Македония на карте древней греции. Древняя Македония: история, язык, культура. От дикарей к завоевателям

Раздел - I - Описания древней Македонии
Раздел - II -
Раздел - III - Столица древней Македонии
Раздел - IV - Царь древней Македонии
Раздел - V - Армия древней Македонии

Описания древней Македонии

Древняя Македония - одно из греческих государств древности. Оно располагалось на Балканском полуострове, а его столица находилась в городе Пелла. Именно отсюда, собрав воедино всю мощь греческих городов, Александр Македонский в 3 веке до н.э. начал дальний поход против персидской империи. Если современные македоняне не относятся к грекам, т.к. большая их часть является славянами, то в древние времена македоняне происходили именно от греков. Историк Геродот утверждал, что Македонию основали дорийцы, которые были изгнаны кадмейцами. Дословно «Македония» переводится как «Высокая земля».

История Древней Македонии началась в 8 веке до н.э. Основанным государством правила династия Аргеадов, которая происходила от знатных греков города Аргос. Первым правителем Македонии стал царь Пердикка I. Согласно мифам и легендам Древней Греции, именно на территории Македонии некогда находилось царство Мидаса. Государство это не отыгрывало значительной роли в развитии Античной Греции, однако в 5 веке до н.э. царю Александру удалось значительно укрепить и развить его. В это время начали чеканить монету, Македония вступила в деловые контакты с остальными греческими городами, и расширила свои владения. Удалось ей это не без помощи Дария I, захватившего Македонию в начале V века без боя. Вскоре объединенные греческие города изгнали отсюда персов, а Македония получила свободную волю.

В 420 г. до н.э. царь Пердикка II начал войну с Афинами, в которой Спарта его активно поддерживала. Новый царь Архелай развил армию Македонии. Кроме того, при его правлении Македония близко ознакомилась с эллинистической культурой. Вскоре македонцы захватили Пидну и Лариссу, проложив границу вдоль реки Галиакмон на юге, и реки Стримон на востоке. На западе ее территория была ограждена Пиндским хребтом, а на севере рекой Аксий. Царь Архелай был убит в 399 г. до н.э, в результате чего государство значительно ослабло. Фракийцы и иллирийцы попытались было захватить Македонию, однако царю Филиппу II удалось в скором порядке объединить государство, и отразить набеги врагов.

Царь Филипп II правил до 336 г. до н.э, расширив территорию Македонии практически на всю Элладу. В те времена македоняне, хоть и перенявшие греческую культуру, казались остальным эллинам варварами. Однако религия у них была общей. Филипп сам надеялся совершить поход в Персию, однако в 336 году до н.э. он был убит, а на его трон взошел Александр III, вошедший в историю как Александр Македонский. Он сумел воспользоваться приготовлениями Филиппа, и в ходе кровопролитной войны уничтожить могучую Персию и захватить Египет, дойдя даже до Индии. Однако сразу же после его смерти Македония распалась на множество эллинистических государств.
История каждого из них развивалась по-своему, однако история Древней Македонии после завоеваний Александра была недолгой. В 330 г до н.э. Зопирнион, правивший Македонией, потерпел сокрушительное поражение в Скифии, а царь Пирр, вторгшись во владения римлян и одержав победу, потерял практически всю армию, после чего в историю вошло выражение «Пиррова победа».

В ходе трех войн с Римом Древняя Македония ослабла окончательно. В 215 г. до н.э. была проиграна первая война, в 197 г. до н.э была проиграна вторая, а в 168 г. до н.э. римляне одержали победу в третьей. Правящая династия была свергнута, и уже в 146 г. до н.э. римляне установили в Македонии свою власть, объявив ее одной из провинций Римской империи. С тех пор здесь никогда больше не правили греки, а в 6-7 веке территории Древней Македонии заселили славяне, которым много лет спустя все же удалось создать самостоятельное государство.

Письменность древней Македонии

Античное государство Македония располагалось на севере Греции, на Балканском полуострове. Древняя Македония - родина великого Александра Македонского, который именно отсюда начал своё беспрецедентное покорение Персии, закончившееся завоеванием Азии, Египта и части Индии.

Появление Македонии

Греческие, или эллинские корни населения Древней Македонии доказаны историками. Сомнению не подлежит тот факт, что основали государство выходцы из древнегреческого города Аргоса, расположенного на юге античной Греции - династия Аргеадов. Это говорит о родственности древних македонян и греков. История Македонии и Древней Греции неотделима.

Появление государства Македонии датируется концом VII - началом VIII в. до н. э. Первый её правитель - царь Пердикка I, выходец из Аргоса. Как считает большинство учёных-историков, земли, на которых было расположено древнее государство Македония, принадлежали мифическому царству Мидаса, где в низовьях реки Галиакмон жили племена пеонийцев. Они в результате захвата их земель вытеснялись всё дальше на восток к Эгейскому морю и на север к реке Стримон.

Раннее царство

Столица древней Македонии - город Пелла в Эдессе. Его античные развалины находятся на территории современной Греции. В этом городе родился и вырос Александр III Великий (Македонский). Считается, что Македония окончательно оформилась в государство при его тёзке - царе Александре I, жившем в пятом в. до н. э. Именно при нем начали печатать монету, значительно расширили и укрепили границы.

В V в. до н. э. Македонию покорил полководец царя Персии Дария I - Мардоний, посланный на завоевание Греции. Считается, что персы помогли Пердикку II укрепить порядок в стране, упрочить власть правителей. Каждое племя, проживавшее на территории страны, имело своего царька, правящего в своих интересах. После персидского завоевания удалось укрепить централизованную власть и прекратить междоусобицу.

После поражения персов греками Пердикка II чувствовал себя настолько уверенным, что позволил своей армии выступить против Эллады. А во время Пелопонесской войны использовал войска греческой Спарты для борьбы с местными племенами, не желавшими мириться с македонской оккупацией.

Древние города Македонии, крепости и дороги стали появляться при преемнике Пердикка II - царе Архелае. При нем образовалась регулярная дееспособная армия. Особенно в этот период времени усилилось влияние Эллады на культуру страны. После убийства царя Архелая в Македонии снова начались внутренние смуты, произошло ослабление государства. Жестокая борьба за престол приводила к частой смене правителей, а значит, к упадку и угрозе развала страны.

Укрепление государства

Положение древней Македонии стало меняться в лучшую сторону в первой половине IV в. до н. э. с приходом к власти царя Филиппа II. При нём происходит концентрация армии, что позволило отразить внешний напор и подчинить центральной власти враждующие кланы. Именно в это время Греция ослабла, и всё внимание Македонии было направлено на подчинение Древней Эллады.

Македония продолжала развиваться, строились новые города, хотя сами македоняне предпочитали жить в сельской местности. Этим объяснялось и то, что в армии македонцев было много кавалерийских отрядов. Древний город, столица Македонии - Пелла поражала своими дворцами, которые были выполнены в крито-микенском стиле.

Территория Македонского царства расширялась. К ней были присоединены земли Пангея, Халхидики, богатые рудниками, где добывали золото. Вся территория материковой Эллады, за исключением Спарты, стала зависеть от Македонии. Отношение самих греков к этому было неоднозначным. Одни воспринимали царя Филиппа II как объединителя греческих земель, другие - как агрессора.

Культура и религия древней Македонии

Несомненное влияние на культуру Македонии оказала Греция. Влияние культурного наследия Эллады прослеживается в архитектуре и религии (македоняне поклонялись богам Олимпа). В семейных отношениях присутствовала полигамия. У Филиппа II, кроме основной жены Олимпиады, было ещё шесть супруг, которые имели различный статус.

Культура древней Македонии имела свою самобытность. Это предопределило фракийское влияние. Сами же греки воспринимали македонян как невежественных варваров. Влияние древнегреческих государств на Македонию было огромным.

Образование Македонской империи

После убийства Филиппа II, как и всех македонских царей, к власти пришёл его сын Александр III, которого нарекли Великим. В историю он вошел под именем Македонский. Александр сумел увеличить границы государства до невиданных по тем временам размеров, так что царством его назвать уже было нельзя. Это была империя, включающая в себя греческие полисы, огромную территорию Персии, Египет и часть Индии.

Александр Македонский активно использовал культурное наследие покорённых государств, при этом он поощрял изучение языка и достижений учёных Греции. На завоёванных территориях средиземноморья наступила эпоха эллинизма. После смерти Александра Македонского империя была поделена между его военачальниками, которые назывались диадохами. Македония и Греция попали под правление Антигона - основателя династии Антигонидов.

Конец царства Македонии

В результате трёх войн с Римской империей, две из которых были проиграны Македонией, в 168 г. до н. э. произошло свержение правящей династии. Были образованны четыре республики с назначенной римлянами аристократией во главе. Они платили Риму дань и оставались его отдалённой провинцией.

После образования в 395 году Восточной Римской империи (Византии) древняя Македония вошла в её состав. В VI-VII вв. происходило так называемое Великое переселение народов. В это время на территорию Македонии совершали набеги авары и готы, племена славян стали заселять её территорию. С падением Византии Македония прекратила своё существование.

Македония расположена на севере Греции, на Балканском полуострове. Племена, населявшие Македонию не были греками, они были фракийцами. Они разговаривали на македонском языке, однако их язык испытал на себе сильное влияние соседнего греческого языка.
Возвышение Македонии началось в IV в. до н.э. при царе Филиппе II (359-336 гг. до н.э.).Он стремился создать сильное государство и стать властелином мира. Осуществив важные административные и военные реформы, он укрепил царскую власть и создал большую боеспособную армию. Македонская кавалерия формировалась из аристократов, а пехота - из крестьян. Знаменитая македонская фаланга строилась по греческому образу.
Превратив Македонию в сильное средиземноморское государство, Филипп II начал завоевывать греческие полисы. Однако на пути дальнейшего продвижения Македонии в глубь Греции встали Афины. Особо яростное сопротивление завоевательским намерениям македонского царя оказал афинский демос, во главе которого стоял знаменитый оратор Демосфен. В гневных речах - Филиппинах, произнесенных на Народном собрании, он выступал против захватнических планов македонского царя, призывал греков объединится вокруг Афин против нависшей угрозы завоевания.
"Защищаясь, мы должны готовиться к войне. Если даже другие эллины согласятся надеть ярмо рабства, мы будем сражаться за свободу", - заявил Демосфен.
Решающее сражение произошло в 338 г. до н.э. у города Херонея. Демосфен, как простой гоплит, сражался с врагами в первых рядах. Ожесточенная схватка продолжалась долго. В начале афиняне стали теснить войско Филиппа П. Однако хорошо вооруженная и дисциплинированная македонская армия оказалась сильнее. После поражения под Херонеей вся Греция оказалась под властью Македонии, все греческие государства потеряли свою независимость.
Подчинив себе Грецию, Филипп II начал готовиться к походу против Персидской державы. Однако в период подготовки к походу Филипп II был неожиданно убит, по утверждению современников, не без участия персов. На македонский престол взошел 21-летний сын Филиппа П Александр (356-323 гг.до н.э.). Царь Филипп II пригласил Аристотеля воспитателем для 13-летнего своего сына Александра. В течение нескольких лет он ознакомил Александра с основными отраслями науки, необходимых для будущего правителя. Аристотель участвовал в первых походах Александра, давал ему лучшие советы и рекомендации.
В 334 году до н.э. македоногреческие войска под предводительством Александра вторглись в пределы Малой Азии. Среди персов не было единства. Центральная власть было слабой. Местное население было недовольно персидскими властями, поэтому они встречали македонцев как освободителей от персидского ига.
Первое настоящее сражение между войсками Атександра и персидской армией произошло в 334 году до н.э. на берегу реки Гранин. Персидские войска потерпели полное поражение.
В 332 г. до н.э. Александр предпринял поход в Египет, находящийся под властью персидского царя. Александр завоевал Египет без особых трудностей, т.к. по пути были разгромлены основные отряды персидских войск.
Из Египта Александр двинулся в районы Двуречья. Персидский царь Дарий III собрал со всей территории своей огромной державы многочисленное войско. Войска противников сошлись у местечка Гав-гамела на берегу Тигра. Персидское войско потерпела сокрушительное поражение.
Победители захватили все крупные персидские города, оказавших сопротивление они жестоко наказывали. Например, после взятия города Тира он приказал истребить 8 тысяч жителей, а 30 тысяч было продано в рабство. Чтобы окончательно уничтожить всякое упоминание о Персидской державе, он разграбил и сравнял с землей родовую столицу персидских царей Персополь.
Покорив Египет, Месопотамию, Малую Азию и Персию, Александр направился в Среднюю Азию, захватил Бактрию и Согдиану. Затем повел свое войско в Индию. Однако обессиленное многочисленными военными походами, македонское войско отказалась от дальнейшего продолжения похода и потребовало возвращения домой. В 324 году до н.э. с остатками непобедимой армии великий полководец вернулся в Двуречье.
В 323 году до н.э. Александр внезапно заболел и через две недели скончался на тридцать третьем году жизни.
Едва похоронив своего повелителя, его полководцы бросились делить между собой его великую империю. Держава распалась на отдельные царства, самыми известными из которых были Сирийское, Египетское и Македонское.

История Македонии

Древний период.

II тысячелетия до н.э. район, который позже стал называться Македонией, был заселен главным образом иллирийцами на западе и фракийцами на востоке. Спустя тысячелетие горные районы Орестиды (близ нынешней Кастории) и долина реки Альякмон были заселены племенем, называвшимся македонцами. Несколько столетий спустя это полукочевое племя захватило б о льшую часть территории между о.Лихнитис (Охридским) на западе, средним течением р. Аксиус (Вардар) на севере, рекой Стримон на востоке и горой Олимп на юге. Ранее известный под названием Иматия, этот район был затем переименован в Македонию. Нижняя, или Южная Македония находилась непосредственно под властью македонских вождей, которые поработили или вытеснили прежних жителей Фракии, в то время как Верхняя Македония была заселена независимыми племенами, родственным иллирийцам и македонцам. На полуострове Халкидики были созданы колонии греков.

В первой половине 19 в. началась дискуссия по поводу языка и этнических корней древних македонцев. Неизвестно, являлся ли древнемакедонский язык самостоятельным языком или греческим диалектом, в который вошли негреческая лексика и другие негреческие элементы. Возможно, что древнемакедонский язык являлся языком правящего класса, а некоторые подданные македонских вождей говорили на других языках. В 5 в. до н.э. местные правители запретили древнемакедонский язык и начали использовать аттический диалект греческого языка. Однако многие греки в городах-государствах к югу продолжали считать македонцев варварами (негреками).

После неудач персидского царя Ксеркса в покорении Македонии и Греции в начале 5 в. до н.э. македонские цари или вожди вели друг с другом борьбу за власть над территорией между Альякмоном и Стримоном. Наконец, один из царей, Филипп II (правил в 359–336 до н.э.) из рода Аргеадов, одержал победу. Он воевал против иллирийцев, захватил немакедонские греческие колонии Халкидики, аннексировал территорию между реками Стримон и Нестос, подчинил себе Фракию и затем вторгся в южную часть Греции. В 337 Филипп созвал представителей греческих городов-государств и создал общегреческий союз (Коринфский конгресс).

В 336 до н.э. Филипп был убит, и к власти пришел его сын Александр. Александр Великий (Македонский, правил в 336–323 до н.э.) подчинил племена к югу от Дуная, разрушил Фивы, когда жители города восстали против него, а затем повел свои македонско-греческие армии в Азию. Александр завоевал империю персов Дария III и за 11 лет военных действий расширил свои владения до реки Инд. Стремясь примирить греков и персов, он женил 10 тыс. македонцев и греков на азиатских женщинах. После его смерти в Вавилоне огромная империя, созданная Александром, была разделена между его военачальниками, при этом сама Македония отошла к пожилому Антипатру (ум. 319 до н.э.). Империя Александра оказала огромное воздействие на развитие культуры; эпоха эллинистической культуры, начавшаяся после распада империи Александра Македонского, стала эпохой синтеза греческой, египетской и персидской культур.

В 3 в. до н.э. в Македонию и Фракию с севера вторглись кельтские племена, которые пересекли Геллеспонт (Дарданеллы) и вступили в Малую Азию, не оказав заметного влияния на Македонию. Позднее римляне присоединили македонское царство к своей империи (146 до н.э.). К моменту римского завоевания македонских и фракийско-иллирийских элементов было больше, чем эллинизированных. Однако за эллинизацией последовал процесс романизации, который продолжался в течение восьми столетий римского правления. Влахи Рашки (средневековой Сербии), Македонии, Фессалии, Эпира и Болгарии считались потомками балканских местных жителей периода Средневековья и Нового времени, подвергшихся романизации. После раздела Римской империи в 395 н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи.

Нашествия готов, вандалов и гуннов в течение 4 в. и 5 в. незначительно изменили этнический характер этой области. Однако в конце 6 в. в результате аваро-славянских нашествий в Македонии появился новый важный этнический элемент: славяне и авары, говорившие на славянском языке. Среди славянских племен, которые расселились по всей Македонии, были сагудаты (западнее Салоник), ринхины (на полуострове Халкидики), смоляне (к востоку от Вардара), драговичи (вдоль верхнего и среднего течения реки Вардар и на Пелагонийской равнине), берзиты (в Верхней или Северо-западной Македонии) и велегезиты (в Южной Македонии и Фессалии). Эти племена, которые поселились к востоку от реки Струма, стали называться струмянами.

Славянские нашествия 6–7 вв. вынудили Византийскую империю отказаться от большей части Македонии. Однако славянам не удалось захватить или разрушить главные македонские города Салоники, Сере, Эдеса и Верия, и в конце концов византийский император Ираклий (правил в 610–641) подчинил славянские племена.

Чтобы ослабить непокорных славян, византийские императоры насильственно переселили некоторых славян из Македонии в Малую Азию и заменили их скифами, поселившимися вдоль нижнего течения реки Струма, а также крещеными турками (вардариотами), которые были расселены в районе реки Вардар. В 7 в. волжские болгары захватили низовья Дуная. Укрепив свои позиции, болгарские вожди двинулись дальше на юг. К концу 9 в. они создали царство, включавшее в себя фактически всю Македонию, за исключением Салоник. Чтобы препятствовать болгарской угрозе, Византия поселила в Западной Фракии армян. Тем не менее в течение целого столетия славяне Македонии оставались под властью болгар.

Македонские города были одними из первых городских общин Средиземноморья, принявшими христианство, в этом районе миссионерской деятельностью занимался апостол Павел. К 4 в. Македония была почти полностью крещена. Однако славянские нашествия возрождали на захваченных территориях язычество; исключение составляли города, находившиеся под властью Византии.

Западная церковь приступила к проповеди Евангелия среди славянских язычников в 7 в., христианизация продолжалась Константинопольским патриархатом в 8 в. Тем не менее к середине 9 в. были крещены только славяне южной части Македонии. Обращение в христианство северной Македонии произошло после ее захвата болгарами.

После принятия христианства (865) болгарский царь Борис и его сын Симеон пригласили монахов Климента и Наума в Македонию, чтобы наставлять местное население в христианской вере. Климент и Наум были учениками Кирилла и Мефодия, апостолов славян. Они перевели христианскую Библию на диалект славян Южной Македонии. Македонское архиепископство в Охриде стало религиозным центром, из которого письменность на кириллице и православная вера распространялись по всей Сербии, Болгарии и Киевской Руси.

В этот период возникла оппозиция вновь созданным церквам, появившимся в Македонии. С 10 в. здесь распространяется дуалистическое религиозное движение богомильства («церковь Дреговицкая»).

Первое Болгарское царство рухнуло под ударами мятежников в северо-западной части Болгарии (восстание вспыхнуло под руководством богомилов в Македонии), а также армий киевского князя Святослава и византийского императора Иоанна I Цимисхия. В западной части Болгарии возникло новое, Западно-Болгарское царство (976–1018), царем стал Самуил, который сделал своей столицей Охриду и повысил ранг македонского архиепископата до уровня патриархата. Однако в 1014 византийский император Василий II разбил армию Самуила. Через несколько лет Византия полностью овладела Македонией.

После восстановления византийского правления и неудачных восстаний македонских славян в 1040–1041 и 1072–1073 (и отчасти успешных восстаний других балканских славян) многие богомилы бежали на север в Рашку, а оттуда – в Боснию. Во время 4-го Крестового похода (1204–1205) Южная Македония и Салоники перешли во владение Бонифация Монферратского; Северная Македония была оккупирована новым болгарским или влахо-болгарским, государством, созданным в 1185 после успешного восстания против Византии. Однако во второй половине 13 в. Македония снова попала под власть Византии.

К концу 13 в. князья династии Неманичи из Рашки (Сербии) распространили свою власть на северную и северо-западную Македонию. В начале 14 в. каталонские солдаты (нанятые Византией для войн в Малой Азии против турок и во Фракии против болгар) перешли границу и стали грабить южную Македонию. В годы правления Стефана Душана Неманя (1331–1355) Эпир, Фессалия и вся Македония, за исключением Салоник, вошли в состав Сербии. В 1346 Скопье стал столицей нового царства – сербо-греческого, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков».

После смерти Душана Македония была разделена между десятью сербскими землевладельцами, самыми могущественными из которых были представители рода Мрнявчевичей. Юго-Восточная Македония перешла под власть Йована Углеши Мрнявчевича, а район Призрен-Скопье-Прилеп находился под властью его брата Вукашина. Однако в 1371 Вукашин и Углеша погибли в битве при Черномене на р. Марица. Победившие их турки затем оккупировали большую часть Македонии. Сын Вукашина, королевич Марко, любимый герой сербских, македонских и западно-болгарских эпических поэм, стал турецким вассалом. К 1394 вся Македония, за исключением некоторых южных ее частей, оказалась в руках турок.

В 14 в. Македония стала центром яркого стиля в искусстве, переходного между византийской и итальянской живописью эпохи Возрождения. Монастыри на г. Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования, а расположенному здесь Хиландарскому монастырю, где обучались в основном южные славяне, приносили крупные пожертвования сербские цари, князья и княгини.

В результате османской оккупации Македонии часть христианского населения была уничтожена. Многие феодалы бежали на запад и север, часть из них пошла на компромисс с османской властью, а некоторые приняли ислам. Число турок и мусульман в Македонии, по всей вероятности, было незначительным до 15–16 вв., когда турки-кочевники из Анатолии, называвшиеся юрюками, были переселены османским правительством в сельские районы области. Вторая волна исламизации прекратилась во второй половине 17 в., во время и после Кандийской (венециано-турецкой) войны (1645–1669) и войны Священной лиги (1683–1699). Обращение в ислам происходило в то время в нескольких районах. В восточной Македонии и Болгарии обращенным в ислам в этот период дали название помаков (помощников), так как они служили в Османской империи в местных полицейских силах либо во вспомогательных войсках. В 19 в. османское правительство поселило в ряде мест Македонии мусульман-черкесов. Кроме того, после освобождения Сербии, Боснии и Герцеговины и Болгарии от турецкого гнета многие мусульманские эмигранты покинули эти территории и поселились в Македонии.

В 1560-х годах, в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в Македонии началось восстание против османского ига. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593–1606, 1683–1699).

В 1689 армии Габсбургов заняли Скопье. В округах Кратово и Злетово на северо-востоке Македонии откупщики традиционно использовали принудительный труд для разработки месторождений природных ископаемых; крестьяне, чтобы избежать такой работы, уходили в горы. Когда армии Габсбургов пришли в этот район, один из рудокопов, Карпош, возглавил восстание против турок (1689). В 1690, после ухода австрийцев, восстание было подавлено турками, Карпош убит, а многие македонцы проданы в рабство. Другая часть македонцев бежала в Воеводину, находившуюся под австрийским правлением.

Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине 16 в. системы «чифтлик» (турецк. «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне были вынуждены отдавать часть своей продукции. Когда в 16 в. выросли города и возник обширный рынок сельскохозяйственной продукции, многие землевладельцы и солдаты стремились расширить свои земельные владения. В периоды хаоса они прибегали к насилию, чтобы достигнуть своих целей. Когда во второй половине 17 в. городская экономика Османской империи начала испытывать кризис, зажиточные османские ремесленники и купцы стремились приобрести земельную собственность.

Однако по мере упадка городской экономики землевладельцы чифтлик и другие владельцы собственности столкнулись с проблемой рынка для своих товаров. Стало очевидно, что внутренний рынок не в состоянии поглотить большие излишки сельскохозяйственных продуктов. Однако рост населения и промышленности в Западной Европе в 18 в. увеличил спрос на зерновые культуры, хлопок и другое сырье и сельскохозяйственные продукты. Таким образом, землевладельцы чифтлик изначально не помогали развиваться классу сельских торговцев на Балканах, ибо их продукция шла в Западную, Центральную и Северную Европу. Одним из основных районов Балкан, в котором возник класс торговцев, стала Македония. Этими торговцами в основном были греки и влахи, но также и славяне.

Состоятельные купцы из Македонии часто становились могущественными губернаторами (например, Али Паша из Янины) или влиятельными местными аристократами (Исмаил Бей из Сере). Однако некоторые купцы проявляли большие симпатии к идеям французской революции и к движению за независимость, которым руководил Карагеоргий П

о трович из Сербии; фактически многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807 и 1808 в Македонии и соседних районах произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия. Подобную же симпатию они проявляли к борьбе за независимость Греции в 1821

Начал поход на Персию .

Возникновение Македонии

Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós )», что означает «высокий» .

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов - переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады), возводивших своё происхождение к Гераклу . Первый царь Македонии - Пердикка I (по более поздним данным - Каран).

Раннее царство

Мифическим основателем македонского государства называли Карана , отождествляемого с сыном аргосского царя Темена Архелаем . По Юстину , от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года , что заставляет датировать правление Карана XI веком до н. э.

Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма . Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирнион совершил поход в Скифию , в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено. Пирр, царь Македонии и Эпира , в 279 году до н. э. нанёс поражение римлянам, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила сдержать натиск Римской республики, а Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.

Закат царства

В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима : результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии. Когда Македония была завоевана Римской республикой , страну разделили на четыре независимые друг от друга республики с аристократией во главе, которые выплачивали дань Риму. В 149 до н. э. в Македонии появился некий самозванец Андриск , выдававший себя за умершего сына Персея Филиппа VI. Это привело к четвёртой Македонской войне. В 148 до н. э. римляне разбили Лжефилиппа. Итогом стало объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.

Язык

Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому , являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:

  • диалект греческого языка с элементами иллирийского;
  • диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
  • диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы ;
  • диалект иллирийского языка с элементами греческого;
  • самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.

Происхождение

Республика Македония История Македонии
Герб Македонии

Древняя Македония

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Портал «Македония»

Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

См. также

Напишите отзыв о статье "Древняя Македония"

Примечания

Литература

  • Марк Юниан Юстин .
  • Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. - В книге : Кембриджская история древнего мира . Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. (глава о ранней Македонии и смежных областях) - М.: Ладомир, 2007. - ISBN 978-5-86218-467-9
  • Шофман А. С. - Казань : Изд-во Казанского университета , 1960-1963.
  • Кузьмин Ю. Н. : Авт. дисс… к.и.н. - Саратов, 2003.
  • Буров А. С. : Авт. дисс… к.и.н. - М., 1996.
  • А. Б. Ранович. . - М .: Издательство АН СССР, 1950. - 264 с.
  • Талах В. Н. / Под ред. В. Н. Талаха, С. А. Куприенко. - К. : Видавець Купрієнко С. А., 2013. - 229 с. - ISBN 978-617-7085-01-9.
  • Selian E.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • - В проекте Реконструкция «Нового Геродота»

Отрывок, характеризующий Древняя Македония

Он протянул светящуюся руку к моему лбу и я почувствовала странное ощущение лёгкого «взрыва», после которого появилось чувство и вправду похожее на открывающуюся дверь… которая, к тому же, открывалась прямо у меня во лбу. Я увидела удивительно красивые, похожие на огромных разноцветных бабочек, тела, выходившие из самого центра моей головы… Они выстраивались вокруг и, привязанные ко мне тончайшей серебристой нитью, создавали удивительно красочный необычный цветок… По этой «нити» в меня вибрируя вливалась тихая и какая-то «неземная» мелодия, которая вызывала в душе чувство покоя и полноты.
На какое-то мгновение я увидела множество прозрачных человеческих фигур, стоящих вокруг, но они все почему-то очень быстро исчезли. Остался только мой первый гость, который всё ещё касался рукой моего лба и от его прикосновения в моё тело текло очень приятное «звучащее» тепло.
– Кто они? – спросила я, показывая на «бабочек».
– Это ты, – опять прозвучал ответ. – Это ты вся.
Я не могла понять, о чём он говорит, но каким-то образом знала, что от него идёт настоящее, чистое и светлое Добро. Вдруг очень медленно все эти необычные «бабочки» начали «таять» и превратились в изумительный, сверкающий всеми цветами радуги звёздный туман, который стал постепенно втекать обратно в меня... Появилось глубокое чувство завершённости и чего-то ещё, что я никак не могла понять, а только лишь очень сильно чувствовала всем своим нутром.
– Будь осторожна, – сказал мой гость.
– Осторожна в чём? – спросила я.
– Ты родилась… – был ответ.
Его высокая фигура начала колебаться. Поляна закружилась. А когда я открыла глаза, к моему величайшему сожалению, моего странного незнакомца уже нигде не было. Один из мальчишек, Ромас, стоял напротив меня и наблюдал за моим «пробуждением». Он спросил, что я здесь делаю и собираюсь ли я собирать грибы… Когда я спросила его сколько сейчас время, он удивлённо на меня посмотрев ответил и я поняла, что всё, что со мной произошло, заняло всего лишь несколько минут!..
Я встала (оказалось, что я сидела на земле), отряхнулась и уже собралась идти, как вдруг обратила внимание на весьма странную деталь – вся поляна вокруг нас была зелёной!!! Такой же изумительно зелёной, как если бы мы нашли её ранней весной! И каково же было наше общее удивление, когда мы вдруг обратили внимание, что на ней откуда-то появились даже красивые весенние цветы! Это было совершенно потрясающе и, к сожалению, совершенно необъяснимо. Вероятнее всего, это было какое-то «побочное» явление после прихода моего странного гостя. Но ни объяснить, ни хотя бы понять этого, к сожалению, я тогда ещё не могла.
– Что ты сделала? – спросил Ромас.
– Это не я, – виновато буркнула я.
– Ну, тогда пошли, – согласился он.
Ромас был одним из тех редких тогдашних друзей, кто не боялся моих «выходок» и не удивлялся ничему из того, что постоянно со мной происходило. Он просто мне верил. И поэтому я не должна была никогда ничего ему объяснять, что для меня было очень редким и ценным исключением. Когда мы вернулись из леса, меня тряс озноб, но я думала, что, как обычно, просто немного простудилась и решила не беспокоить маму пока не будет чего-то более серьёзного. Наутро всё прошло, и я была очень довольна тем, что это вполне подтвердило мою «версию» о простуде. Но, к сожалению, радоваться пришлось недолго…

Утром я, как обычно, пошла завтракать. Не успела я протянуть руку к чашке с молоком, как эта же тяжёлая стеклянная чашка резко двинулась в мою сторону, пролив часть молока на стол... Мне стало немножко не по себе. Я попробовала ещё – чашка двинулась опять. Тогда я подумала про хлеб... Два кусочка, лежавшие рядом, подскочили и упали на пол. Честно говоря, у меня зашевелились волосы… Не по-тому, что я испугалась. Я не боялась в то время почти ничего, но это было что-то очень уж «земное» и конкретное, оно было рядом и я абсолютно не знала, как это контролировать...
Я постаралась успокоиться, глубоко вздохнула и попробовала опять. Только на этот раз я не пыталась ничего трогать, а решила просто думать о том, чего я хочу – например, чтобы чашка оказалась в моей руке. Конечно же, этого не произошло, она опять всего лишь просто резко сдвинулась. Но я ликовала!!! Всё моё нутро просто визжало от восторга, ибо я уже поняла, что резко или нет, но это происходило всего лишь по желанию моей мысли! И это было совершенно потрясающе! Конечно же, мне сразу захотелось попробовать «новинку» на всех окружающих меня живых и неживых «объектах»...
Первая мне под руку попалась бабушка, в тот момент спокойно готовившая на кухне очередное своё кулинарное «произведение». Было очень тихо, бабушка что-то себе напевала, как вдруг тяжеленная чугунная сковорода птичкой подскочила на плите и с жутким шумом грохнулась на пол… Бабушка от неожиданности подскочила не хуже той же самой сковороды... Но, надо отдать ей должное, сразу же взяла себя в руки, и сказала:
– Перестань!
Мне стало немножечко обидно, так как, что бы не случилось, уже по привычке, всегда и во всём обвиняли меня (хотя в данный момент это, конечно, было абсолютной правдой).
– Почему ты думаешь это я? – спросила я надувшись.
– Ну, привидения у нас вроде бы пока ещё не водятся, – спокойно сказала бабушка.
Я очень любила её за эту её невозмутимость и непоколебимое спокойствие. Казалось, ничего в этом мире не могло по-настоящему «выбить её из колеи». Хотя, естественно, были вещи, которые её огорчали, удивляли или заставляли грустить, но воспринимала она всё это с удивительным спокойствием. И поэтому я всегда с ней чувствовала себя очень уютно и защищённо. Каким-то образом я вдруг почувствовала, что моя последняя «выходка» бабушку заинтересовала… Я буквально «нутром чувствовала», что она за мной наблюдает и ждёт чего-то ещё. Ну и естественно, я не заставила себя долго ждать... Через несколько секунд все «ложки и поварёшки», висевшие над плитой, с шумным грохотом полетели вниз за той же самой сковородой…
– Ну-ну… Ломать – не строить, сделала бы что-то полезное, – спокойно сказала бабушка.
Я аж задохнулась от возмущения! Ну, скажите пожалуйста, как она может относиться к этому «невероятному событию» так хладнокровно?! Ведь это такое... ТАКОЕ!!! Я даже не могла объяснить – какое, но уж точно знала, что нельзя относиться к тому, что происходило, так покойно. К сожалению, на бабушку моё возмущение не произвело ни малейшего впечатления и она опять же спокойно сказала:
– Не стоит тратить столько сил на то, что можно сделать руками. Лучше иди почитай.
Моему возмущению не было границ! Я не могла понять, почему то, что казалось мне таким удивительным, не вызывало у неё никакого восторга?! К сожалению, я тогда ещё была слишком малым ребёнком, чтобы понять, что все эти впечатляющие «внешние эффекты» по-настоящему не дают ничего, кроме тех же самых «внешних эффектов»… И суть всего этого всего лишь в одурманивании «мистикой необъяснимого» доверчивых и впечатлительных людей, коим моя бабушка, естественно не являлась... Но так как до такого понимания я тогда ещё не доросла, мне в тот момент было лишь невероятно интересно, что же такого я смогу сдвинуть ещё. По-этому, я без сожаления покинула «не понимавшую» меня бабушку и двинулась дальше в поисках нового объекта моих «экспериментов»…
В то время у нас жил папин любимец, красивый серый кот – Гришка. Я застала его сладко спящим на тёплой печке и решила, что это как раз очень хороший момент попробовать на нём своё новое «искусство». Я подумала, что было бы лучше, если бы он сидел на окне. Ничего не произошло. Тогда я сосредоточилась и подумала сильнее... Бедный Гришка с диким воплем слетел с печи и грохнулся головой о подоконник… Мне стало так его жалко и так стыдно, что я, вся кругом виноватая, кинулась его поднимать. Но у несчастного кота вся шерсть почему-то вдруг встала дыбом и он, громко мяукая, помчался от меня, будто ошпаренный кипятком.
Для меня это был шок. Я не поняла, что же произошло и почему Гришка вдруг меня невзлюбил, хотя до этого мы были очень хорошими друзьями. Я гонялась за ним почти весь день, но, к сожалению, так и не смогла выпросить себе прощения… Его странное поведение продолжалось четыре дня, а потом наше приключение, вероятнее всего, забылось и опять всё было хорошо. Но меня это заставило задуматься, так как я поняла, что, сама того не желая, теми же самыми своими необычными «способностями» иногда могу нанести кому-то и вред.
После этого случая я стала намного серьёзнее относиться ко всему, что неожиданно во мне проявлялось и «экспериментировала» уже намного осторожнее. Все последующие дни я, естественно же, просто заболела манией «двигания». Я мысленно пробовала сдвинуть всё, что только попадалось мне на глаза... и в некоторых случаях, опять же, получала весьма плачевные результаты...
Так, например, я в ужасе наблюдала, как полки аккуратно сложенных, очень дорогих, папиных книг «организованно» повалились на пол и я трясущимися руками пыталась как можно быстрее собрать всё на место, так как книги были «священным» объектом в нашем доме и перед тем, как их брать – надо было их заслужить. Но, к моему счастью, папы в тот момент дома не оказалось и, как говорится, на этот раз «пронесло»…
Другой весьма смешной и в то же время грустный случай произошёл с папиным аквариумом. Отец, сколько я его помню, всегда очень любил рыбок и мечтал в один прекрасный день соорудить дома большой аквариум (что он позднее и осуществил). Но в тот момент, за не имением лучшего, у нас просто стоял маленький круглый аквариум, который вмещал всего несколько разноцветных рыбок. И так как даже такой маленький «живой уголок» доставлял папе душевную радость, то за ним с удовольствием присматривали в доме все, включая меня.
И вот, в один «злосчастный» день, когда я просто проходила мимо, вся занятая своими «двигающими» мыслями, я нечаянно посмотрела на рыбок и пожалела, что у них, бедненьких, так мало места чтобы вольно жить… Аквариум вдруг задрожал и, к моему великому ужасу, лопнул, разливая воду по комнате. Бедные рыбки не успели опомниться, как были, с большим аппетитом, съедены нашим любимым котом, которому вдруг, прямо с неба, привалило такое неожиданное удовольствие... Мне стало по-настоящему грустно, так как я ни в коем случае не хотела огорчать папу, а уж, тем более, прерывать чью-то, даже очень маленькую, жизнь.
В тот вечер я ждала папу в совершенно разбитом состоянии – было очень обидно и стыдно так глупо оплошать. И хотя я знала, что никто не будет меня за это наказывать, на душе почему-то было очень скверно и, как говорится, в ней очень громко «скребли кошки». Я всё больше и больше понимала, что некоторые из моих «талантов» в определённых обстоятельствах могут быть весьма и весьма небезопасны. Но, к сожалению, я не знала, как можно этим управлять и поэтому мне всё больше и больше становилось тревожно за непредсказуемость некоторых моих действий и за возможные их последствия с совершенно не желаемыми мною результатами...
Но я всё ещё была лишь любопытной девятилетней девочкой и не могла долго переживать из-за трагически погибших, правда полностью по моей вине, рыбок. Я по-прежнему усердно пробовала двигать все попадающееся мне предметы и несказанно радовалась любому необычному проявлению в моей «исследовательской» практике. Так, в одно прекрасное утро во время завтрака моя молочная чашка неожиданно повисла в воздухе прямо передо мной и продолжала себе висеть, а я ни малейшего понятия не имела, как её опустить... Бабушка в тот момент находилась на кухне и я лихорадочно пыталась что-то «сообразить», чтобы не пришлось опять краснеть и объясняться, ожидая услышать полное неодобрение с её стороны. Но несчастная чашка упорно не хотела возвращаться назад. Наоборот, она вдруг плавно двинулась и, как бы дразнясь, начала описывать над столом широкие круги… И что самое смешное – мне никак не удавалось её схватить.
Бабушка вернулась в комнату и буквально застыла на пороге со своей чашкой в руке. Я конечно тут же кинулась объяснять, что «это она просто так летает… и, ведь правда же, это очень красиво?»… Короче говоря, пыталась найти любой выход из положения, только бы не показаться беспомощной. И тут мне вдруг стало очень стыдно… Я видела, что бабушка знает, что я просто-напросто не могу найти ответ на возникшую проблему и пытаюсь «замаскировать» своё незнание какими-то ненужными красивыми словами. Тогда я, возмутившись на саму себя, собрала свою «побитую» гордость в кулак и быстро выпалила:
– Ну, не знаю я, почему она летает! И не знаю, как её опустить!
Бабушка серьёзно на меня посмотрела и вдруг очень весело произнесла:
– Так пробуй! Для того тебе и дан твой ум.
У меня словно гора свалилась с плеч! Я очень не любила казаться неумёхой и уж особенно, когда это касалось моих «странных» способностей. И вот я пробовала... С утра до вечера. Пока не валилась с ног и не начинало казаться, что уже вообще не соображаю, что творю. Какой-то мудрец сказал, что к высшему разуму ведут три пути: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый лёгкий и путь опыта на своей шее – самый тяжёлый. Вот я видимо и выбирала всегда почему-то самый тяжёлый путь, так как моя бедная шея по-настоящему сильно страдала от моих, никогда не прекращающихся, бесконечных экспериментов…
Но иногда «игра стоила свеч» и мои упорные труды венчались успехом, как это наконец-то и случилось с тем же самым «двиганием»… Спустя какое-то время, любые желаемые предметы у меня двигались, летали, падали и поднимались, когда я этого желала и уже совершенно не казалось сложным этим управлять… кроме одного весьма обидно упущенного случая, который, к моему великому сожалению, произошёл в школе, чего я всегда честно пыталась избегать. Мне совершенно не нужны были лишние толки о моих «странностях» и уж особенно среди моих школьных товарищей!
Виной того обидного происшествия, видимо, было моё слишком большое расслабление, которое (зная о своих «двигательных» способностях) было совершенно непростительно допускать в подобной ситуации. Но все мы когда-то делаем большие или маленькие ошибки, и как говорится – на них же и учимся. Хотя, честно говоря, я предпочитала бы учиться на чём-нибудь другом...
Моим классным руководителем в то время была учительница Гибиене, мягкая и добрая женщина, которую все школьники искренне обожали. А в нашем классе учился её сын, Реми, который, к сожалению, был очень избалованным и неприятным мальчиком, всегда всех презиравшим, издевавшимся над девчонками и постоянно ябедничавшим на весь класс своей матери. Меня всегда удивляло, что, будучи таким открытым, умным и приятным человеком, его мать в упор не хотела видеть настоящего лица своего любимого «чадушки»… Наверное это правда, что любовь может быть иногда по-настоящему слепа. И уж в этом случае она была слепа неподдельно...
В тот злополучный день Реми пришёл в школу уже изрядно чем-то взвинченный и сразу же начал искать себе «козла отпущения», чтобы излить на него всю свою, откуда-то накопившуюся, злость. Ну и естественно, мне «посчастливилось» оказаться в тот момент именно в радиусе его досягаемости и, так как мы не очень-то любили друг друга изначально, в этот день я оказалась именно тем горячо желанным «буфером», на котором ему не терпелось выместить своё неудовлетворение неизвестно чем.