Основные положения культурно-исторической концепции выготского. Концепции развития ребенка, выдвинутые Л. Выготским и Э. Эриксоном. Концепция Л. С. Выготского. Концепция Э. Эриксона

Основные идеи культурно исторической теории Выготского Льва Николаевича кратко изложенные в этой статье.

— русский психолог начала XX века, известный тем, что связал психологию с педагогикой. Ему принадлежит разработка фундаментальной теории становления и развития у ребенка высших психических функций. Основная идея Выготского – социальная опосредованная психическая деятельность человека, орудием которого является слово. Данная теория получила название культурно-исторической концепции.

Основные идеи Выготского кратко

  • Социальная среда – это источник развития личности.
  • В развитии ребенка существует 2 переплетенные линии.

Первая линия идет путем естественного созревания, а вторая путем овладения культурой, способами мышления и поведения. Развитие мышления происходит вследствие овладения языком, системой счета и письмом.

Обе линии слиты, сложно взаимодействуют и образуют единый сложный процесс. В этих условиях развиваются психических функции:

  • Элементарные психические функции или натуральные — восприятие, непроизвольная память, ощущения, детское мышление.
  • Высшие психические функции — прижизненно формирующиеся, сложные психические процессы. По своему происхождению — социальные. Особенности: опосредованный характер, произвольность. Это речь, абстрактное мышление, произвольная память, воображение, произвольное внимание. У ребенка они возникают как форма сотрудничества с другими людьми, но в результате интериоризации высшие психические функции превращаются в индивидуальные функции. Данный процесс зарождается в речевом общении и завершается в символической деятельности.
  • Роль среды в детском развитии

Лев Николаевич был первым, кто утвердил важность среды в развитии ребенка, которая способна изменяет его психику и приводит к появлению специфических высших психических функций. Он выявил механизм влияния среды – это интериоризация знаков, искусственно созданных стимулов-средств. Они предназначены для управления чужим и своим поведением.

Знаки являются психическим орудием, изменяющие сознание субъекта, который ими оперирует. Это условный символ с определенным значением, продукт общественного развития. Знаки несут в себе отпечаток культуры социума, в котором развивается и растет ребенок. В процессе общения дети их усваивают и используют для управления своей психической жизнью. У детей формируется так называемая знаковая функция сознания: происходит становление речи, логического мышления и воли. Применение слова, как самого распространенного знака, приводит к перестройке высших психических функций. Например, импульсивные действия становятся произвольными, механическая память превращается в логическую, ассоциативное течение представлений трансформируется в продуктивное мышление и творческое воображение.

  • Соотношение развития и обучения

Развитие являет собой процесс качественных и количественных изменений организма, психики, нервной системы, личности.

Обучение – это процесс передачи общественно-исторического опыта и организация усвоения умений, знаний, навыков.

Лев Выготский обобщил наиболее распространенные точки зрения касательно соотношения развития и обучения:

  • Это независимые друг от друга процессы. Развитие протекает по типу созревания, а обучение — по типу внешнего использования возможностей развития.
  • Это два тождественных процесса: ребенок настолько развит, насколько обучен.
  • Это связанные между собой процессы.
  • Зона ближайшего развития

Ввел понятия об уровнях детского развития:

  • Зона актуального развития. Это достигнутый уровень развития интеллектуальных задач, которые ребенок может решать самостоятельно.
  • Зона ближайшего развития. Это достигнутый уровень развития сложных интеллектуальных задач, которые ребенок может решать совместно с взрослыми.
  • Обучение идет впереди развития.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Выготского Льва Николаевича.

Статья на тему « Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского»

Двадцатые годы прошлого столетия стали поистине «золотым веком» в отечественной психологии. В данный период становятся известными такие имена, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А.Н. Леонтьев. Об открытиях, сделанных этими мыслителями в течение их жизни, в особенности о культурно-исторической теории Л. С. Выготского, не прекращаются бесконечные споры. О значении этого периода времени для развития психологии можно узнать из вступительной речи А. Асмолова к книге «Этюды по истории поведения»: «Более того, чем дальше во времени мы отходим от Л. С. Выготского, тем выше оцениваем его исторический рост, его роль в культуре и обществе». 1

Поистине неоценимый вклад в пополнение кладовой психологии знаниями внёс советский учёный Л. С. Выготский. «Не будет преувеличением назвать Выготского гением. Более чем за пять десятилетий в науке я не встречал человека, который сколько-нибудь приближался бы к нему по ясности ума, способности видеть сущность сложнейших проблем, широте познаний во многих областях науки и умению предвидеть дальнейшие пути развития психологии», - так писал швейцарский психолог Жан Пиаже. 2

Человек является социальным существом, поэтому его развитие определяется условиями общества, в котором он живёт. По словам Л. С. Выготского, высшие психические функции, а именно: восприятие, воображение, память мышление и речь - возникли в ходе культурного развития общества, поэтому нет сомнений в том, что они имеют социальное происхождение. Сознательно регулируемые внимание и память, мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, способность к самостоятельному развитию и организации собственной деятельности, а также связная речь являются продуктом исторического развития социума и присущи только человеку разумному.

«Внесение в советскую психологическую науку исто-рического подхода к развитию психических процессов человека, борьба за создание конкретной психологиче-ской теории сознания и в связи с этим углубленное экс-периментальное изучение развития понятий у детей, раз-работка сложного вопроса о соотношении обучения и умственного развития ребенка — таков был вклад» Л.С. Выготского в советскую психологию. Изначально психологи считали, что высшие психические функции заложены с рождения, а в коллективе развиваются. На самом деле, как доказал Л. С. Выготский, эти функции начинают своё становление и развитие на основе низших, тем самым поведение человека становится осознанным, произвольным. Львом Семёновичем доказано, что высшие «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности». 3

По мнению Л. С. Выготского, личность ребёнка получает полноценное развитие только тогда, когда биологическое и социальное начала развиваются вместе, взаимодействуя друг с другом. В противоположном случае, нарушение одного из них приведёт нарушению формирования личности. Например, вполне здоровый физиологически ребёнок, оказавшийся вне общества, становится социальным инвалидом, так называемым, ребёнком-Маугли. Роль среды в развитии ребёнка меняется прямо пропорционально его возрасту.

Значение культурно-исторической концепции для педагогики Л. С. Выготского неоценимо. В основе личностно-ориентированного подхода в образовании лежит определение Льва Семёновича о том, что личность - это сложный психологический механизм, выполняющий определённые функции. Данное утверждение говорит о том, что каждый ребёнок - неповторимая личность, обладающая набором только ей присущих свойств и качеств, поэтому требует к себе определённого отношения, внимания. Также положения концепции оказали влияние на появление и становление культурологического метода в педагогике. По Л. С. Выготскому, «личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития». Ребёнок познаёт культуру общества, в котором пребывает, усваивает её ценности. 4

На почве, подготовленной культурно-исторической концепцией, в психологии зародилась школа, из которой впоследствии вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и другие. Каждый из них внёс свой вклад в науку. Развивая идеи школы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии, систему развивающего обучения, которая уже существует более 50 лет.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского раскрывает специфические особенности психического развития социального существа - человека, который всесторонне развивается благодаря взаимодействию биологического и социального начал. Благодаря научному вкладу Л. С. Выготского возникли культурологический подход в образовании, используемый также в начальных классах, и школа. Из неё вышли замечательные учёные, плоды которых мы в настоящее время пожинаем.

Список использованной литературы

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В б-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина / Л. С. Выготский - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.

Выготский Л. С. Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребёнок. Социальная биография культурно-исторической психологии / А. Р. Лурия - Москва: «Педагогика - Пресс», 1993. - 224 с.

Леонтьев А. Н. Психологические воззрения Л.С. Выготского / А. Р. Лурия - М., 1956. - 366 с.

Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления / Ж.Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.

1 Выготский Л. С., Этюды по истории поведения: обезьяна, примитив, ребёнок. Социальная биография культурно-исторической психологии / А. Р. Лурия - Москва: «Педагогика - Пресс», 1993. - 224 с. С. 2-3.

2 Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления / Ж. Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с. С. 25.

3 Леонтьев А. Н., Психологические воззрения Л.С. Выготского / А. Р. Лурия - М., 1956. - 366 с. С. 25.

4 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В б-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина / Л. С. Выготский - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.

Л. С. Выготский показал, что человек об­ладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называе­мый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий т.е. имеют социальную природу. При этом под высшими психическими

функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, ло­гическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части.

    «Человек и природа».

    при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на жи­вотное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением че­ловека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее.

    создание орудий тру­да, в развитии материального производства (тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека).

    «Человек и его соб­ственная психика».

    овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, ло­гическое мышление и др. (способность человека заста­вить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо пред­мет, организовать свою умственную деятельность).

    человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых пер­вобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психи­ческими процессами. Знаки были предметны, - «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических ору­дий.

    «Генетические аспекты».

В результате из внешнекомандной функции слова роди­лась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведе­нием. Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим , т. е. межличностным. Затем эти от­ношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологиче­ские Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит пре­вращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же са­мое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать, и ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого, затем ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (2).

Вывод:

    ВПФ имеют опосредован­ную структуру.

    для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Главный вывод заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпеча­ток на его психику, - он научился овладевать собственными ВПФ. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, ВПФ человека отличаются от психи­ческих функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны .

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социаль­ной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - общественно выработанных способов передачи чело­веческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ре­бенка (2).

У животных видовой опыт передается 2-мя путями:

    наследственные – инстинктивные программы поведения

(охрана детенышей, добывание пищи, создание гнезда, брачные танцы).

    подражание родителям и тем животным, которые находятся рядом с малышом

Канал индивидуального обучения сохраняется, но у человека появляется социальный способ передачи видового опыта через культуру.

Видовой опыт человечества хранится вне в культуре. Люди посредством знаковых систем кодируют видовой опыт и передают его через знаковую систему другим поколениям . Т.обр. опыт человечества хранится в предметах материальной и духовной культуре. Поэтому человек, который в момент рождения на словах, рожденный, неприспособленным к жизни существом, чтобы стать человеком, должен присвоить себе культурно-исторический опыт человечества. Этот процесс присвоения культурно-исторического опыта человечества называется культурным развитием человека.

В результате этого присвоения, человек формирует у себя особые новые человеческие качества, которые Выготский называл ВПФ.

Выготский: «Реальными носителями культуры, воплощающие явления – знаки (речь, танец, живопись, музыка, слово, математические, коммуникативные знаки, произведения искусств, мифы, символы) ….. Знаки – это символы, которые придумало человечество для обозначения кодирования. В знаке определенное содержание. Содержание, которое фиксировано в знаке называется значение .

Знак – его значение фиксируется в словаре (содержание, смысл).

1. для психических изменений человечество создало искусственные органы – знаки, и в первую очередь – речь. Основой человеческого сознания Выготский считал знак и его значение.

2. психическое развитие человека осуществляется не через адаптацию, а через процесс присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности .

3. Выготский ввел понятие натуральных и высших психических функций . Человек рождается с природными задатками и функциями.

Выг.: «В процессе исторического развития общественный человек изменяет природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные – это и есть ВПФ, т.е. усвоение культуры создает особые формы поведения. В ходе усвоения культуры меняется весь психический облик человека. Выг. особо выделял процессы овладения внешними знаковыми системами: язык, письмо, счет, рисование итд., процесс овладения ВПФ: произвольное внимание, логическая память итд.

4. Движущей силой психического развития человека является не органическое созревание, а присвоение общественно выработанного опыта . Это присвоение возможно только в процессе обучения, поэтому движущей силой психического развития по Выготскому является – обучение и воспитание .

Выг. особо подчеркивал роль взрослого, без которого не будет происходить психическое развитие ребенка. Открыть содержание знаков ребенку может только взрослый.

Обучение эффективно в зоне ближайшего развития.

Системность – процесс роста и развития низших и высших психических функций, которые образуют единый целостный процесс. Они сливаются и совпадают один с другим (10).

Л. С. Выгодский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития . Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы раз­ный удельный вес.

Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия ) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь ). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок , а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетичес­кого развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследствен­ности.

По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Отношение к среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и роль среды в развитии. Среду необходимо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка, которые являются узлом, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств (11).

Выготский сформулировал 4 закона психического развития ребенка.

Цикличность, неравномерность, сочетание эволюции и инволюции, метаморфозы человека, качественно меняется, изменения ценны для каждого периода.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и который меня­ется в разные годы жизни. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в цик­лах развития. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве . Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладаю­щее качественно отличной психикой. На каждой возрастной ступени она качественно отличается от того, что было раньше, и того, что будет потом.

3. Закон неравномерности детского/развития: каждая сторона в пси­хике ребенка имеет свой оптимальный период развития . С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

Первоначально, в младенческом возрасте до года, сознание ре­бенка недифференцированно. Дифференциация функций начи­нается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются ос­новные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Первоначально оно слито с эмоциями - «аффективное воспри­ятие».

Остальные функции находятся на периферии сознания и зави­сят от доминирующей функции.

Каждый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей - сменой доминирующей функции, установле­нием новых отношений между ними (11).

Возрастная сензитивность - это присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики. В сензитивные периоды ребенок бывает особенно чувствителен к обучению и развитию определенных функций ().

4. Закон развития высших психических функций. Высшие психи­ческие функции возникают первоначально как форма коллектив­ного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуаль­ными функциями (формами) самого ребенка (11).

Биологический тип развития происходит в процессе приспособле­ния к природе путем наследования свойств вида и путем индивиду­ального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработан­ных форм и способов деятельности.

По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития - обу­чение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процес­сы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения . Он рассматривает развитие как формирова­ние человека или личности, совершающееся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подго­товленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащих­ся в готовом виде на более ранних ступенях. Обучение, по Л. С. Выгот­скому, есть внутренне необходимый и всеобщиймомент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей че­ловека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону бли­жайшего развития, т. е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуж­дает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с ок­ружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая-весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем ак­туального развития ребенка и уровнем возможного развития, опреде­ляемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но на­ходящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.

и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного разви­тия, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития - логическое следствие закона станов­ления высших психических функций, которые формируются сначала и совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и по­степенно становятся внутренними психическими процессами субъек­та. Когда психический процесс формируется в совместной деятельно­сти, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. По словам Л. С. Выготс­кого, обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созре-иающие функции.

Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Главные изменения в становлении психи­ческих функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Среди разнообразных подходов к проблеме происхождения и развития сознания человека доминировали два: «биологический» и «идеальный». С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке зрения, цель жизни каждого человека – «осуществить замысел божий» (христианский подход), выразить часть «объективного духа» (Гегель) и т.д. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема. С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И.П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека.

Л.С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, – «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д. Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс; по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

Исторической концепция называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Выготский пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.

Культурной данная концепция называется потому, что Выготский считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»

1. Основные понятия культурно-исторической концепции, соотносящиеся с планированием.

Наибольшее распространение из концепции Л.С. Выготского получили такие понятия, как закон развития высших психологических функций, зона ближайшего развития, новообразования, ведущая деятельность, треугольник опосредования, социальная ситуация развития, сенситивный период, интериоризация, интеграция, идеи о значимости и роли взрослого и сверстника в совместной деятельности ребенка.

Л.С. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития» . Под ней он имел ввиду расхождение между уровнем заданий, которые ребенок может решить самостоятельно и под руководством взрослого.

Обучение должно вести за собой развитие и это возможно в том случае, если педагог умеет определить "зону актуального развития" и "зону ближайшего развития".

Актуальный уровень умственного развития Выготский определил, как запас знаний и умений.

Понятие зоны ближайшего развития в определенной мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития, - составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой.

В развитии ребенка, замечает Л.С. Выготский, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания – натуральные психические функции - ощущения, восприятие.

Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления – высшие психические функции –мышление, внимание, речь, память, воображение.

Каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Переход от одного типа деятельности к другому и является процессом интериоризации.

Высшие психические функции (ВПФ) в своем развитии проходят две стадии. Первоначально они существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс.

ВПФ – культурные и социальные по своему происхождению - результат исторического развития.

Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Центральным звеном ВПФ является мышление, его развитие определяет сущность становления сознания и деятельности, выступает необходимой предпосылкой к развитию личности.

Стабильные процессы развития сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности.

Л.С. Выготский вводит понятие сенситивного периода – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущих определенному возрасту.

Так, мышление развивает орудийная деятельность (1-3г) ,

речь – эмоциональная – посредством звука (общение) (0-2, 5 г.) ,

воображение – новообразование дошкольного периода,

развитое воображение определяет готовность ребенка к следующему периоду жизни – школе.

Ведущая деятельность для дошкольника- это игра. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка.

Всё обучение строится на игре.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Социальная среда –источник развития.

В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступает общение между ребенком и взрослым.

"Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

Выготский вводит понятие «интеграция» (первоначально для детей с нарушениями в развитии) и дает понятие психологической системы. Внедряет в практику интегрированное воспитание и обучение.

В настоящее время интеграция – это основа планирования.

2. Реализация возрастного подхода.

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Для каждой психической функции есть период оптимального развития – сенситивный период.

В раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление.

Выготский считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их.

Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга.

Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других - сенсорных.

Сенсорные – зрение, слух, ощущения.

Моторные – моторика (крупная и мелкая) , речь, письмо.

Ни одна функция не развивается изолированно, все они взаимосвязаны между собой. Но в определенный возрастной этап жизни ребенка какие-то из этих функций развиваются молниеносно с наибольшей эффективностью и имеет свою специфику. Зная эти оптимальные возрастные этапы можно построить обучение наиболее результативно с максимальной отдачей.

Обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие.

«Запаздалое» , как и «преждевременное» обучение (по отношению к сенситивному периоду) может оказать отрицательное влияние на развитие психики ребенка и оно малоэффективно.

Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие ребенка.

Лев Семенович определил принципы возрастной периодизации:

  • цикличность - периоды подъема и интенсивного развития сменяются периодами замедления и затухания.
  • неравномерность - разные стороны личности (психические функции) развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные.
  • детские «метаморфозы» - цепь качественных изменений психики.
  • сочетание эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

В планах воспитателя возрастной подход реализуется:

1. По ведущему виду деятельности:

1-3 г. – предметно-орудийная

3-4 – игровые действия

4-7 л. - игра

2. По ведущему виду игровой деятельности:

В группах раннего возраста – сюжетно-отобразительная игра

В младшей группе – режиссерская

В средней – сюжетно-ролевая игра

В старших – игра с правилами.

3. По форме мышления

Ранний возраст – наглядно-действенное

Младший возраст – наглядно-образное

Старший возраст – логическое

4. Приемы и методы обучения:

Ранний возраст – показ, обыгрывание, наблюдение, рассматривание иллюстраций, сравнение и т.п.

Младший возраст – беседа, чтение, экспериментирование, игры-драматизации, разговор

Старший возраст – исследование, проблемная ситуация, моделирование, проект, опыт.

5. Продолжительность НОД:

Ранний возраст – 8 мин.

Младшие группы – 10-15 мин

Средняя группа – 20 мин

Старшая группа - 25 мин

Подготовительная гр – 30 мин

6. Продолжительность недельной нагрузки:

Младшие группы – 30 мин

Средняя группа – 40 мин

Старшая группа - 45 мин

Подготовительная группа – 1 ч. 30 мин

7. Задачи обучения ИЗО:

Ранний возраст – свободное

Младший возраст – обучение изображению круглых предметов

Средний возраст - обучение изображению овальных предметов

Старший возраст – обучение передачи характерных особенностей

Подготовительный к школе - обучение передаче индивидуальных особенностей

8. Задачи обучения конструированию:

Ранний возраст – игры со строительным материалом

Младший возраст – по образцу

Старший возраст – по замыслу, схеме

3. Деятельностный подход.

Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения воспитанника.

Цель деятельностного подхода - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, научить его быть хозяином своей жизни.

Деятельностный подход играет очень большую роль в развивающем образовании, т.к. деятельность – движущая сила психического развития.

Любая деятельность субъекта включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

В определенном периоде дошкольного детства своя ведущая деятельность,

внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Ведущими в развитии ребенка являются следующие виды деятельности:

  • эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми,
  • орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста,
  • сюжетно-ролевая игра дошкольника.

Внутри отдельно взятой ведущей деятельности развиваются свои личностные новообразования.

Новообразования – это продукты развития, критерии, которые определяют этапы развития ребенка.

Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше.

Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Посредством деятельности осуществляется интериоризация –

формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому и есть интериоризация.

Коллективная деятельность является генетически исходной

ступенью в формировании сознания, служит первоосновой индивидуального сознания.

Деятельностный подход – это:

  1. В области содержания – выделение особенностей организации детской деятельности в соответствии с этапом развития детей, реализация принципа интеграции в построении игрового пространства.
  2. В области технологий – использование воспитателями и специалистами современных развивающих технологий, использование гибкой тактики руководства детской, в том числе игровой деятельностью.
  3. В области методической работы – творческий подход к реализации новых развивающих технологий, создание на систематизированной основе информационного банка игр и упражнений, развивающих технологий.
  4. В области организации – создание системы оценки качества образования дошкольников.

А также:

  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого ребёнка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) , обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основные принципы деятельностного подхода:

  • Деятельность является движущей силой развития ребенка.
  • (А. В. Запорожец) .

В качестве основной цели ставится развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные) .

Решать задачи развития ребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития.

За результаты освоения Программы принимать качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные) , возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода.

4. Личностный подход к проблеме развития ребенка.

Главная задача воспитателя – раскрыть способности каждого ребенка. Личностный подход – это средство развития скрытых талантов детей, генетически заложенных возможностей, их творческих способностей, индивидуальности.

Раскрыть их можно с помощью:

Эффективного общения

Поддержки и поощрения активности и инициативы

В предоставлении выбора (вариативность содержания, программ, форм и методов, среды)

Создание условий – зоны активного развития

Учёта предпочтений детей

Совместные наблюдения, эксперименты, микроисследования

Индивидуальных образовательных маршрутов

Создание ситуации успеха.

Личностный подход заключается в принятии ребенка таким, какой он есть.

По словам Ш.Амоношвили: «Каждый ребенок уникален!» Необходимо признать или познать его уникальность и выстроить индивидуальный образовательный маршрут через различные виды детской деятельности.

Идеи о поступательном развитии ребенка за счет его личностного развития принципиально противоположна идеям о приоритете интеллектуального развития.

Проблемами личностного подхода занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец.

Они говорили о том, что предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Основные принципы личностного подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
  • Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
  • Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
  • Принцип амплификации развития (А. В. Запорожец) в противоположность принципу интенсификации.

Амплификация означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысливание, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря этому сама деятельность (в ее многообразных видах) из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации субъекта - ребенка».

Выписка из плана (2 мл. гр.) :

Утро. Ин. работа (ИР) по ФЭМП (по прошедшей теме) , «Сортеры» , чтение х/л, разучивание стихов. ИР «Зарядка для язычка» . Работа по ИОМ.

Прогулка. Рисование палочками, микроисследование «Сухие ветки» ,

ИР по развитию движений «Спрыгивание» , «Ручеек» .

Вечер. ДИ «Паровозик» (сенсорика) , ИР по программе «Школа семи гномов» ;

Игры на развитие моторики рук «Шнуровки» , «Бусы» ; ИР «Пальчиковая игра «Путешествие муравья» . Рамки Монтенсори. Кружок «Поможем малышу» .

ОД в режимных моментах. Разговор «Как я одеваюсь» , «Что я одеваю» ,

КГН «Моем руки правильно» .

5. В состав современного содержания образования входят 4 компонента:

  1. научно обоснованная система знаний
  2. научно обоснованная система умений и навыков
  3. эмоционально-ценностные отношения к миру
  4. опыт творческой деятельности

1-ый компонент – это уже добытые знания в различных областях окружающей действительности – базовые и научные. Дети должны овладеть основами наук, для этого нужен вариативный подход к содержанию образования с учетом способностей детей.

2-й компонент – это не что иное как способы деятельности, накопленный опыт. Это приобретенные интеллектуальные, трудовые, физические и практические умения и навыки, которые нужны чтобы анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, принимать решения, достигать поставленных целей, читать, писать, выражать свои мысли, решать задачи, выполнять необходимую работу, действовать, ходить, бегать, прыгать и т.д.

Это то без чего человек не может жить полноценно и реализовать себя.

К 3-ему компоненту относится система ценностных отношений к окружающему. Это эмоции, переживания, чувства - это формы отражения действительности, которые характеризуют человека как личность. Это – поступки, по которым мы судим о человеке как о высшем разумном существе – следствие его социального развития (воспитания) , культуры.

4-м компонентом содержания образования является - опыт творческой деятельности, который обеспечит готовность личности к творческому преобразованию действительности.

Данный компонент предполагает и знания и умения, но не сводится к ним. Приобретая любым способом знания и умения, каждый человек готовиться к творческой деятельности.

Поэтому, творчеству надо учить ребенка с самого раннего возраста.

Для процедур творческой деятельности нельзя указать систему действий. Эта система создается самим индивидом. Реализуется данный компонент через постановку проблем, творческих заданий. Без творчества нет развития!