Основные темы проблемы русской литературы 19 века. Проблематика произведений русской литературы XIX века

Введение.
Русская литература XIX века
в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской
литературы XIX века.

До безумной гордости волнует не
только обилие талантов,
рожденных в России в 19 веке, но и
поражающее разнообразие их.
М Горький

Как вы понимаете слова М.Горького?
О каких талантливых писателях и
поэтах говорит М.Горький?
Задание.
Вспомните и назовите наиболее
значимые произведения, созданные в
18 и начале 19 века.
08.02.2017
3

Трудны и жестоки были
условия, в которых
развивалась передовая
русская литература.
Крепостнический строй
накладывал свой отпечаток
на все области русской
жизни. В стране царил
тяжелый политический
гнет. Царская цензура
беспощадно подавляла
свободное слово.
Величайшие деятели
русской литературы
подвергались
преследованиям, многие из
них кончили свою жизнь
трагически.
08.02.2017

Тем не менее русская литература
достигла в XIX в. изумительно яркого
расцвета и заняла одно из первых
мест в Европе.
Крепостнический режим вызывал
недовольство широких крестьянских
масс. В течение всего XIX в. в России
зрела могучая демократическая
революция.
Лучшие произведения русской
литературы и искусства возникли на
гребне этого демократического
подъема; в них косвенно, а иногда и
прямо отразилось
недовольство народных масс, их
возмущение крепостным гнетом.
08.02.2017
5

Русская литература росла в напряженной идейной
борьбе. Прогрессивные писатели и художники,
одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную
борьбу с литераторами реакционно-монархического, а
потом и буржуазно-либерального направления,
защищавшими современный им общественный строй
или склонными его лишь слегка реформировать.
Декабристы
на Сенатской
площади.
08.02.2017

Литература играла огромную роль в развитии передовых
идей, была той сферой, в которой особенно сильно и
энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У
народа, лишенного общественной свободы, литература-
единственная трибуна, с высоты которой он заставляет
услышать крик своего возмущения и своей совести»,-
писал Герцен.
08.02.2017

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя
08.02.2017
Русские художники не
были отделены от того, что
происходило за рубежом.
Они откликались на
общественные события
Западной Европы, усваивали
передовые достижения
искусства и литературы.
Необычайная интенсивность и
быстрый рост русской
культуры привели к тому, что
течения, развивавшиеся в
литературе и искусстве
Западной Европы на
протяжении нескольких
столетий, существовали в
России одновременно,
переплетаясь друг с другом.

Классицизм, нашедший
совершенное выражение в
различных сферах русского
искусства, развивался
параллельно с романтическим
направлением, и вместе с тем
уже в 20-е годы в России
определялись черты реализма,
который стал ведущим
течением литературы XIX
столетия.
Отечественная война 1812 г.
и связанный с ней
патриотический подъем дали
мощный толчок развитию
русской национальной
культуры. Наиболее
образованным сословием в
России было тогда дворянство.
Большинство деятелей культуры
этой поры- выходцы из дворян
или люди, так или иначе
связанные с дворянской
08.02.2017
культурой.

В начале XIX в. литература становится
ведущей областью русской культуры,
чему способствовала прежде всего ее
тесная связь с прогрессивноосвободительной идеологией. Ода
Пушкина «Вольность», его «Послание в
Сибирь» декабристам и «Ответ» на это
послание декабриста Одоевского, сатира
Рылеева «К временщику» (Аракчееву),
стихотворение Лермонтова «На смерть
поэта», письмо Белинского к Гоголю
являлись, по сути дела, политическими
памфлетами, боевыми,
революционными призывами,
воодушевлявшими передовую
молодежь. Дух оппозиционности и
борьбы, присущий произведениям
прогрессивных писателей России,
сделал русскую литературу той поры
одной из активных общественных сил.
08.02.2017

В формировании русской национальной культуры
все более активно участвует интеллигенция,
первоначально составлявшаяся из образованных
людей двух привилегированных сословий -
духовенства и дворян. Если в XVIII - первой
половине XIX в. ведущая роль в культуре
принадлежит дворянской интеллигенции, то
во второй половине XIX в. - разночинцам. В
состав разночинной интеллигенции (особенно
после отмены крепостного права) вливаются
выходцы из крестьян. В целом к разночинцам
относились образованные представители
либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, Разночинец
а к чиновничеству, мещанству, купечеству и
крестьянству. Это объясняет такую важную
особенность культуры России XIX в., как
начавшийся процесс ее демократизации.
Увеличивается число писателей, поэтов,
художников, композиторов, ученых из
непривилегированных сословий, в частности из
крепостного крестьянства, но преимущественно из
08.02.2017
среды разночинцев.

Даже на фоне всей богатейшей мировой
классики русская литература прошлого века
- исключительное явление. Можно было бы
сказать, что она подобна Млечному Пути,
ясно выделяющемуся на усыпанном
звездами небе, если бы некоторые из
писателей, составивших ее славу, не
походили скорее на ослепительные светила
или на самостоятельные «вселенные». Одни
только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н.
Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же
вызывают представления об огромных
художественных мирах, множестве идей и
образов, которые по-своему преломляются в
сознании псе новых и новых поколений
читателей. Впечатления, производимые этим
«золотым веком» русской литературы,
прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее
«необыкновенном внутреннем единстве и
целостности», «тесной сплоченности ее
08.02.2017 рядов, непрерывности ее традиций».
12

«Все мы вышли
из «Шинели»
Гоголя», -
образно заметил
Достоевский,
характеризуя
влияние Гоголя
па развитие
русской
литературы.
В начале XX в. Гоголь получает
всемирное признание и с этого момента
становится действующей и все более
возрастающей величиной мирового
художественного процесса, постепенно
осознается глубокий философский
потенциал его творчества.
08.02.2017

Конец дворянского периода освободительного движения, и
начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли
не оказать серьезного влияния на развитие русской
демократический лагерь литературы. Она сделала
решительные шаги по пути демократизации, приближения к
боевым и актуальным вопросам общественной жизни.
Окончательное размежевание либеральной и
демократической тенденций в русском общественном
движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
Писатели - сотрудники
журнала
"Современник".
08.02.2017
14

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя
крупнейших демократических и либерально настроенных
писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления
окончательно порывают с журналом, и он становится органом
революционной демократии. Идейным руководителем журнала
стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в
литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов,
Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к
либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее
значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако
назревшая необходимость буржуазно-демократических
преобразований и наличие демократического подъема в стране
помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем
творчестве глубину и силу социальной критики.
08.02.2017
Н.А.Некрасов редактор
журнала
"Современник".
Литературный
журнал
«Современник»

Основные события 19 века

1825
Восстание
декабристов
1853-1856
Крымская
война
1861
Отмена
крепостного
права
1881
Гибель
Александра
II
Правление Николая I
Правление
Александра
II
«Глухие» 80-е
1894
Начало
правления
Николая II

Основные темы русской литературы XIX века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что
с нами происходит?»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто
виноват?»
И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров
«Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
1861 – 1881 – основной вопрос: «Что
делать?»
Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Западники
Революционеры
- демократы
Народники
Выступали против:
-самодержавия;
-религии;
-крепостничества
Защищали:
-самодержавие;
- православие;
- крепостничество
Отстаивали:
- верность принципам
самодержавия, но не принимали
николаевскую деспотию
Стремились:
-к освобождению
крестьян;
- к введению республики
Славянофилы

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?

Революционеры демократы
Западники
Славянофилы
Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в
коренных изменениях»
Как их проводить?
Революционеры демократы
Спасение России
только в революции
Западники
Славянофилы
России необходимы реформы
сверху, без революции

В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:

Критический реализм
«натуральная школа»
«Период с 1856 года по 1880
год – время величайших
достижений русского
критического реализма 19
века» (Д.Д.Благой)
Писатели демократических
убеждений сгруппировались
вокруг журнала «Современник»
«чистое искусство»
Теоретики «чистого искусства»
романтизировали
возвышенное и прекрасное,
противопоставляли «вечное» в
искусстве «злободневному»,
призывали быть далёкими от
«житейского волненья»

Основные проблемы в литературе 19 века

добро и зло;
вина и наказание;
мир и война;
энергия человека и его бездействие;
мудрость и легкомыслие;
любовь и отчуждение;
деспотизм и рабство;
труд и праздность;
тело и душа;
вера и скепсис.

романтизм
предромантизм
жанр повести
(А. А. БестужевМарлинский, В. Ф.
Одоевский);
реализм
Основные
направления
в литературе
1-й половины
XIX века
классицизм
сентиментализ
м
исторически
й роман (А. С.
Пушкин, Н. В.
Гоголь).

Основные принципы реализма:
изображение
широкий охват
человека в его
действительности, взаимодействии со
средой,
типизация жизни.


Образ героя:
исключительный герой в
исключительных обстоятельствах;
«типичный герой в типичных
обстоятельствах», наделённый
индивидуальными чертами.
Образ мира:
контрастный окружающей жизни и
представляющий авторский идеал;
жизненно-правдивое отражение
действительности в её характерных,
всеобщих проявлениях.
Проблематика:
конфликт между мечтой и
действительностью;
крушение надежд, утрата иллюзий,
поиск нового идеала.

Сравнение романтизма и реализма
Пафос:
патетический, поэтический;
изображение «…прозаически
упорядоченной действительности»
(Гегель).
Герой и общество:
герой противопоставлен обществу;
человек раскрывается в связи с
социальными обстоятельствами.
Эстетические принципы:
экспрессивность, контрасты, ирония;
историзм, роль художественной детали,
внимание к конкретно-историческим
условиям быта.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей
социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит
вечные проблемы человеческого существования. Литература этого
периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе
истории, когда на попрании религиозных истин возникла
фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в
возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены.
Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький
опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем
задуматься.

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Основные темы ипроблемы русской литературы XIX века.

Цель:

дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ п оловине ХІХ века, обрисовать главные черты реализма в указанный период, дать представление о ключевых литературных спорах в русской литературной критике;

развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, умение составлять тезисы;

воспитательная: воспитывать интерес к литературе.

Тип занятия: практическое занятие

ХОД ЗАНЯТИЯ

І . Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие политические события повлияли на культуру России во ІІ половине

XIX века?

Назовите основные черты реализма ІІ половины XIX века.

Каковы художественные достижения в литературе этого периода времени?

Почему русскую классику называют пророческой и проповеднической?

ІІ . ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ІІІ . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во ІІ половины XIX века расцвел талант писателей, которых весь мир теперь признает классиками: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева в России, Г.Флобера и Ги де Мопассана во Франции, О.Уайльда в Англии и многих других. Эти писатели создали совершенные по форме и глубочайшие по содержанию произведения. В каких общественных, политических и культурных условиях происходило становление и развитие их творчества?

ІІІ . ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вспомните из уроков истории, какие важные события произошли во Франции, Германии, России в конце 40-х начале 60-х гг. XIX века?

1. Лекция преподавателя

Наряду с общественно-политическими событиями на литературу воздействовала и философская мысль. Представители философии позитивизма

считали, что литература не должна заниматься поиском ответов на вечные вопросы. Литература должна лишь описывать явления.

Во ІІ половины XIX века зародилось множество литературных течений: символизм, импрессионизм, натурализм и т. д. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод - реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа - принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Русский реализм второй половины ХIХ века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.

Итак, ведущим методом стал реализм. Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в., сменяя романтизм в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. реализм в литературе и изобразительном искусстве - это правдивое, объективное отражение действитель ности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. русское изобрази тельное искусство второй половины XIX в. стало подлинно великим, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа, откликаясь на запросы жизни и активно вторгаясь в жизнь.

Во второй половине XIXв. критический реализм становится основным господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков нового буржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы в России такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,

И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни. Показателем развития просвещения в России было увеличение количества изданных книг, журналов и газет. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Искусство критического реализма - основного художественного направления того времени - было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.). Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые»,

«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»). Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова. М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.

На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики.

Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Ф. М. Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением ми- молётных настроений человеческой души.

2. Особенности реализма ІІ половины XIX века:

- масштабность проблематики, стремление постичь характер и угадать будущее направление исторического развития;

- расширение сферы художественного мира: в него все шире включаются все новые слои общества и стороны быта;

- тонкий анализ неуловимых движений внутреннего мира человека;

- воплощение положительного начала в виде униженной красоты, растоптанной добродетели;

- эстетизация безобразного, болезненного;

- создание более жизнеподобных образов.

Во ІІ половины XIX века особую нишу занимает литературная критика, представленная именами таких деятелей культуры, как А.В.Дружинин,

Григорьев, Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев.

Выдающиеся художественные достижения и нравственная глубина русской литературы дали повод критикам говорить о ее пророческом и проповедническом характере. Критика в России развивалась «...про полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря критике литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово, нравственная проповедь. Философ Н.Бердяев утверждал, что русской реалистической литературе XIX века свойственны пророческий

характер, мучения о судьбе народа, искания правды и спасения.

3. Работа с учебником

Самостоятельно изучить материал на стр. 12- 14 (учебник «Литература» под ред. Ю.В.Лебедева)

4. «Мозговой штурм» (в парах)

- Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах романтиков и реалистов на жизнь, человека, роль искусства? Обсудите с товарищами свою точку зрения.

5. Заключительное слово учителя

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительной многогранностью. Их произведения учат видеть и понимать прекрасное в жизни, при роде, искусстве; любить родину, осмыслять и ценить её историю; помогают формировать гармоничную личность. Вторая половина XIXв. - время окончательного утверждения и закрепления наци ональных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В живописи «русская тема» отразилась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах репина и Сурикова, в пейзажах «просёлочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур. таким образом, эстетическое наследие второй половины XIXв. и поныне сохраняет свою актуальность и значительность.

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только

пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений ХХ века. Нам всем есть над чем задуматься.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Проблемный вопрос:

- Ньютону принадлежит знаменитая фраза: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов». Как вы считаете, можно ли утверждать, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учёта творческих исканий своих предшественников - романтиков?

- Искусство XIXв. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XXв. Пригодятся ли художественные искания и открытия индустриального века людям тре тьего тысячелетия?

Домашнее задание

Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная и журнальная критика 60-х годов ХIХ века.

События, произошедшие в последние десятилетия прошлого столетия, отразились на всех сферах жизни, в том числе и на культуре. В художественной литературе тоже наблюдались значительные перемены. С принятием новой Конституции в стране произошёл перелом, который не мог не отразиться на образе мышления, на мировоззрении граждан. Появились новые ценностные ориентиры. Писатели, в свою очередь, отразили это в своём творчестве.

Тема сегодняшнего повествования — современная русская литература. Какие тенденции наблюдаются в прозе последних лет? Что за черты присущи литературе XXI столетия?

Русский язык и современная литература

Литературный язык обработан и обогащен великими мастерами слова. Его следует относить к высшим достижениям национальный речевой культуры. При этом литературный язык от народного отделить нельзя. Первым, кто это понял, был Пушкин. Великий русский писатель и поэт показал, как нужно пользоваться речевым материалом, созданным народом. Сегодня в прозе авторы нередко отражают народный язык, который, впрочем, нельзя назвать литературным.

Временные рамки

Употребляя такой термин, как "современная русская литература", мы подразумеваем прозу и поэзию, созданную в начале девяностых годов прошлого века и в XXI столетии. После развала Советского Союза в стране произошли кардинальные перемены, в результате которых другой стала и литература, и роль писателя, и тип читателя. В 1990-е годы, наконец-то, доступны стали обычным читателям произведения таких авторов, как Пильняк, Пастернак, Замятин. Романы и повести этих писателей читали, конечно, и ранее, однако лишь продвинутые книголюбы.

Освобождение от запретов

В 1970-е годы советский человек не мог спокойно зайти в книжный магазин и приобрести роман "Доктор Живаго". Эта книга, как и многие другие, была запрещена долгое время. У представителей интеллигенции в те далёкие годы было модно, пусть не вслух, но ругать власть, критиковать "правильных", одобренных ею писателей и цитировать "запрещенных". Прозу опальных авторов тайком перепечатывали, распространяли. Те, кто занимался этим непростым делом, мог в любой момент лишиться свободы. Но запрещенную литературу продолжали перепечатывать, распространять и читать.

Прошли годы. Поменялась власть. Такое понятие, как цензура, на некоторое время просто перестало существовать. Но, как ни странно, люди не выстроились в длинные очереди за Пастернаком и Замятиным. Почему так произошло? В начале 1990-х люди выстроились в очереди к продуктовым магазинам. Культура и искусство находились в упадке. Со временем ситуация несколько улучшилась, но читатель уже был не тот.

Многие сегодняшние критики о прозе XXI века отзываются весьма нелестно. О том, в чём заключается проблема современной русской литературы, сказано будет ниже. Прежде стоит рассказать об основных тенденциях развития прозы последних лет.

Обратная сторона страха

Во времена застоя люди боялись сказать лишнее слово. Эта фобия в начале девяностых годов прошлого века обернулась вседозволенностью. Современная русская литература начального периода полностью лишена поучительной функции. Если, согласно опросу, проведенному в 1985 году, самыми читаемыми авторами были Джордж Оруэлл и Нина Берберова, спустя 10 лет популярными стали книги "Мент поганый", "Профессия — киллер".

В современной русской литературе на начальном этапе ее развития преобладали такие явления, как тотальное насилие, сексуальные патологии. К счастью, в этот период, как уже было сказано, стали доступны авторы 1960-1970-х годов. Читатели получили возможность ознакомиться и с литературой зарубежья: от Владимира Набокова до Иосифа Бродского. Творчество ранее запрещенных авторов оказало положительное влияние на русскую современную художественную литературу.

Постмодернизм

Это течение в литературе можно охарактеризовать как своеобразное сочетание мировоззренческих установок и неожиданных эстетических принципов. Постмодернизм получил развитие в Европе в 1960-е годы. В нашей стране он оформился в отдельное литературное течение значительно позже. Единой картины мира в произведениях постмодернистов нет, но есть многообразие версий реальности. В список современной русской литературы этого направления входят, прежде всего, произведения Виктора Пелевина. В книгах этого писателя существует несколько версий реальности, и они отнюдь не исключают друг друга.

Реализм

Писатели-реалисты, в отличие от модернистов, полагают, что в мире смысл есть, правда, его следует найти. В. Астафьев, А. Ким, Ф. Искандер — представители этого литературного течения. Можно сказать, что в последние годы снова обрела популярность так называемая деревенская проза. Так, нередко встречается изображение провинциального быта в книгах Алексея Варламова. Православная вера является, пожалуй, основной в прозе этого писателя.

У прозаика может быть две задачи: нравоучительная и развлекающая. Существует мнение, что развлекает, отвлекает от обыденности литература третьего сорта. Настоящая же литература заставляет читателя задуматься. Тем не менее среди тем современной русской литературы не последнее место занимает криминальная. Произведения Марининой, Незнанского, Абдуллаева, может быть, и не наводят на глубокие размышления, но тяготеют к реалистичной традиции. Книги этих авторов нередко называют "криминальным чтивом". Но отрицать сложно то факт, что и Марининой, и Незнанскому удалось занять в современной прозе свою нишу.

В духе реализма созданы книги Захара Прилепина — писателя, известного общественного деятеля. Герои его преимущественно обитают в девяностых годах прошлого века. У критиков творчество Прилепина вызывает неоднозначную реакцию. Некоторые считают одно из самых известных его произведений - "Санькя" - своеобразным манифестом для молодого поколения. А рассказ Прилепина "Жилка" нобелевский лауреат Гюнтер Грасс назвал весьма поэтичным. Противники творчества русского писателя обвиняют его в неосталинизме, антисемитизме и прочих грехах.

Женская проза

Имеет ли право на существование этот термин? В трудах советских литературоведов он не встречается, все же роль этого явления в истории литературы отрицают не многие современные критики. Женская проза - это не просто литература, созданная женщинами. Она появилась в эпоху зарождения эмансипации. Такая проза отражает мир глазами женщины. Относятся к этому направлению книги М. Вишневецкой, Г. Щербаковой, М. Палей.

Являются ли произведения лауреата Букеровской премии — Людмилы Улицкой — женской прозой? Может быть, только отдельные произведения. Например, рассказы из сборника "Девочки". Героями Улицкой в равной степени выступают и мужчины, и женщины. В романе же "Казус Кукоцкого", за который писательница была удостоена престижной литературной награды, мир показан глазами мужчины, профессора медицины.

Не многие современные русские произведения литературы сегодня активно переводятся на иностранные языки. К подобным книгам относятся романы и рассказы Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина. Почему сегодня так мало русскоязычных писателей, интересных на Западе?

Отсутствие интересных персонажей

По мнению публициста и литературного критика Дмитрия Быкова, в современной русской прозе применяется устаревшая повествовательная техника. За последние 20 лет не появилось ни одного живого, интересного персонажа, имя которого стало бы нарицательным.

Кроме того, в отличие от зарубежных авторов, пытающихся найти компромисс между серьезностью и массовостью, российские писатели словно разделились на два лагеря. К первому принадлежат создатели упомянутого выше «криминального чтива». Ко второму — представители интеллектуальной прозы. Создается немало артхаусной литературы, которую понять не в силах даже самому искушенному читателю, и не потому, что она чрезвычайно сложна, а потому, что нет в ней связи с современной реальностью.

Издательский бизнес

Сегодня в России, по мнению многих критиков, талантливые писатели есть. Но недостаточно хороших издателей. На полках книжных магазинов регулярно появляются книги "раскрученных" авторов. Из тысячи произведений некачественной литературы искать одно, но стоящее внимания, готов далеко не каждый издатель.

В большей части книг писателей, упомянутых выше, отражены события не начала XXI века, а советской эпохи. В русской прозе, согласно мнению одного из известных литературоведов, за последние двадцать лет не появилось ничего нового, так как писателям не о чем говорить. В условиях разложения семьи невозможно создать семейную сагу. В обществе, в котором приоритет отдается материальным вопросам, не вызовет интереса поучительный роман.

С подобными утверждениями можно и не согласиться, но в современной литературе действительно нет современных героев. Писатели, как правило, обращаются к прошлому. Быть может, вскоре ситуация в литературном мире изменится, появятся авторы, способные создавать книги, которые не утратят популярности через сто-двести лет.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век - это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину .

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов . Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

Интересно , что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя . Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.


А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма).

В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества - характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I . Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Русская литература XX века: общая характеристика

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше ). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы , ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева , употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).




Как вы понимаете слова М.Горького? О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький? Задание. Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18 и начале 19 века


Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически


Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе. Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция. Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом


Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать Декабристы на Сенатской площади.


Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», писал Герцен


Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом. Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом. Э. Мане. Портрет Эмиля Золя


Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия. Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.


В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно- освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил


В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий духовенства и дворян. Если в XVIII первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев Разночинец


Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций»


«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.


Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе. Писатели - сотрудники журнала "Современник".


В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики. Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник". Литературный журнал «Современник»


Основные события 19 века Восстание декабристов Крымская война Отмена крепостного права Гибель Александра II Начало правления Николая II Правление Николая I Правление Александра II «Глухие» 80-е


Основные темы русской литературы XIX века 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?» А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?» И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки» 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?» Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»


Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Революционеры - демократы Западники Народники Славянофилы Выступали против: -самодержавия; -религии; -крепостничества Защищали: -самодержавие; - православие; - крепостничество Стремились: -к освобождению крестьян; - к введению республики Отстаивали: - верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию


Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить? Революционеры - демократы Западники Славянофилы Революционеры - демократы Западники Славянофилы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции


В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений: Критический реализм «натуральная школа» «чистое искусство» «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»








Сравнение романтизма и реализма Проблематика: конфликт между мечтой и действительностью; крушение надежд, утрата иллюзий, поиск нового идеала. Образ мира: контрастный окружающей жизни и представляющий авторский идеал; жизненно-правдивое отражение действительности в её характерных, всеобщих проявлениях. Образ героя: исключительный герой в исключительных обстоятельствах; «типичный герой в типичных обстоятельствах», наделённый индивидуальными чертами.


Сравнение романтизма и реализма Эстетические принципы: экспрессивность, контрасты, ирония; историзм, роль художественной детали, внимание к конкретно-историческим условиям быта. Герой и общество: герой противопоставлен обществу; человек раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Пафос: патетический, поэтический; изображение «…прозаически упорядоченной действительности» (Гегель).


Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства. Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.