Мнемотехника цифры. Секреты запоминания чисел. Закрепление изученного материала

Многим современным людям знакомы ситуации, когда нужная информация – телефоны, коды и номера карт, даже двузначные цифры исчезают из памяти в самый неподходящий момент. Существуют техники запоминания, которые позволят надолго, если не всегда, держать в голове даже самые сложные комбинации цифр.


Все Курсы Ком создал полезную подборку простых и эффективных техник и методик, которые подходят для закрепления в памяти разных комбинаций цифр и чисел в нужной последовательности.

Цифробуквенный код

Хорошо подходит для запоминания длинных комбинаций цифр. Это она из самых используемых и проверенных временем техник запоминания. Вначале к каждой цифре привязывают свою букву.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
если перевести цифры в буквы, используя первую букву в каждом слове, получится

Н р («раз», так как «один» начинается с гласной) д т ч п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)

Чтобы запомнить длинное число, из этих букв нужно придумать слова и связать их в необычной, но логичной фразе – чем необычнее и ярче фраза, тем лучше она запомнится. Можно составить небольшую историю.

Для свободного запоминания методом цифробуквенного кода следует выучить полученную таблицу, чтобы она всплывала в голове, как молитва «Отче наш» в голове у порядочного священника. В этом случае вы сможете легко говорить в ответ на «Запиши телефон» - «Я запомню», как это показывают в фильмах – и не сомневаться, что телефон не вылетит из головы через две минуты.

Например, как запомнить сочетание 459263?
Разбиваем цифры по парам. Получается 45-92-63

В голове у запоминающего должна выстроиться ассоциация: чп - мд - шт
Здесь пора подключать воображение.
ЧП - это, например, ЧаПлин
МД – МоДный
ШТ - ШуТить

Получаем фразу «ЧаПлин любил МоДно ШуТить»
или
«ЧаПлин носил МоДную трость-ШТык, поэтому был смешным и опасным»

Если вы работали над фразой самостоятельно и составляли кодовую фразу для своего мозга, она не только хорошо запомнится – вы один будете видеть кодовые слова, и нужные согласные вспомнятся сами собой. Чтобы воскресить сочетание цифр, остается совершить обратный перевод букв в цифры согласно таблице.
Чтобы совершенствовать этот навык, возьмите телефоны близких и составьте для каждого свою фразу. Наловчившись, старайтесь увеличить скорость составления фразы и её расшифровки.
Чтобы не забыть важные телефоны, время от времени вспоминайте кодовые фразы.

Метод вешалок

Называют также методом связанных ассоциаций. В этом случае создаются специальные образы, основанные на зрительных представлениях каждого конкретного человека. Метод позволит уложить в голове перечень из любого количества цифр. Для этого возьмите цифры от 0 до 9 и «навесьте» на каждую образ, после чего хорошо запомните их. Далее требуется связать между собой привязанные к цифрам образы в любую историю. Так, нужно запомнить цифру 15. Если предположить, что 1 мы запоминаем как спортсмена («всегда первый, поэтому 1»), а 5 – школе (оПЯТЬ двойка!»), то можно запомнить 15 как историю спортсмена, которому приходится каждый день ходить в школу.

Метод О"Брайена

В этом случае для запоминания чисел используются образы известных вам людей. Образы должны быть яркими и запоминающимися. Каждой цифре или двузначному числу нужно присвоить знаменитость и ее характерное действие. Эти соответствия запоминаем. Например, есть Евгений Плющенко – 1, а Никита Джигурда – 5, поэтому для запоминания цифры 15 достаточно представить картину выступления на льду пары Плющенко и Джигурды. Метод схож с методом вешалок

Совмещение цифр с образами

Идея этого метода в том, что каждая цифра имеет форму (получаемая непосредственно при написании цифры), и эта форма может прямо или отдаленно напомнить очертание какого-либо предмета. В остальном метод схож с методом вешалок и подходит тем, кому сложно привязывать произвольные образы к цифрам.

Так, в данном методе цифру 0 можно запомнить как обруч, круг, мяч, луна. Цифра 1 запомнится как копье, столб или палка. Цифра 2: лебедь, молящийся человек, вопрос. И так далее со всеми цифрами.

Важно : из трех указанных методов вешалок постарайтесь выбрать один, который удобен именно вам, и пользоваться только им. Иначе возникнет риск путаницы шаблонов таблиц ассоциаций.

В случаях с цифрами или комбинациями цифр, которые требуется запомнить на долгий срок, существуют ниже перечисленные техники:

Ассоциация с уже запомненными цифрами

Данный метод предложил еще Дейл Карнеги. Он советовал запоминать даты, ассоциируя их с уже хорошо известными датами. Например, код пин-карты 17-99 легко запомнится тем, кто знает, в каком году родился Александр Пушкин.

Система Шед (Shedd)

Подойдет для запоминания небольших чисел. Метод требует составления специальной фразы, каждое слово в которой находится на своем месте и имеет такое число букв, которое указывает конкретная цифра. Например, чтобы запомнить число Пи, равное 3,1459, нужно придумать фразу, где первое слово будет содержать 3 буквы, второе - одну, третья – четыре и так далее. Так, для запоминания числа Пи подойдет фраза «Это я знаю и помню прекрасно». А ноль можно заменить числом 10 или любым другим словом из количества букв больше десяти.

Рифмы

Подходит для любителей и умельцев составлять рифмы и стихотворения. Это поможет надолго запомнить определенные цифры, вплетя их в стихотворения – таким образом, цифры не перемешаются и останутся в вашей голове на длительное время.

Развитие малыша – это интересное и плодотворное занятие для любящих родителей. Их умственные и психические процессы настолько подвижны, а жажда познать мир столь велика, что в обучении дошколят можно достичь невероятных результатов. Знать, как научить ребёнка запоминать цифры – важная задача родителей.

Среди общих развивающих задач для детей дошкольного возраста запоминание цифр должно быть увлекательным процессом. Для этого нужна правильная методика раннего развития, помогающая заинтересовать малышей и сделать эффективным этот процесс.

Множество наглядных материалов и игровая форма – это главные составляющие продуктивного обучения ребенка. Это должны быть развивающие игры, несущие информацию о показателях числа. В счете узнавание цифр является начальным этапом обучения.

Вот некоторые заметки для родителей, которые помогут им в процессе образования их ребенка:

  1. Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем.
  2. Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания.
  3. Научить детишек цифрам нисколько не труднее, чем помочь им освоить буквы алфавита или название животных и растений.
  4. Какая бы методика ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность.
  5. Наши крошки намного логичнее, чем мы думаем.

Условия для запоминания и обучения

Они неограниченны. Это не только специально подготовленные уроки, но и обучение в повседневной жизни. Стоит родителю проявить свою творческую способность, и обнаружатся безмерные возможности окружающего мира для этого обучения.

Можно считать любые окружающие предметы, гуляя на улице, покупая продукты в магазине. Запоминание чисел будет успешнее, если для этого заготовить карточки с цифрами и носить их с собой. Ожидая с малышом очереди в поликлинике, можно с пользой провести время: считать людей, стоящих впереди и сзади, сверяя их количество с карточками. Будет еще лучше, если сравнивать число очередных детей до и после, соотнося их с карточками. Так же весело будет сравнивать, у кого больше пуговиц на одежде: у мамы или ребенка.

Самое простое — счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.

Научить маленького различать цифры можно и через запланированные коротенькие пятиминутки, которые должны быть регулярными. Распространенное занятие: карточки, на которых изображены числа. Нужно быстро показывать карточки с обозначением цифр и кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Занятие продолжается, пока малыш внимателен. Постепенно он будет понимать цифры и соответствующие им числа. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребенка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит.

Занимательные циферки

Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.

Магниты на холодильник – большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.

Можно делать из конструктора паровозик , в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.

Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.

Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.

Научить можно в любом возрасте

Малыш 1-3 лет проявляет живой интерес к цифрам. Важно поддерживать и развивать это любопытство, произнося их вслух, показывая наглядно, прося повторять за взрослыми. Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом.

В этом полезном деле важно помнить уникальность каждого ребенка и характерные особенности его психических процессов. Его нельзя сравнивать с другими детьми, а необходимо понимать, какая ведущая память у малыша, слуховая или зрительная, и использовать это в научении. Родители должны ценить и одобрять его усилия по освоению цифр. Такой индивидуальный подход, постоянство и заинтересованность родителей в скором времени помогут ему запомнить все цифры и оперировать ими в жизни.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Чтобы научить ребенка цифрам, нужно не ограждать его от них и позволить интересоваться в силу возраста, всегда отвечая на его вопросы.

Основы: как научить ребенка цифрам?

Каждый ребенок - индивидуальность, поэтому нельзя всех детей мерить одной меркой. Всегда правильнее оценивать действия и поступки любого человека. Нельзя сравнивать детей друг с другом, нужно сравнивать ребенка с ним же самим: каким он был вчера и каким стал сегодня.

Во сколько лет ребенок должен знать цифры?

Ответом на этот вопрос служит личный опыт и уникальная авторская программа развития ребенка Масару Ибука - известного японского бизнесмена, основателя и главного инженера корпорации «Sony». Название его публикации говорит весьма категорично само за себя: «После трех лет уже поздно».

С ним солидарны все психологи и педагоги: до трех лет мозг ребенка столь пластичен, свободен, податлив, пытлив и работоспособен, что не воспользоваться его возможностями в этот период - просто преступление.

Интересный факт: до семи лет малыш успевает освоить такой объем информации, который сравним разве что с габаритами знаний, полученных человеком за всю дальнейшую жизнь.

Если у крохи нет проблем со знаковой системой, а родителям интересно знать, как и чем живет их дитя, то освоить и цифры, и даже буквы чадо без проблем может и в три, и даже в два года.

Учим самых маленьких

С малышами все просто: яркое, забавное, мобильное всегда их привлекает:

  • Поэтому используем мягкие игрушки-цифры, стихи про них и счет, и ребенок невольно заинтересуется пока незнакомыми ему символами.
  • Хорошо работают в этом плане обои в детской с цифрами (паровозик с пронумерованными вагонами, домики зверушек на лесной улице).
  • Дети любят лепить, а значит играем с пластилином и тестом и лепим цифровые знаки. Из теста можно даже испечь печенье.

Изучение цифр для маленького «Эйнштейна» – очень интересное занятие. Детей без труда можно подвигнуть на развивающие уроки в любом возрасте, если этот процесс не насилует психику крохи. Именно малыши больше всего интересуются символами, а если взрослые ограничиваются в лучшем случае равнодушием, то мучительное для ребенка знакомство с цифрами затянется до пяти-шестилетнего возраста. Взрослые должны помнить, что обучить чадо чему бы то ни было нужно вовремя: дорога ложка к обеду.

Обучение в 4 года

Ребенок в 4 года - это уже младший дошкольник, поэтому к его умственному развитию предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.

Наступило время для активной работы над мелкой моторикой кисти. Проще всего делать это в процессе любимого занятия всех детей - рисования.

Ребенок будет учиться различать цифры и соотносить их с определенным (конкретным) количеством, а также самостоятельно рисовать их.

Рисование позволит оптимально подготовить малыша к письму благодаря:

  • развитию мелкой мускулатуры кисти руки;
  • активному формированию зрительных и двигательных образов каждой из цифр.

Этапы рисования:

  1. несколько раз кроха рисует цифру большого размера;
  2. рисует более мелкие изображения.

Детям важно иметь возможность рисовать материалы разного цвета - тогда упражнения будут приносить радость.

Развитию зрительно-двигательной координации способствуют такие задания, как «трассы»:

  • Разноцветными карандашами ребенок проходит нарисованную на бумаге гоночную трассу, запутанную и петляющую. Нужно не вылететь с дороги на повороте.
  • Из картона или плотной бумаги вырезать дороги сложной формы и устроить соревнования «Формулы-1», проводя по трассе маленькие игрушечные автомобили.

Эта игра также облегчит малышу процесс освоения письма.

Целесообразно подбирать задания, построенные таким образом, чтобы обеспечить развитие внимания и начала логического мышления, а также провоцировать его на нестандартные решения:

  • Разглядываем цифру с крохой и пробуем найти вокруг предметы, хотя бы как-то ассоциирующиеся с цифрой по внешнему виду (форме).
  • Лепим цифру из соленого теста, из пластилина, выкладываем с помощью макарошек, спичек, пишем на асфальте, на песке, на снегу.
  • Читаем С. Я. Маршака «Давай познакомимся», пытаемся выучить понравившееся.

Взрослые должны обратить внимание в этой детской деятельности на следующее:

  • правильно ли сидит ребенок (заботясь об осанке и сохранности зрения);
  • как держит кисть, карандаш, восковой мелок, фломастер;
  • у малыша всегда должно быть достаточно материалов для любимого дела: альбомов, карандашей, мелков, книжек-раскрасок, трафаретов;
  • все занятия должны проводиться только в игровой форме и только при желании малыша.

Занятия в возрасте 5-6 лет

После этапа ознакомления ребенка с процессом образования любого числа можно приступать к близкому общению малыша с цифрами.

Он будет знать и печатный вариант, который увидит в газете, журнале, книге, и рукописный - в тетради старших детей в семье.

Обучать ребенка в возрасте 5-6 лет можно уже тщательнее и целенаправленнее, потому что это средний преддошкольный возраст и требует более внимательного отношения взрослых к знаниям и умениям крохи:

  • Если у малыша нет проблем со знаковой системой, он спокойно запоминает и быстро учится узнавать и распознавать графический образ всех десяти цифр, а если есть, то сложно запоминает некоторые цифры и путается.
  • У детей-логопедиков наблюдается зеркальное восприятие цифр и чаще это происходит с цифрами: 1, 3, 4, 5, 6, 7.

Некоторые цифровые знаки требуют к себе особого внимания:

  • 3 - похожа на букву «З» для дошкольников, уже постигших русский алфавит.
  • 4 - печатный образ воспринимается двояко из-за вариативности в печати, а письменный - похож на букву «Ч».
  • 6 и 9 - для ребят трудно не путать их, потому что графические образы этих цифр отличаются лишь поворотом вокруг собственной оси на 180°.

Учим цифры и числа правильно

Прежде чем объяснять ребенку что-либо про цифры и числа, взрослые должны сами четко представлять разницу между этими двумя понятиями:

  • Важно не путать: цифра - знак, служащий для обозначения числа, число - величина, при которой производится счет.
  • Можно провести параллель со звуками и буквами: звуки - то, что мы слышим и произносим, а буквы - символы (значки) для обозначения звуков на письме.
  • Таким образом, буквы составляют алфавит, а значит и цифры - это тоже своеобразный «алфавит», с помощью символов которого можно записать любое число.

Числа (их запись) состоят из цифр точно так же, как слова в записи состоят из букв.

В русском алфавите всего 33 буквы, а составить из них можно бесконечное множество слов.

Цифр у нас всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, но составить из них можно бесконечно много чисел. Всякий раз прибавляя к названному числу 1, будем получать следующее число.

Каждая цифра в сольном варианте (в одиночку) обозначает в записи однозначное число. В записи двузначных чисел - два значка (цифры), а в записи трехзначных чисел - три символа (цифры) и так далее.

Числа, в записи которых используем больше одной цифры, называются многозначными.

Чтобы не было путаницы, детям нужно объяснять:

  • Среди чисел от 1 до 20 выделяется две группы: однозначные и двузначные.
  • Числа после 10-ти образуются так: один кладем на «дцать» (десяток) и получаем 11, два кладем на «дцать» и получаем 12 и так далее.
  • Изучаем 2,3,7,6,10 как демонстрацию различия между однозначными и двузначными числами, делая акцент на том, что 10 является самым малым двузначным числом, а 9 - самым большим однозначным.
  • Числа от 1 до 100 составляют первую «сотню», но 100 - самое малое трехзначное число.

Цвета в помощь

Использование ярких цветов и оттенков благотворно влияет на психику ребенка и служит своеобразной цветотерапией:

  • яркие краски всегда поднимают настроение и жизненный тонус;
  • коробка из 18 или 24 цветных карандашей позволит ребенку чувствовать себя увереннее - у него будет много цветных помощников;
  • яркие цвета позитивно влияют на несформированную детскую психику, страх ребенка перед новым и неизведанным исчезает.

Как же работает цветовое многообразие, можно увидеть на примерах:

  • Ребенок с удовольствием будет раскрашивать и большую цифру, и рисунок к ней. Например, к «семерке» – нарисованную радугу, к «тройке» – сказочное семейство медведей.
  • Изучив новую цифру, попробуем с помощью цветных карандашей раскрасить одежду персонажей в детской раскраске, нанеся на нее «цифровой принт».

Счетные материалы

В зависимости от того, какой анализатор (зрительный или слуховой) у человека ведущий, развит лучше, будут зависеть форма и способ преподносимой информации.

Общеизвестный факт: у большинства людей (а у маленьких - тем более) зрительный анализатор от природы развит лучше. Не зря же говорят, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Дети - особая публика, требующая ярких впечатлений, необычных приемов, запоминающихся объектов. У них все психические процессы носят нередко непроизвольный характер. Это требует от взрослых тщательной подготовки к занятиям с ребенком.

Как помочь своему ребенку?

Спокойно объяснить малышу - непростое дело. В этом процессе важно не опуститься до уровня ребенка, а постараться поднять кроху на ступеньку выше его прежнего положения, приблизив к себе.

Методика ознакомления

После того, как произошло знакомство с новой цифрой, и выполнения упражнений, нужно стараться всячески закреплять полученные знания: вместе с ребенком находить знакомые цифры на окружающих предметах - на страницах любимых книг, на номерах домов, на дверях квартир, но почтовых ящиках, на номерах машин и так далее.

Если ребенок не до конца понял изучаемый материал, нужно дополнительно выполнить вместе с ним аналогичные задания, а через некоторое время необходимо обязательно вернуться к нетрудной теме и повторить ее. Материал изучается от простого к сложному. Нельзя двигаться вперед, не усвоив предыдущий материал, потому что он является базой, фундаментом для изучения последующих тем.

Игровые формы обучения

Обучение детей дошкольного возраста требует постоянной игры:

  • «Найди нужные картинки». Обучающегося просят соединить карандашом все картинки с соответствующим числом предметов.
  • «Каждой картинке цифру». К каждой картинке подобрать цифру, которая соответствует числу предметов на ней.
  • «Подбери карточку». К обложкам популярных книг подобрать карточку с цифрой. Например: «Три медведя», «Цветик-семицветик».

  • «Цифры-художницы» – рисуем непрерывную цепочку из «восьмерок» – получается хоровод матрешек, хаотично разбросанные «тройки» – порхающие птички, шеренга «единиц» – забор.
  • «Нарисуй портрет цифры». Взрослые читают описание цифры в стихах, а ребенок должен ее нарисовать.
  • «Рисунок с секретом». Соединяя точки с одной кодовой цифрой рядом (например, «шестеркой»), ребенок получит рисунок (например, слоненка).

  • «Веселые цифры». Малыш угадывает цифры в необычных рисунках, где они спрятаны в смешном сюжете.
  • «Говорящие цифры». По рассказу цифры о себе кроха должен угадать, о ком идет речь. Например, какая я цифра, расскажет светофор. Или я - любимая оценка всех учеников. Или меня боятся все бездельники.

Учимся быстро считать

Закрепление изученного материала

Чтобы убедиться в том, как ребенок усвоил цифры и их образы, можно написать с ним «математический диктант»:

  • обозначь цифрой самое большое однозначное число;
  • какой цифрой обозначается «пусто» и «ничего»;
  • запиши цифру, которая «живет» между 4 и 6 в ряду чисел;
  • ответь цифрой: три раза по 2.

Письмо цифр лучше закреплять в тетради в крупную клетку или в специальной «Прописи».

На этапе закрепления можно использовать геометрические фигуры: три треугольника, три квадрата и три овала, каждую из которых повторить в трех цветах: желтом, красном и синем.

На треугольниках пишем 1 , на квадратах-2, на овалах-3. Просим ребенка сгруппировать фигуры по любому известному ему способу. Варианты выбора определяет он сам: по цвету, по форме, по написанной цифре.

О том, как обучить ребенка цифрам, смотрите в следующем видео.

Вы хотите запоминать телефонные номера с первого раза, как их услышите? Думаете, как хорошо было бы вбивать номер своей банковской карты во время онлайн-покупок, никуда не подсматривая? Мечтаете без проблем запоминать номера автобусов, страниц, почтовые индексы? Все это возможно, если подобрать для себя подходящую мнемотехнику по запоминанию чисел и цифр и как следует потренироваться в ее применении.

Существует несколько приемов, как запоминать цифры быстро и без особых усилий. При этом многие способы строятся на преобразования цифр в слова или образы — запоминать конкретные (предметные) образы значительно проще, чем цифры. Мнемотехники такого рода можно разделить на несколько подвидов.

Цифры — образы

Один из самых простых приемов, как научиться быстро запоминать числа, — просто закрепить за каждой цифрой образ и для запоминания последовательности цифр связывать эти образы между собой последствием некоей цепочки действий. Связанный рассказ и образы запомнить намного проще, чем сухую последовательность цифр. Соответственно, при воспроизводстве, например, телефонного номера, вы вспоминаете свой рассказ и разворачиваете цепочку наоборот – от образов к цифрам.

Есть несколько мнемотехник, как выстаивать подобные ассоциации. Некоторым проще ориентироваться на внешнюю схожесть цифр и предметов . Например, один может быть жирафом, подъемным краном, стелой, маяком… Двойка — лебедь, лекало, ноль — сушка-челнок, зеркало. Таким образом, 20 — это может быть лебедь, смотрящийся в зеркало. 120 — сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало. Сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало, увидел матрешку — 1208.

Другая вариация этого метода — ассоциации с «содержимым» той или иной цифры, а не с ее внешним видом . Например, 2 — это палочки для суши (потому что их две), 7 — это радуга, 0 — фантик от конфеты (сама конфета уже съедена, остался только фантик). Тогда 27 — это палочки для суши, воткнутые в радугу. 270 — палочки от суши, которыми кто-то пытается положить на радугу фантик.

Цифры — слова

Основа этого метода быстрого запоминания чисел — присвоение каждой цифре буквенного эквивалента . Он может быть связан с формой (о — 0, з — 3), быть первой буквой названия цифры — (н — 0, т — 3), быть связанным с какой-либо вашей ассоциацией (5 — о, потому что пятерки получают только отличники) или быть смесью этих методов. Главное — запомните десять букв для десяти цифр. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв .

Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с «Каждый охотник желает знать…»). Аналогичный принцип используется во фразах-запоминалках – приеме, который позволяет запоминать последовательность. Что касается чисел, то можно несколько усложнить задачу и для двузначных цифр взять слова, где первая и вторая или первая и третья буквы кодируют цифру . Если вспомнить примеры, с которых мы начинали описание метода, то 30 — это «зонт» или «тон». Здесь главное не запутаться, какое слово какими буквами и за какое число отвечает.

Еще один интересный метод — подбор слов, где количество букв совпадает с цифрой, которую нужно запомнить . Например, это предложение поможет запомнить число 830795 («например» — 8 букв, «это» — 3 буквы и т.д., для обозначения нуля используется слово, в котором больше 10 букв). Данный метод требует определенного времени, так как вам надо будет подобрать слова на нужное количество букв и составить из них предложение. С другой стороны, он проще тем, что вам не придется запоминать какие-либо образы — только собственно предложение.

Числа — числа

Не все мнемотехники по запоминанию чисел базируются исключительно на преображении цифр в слова. Также можно использовать ассоциации и связи с хорошо знакомыми вам числами . Например, число 2302 легко превращается в 23 февраля. 8 сентября можно запомнить по связи — ровно через неделю посла начала учебного года или через полгода после 8 Марта. Также можно использовать номера автобусов и трамваев, пин-коды, которые вы точно не забудете, номера домов и прочее, и прочее, и прочее. Мы окружены цифрами, поэтому подобрать необходимые ассоциации, как правило, не составляет проблем.

Помните: чтобы процесс запоминания цифр был более простым и эффективным, необходимо соблюдать общие правила применения мнемотехник по запоминанию цифр. Мы подробнее рассмотрим их в следующей статье.

Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (


«

ЗАПОМИНАЕМ ЦИФРЫ.

4-5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

“Назови имя цифры”.
Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

“Узнай цифру на ощупь”.
Предлагаются цифры в виде объемных фигур (“формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

“Сделай цифру”.
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать “вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

“Раскрась цифру”.
Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

“Рисуем и угадываем”.
Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

“Преврати цифру в смешную фигурку”.
Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в “человечков”, “зверюшек” или другие смешные фигурки.

“Найди свою цифру”.
На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти “свою”.

“Нарисуй столько же”.
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

“Выполни движение”.
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

“Цифры на кубиках”.
Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

“Подбери пары”.
К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

“Правильно ли это?”
Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

“Найди такую же”.
На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

“Пронумеруй предметы”.
Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. “Выпадать” из нумерации могут сначала 1-2 цифры, а потом больше.

“Определи соседнюю”.
Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать “соседей”.

“Наклей цифры”.
Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

“Какая цифра убежала?”
Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

“Что перепуталось?”
На столе карточки с цифрами перевернуты “вверх ногами” или “вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

“Назови и выложи”.
Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

“Опиши цифру”.
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

“Напиши цифры”.
Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

“Укрась цифрами”.
Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

“Обозначь порядок цифрами”.
Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

“Догадайся и напиши цифру”.
Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши - на единицу, крючок от вешалки - на двойку, бублик - на ноль и т.д.