Отзыв о сказке «Дочь-семилетка. Мудрая дева

В традиции наших предков реальность вселенной представлена тремя царствами (дворами, домами): Правь, Навь и Явь . Правь – это вечность вселенной, обитель божественной родительской семеюшки , в ней находится в состоянии покоя идея жизни. Навь – ночь вселенной (царство смерти, потусторонний мир), в ней из идеи жизни разворачивается образ вселенной. А Явь – день вселенной, в котором воплощена жизнь. С лова отмеченные курсивом, представляют фрагменты произведений фольклора, Вед, Рун и других Книг знаний родов Руси. Они образуют лексику метафизического языка.

По истечению шестого этапа бытия вселенной шестилетки покинут Явь, чтобы переновиться к седьмому воплощению. На седьмой версте вселенная закончит своё существование и навсегда уйдёт в вечность, а вместе с ней отправятся в Правь и семилетки – людские души, познавшие правду истинную . Следующая история называет отличительную особенность человека семилетки : быть навечно счастливым .

Мудрая дева

Е хали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади: у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного: "Вставай, брат, у меня телега ночью жеребёнка родила". Брат встаёт и говорит: "Как можно, чтобы телега жеребёнка родила! Это моя кобыла принесла". Богатый говорит: "Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был!" Поспорили они, и пошли до начальства; именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки: "Что всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее?" – и положил им сроку три дня: "На четвёртый приходите, ответ дайте!"

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать; а сама спрашивает: "Что так печален куманёк?" – "Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил". – "Что такое? Скажи мне". – "А вот что, кума: первая загадка – что всего в свете сильней и быстрее?" – "Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть; нет её быстрее! Коли кнутом приударишь – зайца догонит". – "Вторая загадка: что всего в свете жирнее?" – "У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что и на ноги не подымается!" – "Третья загадка: что всего в свете мягче?" – "Известное дело, пуховик, уж мягче не выдумаешь!" – "Четвёртая загадка: что всего в свете милее?" – "Милее всего внучек Иванушка!" – "Спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду".

А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой; встречает его дочь-семилетка (только и семьи было, что дочь одна): "О чём ты, батюшка, вздыхаешь да слёзы ронишь?" – "Как же мне не вздыхать, как слёз не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать". – "Скажи мне, какие загадки?" – "А вот какие, дочка: что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?" – "Ступай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт – земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладёт; а милее сна нет ничего на свете!"

Пришли к царю оба брата: и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного: "Сам ли ты дошёл или кто тебя научил?" Отвечает бедный: "Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила". – "Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелковая; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое". Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный. "Беда наша! – говорит дочери. – Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце". – "Не кручинься, батюшка!" – отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает: "Пойди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать!" Мужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц. "Отдай, – говорит, – своей дочери; пусть к завтраку выведет мне полтораста цыплят".

Воротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее: "Ах, дочка! От одной беды увернёшься, другая навяжется!" – "Не кручинься, батюшка!" – отвечала семилетка, попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину; а отца посылает к царю: "Скажи ему, что цыплятам нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено; другого пшена наши цыплята и клевать не станут!" Царь выслушал и говорит: "Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка". "Ну, – думает мужик, – такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!" "Не кручинься, батюшка! – сказала ему дочь-семилетка. Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку". Отец пошёл и купил ей зайца и перепёлку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одёжу, надела на себя сетку, в руку взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь её у ворот встречает. Поклонилась она царю: "Вот тебе, государь, подарочек!" – и подаёт ему перепёлку. Царь протянул было руку: перепёлка порх – и улетела! "Хорошо, – говорит царь, – как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь: ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь?" – "Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушки (морды-ловушки) в воду не становит; а я приполом (подолом) рыбу ношу да уху варю". – "Что ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает!" – "А ты умён? Когда видано, чтоб телега жеребёнка принесла? Не телега, кобыла родит!" Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе; когда семилетка выросла, он женился на ней и стала она царицею.

Братья д ля разрешения спора обратились к царю Отцу небесному, а тот их отправил к людской мудрости: один пошёл к куме, а другой к семилетке . И каждый из них получил разные ответы.

Семилетка владеет древними знаниями и на царский вопрос: "Что всего в свете сильнее ?" ответила: "Сильней и быстрей всего ветер ". Мудростью прародителей поведано, что именно буря-ветер на синем море начинает и заканчивает жизнь вселенной. На вопрос же: "Что всего в свете жирнее ?" семилетка ответила: " Жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт земля питает !" Земля является следствием первородных начал, и только её жителям дана возможность преобразовывать органическую пищу в мощь первородных начал. Сказка "Волк и коза" подробно поведала, как сила дров вселенской печи питает земную растительность, а затем переходит в молоко козы.

Царь признал ответы дочери мужика и говорит ему: "Дочь твоя мудра ". Однако ответы семилетки пробудили царское любопытство, и он предложил ей новые испытания. В сказке нарочито подчёркиваются сроки исполнения заданий. Три дня для подготовки, утром четвёртого дня царь слышит разгадку из уст братьев, а через следующие два дня получает ответы от семилетки. Исполнение последнего задания попадает на седьмой день . А седьмой день последней версты заканчивает жизнь вселенной. Одёжкой души является плоть человека. Поэтому поутру седьмого дня сбросила семилетка всю одёжу . Её плоть осталась в барышах земли- матушки, а душа перепёлкою порхнула в обитель царя – в царство вечности.

Текст сказки был записан в Саратовской губернии. В "Примечаниях" к собранию сказок Афанасьев указывает на множество её вариантов: "Русских вариантов – 34, украинских – 29, белорусских – 11".

Царская цензура отнесла "Мудрую деву" к числу "вредных по содержанию". В одной из версий "Семилетки" (из собрания Худякова) малышка разгадывала любые загадки. На вопрос: "Что всего быстрее ". Она отвечала: "Мысль всего быстрее на свете ". Действительно, многие фольклорные герои мысленно (и мгновенно) достигают обозначенного места. На вопрос: "Что всего на свете милее ?" дочь мужика ответила: "Сон на свете для человека всего милее ". Знала она путь в Навь и Правь, а потому и владела чудесами этих царств.

Следующий вариант о семилетке предлагает способ избавления от земных пороков и достижения счастья бытия.

Разумная дочь

Ж ил один бедняк с женой. Родилась у них дочь. Надо справлять родины, а у него ни хлеба, ни к хлебу. Чем гостей угощать?

Пошёл бедняк за водою на речку. Набрал полные вёдра, назад возвращается. Глядь лежит в кустах тёлочка. Да такая слабая, плохенькая, что сама и не подымется.

Принёс бедняк домой воду и рассказал жене о тёлочке.

Так возьми её, говорит жена.

Вернулся он на речку, взял тёлочку и домой принёс.

Давай, говорит жене, зарежем её: будет чем гостей угостить.

Понравилась жене тёлочка такая пёстренькая, белолобая.

Нет, говорит она, пускай лучше растёт.

Да она ведь совсем слабенькая. Видно, кто-то её бросил, чтоб в коровнике не околела.

Ничего, может, и выходим её. Подрастёт дочка будет ей молоко.

Послушался муж жену, и стали они тёлочку выхаживать.

Окрепла тёлочка, растёт как на дрожжах. И дочка тоже как на дрожжах растёт. Да такая умница вышла, что и старики охотно её слушаются.

Выкормилась из пёстренькой, белолобой тёлочки славная корова.

Подросла девочка, исполнилось ей семь лет, стала сама корову пасти.

Засмотрелся однажды богатый сосед на бедняцкую корову.

Откуда она у тебя? спрашивает. Бедняк и рассказал ему всё, как было.

Эге, говорит богатей, так это ж моя тёлочка! Это я её выбросил не думал, что она на ноги подымется. Нет, тогда я заберу свою корову назад...

Запечалился бедняк.

Ведь я ж её выкормил, говорит он. Теперь она моя.

Не соглашается богатей:

Не отдашь по-хорошему пойдём к пану судиться.

Что делать? Пошли судиться к пану. Богатей подал пану руку, поздоровался: известно, богатый с богатым свои люди. Пан ему говорит:

Садись.

Сел богатей в кресло, а бедняк у порога стоит, снял шапку. Пан на него и не смотрит.

Ну, что скажешь? спрашивает он богатого.

Да вот, пане, какое дело вышло, начал жаловаться богатый. Семь лет назад забрал этот человек мою тёлку, а теперь не отдаёт.

Выслушал пан и бедняка, а потом говорит им:

Хорошо. Суд мой будет таков. Задам я вам три загадки: "Что на свете жирнее всего?", "Что на свете слаще всего?", "Что на свете быстрее всего?". Кто отгадает, у того и корова останется. А теперь ступайте домой, пораздумайте. Завтра приходите с отгадками.

Вернулся бедняк домой, сел и плачет.

Чего ты, тата, плачешь? спрашивает дочка.

Да вот хочет богатый сосед корову у нас отобрать, отвечает отец. Пошли мы с ним к пану на суд, а тот задал нам три загадки. Кто из нас отгадает, у того и корова останется. Да где ж мне отгадать те загадки!

А какие, тата, загадки? спрашивает дочка.

Отец сказал.

Ничего, тата, не печалься, говорит дочка. Ложись спать. Утро вечера мудренее: завтра что-нибудь да придумаем.

А богатей пришёл домой и радуется.

Ну, баба, говорит он жене, будет корова наша! Только нам надо с тобой отгадать три загадки: что на свете жирнее всего, что слаще всего и что быстрее всего?

Подумала жена и говорит:

Вот диво! Да тут и отгадывать-то нечего. Нет ничего на свете жирнее моего рябого борова, слаще липового мёда наших пчёл, а быстрее нашего гнедого жеребца никто бежать не может: ведь он как помчится, так и ветер его не догонит!

Правда, согласился муж, я так пану и скажу.

Наутро приходят богатый с бедным к пану.

Ну что, отгадали мои загадки? спрашивает пан.

Богатый вышел вперёд:

Да тут и отгадывать-то нечего: нету на свете никого и ничего жирнее моего рябого борова, слаще липового мёда моих пчёл и быстрее моего гнедого жеребца.

А ты, спрашивает пан у бедняка, отгадал?

Отгадал, пане: нет ничего жирнее земли ведь она нас всех кормит; нет ничего слаще сна хоть какое случилось горе, а уснёшь, всё позабудется, и нет ничего быстрее людских мыслей: ведь сам ты ещё здесь, а мысли уже далеко-далеко.

Правильно отгадал бедняк! И пришлось пану присудить ему корову.

Кто это тебя научил так отгадывать мои загадки? спрашивает он у бедняка.

Моя дочка-семилетка, говорит бедняк. Удивился пан: не может быть, чтоб какая-то малолетняя бедняцкая дочь отгадывала его загадки! Решил он посмотреть на умную девочку. Приехал однажды к бедняку, а тот как раз в это время был в поле. Встретила пана дочь-семилетка.

Девочка, спрашивает пан, к чему мне лошадей привязать?

Посмотрела девочка на сани и на повозку, что стояли на дворе, и говорит:

Можешь к зиме привязать, а можешь и к лету.

Пан так глаза и вытаращил: как это можно привязать лошадей к зиме или к лету? Смеётся, видно, над ним девчонка!

Ну, хоть к саням привяжи, хоть к повозке, пояснила девочка недогадливому пану.

Видит пан, бедняцкая дочка и вправду очень разумная. Обидно это пану. Услышат люди, что она умнее его, тогда хоть беги из поместья.

Поговорил пан с девочкой и поехал, а ей сказал, чтоб отец пришёл к нему вечером. Пришёл бедняк вечером к пану.

Что ж, говорит пан, умна твоя дочка. А я всё же умнее её.

Дал пан бедняку решето с яйцами:

На, отнеси это дочке да скажи, чтоб она посадила на них наседку и вывела мне к утру цыплят на завтрак. А не выполнит этого велю бить кнутом.

Пришёл бедняк домой пригорюнясь. Сел на лавку и плачет.

Ты чего, тата, плачешь? спрашивает дочка.

Да вот, доченька, какая беда: задал тебе пан новую загадку.

Какую? Показал отец решето с яйцами:

Сказал, чтоб ты посадила на эти яйца наседку и вывела ему к утру цыплят на завтрак. А разве можно это сделать?

Дочка подумала и говорит:

Ничего, тата, завтра что-нибудь да придумаем. А пока что возьми, мама, эти яйца да изжарь на ужин яичницу.

Утром говорит дочка отцу:

На тебе, тата, горшок, ступай к пану. Скажи, чтоб он за день лес вырубил, выкорчевал да вспахал, просо посеял, сжал и обмолотил да в этот горшок насыпал цыплят кормить.

Пошел отец к пану, подал ему пустой горшок и сказал все, что дочка велела. Подкрутил пан усы и говорит:

Умная ж у тебя дочка, а я все же её умней. Взял он три льняных стебля, подал их бедняку:

Скажи дочке, чтоб она к утру этот лён вытеребила, спряла, соткала и сшила бы мне из него рубашку. Вернулся отец домой пригорюнившись.

Дочка спрашивает:

Что сказал тебе пан?

Подал отец ей три льняных стебля и рассказал, что пан загадал.

Ничего, отвечает дочка, ложись, тата, спать: завтра что-нибудь да придумаем.

Наутро даёт дочка отцу три кленовые палки и говорит:

Отнеси их пану да попроси посадить их, за одну ночь вырастить и сделать из них станок ткацкий, чтоб было на чём полотна ему на рубашку наткать.

Пошёл бедняк к пану, подал три палки и сказал так, как дочь научила.

Покраснел пан и говорит:

Умная ж у тебя дочка ничего не скажешь. А я всё же умнее её! Так вот передай ей, чтоб она не пешком пришла ко мне, не на лошади приехала, не голая, не одетая и принесла б мне подарок, да такой, чтобы я не мог принять его. Если она все это сделает, то приму её в дочери вырастет, панною будет! А не сделает плохо ей придётся...

Вернулся отец домой пуще прежнего запечаленный.

Ну, что ж тебе, тата, пан сказал? спрашивает дочка.

Да вот, доченька, наделала ты беды и нам и себе своими отгадками...

И рассказал ей отец, что пан загадал. Засмеялась дочка:

Ничего, тата! Как-нибудь обманем пана и на этот раз. Только поймай мне живого зайца.

Пошёл отец в лес, поставил капкан и поймал зайца.

Дочка сняла рубашку, набросила на себя вместо платья рыбачью сеть, села верхом на палочку и поехала с зайцем к пану.

Пан стоит на крыльце, видит опять перехитрила его бедняцкая дочка! Разозлился он и натравил на неё собак думал, что они разорвут умницу. А девочка выпустила из рук зайца собаки и кинулись за ним в лес.

Подошла она к пану:

Лови, говорит, мой подарок: вон он в лес убежал...

Пришлось пану взять умную девочку в дочери. Поехал пан вскоре за границу, а девочке сказал:

Смотри ж без меня не суди людей моих, а то плохо тебе придётся.

Осталась девочка одна в усадьбе. И случилось в то время такое дело. Пошли два мужика на ярмарку. Один купил телегу, а другой кобылу. Запрягли кобылу в телегу, и домой поехали. По дороге остановились отдохнуть. Легли и уснули. А проснулись, глядь бегает у телеги молодой жеребёночек. Дядьки заспорили. Тот, чья телега была, говорит:

Жеребёнок мой это моя телега ожеребилась!

А тот, чья кобыла, на своём настаивает:

Нет, жеребёнок мой это моя кобыла ожеребилась!

Спорили, спорили и порешили ехать к пану на суд.

Приехали, а пана нет дома.

Рассуди хоть ты нас, просят дядьки приёмную панскую дочку.

Узнала девочка, какое у них дело, и говорит:

Пусть тот из вас, чья кобыла, выпряжет её из телеги и поведёт под уздцы, а тот, чья телега, пускай тащит её на себе в другую сторону. За кем жеребёнок побежит, тот и будет его хозяином.

Так дядьки и сделали. Жеребёнок побежал за кобылою, на том спор у них и окончился.

Вернулся пан из-за границы и узнал, что умная девочка без него судила. Рассердился он, поднял крик:

Что ж ты меня не послушалась? Теперь ты мне не дочка. Возьми себе из поместья что пожелаешь, и ступай домой, чтоб я тебя больше не видел!

Хорошо, говорит девочка. Но мне хочется на прощанье тебя вином угостить.

Угости, буркнул пан. Только поскорей. Напоила его девочка вином, пан и уснул без памяти. Тогда велела она слугам запрячь лошадей, положила пана в карету и повезла домой. Дома с отцом вынесла его из кареты и перенесла в сени на кучу гороховин.

Вот тебе, говорит, постель вместо перины. Отлёживайся себе.

Проснулся наутро пан, по сторонам озирается: где же это он? Увидал свою приёмную дочку и спрашивает:

Почему я тут, в грязной мужицкой хате лежу?

Ты сам так захотел, смеётся девочка. Ты мне сказал: "Бери себе из поместья что пожелаешь, и ступай домой". Я и взяла тебя. Вставай, бери топор и мотыгу да иди вместо отца панщину отбывать. Ты мужик крепкий, будет работник из тебя неплохой.

Услыхал это пан, вскочил на ноги и так махнул назад в своё поместье, что только его и видели. Даже от лошадей с каретою отказался.

В этой белорусской сказке отец и мужик – сам Творец вселенной, а Его двор и есть божественная обитель (Правь).

Бедняцкая дочка семилетка – житель заключительного этапа вселенной.

Пан – навий житель, он знаком с чудесами ночи вселенной, а потому считает себя умнее бедняцкой дочки . Однако пан не захотел через делание отца постичь мудрость бытия в Яви, а потому ещё до завершения седьмой версты вселенной махнул назад в своё поместье (в Навь).

Фольклор подробно рассказывает о коловращении Я на семи верстах вселенной. Например, Я небылицы молвит: "по тому самому, как начался свет, было мне семь лет ". Здесь лет и есть верста вселенной.

Суть Я карельских Рун, небылицы и других произведений фольклора повторяется в Веде Рода:

– "Я твой сын! Я же твой родитель! Я – рождающий и рождённый. Я тот Сын, что родил Отца! Я был до, я же буду после! Я есмь – ты, за тобою – я!

– Как же имя твоё?

– Я – Крышень! Был я Рамной! Как Рамна – ты!

– Кем ты станешь?

– Дорогой звёздной и Воротами в Ирий-сад, и Свечою, и Камнем, Книгой. Переправою над рекой, лёгким облаком над горой".

Дед Сварог молвил внуку Я:

Т ы Отца Предвечного имя в Небе синем установил. В мир войти возжелав, Ты родился. Сыном стал Ты, Отца родив".

Дед небылицы называет человека во плоти – батькой , а в Ведах дед Сварог дарит воплощённому человеку своё имя – Отца предвечного или причины всего. Таким образом, на страницах фольклора действует не обезличенный Я , а носитель имени – Сын предвечного Отца . При этом Я является идеей и бессмертным прообразом своего батьки . Оттого и поведано: "Сыном стал Ты, Отца родив ".

Вот как пословица сказывает о вселенском пути человека: "За семь вёрст киселя хлебать. За море по еловы шишки ". Ходил человек вдоль молочной реки много лет. На её кисельном берегу "стоит церковь из пирогов складена, оладьями повершена, блином накрыта ". В другом варианте небылицы к словам: блином накрыта . Афанасьев ("Народные русские сказки") даёт в сноске: "Шаньгой, ватрушкою". Эта выпечка делается только с творогом, и означает присутствие в любой форме Свят Духа Истварога (Сварога). Конфигурация же из блина , оладьев , пирога отражает круговорот жизни. Пословица молвит: "Тридцать лет, как видел коровий след, а всё молоком отрыгается ". События творения жизни начинаются в вечности, а в Яви отрыгаются молоком в результате воплощения.

В загадке поведано: "Загадка, разгадка да семь вёрст правды ". Её разгадка заключается в правде семи вёрст (семи вёрст бытия вселенной). Правда истинная фольклора хранит начало всех начал, историю прошлого вселенной и человечества, сказывает о ближайшем и очень далёком будущем. События сказок, легенд, былин и мифов не возникли из ничего, в них жрецы родов Руси поведали о фактах эволюции жизни. На седьмой версте наша вселенная закончит своё существование и уйдёт в Правь, а её опыт навсегда останется в архиве вечности. Далее же будет так, как передано в пословице: "Осьмой день, что первый ". Здесь упоминается правда о продолжительности коловращения жизни нашей вселенной, а осьмой день – это начало новой вселенной, с первого дня которой и на протяжении всех её последующих вёрст будет по-прежнему утверждаться идея Жизни.

3, 4 и 5 июля 2013 г. авторами опубликованы в Махпарке фрагменты книги "Крест Леванидов. Традиция Руси": "фольклор о начале начал, фольклор о мироустройстве главы 1–7" . 2 июня 2013 из этой же книги были даны главы "Душа человека" .

Жил-был старик, было у него два сына. Надумал старик сыновей отделить. Старшему почти всё своё добро отдал, а младшему — избу разваленную да худую кобылёшку. И стали два брата жить: старший в богатстве да довольстве, а младший в бедности. Однако бедный и в нужде не унывает: избу починил, кобылёшку выкормил, выхолил, стала лошадь хоть куда и ожеребиться должна была летом. Ждёт бедняк, и всё его семейство ждёт, когда жеребёнок появится.

Вот подошла сенокосная пора, надо сено косить да возить, а телеги-то у бедного нету. Что будешь делать? Пошёл к богатому брату:

— Дай, братец, телегу, сено с луга перевозить!

— Ладно, — говорит богатый, — дам тебе телегу, только ты за это и моё сено перевези.

Согласился бедный — деваться-то ему некуда. Запряг кобылу, поехал на луг. Стал он возить сено. Со своим управился — за братово принялся. До самой ночи возил, а как совсем стемнело, думает:

«Останусь-ка я здесь, переночую под копной, а завтра чуть свет остальное перевезу».

Выпряг кобылу, лёг под копну и заснул.

Кобыла-то ночью и ожеребилась, а жеребёнок под телегу залез.

Утром, ни свет ни заря, пришёл на луг богатый брат: нужно ему поглядеть, как бедный его сено возит.

Глянул он под телегу и увидел жеребёнка.

«Ну, — думает, — проведу я братца!»

Растолкал он бедного и говорит:

— Эге, брат, у меня прибыль: телега ожеребилась! Смотри, какого жеребёночка принесла!

— Что ты, брат! — говорит бедный. — Или смеёшься? Да как это можно, чтоб телега жеребёнка принесла? Это моя кобылка ожеребилась!

А старший брат в ответ:

— Кабы твоя кобыла принесла жеребёнка, был бы он подле неё. А коли он под моей телегой лежит, значит, мой он!

Бедный своё доказывает, богатый — своё.

Спорили они, спорили, порешили судиться: пусть судьи разберут, кто прав, кто неправ.

Старший брат судей деньгами задарил, а бедный только словами свою правоту доказывает.

— Вот какое нашего суда решение: телега жеребёнка принесла. Стало быть, надо жеребёнка старшему брату отдать!

Как ни доказывал бедный, не мог своей правоты доказать.

Говорит он судьям:

— Не признаю вашего неправедного суда решение! Пойду к самому царю, буду ему челом бить!

Пришёл к царю, поклонился ему в ноги, рассказал, как судьи криво судили.

Выслушал царь мужика и приказал привести старшего брата. Привели его.

— Твой жеребенок? — спрашивает царь.

— Мой, ваше царское величество! Так и судьи праведные постановили.

А бедный брат и здесь не унимается, своё доказывает.

Вот царь и говорит:

— Задам я вам четыре загадки. Кто отгадает, того и жеребёнок будет. Первая загадка: что на свете всего жирнее? Вторая загадка: что на свете всего сильнее? Третья загадка: что на свете всего быстрее? Четвёртая загадка: что на свете всего мягче? Идите, думайте.

Пришёл богатый брат домой сердитый. Уселся на лавку, стал думать. А думать-то и не умеет, только фырчит. Вот жена и спрашивает его:

— Чего это ты такой невесёлый?

— Будешь невесёлый, когда царь мудрёные загадки загадал! Отгадай, попробуй!

— А какие загадки?

Рассказал ей муж. Жена говорит:

— Нам самим всё равно не додуматься. Ступай к куме. Она баба острая — всё знает, всё понимает.

Пошёл богатый к куме.

— Так и так, — говорит, — выручай, кума, из беды! Ты всё знаешь, всё понимаешь.

— А что у тебя за беда?

— Да вот задал мне царь четыре загадки, а на отгадки-то дал всего три дня сроку. Уж я думал-думал, голову сломал, а отгадать не мог.

— Какие же это загадки? Говори скорее!

— Первая царская загадка: что на свете всего жирнее?

— Экая загадка, подумаешь! Да у нас рябой боров есть — такой жирнущий, жирнее нигде не найдёшь! Весь жиром заплыл и на ноги не поднимается.

— Вторая загадка: что на свете всего сильнее?

— И эта загадка не мудра! Сильнее всех на свете медведь: он и корову задерёт, и ёлку с корнями из земли вывернет. Кто же сильнее его!

— Третья загадка: что на свете всего быстрее?

— Ну, здесь и думать нечего! У моего мужа такой жеребец — нет его быстрее! Плёткой ударить — зайца перегонит!

— Четвёртая загадка: что на свете всего мягче?

— А всего мягче на свете, кум, известное дело — мой пуховик: как ляжешь, так потонешь!

Обрадовался богатый брат, стал благодарить куму:

— Спасибо тебе, кума, научила ты меня уму-разуму! Век не забуду! Недаром люди говорят, что ты всё знаешь, всё понимаешь!

Пришёл домой и младший брат. Сел на лавку, облокотился на стол, рассказал жене, какие загадки ему царь загадал. Заплакала жена:

— Где тебе такие мудрёные загадки отгадать! Отнимут у нас жеребёнка!..

Тут подошла дочка-семилетка и говорит:

— Не горюй, батюшка. Я за тебя эти загадки отгадаю. А ты ложись да спи спокойно! Утро вечера мудренее!

Послушался отец своей дочки, лёг спать. Утром будит его семилетка:

— Вставай, батюшка, иди к царю!

— Да с чем же я пойду к нему?

— С отгадками пойдёшь! Как придёшь, скажи: жирнее всего матушка сырая земля, всех нас она кормит, на всех у неё щедрости хватает. Сильнее всего вода: ничем не удержишь её, не остановишь. Быстрее всего мысли наши: вмиг весь мир облетят. А мягче всего рука наша: как ни мягка будет подушка, всё руку под голову подкладываешь!

— Спасибо тебе, дочка! Мудрые твои отгадки. Только как-то царь их примет!

— Ничего, не бойся, смело ступай!

Приходят в назначенный срок оба брата к царю. Богатый — надутый да важный: отгадал загадки; бедный — с сомнением: как-то ещё дело повернётся.

Вышел царь к братьям со своими боярами да вельможами и спрашивает:

— Ну, разгадали вы мои загадки?

Старший брат весело да бойко отвечает:

— Разгадали, ваше царское величество!

— Ну, коли разгадали, отвечайте по порядку — сперва старший, потом младший.

Вот старший и говорит:

— Жирнее всего на свете рябой боров у моей кумы, ваше царское величество: весь он жиром заплыл и на ноги уже не поднимается!

— Сильнее всех на свете медведь: вот какие ёлки с корнями выворачивает! Быстрее всего на свете карий жеребец у моей кумы: настегай его — он зайца перегонит. А мягче всего у кумы пуховик — как ляжешь, так потонешь!

Усмехнулся царь и молвил:

— Теперь ты, младший, говори!

Бедный ответил всё, как его дочка научила.

Выслушал царь его ответы и спрашивает:

— Сам ли ты ответы нашёл или кто тебя научил?

Бедный скрывать не стал, отвечает:

— Научила меня моя дочка-семилетка.

— Ну, коли твоя дочка такая мудрая, — говорит царь, — пусть она моё приказание выполнит! Вот тебе ниточка — пусть она из этой ниточки завтра к утру соткёт мне полотенце узорчатое!

Что делать? Спорить с царём не станешь! Взял бедный ниточку, пошёл домой. Приходит домой кручинный да печальный, ниже плеч голову опустил.

Подбежала к нему дочка и спрашивает:

— Что ты, батюшка, невесел? Или мои отгадки неверные были?

— Нет, дочка, отгадки твои правильные. Только новая беда на нас свалилась. Приказал царь из этой ниточки соткать ему к утру полотенце узорчатое...

Засмеялсь семилетка и говорит:

— Не печалься, батюшка! Царь мне свой приказ прислал, а я ему свой пошлю!

Отломила она прутик от метлы и говорит:

— Ступай к царю и скажи: пусть он из этого пруточка смастерит мне станок ткацкий — тогда и узорчатое полотенце ему к утру вытку!

Пошёл бедный к царю, подал ему прутик:

— Просит дочка из этого прутика станок ткацкий ей смастерить — тогда, говорит, и полотенце будет.

Взглянул царь на прутик и молвил:

— Ладно, полотенце мне не нужно! Другой приказ от меня будет: вот ей полтораста печёных яиц — пусть выведет мне завтра к утру полтораста цыплят.

Взял бедный лукошко с яйцами, пошёл домой. Воротился ещё кручиннее, ещё печальнее. Спрашивает его семилетка:

— Что, батюшка, невесел? Или какая новая забота появилась?

— Ах, дочка! Как не забота! От одной беды избавились, другая навязалась: приказал царь из печёных яиц вывести ему к утру полтораста цыплят...

Усмехнулась семилетка и говорит:

— Нечего, батюшка, печалиться! Давайте-ка сядем все за стол да будем печёные яйца есть!

Как поели они, семилетка сварила в чугунке пшённой каши и говорит отцу:

— Ступай к царю и скажи: пусть посеет эту кашу и вырастит завтра к утру просо, сожнёт его да обмолотит. Цыплята, скажи, в одну ночь будут выведены, и пшено для них надобно в одну ночь вырастить. Другого корма они клевать не станут!

Пошёл бедный к царю, подал ему чугунок каши и сказал всё, как семилетка велела.

— Не нужны мне цыплята, — говорит царь. — А раз твоя семилетка так хитра да мудра, пусть наутро сама ко мне явится — не одетая, не раздетая, не пешком, не в повозке, не верхом, не с подарком, не без подарка!

Пошёл бедный домой.

«Ну, — думает, — такой хитрой задачи и моя семилетка не разрешит. Видно, придётся нам совсем пропадать!»

Пришёл он и рассказал всё, что царь требует.

— Не печалься, батюшка, — говорит семилетка. — Царь мудрит, и мы не хуже его: ещё помудрёнее придумаем! Достань ты мне зайца да поймай воробья.

Достал бедный у охотника зайца, изловил в коноплях воробья.

На другой день поутру сбросила семилетка свою одёжку и накинула на себя старую рыбачью сеть. Вот она и не одета и не раздета! После того села она боком на козла, одну ногу на землю опустила, взяла зайца да воробья и отправилась к царю во дворец.

А царь её уже дожидается — стоит у окна, смотрит. Как увидел, приказал собак борзых выпустить — пусть они её встретят!

Выпустили псари борзых. Забрехали собаки, пустились навстречу семилетке, а она, не будь глупа, бросила зайца. Заяц поднял хвостик — да наутёк, а собаки за ним. Так все и убежали в поле.

Въехала семилетка во двор и говорит царю:

— Вот тебе, царь-государь, подарочек!

И подаёт ему воробья.

Царь протянул руки, хотел было воробья взять, а воробей — порх! — и был таков.

Видит царь, что и в этот раз семилетка перемудрила его.

— Хорошо, — говорит. — Как было приказано, так и сделала. Скажи-ка мне теперь, велика ли у вас семья и чем вас отец кормит?

— Семья у нас велика, — говорит семилетка, — а кормимся мы вот чем: отец мой в поле рыбу ловит, а мы её граблями сгребаем да уху из неё варим — тем и кормимся.

— Эка ты глупая! — говорит царь. — Да где это слыхано, чтобы рыба в поле водилась? Рыба в реке плавает!

— А ты умён? Как же ты поверил, что телега жеребёнка принесла? Жеребёнок от нашей кобылы родился!

Тут царь одумался и говорит:

— Отдайте жеребёнка бедному, не то его дочка совсем меня перед людьми опозорит!

Царское слово — строгий приказ. Отобрали жеребёнка у старшего брата, отдали младшему. Стал он доброго коня растить.

Мудрая дева - Русская народная сказка - Русские сказки

Мудрая дева

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади; у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью

жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутре бедного:

Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле был!

Поспорили они и пошли до начальства: именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

Что всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее? - И положил им сроку три дня: - На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать; а сама спрашивает:

Что так печален, куманек?

Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

Что такое? Скажи мне.

А вот что, кума: первая загадка - что всего в свете сильней и быстрее?

Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть;

нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь -зайца догонит.

Вторая загадка: что всего в свете жирнее?

У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что и на ноги не подымается!

Третья загадка: что всего в свете мягче?

Известное дело - пуховик, уж мягче не выдумаешь!

Четвертая загадка: что всего в свете милее?

Милее всего внучек Иванушка!

Спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой; встречает его дочь-семилетка (только и семьи было, что дочь одна).

О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать.

Скажи мне, какие загадки?

А вот какие, дочка: что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

Ступай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет - земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет, а милее сна пот ничего на свете!

Пришли к царю оба брата: и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного.

Сам ли ты дошел, или кто тебя научил? Отвечает бедный:

Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелковая;

пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

Беда наша! -говорит дочери -Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка. Отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает:

Пойди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц:

Отдай, -говорит, -своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:

Ах, дочка! От одной беды увернешься, другая навяжется!

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено; другого пшена наши цыплята и клевать не станут!

Царь выслушал и говорит:

Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

“Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”

Не кручинься, батюшка! - сказала ему дочь -семилетка. -Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.

Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежу, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец

Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю:

Вот тебе, государь подарочек! - И подает ему перепелку.

Царь протянул было руку: перепелка порх - и улетела!

Хорошо, - говорит царь, - как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь: ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь?

Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, лоушки в воду не становит, а я приполом рыбу ношу да уху варю.

Что ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!

А ты умен? Когда видано, чтоб телега жеребенка принесла? Не телега, кобыла родит!

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе; когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

Русские народные сказки

«Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка» Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

Задачи урока:

Образовательные: Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

Включать творческое воображение у учащихся.

Учить детей вести диалог с автором

Воспитывающие: Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

( Научиться беседовать с книгой

-Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно

- Учиться работать с учебником и словарями.)

Каким вы хотите видеть наш урок ? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке)

Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

    Работа со справочной литературой.

    Проверка выполнения домашнего задания.

    Работа с текстом до чтения.

    Работа с иллюстрацией.

    Работа с текстом сказки во время чтения.

    Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

    Составление плана (блок – схемы) на листочках.

    Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

    Групповая творческая исследовательская работа в малых группах. Цель: составление книжки-малышки

Воспользуйтесь Словарём-справочником. Зачитайте, какое произведение называется сказкой.

С чего начнём при работе со словарём? (С алфавитного указателя слов с. 139.

- Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)

Какова главная тема сказок? (- Борьба добра со злом)

Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?

сказках о животных?

бытовых сказках?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»

Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»

Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик

Сейчас мы проверим домашнее задание. Для этого разделимся на 2 группы. 1 группа работает за компьютером выполняет тест по прочитанным ранее сказкам, а 2 группа читает сказку по ролям. Затем мы меняемся.

3. Подведение итогов проверки домашней работы.

С тестом справились ….

Какой из вопросов вызвал у вас затруднение?

Можно отметить эмоциональное чтение у….

3. Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) Цель урока

Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения.

Откройте учебник на стр. 38

Что изображено на картинке?

Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Что делает герой?

Какое у него выражение лица?

Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

· Работа с заголовком.

Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

Телега

Жеребёнок

Спор

Царь

Кума

Мудрая дочь-семилетка

О чем вам говорят эти опорные слова?

Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. Проверим наши предположения. Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, передать характер персонажа .

Понравилась ли вам сказка?

1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему?

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой, злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Зачитайте загадки…

Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность , глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите простор е чные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

6.Физкультминутка - Перед вами выставка книг – сказок. Некоторые вы читали, а другие можно прочесть. Пусть каждый подойдет и выберет себе понравившуюся сказку, позднее можете обменяться книгами с товарищами.

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

Повторно перечитайте сказку.

Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

Б – брат

Ц – царь

К – кума

Д - дочь

О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?

Задачи для исследования

1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка)

2. группа – составить и записать план сказки (План сказки)

3. группа - Иллюстрации к сказке (творческая работа детей)

4. группа - Найдите в тексте слова, характерные для простонародного языка записать и объяснить их (Трудные слова)

5. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке)

6. рефлексия: яблочки разного цвета с именами детей

7.Этап рефлексии.

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (страничка книги)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. Напишите свое имя, наклейте в книгу.

8.Подведение итогов урока.

С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.

Чему учились на уроке? - Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

Выберите и запишите то задание, которое вы можете выбрать:

1. Вариант Пересказ сказки по плану.

2. Вариант Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки)

3. Вариант Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике

* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в тетради

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

* Отметить учеников, которые правильно нарисовали план рассказа.

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади: у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутре бедного: «Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила». Брат встает и говорит: «Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Это моя кобыла принесла». Богатый говорит: «Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле был!» Поспорили они и пошли до начальства; именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки: «Что всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее?» и положил им сроку три дня: «На четвертый приходите, ответ дайте!»

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать; а сама спрашивает: «Что так печален, куманек?» - «Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил». - «Что такое? Скажи мне». - «А вот что, кума: первая загадка - что всего в свете сильней и быстрее?» - «Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь - зайца догонит». - «Вторая загадка: что всего в свете жирнее?» - «У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что и на ноги не подымается!» - «Третья загадка: что всего в свете мягче?» - «Известное дело пуховик, уж мягче не выдумаешь!» - «Четвертая загадка: что всего в свете милее?» - «Милее всего внучек Иванушка!» - «Спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду».

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой; встречает его дочь-семилетка (только и семьи было, что дочь одна): «О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?» - «Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать». - «Скажи мне, какие загадки?» - «А вот какие, дочка: что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?» - «Ступай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет - земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!»

Пришли к царю оба брата: и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного: «Сам ли ты дошел или кто тебя научил?» Отвечает бедный: «Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила». - «Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелковая;

пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое». Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный. «Беда наша! - говорит дочери. - Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце». - «Не кручинься, батюшка!» - отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: «Пойди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать!» Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц: «Отдай, - говорит, - своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят».

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее: «Ах, дочка! От одной беды увернешься, другая навяжется!» - «Не кручинься, батюшка!» - отвечала семилетка, попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю: «Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено; другого пшена наши цыплята и клевать не станут!» Царь выслушал и говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». - «Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!» - «Не кручинься, батюшка! - сказала ему дочь-семилетка. - Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку». Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежу, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю: «Вот тебе, государь, подарочек!» - и подает ему перепелку. Царь протянул было руку: перепелка порх - и улетела! «Хорошо, - говорит царь, - как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь: ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь?» - «Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, лоушки в воду не становит; а я приполом рыбу ношу да уху варю». - «Что ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!» - «А ты умен? Когда видано, чтоб телега жеребенка принесла? Не телега, кобыла родит!» Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе; когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

Попов работник

№329

В некотором селе поп нанял себе батрака и послал его на сучонке пахать, и дал ему целую ковригу хлеба, и гуторя ему: «На, батрак, будь сам сыт, и сучонка чтобы была сыта, да чтобы и коврига была цела».

Во батрак, взявши, поехал в поле, а приехавши, зачал пахать. Во пахал, пахал, уж время бы, кажись, и червячка заморить: животики ему так и подвело; да что станешь делать с поповым-то приказом? Но голод не тетка, уму-разуму научит. Во и вздумал думу батрак, кажись бы гожа! Ну, быть делу так. Взял верхнюю корку с хлебушка тихохонько снял, мякиш всеё повытаскивал, сам досыта наелся и сучонку накормил, а корки опять сложил по-прежнему, как было, да и попахивает себе до вечера как будто ни в чем не был, горя мало ему! Во уж начало смеркаться. Он и поехал домой. Приезжает, а поп его уж у ворот встречает и спрашивает его: «Что, мол, батрак, сыт?» Он кажа: «Сыт». Поп опять спрашивает: «А сучонка сыта?» Батрак кажа: «Сыта». Поп опять гуторя: «А коврига цела?» Батрак кажа: «Цела! На вот, батюшка, целехонька». Во как разглядел поп-от, да и рассмеялся, и гуторя: «Хитрец ты окаянный! Как на тя погляжу, из тебя прок будет. Люблю за обычай и за твою догадливость! Ухитрился, молодец! Оставайся у меня, живи; мне такой и надобен». И оставил его у себя, прибавил еще сверх договорной цены за то, что парень-то попался ему ухарский и разухабистый да больно догадливый. Тут-то батраку пошло житье, что твоя маслена, и умирать не надо.