Организация условий обучения. Навыки установления приоритетов

Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать . Ребенок, который умеет наименовать предметы, или складывать паззлы из 100 кусочков, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, и кушать с помощью столовых приборов.

Навыки самостоятельности могут быть различных видов и сложности, начиная от способности пить воду со стакана, и заканчивая умением безопасно переходить дорогу. Очень важно при обучении этих навыков обращать внимание на общее моторное развитие ребенка, а так же на хронологический возраст. Иногда происходит, что дети 4-5 лет по-прежнему кушают молочные смеси из бутылочек или ходят с соской, в то время как их сверстники о соске уже давно забыли. Возможно, некоторые из этих детей затрудняются есть с помощью столовых приборов из-за моторных нарушений, но это не говорит о том, что не нужно их этому обучить. Просто обучение будет более постепенным, и возможно понадобятся специальные приспособления или методики для того что бы их этому обучить. Точно также можно отнестись к умению одеваться/раздеваться самостоятельно, мыть руки, чистить зубы, и т.д. С другой стороны, не следует обучать детей с Аутизмом таким навыкам, которые их сверстники еще не умеют - т.е. не нужно ожидать от трехлетнего ребенка, что он качественно почистит зубы, самостоятельно наденет пижаму, расстелет кровать и ляжет спать.

Обучение навыкам самостоятельности отлично от обучения других навыков, прежде всего тем, что большинство этих навыков состоит из нескольких реакций, так называемой "цепочки поведений". По этому, такие методы, как или на подходят, т.к. в них идет процесс усиления каждой реакции.

Например, мытье рук состоит из следующих реакций:

1. Открыть кран

2. Намочить руки

3. Взять мыло

4. Намылить руки

5. Смыть мыло водой

6. Закрыть кран.

7. Вытереть руки полотенцем.

Если мы будем обучать эту цепочку с помощью DТТ, то после каждой реакции нужно дать ребенку какое-либо поощрение или похвалить. А это, в свою очередь, может помешать ребенку запомнить все действия и их правильный порядок.

Наиболее подходящим методом обучения является так называемое "цепное обучение" - Chaining. Оно может быть 3-х видов:

1. Backward Chaining. На первоначальном этапе, для того что бы ребенок правильно выполнил все действия, ему дается подсказки на каждую из реакций. Второй этап заключается в том, что бы постепенно убирать подсказку для последней реакции в цепочке, а на все предыдущие - по-прежнему давать подсказки. После того, как последнюю реакцию ребенок выполнит самостоятельно, можно начать процесс уменьшения подсказок для предпоследней реакции. И так далее, пока все реакции в цепочке не будут выучены самостоятельно. На примере мытья рук, на реакции 1-6 будет дана полная подсказка, а в процессе вытирания рук подсказки будут постепенно удалены. После того, как ребенок научиться вытирать руки самостоятельно, то работа над уменьшением подсказок будет в закрывании крана. И т.д.

2. Forward Chaining. В этом методе, постепенное уменьшение подсказок начинается с первой реакции, а не с последней, а все последующие реакции выполняются с помощью подсказок. На примере мытья рук - сначала мы научим ребенка самостоятельно открывать кран, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. Потом он научиться подставлять руки под текущую воду, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. И т.д.

3. Total Task Chaining. Если какая-либо цепочка реакций почти полностью выполняется качественно ребенком, и только одна-две реакции не выполняются достаточно хорошо, то можно дать ребенку подсказку именно на эти реакции, и постепенно эти подсказки убрать, а не учить всю цепочку с начала (или с конца). Например, если ребенок все делает правильно, но затрудняется только в намыливании рук, то можно помочь ему намылить руки, и постепенно убрать эту помощь.

Для эффективного применения методов Chaining следует предпринять следующие шаги:

1. Как можно точнее определить все реакции в цепочке и их последовательность. Для некоторых детей цепочка может содержать больше реакций, чем для других. Например, "вытереть руки полотенцем" может быть "снять полотенце, вытереть правую руку, потом левую руку, потом повесить полотенце обратно".

2. Правильно выбрать вид подсказки, для того чтобы можно было как можно скорее ее убрать, и что бы у ребенка не развилась зависимость от этих подсказок. Обычно, самой эффективной подсказкой при обучении этих навыков является физическая помощь, но иногда есть деть, которым очень мешают прикосновения, поэтому можно использовать и визуальные подсказки, и инструкции. Чаще всего, инструкции являются самым нежелательным видом подсказки, т.к. дети становятся зависимыми от них, и часто не могут перейти от одной реакции к другой без инструкции.

3. Обучение навыков самостоятельности требует многократных повторений. Даже если у ребенка нет мотивации для выполнения того или иного навыка, все равно, с помощью ежедневных тренировок и повторений, при правильном методе обучения и постепенном, но прогрессивном уменьшении подсказок, он сможет овладеть тем или иным навыком.

Я хочу вам рассказать, как научиться учиться.

Да, именно так: вопреки распространенному заблуждению, обучаемость – это не способность, с которой ничего нельзя поделать, это навык, который можно натренировать. Причем, я убеждена, что натренировать его можно в любом возрасте. И ваша способность выучить язык, освоить новую профессию или разобраться в новой области знаний полностью зависит именно от этого навыка.

Мне 31 год, и я замечаю, что многие мои ровесники жалуются на память, на то, что, мол, в юности учились гораздо лучше, запоминали информацию гораздо быстрее. И в связи с этим утверждают, что проблема в стареющем мозге. Да нет, друзья, проблема вообще не в нем, а в том, что в юности вы все время учились, хотели вы того или нет. Сначала в школе, потом в университете, иногда системно и осознанно, иногда вовсе нет. Но вы тренировали этот навык. А потом, закончив университет, забросили. Ну, иногда ходили на какие-то семинары или курсы. Но разве можно это считать прокачкой навыка? Послушали и забыли, ведь так? Кстати, многие думают, что запоминание наизусть чего-то тренирует мозг (и, кстати, приравнивают это к обучению). Но нет, это совсем не то. Запоминание наизусть – это не обучение. А обучение – это осознанное овладевание определенным массивом знаний. Это мое личное определение, хотя википедия мне не противоречит. А еще хорошее определение (а заодно пояснение понятия « способности») можно посмотреть .

А вот я на память не жалуюсь. Даже наоборот, считаю, что она у меня стала гораздо лучше, чем была в юности (хотя и тогда на неё я не грешила). Я гораздо быстрее, чем раньше, схватываю информацию, лучше умею ее структурировать, делать логические выводы и запоминать. Почему? Нет у меня сверхспособностей (жаль, конечно, это признавать). Просто я прокачала свой навык обучаться. Я никогда не забрасывала учебу, каждый год поднимала новые пласты знаний. И знаете, какой бонус получила в итоге, помимо отсутствия «проблем с мозгом”? Я начала ловить необыкновенный кайф от процесса получения новых знаний. Прямо физический кайф: прилив энергии, драйв, счастье. А потом я прочитала теорию про круг ресурсов человека (простое объяснение можно посмотреть ), и получила подтверждение своих догадок: прокачанный навык обучаться действительно приносит в жизнь энергию. Учеба – это ресурс. Он может приносить нам энергию, а может её вытягивать – ведь все равно в современном мире, чтобы оставаться на плаву, нам нужно совершенствоваться, то есть учиться новому.

Поэтому я хочу вам рассказать, как же научиться учиться. Только знайте, что (как и со всеми непрокачанными ресурсами в вашей жизни), чтобы развить навык учиться, вам придется смириться с тем, что вначале вы не будете получать из этого процесса энергию. Все будет наоборот: вам понадобится энергия, чтобы ее туда вкладывать. Откуда взять энергию? Из какого-то прокачанного уже ресурса. Проще говоря, из той сферы вашей жизни, которая уже приносит вам кайф. Найдите ее и используйте, чтобы развиться!

Из написанного выше следует, что волшебной пилюли не существует: нужно засучить рукава и приступать к делу. Если всё написанное выше вас убедило и вы готовы заработать себе очень важную в современном мире способность, которую сложно переоценить, вот что вам стоит сделать. Для начала, найдите то, чему бы вы хотели научиться прямо сейчас. Это должно быть что-то новое для вас, желательно, кардинально новое, что-то, о чем вы знаете только издалека. Например, область знаний бизнес-анализа. Или давайте вслед за мной учить испанский! Или английский, кому актуально.

Нашли? Отлично! Начало положено… В дальнейших статьях я опишу все этапы, которые вам придется пройти и все сложности, с которыми придется столкнуться. Так, я расскажу про то, как найти и поддерживать в себе мотивацию, что делать, когда появляется мысль: “Ух, блин, как много всего! Да это нереально выучить!”, как победить деструктивную веру в отсутствие у вас способностей (к языкам, например), как построить процесс обучения так, чтобы не перегорать и откуда брать силы и ту же (ну что поделать?) мотивацию.

Многие люди с аномальным поведением либо не имеют навыков, необходимых для совладания с проблемами повседневной жизни, либо приобрели неправильные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью какого-то подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы и т. д. Данное социальное несоответствие может привести не только к социальной изоляции, но и к депрессии, тревоге, тенденции получать внимание при помощи губительных или разрушительных действий и к неудаче в попытке обучиться более совершенным навыкам общения (Craighead et al., 1981; Mattson, Ollendick, 1988). Существование подобных проблем свидетельствует о том, что, вероятно, навыки общения влияют на широкий спектр паттернов психологических реакций. Действительно, люди, имеющие эти проблемы, могут стать непроизводительными членами общества и, в качестве таковых, подрывать его ресурсы. Цена психических и физических страданий, а также чрезмерные финансовые и социальные издержки могут быть для таких людей весьма значительными.

Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в разнообразных ситуациях реального мира. Особые навыки, которым можно научить, весьма разнятся в зависимости от вида проблем, переживаемых индивидом. Например, предположим, что женщина отвечает на неразумные требования своего босса покорным согласием, которому она научилась в детстве. Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но также научил бы ее решительно не уступать таким требованиям. Или, например, чрезвычайно застенчивого студента колледжа, страдающего из-за недостатка значимой для него дружбы, научили бы навыкам общения, необходимым для налаживания возможных дружеских и интимных отношений.

Обучение навыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится для каждого отдельного индивида, сталкивающегося в определенных ситуациях с определенными проблемами. Не существует «единого метода» обучения социальному общению. Две общие проблемные области, привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие как общение в браке и при ухаживании, и уверенное поведение. Мы остановимся на обучении уверенности в себе.

Обучение уверенности в себе. Бихевиоральные терапевты (Hersen, Bellack, 1985; Kazdin, 1984) полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу. На одном ее конце - человек неуверенный. Этот человек сталкивается с трудностями при выражении положительных эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу и т. д. Этот человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота - он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя. Между этими двумя крайностями - уверенный (наученный общению) человек. Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства других. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Опросник, представленный в табл. 7-2, позволит вам понять, насколько уверенно вы ведете себя в различных ситуациях.


Таблица 7-2. Следующие десять пунктов помогут вам оценить степень вашей уверенности в себе

Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное утверждение подходит к вам. Для некоторых пунктов утвердительный конец шкалы 0, для других 4.

0 - нет или никогда

1 - отчасти или иногда

2 - среднее

3 - обычно или много

4 - практически всегда или всецело

Введите e-mail адрес:

Никогда не рано и не поздно помочь ребенку развить комплект навыков, необходимых для достижения успеха в школьном обучении. В данных комплект входят организационные навыки и навыки тайм-менеджмента (управления временем), навыки определения приоритетов, сосредоточения и мотивации . Далее представлены советы, которые помогут родителям поставить ребенка на правильный образовательный путь.

  • Общайтесь с ребенком. Для того чтобы выяснить, какими из вышеперечисленных навыков ваш ребенок уже обладает, а какие ему еще только предстоит развить, начните простую беседу о его целях. Спросите ребенка о том, какие у него любимые предметы, каких уроков он страшится и удовлетворен ли он своими оценками.
  • Прислушивайтесь к подсказкам. Соединяйте собственные наблюдения с оценкой самого ребенка. Перегружен ли он заданиями? Если да, в таком случае у него могут быть проблемы с организацией времени. Возникают ли у ребенка трудности при выполнении школьной работы? Возможно, он легко отвлекается. Вообще интересно ли ему учиться? Если нет, то, вероятно, ребенку нужна помощь в приобретении мотивации.
  • Выявляйте проблемные области. Помогите ребенку определить, с какими академическими навыками у него возникают проблемы.

1. Организационные навыки

Для того чтобы преуспевать в учебе, дети должны быть организованными, при этом неважно, идет ли речь о необходимости поиска нужных материалов для выполнения задания или не забыть принести домой свои учебники. У многих детей проблемы обучения связаны, скорее, с недостатком организации, чем с отсутствием интеллектуальных способностей.

Советы, как помочь ребенку стать более организованным:

  • Составьте список вещей, которые ваш ребенок ежедневно должен относить в школу и приносить обратно домой. Повесьте первую копию перед входной дверью, а другую положите в его школьный рюкзак. Проверяйте его каждый день, чтобы удостовериться, что он выполняет все пункты списка.
  • Узнайте, насколько хорошо, вовремя и в полном ли объеме ребенок выполняет домашнюю работу и как он ведет школьные тетради. Затем вместе разработайте систему выполнения домашней работы - такую, которая ему понравится и которую, соответственно, ему захочется применять на практике.
  • Покупайте вместе с ребенком принадлежности, которые помогут ему стать более организованным, например, папки, скоросшиватели и т. п.

2. Навыки тайм-менеджмента

Планирование достаточного количества времени на выполнение заданий может быть трудной задачей для вашего маленького ученика. Даже когда детям дается целая неделя на написание реферата, многие из них начинают работать над заданием лишь вечером накануне дня сдачи. Обучение умению организовывать время в продуктивные блоки требует практики и опыта.

Советы о том, как помочь ребенку научиться лучше управлять своим временем:

  • Планируйте выполнение заданий на месяц. Начинайте с выполнения самых больших заданий, разбивая их на более мелкие части для ежевечернего выполнения.
  • Помогите ребенку отследить, сколько времени он тратит на выполнение домашних заданий каждую неделю, чтобы он мог понять, как разделить это время на управляемые отрезки.
  • Вместе определите время для выполнения домашних заданий по вечерам и помогайте ребенку придерживаться этого графика.
  • Если вечером времени не хватает, помогите ребенку найти другие возможности для выполнения школьных заданий, например, рано по утрам, во время самостоятельной подготовки в школе или в выходные дни.

3. Навыки установления приоритетов

Иногда дети отстают в школе и не могут вовремя выполнять задания, просто потому что не знают, с чего нужно начинать. Распределение приоритетности заданий - это умение, которое пригодится ребенку в жизни, поэтому никогда не рано ему обучиться.

Советы, которые помогут вашему ребенку правильно расставлять приоритеты:

  • Попросите ребенка записать все задания, которые ему нужно выполнять, в том числе те, которые не связаны со школой.
  • Попросите его проставить перед всеми заданиями пометки от 1 до 3, где 1 - наиболее важное задание.
  • Попросите ребенка рассказать вам о каждом задании, чтобы вы могли понять приоритеты вашего малыша. Если он ставит пометку 1 перед общественным мероприятиям, вы узнаете, к чему приковано все его внимание.
  • Помогите ребенку изменить некоторые пометки, чтобы расставить приоритеты в пользу академической успеваемости. Затем предложите ему переписать список так, чтобы все задания с пометкой 1 стояли в начале списка.
  • Периодически проверяйте этот список и наблюдайте за тем, как он развивается и изменяется, и какие приоритеты ребенок дает новым заданиям.

4. Навыки сосредоточения внимания

Когда ваш второклассник учит орфографию или старшеклассник готовится к контрольной работе по тригонометрии, очень важно, чтобы он работал над школьными заданиями без помех и отвлекающих факторов.

Советы, которые помогут ребенку учиться лучше сосредотачиваться на заданиях:

  • На то время, в течение которого ребенок работает за компьютером, отключите доступ к электронной почте и играм.
  • Во время выполнения домашних заданий объявите запрет на разговоры по телефону и просмотр телевизора.
  • Ищите в доме место, подходящее для специфики учебного задания. Если ребенок работает над рефератом, ему, возможно, потребуется много места; если же он готовится к контрольной работе по языку, ему нужен хорошо освещенный стол.
  • Для лучшего сосредоточения во время выполнения домашнего задания уведите из его комнаты братьев и сестер.

5. Мотивация

Большинство детей говорят, что они хотят хорошо учиться в школе, но многие не дотягивают до уровня выполнения школьной работы, необходимого для достижения успеха в учебе. Причиной этого часто служит недостаточная мотивация. Для того чтобы направить ребенка на путь успешной учебы, свяжите интересы малыша с обучением.

Советы, которые помогут вам лучше мотивировать ребенка на обучение:

  • Связывайте школьные уроки с жизнью вашего ребенка. Если он изучает проценты, то, когда в следующий раз вы пойдете вместе за покупками, попросите его посчитать цену товара со скидкой.
  • Связывайте интересы вашего ребенка с обучением. Если он увлечен музыкой, дайте ему книги о музыкантах и продемонстрируйте связь между музыкой и иностранными языками или

” - создавай навыки профессиональные и базовые .

Около 3000 лет назад жил Царь Соломон. Он построил Первый Иерусалимский Храм и был мудрейшим из людей. Одна из его книг "Притчи" собрала самую концентрированную мудрость, доступную для людей.

Так вот на вопрос Б-га, что ты хочешь богатство или славу ? Он ответил: Я хочу мудрость . Он получил мудрость от Б-га. А со временем к мудрости добавились богатство и слава.

Если вдуматься, то главным навыком, который может привести к любому необходимому результату, будет навык обучения .

Самый важный навык для человека - навык быстро обучаться новым навыкам . Он важнее, чем все остальное для достижения успеха.

Тот, кто умеет обучаться и знает чему надо обучаться для достижения цели - неудержим.

Первая Основа Богатства была посвящена тому, чтобы . Дело, которым ты собираешься заниматься с удовольствием и кайфом всю жизнь и достигнуть в нем вершины.

Надеюсь ты уже вспомнил, что ты по настоящему любишь делать? И ты нашел людей, которые этим зарабатывают на жизнь? И ты прочитал книгу или книги (для самых быстрых) о том, что необходимо знать и уметь, чтобы достигнуть успеха в этом деле.

Именно этим мы занимались в первую неделю программы "Богатей! 4 Основы и Главный Секрет ".

50% у тебя уже есть. Осталось 50% самых важных - научиться всем тем навыкам, которые необходимы для успеха в твоем деле и для достижения богатства . Которое придет, как результат твоего мастерства.

Итак, я уверен, что для успеха (жизненного и профессионального) необходимы 4 Основы и Главный Секрет. Найти свое дело. Чтобы с радостью и удовольствием им заниматься, получая удовольствие и от процесса и от результатов. Научиться быстро обучаться новым навыкам. Чтобы стать лучшим мастером в своем деле . Какие профессиональные навыки добавить ты уже знаешь от лидеров , которых продолжаешь изучать. Научиться продавать, вести переговоры и другим базовым навыкам, которые необходимы для богатства в любой сфере. Об этом мы поговорим в этой Основе. Навыки самодисциплины и управления жизнью и временем . Это Третья Основа Богатства. Полный Контроль - ТМ - так я назвал уникальную систему, которую создал для этой Основы. Отношения с людьми. Это Четвертая Основа Богатства. Это Основа счастливых взаимоотношений и открытие абсолютно новых возможностей в жизни. Главный Секрет я сообщаю только тем, кто выполнил все упражнения и создал 4 основы Богатства.

Итак, сейчас давай выясним, что главное для создания новых навыков .

Я создал за последние 7 лет примерно 20 новых навыков. Сделал я это с помощью 3 рычагов .

Не нужна сильная воля. Не нужно ломать себя. Необходимы 3 древних рычага и любой навык встраивается в нервную систему.

1 и 2 рычаги наверняка тебе знакомы. Они нужны для того, чтобы управлять мотивацией. Ведь больше всего во время формирования навыка, пока еще не все хорошо получается, хочется его бросить.

Поэтому первые два рычага называются - кнут и пряник . Надо научиться себя мотивировать страхом и удовольствием . Страданием и наградой. Эта система древняя как мир и как природа человека. Мы все делаем для того, чтобы получить удовольствие или для того, чтобы избежать страдания.

3 рычаг более редко применяется. Особенно когда человек решает что-то изменить в себе. Ведь для того, чтобы на что-то решиться нужен эмоциональный "взрыв". Или сильное "хочу получить " удовольствие или сильное "хочу избежать " страдания.

Например, человек который хочет выучить английский делает это или для того, чтобы больше зарабатывать или путешествовать или для того, чтобы избежать позора в ситуациях, когда надо говорить. И если нет сильной "прибыли" от английского или позора можно избежать более простым способом - то нормальный человек английский учить не начнет.

Нет мотивации . Но если Константин Стрюков , выдающийся топ-менеджер и один из выпускников моих программ, решил стать когда-то директором MTV- Украина, то его мотивации (желания получить удовольствие от этой должности) хватило на то, чтобы год ходить на 7 утра на занятия!

Так вот, когда 2 рычага включаются - то обычно третий отключается. Третий рычаг называется здравый смысл . В этом сложность. Если сильно хочу - то интеллект начинает работать со сбоями. Народная Мудрость говорит: Если нельзя, но хочется - значит можно. То есть, если интеллект говорит, что нельзя, а желание говорит, что хочется, то интеллект найдет объяснение, почему можно.

Большинство людей не умеют подключать желание (2 рычага) к тому, что правильно (интеллект) сделать. Во Второй Основе Создавай Навыки Профессиональные и Базовые, я обучаю, как подключить все три рычага к созданию навыков для богатства. Рычаг - Боль и Страдание Рычаг - Удовольствие Рычаг - Здравый Смысл (Интеллект) Упражнение: Вспомни какое-то важное для тебя дело, которое делать не хочется. Дело на 1 час. Его важно и нужно сделать, но очень не хочется… Вспомни о том, что ты очень хочешь получить или сделать, но ….(нельзя, вредно, ведет к ожирению))) Но удовольствие очень большое. Выбери вокруг себя человека, которому ты меньше всего хочешь подарить деньги. Желательно, чтобы он не верил в тебя и твои возможности. Пообещай себе, что когда ты закончишь нужное тебе дело - ты сразу же сделаешь то, что приятно. Удовольствие. Пообещай, что если не сделаешь то, что тебе надо - то ты заплатишь тому человеку, которому вообще не хочешь платить сумму ________ (поставь сумму, которую вообще не готов заплатить). Сообщи ему об этом. Вот так ты добьешься объединения 3 рычагов. Кнут, пряник и здравый смысл. Ты делаешь то, что тебе надо - это здравый смысл. Ты получишь сильное страдание если не сделаешь (штраф) и получишь прекрасный пряник (удовольствие), когда закончишь.

Дрессируй себя! Управляй своим подсознанием и своими привычками и навыками. Стань хозяином себя и своей жизни.

Действуй! Живи! Влияй! Богатей! Люби! Я Знаю - Ты Можешь! Ицхак

ЦИТАТА

Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время. Элберт Хаббард

Трудности должны тонизировать. Берти Чарльз Форбс

АНЕКДОТ

У сборной России по футболу для товарищеских игр не хватает мотивации. А для официальных - умения.

Метод кнута и пряника не действует только на садо-мазохиста диабетика.