Направления лирики. Лирика как литературный род. Жанры лирики. Виды и тематика лирики

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – твердая стихотв. форма: стихотворение из 14 строк, разделенных на два 4-стишия (катрена) и два 3-стишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах – 2 или 3. Расположение рифм допускает много вариантов; наиболее устойчивы два типа: 1) «итальянский» – катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cde cde; 2) «французский» – катрены по схеме abba abba, терцеты по схеме ccd eed или ccd ede. Из многочисл. условных правил, разработанных теоретиками С., наиболее общепризнаны два: а) «замкнутая» рифмовка катренов abba считается совершеннее, чем «открытая» abab; б) «замкнутым» катренам должны соответствовать «открытые» терцеты (cdc dcd или ccd ede), «открытым» катренам – «замкнутые» терцеты (ccd eed). Стих сонета – одиннадцатисложник в итал. и исп. поэзии; александрийский стих - во французской; 5-стопный ямб – в английской, 5-стопный и 6-стопный ямб – в немецкой и русской.
От этой классич. схемы на практике возможны отклонения в самых широких пределах: изменение порядка рифм (abab baab y А. С. Пушкина , abba baab у К. Д. Бальмонта), введение лишних рифм (abba cddc у Ш. Бодлера и др.), введение лишних строк («двойные сонеты», «сонеты с кодой» – дополнит. стихом, терцетом или даже неск. терцетами у Буркьелло, Ф. Берни и др.), вольный порядок катренов и терцетов (особенно у франц. символистов), использование нетрадиц. размеров (акцентный стих у Дж. М. Хопкинса, «односложные строки» у ряда экспериментаторов), вплоть до «сонетов» белым стихом у Меррила Мура, где от С. остается лишь 14-стишный объем. Из таких «вольных форм» канонизирован до нек-рой степени лишь «английский сонет» шекспировского типа abab cdcd efef gg.
Классицизм и Просвещение сопровождаются спадом моды на С. Романтизм возрождает ее вновь, причем на этот раз центром культуры С. являются Германия (А. Шлегель, Ф. Рюккерт, Н. Ленау, А. Платен), Англия (У. Вордсворт, С. Т. Колридж) и отчасти слав. страны (Я. Коллар, А. Мицкевич, в России – А. А. Дельвиг, А. А. Григорьев); продолжением или отталкиванием от романтизма было творчество мастеров С. 19 в. (Э. Б. Браунинг, Д. Г. Россетти, Ш. Бодлер, Ж. Эредиа, А. Кентал). Символизм и модернизм культивировали форму С. и выдвинули многих видных мастеров (П. Верлен, П. Валери, Г. Д’Аннунцио, С. Георге, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов и др.; из поэтов, преодолевших модернизм, – И. Бехер). В сов. поэзии с формой С. (в т. ч. с венком сонетов) экспериментировали И. Сельвинский, С. Кирсанов, но большого распространения она не получила (см. «Звездные сонеты» Л. Вышеславского, сонеты Н. Матвеевой и др.).
Гаспаров М. Л. Сонет // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 7: «Советская Украина» – Флиаки. – 1972. – Стб. 67–68.

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Л. И. Тимофеев отмечает, что "лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей" * .

* (Л. И. Тимофеев. Основы теории литературы, стр. 108. )

В отличие от всех других литературных родов лирика прежде всего и больше всего ориентируется на эмоциональное восприятие читателя. А это сближает ее с другой областью искусства - музыкой, которая также представляет собой образное выражение человеческих переживаний и воздействует именно на чувства человека. Даже само название литературного рода ("лира" - музыкальный инструмент в древней Греции) подчеркивает связь его с музыкой. Этот синтез слова и музыки сохранился до сих пор и обусловил выделение смежных родов, таких как лирико-вокальный и музыкально-драматический.

Генетическая связь поэзии с музыкой проявляется в ее подчиненности ритму и многим другим специфическим особенностям этого искусства (вплоть до развития лейтмотивов или композиционных форм типа рондо или баллады). Музыкальность поэзии признана и поэтами, и композиторами. Развитие лирики всегда в значительной мере было связано с развитием музыки.

Специфической особенностью лирики является субъективное отражение переживаний в образах.

Субъективное восприятие действительности проявляется в поэзии по-разному. Явным преувеличением выглядит попытка некоторых литературоведов свести содержание любого лирического произведения лишь к "самовыражению" поэта, лишь к раскрытию его "я", рассматриваемого к тому же в узко-биографическом плане. Даже в самых интимных стихотворениях, таких, например, как "Я вас любил" Пушкина, выражены не только чувства автора, но и то, что близко, что глубоко понятно и дорого читателям. Другими словами, через конкретное, неповторимо-индивидуальное переживание поэта передается общее, существенное, характерное, что и составляет специфику образного воспроизведения жизни.

Во многих лучших произведениях художник типизирует те переживания, которые являются либо концентрацией его эмоций, либо становятся как бы их проекцией для передачи вымышленному герою, который наделен качествами, поэту непосредственно не свойственными. В связи с этим и возникает важный вопрос о лирическом герое. Введение этого понятия в литературоведение оправдано стремлением теоретиков разграничить авторское "я" и типизированное "я" вымышленного героя, чувства и мысли которого выражаются в произведении от первого лица.

Еще Н. Г. Чернышевский в статье "Стихотворения графини Ростопчиной" утверждал, что "не следует предполагать, будто каждое "я", излагающее в лирической пьесе свои ощущения, по необходимости есть "я" самого автора, которым написана пьеса" * .

* (Н. Г. Чернышевский. Полл. собр. соч., т. 3, стр. 455-456. )

Рассматривая стихотворения, подобные "Черной шали" Пушкина, можно говорить лишь о лирическом герое, который создан творческим воображением автора и который своеобразно выражает чувства и мысли, его взволновавшие.

Понятие лирического героя нельзя также истолковывать слишком широко, ассоциируя его с образом повествователя в эпосе. Лирический герой является лишь одной из возможностей выражения а произведении личности поэта. Советский критик Л. Гинзбург справедливо утверждает, что "в лирике авторское сознание может быть выражено в самых разных формах - от персонифицированного лирического героя до абстрактного образа поэта, включенного в классические жанры, и, с другой стороны, до всевозможных "объективных" сюжетов, персонажей, предметов, зашифровывающих лирического субъекта именно с тем, чтобы он продолжал сквозь них просвечивать" * .

* (Л. Гинзбург. О лирике. М.-Л., 1964, стр. 6. )

Эта "зашифрованность лирического субъекта" особенно характерна для эпиграмм и мадригалов, в которых изображаются конкретные персонажи, а субъективное отношение к ним автора проявляется именно в оценке определенных их качеств, преднамеренно утрированных, а главное односторонне подобранных и изолированных от других, характеризующих облик человека-прототипа.

В то же время надо признать условность разграничений образа лирического героя и образа поэта. Еще Н. В. Гоголь справедливо писал о том, что в любом произведении в большей или меньшей степени отражается личность самого автора. Однако в стихотворениях, подобных пушкинскому "Памятнику", поэт непосредственно выражает свои мысли, чувства, раздумья о поэтическом труде, о значении творчества, о связи литературы с жизнью. Поэтическая декларация, выраженная в произведении, полностью совпадает со взглядами самого автора. Перед нами встает образ поэта с его волнениями, тревогами, симпатиями, с его философскими раздумьями.

В других стихотворениях образ поэта сближается с образом повествователя. В некрасовском "Размышлении у парадного подъезда" все события передаются через восприятие автора, выступающего очевидцем зловещей несправедливости и жестокой бессердечности власть имущих, их пренебрежительного отношения к тяготам и нуждам народа. Образ поэта раскрывается через его эмоциональное отношение к изображенным событиям.

Во многих лирических стихотворениях образ поэта выступает наряду с центральными персонажами в реальной бытовой обстановке (например, в стихотворениях "Школьник" Некрасова или "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" Маяковского).

В лирическом стихотворении могут быть воспроизведены и образы-персонажи, выступающие вполне объективно, независимо от автора. Таков, например, образ Катюши в одноименной песне Исаковского. Однако чувства этих образов-персонажей окрашены симпатиями и антипатиями самого поэта. В сатирических стихотворениях эти авторские эмоции выражаются в форме прямого осуждения художником отрицательных явлений действительности.

Проблема сюжета в лирике весьма сложна. Одни исследователи относят все или почти все лирические стихотворения к произведениям бессюжетным в связи с тем, что в них непосредственно не передается развитие событий. Другие рассматривают этот вопрос слишком широко, без учета специфики рода.

Безусловно, пейзажные стихотворения сюжета не имеют. Это относится и к тем лирическим произведениям, которые лишь описывают определенные эмоциональные состояния (эпитафии, мадригалы и т. д.).

О своеобразном, так называемом лирическом сюжете может идти речь применительно к произведениям, рисующим сложное развитие нарастания чувств. В этом смысле можно говорить, например, о стихотворении А. С. Пушкина "Я вас любил", раскрывающем историю отношений лирического героя с любимой.

Вполне определенно о сюжете можно говорить в связи с характеристикой тех стихотворений, в которых в форме воспоминаний или в виде отклика отражаются события из жизни героев, история их отношений, изменения их судеб.

В XIX в. начался тот процесс сближения лирической поэзии с эпической прозой, который определил широкое использование элементов эпического сюжета даже в таких традиционных лирических жанрах, как послание или элегия.

В одних стихотворениях композиция непосредственно обусловлена сюжетом, в других она подчинена развитию центрального образа. Этот образ, выступающий сначала непосредственно, может быть затем заменен метафорой, как, например, в стихотворении "Огонек" Исаковского.

Часто композиционная целостность произведения достигается с помощью кольца-повтора (порой измененного) первых строк (строфы) в начале его и в конце.

Классификация лирических произведений

Классификация лирических произведений по видам и разновидностям весьма сложна. Многообразие лирических стихотворений, выражающих самые различные оттенки чувств, настроений, переживаний; более определенная, чем в произведениях других родов, зависимость жанра от особенностей композиции и языка, а также от ритмики и строфики - все это затрудняет систематизацию, делает весьма трудным разграничение по какому-либо единому принципу.

Существовали разные принципы жанрового разграничения лирики.

В античности, а затем в эпоху классицизма стремились отчетливо дифференцировать жанры по форме и содержанию. Рационалистические воззрения классицистов обусловливали установление определенных жанровых канонов. В дальнейшем многие традиционные виды лирики не получали своего развития (эклога, эпиталама, пастораль), другие изменили характер, приобретая иной социальный смысл (элегия, послание, эпиграмма).

В поэзии со второй половины XIX в. весьма условными стали разграничения между сохранившимися видами. Послание, например, нередко приобретало особенности элегии или оды.

Почти изжила себя классификация, основанная на разграничении стихотворений по строфике. От нее в современной европейской поэзии остались лишь выделение сонетов, а в восточной поэзии - восьмистиший, газелей, рубаий и некоторых других устойчивых строфических форм.

Наиболее распространена сейчас классификация по тематическому принципу. В соответствии с ней разграничивают лирику на патриотическую (например, "Стихи о советском "паспорте" Маяковского), социально-политическую ("Коммунистическая марсельеза" Бедного), историческую ("Бородино" Лермонтова), философскую ("Человек" Межелайтиса), интимную, ("Строки любви" Щипачева), пейзажную ("Весенняя гроза" Тютчева).

Конечно, это разграничение очень условно, и поэтому одно и то же стихотворение может быть отнесено к различным видам. Так, "Бородино" Лермонтова - произведение и историческое, и патриотическое. В пейзажных стихах Ф. И. Тютчева выражены его философские идеи (например в "Фонтане"). "Стихи о советском паспорте" Маяковского, относимые обычно к патриотической лирике, с неменьшим основанием можно рассматривать и как образец социально-политического, и как пример интимного стихотворения. В связи с этим при определении вида необходимо учитывать соотношение в лирическом произведении различных лейтмотивов, определяя, какому из них принадлежит доминирующая роль.

Вместе с тем в современной поэзии продолжают появляться лирические стихотворения, соответствующие в большей или меньшей степени таким традиционным жанровым формам, как эпиграмма, послание, элегия, ода.

Ода

В современном литературоведении ода обычно определяется как лирическое стихотворение, прославляющее важное историческое событие или выдающуюся историческую личность.

Истоки оды - в античной поэзии. Однако в древней Греции этим названием обозначали не только хвалебные песни, но и произведения различного содержания, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента. На развитие этого жанра в дальнейшем особое воздействие оказали "эпиникии" (хвалебные оды) древнегреческого поэта Пиндара (518-442 гг. до н. э.), прославлявшие героев - победителей состязаний в торжественной, насыщенной изысканными тропами и фигурами форме. Оды Пиндара и Горация рассматривались как образцы классицистами, выработавшими основные критерии этого жанра. Уже в творчестве основоположника классицизма во Франции Ф. Малерба (1555-1628) ода выступила как "высший" жанр, наиболее точно и полно отражающий принципы этого литературного направления. Ода служила восхвалению абсолютной монархии и ее приверженцев, прославлению побед королей и полководцев. Торжественная возвышенность содержания определяла своеобразие композиции и особенности языка.

Поэты прибегали в одах к многочисленным тропам (особенно метафорам и перифразам) и риторическим фигурам. Слова из живого разговорного языка, а тем более просторечия и вульгаризмы, из од изгонялись как чуждые ее возвышенной природе. К обязательным требованиям, предъявляемым к оде, относились точность строфического построения (наиболее употребительной была десятистрочная строфа), чистота ритмического строя (недопустимость пиррихиев), звучность рифм, недопустимость переносов и т. д.

Теория и практика французских классицистов оказала сильное влияние на развитие этого жанра в литературах других европейских стран вплоть до конца XVIII в.

Оды предназначались для произнесения в торжественной, праздничной обстановке, что сближало их с выступлениями ораторов.

В русской поэзии торжественные оды создавались М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным и другими классицистами. Ставшая хрестоматийной "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" Ломоносова представляет собой классический образец произведений этого жанра. "Ода Ломоносова, - писал Ю. Тынянов - может быть названа ораторской не потому или не только потому, что она мыслится произносимой, но потому, главным образом, что ораторский момент стал определяющим, конструктивным для нее. Ораторские принципы наибольшего воздействия и словесного развития подчинили и преобразили все элементы слова...".

Выдающийся русский поэт Г. Р. Державин, придерживаясь в своем "Рассуждении "О лирической поэзии или об оде" этих классицистических принципов, в творческой практике значительно расширил тесные рамки этого жанра. Так, в "Фелице" Державина наблюдаются недопустимые по законам жанра просторечия, изображение бытовых деталей, ирония и даже сатирический элемент.

В дальнейшем эволюционировали и содержание, и форма оды. В творчестве прогрессивных поэтов XIX в. критика тиранов сочеталась с прославлением свободы. Таковы ода "Вольность" Радищева, одноименное стихотворение Пушкина, ряд произведений поэтов-декабристов. К созданию од обращались особенно часто в годы подъема революционного движения. Однако этот во многом риторический, традиционный жанр не соответствовал основным принципам прогрессивного романтизма и критического реализма. Во второй половине XIX в. ода уступает место гимнам, кантатам, ораториям и другим видам лирико-вокального рода. В этом нельзя не заметить возвращения к истокам одической поэзии, органически связанной с музыкой на заре своего развития.

В советской поэзии "Оду революции" создал В. В. Маяковский. К созданию произведений этого жанра обращались и другие поэты. Серьезные изменения в специфике оды, происшедшие в этот период, выражаются в значительном сокращении объема, в обновлении лексики, в более ограниченном использовании тропов и фигур.

Элегия

Значительную эволюцию претерпела в истории мировой поэзии и элегия. Она ведет начало от античного вокального жанра - жалобной песни (сам термин произошел от названия древнегреческого инструмента, сопровождавшего эту песню).

Однако в дальнейшем термином "элегия" стали обозначать произведения различных областей искусства: в музыке - небольшие инструментальные произведения грустного, скорбного характера, в поэзии - небольшие лирические стихотворения, выражающие печаль. Широкое распространение этот жанр получил у сентименталистов. "Элегия, написанная на сельском кладбище" Грея оказала сильное воздействие не только на английскую поэзию, но и на творчество немецких, французских и русских поэтов, в частности на В. А. Жуковского.

К жанру элегии обращались И. Гете, Ф. Шиллер, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, которые наполняли эти стихотворения глубокими философскими раздумьями, искренними, взволнованными чувствами и переживаниями. Такова, например, элегия А. С. Пушкина "Безумных лет угасшее веселье..." (1830), проникнутая печалью минувших дней и тяжелыми предчувствиями.

К жанру элегии близки (некоторые произведения Н. А. Некрасова и др. Однако в поэзии критического реализма она постепенно утрачивает свои специфические видовые особенности. Содержание даже самых скорбных лирических стихотворений этих поэтов не исчерпывается лишь сожалением о личных утратах, в них отражаются социальные противоречия. Элегия приобретает и общественный характер. Таково, например, стихотворение "Памяти Добролюбова" Некрасова. В нем горечь о безвременной гибели молодого талантливого друга выливается в гражданскую скорбь поэта об утрате одного из лучших сыновей Родины.

В литературе социалистического реализма этот жанр в своем классическом виде почти не развивается. Очень близко по содержанию к элегии стихотворение В. В. Маяковского "Товарищу Нетте - пароходу и человеку". Оно наполнено раздумьями о судьбе друга, погибшего в борьбе с врагами за Советскую власть, и вместе с тем (проникнуто оптимизмом, верой в бессмертие героев, отдавших жизнь народу. Все это резко противоречит той грустной эмоциональной настроенности, которая определяла специфику этого вида.

В эпоху Великой Отечественной войны в интимной лирике отчетливо проявлялись те особенности, которые позволяют многие из стихотворений отнести к элегиям ("С тобой и без тебя" Симонова, "Я убит подо Ржевом" Твардовского и др.). "Печаль, грусть, горечь утрат, сжимающее сердце чувство жалости - вот их эмоциональное содержание, - пишет современный исследователь Кузьмичев. - Но не только грусть или горькое чувство определяет их тон... Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества" * . Оптимизмом, нерасторжимой связью личного и общественного отличаются и близкие к элегии стихотворения Я. Смелякова, Н. Заболоцкого, М. Светлова, написанные в послевоенные годы.

* (И. Кузьмичев. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962, стр. 166. )

Послание

Послание - это стихотворение, написанное в форме обращения чаще всего к известному, непосредственно названному собственным именем лицу. В нем поэты выражают свои мысли и чувства, вызванные событиями политической, научной, литературной борьбы. В соответствии с этим и различают основные разновидности посланий: политические ("К Чаадаеву" Пушкина), научные (послание Ломоносова к Шувалову "О пользе стекла"), литературные ("Эпистола о стихотворстве" Сумарокова). Распространены также очень близкие к эпиграммам и мадригалам, но более пространные, чем они, шутливые и сатирические послания. ("Послание к слугам моим" Фонвизина). Стихотворения этого жанра отличаются обычно задушевностью, остроумием.

Сама форма обращения предоставляет возможность непосредственного изложения взглядов, высказываемых близким друзьям, единомышленникам. При всей своей конкретной "привязанности" даже к определенным историческим личностям, каждое поэтическое послание обладает обобщающим характером. Многие из них настолько насыщены теоретическими положениями, полемикой по научным проблемам, что приближаются к трактатам. Это и обусловило отнесение послания некоторыми литературоведами к дидактической поэзии или к публицистике.

Возникновение стихотворного послания как самостоятельного вида лирики относят к тому времени, когда в римской поэзии с произведениями этого жанра выступили Гораций и Овидий. К нему охотно обращались и поэты позднейших литературных эпох (Вольтер, Руссо, Гете и др.).

Расцвет послания в русской поэзии связан с творчеством А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, придавших ему острую социально-политическую направленность, агитационно-пропагандистский характер и вместе с тем исключительную эмоциональную напряженность, простую и изящную форму. "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина и ответ декабриста А. И. Одоевского ("Струн вещих пламенные звуки...") принадлежат к шедеврам этого жанра.

Исследователи русской лирики отмечают падение интереса к посланию в литературе второй половины XIX в., считая, что в дальнейшем поэты пользуются им преимущественно в целях стилизации. Однако в советской поэзии этот жанр получил интенсивное развитие, приобретая отчетливую конкретность и публицистичность ("Послание пролетарским поэтам" Маяковского, "Открытое письмо" Симонова и др.).

Эпиграмма

По своему объему, а главное по содержанию, эпиграмма резко отличается от од, элегий и посланий. Так сейчас называют лаконичные сатирические или юмористические стихотворения, направленные против определенного лица или события. Эти произведения отличаются своеобразной композицией. Они состоят обычно из двух частей - посылки, сообщающей приметы того лица или события, о котором говорится в стихотворении, и краткой завершающей остроты (франц. point), которая своей неожиданностью, меткостью, афористичностью определяет смысл эпиграммы. Такова, например, известная эпиграмма А. С. Пушкина на графа М. С. Воронцова (1824):

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

Эпиграмма имеет сложную многовековую историю. В древнегреческой поэзии так назывались надписи на памятниках умершим или на каких-либо предметах (само слово "эпиграмма" на древнегреческом языке означает "надпись").

Античные эпиграммы отличались особым ритмом: первая строка представляла собой гекзаметр, вторая - пентаметр. Впоследствии эпиграммами в античной поэзии стали называться любые стихотворения, соответствующие этой стихотворной форме (элегическому дистиху). От них ведут свое происхождение так называемые антологические эпиграммы, представляющие собой краткие стихотворения философского характера, написанные элегическим дистихом. Они создавались и в русской поэзии XIX в. Образцом антологической эпиграммы является стихотворение А. С. Пушкина, адресованное Н. И. Гнедичу - переводчику "Илиады" Гомера:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой * .

* (А. С. Пушкин, Поли. собр. соч., т. 3, стр. 183. )

Более интенсивное развитие получила другая разновидность эпиграммы - сатирическая. Исследователи считают родоначальниками этого жанра римских поэтов Марциала и Катулла, создателей едких и остроумных стихотворений с неожиданными концовками. К этому жанру обращались многие французские и немецкие поэты XVIII-XIX вв., в том числе Ж. Лафонтен, И. Гете, Ф. Шиллер.

Расцвет этого жанра в русской поэзии относится к первой трети XIX в. Получившие распространение с конца XVII в. в нашей литературе разновидности эпиграммы - бытовая, политическая, литературная - в этот период становятся острым оружием в борьбе прогрессивных поэтов с реакционными явлениями русской действительности. Такова резко обличительная эпиграмма А. С. Пушкина на царя Александра I.

В середине и во второй половине XIX в. роль эпиграммы в литературной и политической борьбе в России начинает ослабевать в связи с возникновением и развитием тех сатирико-публицистических жанров (фельетонов, памфлетов и др.), которые позволяли более определенно и целенаправленно обличать врагов свободы. Однако и в этот период остроумные эпиграммы создают Н. А. Некрасов, Н. П. Огарев, М. Михайлов и другие представители революционной демократии. В последние десятилетия XIX в. происходит "измельчание" эпиграммы, которая откликается лишь на мелкие бытовые вопросы или малозначительные явления литературной жизни.

Возрождение эпиграммы в русской поэзии связано с творчеством поэтов социалистического реализма. Еще в дооктябрьские годы Д. Бедный удачно использовал этот жанр для обличения представителей самодержавно-буржуазной России. В советской поэзии успешно разрабатывали эпиграмму В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, М. Светлов. К этому жанру обращаются А. Безыменский, С. Смирнов, Э. Кроткий и другие сатирики.

В литературе последних лет наметилось тесное сближение эпиграммы с подписью к дружескому шаржу и с так называемой короткой басней.

Ода – ведущий жанр высокого стиля, характерный прежде всего для поэзии классицизма. Ода отличается каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (оды духовные, торжественные – “пиндарические”, нравоучительные – “горацианские”, любовные – “анакреонтические”).

Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера.

Элегия – жанр лирики, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции”.

Идиллия – жанр лирики, небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы и т. п.

Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета или 3 катрена и 1 двустишие. Известны следующие виды сонетов:

“французский” сонет – abba abba ccd eed (или ccd ede);

“итальянский” сонет – abab abab cdc dcd (или cde cde);

“английский сонет” – abab cdcd efef gg.

Венок сонетов – цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя “гирлянду”), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, “магистральный” сонет (образуя глоссу).

Романс – небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.

Дифирамб – жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее – в честь других богов и героев.

Мадригал – небольшое стихотворение преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке.

Дума – лироэпическая песня, для стиля которой характерны символические картины, отрицательные параллелизмы, ретардация, тавтологические обороты, единоначатия.

Послание – жанр лирики, стихотворное письмо, формальным признаком которого является наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание послания по традиции (от Горация) – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворения, обычно с остро"той в конце.

Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады – небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование,драматический диалогизм, напевность и музыкальность.

Синтез лирики с другими родами литературы

Лиро-эпические жанры (виды) – литературно-художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического “я”. Связь двух начал может выступать как единство темы, как саморефлексия повествователя, как психологически-бытовая мотивировка рассказа, как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете, как обнажение автором собственных приемов, становящееся элементом художественной концепции. Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме, обладающее такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика.

Формы лирического высказывания:

    монолог от первого лица (А.С. Пушкин – “Я вас любил…”);

    ролевая лирика – монолога от лица введенного в текст персонажа (А.А. Блок – “Я – Гамлет, / Холодеет кровь…”);

    обращение к какому-либо неопределенному лицу (Ф.И. Тютчев – “Silentium”);

    сюжет (М.Ю. Лермонтов – “Три пальмы”).