Отношение к родине раскрывает значимость поэта. Тема Родины в лирике А. А. Блока (Четвертый вариант). Основные мотивы в лирике поэта, связанные с темой Родины

Важное место в лирике Лермонтова занимает тема родины . Лермонтов горячо любил отчизну, но резко обличал деспотизм, крепостнические устои, полицейский режим, продолжавшие существовать в России даже в начале 1840- годов. В качестве примера назовем стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (1841):

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

России «голубых мундиров» (форма жандармов), страдающей от деспотизма и рабства, поэт противопоставляет здесь вольный Кавказ.

Героическому прошлому страны Лермонтов посвятил балладу «Бородино».

А в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» поэт пишет о «малой родине», о детстве на лоне природы в имении Тарханы («родные всё места»).

Тема природы присутствует и в стихотворении «Родина» (1841) – лирическом размышлении поэта о родной стране.

Стихотворение можно условно разделить на три части.

В первой строках произведения поэт рассуждает о своей «странной» любви к отечеству:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Как мы видим, поэт не считает главным в своей любви к родине ни военную славу России («слава, купленная кровью»), ни величественное спокойствие самодержавного государства («полный гордого доверия покой»), ни даже легендарное прошлое русского народа («тёмной старины заветные преданья»).

«Странная» любовь поэта к отечеству – это прежде всего любовь к русской природе, к простому народу, о чём и говорится в последующих строках «Родины».

Во второй части стихотворения поэт рисует живописную картину родной земли. Он изображает Россию с высоты птичьего полета: перед читателем открываются ее величественные просторы, бескрайние степи и леса. Поэт размышляет:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Возникает характерный для поэзии Лермонтова образ пути. Звучит мотив странничества , соотнесенный с мотивом покоя :

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...



Характерно, что образ пути лишен здесь романтической окраски; речь идет о проселочной дороге , о встречающихся путнику бедных, печальных селениях.

Наконец, в последней части стихотворения возникает деревенский пейзаж. Перед читателем открывается картина сельского праздника.

Вольный ямб (преимущественно пяти- и шестистопный ), передающий величественные размышления поэта об отчизне, сменяется разговорно-непринужденным четырехстопным ямбом:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Последний фрагмент «Родины» напоминает нам пушкинские стихи из «Путешествия Онегина»: «Иные нужны мне картины...» Недаром Белинский писал о «Родине» Лермонтова, что это произведение – «одно из лучших пушкинских». В своем стихотворении Лермонтов явно выступает не как поэт-романтик, а как «поэт действительности».

Произведение звучит по-пушкински оптимистично . В нем нет печати уныния, безысходности, скорби. Несколько грустное настроение при созерцании родных просторов не противоречит светлому,жизнеутверждающему пафосу произведения.

Н.А.Добролюбов писал, что в стихотворении «Родина» Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

«Пророк»: итог размышлений о судьбе поэта

Стихотворение «Пророк» (1841) завершает в творчестве Лермонтова тему поэта и поэзии. В своем произведении Лермонтов явно отталкивается от пушкинского «Пророка» (1826). Он начинает рассказ с того момента, на котором закончил свое произведение Пушкин: герой обрел пророческий дар и получил от Бога повеление служить людям. Участь лермонтовского пророка оказалась печальной:



С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Пророка не поняли, в него «бросали бешено каменья». Ему внемлет лишь не знающая человеческих грехов природа:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В то же время «шумный град» встречает пророка насмешками и оскорблениями.

Различен и сам облик пушкинского и лермонтовского пророков. Пушкин подчеркивает, что его герой обретает сверхъестественные качества; в момент начала служения он является во славе и во всеоружии Слова Божьего. Лермонтов, не забывая о «всеведенье» пророка, отмечает вместе с тем его человеческую слабость, внешнее убожество: он худ, бледен, одет в рубище.

Стихотворение Пушкина выдержано в высоком стиле; оно насыщено славянизмами. Лермонтов сочетает в своем стихотворении слова и выражения высокого стиля («Вечный Судия», «всеведенье пророка», «завет Предвечного») с разговорным языком («Смотрите ж, дети, на него...»).

Таким образом, тема трагической судьбы поэта , намеченная еще в ранних произведениях Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой...») и достигшая вершины в «Смерти Поэта», находит в «Пророке» свое художественное завершение.

Вопросы и задания

1. Назовите годы жизни Лермонтова. Расскажите о детстве поэта, о его учебе в Москве. Назовите несколько ранних стихотворений. Какое произведение поэта принесло ему широкую известность? Расскажите о первой кавказской ссылке Лермонтова. Какие произведения он написал во время этой ссылки? Где жил поэт в период между двумя ссылками? Над каким прозаическим сочинением он работал в это время? Какие лирические и лироэпические произведения он тогда написал? В каком году поэт был отправлен во вторую кавказскую ссылку? Перечислите произведения, созданные поэтом в последние годы его жизни. При каких обстоятельствах Лермонтов погиб? Что вы можете сказать о характере поэта, о его мироощущении?

2. На какую эпоху приходится расцвет творчества Лермонтова? Кратко охарактеризуйте это время. Какие тенденции эпохи отразились в творчестве Лермонтова?

3. Что способствовало формированию романтического миросозерцания Лермонтова? Определите важнейшие грани романтического идеала поэта.

4. Охарактеризуйте лирического героя поэзии Лермонтова в его эволюции. Почему Лермонтова нередко называют «поэтом мысли»?

5. Назовите основные жанры поэзии Лермонтова? Чем отличаются жанры лирического размышления, ораторской думы от традиционных элегии и оды? Что вы можете сказать о жанре баллады в поэзии Лермонтова? Как трансформируется у Лермонтова жанр послания?

6. Что такое поэтический символ? Приведите примеры образов-символов в стихотворениях Лермонтова.

7. Назовите основные мотивы поэзии Лермонтова. Как они соотносятся друг с другом?

8. Какие темы, мотивы присутствуют в раннем творчестве Лермонтова? Какие вариации мотива свободы можно услышать в ранней лирике поэта? Приведите примеры. Как в произведениях раннего Лермонтова соотносятся мотивы борьбы и покоя? Сделайте разбор стихотворений «Парус», «Ангел». Какое звучание приобретает в ранней лирики поэта мотив любви?

9. Сделайте разбор стихотворения «Смерть Поэта». Расскажите об обстоятельствах его написания. Как в этом произведении соотносятся образы Поэта, его убийцы, а также «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов»?

10. Сделайте разборы стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» Какие мотивы в этих произведениях схожи, а какие звучат по-разному?

11. Разберите балладу «Бородино». Почему Л.Н.Толстой назвал это произведение Лермонтова «зерном» романа «Война и мир»?

12. Проанализируйте стихотворение «Дума». Каково отношение самого поэта к поколению 1830-х годов? В чем он упрекает современников, за что их обличает? Как поэт мыслит судьбу своих сверстников?

13.Какая тема объединяет стихотворения «Поэт» и «Есть речи – значенье...»? Сделайте краткий разбор этих произведений. Каким, по мысли Лермонтова, должен быть настоящий поэт? Какое влияние имеет на человека поэтическое слово?

14. Рассмотрите стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» Каковы его жанровые и композиционные особенности? Как здесь выражен идеал поэта? В каких словах звучит тема поэта и поэзии?

15. Почему стихотворения «И скучно и грустно» и «Завещания» Белинский считал самыми пессимистическими стихотворениями Лермонтова? Сделайте их краткий разбор.

16. В чем заключается особая таинственность стихотворения «Сон»? Проанализируйте его композицию. Какие силы позволяют лирическому герою и его возлюбленной увидеть друг друга в разлуке?

17. В чем своеобразие стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» как любовного послания? Как здесь проявилось «романтическое двоемирие»? Кого, по мнению исследователей, поэт называет «подругой юных дней»?

18. Сделайте разбор стихотворения «Утес». Почему это произведение Б.М.Эйхенбаум назвал «маленькой балладой»? Какие образы-символы мы здесь находим и как их можно истолковать?

19. Разберите стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Почему это стихотворение называют одним из итоговых в поэзии Лермонтова? Какие здесь встречаются образы-символы? Дайте их толкование.

20. Назовите произведения Лермонтова, которые можно отнести к теме родины. Какие грани этой темы раскрываются в лирике Лермонтова? Почему в стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о своей «странной» любви к отчизне? Что он здесь подразумевает? Что является главным в любви поэта к отечеству? Какие образы подтверждают это? Почему Белинский назвал «Родину» «пушкинским» произведением Лермонтова? Какие строки из «Евгения Онегина» перекликаются с третьей частью «Родины»? Как Н.А.Добролюбов определил лермонтовское понимание любви к отечеству?

21. Охарактеризуйте стихотворение «Пророк» как итог размышлений Лермонтова о судьбе поэта. Сравните лермонтовское стихотворение с «Пророком» Пушкина. В чем своеобразие двух произведений?

22. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Основные мотивы лирики Лермонтова».

Тема родины в лирике А. А. Блока. Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее.

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит

Русь за спасение души:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива.

Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Любовь к Родине, к народу А. А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

(Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия - совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве . Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в .

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: « »

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое .

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в . В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия - его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

В ранний период для Лермонтова характерно продолжение и развитие жанра романтической, преимущественно байронической, поэмы, преломленной через творчество А.С. Пушкина и декабристов (К.Ф. Рылеев), а также В.А. Жуковского, И.И. Козлова, А.А. Бестужева-Марлинского. Это сказывается не только в прямом подражании Пушкину («Кавказский пленник») и Дж. Байрону («Корсар»), но и прежде всего в характерного для романтической поэмы героя - непонятного, одинокого, гибнущего, в борьбе за свободу своей отчизны, за право свободно мыслить, любить. Романтический герой Лермонтова наделен бурными страстями, одержим неукротимым стремлением к свободе, безграничной любовью к родине и всегда обречен.

Одним из первых стихотворений Михаила Юрьевича, в котором мы можем оценивать его отношение к родине, является стихотворение написанное в 1828 году «Жалобы турка».

«…Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! Этот край … моя отчизна! ...»

Неприветливое описание «отчизны», учитывая тот факт, что на тот момент поэту всего пятнадцать лет. Уже в таком возрасте автором были осознаны некоторые социально-политические аспекты быта его родины. «… Рано жизнь тяжка бывает для людей…». Звучит как приговор, неминуемое обстоятельство, которое преследует человека с ранних лет жизни. Вовсе не радует такая картина. Возникает ощущение, которое трудно испытать человеку-космополиту. Это ощущение обиды и горечи. Лишь только у высокоморального человека найдутся душевные силы, которые помогут назвать такой край своей Отчизной.

«…Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями? -

И где являются порой

Умы и хладные и твердые как камень? ...»

Людская злоба, хитрость, беспечность не дают покоя душе поэта. Он поражен. Его сознание не в силах смириться с тем, что сердца людей вместо того, чтобы любить, испытывать искренние порывы прекрасных чувств, «волнуемы страстями». Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив "поздний ум" отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Это было не в стиле Лермонтова. Его лирический герой настолько патриотичен, что готов тратить без остатка свои душевные порывы на служение отечеству. Ему только необходимо быть уверенным в том, что все это не зря. Пусть в раннем творчестве поэт увлечен романтизмом, всеми его прелестями, сложностями. Лермонтов видит и чувствует многое и с огромным энтузиазмом пытается отразить с помощью лиры все то, что не дает покоя. Но это не убивает в нем глубокого философа, который способен задуматься не только о себе, не только о народе, а том, что он может принести этому народу.

Крик души чувствуется в словах: «Друг! Этот край … моя отчизна! ...». Это родина. Она как мать, ее не выбирают. Ее искренне любят, какой бы она ни была. Ее готовы защищать от нападок тех, кто осмелиться осквернить то, что с таким трепетом мы храним у себя в душе и то, что мы ассоциируем со своей родиной.

«… Ах! если ты меня поймешь,

Прости свободные намеки; -

Пусть истину скрывает ложь:

Что ж делать? - все мы человеки! ...»

Надеждой наполнены последние строки произведения. «Что ж делать? - все мы человеки! ...». Лермонтов осознает, что все мы люди, все не идеальны, и от пороков собственной души так сложно порой очиститься. Только из таких порочных жителей различных сел, городов формируется общество, в котором мы живем в с которым в дальнейшем соотносим свое понятие родины. В стихотворении «Я видел тень блаженства; но вполне…» уже можно отметить то, что отношение к родине у Лермонтова уже другое. Он помнит и знает родину как место, где «…горесть начал знать…».

«…, я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать;

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой…»

Но родина для него сохраняется не только в настоящем, он планирует связывать с ней свою жизнь, и даже, смерть («… Когда мой прах, смешавшися с землей, навеки прежний вид оставит свой…»). Лирический герой привязан к родной земле, она ему близка. Она не только его место жительства. И родина у Лермонтова особая, своя. Ее основные черты не ассоциируются у него с властью, великим государством. Родина Лермонтова - это широкие поля, бескрайние просторы, плодородные нивы, мужички, которые из года в год не покладая рук жнут эти нивы, трудятся. И труд их не ради славы, а ради процветания собственной отчизны.

Удручен Лермонтов-поэт тем, обстоятельством, что молодое поколение равнодушно и невоспитанно. Молодым безразлична страна, ее будущее, они не пытаются брать пример у старших, а порой старшие и не могут подать этого примера. В стихотворении «Два сокола» это явно видно:

«Братец, братец, что ты видел?

Расскажи мне поскорей".

Ах! я свет возненавидел

И безжалостных людей. -

"Что ж ты видел там худого?"

Кучу каменных сердец:

Деве смех тоска милого,

Для детей тиран отец.

Девы мукой слез правдивых

Веселятся как игрой;

И у ног самолюбивых

Гибнут юноши толпой! ...

Братец, братец! ты что ж видел?

Расскажи мне поскорей! -

"Свет и я возненавидел

И изменчивых людей.

Ношею обманов скрытых

Юность там удручена;

Вспоминаний ядовитых

Старость мрачная полна.

Гордость, верь ты мне, прекрасной

Забывается порой;

Но измена девы страстной

Нож для сердца вековой!"....

Глубокое разочарование так и льётся со строк стихотворения. «Я свет возненавидел…». Любые собственные стремления и порывы блекнут, смотря на такую обстановку в обществе. Так и хочется стать тем самым соколом, взвиться и больше не видеть всего этого безобразия. В этом произведении тесно слились темы морального воспитания общества и понимания родины, как то, что видно в обществе, какие ценности там царят и есть ли они там вообще. Но следует отметить, что если так все мрачно и беспомощно в обществе, то невольно ставится вопрос: а нужна ли тебе такая жизнь, где «куча каменных сердец»? Но Лермонтову нужна потому что, это его место, его родина. И если он здесь рожден, значит так надо. И лишь одно может заставить сияющую душу поэта подумать о том, что родина ему скучна:

Не могу на родине томиться,

Прочь отсель, туда, в кровавый бой.

Там, быть может, перестанет биться

Это сердце, полное тобой.

Любовь к родине способна уместиться в сердце творца с чувствами к противоположному полу. Но тут сразу возникают какие-то особые мысли. Скрыться от любви к девушке именно там, где он сможет отдать долг родине, на поле боя. Тем более когда эта тема так актуальна. Война с Наполеоном была еще одним поводом для того, чтобы убедиться в силе и мощи государства Россия. Лермонтов не мог остаться равнодушным и в очередной раз высказал свое особое мнение:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Эти строки живут по сей день, и каждый, услышав их, вспоминает о тех временах, когда военная мощь и мудрость полководцев русских была непоколебима. Чувство патриотизма охватывает любого, хоть мало-мальски патриотичного гражданина государства русского.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Но неизбежна и здесь тема разочарования в молодом поколении: «… богатыри - не вы! ...». Белинский отметил это, раскрыв еще одну мысль, заложенную в стихотворении: «Эта мысль -- жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Тоскует душа поэта по действенным, активным современникам:

«…Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя…»

Именно за такими людьми видит поэт будущее собственной отчизны, которые могут совершать великие поступки, вершить судьбоносные дела не по наказу верхов, а по собственной доброй воле, которая дает силы строить светлое будущее себе и своему народу. Хотя в светлом будущем страны Лермонтов не был уверен. Свидетельство тому является стихотворение «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! - твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

Не добрым веет от этих строк. Чума, смрад, мрачность - нелицеприятно, но это те мысли, которые возникли и их не избежать. На пустом месте их бы не возникло. Суровая действительность будней общества в перспективе дает не радужные предсказания.

Фактом было то обстоятельство, что неравнодушен Лермонтов был к Кавказу. Целый цикл стихотворений был посвящен этому краю родины.

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной! ...

Ужель пещеры и скалы

Под дикой пеленою мглы

Услышат также крик страстей,

Звон славы, злата и цепей? ....

Нет! прошлых лет не ожидай,

Черкес, в отечество своё:

Свободе прежде милый край

Приметно гибнет для неё.

Образ Кавказа в сознании Лермонтова горяч, пылок, как его собственное сердце. Впитанные еще в детском возрасте ощущения от Кавказа, послужили Лермонтову той основой, которая дала начало его творчества, направленное на раскрытие многогранного образа Кавказа.

Любит Михаил Юрьевич в Кавказе все: непокорность горцев, красоту горянок, величественные горные цепи, морскую стихию. Все это, несомненно, входило в сознание поэта, как часть его родины. Образ природы, а в частности образ Кавказа связан у Лермонтова с пониманием родины, ее глубины и особенностей. Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, он играл чувствами, образами, которые возникали в сознании. Нам так легко понять его, потому что образы, нарисованные им способны адаптироваться под любое воображение, на любой лад могут играть на струнах человеческой души.

Еще один образ, связанный с темой родины, который называет Лермонтов. Это образ странствия. Здесь автор показывает, что свобода и безмятежность - это хорошо, но где же привязанность к родному.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В продолжении стихотворения видно, что Лермонтову с одной стороны жаль, что вот такая участь у туч, но с другой стороны он выражает своеобразную зависть:

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вечные странники, которые не могут быть изгнаны, так как нет у них родины. «…Вечно холодные, вечно свободные, …». Им не о чем волноваться и беспокоиться. Они странники.

И все-таки какие бы мысли не истолковывал Михаил Юрьевич Лермонтов, все же любит он родину, любит Россию-матушку:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Непоколебимо в нем чувство любви к родине. Она свята для него. «…Не победит ее рассудок мой…». Не разумом ощущает поэт любовь к отчизне, а душой. Именно так нужно любить Отечество: сердцем прикипеть к нему, и не давать возможности никому испортить светлый образ родины. Вопреки всему любить, и верить в то, что она, как мать родная, никогда о тебе не забудет. Могут забыть властители, народ, но родина не забудет. Ее любовь ты будешь ощущать и после смерти.

Но я люблю -- за что, не знаю сам --

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

В этом отрывке и заключается основная мысль того, какой именно любовью горел Лермонтов к родной стране: «…Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; …». Вот что никогда не смениться другим, вот что непоколебимо в образе родины, и вот то, за что при любых обстоятельствах нужно любить то место, где ты родился. Вот такая странная, на первый взгляд, любовь. Но проникнувшись мыслью дальше, стоит понимать, что в идеале такой и должна быть настоящая, искренняя любовь.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - неисчерпаемый кладезь мудрости, философии и мыслей о том, как необходимо понимать окружающий мир. Благодаря ему мы смогли определить особое значение родины, изучить разные стороны этого вопроса и осознать для себя, что необходимо представлять, когда приходят мысли о родине.

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.

В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: "Люблю отчизну я, но странною любовью!"

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз...

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье...

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Рецензии

Здравствуйте, Зоя!

Прочёл с удовольствием ещё несколько Ваших работ. Они мне нравятся. А сегодня в очередном материале встретил строфу:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ… и т.д.
При этом вспомнил, что некоторое время тому назад прочитал разбор этого стихотворения одним из авторов Проза.ру. Он со всей категоричностью утверждает, что это стихотворение – провокационная подделка под Лермонтова, с целью его компрометации (какого-то «доброжелателя»). Мне доводы его показались убедительными, потому что в ряду патриотических стихов оно выглядит чужеродным. Автора этого анализа я занёс к себе в число избранных. К сожалению, сейчас не сумел отыскать его среди большого числа фамилий. А хотел бы представить его Вам. С уважением,
Ю.С.

Здравствуйте, Юрий!
Я знаю эту точку зрения, читала и статью, но доказательств нет, а потому попыталась понять, что можно увидеть за словами "Прощай, немытая Россия...". Не так уж и страшны эти гневные слова, озлобленность у поэта могла быть, ведь его снова изгоняли из столицы на Кавказ. А народ в России безмолвствовал годами, народ был "тёмным" и терпеливым, и некому было его просвещать. Трудно было с помощью реформ делать государство "просвещённым", как тогда говорили. Так что мог Лермонтов и ругнуть сгоряча, я тут ничего компрометирующего не вижу. На самом деле он знал, что не хотели крестьяне рабами быть, а вот избавлять их от невежества и долготерпения надо было.
Политики очень легко жонглируют словами, говоря иногда от имени народа. Даже референдум провели 24 года назад и наплевали на мнение граждан, а на Украине вообще результаты подделали.
Скажите, кто учитывал мнение народа перед совершенно жутким событием в Беловежской пуще? Это был шок, когда люди вдруг проснулись "негражданами", дети и родители оказались по разные стороны границ! Кто нас спросил, как и жителей Крыма? Америка за нас всё решала!
А ведь тогда тоже можно было сказать: "И ты, им преданный народ!" Не был предан наш многонациональный народ всех союзных республик Кравчуку, Шушкевичу и Ельцину. Но ведь промолчали мы, протестовать не смогли: просто парализованы были, беспомощными себя чувствовали. Зато хорошо подготовленная американцами "передовая общественность", часть нашей "элиты" поддержала этих неумных "вождей".
Вот Вам и пример того, как можно возмутиться страной и "рабским народом".
Да, Лермонтов был оппозиционером по отношению к правительству, но был истинным патриотом, и любил не только свою землю, природу, но и уважал свой народ, жалел его, гордился его трудолюбием, умением сохранять национальные традиции.
Сейчас меня, например, возмущает, что рабами нас называет оппозиция, в которой давно путают патриотизм с предательством. Вот это полностью противоречит тому, что чувствовал и говорил Лермонтов. И в данный момент я лучше власть поддержу, чем этих американских марионеток. Они как Союз развалили, так готовы Россию расчленить, в надежде урвать лакомые кусочки, отхватить от Сибири что-либо себе в собственность или от Дальнего Востока. Как они надоели, просто ненависть вызывают! И почему их не успокоят какие-нибудь Высшие силы?
Вот такие размышления, Юрий. Всего Вам доброго!