Она придет даю тебе поруку. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Необычный адресат стихотворения связан бытовой реальностью, о которой вспоминал знаменитый артист МХАТа В.И. Качалов (1875-1948). В одном из посещений Качалова Есениным, поэт познакомился с его собакой. Есенин обнимал Джима за шею, а другой рукой держал его за лапу. Собака радостно лаяла и лизала ему лицо.

Стихотворение посвящено не только собаке, но и некой женщине. Можно допустить, что этой женщиной была третья жена Есенина, Софья Андреевна Толстая.

Место стихотворения в творчестве поэта

20-е годы – период наиболее плодотворного творчества Есенина. Но теперь радостное восприятие мира сменилось чувством обреченности. Его лирический герой испытывает раскаяние и смирение, нежность и любовь. В этот период созданы истинные шедевры есенинской любовной лирики, в которых любовь становится предметом философских раздумий.

Главная тема стихотворения

Тема любви

Лирический сюжет

Лирический герой разговаривает с собакой, выражая ей свою печаль и переживания.

Проблема стихотворения

Проблема одиночества и непонимания. Лирический герой не понят в мире людей, но запросто общается с животными.

Композиция стихотворения

В первых четырех строфах идет речь о собаке, и только в конце последние две строфы посвящены главному переживанию поэта – его возлюбленной.

Лирический герой

Для лирического героя многообразие мира не умозрительное представление, а глубоко пережитое ощущение родства со всем живым. Только он называет Джима по имени, разговаривает с ним, даже приглашает вместе полаять. Нежность к «той, что всех безмолвней и грустней», лирический герой может выразить только опосредованно:

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Сознавая правоту жизни, находя общий язык с природой, он не в силах преодолеть обстоятельства, разлучившие его с героиней, незаслуженное недоверие, невнимание людей.

Преобладающее настроение, его изменение

Настроение героя подавленное, но в нем нет озлобленности на жизнь. Драматизм ситуации разрешается благодаря его стремлению оставить «нежную» память, взяв вину на себя за все.

По тематике можно отнести как к любовной, так и к философской лирике.

Состоит из 6ти строф. Одно пятистишие и пять четверостиший.

Основные образы

Образ собаки как верного друга, которому можно доверить все свои тайны. Образ возлюбленной появляется в самом конце стихотворения, но он здесь самый главный.

Лексика стихотворения

Использована в основном разговорная, просторечная лексика: «не видал», «лезешь», «уставясь». Так же при описании любимой женщины использовано чисто книжное «безмолвней».

Поэтический синтаксис

Обращения: «голубчик», «мой милый Джим»

Метафоры: «шерсти бархатной», «дьявольски красив»

Сравнение: «как пьяный друг»

Предложение «Давай с тобой полаем при луне» является метафорой, продолжающей ряд тропов, в которых состояние лирического героя передается через природные явления.

Изобразительные средства иносказания

В основном простые предложения, содержащие в себе обращения, уточнения, деепричастные обороты.

Звукопись

Много гласных «у» как протяжных, так и коротких. Таким образом, автор передает подавленное настроение героя. Возможно также как имитация собачьего воя.

Пятистопный ямб. Стопа двусложная с ударением на втором слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифмовка перекрестная.

«Собаке Качалова» Сергей Есенин

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин . Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью . Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Стихотворение «Собаке Качалова» было написано Есениным в 1925 г. Он выделяется среди других произведений поэта позднего периода творчества. К концу жизни Есенин часто находился в мрачном и подавленном состоянии. «Собака Качалова» — оптимистичное и радостное произведение, лишь к концу приобретающее печальный характер. Оно основано на реальном случае. Есенин пришел в гости к своему другу – актеру В. Качалову. Того еще не было дома, и поэт в ожидании хозяина познакомился с его собакой Джимом. Вернувшись домой, Качалов увидел, что Есенин и пес выглядят закадычными друзьями. Через некоторые время поэт написал стихотворение, посвященное собаке, и торжественно прочитал его перед хозяином.

Несмотря на шутливый характер, произведение содержит глубокое философское размышление. Есенин с трудом скрывал свое разочарование от жизни. Он искал и не находил утешения в алкоголе и многочисленных романах. Поэт устал от человеческого общества и более ненужной ему навязчивой славы. В детстве Есенин чувствовал свою единение с природой, но городская жизнь постепенно оборвала эту связь. Душевный разговор с собакой возвращает его в детство, когда все было ясно и понятно. Животное не может стать источником страданий, оно внимательно выслушает горькую исповедь любого человека.

Есенин ведет с Джимом очень серьезный философский разговор о смысле жизни. Он понимает, что собаке недоступны человеческие страсти и завидует ему в этом. Джиму неважно, какое у человека прошлое и как к нему относятся окружающие. Недобрая слава Есенина заставляет его глубоко ценить такое отношение. Многие отворачивались от поэта, узнав о его буйных выходках. Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние.

В конце стихотворения Есенин переходит к очень личной теме. Он просит Джима попросить за него прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». Вероятно, поэт настолько сильно чувствует свою вину, что не в состоянии сделать это сам. Даже человека он не может назначить в посредники, так как слова не передадут полностью его раскаяние. «Лизни ей нежно руку», — только так Есенин может выразить свою покорность и признание тяжелой вины. Так и не было до конца установлено, кого же имел в виду поэт. Учитывая его бурную жизнь, на эту роль могло претендовать несколько женщин. Наиболее распространена версия, что этой таинственной гостьей могла быть Г. Бениславская, которую связывали с Есениным давние и очень непростые отношения.

Стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова», написанное в 1925 году, стало одним из самых значимых в позднем творчестве писателя. Написанное незадолго до его самоубийства, оно отражает глубокие душевные переживания автора, остро ощущавшего свое одиночество.

Весной 1925 года знаменитый русский поэт познакомился с талантливым актером Московского художественного театра Василием Качаловым и начал часто бывать у него в гостях. Одним из постоянных участников этих дружеских богемных посиделок был пес Качалова Джим, к которому Сергей Александрович сразу же проникся глубокой симпатией. Она была взаимной: собака радостно облизывала лицо Есенина и внимательно слушала чтение им собственных стихотворений. Взволнованный поэт, который на тот момент переживал непростой период в личной жизни, был настолько впечатлен привязанностью животного, что сразу же решил посвятить ему отдельное поэтическое произведение - и сдержал свое слово.

«Собаке Качалова» стих получился очень лиричным и нежным, несмотря на явные нотки грусти. Есенин обращается к псу как к своему закадычному другу, как бы чувствуя с ним родство душ. В первой половине стихотворения он с легкой улыбкой предлагает вместе «полаять на луну» и описывает Джима как неизменного участника вечеров в доме хозяина. Однако чувства, которые описывает поэт, намного глубже привязанности к дружелюбному животному. В доме Качалова часто бывала Зинаида Райх, бывшая жена поэта, по отношению к которой поэт до сих пор испытывал чувство вины, смешанное с тоской об утраченной любви. Если внимательно читать текст стихотворения, именно Джима как самого верного и преданного друга, к которому нельзя ревновать, Есенин просит помочь и передать его извинения «за все, в чем был и не был виноват». Ведь жизнь развела его с бывшей возлюбленной, поэтому выразить все свои теплые чувства к ней он может только через четвероногого посредника.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове под Рязанью 21 сентября (3 октября) 1895 года и был на семнадцать лет младше выдающегося артиста. В детстве он учился так же прилежно, как и Вася Шверубович в городе Вильно, рано проявив поэтический дар. Окончив с отличием четырёхклассное училище в родном селе, Сергей поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу. В 1912 году, успешно одолев курс обучения, переехал в Москву.

Преподавать грамоту он не стал, а устроился на работу в мясную лавку к своему отцу, служившему там приказчиком. Поссорившись с ним, Сергей перебрался из лавки на работу в книгоиздательство, а затем в типографию. Одновременно он посещал лекции на историко-философском отделении университета Шанявского и занятия в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». С девятнадцати лет поэт начал печатать свои стихотворения в журналах. Пролетарскую революцию он приветствовал восторженно и написанные им в 1918 году поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица» проникнуты ожиданием преображения России.

В 1925 году поэт Сергей Есенин, наконец-то, познакомился с артистом Василием Ивановичем Качаловым. Он давно мечтал об этом, да всё не складывалось. В гражданскую войну, в июне 1919 года группа артистов Московского Художественного театра во главе с Книппер и Качаловым гастролировала в Харькове и оказалась отрезанной военными действиями от Москвы.

Пробраться в Италию, куда русские артисты были приглашены на съёмки фильма по пьесе К. Гамсуна, они не смогли: в консульстве Константинополя им отказались выдать визы, и пришлось гастролировать в Болгарии и других странах. Только в 1922 году потерявшиеся артисты вернулись на родину и уехали снова на гастроли уже объединённой труппой.

Сергей Есенин в 1920 году после трёх лет брака разошёлся с З. Райх, много пил с «чужим и хохочущим сбродом» и в сборнике стихов «Исповедь хулигана» предстаёт скандалистом, посетителем притонов. Осенью 1921 года он познакомился с прославленной американской танцовщицей Айседорой Дункан, женился на ней и уехал заграницу. С мая 1922 по август 1923 года они находились в Америке, куда приехала и успешно гастролировала труппа Московского Художественного театра. Качалова Василия Ивановича, исполнителя заглавных ролей, пресса называла выдающимся артистом мира.

После возвращения в Россию Сергей Есенин и Айседора Дункан разошлись. Узнав, что труппа МХАТ вернулась в 1924 году с гастролей, поэт загорелся мыслью познакомиться с прославленным артистом, возившим повсюду с собой томик его стихов как напоминание о любимой родине. И вот в один из мартовских дней артист В. Ключарев и писатель Б. Пильняк попросили Василия Ивановича организовать у него дома вечер встречи с Сергеем Есениным, заметив, что поэт с утра пьёт одно молоко, готовясь к возможному знакомству с великим артистом.

Поднимаясь после спектакля по лестнице в свою квартиру, Качалов услышал весёлый лай и радостное повизгивание своей собаки. С первых же минут появления нового гостя с волосами цвета ржи Джим стал проявлять к нему особое расположение, пытаясь лизнуть его в ухо и лицо. Гости долго сидели за столом, спорили о всяких разностях, а потом Сергей Есенин читал свои задушевные творения и рассказывал, как стал писать стихи, как познакомился с Блоком, Гумилёвым: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

Расходились поздно, уже в дверях поэт долго жал и не отпускал лапу Джима, приговаривая: «…трудно с тобой расстаться». Прощаясь с Качаловым, Есенин пообещал написать стихи о его собаке. Спустя несколько дней поэт зашёл к Василию Ивановичу в его отсутствие, празднично одетый, с шёлковым цилиндром на голове, чтобы прочитать строки, посвящённые Джиму. Вскоре церемония повторилась, и появилось знаменитое стихотворение «Собаке Качалова»: «Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне на тихую бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

Сергей Есенин так привязался к Джиму, что во время своей болезни бредил им и говорил докторам: «Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезёт её сюда, то я сразу же поправлюсь». Качалов не привёз своего добермана на летние гастроли в Баку, и Есенин был очень расстроен, но выкарабкался и пришёл в театр навестить Василия Ивановича. Вскоре поэт ещё раз женился и пригласил заслуженного артиста на «мальчишник». Они подружились, и Есенин всегда просил через приятелей «Качалову кланяться. И Джиму — обязательно». Передал свой последний поклон поэт «золотой бревенчатой избы» и в декабре 1925 года из Ленинграда накануне своего странного «подведения итогов».

Он чувствовал обречённость и отчуждение после своей поэмы «Страна негодяев». Его не приглашали на литературные диспуты, обвиняли в прессе в пьяных драках, установили наблюдение. В ночь на 28 декабря закончилась жизнь Сергея Есенина. Не принесла поэту счастья лапа Джима, а «отмщенье за гибель на том берегу» всего лишь отмщенье…

Источники: БСЭ, ЖЗЛ «Качалов»