Описание персонажа в романе "бесы" достоевского. Степан верховенский в романие бесы достоевского сочинение Степан верховенский бесы

С самых первых страниц романа «Бесы» Достоевский знакомит нас с одним из главных героев - Степаном Трофимовичем Верховенским.

Степан Трофимович - поэт-либерал, который в свою молодость сочинил поэму, за которую, по его мнению, его будут преследовать, потому что там проповедуются взгляды, которые мешают правительству, на этой почве Хроникер и начинает рассказывать о Степане Трофимовиче, что тот при всякой возможности соприкоснуться с людьми из правительства, боится их, боится, что его арестуют. На деле же поэму его прочли три калеки, и не о каких преследованиях речи быть и не могло. Степан Трофимович очень умный человек, профессор, которого многие в городе уважают за его ученость.

Верховенский был дважды женат, от первого брака у него остался сын Пётр, от которого он фактически отказался и никак не принимал участия в его воспитании. Последние двадцать лет, а на момент повествования Степану Трофимовичу пятьдесят три года, он проживал со своей подругой всей жизни, Варварой Петровной Ставрогиной. Жил он за её пенсион, по вторникам собирал друзей у себя, именую это клубом и часто прожигал жизнь, играя в карты, и проигрывая большие деньги, из-за которых у него и возникают проблемы.

Читателя скорее привлекает образ Степана Трофимовича, чем отталкивает, потому что он весьма благородный, местами гордый человек, у которого есть честь. Да, он любит хвастать своими знаниями, любит чувствовать интеллектуальную власть над Варварой Петровной, которая по статусу выше его, но кто же из нас не без греха?

Женитьбу на Дарье Павловне он воспринимает очень болезненно, для него это скорее единственный выход покрыть долги за проигрыш в карты, чем порыв сердца. Тем более, что он знает Дарью Павловну с юных лет, он учил её и воспитывал вместе с Николаем Ставрогиным, Шатовым и Елизаветой Николаевной Тушиной.

По своей натуре Степан Трофимович романтик, который любит драматизировать, который пишет сотни писем в год своей подруге Варваре Петровне, даже если она находится буквально в соседней комнате. Верховенский-старший любит сыпать французской речью, тем самым автор подчёркивает образованность и некий пафос Степана Трофимовича.

Многие критики сходятся на мнение, что конец жизни Верховенского был взят из жизни Льва Толстого, тот тоже закончил в дороге, в чужой постели. И как бы Варвара Петровна не злилась на своего друга, она всё равно его очень любила, что подчёркивается тем, что она оставила последнюю женщину, которой восхитился Степан Трофимович, жить у себя в имении.

Образ и характеристика

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Мещанин во дворянстве Мольера

    Одним из главных героев является глуповатый мужчина с простой душой. У него достаточное количество денег, но он стесняется своего простого происхождения и мечтает стать аристократом

  • Женские образы в Ревизоре Гоголя сочинение

    Николай Гоголь написал замечательную комедию в пяти действиях, в которой незначительную роль играют женщины, они ничем не отличаются от своих мужей, а просто дополняют эту картину пошлости

  • Сочинение Двойники Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Печорин в романе является воплощением пороков целого поколения. Возможно, именно поэтому двойников у него довольно много. Конечно же, некоторые образы напоминают героя какими

  • Сочинение Два брата две судьбы по повести Тарас бульба

    В произведении «Тарас Бульба» одними из главных героев являются братья. Росли Остап и Андрий в одинаковых условиях, однако имели разные характеры. Младший брат Андрий был близок к матери, а Остап старался во всем быть похожим на своего отца.

  • Сочинение Тайга наша кормилица хлипких не любит по рассказу Васюткино озеро

    В одном из таежных поселков жила семья Шадриных. У них был сын Вася. Взрослые занимались, на реке Енисей, промыслом рыбы и охотой. В поисках богатого улова они уплывали далеко, в низовья, и подолгу жили в избушке на берегу

Воспитатель . Герой этот пожил в молодости довольно бурно, был дважды женат (на «одной легкомысленной девице», родившей ему сына Петра, и какой-то «неразговорчивой берлинской немочке»), дважды овдовел, принадлежал к славной плеяде либералов 1840-х гг., профессорствовал, литературствовал, однако ж прославиться не сумел и, спустя 20 лет, доживает век свой в доме генеральши Ставрогиной в качестве ее «друга» и чуть ли не приживала. «Она сама сочинила ему даже костюм, в котором он и проходил всю свою жизнь. Костюм был изящен и характерен: длиннополый, черный сюртук, почти доверху застегнутый, но щегольски сидевший; мягкая шляпа (летом соломенная) с широкими полями; галстук белый, батистовый, с большим узлом и висячими концами; трость с серебряным набалдашником, при этом волосы до плеч. Он был темно-рус, и волосы его только в последнее время начали немного седеть. Усы и бороду он брил. Говорят, в молодости он был чрезвычайно красив собой. Но, по-моему, и в старости был необыкновенно внушителен. Да и какая же старость в пятьдесят три года? Но по некоторому гражданскому кокетству, он не только не молодился, но как бы и щеголял солидностию лет своих, и в костюме своем, высокий, сухощавый, с волосами до плеч, походил как бы на патриарха или, еще вернее, на портрет поэта Кукольника, литографированный в тридцатых годах при каком-то издании, особенно когда сидел летом в саду, на лавке, под кустом расцветшей сирени, опершись обеими руками на трость, с раскрытою книгой подле и поэтически задумавшись над закатом солнца...».
Весьма точно самого Верховенского-старшего и его статус в жизни обозначит мужик Анисим уже в финале романа (глава «Последнее странствование Степана Трофимовича»), объясняя таким же мужикам — что это за странный «путешественник» из города, объявившийся в их селе: «Выйдя в сени, он сообщил всем, кто хотел слушать, что Степан Трофимович не то чтоб учитель, а "сами большие ученые и большими науками занимаются, а сами здешние помещики были и живут уже двадцать два года у полной генеральши Ставрогиной, заместо самого главного человека в доме, а почет имеют от всех по городу чрезвычайный. В клубе Дворянском по серенькой и по радужной в один вечер оставляли, а чином советник, все равно, что военный подполковник, одним только чином ниже полного полковника будут. А что деньги имеют, так деньгам у них через полную счету нет" и пр. и пр.»
Ну и, конечно, очень ярко характеризует Степана Трофимовича, как и любого автора, его сочинительство. на первых же страницах выдает его с головой — оказывается, тот в молодости сочинил поэму, да еще и с «направлением». Из пересказа поэмы становится ясно, что здесь спародировано целое направление в романтизме (произведения Печерина, Грановского, Растопчиной, Тихомирова...). Степан Трофимович искренне считает себя революционным поэтом — еще бы, ведь поэму нашли «тогда опасною», хотя она, по остроумному замечанию хроникера, всего лишь ходила «по рукам, в списках, между двумя любителями и у одного студента». Антон Лаврентьевич Г—в (хроникер) предложил ее теперь напечатать «за совершенною ее, в наше время, невинностью», но Степана Трофимовича даже оскорбило подобное мнение об его детище.
Тенденциозности, наполнявшей «Бесы», не отрицал сам Достоевский. Вот и в образе тщеславного Степана Трофимовича он карикатурно изобразил тех либералов (не только поэтов), которые, в его понимании, сделали для лучшего будущего России на грош, а ожидают награды на рубль (для таких людей, как старший Верховенский, и гонения от правительства — своеобразная награда, признание их значимости); тех поэтов, которые считали, что главное в их творчестве «направление», и это, дескать, важнее литературных достоинств. Для полноты характеристики Верховенского-старшего и понимания иронического отношения к нему со стороны Достоевского нельзя забывать, что Степан Трофимович — западник 40-х годов, представитель идейных противников писателя-почвенника. Весьма характерно, что он воспитывал сына хозяйки дома, и совершенно не занимался воспитанием родного — в результате из обоих выросли-получились «бесы».
В «человеческом» плане герой этот вполне вызывает симпатию читателя, и его смерть в финале воспринимается трагически. К слову, он, как и все романтически настроенные личности, был весьма наклонен к суициду. На первых же страницах хроники выясняется, что он частенько пишет покаянные письма после каждой очередной ссоры с признаниями, что «он себя презирает и решился погибнуть насильственной смертью». И впоследствии, когда Варвара Петровна надумала выдать за Степана Трофимовича , она инструктировала девушку, как ей обращаться с будущим супругом: «Заставь слушаться; не сумеешь заставить — дура будешь. Повеситься захочет, грозить будет - не верь; один только вздор! Не верь, а все-таки держи ухо востро, неровен час и повесится; а потому никогда не доводи до последней черты, - и это первое правило в супружестве. Помни тоже, что он поэт...». Знаменательно, что в описании финала жизни Степана Трофимовича Достоевский ровно за сорок (!) лет по сути как бы описал последние дни Л.Н. Толстого: и «уход», и горячечную болезнь в дороге, и смерть на чужой постели, в случайном доме...
Прототипом этого персонажа послужил, главным образом, Т.Н. Грановский, но проявились в этом образе черты и других либералов-западников, которых Достоевский знал-наблюдал лично, к примеру, — .

Среди «военных» названий нашего города есть улица генерал-майора Гладышева . Боевая биография этого военачальника тесно связана с тяжелыми боями за освобождение Рузы

в де­кабре 1941 г. - январе 1942 г.

Степан Трофимович является Почетным гражданином города Рузы.

18 августа 1981 года Рузский исполком утвердил решение городского совета о переименовании улицы СПОРТИВНОЙ в УЛИЦУ ГЛАДЫШЕВА.

Обратите внимание, в документе ошибочно написано отчество Тимофеевич вместо Трофимович.

Полковник Гладышев Степан Трофимович командовал 43-й отдельной стрел­ковой бригадой, прибывшей из Сибири. Было ему тогда около сорока лет, из них более двадца­ти отдано военной службе.

В Красную Армию он вступил добровольно в 1920 г. восемнад­цатилетним юношей-комсомоль­цем. Службу начал политбойцом. Усердно изучал военное дело. Детально усвоив действия в бою, красноармеец Гладышев стал вни­кать в основы тактики отделения, взвода, роты при обороне и на­ступлении. Командование части, видя в молодом воине склонность к военной профессии, направило его в военно-пехотное училище.

В 1924 г. он с успехом окончил училище, после этого все время находился на командных должно­стях - с 22-летнего возраста. Участник войны с Финлян­дией, был награжден орденом Красного Знамени.

Великую Отечественную командиром 4-ой дивизии на­родного ополчения Куйбышевского района столицы, которая в конце сентября была преобразована в 110-ю стрелко­вую дивизию.

В конце ноября 1941 г. полков­ник Гладышев вступил в коман­дование 43-й отдельной стрелко­вой бригадой. В декабрьских бо­ях бригада действовала на пра­вом фланге 5-й армии генерала Л. А. Говорова. Под командова­нием С. Т. Гладышева 43-я брига­да неуклонно продвигалась в на­правлении Рузы и в третьей декаде декабря завязала бои на ее окраинах. К стенам города подо­шли и другие части наступающих войск.

Немцы создали в Рузе сильную оборону и оказывали отчаянное сопротивление, имея приказ лю­бой ценой удержать этот выгод­ный рубеж. Бои за Рузу приняли затяжной характер. С. Т. Глады­шев приказал тщательно изучить систему немецкой обороны и дать артиллерийским батареям конкретные цели для огневой подго­товки предстоящего штурма го­рода.

Операция по овладению Рузой была разработана всесторонне. Особое внимание обращалось на взаимодействие всех родов войск, участвовавших в штурмовом удаpe по засевшему в городе вра­гу. И предусмотренная планом цель была успешно достигнута.

В оперативной сводке штаба 5-й армии за 17 января 1942 г. сооб­щалось: «19 сд и 43 осбр, начав наступление с утра 17.1.42 г. к 11-30 заняли г. Руза. К 14-30 за­няли Мало-Иванцово, Рыбушкино, Комлево, Горки, Старое, Сытьково. Противник начал отход от г. Рузы в юго-западном направ­лении, оказывая сопротивление наступающим 19 сд и 43 осбр.»

Через несколько дней Москов­ская область была полностью ос­вобождена от фашистских окку­пантов. 43-я бригада вышла на территорию Смоленщины. Нача­лись жестокие бои на Гжатском рубеже, который немцы заблаго­временно оборудовали для проч­ной обороны и занимали его большими силами. Наиболее тя­желым участком был район де­ревень Иванники, Васильки, где поочередно действовали различ­ные части 5-й армии, в том числе и 43-я стрелковая бригада.

В этом районе 18 февраля 1942 г. погиб командир 32-й Крас­нознаменной стрелковой дивизии полковник В. И. Полосухин. В тот же день командиром 32-й диви­зии был назначен С. Т. Гладышев. В мае 1942 г. она была преобразована в 29-ю гвардейскую. Этим соединением гвардии полковник Гладышев командовал до декаб­ря 1942 года, затем ему было приказано принять командование 133-й стрелковой дивизией, вое­вавшей под Ржевом.

В июне 1943 г. генерал-майор Гладышев вступил в командование 277-й стрелковой дивизией, с ко­торой прошел большой историче­ский путь до конца войны. Это соединение многократно отмеча­лось в приказах Верховного Глав­нокомандования как одно из луч­ших в Красной Армии.

В мае 1945 года 277-я дивизия в составе 5-й армии была пере­брошена на Дальний Восток. В августе дивизия генерала Глады­шева участвовала в разгроме Квантунской армии японцев в Маньчжурии. И там она заслужи­ла добрую славу. Получила новую награду - орден Кутузо­ва 2-й степени. К концу войны она именовалась так: 277-я Крас­нознаменная орденов Суворова и Кутузова Рославльская стрелковая дивизия.

В послевоенное время Степан Трофимович оставался в рядах Вооруженных Сил СССР еще десять лет. Командовал кор­пусом, затем был заместителем командующего армией. В 1955 г. уволился в запас по состоянию здоровья.

Уйдя в отставку, он организовал своих ветеранов-саратовцев на военно-патриотическую работу в школах, на предприятиях, училищах, в ВУЗах. Много лет длился возглавляемый С. Т. Гладышевым поход за ребячьи умы и сердца. Для учащихся саратовских школ 70-х годов Степан Трофимович стал человеком-легендой.

Его заслуги перед Ро­диной отмечены многими награ­дами: двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суво­рова 2-й степени, орденом Куту­зова 2-й степени, десятью меда­лями и одним китайским орде­ном.

Фотографии из фондов Рузского районного архива.

Искренне благодарю Олега Геннадьевича Щукина , сотрудника Рузского районного архива за информационную поддержку.

Степан Трофимович Верховенский - один из самых активных и важных персонажей в романе Достоевского «Бесы». Это особенный, яркий, незабываемый человек. Конечно, он не так важен, как Николай Ставрогин, который олицетворяет самые глубокие и сложные философские колебания Достоевского. Но, все-таки, он весьма важен, в особенности потому, что он представитель «западников»--а именно тех западников из 1840-х годов, как Герцен и Белинский--которые стояли у истоков движения нигилистов.

Степан Трофимович - человек старшего поколения западников, которое было в расцвете в России в 1840-ых годах. Тогда много времени уже прошло после реформ Петра Первого, Екатерины Великой и других прогрессивных русских царей. Множество дворян говорили по-франкцузски, старались вести себя как европейцы и верили в самые новые и либеральные идеи. Переводчик «Бесов», Ричард Певир, в своем введении отмечает, что Степан Трофимович - обобщённый образ Герцена, Белинского и других известных западников с того времени (p. viii).

У Степана Трофимовича очень особая манера говорить -- наполовину по-русски и наполовину по-французски--и он уснащает свою речь остротами. Он довольно образованный и красноречивый, которого часто приглашают произносить речь на разных мероприятиях. И тем не менее, Достоевский его изображает не очень положительно потому, что он считал, что менталитет западников достаточно пустой и никчемный. В юности Достоевский сам был западником, но со временем отказался от этих идей. Поэтому, он наверное преувеличил нелепость таких западников, как Герцен и Белинский, в персонаже Степана Трофимовича. Он изображается очень легкомысленным. Он постоянно сомневается в своих решенях. Например, он много раз передумал пожениться на Даре Павловне и только на смертном одре собрался с духом сказать Варваре Петровне, что он ее любит. И хотя он официально принадлежит к группе западников и либералов, он редко говорит о реформах и новых идеях, а гораздо чаще об исскустве и красоте. Он очень мало пишет и делает, несмотря не свои способности и ум. Степану все время нужна забота какой-то женщины; сначала Варвары Петровны а в конце романа крестьянки Софьи Матвеевны. Он трусливый; он очень боится Варвары Петровны, той женщины, которую он любит. Одним словом, он слабый.

Степан Трофимович - сатира. Но он и тоже показывает резкий контраст с новым поколением нигилистов. Хотя и нигилисты и их отцы-западники верили в ремормы (например, освобождение и равенство крепостных крестьян), они сильно отличались во многих отношениях. Нигилисты думали, что старшее поколение западников слишком много сохраняет традиции и общественные условности и, самое главное, только говорит и не действует. Нигилисти хотели разрушить общественный строй и создать новое социальный порядок. Они хотели революцию, а западники - постепенных изменений. Эта разница очевидна между Степаном Трофимовичом и своим сыном Пётром. Они такие разные, что трудно осознать, что это отец и сын. Пётр презерал своего отца, относился к нему чрезвычайно грубо и постоянно издевался над ним. На самом деле грубость - отличительная черта нигилистов. Пётр ко всем так относился, но больше всего к отцу. В конце концов сын и отец расстались и, по-видимому, не считали друг друга сыном и отцом. Их конфликт достиг высшей точки на «празднике», когда Степан Трофимович выступил о важности красоты и искусства в мире и идиотизме нового поколения нигилистов. Он говорит, «Господа, я разрешил всю тайну. Вся тайна их эффекта - в их глупости!» (505).

Выступление Степана Трофимовича очень неожиданный и важный момент в романе. Он в таком отчаянии из-за ужасного поступка своего сына и других нигилистов и своего потерянного положения в обществе, что он решает возражать, несмотра на то, что никто не поймут и никому не понравится его мнение. Он говорит, «Энтузиазм современной юности так же чист и светел, как и наших времен. Произошло лишь одно: перемещение целей, замещение одной красоты другою! Все недоумение лишь в том, что прекраснее: Шекспир или сапоги, Рафаэль или петролей?» (506). Он говорит, что красота самая важная часть жизни. Такая идея была совсем не популярной и актуальной в то время. Таким образом, Степан Трофимович защищает себя и показывает удивительную храбрость.

Степан Трофимович слабый, легкомысленный, бездельный западник, но в конце романа он раскаивается. Когда он умирает в деревне, он вспоминает отрывок из Библии: «Теперь прочитайте мне еще одно место…о свиньях…я помню, бесы вошли в свиней и все потонули. Прочтите мне это непременно», а потом, «это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней--это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века!... Это мы, мы и те, и Петруша.» (681). Он признается в том, что в него, как и его сына, бес вселился. Этот бес был своими пустыми идеями. Он говорит, «тут же и еще кой-что понял…я лгал всю свою жизнь» (691). Таким образом, Достоевский говорит, что все эти группы в обществе--нигилисты, западники и прочее--ощибаются и русским надо вернуться к истине. Степан Трофимович очень слабый человек, но даже для него, как и всех русских, есть надежда.