Метод шичко на ждановском заводе. Кто такой Геннадий Андреевич Шичко. Одиннадцатый шаг – написание сочинений

Метод Шичко для похудения набирает популярность. Проблема излишнего веса широко распространена в нашей стране, сбросить килограммы постепенно никто не хочет, всем подавай быстрый и резкий результат, да еще за 5-7 дней. Практически это достижимо посредством строгих диет, голоданий, весь вопрос только в том, что скорее всего потом будет сильнейший откат, а результат оставит желать лучшего. Все проблемы с излишней массой тела кроются во внутренних проблемах человека: кто-то посредством еды снимает стресс, другой ест от нечего делать, третий привязан к определенным пищевым привычкам. Подобные тенденции укрепляются со временем и становятся неотъемлемой частью вашей жизни приводя к лишним килограммам. По сути, проблема лишнего веса заложена в голове, и является следствием следования привычкам, некоторые из которых являются пагубными. Подбор рациона, занятия спортом — важные оставляющие процесса похудения, но они могут не давать нужного результата в случаях когда вы не смогли изменить себя и свое пищевое поведение. Довольно интересным и практически полезным решением является метод Шичко для похудения , являющийся аутотренингом и позволяющий планомерно побеждать себя и освобождаться от пищевой зависимости. Читайте ниже подробнее, как сбросить вес постепенно, и начать худеть.

Основным рычагом используемым в методе Шичко при похудении будет воздействие на подсознание, т.е. вы начнете внушать себе, что нужно стать лучше, и изменить свой образ жизни. Для этого вам необходимо завести дневник, который станет вашим лучшим другом и собеседником, и начнет практически реализовать ваши записи. По многочисленным исследованиям установлено, что наиболее оптимальным временем для реализации программы самовнушения выступает период перед засыпанием. К этому моменту человек чувствует себя уставшим, активность мозговых центров снижена, а многие внешние проявления(речь, написанный текст) откладываются в подсознании и способны оказать программирующее действие на ваши поступки. Исходя из этих постулатов свои записи в дневник нужно делать перед сном, либо сразу же после пробуждения.

Запись делается по следующему принципу:

  • составляем отчет своих действий сегодня
  • проводим самоанализ
  • делаем запись для завтрашних действий
  • проводим самовнушение

К примеру, в случае с похудением ситуация может выглядеть так:

  • сегодня я часто ела, моя пища была не очень качественной и полезной
  • я поела поздно вечером, потому что меня мучило чувство голода
  • я понимаю, что мои пищевые привычки являются вредными, а многие продукты бесполезными, но я получаю удовольствие от такой еды, это вкусно
  • мне нужно заменить часть продуктов на более полезные и менее калорийные
  • завтра я откажусь от сладких булок и пирожных, я попробую есть салат, курицу, молочные продукты.
  • мне будет трудно, но я начну менять свои привычки, уменьшу порции и буду следить за продуктами, которые ем

Закрыв глаза напишите себе самовнушение вроде: завтра я приступаю к новому этапу жизни, для этого мне нужно изменить свое меню питания, и сделать следующее…

Это может показаться вам глупым и смешным, но попробовав это на практике вы увидите как минимум тенденции к изменениям в своей жизни. В любом деле самым сложным моментом является успешный старт, когда ваша ситуация изначально против вас. Начиная менять собственные пищевые привычки, убеждения о еде вы перестроите свой организм на новый лад, а значит и начнете худеть. Коррекция веса не бывает легкой и быстрой, резкая потеря веса путем голодания и жесткого ограничения в еде чревата ухудшением здоровья, нарушением менструального цикла, появлением морщин, обвисанием кожи, проявлением ее дряблости, и всегда высока вероятность того, что килограммы снова к вам вернутся. Шичко метод похудение позволяет сбросить вес девушке и привести в норму свое самочувствие, посмотреть на свои проблемы изнутри, и начать с ними активно бороться. Пересмотрев свои взгляды, и внушив изменения на уровне подсознания можно начать новую жизнь, и в том числе похудеть. Попробуйте метод похудения Шичко параллельно с занятиями спортом и диетами, и результат обязательно порадует вас.

Метод Г. А. Шичко, метод избавления от вредных привычек и психокоррекции семейных отношений в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» и подростковом клубе антинаркотического воспитания
К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).
Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его - формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.
Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) - десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».
Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания - основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей. Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула - не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент - это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) - это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

Настройка слушателей, активизация внимания.
Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия.
Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.
Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.
Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение - так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:

1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.
Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:
анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), - слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.
2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь - наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник - это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти - семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность - помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба - это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали - их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба - 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам - преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи - это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам - помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов - это передача по эстафете «родители - подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков - Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам - сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек - это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист»

Рассуждения о эффективности реабилитации алкоголиков по методу Геннадия Шичко...

Родился в 1922 году в белорусском селении Груд. После учебы на психологическом отделении философского факультета Ленинградского университета он проработал 32 года в Институте экспериментальной медицины, где занимался вопросами высшей нервной деятельности человека. Изучая мозг, Шичко пришел к выводу, что от сознания человека, которое считал высшей функцией коры головного мозга, зависят его поступки, здоровье и сама жизнь.

Шичко овладел методами гипноза и внушения и постепенно ввел свой опыт в практику. Весной 1970 года к нему за помощью обратился первый алкоголик – писатель Леонид Семин, который подвигнул Геннадия Андреевича к открытию его метода самоизбавления от пьянства. Гипнабельность – качество индивидуальное, всеобщее свойство – убеждаемость. Поскольку убедить можно всех, и убежденность – более стойкое состояние, Шичко не стал строить свою работу в расчете на гипноз, а решил использовать стремление человека получать и усваивать правдивую информацию.

Слово и дело

Наука рассматривает слово как основу второй сигнальной системы, которую И.П. Павлов делил на три группы: 1) слова произносимые; 2) слова слышимые; 3) слова видимые. Шичко полагал, что для полноты классификации сюда следовало отнести и слова изображаемые, то есть "производимые с помощью письма".

По Шичко, пишущая рука связана с сознанием и подсознанием. То есть, для полноты введения словесной информации в сознание нужно вовлекать слух, зрение, речь и руку. Самый большой эффект в перепрограммировании сознания и в разрушении привычки играют слова, изображаемые с помощью письма. Вот почему особую роль Шичко отводил ведению дневников. Он рекомендовал своим слушателям больше думать на алкогольные темы, наблюдать за собою и за окружающими, сравнивать, сопоставлять, фиксировать свои состояния, а вечерами, перед сном, писать дневник.

Программа

В Приложениях к книге Л. Шичко–Дроздовой приведены статьи Г.А. Шичко – единственный источник, в авторстве которого не приходится сомневаться.

В них Шичко определяет алкоголизм как психологическое страдание, основными признаками которого являются потребность в периодическом поглощении спиртного и питейная запрограммированность или такое нарушение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции (тошнота, рвота и т.п.).

Запрограммированный вынужден выполнять программу, которая сформировалась в его голове под влиянием окружающей среды. Первыми "программистами" (по Шичко) выступают родители. А поскольку "программистов" более чем достаточно – это все пьющие и заинтересованные в спаивании, – то программа быстро переходит в питейное убеждение, в твердую уверенность, что пить – это нормально, полезно, необходимо.

Шичко отмечает, что в прошлом Церковь играла ведущую роль по питейному программированию российского населения. По его мнению, Церковь оправдывает, поддерживает и распространяет умеренное алкоголепотребление .

***

Читайте также по теме:

  • Одобрена программа "12 шагов" для реабилитации людей с алкогольной и наркотической зависимостью - Благовест-инфо
  • Незачем спорить о 12 шагах - Леонид Виноградов
  • Грех или болезнь? - Антон Курилович, Мария Ермаченко
  • Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта! - Джек Тримпи
  • Спасение лежит через "Семью"? - иерей Алексий Плужников
  • Слово в поддержку программы "12 шагов" - игумен Иона Займовский
  • Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы "12 шагов" - иеромонах Анатолий Берестов
  • 12 шагов: скажи мне, кто твой "бог", и я скажу, кто ты... - Анна Журавлева.
  • Заявление Пресс-службы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи в связи с публикацией агентством "Русская линия" статьи "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь"
  • 12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь - Андрей Голубков
  • Служение анонимных алкоголиков - Сергей Ворохов

***

18 шагов?

Г.А. Шичко предлагает следующий порядок действий по избавлению от алкоголизма:

1. Установление факта страдания алкоголизмом.

2. Изучение данной статьи .

3. Фотографирование.

4. Написание аутоанамнеза.

5. Ведение дневника.

6. Составление текстов самовоздействий.

7. Выявление своих индивидуальных особенностей.

8. Угашение потребности в спиртном.

9. Настройка на временную или пожизненную трезвость.

10. Размышления на противоалкогольные темы.

11. Заучивание основных противоалкогольных фактов и высказываний.

12. Чтение противоалкогольной литературы.

13. Написание сочинений на противоалкогольные темы.

14. Пропаганда трезвости и агитация бывших собутыльников воспользоваться методом самоизбавления или прибегнуть к наркологическому лечению.

15. Проведение противоалкогольной работы с членами своей семьи.

16. Организация союза трезвенников по месту работы или жительства.

17. Выработка у себя увлечения чем-либо полезным.

18. Обращение в поликлинику с целью выявления имеющихся заболеваний и получения необходимой медицинской помощи.

Классификация

Г.А. Шичко составил классификацию пьющих, среди которых выделил 4 группы:

Случайно пьющие – питейно запрограммированные люди, нерегулярно и обычно понемногу употребляющие этанольные напитки. НО: пьянство и алкоголизм развиваются из случайного потребления спиртного.

Матебремники – люди, на которых их матери в период беременности возложили бремя собственного пьянства, у них до появления на свет сформировался "зародышевый алкогольный синдром", проще говоря, потребность в этаноле. Поскольку грудным детям алкогольные напитки не дают, она угасает, но в дальнейшем, когда несчастный станет случайником, воскреснет, и он превратится в матебремника , а с переходом к регулярным попойкам – в алкоголика. Данная подгруппа очень быстро спивается, иногда для обретения алкоголизма хватает нескольких выпивок.

Пьяницы – проалкогольно запрограммированные люди, обладающие привычкой к регулярному потреблению спиртного и поглощающие его. Привычка вырабатывается в процессе регулярного употребления хмельного, например, по праздникам. В данном случае количественный показатель играет второстепенную роль. Привычку нельзя смешивать с привыканием организма к этанолу. Привыкание проявляется в повышении переносимости яда (толерантности), а также в затухании и полном подавлении защитного рвотного рефлекса.

Алкоголики – проалкогольно запрограммированные люди, привыкшие к спиртному, испытывающие потребность в нем и поглощающие его. В зависимости от выраженности потребности в спиртном и некоторых сопутствующих признаков алкоголики делятся на первостадийных, второстадийных и третьестадийных.

Занятия

Г.А. Шичко не удалось достаточно полно изучить последствия своей программы, поскольку в 1986 году он умер. Последователи и ученики Г.А. Шичко "творчески" отнеслись к тому методу самоотрезвления, который приведен в книге Л. Шичко–Дроздовой.

Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. в учебнике "Путь к трезвости" (www.spast.ru/book/book.htm) пишут, что занятия по дезалкоголизации строятся на тех же принципах, что и любой учебный процесс. Это могут быть курсы ежедневных занятий, длящиеся от 5 до 15 дней, либо курсы выходного дня. В любом из этих вариантов организации занятий основным педагогическим элементом является триада Бехтерева: убеждения (знания), внушение, самовнушение.

Знания - основная составляющая убеждений и элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей, но основным смыслом курсов относительно такого элемента как "знания" является формула - не только знать, но и, главное, осознать. То есть довести знания через сознание к подсознанию слушателей. А это можно сделать, используя только наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации.

Внушение в состоянии бодрствования - элемент, которым заканчивается каждое занятие (1,5-2 часа). Это есть максимально необходимый суггестивный элемент. Иными словами, информационное воздействие на слушателей оказывается в момент их бодрствования, минуя критические центры сознания.

Перед первым внушением слушателям следует объяснить смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха перед "гипнозом". Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для взрослых людей, чьё сознание отягощено грузом их житейских проблем, и производится только с целью закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё чистая правда, которую необходимо донести до слушателей обязательно. Занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Оно должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, чтобы все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трёх основных частей:

1. Настройка слушателей, активизация внимания.

2. Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия .

3. Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать пяти минут. Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов внимания, лучше гасить свет и просить закрыть глаза; текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц "не", "анти" и слова "нет". Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофиксаций (внушения) может быть музыкальное сопровождение, выдержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

Эти элементарные требования легко соблюсти после тренировок, но не на практике в группах, так как во время внушения преподавателю остаётся полагаться только на память и профессиональные навыки.

Самовнушение. Этот элемент исполняется в три стадии (сочинение, анкета, дневник), каждая из них представляет самостоятельное значение и поэтому обязательна.

Сочинение является так же необходимым элементом занятий.

1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведётся в два этапа. Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания сочинения. Второй этап слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия, которое, как и все предыдущие заканчивается внушением.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется после разбора дневников в начале последующего за сочинением занятия.

Анкета. В отличие от сочинения, анкета может быть оставлена для заполнения слушателями вне курсов, но при этом желательно разъяснение слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выяснение степени алкоголизмии, склонностей и среды существования слушателей. Сведения содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода.

Дневник это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно и в наиболее удобное для них время. Дневник ведётся слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа. Дневник ведется и после окончания первичного курса, ежедневно в течении первого месяца, с последующим убыванием частоты написания.

Дневник это и элемент аутотренинга; при этом учитывается что, допустим, в среднем ремиссия составляет около 30 дней, а это позволяет слушателю совершить до 30 тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтверждённая сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного "планового" запоя, а в последующем ведёт к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект. Однако, анализу дневников слушатели должны быть обучены преподавателем предварительно на первичном курсе, то есть проводить анализ необходимо таким же образом и беспристрастно.

Экология жизни. Наука и открытия: В вечернее время следует работать только с информацией позитивной направленности, поскольку именно с нее...

В вычислительной технике и программировании широко используется структура упорядочивания данных под названием «стек» (от английского «stack» – стопка).

Добавление и удаление элементов данных в стеке осуществляется только с одного его конца, называемого вершиной стека. Таким образом, элементы данных, попадающие в стек, извлекаются из него по так называемому принципу LIFO («Last In – First Out», «Пришедший последним уходит первым»). Данный процесс подобен разбору стопки монет: монеты, положенные в стопку первыми, будут вынуты из нее последними. Понятно, что сначала будет взята монета, положенная в стопку последней, поскольку она находится на самом верху.

Изучение метода Шичко по освобождению от табачно-алкогольной и других видов зависимостей позволяет предположить, что мозг использует определенный порядок обработки накопленной за день информации. Данный процесс может быть смоделирован с помощью алгоритмов и структур, применяемых при написании компьютерных программ.

Как известно из работ Геннадия Андреевича Шичко и практических результатов использования его метода, внушаемость человека достигает пика в предсонном состоянии . Если учесть, что информация, получаемая человеком перед сном, на тот момент является для него наиболее новой и актуальной, то логичным будет предположение, что наивысшим приоритетом очередности на обработку обладают те данные, которые были получены ближе ко времени отхода ко сну.

К примеру, для человека, который оказался на необитаемом острове без еды и воды, поиск пропитания является наиболее насущной и жизненно важной задачей. Если этот человек приляжет поспать, то мыслительные ресурсы его мозга будут направлены, в первую очередь, на решение вопроса поиска пищи и воды, а не на решение проблемы погашения ипотечного кредита.

Таким образом, можно предположить, что обработка информационных блоков осуществляется человеческим мозгом по принципу работы стека: мозг прежде всего начинает работу с той информацией, которая была получена им последней .

Информация, с которой человеку приходится работать вопреки желаемому отходу ко сну, воспринимается как чрезвычайно важная и требующая скорейшего анализа. Именно с нее и начинается процесс интенсивной работы мозга. Блоки данных поступают на обработку друг за другом, начиная с самых поздних из усвоенных человеком и заканчивая самыми ранними. При этом сведения, с которыми мозг уже работал ранее, продолжают обрабатываться.

А поступающая следом информация используется для дополнения представления о текущей обстановке новыми сведениями и опытом. Это может быть сравнимо с процессом, обратным принципу написания картины: сначала рисуются объекты переднего плана, на которых требуется сделать основной акцент, а затем – фоновые слои к ним.

Таким образом, продолжительность работы мозга с информацией пропорциональна ее новизне (актуальности) . Например, многим людям, особенно студентам, хорошо знакома ситуация, когда после активной умственной работы и отхода ко сну с нерешенной задачей ночью им начинали сниться связанные с ней сны. Иногда спящие незадолго до пробуждения, находясь в полусне, даже способны уловить, что их мозг в этот момент продолжает решать проблему, с которой они ложились спать.

А о том, насколько легко и быстро решается сложная задача после хорошего сна, знают все. Об этом гласит и известная народная мудрость: «Утро вечера мудренее» .

В пользу стекового принципа ночной работы человеческого мозга говорит и тот факт, что спящий человек, испытывающий внешние воздействия, часто воспринимает их в виде сновидений. К примеру, человеку, спящему зимой при открытой форточке, может присниться, что он находится на улице без верхней одежды. В это время в мозговой стек помещается новый элемент данных о температуре окружающей среды, который в силу своей первоочередности (актуальности) сразу будет направлен на обработку и использован для дополнения текущей картины окружающей среды.

Следует отметить, что люди издавна понимали важность того, какая информация поступает в мозг перед отходом ко сну . Именно поэтому детям на ночь читают добрые сказки. Сами по себе сказки не способствуют скорейшему засыпанию. Скорее наоборот, интересную сказку хочется дослушать до конца. Чтение перед сном является народным прототипом метода Шичко, цель применения которого в данной ситуации – внушение подрастающему поколению моральных основ жизни и образцов нравственного поведения. Как говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Преподнесенная перед сном и насыщенная пищей для размышлений, сказка способствует активной ночной работе мозга и, как следствие, развитию умственных способностей ребенка.

Следует отметить, что стековый принцип обработки мозгом поступившей за день информации может быть использован как во благо, так и во вред. Созидательным примером его применения является метод Шичко, позволяющий избавиться от любых вредных привычек: человек перед сном планомерно анализирует произошедшие в течение дня ситуации и прописывает установки, направленные на ликвидацию определенной вредной привычки.

В результате этих действий первоочередной приоритет для обработки получает информация, связанная с избавлением от вредной привычки.

Ситуацией, когда стековый принцип ночной работы мозга приведет к разрушительным результатам, является просмотр человеком перед сном телевизора. Поскольку современное телевидение является инструментом информационного террора и демонстрирует в основном телепрограммы и фильмы деструктивного содержания, то при их просмотре в мозговой стек зрителя будут закладываться разрушительные кирпичики данных. А ведь некоторые люди даже имеют склонность засыпать перед телеэкраном.

Если вам нужно сбросить не более 5-6 кг, но этому мешает отсутствие силы воли и жалость к себе, обратите внимание на метод Шичко. Это психолого-педагогический подход к похудению, который позволит организовать свой распорядок дня и умерить желания в отношении еды.

Об авторе

Автор метода - Шичко Геннадий Андреевич. Известный советский физиолог родился в 1922 году в Минской области. Принимал участие в Великой Отечественной войне, был политработником и командиром. В Сталинградской битве был ранен в обе ноги, его комиссовали и дали инвалидность.

Шичко Геннадий Андреевич

Геннадий Андреевич не опустил руки. Будучи инвалидом, закончил Ленинградский университет, стал психологом, защитился как кандидат биологических наук. Всю жизнь трудился в Институте экспериментальной медицины. Написал много исследовательских работ, как психологически излечиться от алкогольной и никотиновой зависимости. Разработал аутотренинг для похудения и избавления от болезней, который помог многим людям восстановить нормальный вес и здоровье. Умер в 1986 году.

Сегодня метод Шичко получил широкое распространение. В условиях постоянного цейтнота современным людям не хватает времени на тренажёрные залы, поэтому всё чаще они обращаются к подобным аутотренингам.

Сущность

По методу Шичко, похудение происходит за счёт самовнушения во время ведения дневника. В него записываются все промахи в питании за день, которые были сделаны, а также программируются действия на завтра.

Многим такая система кажется странной, и они обходят её стороной. Но не нужно забывать, что её автор - не только психолог, но и физиолог, и кандидат биологических наук. Он, как никто другой, знал, о чём пишет. Его работы построены на научных принципах, а не взяты с потолка.

В ходе своих личных исследовательских работ Г. А. Шичко выяснил, что:

  1. Все люди социально-психологически запрограммированы на (аналогично с вредными привычками).
  2. Они не виноваты в этом - их так воспитали, они попали в такую среду, стали заложниками каких-то жизненных ситуаций.
  3. Записи, сделанные за полчаса до сна, действуют на подсознание в несколько раз мощнее, чем днём или просто сказанные и услышанные слова.
  4. Пока человек спит, ложные программы, записанные на ночь, в его подсознании разрушаются за счёт самовнушения.

Именно эти открытия Шичко положил в основу своего метода похудения. Главную роль в нём играет дневник, который нужно вести ежедневно и обязательно - перед сном.

Как вести дневник

Основные правила

В течение дня делайте отрывистые, короткие записи-заметки о том, как вы питались.

Пример: «Утром не успела позавтракать», «В обед объелась», «На ужин позволила себе слишком жирный кусок мяса», «Вечером перед телевизором не заметила, как уничтожила пачку чипсов» и т. д.

За 60-30 мин до сна нужно отложить все дела, открыть тетрадь и записать туда уже более подробно все недочёты в питании, допущенные за день, но только с самоанализом, с учётом тех заметок, которые вы вели.

Вполне возможно использовать гаджеты для ведения электронного дневника. Но Шичко разрабатывал свой метод для снижения веса именно с учётом детального прописывания своих мыслей (тогда компьютерные технологии были ещё в зачаточном состоянии). Если хотите добиться результатов, в точности следуя учению физиолога, стоит вспомнить уроки правописания и купить шариковую ручку.

Не нужно от себя ничего скрывать. Наелись на ночь глядя, сорвались - всё подробно записывайте. Вы же это делаете не для публики, а для своего подсознания.

Структура ежедневных записей

Детальный отчёт по питанию за сегодня

Подобные записи делаются следующим образом:

  • 07.00 - завтрак: успела наспех проглотить только чашку кофе на голодный желудок вместо полноценного приёма пищи;
  • 11.00 - ланч: напилась с коллегами чаю с кучей шоколадных конфет, хотя взяла с собой из дома для перекуса банан и т. д.

То есть нужно написать свой реальный поступок и сравнить его с тем, что планировалось сделать для похудения.

Самоанализ

После детального отчёта нужно сделать подробный вывод о том, каким было ваше пищевое поведение сегодня. Записи могут быть следующими:

  • «Я молодец, все намеченные цели выполнила, ни съела ничего лишнего»
  • «Я не смогла питаться правильно, потому что планы сорвала поездка (или чаепитие с коллегами)»
  • «Нужно научиться есть меньше сладкого» и т. д.

Планы на завтра

После этого с учётом сегодняшних ошибок нужно сформулировать цель на завтра. Но не стоит расписывать её на 10 пунктов. Ежедневно вы должны преодолевать по 1 барьеру. Например: (лучше сразу составить меню), отказаться от чаепития с коллегами, не есть ничего сладкого, ограничить употребление соли, убрать из рациона колбасу. Причём результаты должны сохраняться и в будущем.

  • Вчерашняя цель - воздержаться от мороженого.
  • Цель на сегодня - исключить блюда с майонезом и кетчупом.
  • Цель на завтра - не есть перед сном.

Это не значит, что единственной завтрашней задачей станет отказ от вечернего приёма пищи. К ней добавляются все те цели, которые вы ставили перед собой до неё. Если сегодняшний план-минимум не достигнут, вы можете перенести его на завтра либо, если он пока для вас слишком сложен, отложить на время.

Самовнушение

Шичко утверждал, что это главная часть его метода, которая работает на подсознание во время сна. Здесь нужно обязательно похвалить себя за малейшие достижения в течение дня и дать психологическую установку на похудение: я смогу, я добьюсь, у меня всё получится. Причём записывать это рекомендуется с закрытыми глазами.

Последнее, что вы должны сделать, укладываясь в кровать, - прочитать тезисы-самовнушения и заснуть с мыслями о них.

Срок похудения по методу Шичко - не менее 10 дней, когда должны проявиться первые результаты.

Пример записей одного дня

«Не смогла отказаться от вечерней яичницы с беконом, хотя весь день придерживалась графика и правильного питания»

«Это случилось потому, что в течение дня старалась есть понемногу и к вечеру разыгрался сильный аппетит, который не смогла подавить. Это очень вредно, потому что ночью желудок должен отдыхать и всё, что я съела, отложится на талии. Возможно, надо увеличить размер порций на полдник и на ужин. Но в остальном я молодец»

«Цель на завтра - обязательно отказаться от еды перед сном»

«Как бы трудно мне не было, я отучусь от привычки наедаться на ночь и смогу умерить свой аппетит, чтобы похудеть и стать самой стройной и красивой»

Что нужно делать попутно

Шичко считал, что прежде всего для похудения нужны две вещи - правильное питание и мотивация. Что вы будете записывать в дневник? Что съели за день 5 гамбургеров и выпили 2 литра Колы? Чтобы он работал, изначально нужно нормализовать питание:

  • убрать из рациона вредные продукты;
  • есть по часам;
  • ставить мини-цели на каждый день и добиваться их с сохранением прежних результатов;
  • пить много ;
  • уменьшить размеры порций;
  • снизить суточную калорийность.

Постепенное изменение пищевых привычек вместе с воздействием на собственное подсознание обязательно дадут эффект похудения на 4-5 кг за месяц. Шичко особое внимание уделял этим цифрам, считая их оптимальными для организма. Диеты, которые обещают большее снижение веса, он называл вредными с точки зрения физиологии и настоятельно рекомендовал отказаться от них.

Есть онлайн-тренинги похудения по методу Шичко, на которые всегда можно записаться и пройти весь курс по профессионально составленной программе. Там предлагаются более подробные анкеты для ведения дневника, которые подсказывают, как его правильно оформлять. Индивидуальный подход к каждому обратившемуся увеличивает эффективность аутотренинга.

Если хотите узнать о нём более подробно, прочитайте книгу И. В. Дроздова «Геннадий Шичко и его метод для похудения». В ней доступным языком расписано, как правильно вести дневник, какие мысли можно записывать, а от каких стоит отказаться. Примеры, приведённые автором, наверняка воодушевят вас воспользоваться этой необычной системой.

С психологическими причинами переедания можно ознакомиться, прочитав .