НОД на тему: «Знакомство с многозначными словами». (старший дошкольный возраст). Развить интерес к родному языку. Тема: « Переносные значения слов, словосочетаний, предложений»
(подготовительная к школе группа)
Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)
Цели:
— уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения многозначных слов со значением предметности.
— повторить слова, обозначающие «живые» и «неживые» предметы.
Оборудование: предметы (картошка, ботинок, бутылка, стул); картинки, обозначающие многозначные слова со значением предметности (шляпка, ножка, колокольчик, пятачок).
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Дети, назовите слова, которые обозначают предметы.
Дети называют слова по цепочке и садятся на свои места.
Придумайте слова, которые отвечают на вопрос «кто это?». Вспомните слова, которые обозначают «неживые» предметы.
Постановка цели
Логопед. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едет.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, как это слово «плим». А теперь объясните смысл однозначных слов.
Диван – это мебель, на нем сидят, спят.
Огурец – овощ, огородное растение.
Автобус – транспорт, который перевозит пассажиров.
Карандаш – письменная принадлежность, им рисуют.
Знакомство с многозначными словами
Логопед. Сегодня вы познакомитесь со словами, которые имеют не одно, а несколько значений.
Дети слушают стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране». Повторное чтение стихотворения и объяснение значения слов «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка». Логопед показывает детям предметы: язычок ботинка, глазок картошки, горлышко бутылки, ножка стула.
Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?
Дети самостоятельно подбирает другие значения этих слов.
Язычок – у ребенка, пирожное.
Глазок – дверной, на крыле у бабочки.
Ножка – у гриба, куклы, мебели.
Самостоятельное определение детьми многозначных слов в тексте
Логопед. Послушайте стихотворение и найдите в нем многозначные слова.
– Не жалейте пятачка , –
Говорит корова. –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
– Нам по целой кружке!
Пяточки свои суют
Маленькие хрюшечки…
А. Шибаев
Бросил палку кверху Мишка:
– Падай в шапку с ели, шишка !
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
Е. Петрищева
Дети находят многозначные слова.
Динамическая пауза
Дети выполняют движения под текст стихотворения И. Токмаковой «Плим».
Упражнение детей в использовании многозначных слов в собственной речи
Логопед. Составьте предложения с разными значениями слов «пятачок», «шишка».
Высока на ели висела шишка.
Вова сделал поделку из шишки.
У Пети на лбу шишка.
Мама приложила к шишке холодный компресс.
Свинья пятачком рыла землю.
У мамы в кошельке лежал пятачок.
Задание «Угадай многозначное слово»
С помощью нескольких предметных картинок на одной карточке дети определяют многозначное слово.
Шляпка (головной убор, у гриба, у гвоздя).
Ножка (у ребенка, у стола, у гриба).
Колокольчик (цветок, звонок).
Крыло (у птицы, у самолета, у бабочки).
Иголки (у ежа, у ели, швейные).
При выполнении задания дети с помощью логопеда объясняют, почему эти предметы называются одинаково.
Итог занятия
Логопед. Мы познакомились со словами, имеющими не одно, а несколько значений. Назовите многозначные слова, которые вы запомнили.
Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).
Ход занятия
I. Орг. момент
– Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолет, па, пар, папа).
II. Чем отличается слог и слово?
Дети: – Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
Логопед: – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
Ползун ползет,
Иголки везет.
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
– Что общего у этих предметов? (иголки)
– Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
– Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.
– А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь?
Эх, звоночек, синий цвет,
С языком, а звону нет.
(колокольчик-цветок)
3. Есть и другие слова-братья.
ключ.
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
– О чем говорится в этом стихотворении?
– Что нарисовано на этих картинках?
4. – Что это? (ручка)
Что делают этой ручкой? (пишут)
– Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей)
– А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка.
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
– Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение стихотворения:
Вот шофер какой чудак,
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел.
– Почему шофер не мог съесть баранку?
– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?
8. Упражнение «Закончи предложение».
– Крестьянин косил траву, у него острая … коса.
– У девочки заплетена длинная … коса.
– У меня в ушах золотые … сережки.
– На ветке березы висят зеленые … сережки.
– Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
– Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
– О какие словах – братьях вы еще узнали?
9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
– Я купила ершик – сказала мама.
– Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
– Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка.
– Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
– Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке.
– Что купила мама в магазине?
– Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
– Что объяснила мама Егорке?
III. Итог занятия.
– С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
– Какие слова-братья вы запомнили?
– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
прислала
учитель-логопед Кузнецова Н.В.
г. Астрахань, МБДОУ №85
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" Ольга Скобелева
Конспект занятия по развитию речи. «Многозначное слово - ключ»
Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова " в средней группе.
Цель :
Познакомить детей с многозначными словами ;
Учить выделять предметы, которые обозначают многозначные слова ;
Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении .
Развивающие :
Развивать мышление , способность к умозаключению , речь.
Активизировать словарь детей многозначными словами .
Оборудование : панно, магниты, сказочный герой – Буратино.
Демонстрационный материал :
Картинки с изображением «ключей » (Ключ - музыкальный знак ; ключ - от двери ; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ )
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки - словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик) . Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка)
Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной) .
Воспитатель : Это что за очень странный - Человечек деревянный?
Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый….?
Ответ детей : Буратино
В : правильно ребята - Буратино.
Буратино : Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете?
А вы случайно не находили здесь мой ключ ?
Дети : отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.
В : Буратино, а какой ключ ты потерял ?
Б : Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик - не знаю ? Никто не рассказывал мне.
В : Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик » , про который говорит Буратино.
Дети : (ответ детей «нет не встречали).
В : Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи » ?
Дети : (отвечают) : гаечный ключ… .
Б : А что, разве бывают другие ключи ? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать….
В : Да бывают. Это называется «многозначное слово » . Слово одно , а значений много .
Д и Б : расскажите, какие бывают еще ключи , нам очень интересно.
Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.
В : Он в дверях, он в замке,
Он и в нотной строке,
Он и гайку отверну,
Он и может, если захочет,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
В : О каких ключах говорится в этом стихотворении?
Д : отвечают.
В : Правильно (вешает картинки на магниты) : дверной ключ , нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ . Но мы еще не все ключи рассмотрели . Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел ,
(руки развести в стороны )
Ключик , видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать ,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
В : Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте : «О каком ключе в нем говориться » ?
Скажи "Родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий .
Мы и родник зовем ключом .
(Ключ от дверей тут ни причем.)
Дети : ключ – это родник .
В : Какие вы молодцы. Конечно это родник. Вешает картинку.
В : Вот сколько много значений у слова «ключ » . Так какое это слово ?
Д : «Многозначное » , потому что слово одно , а значений много… .
Б : Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова . Машет рукой и уходит.
В : Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ » - информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.
На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.
Елена Микулова
Конспект НОД по развитию речи «Многозначные слова»
Задачи :
1. Познакомить с многозначным словом «ключ» , с использованием проблемной ситуации.
2. Закрепить умения составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; составлять предложения по схемам;
3. Развивать интонационную выразительность речи ; умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других людей.
Словарная работа : ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ , ключевая, родниковая вода.
Оборудование : картинки с разными ключами, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь , родниковая вода.
Ход НОД
Звучит песня о дружбе.
Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)
Как вы думаете, что значит дружить?
А с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом?
Можно сказать «друг» . А как еще можно сказать по-другому? (подруга, товарищ, приятель)
Я вам расскажу историю о двух друзья. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.
Однажды встретились два друга.
Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.
Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода : свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая история произошла.
Оком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Как мы можем помочь мальчикам разобраться?
2. Актуализация знаний
А какие вы знаете ключи? (скрипичный, гаечный, разводной , дверной)
Рассмотрите иллюстрации ключей.
3. Выдвижение гипотез.
Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?
Значит, Сережа мог потерять ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша. (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)
Что за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?
4. Проверка решения.
Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре , энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)
Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь . Давайте заглянем в него.
Ключ – бьющий из земли водный источник.
Как по-другому называют ключ? (родник)
Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключа-родника.
Воспитатель читает стихотворение :
Много есть ключей :
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной. (Д. Лукич)
Физкультминутка :
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел ,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Какой ключ искал Буратино? (золотой, дверной)
5. Введение в систему знаний.
Рассматривание иллюстрации ключа-родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.
Ребята, я была у ключа-родника и набрала там воды. Хотите попробовать? (дети пробуют)
Вода чистая, а в ключе-роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике – еще прозрачнее, вода речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода свежая, а в роднике – свежее, вода вкусная, а в роднике – вкуснее.
Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.
Все это называется «ключ» . А внешне они похожи или разные?
Если слово имеет одно значение –то оно однозначное, а если у слова много значений , т оно….
Сколько значений у слова «ключ» ?
Значит, слово «ключ» - ….
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (слово «ключ» имеет несколько значений)
Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (нужно говорить так, чтобы тебя поняли)
Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы может рассказать о нем родителям?
Публикации по теме:
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.
Ель: формирование понятия о словах, обозначающих признак предметов. Задачи: 1. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в коллективе,.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова»МАДОУ детский сад «Теремок» р. п. Ветлужский.
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Многозначные слова» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе ОГКУСО CРЦН «Причал надежды» на тему: «Многозначные слова» Воспитатель: Евграшина Т. А.