такси. Ближайшие станции метро - «Бульвар Рокоссовского » (Сокольнической линии) и «Бульвар Рокоссовского » (Московского центрального кольца) расположены рядом с границей района.

Территория и границы

Границы района муниципального образования Метрогородок проходят по оси полосы отвода Малого кольца МЖД , далее по северо-западным границам территории национального парка «Лосиный Остров », восточной границе территории Бабушкинского кладбища, северо-западным границам территории национального парка «Лосиный Остров», городской черте города Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги , включая все транспортные развязки улиц и дорог), далее, пересекая территорию национального парка «Лосиный Остров», по оси 59-й просеки, южной границе территории ТЭЦ-23 , оси подъездной железнодорожной ветки на ТЭЦ-23 до Малого кольца МЖД.

Напишите отзыв о статье "Метрогородок"

Примечания

  1. . Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Проверено 27 сентября 2014.
  2. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  3. // Управа района Метрогородок.
  4. , с. 526.
  5. , с. 225, 237.
  6. // Неизвестный Метрогородок.
  7. . .
  8. . Проверено 16 августа 2014. .
  9. (рус.) . Портал Префектуры Восточного Административного Округа города Москвы. Проверено 4 июля 2014. .
  10. . Проверено 31 мая 2014. .
  11. . Проверено 16 ноября 2013. .
  12. . Проверено 2 августа 2014. .
  13. . Проверено 6 августа 2015. .
  14. (недоступная ссылка)
  15. . Проверено 27 сентября 2014.

Литература

  • История московских районов: энциклопедия / Под ред. К. А. Аверьянова . - М .: Астрель, 2008. - 832 с. - ISBN 5-271-11122-9 .
  • Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. - М .: Московский рабочий , 1959. - 367 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Метрогородок

– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.